Святитель и чудотворец Митрофан Воронежский. Молитва Митрофану Воронежскому о помощи в различных ситуациях

Имя святителя и чудотворца Митрофана Воронежского известно по всей России и за ее пределами. В сентябре (4 - по старому и 17 - по новому стилю) Русская православная церковь празднует второе обретение и перенесение мощей святителя. Митрофан Воронежский, молитва и завещание которого — это светлое послание пастыря к любимой пастве, прославился своим благочестием и пастырской добродетельностью.

Ежегодно совершается панихида по святителю и по его родителям: иерее Василии и матушке Марии. В Благовещенском соборе города Воронежа лежат его нетленные мощи — это место паломничества верующих. Еще при жизни чудотворец завещал, чтобы о нем совершались заупокойные службы и с этой целью построил предел Архистратига Михаила — его святого покровителя.

Молитва святому Митрофану Воронежскому

Родился будущий святитель 8 ноября 1623 года в семье потомственного священника. О родителях Митрофана (в миру Михаила) известно мало. Он сам в завещании пишет, что родители были людьми благочестивыми и воспитывали его в глубокой вере.

Половину жизни Митрофан Воронежский прожил как и его отец: женился, служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, растил сына Иоанна.

Для своего прихода священник был благочестивым и самоотверженным пастырем, готов был душу положить за каждого своего духовного чада. А письма к сыну — это очевидцы нежной заботы и любви отца Михаила. До сегодняшнего дня молитва Митрофану Воронежскому о сыне помогает верующим людям спасать своих сыновей от вражеских рук.

Иноческая жизнь

Но Божий промысел вел его другим путем. Рано овдовев (тогда ему исполнилось сорок лет), священник Михаил оставшуюся жизнь решает посвятить служению Богу и уходит в монастырь. Он селится в где постригается в иночество с Уединенное и тихое место приходится по душе святителю и он дает обет прожить всю оставшуюся жизнь в данной пустыни и быть там похороненным.

Но, опять по воле Божией, спустя три года его по просьбе братии соседнего Яхромского монастыря избирают на должность игумена. Митрофан Воронежский (молитва и просьба которого остаться в пустыне не была удовлетворена) вынужденно нарушает обет и покидает монастырь, о чем жалеет всю оставшуюся жизнь.

В Яхромском монастыре святителю Воронежскому пришлось прослужить десять лет. Этот удивительный человек полностью посвящает себя заботе о духовной жизни братии и о процветании обители. Не без его содействия многие благотворители выделяют средства для строительства обширного храма в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его образа.

О заслугах святителя и чудотворца узнает сам Патриарх Иоаким (1674-1690) и возводит его в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре. Там заботами Митрофана Воронежского возводится храм со своей колокольней и трапезной.

Посвящение во епископы

Конец семнадцатого века увенчался старообрядческим расколом. Это было тяжелое и смутное время для православия, особенно остро это ощущал святитель Митрофан Воронежский. Молитва его за отечество в этот период была особенно пламенной. Для просвещения народа было решено открыть новые епархии, в том числе и Воронежскую. С этой целью святителя вызывают в Москву и посвящают во епископа Воронежского.

Прибыв на место, пастырь первым делом пишет и рассылает послания священникам своей епархии. Документ сохранился до наших дней. Обращаясь к иереям, отец Митрофан цитирует Евангелие, где Господь трижды завещал апостолу Петру пасти свое стадо. Этим святитель показывает, что есть три вида пастырского служения — это слово учения, молитвы и помощь Святых Тайн и образ жизни.

Как и везде, свою деятельность Митрофан Воронежский начинает со строительства кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, куда потом пристраивает приделы во имя Архистратига Михаила и Николая Угодника.

В течение двадцати лет святитель увеличил количество церквей в епархии от 182 до 239, построил два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюговский.

Молитва Митрофану Воронежскому о трудоустройстве, здоровье и о других нуждах

Приехав в Воронеж с шестнадцатью архиереями, угодник Божий понимает, что в 58 лет ему придется много потрудиться. Воронежский край был недавно заселен, сам город не насчитывал и ста лет с основания, а жили в округе в основном невольные, которых согнал государь для охранения края от нападения крымских татар. Поселялись здесь и беглецы, покинувшие родные места из-за тяжелых условий жизни, и выходцы из Приднепровья, бежавшие от польских притеснений.

О нравственности эти люди не заботились, многие носили языческие имена и жили по языческим обрядам. Богослужение не посещали, пьянствовали, семейный союз оскверняли пороками. Во время литургии могли выяснять отношения друг с другом и громко ругаться. Под видом «государственных войск» повсюду рыскали шайки разбойников, обдиравших бедный люд.

Строительство храмов и молитва святителя

Архиерейский двор был в таком запущении, что святителю вместе со своими людьми пришлось первое время жить на постоялом дворе. Сам угодник Божий в быту был совершенно неприхотлив, но бедность епархии обрекала на нужду всех остальных насельников архиерейского дома, к тому же нищета не позволяла ему раздавать щедрую милость, вести литургию и другие богослужения в боголепно украшенном храме.

Благодаря его святым молитвам Воронежский край наконец стал преобразовываться, причем не только внешне. Сознание людей постепенно менялось и еще при жизни святителя, многие получали исцеления и утешение от батюшки.

Молитва Митрофану Воронежскому о жизненном устройстве детей, о получении здоровья, о трудоустройстве и так далее, как тогда, так и сейчас помогает верующим. Главной добродетелью христианина чудотворец считал молитву, так как, по его мнению она является путеводителем к Царствию Божию. Сам святитель любил молиться за всех, кого знал, записывая их имена в синодик за здравие и за упокой. Особенно он почитал воинов, павших за отечество. Старец был убежден, что если душа праведная, то сподобится большей части в Царствии Небесном, а если грешная - то милости Его.

Петр Первый

Святитель хорошо понимал значение и все начинания государя для отечества и народа. В своих проповедях угодник Божий призывал паству помогать царю в строительстве флота в Воронеже, так как многие считали это напрасным трудом. Он лично всячески содействовал Петру Первому, отдавая все средства на государственные нужды, понимая, что они идут на благо родины.

Наряду с этим, святитель свято следил за чистотой православия и не побоялся войти в конфликт с царем, когда посчитал нужным. В житии угодника Божия описан этот случай. Государь, приехав в Воронеж, пожелал увидеть у себя во дворце святителя, тот незамедлительно пешком пошел на встречу. Но, ступив на территорию дворца и увидев языческие статуи, Митрофан Воронежский (молитва которого могла воскресить умершего) повернулся обратно и ушел, не сказав ни слова, не подчинившись царскому приказу. Узнав причину непослушания святителя, Петр Первый разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни. Но Митрофан Воронежский остался тверд в своих убеждениях. Под вечер царь услышал благовест к Всенощной и удивился, так как накануне не было церковного праздника. На вопрос Петра, почему звонят к службе, святитель ответил, что перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения.

Конфликт был улажен, Петр Первый приказал убрать все статуи языческих богов. Только после этого святитель вошел к нему во дворец.

Кончина владыки

В 1702 году владыка тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унжинского, основателя монастыря, где Митрофан Воронежский был игуменом. Болезнь была ко смерти, он это понимал и в своем завещании писал, что нет у него ни золота, ни денег, чтобы оставить на собственные поминки и «воспоминания души моей грешной». Все средства, которые у него были, он потратил на нищих, на обустройство храма, на государственные нужды.

Двадцать третьего ноября 1703 года святитель скончался. При его погребении присутствовал сам царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал, что не осталось у него такого святого старца. Похоронили святителя и чудотворца Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа.

Чудеса и помощь, исходящие от мощей святителя

Мощи святителя оказались нетленными, и, по свидетельству многих, от них происходили чудеса. В 1832 году святителя возвели в лик Святых. К его мощам всегда выстроена очередь из паломников. Многие верующие просят, чтобы молитва Митрофану Воронежскому о работе, об исцелении от тяжких болезней, об избавлении от бедности читалась рядом с его нетленными останками. И просьба их не остается без внимания — старец предстоит перед Богом и просит за всех, кто к нему взывает с помощью.

Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда не прервется. Ряды молитвенников у святой усыпальницы не уменьшаются, а только лишь увеличиваются, благодаря чудесной помощи святого.

Праведное житие святителя Митрофана Воронежского положило начало его открытому прославлению.

Жизненный путь будущего чудотворца

Митрофан (в миру Михаил) появился на свет в семье священника в 1623 году. До возраста 40 лет он имел добропорядочную супругу и сына Иоанна, служил клириком на приходе. В 1663 году умерла его жена, это горестное событие послужило неким толчком к принятию монашеского пострига, который он принял в Успенской пустыни вблизи Суздаля.

Икона Святителя Митрофана Воронежского

Но что являл собой в те смутные годы Воронеж? Он находился на самой окраине Рязанской епархии, в городе была очень сложная жизнь. Дело в том, что этот ранее благодатный край был на несколько столетий опустошен волной монголо-татарского нашествия. Причем в современное время некоторые водоемы и населенные пункты до сих пор носят татарские названия.

Несмотря на то, что Воронеж был восстановлен после разорения, случившегося во времена правления потомка Иоанна Грозного Феодора Иоанновича, город все же подвергался новым разорениям. Например, известно, что в 1624 году численность городского населения составляла всего лишь 100 человек. Жители бежали из города потому, что татары и польско-литовские разбойники разрушали Воронеж, а самих горожан пленяли в целях работорговли. Городок был обнесен небольшой деревянной стеной, в его центре стояла церковь Благовещения Божией Матери.

Неспокойное время породило шатания и разврат. Отсутствие храмов и монастырей вследствие их разрушения, породило скудность духовного и нравственного состояния народа. На дорогах разбойничали шайки бандитов, а на берегах Дона собирались крестьяне, горожане и раскольники, желающие вольной жизни и разврата.

В таком убогом и нищем состоянии досталась кафедра Митрофану Воронежскому. Но святитель не побоялся трудностей.

Интересно! За 20 лет епископства чудотворец возвел в епархии множество церквей, но для себя он даже не построил отдельного жилища. Все два десятилетия он жил на постоялом дворе.

Служение церкви

Свою деятельность он начал с распространения послания, в котором призывал народ к исправлению падшей нравственности церковнослужителей и мирян.

Петр Первый и святитель Митрофан

Он призывал людей к:

  • добропорядочному житию и непрестанному молению;
  • принятию Крещения , покаянию;
  • вниманию к недужным;
  • частому причастию и помазыванию святым елеем.

Воронежский святитель усердно опекал свою паству: искоренял беспорядки в монастырях, утверждал в них житие по иноческому уставу, утешал плачущих, покровительствовал вдовам и сиротам, заступался за обиженных.

В своем доме он принимал странников, здесь же святой обустроил лечебницу для болящих, а в свободное время и ночами возносил мольбы о живых и об усопших христианах.

Твердая вера не позволила Митрофану явиться по приглашению царя Петра I в его покои, потому что там стояли языческие статуи. Чудотворец совсем не боялся навлечь на себя гнев императорской персоны, хотя за ослушание воли царя ему грозила опала. Но Петр повелел уничтожить статуи и с того момента проникся к Митрофану еще большим уважением.

Интересно! Чудотворец обладал высоким патриотизмом и благодаря своему авторитету содействовал преобразованиям Петра I, жертвуя свои средства на благо Родины и обустройство флота.

Святитель отошел ко Христу 23 ноября 1703 года в глубокой старости. Незадолго до смерти он принял великую схиму с именем Макарий. На похоронах гроб с его телом нес сам царь Петр I.

Обретение мощей

В 1831 году совершалась реставрация кафедрального собора в Воронеже , требовалась замена пола и измерение прочности фундамента здания. При разборке помоста был обнаружен склеп. Через отверстие сверху реставраторы рассмотрели гроб с истлевшей от времени крышкой, в котором покоилось нетленное тело святителя Воронежского.

О «находке» было сообщено императору. Он тут же назначил заседание Священного Синода, члены которого для освидетельствования мощей создали комиссию, которая заключила: несмотря на слишком высокую сырость места захоронения, тело святого осталось нетленным, а облачение совершенно невредимым.

В 1831 году святитель Митрофан Воронежский был прославлен в Лике святых, а память его празднуется 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления.

Чудотворения по молитвам

В особой церковной книге собраны рассказы о чудотворениях по молитвам к святителю Митрофану.

Икона «Житие Святителя Митрофана Воронежского. Чудотворца»

Иван Ладыгин, помещик из Липецка, сильно разболелся после перенесенного тяжелого семейного несчастья. Болезнь усиливалась, вскоре он не мог вставать с постели и даже шевелиться, не мог спать, лишь изредка дремал. Его привезли ко гробу святителя и случилось чудо - мужчина почувствовал облегчение от мучительных болей, смог поднять голову и самостоятельно сел, а вскоре на костылях стал переступать несколько шагов.

Через год дочь Ладыгина заболела горячкой, впала в кому и ощущалось приближение смерти девочки. В сонном видении явился ей сам Митрофан в архиерейском одеянии и благословил ее. С того момента ребенок стал стремительно выздоравливать.

18-летняя девушка мучилась от припадков, а вскоре на ее носу появился огромный нарост и разросся на все лицо. Больная, глубоко веруя в помощь Господню по молитвам чудотворца Митрофана, приходила в собор к могиле святого, заказывала панихиды по Митрофану, молилась Божией Матери. Однажды она пришла домой после богослужения и прилегла отдохнуть. В полудреме ей привиделся святитель, пообещавший ей скорое выздоровление. На следующий день на девушку служители церкви возложили мантию святителя и ее нарост начал отпадать, а через неделю с ней случился страшный припадок, который, счастью, стал последним в ее жизни.

Слепой крестьянин прозрел после панихиды у гроба святителя. Мужчина дважды помазал глаза маслом от лампады пред иконой Богородицы и прозрел.

Крепостная женщина одного из помещиков страдала болезнью рук: они были покрыты гнойниками и сильно болели, поэтому она не могла работать. Отправившись на богомолье в Воронеж, женщина с верой помазала больные руки маслицем от лампады над гробом чудотворца. За следующие 4 дня ее руки полностью очистились от гнойников и перестали болеть.

Жена дьякона по имени Агафья страдала припадками беснования, пыталась покончить жизнь самоубийством. Ее супруг насильно привел в собор ко гробу святителя. Женщина ужасно сопротивлялась, а когда на нее возложили мантию святителя, впала в беспамятство. Очнувшись, она почувствовала великое облегчение и исцеление от страшных мучений.

8-летняя девочка заболела страшной болезнью, известной под названием пляска Витта. Врачи ничем не могли помочь бедняге. У ребенка отнялись руки, ноги, онемел язык. Ее родные взмолились Божией Матери и заказали панихиду на месте погребения чудотворца Митрофана. На ребенка 3 дня служители церкви возлагали святительскую мантию. Внезапно девочка почувствовала облегчение и заснула на полсуток. Во сне она увидела старца-монаха, сидящего у ее кровати. Через 3 недели ребенок полностью избавился от недуга.

Молитвенные просьбы

Каждый человек на протяжении жизни встречает разнообразные преграды, который, как иногда кажется, невозможно преодолеть. И тут на помощь приходит Митрофан Воронежский, который всегда поможет и утешит.

Святитель Митрофан, Благовещенский кафедральный собор

Ему можно молиться:

Во времена советской власти богоборцы пытались его забить, засыпали мусором, устраивали городскую свалку. Но чудеса всегда случаются и святой источник пробивался в тех или иных местах.

Множество народа, притекающего к нему с верой во Всевышнего, получало и до сих пор получает заветное исцеление по предстательству ко Христу чудотворца Митрофана Воронежского.

Правила моления

Для того, чтобы чудотворец Митрофан услышал молитвенную просьбу и помог человеку, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • текст молитвы следует читать искренне, притворство в «таких делах» недопустимо и оскорбительно для святого;
  • необходимо сосредоточиться и отогнать от себя любые мысли, кроме молитвенных;
  • нельзя читать молитвы «по обязательству», текст следует читать искренне и от души, а не по чьему-то указанию;
  • молитвенную просьбу нужно читать со смирением и спокойным голосом;
  • не стоит в молитве испрашивать высоких материальных успехов, необходимо остановиться на том, что принесет покой вашей душе.
Совет! Перед началом молитвенного труда желательно посетить церковь, исповедоваться, причаститься и получить благословение у священника на прочтение молитв. Обычно клирик благословляет человека на 40-дневный молитвенный труд.

Святитель Митрофан Воронежский - великий праведник и чудотворец, творивший помощь и чудеса как при своей земной жизни, так и не прекращающий поток чудотворений по своей смерти. Одного лишь прикосновения к его облачению было достаточно для исцеления от всевозможных недугов, так и сегодня молитвословия к великому святому не сходят с уст православных христиан всего мира.

Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины († 23 ноября 1703). Преемники его, Воронежские Преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и предсмертное завещание его - совершать о нем молитвы. Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); и в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября - в день преставления, 7 августа (1832) - в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).

Святитель Митрофан оставил духовное завещание.

Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее (N 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: "Сия изустная духовная потпи(сал) я... епископ Митрофан Воронежский".

На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: "Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева. Часть II NN 820-1051, М., 1973, с. 6).

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: "Не нарушай моего завещания".

Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.

Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова "не нарушай моего завещания" есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

(О святителе Митрофане Воронежском - "Журнал Московской Патриархии", 1944, N 11; 1953, N 10; 1963, N 11).

Святитель МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ (†1703)

Дни памяти: 7/20 августа (Обретение мощей), 4/17 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября/6 декабря.

Будущий святитель Митрофан (в миру Михаил) родился 6 ноября 1623 года во Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника.

Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел сына Ивана. Известно, что некоторое время будущий епископ был приходским священником в селе Сидоровском Суздальской епархии недалеко от г.Шуи.

Монашество и игуменство

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь ), которой управлял в течении 10 лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Монастырь игумена Митрофана часто посещал царь Феодор Алексеевич Романов, который нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра - Воронежская епархия, царь Феодор Алексеевич предложил назначить первым её епископом игумена Митрофана.

Епископ Воронежский

2 апреля 1682 года игумен Митрофан был хиротонисан во епископа Воронежского . Хиротонию совершил Патриарх Всея Руси Иоаким.

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало - некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения). Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам - благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью - о величии и святости пастырского служения.

В течение 20 лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Одной из первых забот св. Митрофана было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и освящена в 1692 году. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище.

За 20 лет служения святителя Митрофана в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Святитель Митрофан и царь Пётр I

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

Святитель Митрофан одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским».

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен.

«Духовное завещание»

В своей келейной жизни святитель Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: "А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной".

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой - молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. За несколько лет до кончины он составил «Духовное завещание» , в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь».

Кончина

Святитель Митрофан скончался 23 ноября 1703 года . Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже на 12-й день после кончины. Похороны прощли с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».


Похороны свт. Митрофана Воронежского и обретение его святых мощей. Слева изображен Петр Великий. Религиозная картина ΧΙΧ века

Обретение мощей святителя Митрофана и канонизация

Спустя 14 лет после смерти святителя Митрофана, в 1717 году, Благовещенский собор начал рушиться от близости рвов из-за нетвердости фундамента и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Тело святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора». Именно тогда было замечено, что тело Святителя нетленно.

Через 100 лет, весной 1831 года, был проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.

6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей святителя Митрофана . На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек.


Открытие мощей святителя Митрофана 6 августа 1832 года

Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых . От его святых мощей по милости Божией начали происходить многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. При соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице.

История Благовещенского собора в советское время

В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь .


С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского . 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Архиепископ совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора . Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.

3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.


20 августа 1929 года, в «Митрофанов день», органы советской власти запретили все богослужения. Некто партийный Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей. В этот же день на площади у Благовещенского собора состоялись народные гулянья. В них участвовали все пять воронежских оркестров, исполнявших революционную музыку.

Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века .

Возведение нового собора началось только в 1998 году. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и способен вместить до 6 тысяч человек. Новый собор является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира - его высота 97 метров.


Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. 5 декабря 2009 года из Покровского собора, в котором в 30-е годы XX века размещался Краеведческий Антирелигиозный музей, в Благовещенский Собор торжественно были перенены святые мощи святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского.

Мощи святителя Митрофана Воронежского

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8
Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва святителю Митрофану Воронежскому
О святителю, отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена) , к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорбей и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.

Святый Митрофан родился в 1623 году во Владимирской губернии. Из его завещания известно, что он был духовного звания, имел жену и детей и назывался Михаилом. Овдовев в сорок лет, он поступил в Золотниковский монастырь близ Суздали, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а вскоре рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель, которой управлял в течении десяти лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл семь лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Когда в 1682 году, была образована Воронежская епархия, Святитель Митрофан, лично известный царю Феодору Алексеевичу, был назначен Воронежским епископом и рукоположен в Москве, где присутствовал при венчании на царство царей Иоанна и Петра, а также участвовал на соборе в палатах Московского Кремля, созванном, во время бунта стрельцов, для диспута с представителем нового поколения идеологов раскола Николой Пустосвятом. Приехав в Воронеж, новый епископ ревностно занялся устройством своей епархии, был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных в темницах, утешал страждущих и обратился с окружным посланием к зависящим от него священникам, увещевая их и призывая служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью. В это время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Петр I. Святитель Митрофан, вполне сочувствуя этому великому делу, помогал императору сколько мог, разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на необходимые работы по кораблестроению. Но эта преданность епископа юному царю не мешала ему говорить Петру правду в глаза и обличать те действия государя, которые были противны правилам благочестия. Следующий рассказ ярко рисует отношения Святителя к Петру I. Деревянный дворец, который император занимал в Воронеже, снаружи был украшен статуями, изображавшими языческих богов. Однажды, отправляясь к царю, Святитель Митрофан увидел эти изваяния и вернулся назад. Тот оскорбившись этим поступком епископа опять послал за ним. «Пока государь не велит низвергнуть идолов, которые соблазняют народ, не могу явиться во дворец перед его царские очи», отвечал посланному Святитель Митрофан. Царь посылал за ним еще три раза, но ответ оставался прежним. Разгневанный этим император велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец то он, как ослушник царской воли, будет казнен. «Жизнь моя во власти царя», отвечал епископ, «но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана». «Лучше мне умереть, чем своим присутствием, или боязливым молчанием изъявить согласие на поставление языческих болванов, соблазняющих простые сердца народа». На эти слова ответа не последовало, и Святитель Митрофан, не зная окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к смерти, и распорядился звонить во все колокола, созывая народ ко всенощной. «Что за праздник завтра?» спросил Петр. «Никакого нет», отвечали ему. Он послал спросить об этом архиерея. «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов, чтобы Господь явил надо мной милость свою». Немедленно Петр I послал успокоить Святителя и приказал убрать изваяния языческих богов.

Святитель Митрофан управлял Воронежской епархией в течении двадцати лет. Перед смертью он принял схиму и тихо скончался 23-го ноября 1703 года. Петр Великий, узнав о болезни святого старца, поспешил к нему и приехал в Воронеж в самый день его кончины, но уже не застал его в живых. Он закрыл ему глаза и сам нес гроб Святителя до его могилы. Святитель Митрофан оставил завещание, в котором он дает своей пастве мудрые советы и просить о том, чтоб молились о спасении души его. Жители Воронежа исполнили его желание, служили панихиды на его могиле, испрашивая его молитвы в болезнях и несчастьях и по вере получали исцеление от своих недугов и утешение в скорбях. Мощи Святителя Митрофана, вскоре после канонизации Святого Священнейшим Синодом, были открыты в 1832 году и положены в Митрофаньевский монастырь.

О духовном завещании Святителя Митрофана

Предощущая в душе и теле своем приближение смертного часа, Святитель Митрофан приготовил обширное духовное завещание: «Памятствуя о смерти, судих последнее мое писание написати, как бы души и телу моему сотворити плод».

Завещание знакомит нас с предсмертными мыслями, чувствами и последними распоряжениями епископа Митрофана. Ни одно слово, ни один намек не обнаруживают в Святителе страха смертного или сожаления о покидаемых земных благах, от которых он давно уже отрекся. Он оставлял земной мир со спокойной совестью, с осознанием исполненного долга и с глубокой надеждой на милосердие Бога. Сердце Святителя было полно глубокой благодарностью к Богу, «Коего благостию в мир родился и достиг состарения лет», и признательностью к окружающим людям, всем им он завещал от себя «мир и благоденствие и прощение».

В начале Завещания Святитель исповедует перед всеми свою веру, кратко излагает основные этапы своей жизни; дает частные распоряжения: о месте погребения и погребальном облачении, об отправлении сорокоуста и о годичном поминовении. «Сотворити милость,- просит святитель, - не сотворите к нам преслушания, но исполните во всем».

Прочая часть завещания состоит из увещевания духовенству жить благочестно, свято и благочинно. «Честные иереи Бога Вышнего! Вожди словесного стада Христова! Вы должны иметь светлые очи ума, просвещенныя светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом... преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве».

Святитель преподает всем православным христианам мудрые правила жизни, призывает к нерушимому сохранению веры и к неуклонному следованию учению Христовой Церкви. «Прочее же, мудрых мужей правило всякому человеку: употреби труд, храни мерность: богат будеши; воздержано пий, мало яждь: здрав будеши; твори благо, бегай злато: спасен будеши. ...Да пребывают же вси православные христиане в прародительском своем благочестии, праведно, во всяком изрядстве, в чистоте, в воздержании же, и святости, и покаянии... Яко же бо без веры правыя угодити Богу невозможно: такожде и кроме Церкви Святыя Восточныя и светлаго Богопреданного тоя учения невозможно кому спастися».

Святитель советует особо осторожно обходиться с иноверцами, которых в те времена в Воронеже, на строительстве Флота было немало. «Многие иноверцы: лютеры, кальвины и латыши неправомудрствующии, да еще и начальниками волки над агнцами христианы, им же всякое оскорбление бедным, сотворяют... Святитель напоминает, что и сейчас и в древние лета» от иноверцев было мало пользы, ибо они явные враги Церкви и всем православным христианам. Он призывает паству не принимать «иностранных обычаев непотребных» и не слушать «лестного их лжеучения», но крепиться в вере отеческой, напоминая слова Апостола: «Не буди всяким ветром носим» (Бфес,4,14).

В заключительной части завещания Святитель еще раз смиренно просит у всех людей «всякого чина и возраста епархии нашей» прощения и оставляет всем им свое архиерейское благословение. «Меня же грешнаго самого Божию вручаю милосердию и непостыдному предстательству Госпожи моея Пресвятой Девы Богородицы Марии и Ангелу своему хранителю и всех святых, благоугодных Богу, молитвами, вопия и глаголя Богу Отцу нашему Небесному: «Отче! в руце Твои предаю дух мой. Аминь....»

Чудеса и открытие мощей Святителя Митрофана, первопристольника воронежского

Заветы святителя Митрофана своей пастве молиться об упокоении души его не были забыты ею. Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Поколение свидетелей благочестивой жизни первопрестольника Воронежского сменилось другим, но память о нем не ослабевала; не редели, а увеличивались ряды молящихся у гроба святого, где многие, по молитвенному ходатайству его пред Господом, получали чудесную помощь. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.

Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, около 1717 года стала рушиться. Собор пришлось разломать, чтобы материалом его воспользоваться для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте и на месте, не угрожавшем целости здания. Работы были начаты в 1718 году, и тогда же гроб с телом святителя Митрофана из исподней палаты Архангельского придела, тоже значительно пострадавшего, по повелению епископа Воронежского Пахомия, перенесен в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», под деревянной соборной колокольней. По окончании постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, к углу». При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, так что окончательно окрепло убеждение в святости почившего первопрестольника Воронежского, и все шире и шире по лицу земли Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти.

К истории первого изображения Святителя

В 1830 году Воронежский купец Гарденин, испытавший на себе благодатную помощь Святителя Митрофана и почитавший его, как великого угодника Божия, нашел очень старинный портрет первопрестольника Воронежского. Желая иметь изображение Святителя, Гарденин обратился с просьбой к любителю - художнику Швецову, чтобы он снял с портрета копию. Но портрет был так ветх, что трудно было уловить черты, стертые временем. Боясь исказить лик великого Святителя, Швецов отказался исполнить просьбу Гарденина. Изменить это решение Швецова не могли и убеждения Воронежского епископа Антония (Смирницкого), также желавшего иметь изображение первосвятителя Воронежского, память которого он благоговейно чтил. Однажды владыка Антоний после тщетных стараний убедить Швецова, с глубокой уверенностью сказал ему:

Не сомневайся: ты увидишь Святителя наяву или во сне.

Швецов поверил словам благочестивого епископа Антония и весь тот день провел в молитве к Богу, чтобы Он сподобил его увидеть Святителя Митрофана. И вот, на следующую же ночь Швецов увидел во сне старца, но только в сумраке, неясно, затем свет рассеял сумрак.

Когда Швецов проснулся, то образ Святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал преосвященному Антонию о чудесном явлении Святителя Митрофана и показал нарисованное им изображение. Владыка благословил Швецова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей памяти первопрестольника Воронежского.

Судьба мощей Святителя Митрофана Воронежского в XX веке

С приходом безбожной власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен. Хранившиеся в нем святыни были поруганы, некоторые уничтожены; монашествующие разогнаны и сосланы в тюрьмы; неоднократно пытались засыпать даже освященный источник, находившийся в обители. Но, к удивлению всех, он каждый раз снова пробивался сквозь землю невдалеке от предыдущего места, знаменуя, что духовный родник невозможно заглушить. Теперь он проистекает под горой, на которой стоял Митрофанов монастырь.

Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными мощами святителя Митрофана. 3 февраля (по новому стилю) 1919 года перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» - «покончить с поповскими баснями о святых мощах».

Красноармейцы оттеснили верующих от большой раки святителя и вынули из нее кипарисовую раку с мощами. Предложение духовенству извлечь мощи было им отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать одеяния со святых мощей, полностью обнажив их. При этом народу показывались предметы, к мощам не относящиеся, специально принесенные большевиками для антирелигиозной пропаганды. Затем для всеобщего обозрения святые мощи были подняты на штыки.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни - претерпеть мученичество за Христа». Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе.

Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва. Но беззаконники не успокоились, они стали действовать более изощренно. В 1922 году большевики инициировали раскол в Православной Церкви. Благовещенский собор (монастырь к тому времени был уже закрыт) и находящиеся в нем мощи святителя оказались в руках раскольников-обновленцев. Святейший Патриарх Тихон отлучил обновленцев от Церкви. Православные верующие, по замыслу безбожников, должны были либо прекратить почитание святых мощей, либо примкнуть к «официальной» обновленческой Церкви. Православные воронежцы оказались в затруднительной ситуации. Но православные священники с церковных амвонов объявили, как правильно следует себя вести: креститься в обновленческих храмах нельзя, все их таинства безблагодатны, их «святая» вода святой не является, но иконы, а тем более такая великая святыня, как мощи угодника Божиего, сохраняют благодать, находясь в плену у раскольников. Обновленческие храмы пустовали; пустовала казна обновленческого Благовещенского собора. Но к плененным в нем святым мощам приток молящихся не ослабевал.

В 1926 году у святителя Митрофана побывало более двадцати тысяч паломников-богомольцев из разных мест Воронежской губернии. В этой связи всем уездным Советам безбожников была дана директива «организовать массовый обход крестьянских изб с предложением жертвовать на оборону СССР те средства, которые предполагается использовать на паломничество». 20 августа 1927 года к святителю Митрофану прибыло более тридцати тысяч паломников селян и более сорока тысяч горожан.

Но губернский комитет партии не ослабил своего натиска на великого молитвенника Воронежского. Было принято решение о проведении в день прославления святителя безбожного «Митрофанова дня» с устроением на соборной площади комсомольского гуляния, с привлечением клубных кружков, цирковых и оркестровых коллективов.

В 1929 году, видя тщетность своей борьбы со святым Божиим угодником, власти решили «ликвидировать очаг суеверий и мистицизма, сдерживающий развитие классового сознания, препятствующий введению новой, социалистической обрядности». Они действовали коварно, глумясь над чувствами верующих. Традиционно 20 августа несколько десятков тысяч богомольцев стекалось к Благовещенскому собору. Неожиданно для всех богослужения были запрещены. Прибывшие в собор местные безбожники и партийный главарь Варейкис объявил, что мощи святого Митрофана Воронежского изымаются в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства. Мощи святителя увезли. Богомольцам было объявлено, что они могут присоединиться к комсомольскому гулянию. До позднего вечера на площади перед собором раздавались звуки революционных маршей. Для этого были задействованы все пять духовых оркестров, имеющихся в Воронеже.

Православные воронежцы тяжело переживали утрату великой святыни - благодатного источника чудотворений, были опечалены оскорбительными глумлениями коммунистов. А для честных останков святителя Митрофана началось новое пленение - теперь уже в Воронежском краеведческом музее, куда их определили безбожники. Пленение это продолжалось шесть десятков лет.

При существующих тогда условиях невозможно было помышлять о возвращении великой святыни. Атеистическое государство не оставило своих планов окончательно уничтожить Русскую Православную Церковь. Некоторая надежда на возвращение святых мощей первого Воронежского епископа Митрофана появилась после Великой Отечественной войны.

4 сентября 1946 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя. Власти стали рассматривать вопрос о целесообразности их возвращения. Год спустя Воронежский владыка через Святейшего Патриарха обращается к советскому правительству в надежде обрести святыню к грядущему 1953 году, юбилею святителя. Но от властей последовал отказ, и святитель Митрофан не был освобожден из пленения.

250-летний юбилей святителя торжественно праздновался во всех приходах Воронежской епархии. В Никольском храме города Воронежа по окончании Божественной литургии состоялось праздничное чтение для духовенства и мирян. Присутствующие были ознакомлены со святительской и патриотической деятельностью первого Воронежского епископа. В своем слове архиепископ Иосиф сказал: «Хотя мы ныне и разлучены с нетленной плотью нашего святого, духом мы с ним не разлучались, и молитва наша к нему не ослабевала. В дни праздников и в дни невзгод мы всегда обращаемся к нему: «Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю отче Митрофане, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всех нас бед свободи, зовущих: радуйся Митрофане, великий и преславный чудотворче».

Настоящим торжеством Православия стало празднование 16-17 сентября 1989 года возвращения Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Воронежского Митрофана, свершившееся милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия.

На праздник прибыли архиепископы Саратовский и Волгоградский Пимен (†1993), Рязанский и Касимовский Симон (ныне - митрополит), епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, ректор Ленинградских Духовных школ протоиерей Владимир Сорокин, наместник Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской епархии архимандрит Авель, множество духовенства и верующих. Местное телевидение и радио заранее объявили о предстоящих торжествах, и весь город, вся епархия участвовали в этом знаменательном событии.

16 сентября перед всенощным бдением на одной из близлежащих к Покровскому кафедральному собору улиц раку со святыми мощами встречали крестным ходом верующие с собором архиереев и сонмом духовенства. Дорога была устлана живыми цветами, несколько тысяч человек со слезами на глазах, с зажженными свечами ожидали святыню, а благовест с кафедрального собора возвещал всему городу о возвращении его первопрестольника, который в свое время часто называл Воронеж «Домом Пречистой». Раку со святыми мощами, покрытую древней пеленой, поставили в алтаре Покровского собора на горнем месте.

Во время пения «Хвалите имя Господне» рака с мощами угодника Божиего поставляется на специально уготованном месте в середине храма. По-особому звучит величание святителю. Снимается пелена. Взору молящихся открывается кипарисовая рака, в которой со времени обретения лежат святые мощи. Так было много желающих попасть в храм, что места не было даже во дворе, и люди стояли на предсоборной площади и слушали богослужение через усилители.

Всю ночь собор был открыт. Народ подходил к святым мощам, духовенство помазывало богомольцев освященным елеем, читались акафисты, проводилась исповедь.

Позднюю Литургию совершили те же преосвященные архиереи. Ликующий народ с благодарностью встречал митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, так много потрудившегося в деле возвращения мощей своего святого предшественника. После торжественного молебна была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким) перед обретением мощей святителя Митрофана в 1832 году, в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков. Раку с мощами святителя торжественно установили на уготованное место.

Митрополит Мефодий тепло поздравил гостей, паству с праздником, отметив, что открытие храмов, обителей, возвращение святынь Русской Православной Церкви является знамением нашего времени и имеет не только церковное, но и общенародное значение.

От лица архиереев - участников торжества архиепископ Пимен горячо поздравил Высокопреосвященнейшего Мефодия со знаменательным событием и пожелал, чтобы все любили нашего Господа и друг друга, как святитель Митрофан. Преосвященный епископ Нифон передал собравшимся благословение Предстоятеля Антиохийской Церкви. После Божественной литургии состоялся торжественный прием для гостей и участников празднования, на котором присутствовали представители местных властей.

С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа, являясь нетленным свидетельством истинности Православия и преподавая великое утешение и помощь всем, с верою притекающим. Известны многие случаи чудотворения, происходящие ныне у них.

Каждое воскресенье перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всем народом акафиста великому святителю Церкви Христовой и небесному покровителю града Воронежа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: