Тайное значение христос воскрес. Значение воскресения христова для современного человека

Введение

Тема данной контрольно-курсовой работы "Воскресение Иисуса Христа". Эта тема была выбрана, потому что догмат Воскресения основополагающий в христианском учении. Невообразимая полнота Богодухновенного предания не может быть воспринята без веры Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Бочто он воскресил Христа, Которого, Он не воскрешал, если, то есть мертвые не воскресают; ибо сли мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес" (1Кор. 15:17).

Объектом исследования является определение значения Воскресения в жизни православного христианина, предметом же - исторические свидетельства о Воскресении Господа Иисуса Христа. Цель: раскрыть значение догмата Воскресения для понимания смысла христианской веры.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Воскресение Христа в источниках;

2. Рассмотреть праздник Пасхи в Новозаветной традиции.

3. Рассмотреть пророчества о воскресении Христа;

4. Изучить догматическое и богословское значение воскресения Христа.

Теоритическая основа данной работы труды по истории, Богословии и философии.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

Значение Воскресения Христа

Воскресение Христово - это суть христианства. В первую очередь апостолы проповедовали о пасхальных событиях, как совершенном факте, свидетелями которых были. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 15, 14). "Иисус предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего". (Рим. 4:25) Воскресенье показывает, что жертва Христа была принята Богом и люди признаны оправданными по вере в Него. Все люди до этого момента за исключением некоторых праведников попадали в ад, и дьявол царствовал над миром. Иисус взял грехи всего человечества на себя и тем самым разрушил дела дьявола, выкупил человечество у смерти.

Воскресение Христово - величайшее событие, произошедшее в мире. Оно заменило иудейскую субботу. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства. С точки зрения христиан отрицание этого события просто не возможно оно влечет за собой потерю смысла жизни. Но можно точно сказать, что уже и нельзя представить себе мир без Воскресения Христа.

Многие ученые люди подвергали сомнению и критике факт Воскресения Христа, а так же и Его учение. Приравнивали к мифу, обману, ошибке евангельские события, даже саму личность Иисуса Христа. Но доказать на все сто процентов что этого не было никто так и не смог. Подобные выпады в сторону Евангелия только открывают незыблемость истинности Воскресения и вообще всей Жизни Спасителя. Даже самим апостолам было трудно поверить в воскресение Христа из мертвых, хотя Он готовил их к этому. Поэтому и происходили явления ученикам, утверждающие их в вере. В Новом завете описывается десять таких явлений.

В наше время усиленно распространяется визионерная теория. Она как бы говорит нам о том, что Апостолы имели перед своими глазами нечто вроде массовой галлюцинации. Они долго и утомительно ждали встречи со Спасителем, поэтому были как бы в состоянии болезни, это состояние породило видение Иисуса Христа, о котором они позже и рассказали в Писании.

"Он воскрес в воображении Своих учеников. Вот подарила миру, Ренан скажет, мысль о воскресении Мария Магдалина. Она была экстравагантная, с такими эпилептическими проявлениями, да, вот в ее воображении, с ее подачи и пошел ходить по миру вот этот вымысел".

Для того чтобы опровергнуть данную теорию, не надо быть хорошо подкованным в догматических и психологических изысканиях современного человека, достаточно лишь знать, что галлюцинации, тем более массовые, могли посетить людей, находящихся в состоянии крайнего возбуждения, неземного блаженства. Они должны были чаять и ожидать своего Спасителя день и ночь. В то время, как Евангелие свидетельствует нам о том, что они находились в состоянии глубокой печали, безысходности. Жены-мироносицы на пути к гробу Господа переживают о том, кто отвалит им тяжелый камень. А ученики горько оплакивают отсутствие любимого учителя.

Даже явившись, Христос не сразу получает признание со стороны учеников. Это происходит от того, что у них нет веры в воскресение мертвых, для них умерший человек уже навсегда остается недоступным для видения его живыми. Мария Магдалина не сразу узнает Христа, путая Его с садовником, Фома же просит вложить персты свои в раны Явившегося, чтобы удостовериться в реальности произошедшего.

Апостолы смогли увидеть именно воскресшего Христа, как бы не старались опровергнуть данный факт рационалисты, Воскресение, действительно, произошло в рамках реального времени.

"Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: "сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой? Несомненно превозмогалось, как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице"".

Интересным является тот момент, что Христос является только Апостолам. Евреи остаются ка бы в стороне, можно было бы оказаться при первосвященниках и указать им видимым образом на их неправоту. Христос не делает так, по мнению Святых Отцов, потому, что для иудеев явление Воскресшего Господа было бы бесполезно, они не имело бы никакого смысла, в то время, как для Апостолов это событие становится венценосным событием их жизненного пути, оно подтверждает их Веру. Сбываются пророчества, слова Христа подтверждаются.

К тому же, также по мнению Отцов Церкви, иудеи могли бы выдумать новый способ убийства.

Воскресение Христа производит переворот в сознании Апостолов, этот переворот является основой их пастырской деятельности и миссионерского служения. Вряд ли 13 человек, задавшиеся целью получить фантазийное представление об их рано ушедшем учителе, смогли бы обратить в истинную веру такой огромный поток людей.

Попытки опровергнуть факт Воскресения приходят к тому, что опровергают сам факт существования на земле Христа. Не только Воскресение, но и земная жизнь Спасителя - вымысел, а Евангелие имеет для нас ценность не большую, нежели книга сказок.

Эти опровержения разбиваются о тот факт, что не только Апостолы благовествовали о событиях жизни Христа. Есть также масса неканонических (апокрифических) и исторических источников, подтверждающих Его пребывание на земле.

" Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников: Упифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это только те, кто жил во время Христа, причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и стал очевидцем самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его".

Весьма важными для нас являются свидетельства очевидцев-евреев. Поскольку для них любая возможность умолчать о воскресении - благо.

Вообще множественная критика факта воскресения должна упираться в стену "Богочеловека". Если вспомнить, кто имеет свойство умирать в языческих религиях, то ответ будет очевиден - боги. Здесь мы и сталкиваемся с противоречием: Иисус Христос - Богочеловек, он не укладывается в рамки обычного мифического повествования.

Для нас же в этом факте важно то, что воскресая в человеческой плоти, Христос дает нам возможность обновления, очищения от греха, искупления злого произволения. Хотя сама плоть во время воскресения уже не было человеческим в полной мере, а преобразилось, но свойства физические не потеряло.

Христос преображает нас для вечной жизни в соединении с Богом, в возвращении к исходному состоянию души.

О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует в наше время благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня -- необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает. Только после некоторого времени огонь приобретает свои нормальные свойства, характерные для обычного пламени. Православный иерусалимский патриарх, приняв благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех невероятное впечатление, при его виде становится тепло и радостно на душе.

Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа - это победа над грехом, исполнение данного Богом обетования еще Адаму. Грехопадение привело к извращению природы человека, нравственно исказило его. Такое повреждение перешло от праотца Адама всем людям. Но после восставшего из мертвых Христа произошло духовное возрождение человека. Благодать Святого Духа низошедшая на пятидесятый день позволяет людям жить новой жизнью. Как бы воскреснуть духовно с Христом. Двери в Царство Небесное открыты и человек, умерев физической смертью, может не умереть своей душой.

Смертная казнь черезраспятие на кресте, было в евангельское время самая страшная, смерть таким образом была и позором. Крест означает смерть. Но после чуда воскресения, это знак смерти плотской для греха, победа над грехом и над смертью. Символ надежды будущего воскресения мертвых. Знак любого христианина, его защита.

Все важнейшие религии мира, кроме четырёх, основаны на обычных философских концепциях. Что до тех четырёх, которые связаны с личностями, а не с философскими системами, то христианство - единственная из них, где речь идёт о пустой гробнице её основателя. Авраам, отец иудаизма, умер примерно в 1900 г. до Р.Х., но речи о его

воскресении никогда не шло.

В своей книге "На этом стою" Уилбур М.Смит пишет: "Ни в одном рассказе о Будде не говорится ни о чём похожем на воскресение. Более того, в наиболее раннем повествовании о его смерти, а именно "Махапариниббана Сутта", мы читаем, что смерть Будды была подобна "совершенному уходу ничего не оставившему за собой".

"Профессор Чаилдерс отмечает, что "ни в палинском каноне, ни в комментариях к нему, насколько мне известно, нет ни одного намёка на то, что Сакья Муни жил после смерти или являлся своим ученикам". Мухаммед умер 8 июня 632 года в возрасте 61 года, в Медине, где его гробницу ежегодно посещают тысячи правоверных мусульман. Миллионы иудаистов, буддистов и мусульман соглашаются, что основатели их религий никогда не воскресали из праха земного".

Теодос Харнак считает, что "позиция по отношению к такому событию, как воскресение Христа никак не связана с христианским богословием. Либо Христос воскрес - и"тогда христианство истинно, либо Он не воскресал - и тогда христианство не имеет никакого смысла".

Профессор Уильям Миллиган подчёркивает "Говоря о свидетельствах в пользу Воскресения нашего Господа, можно добавить к ним и то, что это событие, если оно произошло, отвечает всему смыслу земной жизни Христа".

Как завершает Уилбур М.Смит, "Если Господь наш не раз говорил с полной определённостью и во всех подробностях, что после того, как Он отправится в Иерусалим, Его предадут смерти, но на третий день Он воскреснет из мёртвых, и если это пророчество сбылось, то и все Его слова, как мне всегда казалось, должны быть истинны".

Эту мысль развивает У.Дж.Спэрроу-Симпсон: "Насколько воскресение Христа доказывает, что Он был Сыном Божьим? Прежде всего, Он восстал из мёртвых Своей собственной властью. У Него была власть отдать Свою жизнь и власть опять принять её (Иоаи. 10:18). Это отнюдь не противоречит другим местам из Писания, где говорится о том, что Он воскрес властью Своего Отца - ибо совершаемое Отцом совершается и Его Сыном. Творение и иные дела Бога осуществлялись Отцом, Сыном и Святым Духом, между которыми в этом случае не проводится разницы. Более того, поскольку Христос открыто провозглашал Себя Сыном Божьим, Его воскресение из мёртвых было окончательным подтверждением истинности Его слов. Будь Он подвластен смерти. Господь опроверг бы Его притязания на имя Сына Божьего. Воскресив же Его из мёртвых. Он всенародно признал Его Своим Сыном, как бы говоря: "Ты Сын Мой, ныне говорю об этом во всеуслышание".



Отметим также, что проповедь Петра в день Пятидесятницы "целиком и полностью основана на воскресении. Воскресение не только её главная тема, но и неотъемлемая, жизненно важная часть самого учения. Действительно, христианство подчёркивает, что воскресение (1) объясняет смерть Иисуса, (2) было пророчески предсказано как завершение земной судьбы Мессии, (3) подтверждается апостолами, (4) есть причина сошествия Духа Святого, и, таким образом, причина необъяснимых иным образом религиозных явлений, (5) подтверждает, что Иисус из Назарета был Мессией и Царём. Следовательно, целый ряд аргументов и выводов имеет смысл лишь в том случае, если Христос

действительно воскрес. Без воскресения Иисус перестал бы быть Мессией и Царём, новое сошествие Духа Святого осталось бы необъяснимой загадкой, свидетельства апостолов ничего бы не стоили. Всё, что осталось бы от христианского учения, было бы предсказание о Мессии в Пс. 15, причём предсказание о Мессии ещё не явившемся. Осталось бы и Божественное покровительство над Христом, о котором свидетельствуют Его дела, но это покровительство очевидно касалось бы только Его жизни, которая кончилась бы точно так же, как жизнь любого другого пророка, которого больше не мог терпеть народ. Таким образом, первая проповедь христианства основана на образе Христа, определяемом Его воскресением".

Даже Адольф Харнак, отвергающий веру Церкви в воскресение, вынужден признать, что "твёрдая вера учеников в Христа была основана на их убеждённости в том, что Он не пребывал в смерти, но был воскрешён Богом. После испытанного ими рядом с Христом, они уверились в Его воскресении окончательно лишь после того, как Он явился им. Воскресение стало для них таким же достоверным событием, как смерть Христа, и легло в основу их проповедей о Нём" ("История догмы").

"Вера в воскресение, - замечает Х.П.Лиддон, - есть краеугольный камень ковчега христианской веры. Если удалить его, то разрушится и всё христианское учение".

Воскресение Христа всегда было центральным пунктом учения Церкви. Вот что пишет об этом Уилбур Смит:

"С первого же дня божественно дарованной ей жизни христианская церковь была едина в своём свидетельстве о вере в воскресение Христа. Мы смело можем назвать воскресение одним из главных оснований и убеждений церкви; эта тема настолько пронизывает всю новозаветнюю литературу, что если изъять из неё все фрагменты, где речь идёт о воскресении, то оставшееся просто невозможно будет понять. Воскресение было близко самым первым христианам; о нём говорят надписи на их гробницах, рисунки на стенах пещер. Оно глубоко вошло в христианские песнопения, стало одной из насущнейших тем апологетических сочинений первых четырёх веков христианства и проповедей как до, так и после Никейского собра. Воскресение стало одним из символов веры для церкви, оно вошло в наш апостольский символ веры и включалось во все последующие вероучения христианства.

"Все свидетельства Нового Завета показывают, что суть благой вести, суть Евангелия заключается не в том, что верующий должен следовать за данным Учителем и стараться подражать Ему, но в Иисусе и Его воскресении. Этого принципа нельзя изъять из христианства, не изменив его радикально и не разрушив самой его сущности".

"Очевидно, - подчёркивает профессор Миллиган, - что с самых ранних лет истории христианской церкви она не только верила в Воскресение Господа, но и основывала на этой вере само своё существование".

"Пустая гробница Христа была колыбелью церкви". Этот афоризм французского богослова Прессансе приводит У.Р.Николл.

У.Дж.Спэрроу-Симпсон отмечает, что "если воскресение не было историческим событием, то власть смерти осталась нерушимой, а с нею и последствия греха; значение смерти Христа остаётся неподтверждённым и, следовательно, верующие продолжают пребывать в грехе точно так же, как ещё до того, как они услыхали о Христе".

Африканский богослов Р.М" Чейне Эдгар в своем труде "Евангелие воскресшего Христа" пишет следующее:

"Перед вами религиозный проповедник, спокойно основывающий все свои утверждения на своей способности после смертной казни вновь подняться из могилы. Смело можно считать, что ни до него, ни после никто не утвержадал ничего подобного. Говорить о том, что вся поразительная история воскресения, подтвердившего божественность Христа, была придумана мистиками, изучавшими пророчества, а затем вставлена в евангельские рассказы - означает чрезмерно искушать нашу доверчивость. Тот, Кто был готов поставить всё на Свою способность живым выйти из гробницы, стоит перед нами как самый необыкновенный из всех учителей, в сиянии Своей жизни, подтверждающий самое себя".

Следующий отрывок мы находим в "Словаре апостольской церкви".

Л. Ф.Штраус, самый резкий и беспощадный критик церкви в том, что касается воскресения, признаёт, что оно есть "пробный камень не только жизни Иисуса, но и самого христианства", что оно "задевает за живое всё христианство" и "определяет весь взгляд на христианство" ("Новая Жизнь Иисуса"). Если Христос воскрес, то Его учение действительно, если нет - рушится всё христианство. Таким образом в течение веков, начиная со времён Цельса, воскресение было главной мишенью нападений на христианскую веру".

"Сам Христос, - как пишет Б.Б.Уорфилд, - намеренно поставил принятие людьми всего Своего учения в зависимость от Своего воскресения. Когда ученики попросили Его о знамении. Он указал на воскресение, как на единственное и главное доказательство Своих слов".

В своих "Лекциях в защиту^ христианской веры" знаменитый швейцарский богослов Фредерик Годэ говорит о "важности воскресения Христа, подчёркивая, что именно оно было тем главным чудом, на которое указывал Христос как на доказательство Своих утверждений и Своей власти".

Убедительно говорит о значении воскресения Майкл Грин:

"Христианство отнюдь не считает воскресение одним из многих оснований веры. Без веры в воскресение вообще бы не могло существовать христианство. Христианская церковь никогда бы не возникла, движение последователей Христа с Его казнью зашипело бы и погасло подобно подмоченному пороху. Христианство либо истинно, либо ложно в зависимости от истинности воскресения. Докажите, что воскресения не было - и вы избавитесь от христианства.

Христианство - историческая религия. Она утверждает, что Бог взял на себя риск принять участие в истории человечества. Все факты Его участия - перед вами, исследуйте их с максимальным пристрастием, ибо они устоят перед лицом сколь угодно тщательного критического разбора..."

Знаменитый английский философ Джон Локк писал: "Воскресение нашего Спасителя... действительно имеет непреходящее значение для христианства, значение настолько важное, что от него зависит, был ли Он или не был Мессией. Два эти вопроса неотделимы друг от друга и по сути представляют единое целое. С первых дней христианства веровавший в одно верил в оба, не веровавший в одно отрицал и второе".

Как заключает известный историк церкви Филипп Шафф, "воскресение Христа, таким образом, становится безусловно ключевым вопросом, от которого зависит истинность или ложность христианской религии. Это либо величайшее чудо, либо величайшее заблуждение в истории человечества".

Текстом сегодняшней проповеди будет служить Святое евангелие от Луки, глава двадцать четвертая, стих

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Возлюбленные в Господе! Хочу приветствовать Вас этими замечательными, радостными и победоносными Словами Анегла: ”Христос воскрес!” Он воистину жив, воскрес и грядет! “Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века” – очень ясно формулируется в нашем символе веры.

В эти дни все христиане Восточного обряда вспоминали сей великий и торжественный момент воскресения Господа и Спаса нашего из мертвых. Это воистину торжество каждого христианина. Это победа жизни над смертью, святости над грехом. “ и опустошил ад” – так торжественно провозглашает свт. Иоанн Златоуст. Ибо воистину небеса без Христова присутствия стают адом; а бездна ада по пришествию туда Сына Божия воистину станет самым настоящим райским уголком. Наша поздравительная форма является самым лучшим доказательством для всех скептиков, агностиков и атеистов, которые не верят в жизнь после смерти и воскресение. Потому что отсутствие Сына Божия для каждого верующего в Него действительно является самой страшной пустотой в его жизни. Именно для этого пришел Сын Божий, доказав Своей великой любовью ко всем грешникам не зависимо от тяжести их грехов и преступлений пред Лицем Божьим. Какие действительно настоящие муки ада испытал Сын Божий на кресте Голгофы! Ученики и Дева Мария плакали смотря на страдания Иисуса. Казалось бы, даже святое небо оставило Царя Славы. НО, то что не под силу человеческому разуму, его логике, Бог часто свершает Свои могущественные дела! И воскресение Иисуса з мертвых есть тому самое величественное свидетельство!

Давайте как будто станем участниками того события. Можно только представить с каким сердцем Мария Магдалина и Мария шли к месту, куда погребли Сына Божия. Кроме печали, желание отдать последнее, что надлежит в память о человеке мертвому выглядело очень прискорбно. Для большинства из нас даже на подсознательном уровне также кажется, что смерть – это окончательная точка, после которой уже ничего нет. В науке ее определяют часто как завершение всего живого, всех естественных биологических процессов. Многим кажется, что дальше уже ничего нет и быть не может. Именно так множество философских и материалистических мировоззрений пытаются очень просто разрешить проблему смысла бытия человеческого. “Бери от жизни все, что следует. Делай все, чего пожелает душа твоя, ибо завтра умрем” – вот главный их девиз. “Жизнь коротка”, – констатируют люди. Но, то что увидели первые свидетельницы Божьей Силы просто ошеломило их. Место, куда был погребен Иисус оказался пустым. И камень, что был запечатлен ко гробу не сумел не коем случае удержать нашого Господа. Ибо Он есть воскресение и жизнь. Нет никакого смысла искать Живого среди мертвых. Это были слова Ангела Божия.

Воскресение – именно то, чего более не хочет адекватно воспринимать разум человека. Но и без чего, по словам апостола Павла, вера и проповедь наша христианская является полностью тщетной. Когда Павел проповедовал в Афинах, как свидетельствует об этом книга Деяний апостолов, его не восприняли, когда речь шла о воскресении. Вера в загробную жизнь была присущей практически во всех мифах различных народов и культурах. О существовании души после ее смерти были представления у всех культурах и религиях.

Но, когда речь идет о личном воскресении тела после смерти никто с уверенностью не смог сказать об этом. Множество людей заданы вопросом: какова причина смерти, почему она существует и что после нее. Еще со времен Иисуса Христа об этом спорили фарисеи и саддукеи. Последние никак не хотели верить в жизнь после смерти и верили, что лишь в этом мире возможно воздаяние за грехи человека и вознаграждение за праведную жизнь.

В книге Бытия Бог говорит о грехопадении человека. Хотя все, что создал Бог было совершенным. Однако через непослушание Богу человек согрешает. Когда Адам вкусил из древа познания добра и зла, он начал прятаться от Бога. В традиции св. отцов иногда возможно проследить мысль о том, что так человек отделил себя от Своего Создателя и создал себе ад. Потому что ад, в первую очередь, не просто место физических мук человека за своих грехи. Это разделение человека с Богом в той или иной степени. Писание говорит нам об этом следующее: “Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты ?” (Бытие 3:1 – 9) С этого отрывка видно первый вопрос, который задал Бог человеку. Господь в действительности очень хорошо знал, где Адам. Но знал ли Адам свое духовное положение? Потому что связь между Богом и человеком такой, каковой она была прежде, перестала существовать. Человек начинает приносить жертвы Богу как попытку очистить свою душу от пороков и грехов. Вот оно – начало всякой религии, как способ достучаться до небес и попытаться человеку обратиться к Богу. Возникает закон религиозный и юридический, поскольку человек уже даже не в состоянии адекватно оценить свою духовную жизнь и поработить свои плотские желания. Человечество во всех грехах своих хочет достучаться и найти Бога. Однако практика и опыт многих людей показывает, что самостоятельно соединится с Богом просто так невозможно. Грех, который так противоречит Богу, не дает таковой возможности. Но милостивый Господь не оставлял человека никогда в одиночку. Бог по прежнему любит человека и говорит к пророку Иезекиилю: “И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: “преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?” 11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? . Такая формулировка пророчества Иезекииля говорит о Божьей милости к грешнику не зависимо от степени его грехов. В это время Израиль переживает глубокий кризис.

Вавилонский царь Навуходоносор практически уничтожает иудейское государство. Однако Бог обращался и говорил о исповедании грехов, возвращении к служению к только Одному Богу живому и к призрению идолам. Когда казалось при этом все разрушенным и мертвым, Господь показал Иезекиилю видение о воскресении. Слово Божье демонстрирует следующую картину: “Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. 3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. 4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!” 5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. 6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь .”

Речь Господа к слуге Его направлена на приоткрытие великой Тайны воскресения из мертвых, что должна произойти в будущем. И это не только пророчество о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно (Господе Нашем Христе Иисусе), но и о нашем воскресении. Святое Евангелие учит нас и о нашем с вами воскресении вместе со Христом. Нет, вы не ослышались, – именно о нашем воскресении вместе с Ним. Св. апостол Павел в послании к колоссянам подчеркивает следующее: ” Итак, если вы воскресли со Христом , то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ; 2 о горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. ” (к Колоссянам 3:1-3) Действительно, когда речь идет о празднике Пасхи, множество людей идут как никогда в церковь; в доме расположено все, как надлежит празднику. Множество верующих, к сожалению, при всем этом более являются “пасхальными верующими.” И все таки слушая весть о прощении их грехов, о дивном Христовом воскресении множество людей так и не могут простить друг другу ошибки, не смогли научиться любить друг друга, как учит об этом Господь. И при этом ничего “горнего”, того духовного, которое во Христе, Его характере так и не проявляется в жизни многих христиан. Хотя и по-праздничному люди в эти дни приветствуются, но продолжают грешить против ближнего и Господа.

И когда вопрос жизни и смерти часто может стоять чуть ли не главным вопросом нашей жизни, христианская вера имеет надежду на воскресение. Христианство – это учение, которое говорит, что не все заканчивается могильной плитой. Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам пишет: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.” (1 Фессал. 4: 13-14) Есть у каждого верующего во Христа – надежда и вера в воскресение из мертвых. «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых», – говорит свт. Григорий Богослов. Пусть этими евангельскими словами утешается наша душа. Взыщем Господа, ибо Он есть благ и вовеки Его милосердие и святая любовь ко всем нам! Да пребудет Господь со всеми Вами! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Євген Распопов

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик (). Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее» (). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «что ты плачешь?» (). Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «господин! если ты вынес Его, (Иисуса Христа), то скажи , куда положил Его, и я возьму Его» . Тогда Господь сказал ей: "Мария"! (). Услышав голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: "Учитель!" бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и мой!» (). Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

Взаимосвязь Между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой

Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине некоторые события в жизни еврейского народа, а в особенности предсказания пророков, относились к пришествию Иисуса Христа и наступлению новозаветных времен. Ветхозаветный закон, по словам св. ап. Павла, был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (; ).

Самым знаменательным событием в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Р. Хр. Запечатлелось оно в национальном еврейском празднике Пасхи, в котором отмечались и другие события, связанные с освобождением из Египта: поражение Ангелом египетских первенцев и помилование еврейских, на домах которых были сделаны знаки кровью пасхального агнца (Отсюда слово «Пасха» – «проходить мимо»); чудо перехода через Красное море и гибель гнавшегося за евреями египетского войска; затем – получение еврейским народом Закона на горе Синай и установление завета с Богом, после чего еврейский народ стал считаться народом Божиим. С тех пор, евреи, празднуя Пасху и следуя обычаям своих предков, с молитвой и символическими обрядами вкушают пасхального агнца.

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх.


Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха
Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (). Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (). Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом (). Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (). Вступление евреев в обещанную их отцам землю (). Распятие на кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (). Крещение в воде и избавление от власти дьявола (, смотри также в послании к Римлянам 6-ю и 7-ю главы). Сошествие Св. Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (). Вкушение Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии ( гл.). Жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести. Избавление от угрызений духовного змия – силою Креста (). Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда ().

Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ().

Пророчества о Воскресении Христовом

О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, , , , . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: , , , , Иез., , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя.

Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное, и воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» ().

Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (надежде), ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (, см. также ; ).

Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа.

Духовные Плоды

Воскресения Христова

Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдет в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие – страшными, как ходячие мертвецы. О всеобщем воскресении Господь предсказал в таких словах: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас (голос) Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ().

При этом, предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений умерших, которые Господь и его ученики совершали, согласно Евангелию и книге Деяний Апостолов. Например: воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря, лежавшего в гробу четыре дня, и другие. То было временным пробуждением от смерти, так что после определенного времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет «Первенцем умерших» (). "Тогда (при всеобщем воскресении) праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ().

Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, – ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость распространяется на такое большое количество людей, – не только на глубоко-верующих, но и на теплохладных и далеких от Бога. На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над .

Пасхальное богослужение

Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице...» Затем, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями, тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав». Пение священников подхватывает хор. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Конечные слова каждого стиха певчие подхватывают радостным: «Христос воскресе». Затем священнослужители повторяют начало тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певчие оканчивают его: «И сущим во гробех живот даровав». Двери храма в это время открываются, все входят в храм, и начинается великая ектенья, (короткие прошения с пением «Господи, помилуй», за которой следует торжественное пение Пасхального канона: «Воскресения день», составленного преподобным . Во время пения канона священнослужители повторно совершают полное каждение храма и приветствуют богомольцев словами: «Христос воскресе!» На что те громко отвечают: «Воистину воскресе!» В конце утрени читается вдохновенная проповедь св. Иоанна Златоустого , которая начинается словами: «Если (аще) кто благочестив».

Обычные Часы не читаются, их заменяют пением пасхальных гимнов. Литургия совершается сразу после заутрени. Вместо обычных псалмов, поются особые антифоны: короткие молитвы со стихами; вместо «Святый Боже», поется «Елицы во Христа крестистеся». Евангелие читается о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца и о Божестве Иисуса Христа, Бога Слова (), которое Он доказал Своим славным воскресением. Когда служат несколько священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что о воскресении Христа апостолы проповедовали разным народам на их родных языках. Вместо «Достойно есть», поется следующий задостойник (в русском переводе):

«Ангел восклицал благодатной: чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын восстал из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди веселитесь!»

«Прославляйся, прославляйся, Новый Иерусалим (Церковь), потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись Сион! Ты же, Чистая, радуйся о воскресении Рожденного Тобою».

По заамвонной молитве совершается освящение артоса – особого хлеба с изображением на нем Воскресения Христова. На одном из последующих богослужений артос раздробляется и раздается верующим в память явления воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе (которые Его узнали после преломления Им хлеба). В первый же день св. Пасхи освящаются яйца, сыр и масло, а также куличи, которыми разговляются верующие. В день св. Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: «Христос воскресе» (христосуются) и обмениваются крашеными яйцами, которые служат символом воскресения. Во все дни пасхальной недели царские врата остаются открытыми в знак того, что воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо. Начиная с первого дня св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы (в течение 50-ти дней) делать земные поклоны не следует.

Пасхальный канон в русском переводе

Песнь 1-я

Ирмос : Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос привел нас, поющих победную песнь.

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселье вечное.

Песнь 3-я

Ирмос : Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления – гроба Христова, на Котором утверждаемся ().

Теперь всё наполнилось светом – небо, земля и (места) преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем ().

Песнь 4-я

Ирмос : Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже и покажет нам светоносного Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный (; ).

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, – непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог – наречен совершенным ().

Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.

Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный ().

Песнь 5-я

Ирмос : Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа – Солнце правды, всех жизнью просвещающего.

Увидев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху.

Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Песнь 6-я

Ирмос : Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба ().

Не повредив заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.

Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама.

Песнь 7-я

Ирмос : Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый отцов, благословенный и препрославленный.

Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного ().

По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба.

Песнь 8-я

Ирмос : Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе – как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока – дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки ().

Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, – Существо единое в трех Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, Чистая (Богородице), радуйся о восстании Рожденного тобой! ().

О, как божественно, любезно и радостно слово Твое, Христе! Ты обещал непременно с нами быть до кончины века. Имея это опорой надежды, мы, верные, радуемся ().

О Пасха, великая и священная, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства ().

Примечания

1 . О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит (загорается) в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня – необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает и его пламенем можно водить по лицу. Только через некоторое время огонь приобретает свою нормальную температуру. Православный иерусалимский патриарх (или его заместитель), получив благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и вызывает радость. Замечательно еще то, что благодатный огонь сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедований, которые тоже служат в этом храме, благодатного огня не получают.

2. Еврейская Пасха празднуется в 14-й день лунного месяца Нисана. Этот день всегда приходится весной, на полнолунье. С еврейской Пасхой тесно связана христианская Пасха. Первый Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325-ом году, постановил праздновать христианскую Пасху в воскресный день в период весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи. Руководствуясь этим постановлением Собора и астрономическими вычислениями, александрийские ученые выработали систему исчисления дня православной Пасхи на каждый год. Так возникла «Пасхалия» – таблица дней Пасхи на многие годы вперед. Чередование пасхальных дней повторяется каждые 532 года (индиктион). Согласно пасхалии, самая ранняя православная Пасха приходится 22 марта по старому стилю (4-го апреля по новому стилю), а самая поздняя – 25-го апреля по стар. стилю (8-го мая по нов. стилю). С передвижением Пасхи передвигаются и зависящий от нее и праздники Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи) и Троицы (на 50-й день после Пасхи). Согласно Пасхалии, в 1992 году Пасха будет 26-го апреля; в 1993 – 18-го апреля; в 1994 – 1-го мая; в 1995 г. – 23-го апреля; в 1996 г. – 14-го апреля (числа даны по новому стилю).

3. Воскресение Иисуса Христа было засвидетельствовано Ангелами: , , ; Апостолами: , ; Его врагами: ; и, больше всего, – тем морем чудес, которые совершались и продолжают совершаться именем Господа нашего Иисуса Христа.

Портал «Православный Взгляд» спросил у священников о том, в чем заключается главный смысл Воскресения Христова.

ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ , клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер.
Святые отцы пишут, что многим было бы лучше вообще не воскресать, чтобы не наследовать вечных мучений, поэтому смысл Пасхи заключается не в том, что «Христос воскрес и мы воскреснем», а в том, что Христос своей искупительной смертью победил духовную смерть.

Православная церковь говорит о существовании двух смертей и двух воскресений из мертвых. Первое воскресение из мертвых - это когда неверующий становится верующим, язычник - христианином, еретик - православным. В Священном Писании сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: смерть вторая не имеет власти» (Откр 20:6). Второе воскресение из мертвых связано с телесным воскрешением, но оно не имеет принципиального значения, так как если до первой смерти человек не примирится с Богом, ему уже ничего не поможет.

Первая смерть наступает во время смерти тела, а вторая наступит тогда, когда грешники в день Страшного Суда услышат слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). Поэтому если человек участвует в первом воскресении, то над ним вторая смерть уже не властна и ему скажут другие слова: «Приидите, благословенные Отца Моего наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).

После того как Господь Иисус Христос умер, Его друзья и враги стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву, что означало бы воскресение из мертвых. Иудеи понимали, что это самый принципиальный момент, и очень боялись, что ученики выкрадут Тело Христа и заявят о Его воскресении, поэтому поставили стражу около пещеры. И когда Бог Отец воскресил своего Сына силой Духа Святаго, а Сын Божий силой собственного ипостасного божества восстал из гроба - это стало самым главным свидетельством, что жертва принята. И в этом состоит главный смысл христианской Пасхи, потому что до этой жертвы все люди шли в ад, и грешникам не было оправдания.

Апостол Павел подчеркивает, что Сын Божий был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:22-24), поэтому мы оправданы Воскресением Христовым и искуплены его святою кровью, и те, кто в Него уверуют, обретут дар вечной жизни.

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ), клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист и миссионер.
Ответ на этот вопрос - вся христианская вера и жизнь во всей своей полноте! А раз так, то поневоле придется ограничиться лишь осколком, отблеском, в котором, тем не менее, можно увидеть животворящий и спасительный свет. Главное в христианстве - Христос, Бог, Который стал Человеком и прошел через всю меру человеческих страданий, включая Распятие. А Пасха (Воскресение Спасителя) - это точка, фокус, где с наибольшей силой и яркостью сходится человеческое с Божественным, причем сходится так, что каждый из нас имеет возможность подключиться к ней, стать не зрителем, а участником события, причастником Божества. Подчеркиваю, что это возможность, реализация которой зависит от свободной воли каждого. Отсюда и значение Пасхи для человека.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ОКНИН, настоятель Никольского храма города Чехова.
Без Креста нет Воскресения, поэтому страдания всегда будут предшествовать духовному и физическому подъему человека. Каждый христианин должен отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом. В Первом послании святого апостола Павла к Коринфянам говорится: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор 1:18).

Крестоношение - основа христианской жизни, но многие люди носят крест на шее только как красивое украшение, а настоящего Креста не имеют. Но ведь только через Крест Христос спас человеческий род и взошел на Небо. В Евангелии от Марка есть отрывок, который прочитывается за богослужением в праздник Вознесения Господня: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога…» (Мк 16:19).

Каждый человек должен пройти путем Христа и воскреснуть не только духовно, но и телесно. Христос после своего воскресения вкушал пищу вместе с апостолами, чтобы показать, что его тело настоящее, поэтому в Священном Писании говорится о воскрешении всего человека, а не о воскрешении души или тела.

В истории церкви всегда существовало множество ересей на этот счет, в частности, в учении богослова Оригена Александрийского, но мы на основании Священного Писания можем утверждать, что воскресение будет в теле, и это для нас самый главный аргумент.

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Пасха дает надежду на спасение, потому что «если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (1 Кор 15:14), поэтому Воскресение Христово для православного христианина является источником жизни и именно наличием Пасхи христианство кардинально отличается от всех остальных религий.

Пасха - это та цель, к которой стремится все человечество на протяжении всей истории, и эта цель заключается в бессмертии. Христос показал, что только через Воскресение Христово, через Пасху человечество может достичь этого бессмертия.

Человек должен быть готовым к принятию счастья, но счастье зависит не от внешних условий, а от внутреннего состояния, которого можно достичь, только живя духовной жизнью.

В Православной Церкви существует догмат о том, что Господь Иисус Христос, воплотившись на земле, навечно соединился с плотью, и в будущей жизни Он нас встретит в той плоти, в которой воскрес. И мы воскреснем в обновленном теле, подобно Христу, но это тайна, как и когда это будет, однако это обязательно будет.

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ЧУВИКИН, ректор Перервинской духовной семинарии.
Пасха - это центральный христианский праздник, недаром он называется Праздником праздников и Торжеством торжеств, потому что если бы Христос не воскрес, то и не произошло бы спасения рода человеческого. Как сказал Апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (Кор 15:14).

Праздник Пасхи имеет центральное значение в жизни всего человечества, потому что через Воскресение Христово нам дарована возможность вечной жизни. Если Господь воскрес, то Он и нас воскресит для вечной жизни, поэтому Святая Церковь придает такое огромное значение Пасхе и заранее готовится к этому празднику, начиная с Сырной Седмицы и заканчивая периодом Великого Поста, во время которого верующие постятся и усиленно молятся.

И, конечно же, в этот период, в храмах совершаются дивные богослужения, которые располагают нас к покаянию и перемене образа жизни. Святитель Иоанн Златоуст в пасхальном слове говорит, что радость Пасхи объемлет всех: и постившихся, и не постившихся, и ленивых, и богатых, и убогих. Но тот, кто достойно прошел период великого поста: постился, совершенствовался в молитве и христианских добродетелях - в более полном объеме испытают радость Пасхи.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной Седмицей, потому что в эти дни Святая Церковь предлагает вспомнить события перед Крестной Смертью и Воскресением Христа. И мы сопереживаем Христу, состраждем, сораспинаемся и спогребаемся. Об этом много написано в церковных гимнах, которые исполняются в Страстную Седмицу.

Отличие Христианства от всех других религий заключается в том, что только в Христианстве Всемогущий Бог-Творец страдает, приносит себя в жертву за грехи всего человечества, будучи Сам безгрешным, а в других религиях Бог обычно властелин, повелитель, самодержец, грозный и наказующий. Это парадокс, который по-человечески трудно понять, но в этом и заключена великая тайна. Мы веруем, что Господь создал человека не для тления, не для смерти, но для того, чтобы человек жил вечно.

Когда человек умирает, душа продолжает жить, она идет на мытарства, а в сороковой день - на поклонение к Богу, где определяется ее временная участь до Второго славного пришествия Христова.

Когда второе пришествие наступит, тогда воскреснут все люди, какой бы смертью они не умерли, тела вновь соединятся с душами, но будут уже другими. Те люди, которые доживут до Второго Пришествия, не умрут, но тоже изменятся, как сказано у Апостола Павла: «Потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фес 4:13-17).

Господь всех соберет на окончательный Суд, который будет неподкупным, нелицемерным и не подлежащим пересмотру, только одни будут наследовать жизнь вечную, а другие вечное осуждение.

ПРОТОИЕРЕЙ РОСТИСЛАВ ЯРЕМА, доктор богословия, профессор, секретарь Совета Северо-Восточного Московского викариатства, редактор сайта www.patriarch.ua.
Христос Воскрес и своей крестной смертью дал нам возможность войти в жизнь вечную. Мы странники на земле, но наша дальнейшая загробная участь зависит от того, как мы проведем земную жизнь.

Вся наша жизнь заключается в том, чтобы соединиться со Христом, достойно понести свой крест, который дал нам Господь, и получить, в конце-концов, жизнь в райской обители Бога. Христос нам сказал, что нужно терпеть, и что Царствие Небесное нудится, и только тот достигнет его, кто осуществит подвиг ради Христа. И если человек достойно провел земную жизнь, то он получит вечную жизнь, а нераскаявшийся грешник, живший по своим похотям, получит вечные мучения.

Перед Воскресением Христовым каждый год в Иерусалиме сходит Благодатный огонь, и предание гласит, что если этот огонь не сойдёт, то наступит конец мира. Господь даёт нам подобное для укрепления веры, чтобы мы знали, что есть благодать и милость Божия.

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: