Теоретическая философия канта кратко. Шпаргалка: Иммануил Кант

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.


Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве - пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.


В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.


В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.


Первые издания работ Иммануила Канта

Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.


Дом пастора Андерша, в котором Кант преподавал в 1747-1751 годах

В 1755 году Иммануил Кант вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».


Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Личная жизнь

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.


Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.


В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут.


Потом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более кушал ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия.

Смерть

Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.

Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.


Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Скончался великий философ 12 февраля 1804 года. Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).

Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

Библиография

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения;

4.б. Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейшие вопросы: 1. Что я могу знать?; 2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать? и 3. На что я могу надеяться?.

Исходный принцип философии Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания и его возможности. Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, вопринимает только "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" ("вещь в себе", "Dish an sich", - то, чем вещь, явлнение являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий).

4.в. Познание, по Канту, проходит три ступени. Первой, начальной, среди них ступенью познания является чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант полностью разделая взгляды Давида Юма), а с другой стороны присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания. Априорными, не взятыми из опыта, формами чувственного созерцания, по Канту, является Пространство и Время. Восприятия пространства и времени, по Канту, не преобретается из опыта человека, а даны человеку до всякого опыта. Сознание только пользуется уже наличными априорными формами созерцания для того, чтобы по этим, априорным, признакам упорядочивать наше восприятия чувствами окружающей действительности и группировать их одно после одного, благодаря априорности времени, или одно рядом с другим, благодаря априорности пространства. Именно благодаря априорно присущим нам форм чувственного созерцания у нас есть возможность само чувственное созерцание, - возможен чувственное познание. Таким образом, в своем проявлени Пространство и Время являются продуктом активности сознания.

Следующей, второй, ступенью нашего познания является познание рациональное. Оны выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. На уровне предыдущего, чувственного созерцания, человек имеет дело с чувствами, благодаря которым в сознании человека образуются представления, другими словами, - конкретно-чувственные образы предметов и явлений. А рациональное познание совершается не при помощи чувств, а уже с помощью рассудка, который начинает оперировать конкретно-чувственными образами вне зависимости от наличествующего в данным момент чувственного воприятия предметов и явлений. Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия. Понятия, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений. Вот что обо всем этом пишет великий философ:

"Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй - способость познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к предствлениям (как одно лиш определение души). Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцания без понятий не могут дать знание... Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть только у рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen) (то есть подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить, Только из их соединения может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой" (Кант. Критика чистого разума. Сочинения, том 3. Москва, 1964, стр. 154-155.

Каким же образом рассудок из накопленных чувственным созерцанием представлений "добывает" знание сущности предметов и явлений? Кант считает, что это совершается благодаря врожденным особенностям рассудка. Эти врожденны особенности он назвал априорными для рассудка. Последние, по мысли философа, не приобретаются человеком из опыта или путем обучения, а заложены в рассудке априорно. Эти априорно врожденные человеческому рассудку элементы Кант назвал категориями чистого рассудка, другими словами - всеобщими и необхдимыми категориями научного мышления. Таких категорий, по мнению Канта, 12, которые объединяются между собой в четыре группы: категории Количества (единичного, всеобщего и особенного), категории Качества (наличия, отсутствия и ограничения), категории Отношения (субстанции/акциденции, причины/следствия, взаимодействия) и категорий Модальности (возможность/невозможность, существования/несуществования, необходимость или случайность).

Если говорить на уровне чувственного созерцания, то категории чистого рассудка, по Канту, "обнаруживают" в наших чувственных представлениях те или иные признаки, определенным образом "сортируют " эти признаки и уже, по априорным критериям "связывают" между собой наши представления и понятия. В результате это становится возможным наше логическое (рассудочное) мышление. Если бы этих априорных категорий чистого рассудка у нас не было, то не было бы и логического, рассудочного, мышления, не было бы и никакого познания.

Кантовские категории чистого разума сыграли большую роль в развитии не только философской мысли, но и в развитии интеллектуальной культуры вообще. Прежде всего следует подчеркнуть, что учением об априрности чистого разума Кант положил плодотворное начало развитию категорий всей немецкой классической философии, вершина категориального аппарата которой достигнута в философии Гегеля. Сам Кант уже определил основную группу категорий философского мышления, указал на диалектическое противоречие/взаимозависимость этих категорий внутри каждой из их четырех групп. В работах Канта уже просматривается гегелевский подход к рассмотрению диалектики развития природы, мышления и общества: тезис (единичное, наличие, возможность...) - антитеза (множественное, отсутствие, невозможность...) - синтез (всеобщность, взаимодействие...). Это - во-первых. А во-вторых, категории чистого рассудка положены в основу кантианской логики, сторонники которой плодотворно разрабатывают ее, кантианскую логику, и в наши дни.

Третьи, наивысшим уровнем познания, по Канту, является познание чистого разума. На этом уровне человек пытается познать то, что никаким образом не доступно познанию ни путем чувственного созерцания, ни средствами чистого рассудка (путем рассуждения, логического мышления). Это истины самого высокого, абсолютного порядка. К ним Кант относит три группы идей: 1. Психологические идеи чистого разума (о душе человека, ее смертности и бессмертию), 2. Космологические идеи чистого разума (идеи о Космосе, его бесконечности, начале и конце) и 3. Теологические идеи чистого разума (идеи о Боге, его существоании и сущности). Совокупность всех этих идейх Кант называет антиномиями чистого разума. Философ доказывает, что с одинаковыми основаниями наш рассудок может доказывать, что у человека есть душа и что этой души у человека нет; что душа человека смерта и что она бессмертна; что материя делима до бесконечности и что деления материи до бесконечности нет; что Космос имеет начало и конец, ограничен в пространстве и что Космос бесконечен в пространстве и времени; что в материальном мире господствует необходимость и что в мире господствует случайность; что Бог существет и что Бог не существует. Кант считал, что в области проблем чистого разума не может быть доказательных и для всех убедительных решений.

Будучи по своим собственным мировоззренческим взглядам убежденным атеистом, Кант свои философские заключения в отношении антиномий чистого разума убедительно проиллюстрировал своим анализом богословских доказательств существования Бога. В его время (да и в наше тоже!) богословы и некоторые богословствующие философы утверждали, что существоание Бога является научно достоверным фактом, в пользу существоания Бога приводили много различного рода доказательств. Кант для примера взялся проанализировать те доказательства, которые считались и сейчас считаются классическими, то есть - убедительнейшими, непревзойденными и непреодолимыми, доказательствами существования Бога. К ним относятся доказательства: Онтологическое, Космологическое и Телеологическое. Мы сейчас не будем ни излагать сущность этих богословских доказательств, ни анализировать сущность кантовских опровержений этих доказательств. Скажем только, что Кант классическим образом показал несостоятельность доказательств существования Бога и тем самым внес значительный вклад в развитие атеистической мысли. Здесь же отметим, что своей критикой доказательств существования Бога Кант вызвал злостную ненависть к себе со стороны современных ему церковников. Доходило до того, что самые рьяные церковные мракобесы именем Канта называли своих нелюбимых собак и лошадей, которых затем беспощадно избивали.

4.г. Не смотря на могучий талант, огромную образованность и неизмеримое трудолюбие, Кант не смог решить всех тех философских проблем, которые сам поставил перед собой. И это знаем не только мы, обогащенные богатсством послекантовских философских достижений. Это осознавал сам Кант. И не только осознавал, но явно метался между нерешенными им до конца философскими проблемами. (В скобках заметим, что Кант был ошибочно убежден в возможности удовлетворительного, научного, решения проблем философсокого мировоззрения. При этом и он и мы знаем, что любое однозначно утверждаемое будь то двойственное, неопределенное или антиномичное решение философского вопроса - это в самом деле его решение.) Поэтому Кант вынужден был в своих последующих работах или в последующих изданиях своих работ вносить не только дополнения и исправления, но и публично отказываться от некоторых своих философских утверждений. Особенно это видно на примере решения им главной для него философской проблемы - проблемы познания.

В теории познания (гносеологии) Кант стоял на позициях субъективного идеализма и агностицизма. Но его субъективный идеализм, в отличие от классического субъективного идеализма, не мешал ему признавать существоание независимых от нашего сознания вещей и явлений. Кантовский "Феномен" - это по сути субъективное восприятие внешних сознанию человеку вещей и явлений, а "Ноумен" - объективные вещи сами по себе (Dish an sich) не зависимо от того, вопринимает их человек или не воспринимает. А признание вещей вне сознания и независомо от сознания - это уже никакой не субъективный идеализм, даже не идеализм вообще. Это уже чистейший материализм.

Кантовская теория познания делает чувства человека не связующим звеном между сознанием и объективным миром, а преградой меду ними. И Кант чувствовал утверждаемый им помимо своего желания разрыв мужду чувствами и разумом. Еще больший отрыв от действительности (реальности, практики) почувствовал Кант в своем учении об антиномиях чистого разума, когда перешел к философскому анализу проблем практической жизни в произведении "Критика практического разума". В этом произведении Кант написал: "Я вынужден здесь ограничить область чистого разумпа, чтобы дать место вере". Критики Канта, особенно марксисты-ленинцы, уцепились за фразу Канта, чтобы обвинить его в отступлении от сущности его критики существования Бога, что Кант якобы сам поверил в Бога. Но все это не так.

В работе "Критика чистого разума" (1781 год) Кант признавал антиномичность всякого "Так" и "Нет" в отношении идей чистого разума (Бога, Вселенной, Души, смысла человеческой жизни и так далее). Но в написанной позже "Критике практического разума" он считает целесообразным и полезным воспринимать часть идей чистого разума не рассудком, а верой. Вера в Бога, говорил он, совершенно не состоятельна с точки зрения науки, знаний, но в некотрых аспектах эта вера может оказаться полезной в практической жизни человека и общества. А разве не так? Тоже самое можно сказать о душе и смысле жизни человека. В области морали - и по Канту и по нашему - человек в значительной мере должен принимать общечеловеческие принципы поведения и следовать им безо всякого предварительного теоретического доказательства. Тем более, допуская элементы веры в процесс познания, Кант сделал первую попытку допустить в область познания практику. По моему личному мнению, мысль Канта о практике получила продолжение, блестящее развитие и подтверждение именно в марксистской философии, революционный переворот которой, по признанию самих марксистов, заключался во введении практики в познание.

В пропаганде идей чистого разума Кант проявил себе великим гуманистом. Он говорил, что не Бог и даже не общество, а Человек стоит выше всего и прежде всего. По Канту, Человек должен всегда и постоянно быть целью самого себя и никогда - средством для чего бы то ни было другого (для достижения целей всего общества, для служения Богу, религии и правителю, начальнику). Считая проблемы морали априорными, он для определения моральности выдвинул свою Максиму (Нравственная Максима Канта) : "Поступай так, чтобы принципы твоего поведения могли стать принципом общечеловеческого законодательства".

Кант одним из первых дал философское обоснование необходимости мирного сосуществоания всех государств и народов мира. Эту идею он убедительнее и ярче всего выразил в "Трактате о мире". Будучи домоседом, он активно включился и личным примером содействовал примирению воевавших в то время друг против друга Германии и России; будучи подданым Прусии, принадлежал всему человечеству и чувствовал себя гражданином всей Земли.

4.д. Значительное внимае приделял Кант проблемам Эстетики. Его идеи до сих пор находятся и плодотворно действуют в золотом фонде сокровищ эстетической мысли. Будучи великим философом и крупным ученым, Кант меру гениальности художников ставил выше таланта всех других деятелей. Гениальность художгтков, по мнени Канта, заключается в том. что они творят новое из ничего, со своего духа и собственного видения. Если бы, к примеру, Сервантес не написал "Дон-Кихота", а Шекспир - своих пьес, то никто и никогда не выполнил бы их работы. Что же касается ученых, то они открывают в природе только то, что и без них могли бы сделать другие.

Эстетику Кант определял, как суждения о целесообразности без цели. С этой точки зрения искусство и по творению и по восприятию ("потреблению") бескорыстно.

    Естественно-научная философия Канта докритического периода.

    Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, " "вещь в себе". I

    Стадии познавательного процесса.

    Структура сознания (разума).

7. «Критика практического разума " Канта. Моральный закон (категорический императив).

    "Критика способности суждения». Всеобщая целесообразность.

    Социально-политические взгляды И. Канта.

10.Историческое значение философии Канта.

1 . Основоположником немецкого классического идеализма считается Им­мануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г,).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на воп­росы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения".

2 . Важнейшими проблемами философских исследований Канта докрити-ческосо периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Нова­торство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая дан­ные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

    Солнечная система возникла из большого первоначального облака раз­реженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодей­ствию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

    природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

    природа находится в постоянном изменении и развитии;

    движение и покой относительны;.

    все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

    механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

    данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.

Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (осо­бенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволю­ции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Копер­ника (вращение Земли вокруг Солнца).

3 .В основе философских исследований Канта критического периода (на­чало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агности­цизма - невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество нераз­гаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипоте­зу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной дея­тельности - человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограни­чены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со сво­им арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени Мир не имеет начала во времени

и ограничен в пространстве. и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы В мире нет ничего простого.

и то, что состоит из простых.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность Свободы не существует. Все в мире

по законам природы, но и свобода. совершается в силу строгой

причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое Бога нет. Нет никакого абсолютно

существо, причина всего сущего. необходимого существа - причины

всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба про­тивоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познаватель­ных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе".

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в резуль­тате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавят­ся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подвержен­ные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апос­териорное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например "Все тела протяженные", «Человеческая жизнь протекает во времени», "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь жи­вого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопыт­ное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истин­ном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако откры­тая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

    внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

    органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

    человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человечес­ком разуме возникает целостная картина окружающего мира;

    целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами об­раз внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

    реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, являет­ся "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

    человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии; внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы

образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности про странство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

6 . Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях-(в переводе с греческого - высказываниях) -предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характери­зуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет две­надцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются: количество, качество, отношение, модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

    количества - единство, множество, цельность;

    качества - реальность, отрицание, ограничение;

    отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (са­мостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

    модальность - возможность и невозможность, существование и несу­ществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характе­ристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними про­тивоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрица­ние (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характери­стик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

    Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслитель­ную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума": Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

    чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

    между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, по­буждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

    мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кото­рый имеет высший и безусловный характер, и назвал его категоричес­ким императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сфор­мулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

8 . В своей третьей книге критического периода - "Критика способности суждения" - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, кото­рые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в орга­низации живой природы, организации неживой природы, строении орга­низмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта: философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следова­нии моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление че­ловечества; считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

    Историческое значение философии Канта в том, что им было: дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникно­вения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе"); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон;

выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдель­ном обществе, так и в международных отношениях; осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

1)Иммануил Кант. Основные этапы творчества---стр.3-4

2)Этика И.Канта---стр.4-5

3)Эстетика И.Канта-стр.6-8

4)Мораль.Понятие морали у И.Канта---стр.8-10

5)Заключение-стр.10

6)Сочинение И.Канта---стр.11

7)Список литературы---стр.11

ИММАНУИЛ КАНТ.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА.

Иммануи́л Кант(1724 -1804)

Иммануил Кант - (нем. Immanuel Kant [ɪˈmanuɛl kant] родился 22 апреля 1724 в городе Кёнигсберг, в Пруссии.Иммануил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». До поступления в университет активно изучал естествознание. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Был сначала доцентом, затем профессором, и, наконец, ректором. Получил известность благодаря своим трудам в области философии, а также математики, естествознания, права и др. В 1781 г. выходит в свет главный труд Канта «Критика чистого разума».

Главная идея критической философии Канта следующая: прежде чем с помощью мышления исследовать какой-либо предмет, следует сначала изучить само «орудие» познания. Или, по терминологии того времени, дать критику способности познания. Этого не осуществила предшествующая философия, с чем в первую очередь и был связан общий кризис наук в XVIII столетии, который Кант стремился осмыслить и преодолеть.

«Критика чистого разума» имеет принципиально важное значение для науки, поскольку Кант обращается здесь к новым, неизвестным ранее проблемам: к проблеме априорных форм познания, к вопросу об источнике активности и свободы сознания, к проблеме субъекта, которую он ставит иначе, чем метафизика Нового времени. В учении об антиномиях Кант закладывает основы возрождения диалектического способа мышления. В то же время решение этих проблем в кантовской философии не может быть признано удовлетворительным: противопоставив субъективное объективному, мышление бытию, Кант считает их единство всего лишь идеалом, суть которого непостижима для человека. Стремясь преодолеть противоречие между бытием и мышлением, Кант подходит к нему иначе, чем в исследовании теоретической способности человека. А именно: в «Критике практического разума», составляющей основу его учения о морали, праве и государстве, философ осуществляет исследование воли как практической способности человека к действию.

Этапы творчества Иммануила Канта:

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747-1755 годы) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)

выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) - занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетик.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Бог - «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога - значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

Мнимая мораль - та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу - требованиям совести.

Этика И.Канта: Этика Канта - это оригинальная, терминологически разработанная теория, имеющая глубокие корни в западной философской традиции. Центральная проблема этики Канта, как и Сократа, а также стоиков - проблема свободы.

Хотя корни его этики лежат еще глубже - в золотом правиле нравственности.

Главное открытие Канта - что в морали человек выступает собственным (и одновременно всеобщим) законодателем.

«Основы метафизики нравственности» (1785) имели цель разработать чистую моральную философию, основанную на априорных идеях - идее долга, нравственного закона, идее человеческого достоинства. Представление о долге, по мнению Канта, не выводится из опыта, который фиксирует испорченность человеческой природы. «Не нужно быть врагом добродетели, чтобы сомневаться есть ли в мире добродетель». Моральные законы берут свое начало в чистом разуме, на этом основывается их всеобщность и необходимость. Чистый разум - это очищенное от всего эмпирического мышление, исходящее из логических идей.

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума» . Этика Канта основана на принципе «как если бы» Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум - это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда - как к средству».

«Критика практического разума» (1788) - еще одна попытка доказать, что чистый практический разум существует. Чистый разум дает людям моральный закон, который имеет форму императива, то есть чистый разум принуждает человека к поступкам. Автономия чистого разума и есть свобода. Нравственный закон, выведенный из чистого разума, является безусловным, автономным, всеобщим и священным.

Важнейшее понятие этики Канта - идея человеческого достоинства. «Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?.. Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство»… «Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения».

Эстетика И.Канта:

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное . Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Эстетические взгляды

“Критика способности суждения”

Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между

природой свободой своеобразный “третий мир” - мир красоты. Когда он создавал

“Критику чистого разума”, он считал, что эстетические проблемы невозможно

осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический

хзаконов. Термином “Эстетика” Кант обозначал учение о чувственности, об

идеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году Кант сообщает

Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а

именно “чувства удовольствия и неудовольствия”. Теперь философская система

мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трех частей

в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной,

оценочной (“чувство удовольствия”) и волевой (“способность желания”). В

“Критике чистого разума” и “Критике практического разума” изложены первая и

третья составные части философской системы - теоретическая и практическая.

Вторую, центральную, Кант пока называет теологией - учением о

целесообразности. Затем термин “теология” уступит свое место эстетике -

учению о красоте. Задуманное произведение философ намеревался окончить к

весне 1788 года. Но работа затянулась. Трактат получил название “Критика

способности суждения”. В работе “Критика чистого разума” термином

“способность суждения” обозначалась одна из интуитивных познавательных

способностей. Если рассудок устанавливает правила, то способность суждения

дает возможность пользоваться этими правилами в каждом конкретном случае.

Теперь Кант размышляет над другим видом интуиции, который называет

“рефлективной способностью суждения”. Речь идет об отыскании по данному

частному некоего формального общего, но не об абстрагировании общих

признаков, - это дело рассудка). Применяя рифлективную способность суждения,

человек задумывается над целевым назначением данного частного. Учение о целях

Телеология; поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной

способности суждения телеологической. Телеология для него - принцип

рассмотрения предмета, в первую очередь живого организма, где все

целесообразно, то есть каждая часть необходимым образом связана с другой.

Рядом он располагает эстетическую способность суждения, исходя из того, что

художественное переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и

обнаружение целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности

человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое.

Это искусство. Телеология Канта - это не теология, но и не естествознание: с

ее помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов,

ею управляющих, в центре его рассмотрения по - прежнему человек. Только

человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате достижения

которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает в теорию

культуры. В ходе работы над “Критикой способности суждения” Кант все более

сужал сферу телеологии, лишая ее самостоятельной роли, ее функции как

центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа

фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная

целесообразность налицо, но суть ее непостижима. Телеология в этом плане

аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на

противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И телеология

и теоретический разум выполняют регулятивную функцию. Конститутивную (т.е.

конструктивную) роль разум играет в области поведения человека,

нравственности. В области познания конститутивную функцию осуществляет

рассудок. В сфере “способности суждения” конститутивна эстетическая оценка,

родственная телеологической и в тоже время противоположная ей. Единый подход

к живой природе и художественному творчеству на основе принципа

целесообразности - одна из основных идей “Критики способности суждения”.

Предшественники философа - англичане Шефтсбери и Хатчесон подчеркнули

специфичность эстетического, его несводимость ни к знанию, ни к морали. Кант

отстаивает этот тезис. Но рядом выдвигает антитезис: именно эстетическое есть

средний челн между истиной и добром, именно здесь сливаются воедино теория и

практика. Поэтому у эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено

преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой - преимущественно к

морали (это - возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий

ограничивается рассмотрением указанных двух категорий, т.к. философа

интересует не эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и категорий

прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для решения поставленной

задачи. Одна из важнейших заслуг Канта - эстетика в том, что он открыл

опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось, что

красота дается человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть

чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Между тем, само

“эстетическое чувство” - сложная интеллектуальная способность. Чтобы

насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его достоинства, и чем

сложнее предмет, тем специфичнее его эстетическая оценка. Сопоставляя

возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с

четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном

предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное

привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает. Основание для

прекрасного “мы должны искать вне нас, для возвышенного - только в нас и в

образе мыслей”. Таким образом, Кант расчленил эстетическое на две части -

прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из этих частей с

сопредельными способностями психики. В заключение он снова говорит об

эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая

способность суждения вы целом связана с разумом - законодателем

нравственности. Что касается связи эстетической способности с разумом -

законодателем знания, то, отвергая ее в непосредственном виде, философ

утверждает ее косвенным путем. С его точки зрения, эстетическая идея

“оживляет” познавательные способности. Кант находит следующую формулу

синтеза: “В применении к познанию воображение подчинено рассудку и ограничено

необходимостью соответствовать понятиям, а в эстетическом отношении,

наоборот, оно свободно давать помимо указанной согласованности с понятием...

сфера духовной деятельности человека обрисована, ограждена в своей

специфичности. Истина, добро и красота поняты в их своеобразии и сведены

воедино. Единство истины, добра и красоты находит дополнительное обоснование

в учении об искусстве. В эстетике Канта, развернутой в сторону

общефилософских проблем, искусству отведено сравнительно небольшое, хотя и

достаточно важное место. Все отмеченные выше особенности эстетического

проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по Канту, - это не природа, не

наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим.

Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства

предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные

искусства содействуют “культуре способности души”, они дают особое

“удовольствие рефлексии”, приближая сферу эстетического сфере познания.

Однако, кантовская дихотомия искусства на этом не ограничивается. Философ

одним из первых в истории эстетики дает классификацию изящных искусств.

Основанием деления служит способ выражения эстетических идей, то есть

красоты. Различные виды искусства - различные виды красоты. Может быть

красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника

служит либо созерцание, либо форма. В результате Кант обнаруживает три вида

изящных искусств - словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В

свою очередь, словесные искусства - это красноречие и поэзия. Изобразительные

искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство

чувственной видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и

зодчество (в том числе прикладное искусство). Третья часть - искусство игры

ощущений опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок. Поэзию

Кант считает высшей формой художественного творчества. Значение поэзии, в

том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные потенции человека;

играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств выражения и

тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть

природы, но созидатель мира свободы.

Об абсолютной морали и доброй воле

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле.

Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Мораль. Понятие морали у И.Канта

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную.

Иммануил Кант, полагал , что у человека имеются врождённые представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному - наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Кант понимает под моралью закон, обладающий абсолютной необходимостью. Таковым является только чистая (добрая) воля, которая дана в форме безусловного долга, категорического императива. Моральное пространство индивидуально-ответственного поведения совпадаете автономией воли - со всеобщим общезначимым законом, который разумная воля задает самой себе.

Есть только один моральный закон. Все прочие правила приобретают моральное качество только в той мере, в какой не противоречат ему, за этими пределами они существуют только в силу целесообразности. Соответственно есть только один моральный мотив - долг как уважение к моральному закону. Он не только отличается от других мотивов (склонностей), но и обнаруживает себя в акцентированном противостоянии им. Это значит, что не существует поступков, которые совершались бы только по мотиву долга, т.е. собственно моральных поступков. Если для Аристотеля добродетельные поступки есть единственная форма бытия морали, которая тем самым выступает как конкретные обязанности перед конкретными индивидами в конкретных обстоятельствах, то для Канта мораль никогда не может воплотиться в материи живых поступков и представляет собой долг перед человечеством (долг человечности).

Кантовская этическая теория обобщает моральную ситуацию общества, в котором отношения людей приобрели «вещный характер» (К. Маркс). В социологических теориях эти общества именуются индустриальными, капиталистическими, экономическими. В них общественные отношения выступают как отношения столь больших масс людей, что они неизбежно оказываются а) безлично-анонимными и б) акцентировано функциональными. Социум организуется таким образом, что его жизнеспособность не зависит от собственно моральных качеств и решений составляющих его индивидов, общественно релевантное поведение которых гарантируется институциональными нормами. Здесь этика дополняется по преимуществу правом.

И Аристотель, и Кант исходят из единства человека и общества. Различие между ними в том, что первый рассматривает общество как развернутую, вынесенную вовне сущность человека, а второй видит в человеке чистое воплощение закономерной сущности общества. Соответственно аристотелевская этика есть этика поступка, а кантовская этика есть этика закона. Если исходить из того, что моральная практика как практика разумно (сознательно) деятельных существ складывается из поступков (действий) и правил (основоположений), по которым они совершаются, то Аристотель и Кант рассматривают ее в двух крайних точках, разрывая целое на части. Можно сказать так: в силлогизме поступка Аристотель акцентирует внимание исключительно на частном утверждении, в результате чего вывод оказывается безосновным (не обоснованным). Кант - на обшей посылке, из-за чего отсутствует сам вывод (поступок). И в том и в другом случае силлогизм поступка оказывается урезанным, неполным.

Волю Кант подразделяет на высшую и низшую способность желания. Низшую способность составляют влечения и склонности, направленные на чувственные, земные, конечные цели. Подчиненный низшей способности желания человек влечется к личному счастью, к благополучию. Высшая же способность направлена на достижение всеобщих целей. Предмет влечения определенной ею воли – абсолютное, божественное благо. Лишь на этом пути действия человека имеют моральный образ. Действия морального человека, стремящегося к абсолютному благу, определены практическим разумом. Хотя законы, по которым он действует, носят всеобщий и обязательный характер, их источник все же заключен в самом разуме, поэтому высшим принципом разумной воли

является ее свобода и автономия. Содержание основного нравственного закона Кант раскрывает, форматируя свой категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Необходимость следовать нравственным законам выступает для человека как долг.

Взаимоотношение морали и права определяется тем, что они оба представляют правило должного, продиктованное идеей разума. Понятие долга занимает очень важное место в практической философии Канта. В отношении к нему определяются понятия легальности и моральности. Если идея долга уже сама по себе является для человека значимым мотивом следования закону, то тогда поступки его будут моральными. Соответствие же поступка закону безотносительно к его мотиву Кант называет легальностью. Различие между легальностью и моральностью важно для понимания его учения о праве, поскольку идею права Кант определяет, ограничивая ее исключительно областью легального. Согласно Канту, право формально, в конечном счете оно должно лишь обеспечить сохранение всеобщей свободы в качестве главного требования морального сознания, когда между собой сталкиваются волевые устремления изначально свободных и равных друг другу индивидов.

Для определения и разграничения понятий морали и права Кант использует понятие свободы. Свободу он понимает как независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было. Поскольку свобода может быть совместима со свободой каждого другого человека, соответствующей всеобщему нравственному закону, она должна рассматриваться как единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду «Если предполагают свободу воли, – писал философ, – то достаточно расчленить понятие свободы, чтобы отсюда следовала нравственность вместе с ее принципом». И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе. Лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание.

Исходя из понятия свободы, Кант определяет, что, во-первых, понятие права относится только к внешним отношениям между людьми, ибо их поступки как действия могут иметь влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произвола к желанию другого лица, а лишь отношение к его произволу. В-третьих, в этом взаимном отношении произвола не принимается во внимание содержание этого произвола, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта.

Таким образом, право, согласно Канту, – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы.

Кант различает: 1) естественное право, имеющее своим источником самоочевидные априорные принципы, т.е. предшествующие опыту и независимые от него, 2) положительное право, источником которого является воля законодателя; 3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому необеспеченное принуждением.

Естественное право, в свою очередь, разделяется на частное право и публичное право. Первое регулирует отношения индивидов как собственников, второе – определяет отношения между людьми, объединенными в государство, как членами единого целого.

Важнейшие обязанности права, которые вытекают, по Канту, из анализа понятия свободы личности, определяются необходимостью обеспечить для гражданского общества реализацию следующих принципов:

1) свободу каждого члена как человека;

2) равенство его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

весь город…

Кант стал наиболее яркой фигурой в немецкой философии. В докритический период Кант занимался проблемами физики и математики. Кант впервые поставил вопрос о том что же изучает наука.

Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно. Пожалуй можно

сказать, что Кант впервые в истории немецкого идеализма восстановил

диалектику. Маркс и Энгельс высоко оценили социально-классовые основы

философской системы Канта. Практически вся концепция Канта направлена на

человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей.

Сочинения Иммнуила Канта:

Русские издания:

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. - М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)

Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. - М., 1966, 743

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

И. Кант. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали, М., 1985

Примечания

(*)Стендовый доклад, подготовленный для секции Философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН обобщает исследования последних лет, более развернуто представленные в статьях: «Сослагательное наклонение морали»; «Об идее абсолютного в морали» (Вопросы философии. 2002. № 5; № 3 за 2003); «Этика и мораль в современном мире»; «Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М.Бахтин)»; «Цели и ценности: как возможен моральный поступок?» (Этическая мысль. Вып. 1-й. 2-й и 3-й. М.: ИФ РАН, 2000, 2001, 2002 гг.).

Иммануил Кант – представитель классической немецкой философии, которая, в свою очередь, сделала заметный поворот в философских науках и создала фундаментальные основы и принципы для изучения. И. Кант представляется создателем немецкого классицизма. Родился он в 22 апреля 1724 года в Восточной Пруссии в городе Кёненсберг, ныне именуемый Калинградом. Первоначальное образование И. Канта сосредотачивалось на религиозной тематике. В 1710 году он поступил в кенигсберский университет, где изучал физику, философию, математикой, но также прослушивал курс богословия. В 1755 году получил докторскую степень, а его лекции пользовались необычайным успехом. Его работы стали важными к прочтению литературными слитками. Из основного: «Критика чистого разума» написанная в 1781 году, «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» в 1790 году. Соответственно разделились и взгляды философа на несколько периодов: докритический и критический. В первый период своей научно-философской деятельности он занимался в основном естественнонаучными вопросами, изучал биологию и астрономию. В это время И. Кант создавал основу для своих идей. Критический, основной период его деятельности, что сделал И. Канта известным профессором, начался с 70-х годов. В основном, И. Кант выходил из гносеологической проблемы – изучал, как человек может понимать окружающий его мир. В докритическом периоде обозначалось, что, выходя за пределы определенных учений, анатомический мозг человека начинает уходить в противоречия. Следующий же этап (период научной деятельности) критикует эти границы познания. И. Кант показывает нам до каких пределов способен дойти наш чистый разум, и как дальше двинуться ему не под силу, какие формы познания в дополнение использует человек для познания окружающей его действительности. Также философом проводились серьезные размышления и исследования в таких областях, как этика и эстетика. Известным его наработками в этой сфере служит «Категорический императив», который носит его имя – категорический императив Канта. Это система моральных норм, которая служит для регулирования действительности и поведения человека в ней.

И. Кант выступает на засадах истинного идеалиста, рассуждая об априорности знания (то есть того, какое мы имеем еще до эмпирического опыта). Есть определенные знание, которые мы уже имеем – они-то и предшествуют опыту. В его систему познания также входит апостериорный опыт, который выводится из полученной информации. Знание состоит из содержания и формы. Форма имеется в нашем разуме в процессе познания (мы ее получаем эмпирическим способом), однако есть и доэмперическое знание, которые уже есть в нашем разуме, а процесс исследования неэмпирических условий апостериорного знания, по учению И. Канта, называется трансцедентальным. Мы познаем мир благодаря определенным категориям (единичность, множество, цельность; действительность, отрицание, ограничение; субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие; возможность и невозможность, бытие и небытие, необходимость и случайность). Накладывая категории на внешний мир, мы получаем широкий опыт, глубину суждения, а значит качество знаний.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: