Традиции сербской славы, день святого савы. Традиции сербской славы, день святого савы Афонской обители св саввы сербского

Здравствуйте, читатели блога! Меня зовут Елизавета. Так уж получилось, я живу в Сербии последние 2 года. На новом месте не жалуюсь, даже наоборот - свой новый дом, Белград, я полюбила. Если в Греции просто «все есть», то здесь есть все, что может сделать человека счастливым. Красивый город, доброжелательное отношение к иностранцам, традиции и праздники. На один из них я хочу вас пригласить. Приезжайте зимой, 27 января проходит Слава Святого Савы (Slava Sveti Sava). Одевайтесь парадно - пойдем в гости. С собой возьмите красное вино в подарок.

Пару слов о Сербии и Белграде

Белград или Београд (Beograd), по-сербски значит «Белый Город». Так его назвали путешественники, ведь перед ними предстал город из белого песчаника. Его историческое название отличается. Белград основали кельтские племена, назвав по-своему Сингидунум. Белград впервые стал столицей Сербского Королевства с 1403 года.

После много чего происходило - образовалась и распалась Югославия, отделилась Черногория. Но, Белград прочно держал свое место главного города. Хотя, его здания уже не ослепительно белые, а в центре все еще остаются развалины после НАТОвской бомбежки в 1999 году, этот город продолжает улыбаться всему миру.

Религия в жизни Сербии

Большая часть сербов - православные христиане. Религия играет важную роль, а религиозные праздники ценятся тут больше Нового Года, или дня рождения. Все экскурсии по Белграду начинаются из центра, а это Храм Святого Савы. Я, например, вижу его из окна с 4го этажа нашего дома. Ночью он «парит» над городом. Такой эффект получается из-за того, что храм ярко освещен на фоне ночного неба.

У каждой семьи есть Святой Покровитель. Традиция изначально языческая, но перешла в христианство. Святой Никола, Святой Архангел, Святой Сава, Святой Георгий являются самими распространенными Покровителями семей. Есть еще несколько святых, которых славят отдельные семьи. У каждого из них есть свой праздничный день - Слава. На работе вас спросят: «Кого славишь?». В тот день вы имеете полное право на отгул, чтобы провести его с родными.

Вы получаете приглашение на Славу, а это значит, будет много вкусной еды, душевные разговоры и просто хорошая атмосфера. На улице холод, а ваши друзья или родные подготовили для вас все лучшее в теплом доме. Квартиры района центра Старого города - это вообще отдельная история. Они огромные, планировка необычная, везде деревянный паркет по которому сербки бодро цокают высокими каблуками.

Святой Сава Сербский

27 января - это день любимейшего Святого всего сербского народа. В России его имя принято писать так: Савва. Возможно, Растко Неманич (мирское имя Савы) мог бы быть просто отмечен где-то в учебнике истории, как младший брат первого сербского короля Стефана Первовенчанного. Растко решается стать монахом, получает церковное имя Сава. Он прошел пешком по всем святым местам Сербии, побывал на Афоне. Он увидел, как живут простые крестьяне, понял их проблемы, тяготы. Сава вернулся к королевскому двору с идеей кардинальных перемен.

Святой Савва Сербский. Два изображения

Первое, своей мудростью и дипломатией Савва остановил страшную войну за власть между старшими братьями. Ему удалось дать Сербской Церкви независимость (автокефальность). В 1219 году он становится архиепископом. Сербы очень чтут этого святого. Он много чего еще сделал для народа, никогда не проходил мимо, если человек нуждался в помощи. Реформировал систему образования, давая всем деткам возможность посещать школы. Есть даже несколько забавных историй о том, как Святой Сава самого дьявола перехитрил, да не один раз.

Савиндан: приготовления к празднику

Прежде всего, Слава - семейный праздник. В Храме будет проходить вечерняя служба для всех желающих, но каких-то особенных развлечений в городе в честь Славы не будет. Скорее даже, некоторые магазины, кафе закроются раньше, или вообще не работают.

Гостей приглашают на вечер. Приготовления проходят целый день. Хозяйка печет особый хлеб из белой муки - Славский колач. Хозяйка старается украсить его как можно богаче. Из кукурузного теста делаются фигурки, хитрый орнамент. Это искусство, — так вам скажу. Славский колач даже есть жалко. И еще одно важное блюдо - коливо или жито. Пшеничные зернышки размалываются, варятся, заправляются орехами и медом. Кто-то добавляет сухофрукты или цукаты. Получается такая крепкая сладкая масса.

Заранее покупается в Храме очень толстая свеча. В Храм идет глава семьи (дедушка, отец). Он просит священника благословить Славский колач и свечу. Когда благословение получено, он возвращается домой и начинаются приготовления. Свеча большая, так что, будет целый день гореть на столе.

Славский ритуал

Он простой, но, чтобы допустили к столу со вкусняшками - необходимо выполнить все правильно. Не успели вы еще снять куртку, к вам спешит хозяйка дома с серебряным подносом и ложечкой. Тут же нужно зачерпнуть побольше жита и съесть. Хотите угодить хозяйке? Зачерпните два раза - похвалите блюдо. После этого трижды крестятся, желают счастливой славы (Srećna slava!). Вы едва успеваете освободиться от куртки, но тут появляется хозяин с вином. Вина нужно выпить, хотя бы чуть-чуть.

Теперь можно проходить в комнату - присоединяйтесь к веселью. На столе обязательно будет стоять Славский Колач, Свеча и Икона Святого Савы. Вас ждет приятный вечер. Часто бывает так, что вы знаете только хозяина дома. Он вас не бросит, а начнет знакомить со всеми гостями. Скоро народ разбивается на группы по интересам - вас доброжелательные сербы с радостью возьмут с собой. Особенно, если вы иностранец.

Я была на нескольких Славах, каждый раз жду новые приглашения. При том, что это были семьи друзей, мы всегда чувствовали себя прямо частью праздника. От вас не ждут подарков или «конвертов счастья», семья радуется, что вы пришли. Чем больше людей - тем большим они могут подарить своего тепла и внимания. Это следование заветам Святого Савы: чтобы стать действительно счастливым - поделись с ближним.

Где находится Храм Святого Савы (серб. Храм светог Саве)

Он находится в Старом городе по адресу Krusedolska, 2а. Проще всего добраться на трамваях 9,10,14 до станции Караджорджев Парк (Карађорђев парк), или автобусах 33, 78, 48, 47 до станции Бульвар Освобождения (Bulevar Oslobođenja). Конечно, любой таксист тут же поймет куда вам, если скажете: «Храм Святого Савы». Удачного путешествия!

С уважением, Елизавета Раубе

С вятой Савва почитается как в русской, так и в сербской православной церкви, но, правда, не одинаково сильно: для сербов - это самый почитаемый святой в национальной истории, а для русских... давайте разберёмся.

День святого Саввы в Сербии отмечается 27 января, и у сербов он называется Савиндан. В русском церковном календаре есть праздник с похожим названием - Савин день, но он относится к памяти Саввы Освященного, другому святому, родившемуся на территории современной Турции и создавшему Иерусалимский устав, который до сих пор используется Русской православной церковью. Он отмечается 18 декабря. День памяти же святого Саввы Сербского Русской православной церковью отмечается на два дня раньше, 25 января по новому стилю.

Оказавшись в Сербии, имя святого Саввы можно встретить или услышать довольно часто: крупнейший в стране конгресс-холл называется Сава-центр, самый большой православный храм в юго-восточной Европе - это Храм святого Саввы, построенный именно там, где, по одной из версий, османские завоеватели сожгли мощи святого. А в булочных продаётся хлеб «Сава» (названный, как кто-то считает не в честь одноимённой реки, протекающей через Белград, а тоже по имени святого). Школы, общественные организации, больницы, заводы, корабли, фирмы - везде можно встретить имя «Сава».

Тут уже можно заметить и второе отличие - в русском языке имя Савва пишется с двумя «в», а в сербском - с одной, поэтому составные слова и непереводимые названия тоже пишутся с одной «в» - Сава.

Кто же был святой Савва?

Савва был младшим сыном Стефана Немани и Анны Неманич - венценосной семьи Княжества Сербского, основателей династии Неманичей. Он родился в 1169 году и имя ему было Растко. И библейский слог тут как раз уместен, но об этом ниже...

Родиной святого Саввы можно назвать современную Черногорию. Он стал третьим и самым долгожданным ребёнком в семье, а потому - и самым любимым. О ранних годах Растко мало что известно, но когда ему исполнилось 15, отец отдал ему в управление одну из областей своего княжества. Известно, что Растко не часто её посещал. Он был образованным юношей, знакомым с раннехристианской, византийской и старославянской литературой. Пришло время, и он сбежал на Афон. В то время ему было где-то 17 лет.

На Святой горе он нашёл пристанище в русском Монастыре святого Пантелеимона, где и принял монашество, получив имя Савва (по другой версии - это был греческий монастырь Ватопед, в котором он прожил семь последующих лет, но это менее вероятно).

Удивительно, но через некоторое время его отец, уступив престол своему среднему сыну, тоже Стефану, принял монашеский постриг, а ещё позже он отозвался на предложение Саввы приехать на Афон, где сын стал его духовным наставником. Уход в монахи мирского правителя - событие незаурядное, оно вызвало небывалый интерес не только к Стефану Немане, ставшему Симеоном, но и к самому Савве.

Хиландар и СПЦ

Хиландар - это сербский монастырь, который стоит в одном ряду с такими сербскими святынями как Высокие Дечаны в Косово и Острог в Черногории, но Хиландар находится на Афоне, и основали его Савва и Симеон. Хиландар стал первым и остался единственным сербским православным монастырём на Святой Горе.

Впрочем, тогда он был просто «сербским», а «сербским православным» он стал, когда Савва добился от византийского царя Феодора I Ласкариса и патриарха Константинопольского Мануила I Харитопула Сарантина автокефалии для Сербской православной церкви. Монастырь при этом остался в подчинении Константинопольского патриархата. Но это не главное, главное - новая, независимая Сербская православная церковь.

В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим. Возвращаясь, проезжал через Болгарию.
Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король
Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева.
Через триста лет после смерти святителя, турки, поработившие страну, сожгли мощи святого Саввы, чтобы унизить
народ и его святыни. Сейчас на этом месте выстроен один из крупнейших православных храмов.

Случилось это после падения Царьграда в 1204 году, когда Мануил I рукоположил Савву в «архиепископа сербских и приморских земель».

Вернувшись в Сербию, Савва начал основывать монастыри и лавры, писать законодательные тексты. Его «Симеоново житие» сейчас считается образцом сербской средневековой литературы. Являясь игуменом важнейшего в то время в Сербии монастыря Студеница, Савва участвовал и в дипломатических миссиях правителей из своего рода, а именно - брата Стефана Неманича.

«Святосавство»

В сербском языке есть такое понятие - «светосавле» («святосавство» по-русски). Это что-то между православием и святым Саввой - верхняя степень почитания православного сподвижника Саввы Сербского. Да, а когда же Савва стал святым? Он был канонизирован в 1237 году, когда его посмертные останки перевезли из Болгарии в родную Сербию. В сербском самосознании святой Савва остался символом любознательности, смирения, достоинства и чести, крепости духа, духовной связи христианских Востока и Запада, в общем - символом сербской нации.

Поэтому-то сербские монументальные сооружения, старейшие объединения, учебные и оздоровительные заведения, амбициозные проекты и фирмы, часто носят имя святого Саввы. Поскольку святой Савва являлся и просветителем сербского народа, то современные сербские школы отмечают 27 января как своего рода День школы. Но что особенно показательно, так это то, что матери до сих пор дают своим чадам мужские и женские имена Сава.

(~1169–1236)

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу. Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

Тропарь святителю Савве Сербскому , глас 3

Пути, вводящаго в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил есй / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

Ин тропарь святителю Савве Сербскому , глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов Богодухновенное удобрение, / Савво премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь в честь перенесения мощей святителя Саввы Сербского , глас 3

Пути, вводящего в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил еси / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника, / Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне, / но яко имея дерзновение ко Христу Богу, / молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти: // радуйся, отче Савво Богомудре.

Ин кондак святителю Савве Сербскому, глас 2

Струями слез твоих, Богоносне Савво, / церковь телесную очистив, / слуга бысть Святыя Троицы, / сохраняй отечество свое непобедимо, // тому бо ты еси утверждение.

Святителями называют тех святых Господа, которые были не только призваны Им свидетельствовать святое Его Имя, но и принимали самое серьезное участие в государственных делах, в трудах на ниве просвещения и образования. Святитель Савва Сербский относится именно к этой замечательной категории.
Его мирское имя – Ростислав (Растко) Неманич. Высокорожденный Растко был сыном сербского царя Стефана Немани и дочери греческого императора Романа. Даты его рождения сильно разнятся – от 1169 до 1174 – 1175 годов.

С детства его притягивала православная церковь – он посещал службы и проявлял большой интерес к иноческой жизни. Когда же ему исполнилась 17 лет, он повстречал русского инока, подвизавшегося на Святой Афонской горе, и последовал за ним в русский Пантелеймонов монастырь. Монастырь святого целителя Пантелеймона был отдан русскому иночеству с 1169 года, поэтому, усматривая в этом промысел Божий, исследователи и церковные биографы всё-таки склоняются в большей степени к тому, что дата рождения святого Саввы приходится на тот же год.

Царь Стефан, узнав об этом, был разгневан и отправил к Святому Афону дружину, заявив, что объявит войну области, в состав которой входил Святой Афон. Он видел в сыне наследника и преемника, и в его планы не входило потерять его в этом качестве навсегда. Но во время вечернего богослужения, когда воины выпили вин и уснули, утомленные переходом, миновав стражу, Растко пришел на вечернее богослужение и принял постриг с именем Саввы. Инок Савва с удрученными посланниками отослал родителям отрезанную при постриге прядь волос, мирскую одежду и письмо.

Через несколько лет его царственные родители также приняли монашество, царь Стефан стал иноком Симеоном (преподобный Стефан, в иночестве Симеон – день памяти 13 февраля по ст. ст.) и удалился в Ватопедский монастырь, где находился теперь и его сын.

Отец и сын обновили на Афоне Хилендарский монастырь, ставший теперь царским ставропигиальным монастырем и центром всего сербского монашества. В обновленном Хилендарском монастыре святой Савва принял сан диакона, а потом был рукоположен во пресвитерский сан. В Фессалониках (иначе Солуни) за его подвиги в монашестве святой Савва удостоился сана архимандрита, а в 1219 году он основал независимую (автокефальную) Сербскую Церковь и стал ее первым архиепископом. Хиротонию (рукоположение) произвел Вселенский Патриарх Герман, и было это на праздник Успения Богородицы в Никее.

Но положение архиепископа и необходимость много трудиться в качестве общественного деятеля теперь вынуждали святителя оставить дорогую его сердцу жизнь афонского монаха. Однако во сне ему явилась Богородица и призвала его отринуть уныние, поскольку рукоположенный в Ее праздник, он имел Ее своей Споручницей к Господу. Это видение привело в радость святого Савву, и далее он следовал по пути своего служения без уныния и сомнений. Это событие произвело на него замечательное впечатление, и в Фессалониках он заказал две иконы – Господа Иисуса Христа и Богоматери, передав их в храм Филокалии.

Уже тогда его деятельность сопровождалась чудотворными явлениями. Например, когда он на Божественной литургии или во время всенощной кадил над гробом преподобного Симеона – уже упокоившегося его отца, то от мощей преподобного разливалось благоухание, и они источали миро.

Венгерский король Владислав объявил Сербии войну, и на переговоры с ним, чтобы избавить страну от нашествия, отправился архиепископ Сербский. Переговоры не только закончились миром, но король Владислав принял православие.

Вместе с укреплением независимой Сербской Церкви святитель Савва заботился о сохранении и укреплении державности Сербии, венчая на царство членов царской семьи – прямых наследников преподобного Стефана (Симеона) и устраивая браки, способствующие укрепить добрососедство и союзничество с соседями.

Святитель Савва обошел всю Сербию, приводя местные иноческие уставы, которые иногда имели существенные различия, к единому афонскому образцу. Он строил и освящал церкви, везде утверждая и проповедуя Христову веру среди колеблющихся и верных православных.

Наступило время, когда святой Савва решил окончить свои дни в странничестве и, назначав своим преемником иеромонаха Арсения, отправился за пределы Сербии. Святитель прошел Палестину, Сирию, Персию, Вавилон, Египет и Анатолию (территория современной Турции). Здесь он посещал святые места, встречался с подвижниками Церкви. Его странствие было окончено в Болгарии в доме его родственника царя Асана, где мирно и с радостью он отошел ко Господу в 1237 году.

Память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского, празднуется 12/25 января. Хотя отошел он к Господу 14 января по ст. ст., но день памяти перенесен на 12-е, возможно, потому, что святитель Савва покровительствует наукам и образованию, а память святой мученицы Татьяны, покровительницы студенчества, совершается в тот же день, 12 января.

Помимо великих исцелений, святитель оставил по себе очень важный для Православной Церкви труд – Кормчую книгу, сборник церковных и светских законов, по которым велось руководство церковной и мирской жизнью в славянских странах, где основной религией являлось православие. Кормчая святого Саввы – прототип печатной Кормчей 1653 года, изданной и переиздававшейся в Русской Православной Церкви. А Хилендарский монастырь до сих пор живет по Типику – своду правил, установленному святителем Саввой уже несколько веков назад, и славит его теплое святое имя.

Какое чудо произошло

Еще при жизни святой Савва Сербский удостоился от Господа дара чудотворения и исцеления. К нему, служившему у гробницы отца, приходили болящие, он молился, мазал их миром от мощей отца своего преподобного Симеона, и те возвращались домой исцеленными.

После перенесения мощей уже самого Саввы от двора болгарского царя Асана из Тырнова в Сербию, в церковь Милешево, количество исцелений от его останков многократно увеличилось. Болгары даже возроптали на царя, что он лишил их такой святыни. Тогда Асан воздвиг гробницу, в нее положил остатки гроба, в котором были мощи святого, и болгары продолжали получать исцеление от самого гроба святого Саввы.

Когда гробница для перенесения мощей была вскрыта, то от тела святого исходило благоухание, оно было и спустя время не тронуто тлением, и казалось, что святой просто уснул.

Мощи его покоились в Милешево до 1594 года. При захвате Сербии турки сожгли их на Врчаровой горе в Белграде, чтобы уничтожить саму память о великом святом. Но когда загорелся костер, от пламени ввысь простерся столп, сияющий всеми цветами радуги. Вскоре турки постыдно проиграли сражение, со временем Сербия была освобождена от османского ига, а память о святом Савве и чудесах, им творимых при жизни и по преставлении, никогда не исчезнет ни со страниц истории, ни из людских сердец. И это всё от промысла Божия – самого великого чуда из чудес в жизни каждого верующего.

Значение иконы

Святителя Савву, архиепископа Сербского, за многие его заслуги перед сербским православием и государственной историей, конечно, особо почитают в сербском народе. Но для Православной Церкви, для ее канонического существования он также сделал немало. Его почитают как покровителя наук и образования потому, что он немало сделал для просвещения и священнослужителей, и мирян. Его самоотверженные труды вдохновляли многих его учеников, бравших с него пример. Он сам был образцом дипломата и миротворца, а его краткое жизнеописание, данное нами только в общих чертах, рассказывает о том, сколько сил им было положено, сколько дорог пройдено для того, чтобы православная вера примиряла сердца и просвещала души. Это был подвиг святого и подвиг человека, и потому личность его вызывает столько искреннего уважения у тех, кто знаком с жизнью и деяниями преподобного святителя Саввы, архиепископа Сербского.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Савва
серб. Свети Сава

Фреска Святого Саввы из Милешевского монастыря
Имя в миру

Растко Неманич

Рождение
Монашеское имя
Почитается

в ряде Православных церквей

День памяти
Покровитель

образования, науки

Труды

Житие Святого Симеона, другие сочинения.

Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич , серб. Растко Немањић ; ок. - 14 января ) - один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви , религиозный, культурный и политический деятель.

Биография

Был младшим сыном великого князя Стефана Немани и Анны Неманич, его светское имя было Растко. Год его рождения точно неизвестен, обычно упоминают или (иногда и 1175). Он родился в горах Голии возле современной Подгорицы . В юношестве отправился на гору Афон и стал там монахом, тогда и получил монашеское имя Савва. Сначала он путешествовал в русский монастырь, позже переселился в греческий монастырь Ватопед .

Через несколько лет отец Саввы отрёкся от престола и присоединился к нему, получив имя Симеон . Они вдвоём воссоздали монастырь Хиландар на Афоне , первоначально присоединив его к монастырю Ватопед. Монастырь, построенный на средства сербских князей в середине XII века , тогда же стал центром сербской монашеской жизни. Он и сейчас остаётся одним из самых известных монастырей Афона и относится к сербской патриархии. После смерти отца Святой Савва вёл аскетический образ жизни, оставался на Афоне до конца 1207 года . В память об отце им написано «Житие Святого Симеона». Мать Саввы Анна также приняла монашеский постриг в 1196 году под именем Анастасии, скончалась в 1200, канонизирована как преподобная Анастасия Сербская .

Деятельность

В 1208 году Святой Савва возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским . Создал автокефальную (независимую) Сербскую православную церковь и стал её первым архиепископом в 1219 году.

В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим , оставив перед этим в качестве наместника своего ученика и верного соратника Арсения Сремского (после смерти учителя Арсений вплоть до 1263 года возглавлял СПЦ ). В Палестине он основал монастырь Святой Архангел и больницу для православных паломников. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева .

Мощи Святого Саввы находились в Милешеве пока Коджа Синан-паша не унёс их оттуда в Белград , где сжёг на горе Врачар 27 апреля 1594 года. После освобождения от Турции сербский народ и православная церковь решили построить на том месте храм посвящённый Святому Савве в знак благодарности за всё, что он сделал для своего народа и церкви. Однако вероятно, что мощи были сожжены не там где сейчас стоит храм, а на горе Чупина-Умка , которая раньше называлась тоже Врачар. По народным преданиям при сожжении была спасена рука Святого Саввы, и она находится сейчас возле Плеваля.

Память святого Саввы в Русской Православной церкви совершается 12 (25) января . С 1830 года Святой Савва считается покровителем школ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Савва I Сербский"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (на сербском языке)

Отрывок, характеризующий Савва I Сербский

Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.
Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю.
Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.
Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.
Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.
Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.
– Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…
– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.
– Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками.
– Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.
Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.
– Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?
– И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: