«Традиционные ценности — вызов секулярному мировоззрению». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на открытии XXI Международных Рождественских чтений

Секулярный или светский гуманизм - это мировоззрение, в основе которого лежит атеистическое мышление, отрицающее какой бы то ни было высший смысл и какую бы то ни было духовную реальность. Секулярный гуманизм признает материальную природу и социальную природу человека, но отрицает духовную. От религиозного гуманизма отличается тем, что отменяет веру в Бога (для своих сторонников) как принцип иллюзорной ориентации человека в реальном мире. В сторонников светского гуманизма борьба с религией или религиозным мировоззрением не является главной задачей.

Но это мировоззрение в корне неверно, так как оно не отвечает на такие вопросы, откуда появилась душа, и как сформировалась любовь, которая живет в сердце каждого из человека.

Базовые принципы светского гуманизма

Согласно «Декларации секулярного гуманизма» этих принципов - десять:

  1. Свободное исследование . Неприпустимись широкой цензуры и догматизма. Независимость от них прессы и средств коммуникации. Признание опасности СМИ при распространении догм, в том числе религиозных.
  2. Отделение церкви от государства .
  3. Идеал свободы . Недопустимость различных форм тоталитаризма, идеал равенства прав меньшинств и большинства, равенство всех перед законом.
  4. Этика поведения, основанная на критическом мышлении . Независимость этики от религии и церкви. Необходимость вывода и выработка этики без вмешательств религии.
  5. Нравственность образования . Отделить детей и молодежь от нереформированной церкви на этапе, когда лицо еще формируется и не способен сам и сознательно выбрать мировоззрение - атеистическое или религиозное. Или признается необходимость нравственности образования.
  6. Религиозный скептицизм . Скептическое отношение к претенций церкви и ирреального, иррационального в реальность.
  7. Ум . Использование логики, рационального исследования и опыта в процессе накопления знаний и в проверках критериев его истинности.
  8. Наука и техника . Признание преимуществ научного опыта как наиболее действительного и плодотворного зособив познания мира.
  9. Эволюция . Признание преимуществ эволюции как научно обоснованного мировоззрения перед религиозным мировоззрением и вмешательством Бога.
  10. Образование . Научно обоснованная образование признается неотъемлемой составляющей построения гуманных, свободных и демократических обществ.

Секуляризм - это теоретическая и идеологическая концепция, которая становится все больше популярной в странах Западной Европы, особенно Франции и Великобритании. Эта довольно интересная философия с течением времени сильно политизировалась, а ее сторонники в определенной степени перегибают палку в своем неприятии религиозных взглядов. Это течение сложно оценить однозначно, оно имеет как плюсы, так и минусы, в зависимости от конкретной страны или региона, где оно обрело официальный статус.

Главной идеей данного течения является тезис о том, что ни государство, ни право не должно опираться на религиозные понятия. Правительству и судебным органам не следует руководствоваться источниками веры в своей деятельности. Все органы и институции должны быть четко отделены от церквей и религиозных общин, а также свободны от их влияния. Источник этого понятия лежит в исторически обоснованном страхе перед принуждением к вере, исходящим от государства и его силовых структур. Потому сторонники секуляризма делают все возможное, чтобы власти и социум нейтрально относились к религиозным вопросам. Любая политическая деятельность, с их точки зрения, не может опираться на чувства верующих или догматы церкви, она должна исходить из фактов и логики, а также интересов различных групп людей. Смычка же государства и религии в любой форме является неприемлемой.

Как появился секуляризм

Многие античные и средневековые философы стояли у истоков этого течения. В особенности большой вклад в его возникновение внесли мыслители эпохи Просвещения во Франции - Дидро, Гольбах, Ламетри) Однако само понятие секуляризма было сформулировано только в девятнадцатом веке, когда в результате революций была разрушена теория о сакральности власти и ее божественном происхождении. Затем оно трансформировалось в этическую доктрину, которая ставит благоденствие человека вне зависимости от принципов веры. Одним словом, теория секуляризма предлагает сконцентрироваться на проблемах этого мира, в то время как религиозное мышление занимается связью с сакральным и невидимым.

Секуляризм и атеизм

Эти два явления обычно путают, однако, несмотря на то, что между ними много общего, они все же не совпадают. Атеизм - это прежде всего мировоззренческое и философское учение, а в секуляризме очень сильна политическая составляющая. Кроме того, далеко не все сторонники отделения религии от власти не верят в Бога. Многие сторонники секуляризма полагают, что жесткое понятий отнимет у церкви и вернет ее в духовную область. Ведь именно ею должна заниматься религиозная община.

Секуляризм о месте церкви в обществе

Многие христианские теологи нашего времени нередко говорят, что секуляризм - это замаскированное безбожие. Однако это слишком упрощенный тезис. В борьбе между атеизмом и религией секуляризм не оправдывает какую-либо сторону. Да, его адепты полагают, что политика должна быть независима от веры. Но для них не характерно приравнивание религии к яду или чуме, чем славится радикальный атеизм. Это видно хотя бы из того, что секуляристы считают, что церковь должна занимать определенное место в обществе. Главное, чтобы она не имела власти указывать, что кому делать.

Отношение религиозных лидеров к секуляризму

В большинстве случаев представители христианских церквей очень подозрительно и даже негативно настроены по отношению к этому явлению. Они полагают, что секуляризм - это концепция, которая направлена на вытеснение религии из общественного бытия. Часто они мотивируют это тем, что в некоторых европейских странах запрещено публично демонстрировать свою принадлежность к той или иной системе вероисповедания. Религиозность принимает более личный и семейный характер. Таким образом, секулярность становится нормой, а вера - личной установкой индивидуума. Хорошо это или плохо? Сразу заметим, что все здесь зависит от конкретного случая. Например, во Франции существует множество перегибов в отношении запретов на ношение мусульманских одежд для женщин (хиджаб, купальный костюм «буркини»), что часто вызывает возмущение правозащиников.

Религия и секуляризм в исламском мире

Не только христианские, но и мусульманские религиозные деятели негативно настроены к светским ценностям и принципу четкого разделения общины верующих и социума. Большинство современных лидеров исламского мира полагают, что поскольку секуляризм - это идея построения отношений между людьми без вмешательства Бога и сакрального, то она противоречит Корану и посланию Пророка. Особенное неприятие вызывает у них идея построения законов общества не на основе шариата, а на фундаменте светских ценностей. Тем не менее в современном исламском мире идея замены теократии на секулярное государство тоже имеет множество сторонников. К таким странам относится, к примеру, Турция. Ее первый президент Кемаль Ататюрк даже заявлял, что его родина не должна быть краем шейхов и религиозных сект. Некоторые арабские государства тоже идут по этому пути. Хотя противостояние модернистов и исламистов, особенно в последние годы, практически раскололо все исламские общества.

Секуляризм в Европе в наши дни

Сторонники светскости не имеют единой идеологической позиции или модели. К примеру, французский секуляризм в наше время называется специфическим словом «лаисите». Такая модель отношения религиозных общин и государства характерна только для этой страны. Она связана с исторической неприязнью социума к Римско-католической церкви. Последняя в свое время имела слишком много власти и настроила против себя народ. Кроме того, эта религиозная община слишком явственно выступала против закона об отделении церкви от государства, поскольку лишалась влияния, к которому привыкла. В Германии или Великобритании французская модель не прижилась. Но в любом случае в европейских странах секуляризм - это не антирелигиозная философия, а практические меры, принятые государством для того, чтобы влияние общин верующих не превышало пределов, за которыми начинаются конфликты и преследования.

Секулярные ценности

Производным от этого философско-политического течения стала мировоззренческая аксиология. Это так называемые светские ценности или, как это принято сейчас говорить, секулярный гуманизм. Последний тоже не представляет собой какой-то единой идеологии. Иногда по своим высказываниям неотличимы от атеистов. Они говорят о том, что право человека на счастье противостоит вере в высшие силы, и что оба эти тезиса несовместимы. Другие представители этого течения ставят права людей приоритетнее, чем религиозные ценности. Они выступают прежде всего против цензуры и религиозных запретов в научных исследованиях, за независимость этики и морали от веры, рационализм как главный критерий при установлении истинности. Сторонники секулярного гуманизма, как правило, скептически относятся к претензиям религиозных откровений на реальность. Они также выступают против образования в этой области в детском возрасте, поскольку считают, что так навязывается идея, на которую нужно исключительно осмысленное согласие. Но в этом плане секулярные гуманисты тоже расходятся между собой, потому что некоторые из них полагают, что полное невежество молодых людей в религиозной области лишает их права на культурное наследие.

Секулярный фундаментализм

К сожалению, идеология светскости породила и такое явление. Оно существует наравне с религиозным фундаментализмом и вроде бы противостоит ему, но на самом деле имеет с ним общие корни и ценности. Его приверженцы не просто скептически относятся к религии, но желают вытеснить ее из жизни общества и даже уничтожить, полагая любое проявление религиозной мысли опасной для человеческой свободы. При этом они готовы ограничивать и попирать права верующих. Можно сказать, что и религиозный, и секулярный фундаментализм являются двумя версиями одного и того же явления, причина которого в непонимании человеческой природы и желании решать сложные проблемы простыми методами, невзирая на возможные последствия и жертвы.

За время своего существования человечество прошло долгий и тернистый путь, на котором формировались его сознание и приоритетные ценности.

В разные века взгляды людей менялись, возникали новые идеологии и философские течения, однако существование религиозных течений и их манипулирование верующими не позволяло человеку выйти за рамки инакомыслия.

Со временем противоречия между Священным Писанием и действиями священников заставили многих людей отвернуться и обратиться к эстетическим принципам, что привело к появлению нового философского направления – светского гуманизма.

Что означает слово «гуманизм»?

Понятие «гуманизм» происходит от латинского слова humanitas «человечность» (homo - «человек»). Термин «светский гуманизм» имеет синоним «секулярный гуманизм» и трактуется в контексте с латинским словосочетанием secular humanism, что в переводе значит «человечность, свободная от церковного влияния». Светский гуманизм тесно связан с атеизмом и, по сути, отрицает сверхъестественное, однако не преследует своей целью борьбу с религией.

Зарождение течения началось в эпоху Ренессанса, когда люди стали терять веру в религиозные догматы и посмотрели на мир совершенно иными глазами. Некоторые историки полагают, что его истоки исходят из Китая, а также проходят через философию Древней Индии и мировоззрения древних греков и римлян.


Тем не менее, в чистом виде светский гуманизм возник только в XIV столетии и «буйно расцвел» в философии и художественной литературе.

Что такое светский гуманизм?

Под светским гуманизмом понимают мировоззрение, согласно которому человек и его счастье выступают наивысшими ценностями. Течение является одним из направлений традиционного гуманизма и считает, что главнейшей обязанностью людей должна быть эстетическая жизнь без религиозных верований. Светский гуманизм напрочь отвергает религию как принципиальный способ существования человечества, но при этом не возвышает людей над природой и никоим образом не обожествляет их.

В разные времена светскими гуманистами были такие известные личности, как Рене Декарт, Дэвид Юм, Френсис Бэкон.

Что интересно, в философии существует схожее течение – религиозный гуманизм, но если светский отрицает существование сверхъестественного и рассматривает человека как наивысшую ценность, то религиозный утверждает идею о несотворенности Вселенной и призывает заменить собой прежние религии.

Каковы принципы светского гуманизма?

В основе светского гуманизма лежит ряд основополагающих принципов, позволяющих более точно определить мировоззрение сторонников этого течения. Светские гуманисты считают недопустимой любую цензуру и ратуют за свободу средств коммуникации. Их целью является отделение государства от церкви, а идеалом свободы – уважение прав меньшинств и недопустимость тоталитарных режимов.

Гуманисты полагают, что человек с раннего возраста должен получать нравственное воспитание и обучаться нормам этики и морали. Они не приемлют навязывания детям религиозных взглядов и считают, что каждый человек должен самостоятельно выбирать религиозное течение или вовсе отказаться от вероучений в пользу атеизма. Светский гуманизм называет науку одним из наилучших методов понимания нашего мира и не допускает связи эволюции на планете с религиозными доктринами.

Что такое гуманистическая этика?

В представлении сторонников течения этика является одной из важнейших составляющих гуманизма. Она тесно связана с опытом человека и сосредоточена на его поведении, помогая составлять адекватное восприятие мира и формировать правильные суждения.


Гуманисты считают, что люди способны достойно существовать, достигая со временем счастья и благополучия. Они поддерживают идею морального роста детей и считают необходимым давать им нравственное образование с целью развития способности к интеллектуальной и этической деятельности.

С момента своего рождения человек стремится познавать окружающий мир, изучать себя, давать объяснения непонятным явлениям. Однако во многих детям внушается то, что человек не вечен и бессилен как-либо изменить свою жизнь, что существуют высшие божественные силы, управляющие законами этого мира. Утверждается, что цель

человека в этом мире - обрести духовное прозрение, а сделать это можно лишь при условии послушания представителям церкви. В истории много примеров того, как религиозные деятели при помощи подобных манипуляций с сознанием развязывали затяжные кровопролитные войны с инакомыслящими. Чего стоят только против еретиков или "неверных".

С началом эпохи Ренессанса сознание многих кардинально изменилось. Люди взглянули на мир совершенно другими глазами, тогда и дрогнула вера в религиозные догмы. Именно в то время возникло такое философское учение как гуманизм. Оно определяет человека как наивысшую ценность, а его право на свободу слова, действий, творчества, самореализацию считает неоспоримым. Гуманизм ни в коем случае не ставит человека в или выше природы. Наоборот, он призывает людей жить в гармонни с ней. Личность, учат гуманисты, обладает огромным потенциалом, и ни в коем случае нельзя ущемлять ее.

Философия гуманизма многим пришлась по душе и актуальна до сих пор. Популярное в

западном мире направление данного течения называется секулярный (светский) гуманизм. Оно пропагандирует всеобщее равенство, человеколюбие, свободу во всех сферах общественной жизни, высокие нравственные принципы. Под свободой следует понимать не вседозволенность, а самостоятельность действий в разумных пределах. При этом не нарушается свобода других членов общества.

Светский гуманизм отрицает существование Бога или каких-либо других высших сил. Человек должен вести правильный образ жизни не под страхом наказания в будущей жизни, а потому, что это единственно верный путь, ведущий к счастью. Однако, несмотря на это, гуманисты вовсе не относятся нетерпимо к людям другого мировоззрения или вероисповедания, так как один из базовых принципов этого течения -

В мире существует множество приверженцев идей светского гуманизма. Однако еще больше слышится критика этой философии, в основном со стороны религиозных деятелей. Основной их аргумент состоит в том, что светский гуманизм, несмотря на пропаганду высоких

идеалов и воззванию к лучшим человеческим чувствам, устанавливает судьей человеческую совесть, а не божественный закон. "Конечно" - говорят критики, - "некоторым удается вести этическую жизнь, не нарушая нравственных предписаний, однако это лишь единицы. Для многих же светский гуманизм является оправданием их эгоизма, жадности и тщеславия".

Другое направление "философии человечности" - христианский гуманизм - придерживается тех же принципов, что и светский, однако между ними есть кардинальное различие. Атеизму секулярного гуманизма здесь противопоставляется соблюдение заповедей, оставленных нам апостолами Христа. Представители данного течения считают, что без веры в сердце человек живет, словно во тьме, без цели в жизни, и лишь Бог дает нам возможность духовно переродиться и достичь счастья.

Развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога . Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами . От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире. Словосочетание «светский гуманизм» использовалось по крайней мере с 1930-х годов англиканскими священниками.

Базовые принципы [ | ]

Принципы гуманизма [ | ]

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Принципы светского гуманизма [ | ]

В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме . Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС - IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек.

Светский гуманизм в России [ | ]

В России с 1995 года действует Российское гуманистическое общество (РГО) - общественная организация содействия развитию гуманизма. РГО издаёт журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму , проводит научные конференции по тематике гуманизма, организовывает летние курсы гуманистического образования.

Известные светские гуманисты [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
  • Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество: Учебное пособие для средних общеобразовательных учреждений // Под редакцией и с предисловием профессора В. А. Кувакина // Библиотека журнала «Здравый смысл». - М.: Российское гуманистическое общество, - 2003-239 °C. Гивишвили Г. В. . Философия гуманизма. - М.: Поколение, 2009. - 496 с. ISBN 978-5-9763-0103-0
  • «Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму».
  • Ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов»
  • Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В. А. Кувакин. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2001.
  • Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б. Н. Бессонов, Т. Г. Богатырева, В. Н. Шевченко. - М.: «Гнозис», 1997.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: