Трудами братии Валаамского монастыря: изготовление лестовок. Русские четки — лестовка

Нетрудно догадаться, что название этих четок происходит от слова "лестница" в уменьшительной степени. Это очень узкое, слишком гибкое и довольно хрупкое приспособление для восхождения к небесам. Узкое, потому что путь к Богу неширок и тесен. А хрупкое и гибкое – как напоминание о том, что на пути духовного делания всегда нужно быть очень собранным. Сохранилась древняя пословица "Лестовка – добрая Христова лесенка, которая в рай приводит". Состоят кожаные четки лестовка из лапостков и, собственно, самой лестницы и символизируют богочеловеческую природу Спасителя. Лапостки – божественную, а лестница – человеческую.

Лапостки

Лапостки имеют форму треугольника, чаще равностороннего как символ Троицы Единосущной. Еще один их смысл – всевидящий глаз Божий. Иногда они могут иметь форму листа, но символизм их от этого не становится другим.
Традиционно лапостки изготовляют из кожи. Иногда украшают серебром или золотом. Часто дорогими нитями на них вышивают херувимов и серафимов, а также изображения святых.
Четыре лапостка соединяются между собой попарно и обшиваются окантовкой. Символически они означает Десять Заповедей, написанных на двух скрижалях с двух сторон и переданные Моисею Богом. Христом эти Заповеди были сведены до двух, а четыре евангелиста проповедали их по четырем концам света.
На этом учении держится наша вера. А поскольку любая лестница, чтобы ею можно было восходить, должна иметь опору, то символически эти две пары лапосток и являются ею. Нижняя пара – земная опора, а верхняя – небесная.

Лестница

Сама же лестница традиционно состоит из 109 ступеней: 100 малых, 3 больших и 6 аллилуйных. Это – ступеньки нашего восхождения к Богу. Условно лестница делится на 11 частей. Тем, кто желает купить кожаные четки интересно будет знать их символизм.
Первые ступени на них аллилуйные, указывающие, что любое дело начинать и заканчивать следует молитвой.
Три начальные ступени означают важнейшие добродетели христианина – веру, надежду, любовь и Троичность Бога. Три ступени в конце символизируют Воскресение Господа.
Первое простое место это Земля, а второе, в конце, Небо. Они соединяются в виде кольца как символ встречи Неба и Земли.
Первые от Земли 12 малых ступенек символизируют 12 апостолов и 12 членов Символа Веры.
38 малых ступеней, замыкающих лестовку, указывают на тот срок, в который Богородица имела во чреве Богомладенца.
38 малых плюс по одной в начале и конце больших ступеней образуют число 40, напоминающее о многом: сорокадневный пост, такой же длительности потоп, пребывание Моисея на Синае, 40-летние блуждание израильского народа по пустыни.
Следующие 33 малые ступени символизируют число земных лет Христа.
А еще 17 малых это количество пророков ветхого Завета.

Вот такой глубокий смысл имеет это важное духовное оружие христианина. Сегодня лестовка хоть и медленно, но возвращается в жизнь православного христианина. Мы предлагаем вам купить кожаные четки лестовку в нашем интернет-магазине. Этот атрибут молитвенной жизни призван на всяком месте напоминать человеку о божественном и защищать от недостойных поступков. Лестовка – духовное оружие, обращаться с ней следует благочестиво.

Название «четки» происходит от слова считать, обозначая, таким образом, приспособление для счета молитв и поклонов — нитку бус или ремень с узлами. Кожаные четки называются — лествица, или лестовка. Она представляет из себя круглый ремень с плетеными ступеньками, внутрь которых обычно закладывают свиток с написанной Иисусовой молитвой. Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов. Сохранению лестовки мы обязаны старообрядцам и единоверам, в обиходе которых старинная русская лестовка осталась до сего времени.

По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица — веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для счета числа Иисусовых молитв. Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по другим источникам — Пахомием Великим и даже Антонием Великим), но в любом случае — очень давно, в первые века христианства. Приспособление это было сделано для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения — ни практического, ни символического — они в то время не имели.
У нас же, на Руси, не просто считали молитвы. Русские молитвенники поднимались от земли на небо по ступеням символической лестницы, навыкая ум свой всегда держать высоко в небе, у престола Вседержителя. Так на Руси вервица превратилась в лествицу — лестницу на небо -, все части которой получили важное символическое значение. Из простого приспособления для счета - вервицы - лестовка превратилась в важнейший инструмент молитвы, предназначенный, по словам свт. Игнатия Брянчанинова, для несовершенных. Совершенным же это не нужно — их молитва соединена с дыханием. Хотя старец Серафим, великий подвижник и делатель непрестанной молитвы, все же носил всегда с собою четки, чаще именно лестовку.

Лествица представляет из себя плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Хотя вначале, видимо, делались и лествицы, концы которых не соединяли и они представляли из себя просто полоску кожи со ступеньками. Образец такой лестовки мы можем видеть на старинной иконе св. прав. Иулиании Лазаревской, мощи которой находятся в древнерусском городе Муроме. Но замкнутый круг — образ вечной и непрестанной молитвы — более подходит для этого символического предмета. Лестовка знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на небо. Постоянно поднимаясь вверх по ступеням лестницы, человек научался пребывать умом рядом с Богом, иметь память Божию, поэтому каждый русский имел свою лестницу на небо. Она сопровождала русского человека всю земную жизнь, и, не случайно, ее вкладывали ему в руки, когда он отходил ко Господу.
Устройство лествицы глубоко символично. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих», которые располагают по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Они все вместе означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка: от «земли» - 12 ступеней, что означает 12 апостолов, далее — 38 ступеней, означающие 38 недель, которые Богородица носила во чреве Младенца, а также считают с первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40- дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Спасителя. В конце до «неба» идут 17 ступенек, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка», которые символизировали четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.
Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».

Интересно, что назначение лестовок было самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у молодых в руках обязательно должны были быть лестовки, обычно белого цвета, украшенные дорогой вышивкой. Богатые люди, в основном купцы, которые на Руси отличались благочестием, всегда держали лестовку в левой руке, перебирая ее ступени. Были также траурные лестовки. Их подавали как милостыню, вместе с продуктами и вещами. Кожаная лестовка в руках суровой бабушки вызывала трепет у непослушных внуков. Богато украшенная лествица была желанным подарком для любого верующего человека.
Центром лестовочного промысла была Нижегородская область. Сейчас с этим забытым промыслом можно познакомиться в Семёновском государственном историко-художественном музее.

К сожалению, после раскола на Руси лестовка, в основном, осталась в обиходе старообрядцев и единоверцев, хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей церкви. Это незаслуженно забытый атрибут древнерусского благочестия. Используя глубокий символизм мысленного восхождения на небо с помощью тонкой плетеной лестнички (ведь именно так можно перевести слово «лестовка») наши предки, ступенька за ступенькой, многажды в день восходили от земли на небо. Вновь вернув лествицу в нашу жизнь, мы сможем прикоснуться к духовным тайникам наших предков, почувствовать глубину их духовных возможностей, обрести и прильнуть к нашим духовным истокам, кладезь которых неисчерпаем. Многие русские святые использовали для молитв именно лествицу. Всем известно, что по лестовке молился Светильник Земли Русской — преп. Серафим Саровский. На многих иконах в руке батюшки Серафима видна именно лестовка. Все старцы Саровской пустыни пользовались ею для выполнения монашеского правила. На старинных иконах преподобного Сергия Радонежский,портрете матушки Александры, первоначальницы Дивеевской, Ильи Муромца, Еразма Киево-Печерского, Марка Молчальника Саровского, праведной Иулиании, Анны Кашинской. На прижизненных фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого, мы также видим лестовку - символ духовного восхождения от земли на небо.

В духовной практике современной Православной Церкви нет строгого правила как молится на чётках. Основная молитва- Иисусова: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или более короткие формы, самая короткая из которых- «Господи, помилуй». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и прошений, и благодарений, и воздыханий. Четки напоминают нам о непрестанной молитве, о как можно более частом призывании имени Божьего. Лестовку издавна перебирали левой рукой, что способствовало сосредоточению ума и помогало иметь постоянную память о Боге. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определённого количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению духовника, потому что в противном случае можно серьёзно навредить своему духовному деланию. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например на каждой большой ступени или промежутке можно читать « Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку. Или можно молиться своими словами, которые изливаются из самого сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.
Теперь понятно, почему четки, изначально предназначенные просто для счета молитв, на Руси стали «духовным мечом», используя слова ап. Павла из Св. Писания. Это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол относил эти слова к силе христианской проповеди. Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Действительно, четки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом знают, что в молитве мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной жизни, но и в момент духовной брани поражаем ею невидимых врагов, как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врага нашего спасения.
Четки напоминают нам и о притче Спасителя о сеятеле. Неправильная, неразумная молитва уподобляется растению, выросшему на каменистой почве, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием. От такой молитвы человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная Иисусова молитва) можно сравнить со стократным плодоношением. Не случайно древнерусская лествица имела 100 ступеней. Это символ того, что, если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, какое приложим.

Все эти символы, связанные с внешним видом четок, нужны для того, чтобы возбудить в нас ревность к занятию молитвой Иисусовой и понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, истоки которого лежат в недрах русской души. Это памятник русского духовного делания и символ русского национального самосознания.

Жизнь христианского подвижника – труд и молитва. «Непре­станно молитесь» – эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греншаго». Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило, произнося определенное количество раз за день. Но как одновре­менно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.

Употребление четок во время молитвы уходит в глубь веков. Отцы-пустынники ввели четки в египетских монастырях. Святой Великий Василий (IV в.), посетив сирийские и египетские мона­стыри, включил положение о четках в устав основанного им мона­стыря недалеко от Кесарии Каппадокийской. Написанные им «Правила иноческой жизни» были приняты всеми монастырями Византии. С помощью четок миряне и монахи могли совершать предписанное ежедневно точное количество молитв и поклонов. В богослужебных текстах отмечается, сколько раз в данном случае надо повторить ту или иную молитву. Те, кто не мог без специ­альной подготовки читать «Псалтырь» и длинные каноны по труд­ным для чтения древним рукописям, повторяли краткие молитвы по четкам наизусть в храме или у себя в кельях.

Само же количество молитв и число их повторений, предпи­санное церковным уставом, определяется символическим значени­ем чисел, т. к. все измерено мерою и «вервью». Вервь, вервица – так древние славяне называли веревку, шнурок, а также плетеный или крученый пояс. Вервица – веревка с узлами; перебирая эти узлы, христианин совершает молитвословие и поклоны. Вервица – древнейший вид четок.

Узлы использовались и при колдовстве. Церковь осуждала «ворожения» при помощи узлов. В русских текстах канонического права (XIX-XV вв.) сохранились правила для наказания и исправ­ления обращающихся к колдунам: «Если кто ходит к колдунам, для того чтобы ему ворожили, и берет колдовские узлы, пусть не ест мяса 40 дней». Новгородский митрополит Фотий (XV в.) при­зывал, чтобы «колдовских баб не признавали, ни узлов, ни приго­воров, ни трав…»

В то же время в отдельных местностях России еще в двадцатом веке после обряда венчания священник выносил хранившуюся в алтаре веревку с узлами и завязывал перед молодыми в знак крепо­сти брака еще очередной узел – ведь в Новом Завете Христос говорит апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе». А «узелки на память» на носовых платках и теперь еще за­вязывают забывчивые люди.

В крайних обстоятельствах молящиеся завязывали узлы: «А лествиц, сиречъ чегок, не бе у них – и то мучители отняли. И муче­ницы навязали пятъдесят узлов из тряпиц и по тем же узлам, аки по небесовсходной лествице, обе напеременах молитву Богу вос­сылали», – так описывает «Повесть о боярыне Морозовой» мучения боярыни Ф. Морозовой и ее сестры кн. Е. Урусовой в земляной тюрьме в Боровске.

Католические четки

Католические четки-розарий, ведут свое происхождение также с III-IV вв. и представляют собой разновидность вервицы. К концу XIV века в Западной Европе существовали уже братст­ва Псалтыри Марии, т. к. в розарии насчитывается 150 малых зе­рен (бусин) по количеству псалмов в Псалтыри.

Слово розарий происходит от существительного роза, т.к. ве­нок из роз служил символом духовной короны из молитв. Почи­тание роз известно в Южной Европе с древности. В Древнем Ри­ме был праздник роз, когда венками из роз украшались гробницы; этот праздник под названием розалин (или розарин) сохранился и после принятия христианства. В западноевропейском искусстве существует много изображений Богоматери с четками. Богороди­ца сказала: «Я – Божья Матерь Розария. Я пришла просить вас каждый день молиться по четкам и изменить жизнь…» На картине А. Дюрера «Праздник четок» (находится в национальной галерее в Праге) Мария изображена с Младенцем; перед ними преклонили колени для увенчания венком из роз папа римский Юлий II и германский император Максимилиан I; на головы членов оратства четок возлагают венки из роз спустившиеся ангелы, а на архиепископа – св. Доминик.

Первое братство, призванное распространить этот обряд, бы­ло создано самим св. Домиником (1170-1221), основателем доми­никанского ордена: это «еженедельное братство четок», члены которого обязывались еженедельно прочитывать весь цикл молитв по четкам. В конце XVII века было создано «ежегодное братство четок»: все 8760 часов года были распределены между членами братства, каждый из которых читал молитвы в установ­ленный час.

Зерна розария делаются из различных материалов: камня, стекла, дерева и др. Но имеется растение, семена которого исполь­зуются для розария. Это Lithospermum (воробейник), получивший название «слезы Иова» или «слезы Христа». Зерна нанизываются на нить или металлические стержни, которые сцепляются между собой, образуя промежутки между зернами для удобства перебирания их во время молитвы. Большой розарий состоит из 150 ма­лых зерен, после каждого десятка вставляются большие зерна, ко­торые нанизываются розами. От места соединения отходит нить, на которой находятся две розы, между ними – три зерна. Конча­ется нить крестом.

Классический розарий – это тройной венок из молитв, кото­рыми верующие прославляют Христа и Богородицу, причем каж­дая роза символизирует «тайны» – пять радостных (в листьях), пять скорбных (в шипах) и пять славных (в цветах). Эти тайны посвящены пятнадцати событиям из жизни Богородицы и Христа.

Мусульманские четки

У мусульман четки обязан иметь каждый; многократное вос­хваление Аллаха совершается ежедневно на пяти молитвах: утрен­ней, полуденной, предвечерней, на закате, с наступлением ночи.

На малых мусульманских четках 33 зерна (бусины) по числу основных имен Аллаха. Число 33 может удваиваться и утраиваться, тогда между этими числами вставляются перегородки. Существует 99 прекрасных имен Аллаха – это имена-эпитеты, которыми свя­щенный Коран предписывает называть Аллаха. Этому числу чаще всего и соответствует количество зерен (бусин) на мусульманских четках. Проявлением благочестия считается как можно частое упо­минание Аллаха и его имен. Предметом гордости каждого мусуль­манина является знание этих имен наизусть.

По четкам могут молитвенно повторяться суры Корана, отдельные строфы сур, различные истины-изречения. Для этого издаются соответствующие сборники молитв и обрядов.

Буддийские четки

В буддийских четках обычно 108 зерен. Это число священное: при больших службах в буддийских храмах зажигается 108 лампад, буддийский канон – наставления Будды – состоит из 108 томов, при рождении царевича Гаутамы, будущего Будды Шакъямуни, составляли гороскоп 108 индийских браминов-астрологов и т.д. В то же время буддийские четки не обязательно содержат 108 бусин, но их число обязательно делится на три. Два конца нити соеди­няются и протягиваются сквозь три зерна в соответствии с буд­дийским символом веры: три драгоценности – верхнее (церковь), среднее (Будда), нижнее (учение). Материал, из которого делаются четки, различен, в зависимости от усердия и богатства верующего и от божества, которое хотят почтить четками.

Старообрядческая лестовка

Лестовкой называется тип четок, распространенный в Древ­ней Руси и сохранившийся в старообрядчестве. Слово лестовка означает «лестница» (ст. слав. лествица). Лестовка символизирует лестницу духовного восхождения от Земли на Небо, напоминая верующему о сне Иакова, увидевшего таинственную лестницу, соединяющую Небо с Землею, по которой ходили ангелы. (Быт. 28:12). Иакову было обещано благословлсние Бога и его покрови­тельство. Она напоминает также о сочинении Иоанна Лествичника (VI в.) «Лествица», изображающем тридцать ступеней «доброде­телей», возводящих христианина к духовно-нравственному совер­шенству.

Лестовка плетется или шьется из двух полосок, чаще всего из тонкой кожи или плотного полотна шириной примерно 8-12 мм. На севере использовали кожу нерпы. Заостренные на концах по­лоски продергиваются по очереди сквозь эти же две полоски, на­ложенные одна на другую, образуя при этом петли, в которые закладываются той же ширины деревянные палочки или сверну­тые в трубочки бумажки, на которых часто пишется сокращенно Иисусова молитва: ГИХСБ п.м.г. или «Господи, помилуй!» Эти заполненные петли образуют ступени лестницы и называются они также бобочками (уменьш. от боб) или плетушками.

Эта сплетенная или сшитая лента по количеству ступенек де­лится на 4 неравных отрезка, друг от друга отделенных тремя «великими» ступенями. Начинается она тремя малыми ступеньками. Затем идет гладкий промежуток без ступенек (равный примерно трем сту­пенькам), символизирующий Землю.

От Земли до первой «великой» ступени насчитывается 12 про­стых ступенек, означающих 12 апостолов (ученики Христа, со­провождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии распространившие веру по миру). Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Между первой и второй «великой» ступенью находится отре­зок, насчитывающий 38 простых ступенек и вместе с первой и второй «великой» ступенью образующий число 40. (Но у старове­ров-беспоповцев здесь 39-40 малых ступенек). Это число – 40-дневный пост Христа. Это также число недель, которые Богоро­дица носила во чреве Христа.

Затем после третьей «великой» ступени насчитывается 17 про­стых ступенек, которые символизируют 17 пророков Ветхого За­вета, чьи пророчества читаются на Рождество, Крещение и в дру­гие праздники. Пророки – люди, получившие от Бога дар про­зрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла. Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, на­пример, праведная Анна (16 февраля).

Далее следует отрезок без ступеней, означающий Небо. Кончается лента тремя простыми ступеньками. Три ступеньки в начале и в конце и три «великих» в середине – все вместе озна­чают девять чинов ангельских: высшие чины – Серафимы, Херу­вимы, Престолы; средние чины – Господства, Силы, Власти; низшие чины – Начала, Архангелы, Ангелы.

Если сложить число малых ступеней всех отрезков, то полу­чим 106-108. Всего – 109 (3 +12+38 +33 +17 +3 +3).

Два свободных заостренных конца сплетенной части лестовки продергиваются с двух сторон сквозь верхние углы двух сложен­ных вместе треугольников; они проходят внутри этих треугольни­ков и закрепляются на двух сложенных вместе нижних треуголь­никах, которые вкладываются вовнутрь верхних треугольников между их основаниями; при этом нижние треугольники оказыва­ются усеченными примерно на одну треть или наполовину. Четы­ре треугольника (лапостки) вырезаются из тонкого картона или твердой ткани, кожи, покрываются материей и обшиваются по краям тонкой кожаной лентой или тесьмой. Они символизируют четырех Евангелистов, а их обшивка – евангельское учение. Верхний треугольник символизирует Святую Троицу. Нижний, усеченный с двумя углами, – две природы Иисуса Христа, боже­ственную и человеческую.

Между верхними треугольными лапостками на продернутые концы полосок нанизываются семь передвижек – вырезанных или сплетенных из кожи колечек. Они символизируют семь цер­ковных таинств и напоминают благочестивым христианам, что отцы-пустынники семь раз в сутки собирались на службы: на полунощницу, утреню с первым часом, третий, шестой и девятый час, вечерню и повечерие. Передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый христианин должен отмолиться в тече­ние дня. Раньше верхние лапостки не скреплялись по двум ниж­ним углам, чтобы по открытым передвижкам можно было сосчи­тать количество отмоленных лестовок. Такие лестовки у пояса и в руках преп. Сергия Радонежского изобразил М.В. Нестеров на картинах «Труды преп. Сергия», «Юность преп. Сергия» и др. Са­мо же число семь почитается в христианстве: в молитве «Отче наш» семь просьб, в православном алтаре за престолом стоит семисвечник, который почитался и в храме в Иерусалиме.

Бывают у лестовок лапостки, верхние и нижние, которые рас­членяются еще на три лапостки, закругляющиеся внизу. Такая лес­товка считается женской; у нее есть название – «Лестовка кури­ной лапкой». Погребальная лестовка делается из белой материи.

Со слов информаторов, лестовку обязательно шила мастерица с благословления духовного отца – наставника. Ткань – хлопчатобумажная, льняная. Внутрь вставляли березовые палочки, как душа, а материал – как тело. Поэтому некоторые бабушки не принимают современные лестовки из бисера. Со слов информа­тора – Мультинской мастерицы – внутрь верхних треугольных лапостков закручиваются льняные нитки 7 раз – 7 апостолов и читается воскресная молитва: Да воскреснет Бог!

Детям дают лестовку небольшую, детскую, с 5-6 лет. Молить­ся начинают с 12 ступенек, на больших зернах читают Богороди­цу (Богородица, дева, радуйся…) Заканчивая молитву, перед последними тремя малыми зернами читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно во веки веков. Аминь». Последние ступени – «Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже». Затем переход на первые три малые ступеньки: «Господи, помилуй, Господи, по­милуй, Господи, помилуй». Затем снова читается: «Слава Отцу, Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

Всего получается 100 поклонов. 1 канон – 3 лестовки.

Замкнутость лестовок и четок означает непрестанную, вечную молитву.

Древнерусская лестовка оставалась в быту не только у старообрядцев. Она продолжала бытовать и среди мирян – нестарооб­рядцев, и среди монашества. Так, святой Серафим Саровский на иконах изображается с лестовкой. Среди портретов духовенства, которые были написаны Павлом Кориным в качестве этюдов к картине «Уходящая Русь», есть портрет молодого иеромонаха Алексия – он стоит с лестовкой не будучи старообрядцем. Вызы­вает интерес и изображение византийского государственного дея­теля и писателя Константина Акрополита на серебряном окладе иконы «Богоматерь с младенцем» (XIII-ХIV вв., Третьяковская галерея): у пояса у него висит лестовка, но только с верхними треугольными лапостками, из которых снизу высовывается передвиж­ка (шарик).

Современные русские четки

В России с XVIII в. под влиянием европеизации русской жиз­ни из церковного обихода лестовка стала постепенно вытесняться, уступив место четкам, сделанным по типу католического розария. В них чаще всего от 50 до 100 бусин (зерен), после каждой десятой вставляется большое зерно. Зерна вытачиваются из дерева, часто ароматического (можжевельник, кипарис), или какого-нибудь уральского камня. Кроме того, в монастырях плетутся четки напо­добие древней вервицы: берутся два черных шнурка и перевязы­ваются узлами так, что образуют переплетенные бусины, которые плотно сидят на этих же шнурках на определенном расстоянии друг от друга. После каждой десятой нанизывается на два шнурка большая бусина из какого-либо другого материала (дерева, камня, янтаря и др.) На соединении четок выплетается крест из этого же шнура, затем иногда кисть. По четкам молитвенно повторяют «Господи, помилуй», «Иисусову молитву», «Архангельское привет­ствие», по большим зернам – «Молитву Господню».

В XVI веке священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр поучал: «А всякому христианину всегда четки в руках держать и молитву Иисуса в устах непременно иметь, и в церкви, и в дому, и на торги ходя, и стоя, и сидя, и на всяком месте» (Домо­строй, гл.13). Впоследствии, однако, четки стали обязательной принадлежностью лишь монахов и высшего духовенства.

Лестовка в Усть-Коксинском районе – обычно старооб­рядческого типа, состоящая из холщового ремешка, к сшитым концам которого прикреплены четыре кожаных или холщовых, обшитых кожей, лопасти; внутренняя и нижняя пара – четырех­угольная, верхняя и наружная – треугольная; ремешок сплошь усажен холщовыми валиками – «бабочками», служащими для сче­та молитв и поклонов; более мелкие «бабочки», которых всего 109 штук, разделяются на 3 части (20+33+54) двумя более толстыми «бабочками». Шьют их обычно «благославленые» старухи (те же, что шьют и смертное платье).

Протопоп Аввакумъ в своем сочинении «Житие» писал: «Тажс твори по уставу и метание на колену, какъ церковь прежде дер­жала: опирайся руками и коленми, а главу до земли не доводи…», что означает запрет на непосредственное соприкосновение с зем­лей руками и головой во время молитвы. Для того, чтобы избежать последнего, в обиходе верующих и появился подручник.

Патриарх Никон в ходе церковной реформы 1656 г. упростил обряд церков­ной службы и молитвы с целью сокращения времени богослуже­ния, что, как он полагал, позволит увеличить посещаемость церкви. При этом он «отменил» земные поклоны для мирян и «белого» духовенства. Характерным примером является также и замена об­ряда крестного знаменья с двоеперстия на троеперстие. Аввакум с великой горечью восклицает: «…Оне же, бедные мудръствуютъ трема перъсты креститца, большой и указательный, и великосредний слагая в троицу, а в не ведомо в какую, больше в ту, что в Апоколепсисе пишет Иванъ Богословъ – змий, зверь, лживый пророкъ. Толкование: змий глаголется диаволъ, а лживый пророкъ – учитель ложной, папа или патриархъ, а зверь – царь лукавой, любяи лесть и неправду. Сия три перъста предал Фармос, папа римъской, благославлял и крестилъся ими… Римляне и до ныне трема персты крестятся, потом и Польшу прельстили, и вси окресныя реши – немец, и серби, и албанасы, и волохи, и греки – вси обольстились, а ныне и наша Русь ту же три перста возлюби­ла, предание Никона-отступника со дъяволом и с Фармосом. Все дико: у давешняго врага вочеловечевания нет, а у других святыи троицы нет. Чему быть?»

Протопоп Аввакум объясняет значение двоеперстия: «Всякому убо правоверну подобаетъ крепко перъсты в руке слагая держати и креститися, а не дряхлою рукою знаменатися с нерадением и бе­сов тешить, но подобает на главу, и на брюхо, и на плеча класть рука с молитвою, еже бы тело слышало, и умом внимая о сих тайнах крестися; тайны тайнам в руке перъсты образуютъ. Сице разу­мей.

По преданию святых отецъ подобает сложите три перъста: великий и мизинец и третий подле мизинаго, – всехъ трехъ кон­цы вкупе; се являет трипостасное божество – отца и сына и святаго духа.

Таже указательный и великосредний: два сия сложити и единъ от двухь – великосредний мало наклоните; се являетъ Христово смотрение божества и челвечества;

Таже вознести на главу – являетъ умъ нерожденный: отецъ роди сына, превечнаго бога, прежде векъ вечныхъ;

Таже на пуп положите – являет воплощение Христа, сына божия, от богоотроковицы Марии;

Таже вознести на правое плечо – являетъ Христово вознесе­ние и одесную отца седенис и праведных стояние;

Таж на левое плечо положите – являет грешных от правед­ных отлучение, и в муки прогнание, и вечное осуждение.

Тако научиша нас перъсты слагати святии отцы».

Подручники бывают большей частью неправильной четы­рехугольной формы около 25-30 см длины, 20 см ширины, из ку­сочков разноцветного ситца, с петелькой для подвешивания; внутрь проложен кусок войлока. Шьют сами и употребляют для подкладки под руки при земных поклонах «метаниях». Совершая ежедневное моление перед восходом солнца, отчитывают по лес­товке нужное (т.е. положенное духовным отцом) число молитв и возгласов и совершают положенное число метаний. В праздники зажигают восковые свечи, прикрепляя их к краю божницы и мо­лясь дольше обыкновенного.

Со слов бабушек, подручники шились из льна, хлопка, обяза­тельно из 12 геометрических фигур, символизирующих 12 апо­столов.

Подручник – это твое спасение, это клочок земли, на кото­ром ты будешь стоять одной ногой во время огненного суда. А архангел Михаил поднимет и спасет. Без лестовки и без подруч­ника Господь не запишет тебе ничего. Без лестовки моление не идет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Килачицкая И.Р . «И баба с лестовкой буддийской». //Живая старина, №4., 2003. С.24-27

2. Бломквист Н.Э., Гринкова Н.П . «Кто такие бухтарминцы» //Бухтарминские старообрядцы. — Ленинград, 1930. С. 32-33

3. Азы православия. Руководство обретшим веру. — Санкт-Петербург: Изд-во «Сатисъ», 2005. С. 79-80

4. Демкова И.С . Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. — Л.: Издательство «Наука», 1975.

ИНФОРМАТОРЫ:

Мультинские староверы: Зайцева Е.Р., 1931 г.р.; Чернова Ф.О., 1933 г.р.; Кудрявцева П.В.,1929 г.р.; Ошлокова М.В., 1932 г.р.; Шитова К.И., 1947 г.р.

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»

(Быт. 28:10)

Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.

Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.

Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.

Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.


Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.

Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».

Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.

Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.

В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.

Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:

1) Крещение

2) Миропомазание

3) Священство

4) Евхаристия (т.е. Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

6) Брак

7) Елеосвящение (Соборование)

Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.

Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.

Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.


Используются чётки главным образом в монашестве. Миряне тоже могут молиться по чёткам, однако желательно иметь на то благословение духовника. Чётки не должны восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более как знак превосходства над окружающими. Чётки – не повод для самовозвеличивания и гордыни, в противном случае их использование сродни фарисейству.

Во время молитвы лестовку принято держать в левой руке, а пальцы для отсчёта ступеней складывать так же, как и для крестного знамения. В таком положении очень удобно отсчитывать число произнесённых молитв большим пальцем. При совершении земных поклонов аккуратно свёрнутую лестовку стараются класть на подручник. При этом две сложенные вместе полусогнутые ладони прикрывают её сверху, образуя подобие «домика». Нельзя сказать, что этот способ является каким-то правилом – скорее физиологической особенностью, однако и в этом жесте можно найти определённое проявление благоговения и бережливости. При соответствующем обращении одна и та же качественно сработанная лестовка может на долгие годы стать самым дорогим и любезным другом для души.

Прекрасным подарком воцерковлённому человеку станет валаамская лестовка ручной работы – настоящее оружие церковное, специально изготовленное для овладения молитвой, которую апостол Павел в послании к Ефесянам называет «мечом духовным».

Исторические факты

До революции существовало множество различных лестовок. Они изготавливались как домашними умельцами, так и небольшими специализированными артелями. Крупнейший центр лестовичного промысла находился в городе Семёнове Нижегородской губернии. Известно, что в конце XIX - начале XX века нишу дешёвых массовых изделий почти полностью контролировал предприниматель, хлебопромышленник и лесозаготовитель Николай Александрович Бугров.

Лестовку чёрного цвета носили участники 1-го Офицерского добровольческого подразделения полка генерала Маркова во время Гражданской войны – как знак принадлежности к нему.

Нашли лестовки своё отражение и в русском изобразительном искусстве. С лестовкой на левой руке изображены на картине В.И. Сурикова юродивый и боярыня Морозова.

Упоминается лестовка и в народной мудрости, например в русской пословице «Робкий муж и лестовки боится».

В прежние времена усопшему православному христианину в последний путь непременно полагалась погребальная лестовка, вкладываемая в левую руку. В этом случае её замкнутый молитвенный круг символизирует вечность, куда ведёт скоротечный путь нашего недолговременного земного странствования.

Существует книга, духовный труд «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Она называется так же, как чётки, поскольку описывает степени восхождения человека по ступеням добродетелей. В произведении сказано: «Кто приобрёл похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов» . Будем помнить эти слова и с помощью Божией укрепляться в деле духовного совершенствования.

Трудами братии Валаамского монастыря

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: