Творчество духа в духовной прозе. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества

Остановимся на проблеме духа как свободы, которая предполагает человеческое творчество, субъективный творческий порыв. Эта проблема связана с проблемой противостояния субъективного порыва и продукта творчества, бездушной объективации, которая уже не свобода, а рабство.

Традиционно творчество понимается как создание чего - либо нового, причём этот дар присущ не каждому. В христианской философии выделяли два вида творчества: божественное и несовершенное, человеческое. Н. Бердяев же впервые в истории христианской антропологии рассматривает человека как личность, обладающую способностью божественного творения. Итак, в его философии мы видим не два вида творчества, отграниченных друг от друга, а соединение божественного и человеческого творчества, через которое достигается единство человека и Бога.

Именно через творчество человек приближается к свободе. Творческий акт всегда исходит от духа, а не от вещей, не от природы. «Дух в творческом порыве возвышается над миром и побеждает его» . Но продукт творчества - это уже объективация духа, здесь он приобретает культурную форму. Именно в этой объективации философ и видит пленение свободного духа. Это пленение совершается в государстве, в церкви, в искусстве… Итак, с одной стороны, дух воплощается в самой личности, но, с другой, проявляется в творчестве. А последнее и великая удача активного творческого человека, и неудача, так как в объективации - смерть духа. Объективация - это лишь застывшие «символы, знаки…» . Так, буржуазная культура - есть несвобода, прекращение духа творчества. Она пользуется творчеством духа, но подчиняет его своим целям. Ценностями духа пользуются для того, чтобы закрепить нормативный и законнический порядок жизни буржуа. В буржуазном обществе, как полагает Н. Бердяев, творческий свободный человек отсутствует. Здесь нет личности, а значит и духа, который её определяет, а если нет духа - значит нет свободы и творчества. Здесь господствует именно общество.

Предел объективации духа, отрицательный результат творчества человека мы видим в возникновении власти техники над личностью, вещи над человеком. Именно об этом пишет Н. Бердяев в статье «Человек и машина». Именно здесь он показывает, как объективация человеческого творческого духа приводит его к рабству и закрепощению самим же результатом творения. Автор говорит о том, что само творение «восстаёт против творца…рационализация промышленности порождает безработицу… машина…диктует свои законы…хочет, чтобы человек принял её образ и подобие». Но как мы говорили человек - подобие Бога, а техника хочет лишь овладеть нашим духом, сделать его рационализированным. Философ отмечает, что, безусловно, велика заслуга человека в создании новой технической действительности, в этом его мощь, Богоподобие, но и «показатель его слабости, склонности к рабству» . Техника порабощает человека, в первую очередь, тем, что она не хочет в нём видеть конкретную индивидуальность, дух, личность. Именно поэтому, как считает писатель, человеку нужны огромные духовные усилия, чтобы не подчиниться своему же продукту творчества, чтобы сохранить образ и подобие Божье.

Говоря о проблеме творчества, нельзя забыть о выдвинутой русскими мыслителями, в том числе и Н. Бердяевым, проблему «теургии» (Богоделания). В чём она заключается? Как мы уже говорили, Н. Бердяев полагал, что «творчество - это огонь, а культура - охлаждение огня. Творческий акт - это взлёт,... продукт творчества - притяжение вниз» . В данных высказываниях мы видим, что человек одержим творческим порывом и духом, он отвечает на зов Бога, создаёт нечто новое и в этом выражается действие принципа свободы. Свобода - это элемент творчества наряду с даром, призванием и элементом уже сотворённого мира. В творчестве, таким образом, соединяются первоначальная свобода и единичный дар. В творческом порыве индивидуальная личность соединяется с Богом, с Абсолютом. Но в чём трагизм творчества человека? Личность не в силах создать истинно новое Бытие, вместо него она создаёт книги, картины…., теории лишь объясняющие как создать эту новую жизнь. Творчество человека творит только вещи, только объективный мир, не в силах уподобиться Богу, сотворив жизни, живые существа. Творчество у Н. Бердяева носит теургический и эсхатологический характер. Человек призван продолжить творчество Бога, а это невозможно без искупительной жертвы Бога, который просветлит иррациональную человеческую свободу, приняв на себя последствия её зла и страдания. Без этой искупительной жертвы человек лишь создаёт новые объективации, тем самым приближая конец мира, попадая под власть этих объективаций. Творчество у Н.Бердяева жертвенно: ради него человек отказывается от личности и индивидуальности. Он становится равным другим творцам. И тогда «только Бог может сохранить индивидуальность человеческого творчества, вложив в человека уникальную искру Божию» .

«Итак, немного эзотерики от человека, который вообще не эзотерик. Давайте на время просто забудем обо всех настройках, объективах и фотоаппаратах, о которых мы фотографы так любим говорить дни на пролёт. Эта статья посвящена исключительно вашей творческой душе – тому, что лежит глубоко в основе вашей фотографии; тому, что влияет на все ваши творческие решения. Что такого есть в вас, что на самом деле приводит к нажатию на спуск затвора?

Пикассо как-то сказал: «Каждый ребёнок – художник. Проблема в том, чтобы оставаться художником, когда вырастешь».

Помните, как вы креативили? Вы были настоящим да Винчи без всяких границ. Единственное, что останавливало вас изо дня в день это отход ко сну. Просыпаясь по утрам, вы спешили вылезти из постели и вернуться к рисованию, к живописи и к созиданию того, что ваше воображение хотело бы видеть в мире.

Разве это не замечательно? Творческий дух внутри вас имел достаточно простора, чтобы дышать, светиться и наполнять жизнь счастьем.

Когда вы подросли, детское воображение столкнулось со всевозможными внешними раздражителями. Я назову это «реальным миром».

Началось посещение школы, появилась необходимость в изучении предметов, которые вам не нравились. Наряду с домашними заданиями возникли и первые домашние обязанности. Ваше воображение всё ещё оставалось при вас, но новые элементы отнимали пространство и энергию. Шли годы. Более глубокие вопросы и серьёзные обязанности завоёвывали душу, которую некогда целиком заполнял ваш невинный и любопытный внутренний ребёнок.

В настоящее время, думаю, вы контактируете со своим творческим духом либо время от времени, либо когда необходимо сменить декорации повседневной жизни. Из-за финансовых вопросов, занятости и семейных забот всё сложнее найти необходимое пространство для своего творческого начала, чтобы дышать и самовыражаться. В глубине вы осознаёте, что оно всё ещё там, внутри, но кажется, почти невозможным полностью с ним соединиться.

В спешке!

Творческий дух внутри вас – это нечто бесконечно могущественное, но, к сожалению, безумно хрупкое. Я опишу неприятности, которые привели к такому выводу, чтобы помочь вам избежать того, через что прошёл я.

В детстве я любил что-нибудь создавать. В школьные годы продолжал изучать всевозможные способы самовыражения в свободное время. Я писал, конструировал, снимал видео, занимался музыкой и рисовал. Было так весело каждый день после школы просто следовать этому внутреннему ребёнку. Я предоставил ему столько пространства, сколько мог, пока один вопрос не отравил мне долгие годы: что я буду делать по жизни?

Я отчаянно хотел работать творчески и рассматривал «реалистичные» для этого возможности. Как-то после месяцев терзаний в рекламном агентстве моё творческое начало разнеслось в пух и прах; мой дух и я – мы оба сломались. Далее последовала серьёзная полугодовая депрессия. Я вообще больше не мог себя выразить. Не мог написать ни строчки. Впервые потерял того счастливого и любопытного внутреннего ребёнка в джунглях корпоративной жизни.

Я решил заняться чем-то таким, что требовало больше рационального ума, чем творческого. Закончил учёбу в университете и начал работать в области маркетинговых исследований. После нескольких месяцев мой внутренний творческий дух, наконец, воскрес. Он снова был жив-здоров!

Чтобы выжить в своей монотонной кабинетной работе, я принялся за проект «365», которым занимался после работы в течение года. Пока по жизни я занимался маркетинговыми исследованиями, мой внутренний ребёнок жил фотографией. В течение того года он рос всё больше и больше.

Через какое-то время я уже не мог себя обманывать и уволился с работы, чтобы следовать своему сердцу. Неожиданно я снова стал счастлив, как в детстве. После очередной депрессии, финансовых трудностей, работая день и ночь, в течение следующих 1.5 лет я понял, что вся эта борьба превратила моего внутреннего ребёнка в мою «реальную» профессию.

Как насчёт вашего внутреннего ребенка? Вы только начали изучать свой творческий дух? Нашли подходящую среду, инструменты и время, чтобы выразить свою музу? Как думаете, вы могли бы описать свою творческую душу?

Сетчатка

Самый здоровый способ встретить свой творческий дух состоит в том, чтобы выразить его тем образом, что коренится в вашей личности и образе жизни. Если изнутри вы счастливый, яркий человек, пусть эти краски озарят мир через искусство.

Может быть, вы считаете, что душа у вас надломлена или тяготитесь мрачным прошлым. Даже если оно вас огорчает, примите своё прошлое и выразите его таким образом, который удовлетворит вас и поможет другим.

Ваше творческое начало тесно связано с рациональным умом, который любит напряжённо трудиться с числами и алгоритмами? Так позвольте внутренней структуре и порядку вылиться через ваши фотографии. Потребуется какое-то время, чтобы воссоединиться со своим внутренним ребёнком и вырастить его. Но это работает. Он всё ещё там и жаждет свободы!

Освободиться

Прислушайтесь к своему сердцу и следуйте в направлении, которое оно нашепчет. Даже если это то, что вы никогда раньше не делали. Просто последуйте за своим увлечением. Я убеждён, что глубокая страсть с позитивным взглядом на жизнь и в сочетании с дисциплиной всегда приведёт вас к тому, чего вы заслуживаете.

Даже если вы сейчас невероятно заняты, придётся найти время в своих сутках, чтобы подключиться к своей творческой душе. Откройте для себя внутреннего ребёнка. Возьмите его за руку. Станьте одним целым. Распознайте своё увлечение, будь то написание музыки, приготовление пищи или фотосъёмка. Кто сказал, что невозможно заработать на жизнь, танцуя в ритме своей творческой души?

Если вы приносите в этот мир положительные эмоции, креатив и любовь, то всегда найдутся люди, которые это оценят. Просто пусть ваши внутренние краски вырвутся наружу. Таким образом, вы сделаете счастливым и себя, и других.

На седьмом небе

Ну, хватит слов. Давайте играть! Хватайте фотоаппарат и выходите. Даже если идёт дождь или снег, отправляйтесь со своим внутренним ребёнком прыгать по бесконечным лужам творческого удовольствия...

И не забудьте съесть пирожное!»

Дух наделяет человека талантом. И когда он упорным трудом шлифует этот алмаз, давая ему засверкать, заискриться и стать бесценным бриллиантом, в ответ Дух одаривает его вдохновением. И смутные первоначальные замыслы обретают ясность и целостность, тривиальные образы становятся живыми характерами, откуда-то возникают точные фразы, чтобы описать чувства героев, а их состояния оживляются особым словесным ритмом. И рождаются интересные произведения. Но… это ещё не духовная проза, способная «глаголом жечь сердца людей» .

И здесь вопрос не в интеллекте и не в эрудиции автора - хотя они и важны, но относительны, не в его мастерстве и таланте, не в силе наития. А в том, есть ли у него связь с Божественным Потоком, открывающим ему пространство, из которого приходит всё истинное. Тогда что бы он ни писал - короткий рассказ или любовный роман, историческое полотно или фантастику, он будет передавать сакральные смыслы и энергетику Источника. Ему открываются глобальные идеи, которые будят наш разум, новое видение непреходящих нравственных ценностей, заставляющих нас что-то переосмыслить в себе. Неординарными мыслями он будоражит и ошеломляет, а тончайшими переживаниями героев возрождает в нас глубинные чувства. Внешние формы людей и предметов становятся возможностью раскрыть то общее, что лежит за поверхностью, за видимым и слышимым, что не доступно уму и что не замечают люди. Это вечная нетленная суть, которая делает всех нас родными и едиными.

А сама форма таких произведений, будь то трагедия или комедия, создана Красотой и Гармонией, и она, отражая Божественное Совершенство, пробуждает в нас чувство Прекрасного. А где Красота и Гармония, там не может не быть Любви. Она здесь истинная, чистая, зовущая к бескорыстию и к радости отдачи.

Творчество духа не ставит перед собой особых задач. Но, передавая то, что ниспослано свыше, оно воспитывает, формирует, воодушевляет. И осуществляет главное предназначение искусства: привести Небеса на Землю, соединить обыденное и возвышенное, пробудить души и поднять людские сознания.

Такие произведения рождаются, когда писатель в процессе творчества превосходит свою самость, в полном смирении и безмолвии устремляется к Истине и открывается Потоку. Тогда его неповторимость, его талант становится каналом Бога и создаётся то, что вносит бесценную лепту в развитие эволюции на Земле.

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть VII. Самость, Самодух, или Творческий Дух. Spiritus Creator.

Введение в седьмую часть.

В этой части книги я постараюсь описать свои представления о самом высоком макроуровне психики. Исходя из идеи взаимозаменяемости пирамидальной и сферической понятийно-геометрической моделей психики можно сказать, что этот макроуровень есть как высшее, так и глубинное в психике человека. Его можно также назвать сердцевинным психическим образованием, которое для остальных (нижележащих, и в то же время поверхностных) макроуровней/слоёв является управляющим психическим органом. Это самое внутреннее внешней и внутренней (психической) жизни человека. И самое главное.

Данный макроуровень психики я назвал Творческим духом, который можно ещё обозначить квази-латинским образом как Spiritus Creator, или просто Spiritus. Поскольку он объединяет в себе противоположности Logos-а (социального духа, вербального интеллекта) и Psyche (социальной души), то его можно ещё назвать Психологосом (PsychoLogos).

Синонимом Творческого Духа можно считать Духовность, ведь духовность, скорей всего, и есть духов(ная сущ)ность. Когда человека называют духовным? Тогда, во-первых, когда он стремится к познанию, к осмыслению (постижению, пониманию, объяснению) мира и себя, когда он рассудителен и разумен (Logos). И тогда, во-вторых, когда он, рефлексируя свои мысли и поступки, стремится к гармонии в отношениях с миром (природным и общественным, внешним и внутренним), т.е. стремится к добру, имеет морально-нравственные принципы, добросовестен в выполнении своих обязательств (Psyche) и стремится к дружескому согласию и свободе воли. Таким образом, духовным мы называем того человека, который совмещает в себе разумность и свободу воли. Безнравственно разумного человека, холодного рационалиста, действующего только в своих собственных интересах, мы духовным не назовём. Так же как не назовём таковым и покладистого, в общем-то, доброго человека, не стремящегося расширить горизонты своих познаний, не задающегося вопросами о смысле тех или иных наблюдаемых явлений, о смысле жизни вообще и о смысле своей жизни в частности.

Говоря о Духовности (Spiritus), синтезирующей в себе противоположности Разума (Logos) и Свободы (Psyche), нельзя обойти вниманием и то, из чего вышли эти противоположности, а именно Общество (Corpus socialis) и Труд - совместную экономическую деятельность. Отрывать Духовность от материального производства, от общественно полезного труда, это значит уносить Духовность в очень далёкие и высокие дали, делать её жутко таинственной, отдавать её во власть непонятному Святому Духу, в то время как вопросы собственного благоустройства и благосостояния, благоустройства своей страны, города, улицы, дома, квартиры, своей семьи, и т.д. должны из этих высоких далей видеться как что-то сугубо материальное, приземлённое, низкое и не достойное внимания "воистину духовного" человека. Этим грешат многие разновидности мировой религии и религиозные секты. И в этом плане (в плане рефлексии духовности в материальность) было бы хорошо брать пример с протестантизма. Мы ведь не назовём духовным человека, у которого неряшливый вид, который не следит за собой, не заботится о своих близких, о своём доме, разматывает направо и налево своё материальное имущество, или наоборот, скупится одарить своим добром (в материальном плане) того, кто в этом нуждается, который не заботится о своих престарелых родителях, и т.д..

Есть ещё подходящие варианты названия этой психосферы. Например, юнговская Самость. Хотя по смыслу, вкладываемому Юнгом в это понятие, моё понимание Самости не так мистично. И вообще не мистично. Самость начинается с самостоятельности, одного из атрибутов свободного творчества, или творческой свободы личности. Самость (Self) на уровне рефлексии ещё только осознавалась, познавалась собой в виде Я (Ego). Я – это только мыслимая, теоретическая Самость. Самость – это действующее волевым образом, деятельное Я, самовоплощающееся, самореализующееся Я, переход из идеального Я в Я действительное. Можно много думать и говорить: «Я, я, я…», и ничего при этом не делать. Но когда ребёнок говорит родителям: «Я сам», он пробует идти самостоятельно, без поддержки родителей, без их вмешательства, т.е. свободно, независимо от их физического участия (эмоциональная поддержка при этом не исключается и не возбраняется). Ребёнком в этом случае никто не управляет. Ребёнок сам управляет своим телом, своими ногами и руками. Самоуправление – другой атрибут свободного творчества.

Самостоятельность (самодеятельность) и самоуправление в движении, в действиях, в поступках, в трудовой деятельности – две стороны Творчества, его статика и динамика. Попыткой самостоятельного передвижения ребёнок творит нечто новое (пока ещё для себя) и радуется тому, что у него получается. Этот акт можно назвать творческим актом, тем актом, с которого начинается творчество в жизни ребёнка. Этот акт - акт завоевания большей свободы, акт преодоления собственной ограниченности. Дальше он пробует делать ещё что-либо самостоятельно: играет, рисует, лепит, экспериментирует, приобретает личный опыт в разных сферах жизни, самостоятельно делает домашние задания, помогает родителям, сочиняет, врёт, бедокурит, ведёт личный дневник, пробует себя в прозаическом и поэтическом творчестве, и так далее. Взрослый человек уже стремится преодолеть общечеловеческие барьеры, границы непознанного и несотворённого. Взрослый творит уже нечто общезначимое, важное для всего общества. И, естественно, творит нечто доброе, красивое, истинное. То есть созидает, а не разрушает.

Одно время в названии этой сферы психики у меня фигурировал Самодух, как объединение юнговской Самости и традиционной Духовности. Но сейчас оно мне кажется каким-то уж очень по-штайнеровски эзотерическим и мистическим, с большим уклоном в религиозность. А ведь религиозность - это ещё не вся духовность. В ней есть место и наукам, и искусствам, и философии, и научно-техническому творчеству, и правотворчеству, и т.п..

В то же время необходимо учитывать, что Творческий Дух есть как бы зеркальное отражение Природного Тела (Corpus animalis). (Если кому непонятно это выражение, то взгляните (ещё раз) на логико-графическую модель психики в поэтическом или прозаическом эпиграфе к данной книге - в "Психопортрете"). Spiritus развивается из Corpus animalis, и стремится им овладеть, овладеть для того, чтобы лучше управлять его потребностями и способностями, лучше использовать приспособительные (адаптивные) возможности организма.

В конечном счете, Творческий Дух стремится овладеть материей своего тела настолько, чтобы стать для него богом. Заметьте, стать богом только для своего тела, а не для всех тел во Вселенной. Это может означать победу над болезнями, старением, смертью. Это может означать и развитие в себе сверхспособностей по дистанционному (мысленно-волевому) управлению неживыми объектами (ограниченный телекинез, ограниченную телепортацию). Естественно, это приведёт к самотелекинезу (левитации) и самотелепортации, к почти мгновенному перемещению самого себя в пространстве и времени.

Но путь к этим вершинам духа лежит, как и предупреждают все духовные учителя, через морально-нравственную чистоту, а не только через познание законов природы. (Иначе всех нас ожидает Страшная Жуть, в смысле - Страшный Суд. :). Скорей всего это будет происходить по мере не только личного, но и социального прогресса. Т.е., по мере того, как общество будет усмирять свои эгоагрессивные тенденции, исходящие из природного влечения пожирания всех всеми. Другими словами, по мере становления общества - мира людей - более миролюбивым.

В следующих четырёх главах мной будут описаны четыре уровня Творческого Духа (Организация, Управление, Признание, Справедливость). Человек есть творение не только природы, не только общества, но и самого себя. По мере того, как Творческий Дух становится всеобщим (Абсолютным Духом), он делает творческими и все подчиненные ему психические процессы: восприятие, воображение, мышление, память, интуицию, осмысление, волю, и т.д..

[Здесь, как вы уже заметили, есть некоторая нескладность из-за нерешённости проблемы тождества и различия между творчеством и развитием. Понятно, что одно содействует другому. Но что из них первично, а что вторично? Так творчество можно отнести к творению, но можно и усматривать в развитии. В будущем этот вопрос, конечно, решится тем или иным образом. Тогда и отредактирую этот текст.]



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: