Умер ли Христос за всех или за избранных? Христос умер за всех.

Мы говорим о том, почему в Евангелии так подробно описана смерть Иисуса Христа и что значит это событие для каждого из нас.

- Почему в Евангелии Христос - страдающий, а не победитель народов, как его желали видеть иудеи?

Израильтяне ждали политического лидера, подобного Моисею, только еще могущественней

Ответ на этот вопрос зависит от ответа на вопрос, кого нужно побеждать? У израильтян к моменту прихода Христа было распространено представление о Мессии-Христе или Помазаннике Божием как о царственном и воинственном спасителе, избавляющим Израиль от политического порабощения. Они просто ждали политического лидера, подобного, может быть, Моисею, только еще могущественней, «царя», человека, имеющего «царство от мира сего».

Представление иудеев о Христе было атаковано Самим Христом. Его образ в данное представление не вписывался. Он учил, что Его царство «не от мира сего», что Ему надлежит пострадать и претерпеть смерть, быть закланным, подобно пасхальному ягненку, которых ежегодно на Пасху тысячами закалывали израильтяне в течении тысячи лет. А потом Ему надлежало воскреснуть из мертвых, как предсказывали пророки, и этим подвигом Ему, единственному из людей, победить смерть, чтобы даровать победу всему миру.

Противоположностью этих двух пониманий сущности служения Христа вызван резкий контраст между торжественностью входа Господа в Иерусалим, когда Его приветствовали десятки и сотни тысяч людей, и наступившим через несколько дней массовым неприятием Его, когда всем стало очевидно, что Он не станет политическим лидером евреев.

- Как евангелисты понимают смерть Спасителя и что Его смерть значит для человека?

Согласно учению Христа, сохраненному в Церкви, главными вражескими силами человечества являются не внешние политические и социальные поработители. Главным врагом является грех, который в результате грехопадения первых людей вошел в жизнь этого мира. Греховность несовместима с божественным замыслом о мире. Бог сотворил мир совершенным, хорошим и благим, Бог говорит о Своем творении, что оно «хорошо весьма». Грех - это зло, это уклонение от воли Божией, он вносит дисгармонию в мир, а ярчайшим выражением дисгармонии является смерть. Через грех смерть приходит в мир. Смерть - вот тот враг, которого нужно побеждать.

- Чем же может быть побежден грех и смерть?

Только абсолютным следованием воле Божией. Для людей это было невозможно в силу того, что греховность вошла в их природу. Христос, восприняв человеческую природу, воплотившись, дал людям совершенный образец человеческой святости, следования воле Божией и её исполнения.

Смерть и воскресение Христа явилась победой над смертью в том смысле, что Он стал первым человеком, живущим вечно, Который уже никогда не умрет. Чтобы преодолеть власть смерти над греховным человеческим естеством, нужно, чтобы была явлена такая человеческая природа, которая была неподвластна действию смерти, будучи абсолютно безгрешной.

Христос в Себе явил такое чистое, безгрешное человеческое естество и ввел его в соприкосновение со смертью. Оказалось, что смерть над ним не властна: она не смогла им овладеть и сама была умерщвлена. Таким образом, она принципиально побеждена и уже не властвует над людьми безраздельно. Как сказано в тропаре : «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав» .

Но есть еще один очень важный аспект смерти Христа: она является «заместительной жертвой» Христа. Смерть в Библии воспринимается как наказание за грех. Все человечество должно быть подвергнуто наказаниям, поскольку оно отступало от заповедей Божиих. Эти наказания хорошо классифицированы для иудейства в Моисеевом законе.

Смерть Христа является «заместительной жертвой». Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас

Апостол Павел проводит параллель между двумя положениями Моисеева закона в своем послании к Галатам. Согласно одному из них, «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10), а согласно второму, «проклят всякий, висящий на древе » (Гал. 3:13). Смысл этого сопоставления заключается в том, что то проклятие, которое человечество навлекло на себя, не исполняя закона Божьего, понес Иисус Христос. Он не имел грехов, за которые должен был пострадать. Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас. Он понес наказание за все грехи, которые были совершены до Его воплощения, поэтому от человека требуется только вера во Христа и усвоение верой спасительного дела, совершенного Христом.

Таким образом, Христос пришел в этот мир и пострадал за людей в том смысле, что он пострадал вместо них, пострадал за совершенные ими грехи. Апостол Павел, следуя этой мысли, говорит о заместительных страданиях Христа, о понесении Христом проклятия человечества.

- Зачем человеку нужно так подробно наблюдать за смертью Спасителя, как она показана в Евангелии?

Апостолы хотели показать, что Христос истинно, а не призрачно умер, как потом учили многочисленные еретики. Ведь если Христос на самом деле умер, то и воистину воскрес из мертвых.

- Что об этом сказано в Апокалипсисе?

В Апокалипсисе нет совершенно новых догматических идей. Сила этой книги в необычайно яркой образности, с помощью которой передается актуальность догматов. В Апокалипсисе мы видим Христа, находящегося перед престолом Божиим. Он стоит, как закланный Агнец, Который Своей кровью искупил христиан «из всякого колена, языка, народа и племени» (Откр. 5), и эта Кровь омывает людей: «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца » (Откр. 7:14; ср. также 1:5).

- Кому Христос принес жертву на Голгофе?

Это сложный вопрос и ответ на него зависит от того, в каком смысле мы здесь говорим о жертве. В строго догматическом смысле, жертва Христа принесена Богу, который есть Троица. В силу учения, тщательно разработанного в XII веке в Византии, Голгофская Жертва приносится Богу-Троице, а не только Богу-Отцу. Поэтому Христос в этой Жертве является не только Приносящим и Приносимым, но и Приемлющим. По человечеству Он является Приносящим и Приносимым, по Божеству, как одно из Лиц Святой Троицы, - Он приемлющий.

Нужно различать две вещи: кому была принесена эта жертва, и в чьих интересах? На вопрос, кому она была принесена - отвечают решения соборов, и мы лучше отцов Церкви не скажем. А если рассматривать вопрос о том, в чьих интересах она была принесена, - то мы можем рассуждать в поисках ответа. Один из вариантов ответа в том, что Христова Жертва приносится Богу в интересах человека, Церкви и всего мироздания. Христос говорит, что Он приносит жертву за жизнь мира (Ин. 6:51).

Итак, у нас есть учение Константинопольских соборов XII века, которые говорят, что эта жертва приносится Богу-Троице (которое логично), и есть различные теоретические построения о том, каким образом эта жертва приносится (в большей или меньшей степени неудовлетворительные). Думаю, в этом вопросе мы должны воздерживаться от суждений, претендующих на окончательную истинность. Это та сфера, в которой можно только осторожно приближаться к истине.

В Ветхом завете пасхальный агнец является центральным сюжетом. Иоанн Богослов в Апокалипсисе особенно часто использует образ Христа как Агнца. Какая связь между Ветхозаветным и Апокалиптическим агнцами?

В Ветхом завете приношение многочисленных жертв было строго регламентировано. Но Пасхальный агнец не входит в систему жертв, это нечто уникальное. В Ветхом завете два главных текста, в которых пасхальный агнец используется как образ Христа. Первый - это повествование об агнце, чья кровь избавила израильтян от действия ангела-губителя, умертвившего египетских первенцев при исходе евреев из Египта (Исх. 12-14). Это явный прообраз Христа, кровь Которого становится спасительной для всего человечества.

Второй текст - это 53 глава книги пророка Исайи, где говорится о невинных страданиях праведного Раба или Отрока Господня, который «как агнец был веден для заклания и как овца был безгласен перед стригущим ». Это одно из ярчайших мессианских мест Ветхого завета, где прямо говорится, что Христос должен умереть. В Апокалипсисе Агнец - основной образ Христа, это слово употребляется около десяти раз.

В Евангелии от Иоанна говорится, что только Христос имеет в Себе жизнь: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Следовательно, можно ли понимать жертву Христа, как жертву человеку в том смысле, что если человек потерял жизнь, умер, то Бог должен отдать ему Свою жизнь для спасения?

Совершенно согласен с такой постановкой вопроса. Христианское богословие рассматривает две стороны спасения: отрицательную и положительную. Отрицательная - избавление человечества от того зла, которое оно совершило, от его греха. За ней логически следует положительная составляющая - приобщение к полноте святости в Боге. Христос, во-первых, уничтожает все грехи и побеждает , а во-вторых, дает людям полноту жизни, полноту света.

Апостол Павел использует два термина, характеризующих эти составляющие: оправдание и усыновление . Оправдание у Павла означает, что человек был виновен перед Богом, и Бог его оправдал, хотя относительно содержания понятия идут споры. Усыновление - вторая составляющая - означает, что человек, избавившись от греховности, усыновляется Богом, входит с Богом-Отцом в те же отношения, в которых с Ним находится Христос. Человек по благодати получает статус, равный статусу Христа, который Он имеет по природе как Бог, и полноту тех благ, которыми пользуется Христос как Сын Божий.

Иоанновские образы света здесь тоже очень важны: Бог есть свет, но это не значит, что Он свет только для Себя, Он распространяет Свой свет для всех людей, проявляя этим личное отношение к каждому человеку.

Бог есть жизнь. Христос несет в Себе источник жизни, излучая ее, подобно свету

У Иоанна синонимом жизни является свет. Бог есть жизнь, а Христос как Лицо Божественное, несет в Себе источник жизни, излучая ее подобно свету. Человечество, как и все творение, не имеет в себе источника жизни. Чтобы человек получил жизнь, нужно чтобы кто-то ему ее дал. Именно это сделал Христос, умерев на Кресте и воскреснув. Через приобщение к Богу воплотившемуся - Христу - человечество может приобщиться к источнику жизни, к «жизни с избытком», как говорит Евангелие.

— Что значат слова: «Христос отдал Себя за жизнь всего мира»?

— Писание утверждает, что результатом грехопадения явилось повреждение не только человеческой природы, но и всего сотворенного мира: «Тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих ». (Рим. 8:21). Значит и спасение должно распространиться на весь сотворенный мир, а не только на человечество. Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит, что замысел Божий есть в том, чтобы все земное и небесное «соединить под Главою Христом» (Еф. 1:10).

— Можно ли эти слова понимать в том смысле, что весь мир, то есть весь природный, весь научный, культурный, политический мир … должен воцерковиться?

Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь

— Такое расширительное понимание возможно. Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь. Это принципиально, но в каждую эпоху этот замысел реализуется по-своему. Что нужно делать в наше время для решения этой задачи - это вопрос миссионерской тактики.

УМЕР ЛИ ХРИСТОС ЗА ВСЕХ ИЛИ ЗА ИЗБРАННЫХ?
Джон Хендрикс

Вопрос. Не могли бы Вы объяснить, что такое мера Искупления, ограниченное или неограниченное Искупление? Разве Библия не учит ясно тому, что Христос умер за грехи всех людей всего мира?
Ответ. Это очень хороший вопрос и тема разногласий между верующими на протяжении многих веков. Многие называют себя 4-пунктными кальвинистами, потому что находят идею ограниченного искупления отвратительной или верят, что Библия не учит ему. Что имеется в виду под 4 пунктами? Как правило, это утверждение, что мы верим в полное падение, безусловное избрание, неодолимую благодать и стойкость святых, но не в ограниченное искупление. Интересно, однако, что все участники спора на самом деле верят в ограниченное искупление, так как все мы можем согласиться, что Христос на самом деле не спас всех людей, которые когда-либо жили. В любом случае будут те, кто попадут в озеро огненное. Вопрос, таким образом, не в том, существуют ли ограничения в искуплении, а скорее в том, в чем состоят эти ограничения. Состоят ли они в избрании и замысле Бога или в свободном выборе человека? Можно ли сказать, что Бог от вечности суверенно определил, к кому Он приложит преимущества искупления, или же Он предоставил это человеку? Я хотел бы обозначить мою позицию как особое или конкретное искупление, а не как ограниченное искупление, ибо обе стороны спора в конечном счете ограничивают применение искупления.
Если вы спросите многих братьев и сестер, за кого умер Христос, они, как правило, ответят что-то вроде: «Библия ясно учит, что смерть Христа и Его дело Искупления не только достаточны для искупления всего мира, но Он действительно умер за грехи всего мира». Они будут отстаивать свою позицию на основании 1 Иоан.2.2: "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». А также Иоанна 3:16 "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
К сожалению, эта точка зрения оставляет в человеке возможность поверить в Евангелие без помощи возрождающей благодати, которую Христос обрел для нас на Кресте. Отсюда следует, что для тех, кто придерживается общего искупления, есть один неискупимый грех, за который Христос не умер – неверие, отказ поверить в Него. Они ссылаются здесь чаще всего на Иоан.3.18, 36. (Некоторые читатели считают, что я предвзят, но эта позиция слово в слово проповедуется сейчас такими учреждениями, как Далласская теологическая семинария, и все желающие могут получить от меня доказательства на счет этого). Так если, как они утверждают, Христос не умер за грех нашего неверия, то ради чего же Он умер?
Фактически эти люди учат, что Христос не умер за все грехи мира, ибо они исключили грех неверия. Другими словами, они утверждают, что Он умер за нарушение нами второй, но не первой из Десяти заповедей. Таким образом, возникает очевидный вопрос: почему же мы не умираем из-за неверия? Мы искупаем его сами? Или Бог ради искренности нашей обретенной веры закрывает глаза на наше прежнее неверие? Или искупление греха неверия происходит лишь после того, как мы «принимаем Иисуса в свое сердце»? Продумайте утверждение, что Христос умер за все грехи кроме неверия. Если вы верите в универсальное искупление, то почему же при всем этом люди еще идут в ад? Если грех неверия всех людей искуплен, то прощаются вообще все грехи всех людей, и мы становимся универсалистами. Но 1 Иоан.3.23 учит и заповедует верить в Сына, Иисуса Христа. Неподчинение этой заповеди является грехом, и, я добавлю, величайшим из грехов. Вопрос: искупил Христос этот грех или нет?
Для меня совершенно не очевидно то, что Иоан.3.16 вообще может быть аргументом против ограниченного искупления. Этот отрывок не говорит, что Иисус умер за всех, но говорит только то, что Отец отдал Своего Сына за всех, кто поверит: «всякий верующий в Него не погиб». Так или нет? Именно поэтому последовательные кальвинисты, возвещая Евангелие неверующим, просто учат, что Христос умер за всех, кто поверит, и это на самом деле ближе к прямому смыслу текста, чем ошибочная позиция, что Он умер вообще за всех и в то же время ни за кого конкретно. Вместо этого мы считаем, что преимущества Искупления применимы только к верующим, так что Он не умер за людей, которые останутся стойкими в неверии. Я бы сказал, что Иоан.3.16 поддерживает конкретное искупление лучше, чем неопределенное. Сторонники последнего считают, что смерть Христа только потенциально может спасти кого-то, кто без помощи и благодати Креста может обрести веру. Таким образом, по этой схеме Христос не умер ни за кого конкретно. Его любовь есть лишь безличное отношение, фактически никак не связанное с Его народом, к которому она не обращена извечно.
Это учение проходит полный круг и опустошает все остальные учения о благодати. Хотя его сторонники утверждают, что верят в полное падение, с точки зрения т.н. 4 пунктов очевидно, что человек все еще имеет моральную возможность обратиться к Богу своими силами, без возрождающей благодати, обретенной на Кресте, и это фактически уничтожает полное падение, хотя Библия ясно учит, что никто не ищет Бога, пока не родится свыше (1 Иоан.5.1, Иоан.6.37-44, 63-65, Рим.3.11, 1 Кор.2.14). То есть считается, что естественный, падший человек имеет способность и в некоторых случаях желание поверить во Христа без возрождающей благодати. Это также учение об условном избрании, ибо избрание полностью зависит от предвидения Бога, поверим мы или нет, хотя Библия ясно учит, что избрание не обусловлено тем, что Бог предвидит в нас, и что вера есть дар Божий (Еф.2.5-8). Так что по сути мы в итоге выбираем Бога нашей автономной свободной волей, а не наоборот. Те, кто отрицает ограниченное искупление, также становятся полупелагианами во всех других доктринах, касающихся благодати. Спасение становится в конечном счете делом человека, а не благодати Божией. Некоторые могут возразить, что благодать Бога работает вместе с человеком, но проблема в том, что она по-прежнему оставляет окончательное решение для спасения в руках человека. Вера, а не дело Христово на Кресте, предшествует с этой точки зрения спасительной благодати, вопреки всему, о чем учит Библия (Рим.9.16, Иоан.1.13). Благодать Божия оставляет человеку часть пути ко спасению, чтобы от него зависело окончательное решение. Для тех, кто утверждает, что искупление не ограничено по объему, в конечном счете нет Божественного избрания, но только избрание Бога человеком, хотя все мы знаем, что Бог избирает нас (Иоан.15.16).
Библейское учение состоит в том, что Бог прежде создания мира в Своем вечном совете знал и решил, кому Он даст преимущества искупления (2 Тим.1.9, Тит.1.2, Еф.1.4-5). «Воля Пославшего Меня, чтобы из всех, кого Он дал Мне, никого не потерять, но всех воскресить в последний день» (Иоан.6.39). Что может значить это «никого не потерять», кроме того, что Бог в Своем вечном совете уже определил, кто должен быть записан в Книге жизни и ради кого Иисус Христос пришел на землю, чтобы обрести вечное искупление? Разве цель Иисуса не одна с Отцом и Святым Духом? Отец избирает конкретных лиц и Святой Дух восстанавливает их. Разве Сын имеет иную цель? Нет, все Три Лица Троицы всегда действуют совместно. Если вы верите в избрание – а вы должны в него верить, если не вырвете из Библии половину страниц - то вы должны верить, что Христос пришел, чтобы искупить Своих избранных, и Святой Дух применяет преимущества Искупления только к тем, кого Отец даровал Христу. И это значит, что Бог несомненно приведет Своих людей в Свое вечное Царство. Кто-то скажет: это несправедливо. Друг мой, Бог вам что-то должен? Он вам должен только Свой гнев. Он избрал Вас по Своей милости, Своим Божественным благоволением (Еф.1.4-5).
Ознакомимся, прежде чем перейти к 1 Иоан.2.2, с важнейшими текстами Писания по этому вопросу.
«Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5.9). Искупил ли Христос Своей Кровью всех согласно этому отрывку? Или Он избрал из всякого народа и племени?
«И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9.12). Для кого Он приобрел вечное искупление? Для всех людей? Тогда почему не все спасены? Если искупление для всех людей вечно, то мы должны верить во всеобщее спасение.
«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит 2.14). Он искупил от греха всех людей или лишь некоторых? Речь идет об искуплении народа, конкретных людей, а не всех.
Искупил ли Христос грехи всего мира согласно Ис.53.5-12? Если это так, то почему не все спаслись? Какой смысл в искуплении, если оно ограничивается позже? Означают ли слова «преступления народа Моего» все человечество или многих, кого Он оправдал пред Отцом (ср. Иоан.17.9)? Так как Он понес на Себе грех многих, это, конечно, означает не отверженных, но конкретных людей, обретенных Им со всего мира.
Теперь мы подошли к самому известному тексту, который наши братья 4-пунктники используют в поддержку неограниченного искупления – 1 Иоан.2.2. На первый взгляд, это очень хороший текст, подкрепляющий все их аргументы, но при ближайшем рассмотрении этой позиции она разваливается. Проблема в том, что если 4-пунктники хотят истолковать этот текст по-своему, они должны заключить, что речь идет об искуплении всех грехов верующих и неверующих, а значит, и о всеобщем спасении. Если Христос искупил все грехи всех людей, когда-либо совершенные, то почему не все спаслись? Этому стиху нельзя усваивать так много. Речь идет о том – и это же, без сомнения, имел в виду Павел – что Христос умер не за всех людей без исключения, но за разных людей без различия, за всякого рода людей во всем мире. Мы видим это в другом месте, когда Писание говорит, что Христос Своей кровью искупил людей из всякого народа, языка, рода и племени (Откр.5.9). Утверждение, что Он умер за все грехи кроме неверия, полностью себя дискредитирует. Иоанн говорит о всех грехах конкретных людей со всего мира, а не о грехах каждого конкретного человека. Есть слишком много проблем для включения в смысл этого текста всех людей, верующих и неверующих, и, как я показал, это ведет к небиблейскому универсализму. Слова о том, что Христос умер за грехи всего мира, схожи с использованием тех же понятий в других местах Писания, таких, как Мк.1.5: «И весь народ шел к Нему» (ЕМВ). Если вы думаете, что этот отрывок означает каждого человека без исключения, то это не так. Речь идет о большом количестве людей со всей страны, но не обо всех без исключения.
Христос умер за все грехи Своих избранных, в том числе за их прежнее неверие. Вера в Евангелие сама по себе не искупает наше прежнее неверие. Наша вера есть свидетельство тому, что Бог уже работает Своей благодатью в наших сердцах, и она есть неизбежный ответ на Его возрождающую работу в наших душах (Иоан.3.21). Христос ясно говорит, что Он пришел положить Свою жизнь за овец (Иоан.10.11), и некоторые люди не из Его овец, потому они и не верят Ему (Иоан.10.26). Иисус молится за Своих людей, но не за тех, кого Отец НЕ дал Ему: «Не о всем мире молюсь, но о тех, кого Ты дал Мне, ибо они Мои» (Иоан.17.9).
Это учение имеет большое практическое значение, ибо оно утверждает, что наши молитвы о потерянных будут действенны. Если мы идем с миссией, чтобы достичь потерянных, мы можем быть уверены, что идем не зря, но с нами идет Слово Бога, Который имеет право поднять мертвых к жизни. Мы не просто идем с надеждой, что хотя Христос не умер ни за кого конкретно, может быть, кто-то все же будет спасен. Но Он умер за конкретных людей, которые принадлежат Ему. Если моя надежда основана лишь на том, что кто-то ответит на евангельскую весть по своей воле, то я могу лишь впасть в отчаяние, ибо не ответит никто (Рим.3.11, 1 Кор.2.14). Но зная, что Бог, согласно Своему вечному плану, избрал Невесту для Своего Сына, я могу радоваться, ибо Он в Своем Слове провозгласил, что Он действительно приведет домой всех, кому Он даст внутреннее призвание (Рим.8.28-30).
Наконец, следует помнить, что речь не идет о том, мог бы Христос в Искуплении очистить грехи всех людей – ибо мы четко знаем, что мог бы, если бы того пожелал. Вопрос о том, чему Библия учит о Божественных намерениях в отношении Искупления, что я и попытался прояснить.

(С) Права оригинала сохранены. Коммерческое использование не допускается
Перевод (С)Inquisitor Eisenhorn

После того, как я обратился и принял Крещение, прошли годы, пока я понял, зачем умер Христос и какое отношение это имеет ко мне лично. То есть я, конечно, прекрасно знал, что Христос распят за нас, и мог повторить Символ веры, будучи разбужен среди ночи, и, конечно, много раз читал и слышал фразу «Христос умер за грехи наши, по Писанию», но я не смог бы ответить на вопрос: «А как это связано с лично моей надеждой?»

Путь спасения – как я его видел – выглядел примерно так: раньше я вел себя плохо, пренебрегал заповедями, знать не желал никакой воли Божией, но вот теперь – другое дело, я сделался добрым христианином, уклоняюсь от наиболее грубых проявлений безнравственности, хожу в Церковь, и перед Богом это приобретет мне оправдание.

Усилия жить правильно, как надлежит христианину, чрезвычайно полезны – прежде всего, потому что они приводят к осознанию невозможности так жить. Не получается. Я явно не сдаю норматива «готов к раю».

Попытки привести свою жизнь в соответствие с Божиим законом приводят к тому, что ты обнаруживаешь, что, во-первых, не живешь по этому закону, во-вторых, не можешь, а в-третьих – и не хочешь.

Можно попытаться, как те древние израильтяне, провозгласить: «Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24:7), «но потом природа всё равно возьмет свое», как говорится в анекдоте.

В самом деле, наша падшая природа ищет самоутверждения и доминирования, ищет распоряжаться миром, другими людьми и даже Богом по своей воле, ставить именно себя в центр. Когда я прочитал в одной христианской книге, что христианин должен ставить на первое место Бога, потом ближнего, и на последнее – себя, я понял, что это именно то, чего я не хочу делать. Это то, что вызывает яростный внутренний протест.

Религия как таковая ничего не меняет в этой греховной воле к власти, она просто дает ей новую арену деятельности. Та линия критики религии, которая идет от Ницше и Маркса – что религия есть орудие власти одних людей над другими – опирается на реальность, и повинна только в слишком узком взгляде на вещи. Для падшего человека абсолютно всё – религия, атеизм, наука, политика, искусство – превращается в орудие власти над другими. Избавиться от религии, как показывает советский или китайский опыт, можно, но это ничего не меняет в склонности человека подавлять своего ближнего. Напротив, это подавление приобретает еще более жестокие формы.

Обратившись в религию, можно сделаться, как предупреждает Христос, «сыном геенны», приписав своим человеческим страстям сверхъестественное оправдание. Человеческая религия так же сочится грехом, как и всё человеческое.

В Евангелии очень много места занимает именно конфликт Христа и фарисеев – как людей, несомненно, глубоко религиозных. Людей, которые прилагали огромные усилия к тому, чтобы быть у Бога на хорошем счету – и которых, в итоге, опередили мытари и блудницы. Потому что падшая природа берет свое – человек начинает приписывать себе особый религиозный статус, потом подавлять и превозноситься (это происходит непроизвольно, как рука пьяницы тянется к бутылке), потом любые сомнения в его особом статусе начинают восприниматься как подрыв истинной веры.

Есть грубоватая армейская шутка: «И запомните: всё, что вы делаете, вы делаете неправильно». Увы, это верно в отношении нашей падшей природы – грех отравляет все наши порывы, особенно те, которые кажутся нам наиболее достойными, благородными и благочестивыми. Человек может произносить все положенные смиренные самообвинения, и в то же время упиваться гордыней и презрением.

Даже желание добиться Божиего одобрения очень быстро оказывается отравленным гордыней – человек уже ищет превознести себя, а не Бога, и уничижать тех, кто угождает Богу неправильно.

Преодолеть свою греховность так же невозможно, как вытащить себя из болота за волосы. Это безнадежно.

И вот Евангелие возвещается на фоне этой безнадежности. Обычно, когда люди говорят о «Евангелии», они имеют в виду «книги, содержащие наставления Иисуса о том, как д о лжно жить». Снаружи – неверующими или последователями нехристианских религий – Евангелие воспринимается как сборник наставлений, которые Иисус преподал человечеству, подобно другим великим учителям.

Есть ряд религиозных текстов, которые говорят о том, как нужно себя вести, чтобы приобрести благоволение Бога – и Евангелие ставится в этот ряд. Но если мы обратимся к самому Новому Завету, мы обнаружим, что речь там идет о другом. Во-первых, Евангелие – это возвещение, а не текст. Во-вторых – это возвещение не о том, что мы должны сделать для Бога, но о том, что Бог сделал для нас.

Наставления в Евангелии, конечно, есть, и они очень важны – хотя не уникальны. Параллели есть и в Ветхом Завете, и за пределами библейского мира. Люди всегда понимали, что братское сотрудничество лучше соперничества, прощение лучше мести и смирение лучше гордыни. Беда в том, что они себя так не вели; нельзя сказать, что наставления мудрецов не имели смысла вообще – кое-какой сдерживающий эффект у них был – но они не могли исцелить человека и примирить его с Богом.

Катастрофа грехопадения ввергла человеческий род в ситуацию внутреннего раскола – с одной стороны, мы знаем, и не можем не знать, как поступать правильно. Мы все хотели бы жить в мире, где люди поступают как д о лжно. Это был бы почти что рай. Но мы неспособны – и даже не хотим – поступать так сами.

Можно читать волку лекции о возвышенной природе вегетарианства; он даже может быть растроган и уронить скупую волчью слезу. Но он не перестанет быть волком. Религиозные визионеры или философы могут произносить совершенно правильные слова – но это всё инструкции по вытаскиванию себя из болота за волосы, они не работают.

И вот в лице Иисуса Христа в мир приходит Бог. Но не только Бог – Господь Иисус, как учит Церковь, обладает двумя природами – Он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. И вот, как человек – Он безгрешен. Он, в отличие от нас, не ищет утвердить Себя, попирая других. Он безупречно повинуется Отцу и смиренно исполняет Его волю. Он приходит, чтобы послужить. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45)

Есть один Человек, который совершенно безгрешен и праведен – это Иисус Христос. Он, один из всего человеческого рода, оправдан, превознесен, и прославлен полностью заслуженно. Другие люди могут быть праведниками относительно – в том смысле, что они в лучшую сторону отличаются от своего окружения. Иисус – единственный из всех – праведен абсолютно, перед Богом. Воскресение показывает, что на всём, что Он сказал и сделал, лежит печать Божьего одобрения.

Писание говорит, что Христос «не стыдится называть нас братьями» (Евр. 2:11), Он добровольно отождествляет Себя с грешниками, так, что несет на Себе наши грехи и оправдывает нас Своей праведностью. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Как явление богатства состоит в том, чтобы не только самому быть богатым, но и других делать богатыми, явление жизни – в том, чтобы не только самому быть живым, но и мертвых оживлять, и явление силы – в том, чтобы не только самому быть сильным, но и укреплять слабых, так и явление правды состоит в том, чтобы не только самому быть праведным, но и других, истлевших в грехах, мгновенно делать праведными. Изъясняя это, (апостол) и сам раскрыл, что значит явление, сказавши: “да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (Рим. 3:26)”, не сомневайся: ты оправдываешься не делами, но верою. Не избегай же правды Божией, так как она представляет двойное благо, – и легко приобретается, и предложена всем».

Заслужил ли я рай? Нет, и было бы нелепо это предполагать. Могу ли я заслужить его в будущем? Нет, это безнадежно. Заслужил ли Христос право ввести меня в рай? Да, и Евангелие – именно об этом. Наша надежда основана не на том, что мы сделали, делаем или надеемся сделать в будущем – но на том, что совершил ради нас Бог в Иисусе Христе.

Как еще говорит святой Иоанн Златоуст, «ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою.

Всё это Павел и назвал избытком благодати, показывая, что мы получили не только врачевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда все они открыто стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корнем и не может уже появиться ни следа ее, ни тени. Это подобно тому, как если бы кто за десять оволов вверг какого-нибудь должника своего в темницу и не только его самого, но, по вине его, и жену его, детей и слуг, а другой, пришедши, не только внес бы те десять оволов, но еще подарил десять тысяч талантов золота, привел узника в царский дворец, посадил на месте самой высокой власти и сделал бы его участником самой высокой чести и других отличий – тогда давший в заем не мог бы и вспомнить о десяти оволах.

Так же случилось и с нами. Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров».

Будучи нищими, безнадежными и осужденными сами в себе, мы находим богатство, твердую надежду и оправдание в Иисусе Христе. Почему я, будучи грешником, имею твердую надежду на оправдание? Потому что я оправдываюсь не своей праведностью, но праведностью Иисуса Христа.

Там, на Голгофе, Господь совершил всё необходимое и достаточное для нашего спасения.

Через веру, которая проявляется в Крещении, Евхаристии и хранении заповедей, мы принимаем Его дар.

Писания очень просто заявляют, что Христос «умер за всех» (2 Кор. 5:14, 15); что «он дал себя как искупление за всех» (1 Тим. 2:5, 6); что «он должен был вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). Иоанн ясно сказал об этом, когда писал: «Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2; ср. 4:14).
Кальвинисты утверждают, что Христос умер за всех избранных, что он вкусил смерть за каждого избранного и что он принес умилостивление за избранный мир. Когда они добавляют слово избранный, они добавляют к Слову Божьему (Отк. 22:18).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Если мир, который Бог возлюбил и послал Сына Своего, есть избранный мир, тогда это значит, что некоторые из избранных этого мира поверят и не умрут, тогда как другие из избранных этого мира не поверят и погибнут (ср. ст. 18). Христос умер, чтобы спасти весь мир, который поверит в Него.Рождение Иисуса было провозглашено как «великая радость, которая будет всем людям» (Лук. 2:10). Это радостная весть должна быть проповедана «всему творению», чтобы все могли спастись (Мар. 16:15, 16).

Стержневой истиной Евангелия было «Христос умер за наши грехи» (1 Кор. 15:1-3).

Подобная весть вряд ли может названа «радостью» для тех, кто «от вечности предуставлены на вечную смерть» (Исповедание Веры, гл. 3, стр. 15-17).

Бог нелицеприятен (Деян. 10:34; Рим. 2:11). Он «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4). Он «не желает, чтобы кто-нибудь погиб» (2 Пет. 3:9). Ему не нравиться «смерть нечестивого» (Иез. 33:11). Все эти утверждения являются ложью, если учение об «ограниченном искуплении» истинно.

Своей смертью Иисус привлек всех людей к себе (Ин. 12:32). Все они привлекаются, когда слышат Слово Божие, понимают его и приходят ко Христу (Ин. 6:44, 45). Все приглашены прийти (Мат. 11:28, 29; Отк. 22:17). Хотя некоторые не воспользуются этим приглашением (Мат. 23:37; Ин. 5:40).

Некоторые, для которых умер Христос, могут быть уничтожены и погибнуть (Рим. 14:15; 1 Кор. 8:11). Другие могут даже «отвергать Хозяина, который купил их, навлекая на себя таким образом быстрое наказание» (2 Пет. 1:2; ср. Деян. 20:28-30). Отсюда видно, что смерть Иисуса обеспечила спасение всех людей, но то, что они могут не принять ее — это вполне возможно.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: