В каком веке был построен ростовский кремль. Великолепный Успенский собор

Адрес: Ярославская область, г.Ростов, Кремль. Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00. Осмотр крепостных стен и фресок храмов открыт для туристов с 01 мая по 01 октября. Как добраться: на автомобиле трасса М-8 "Москва - Холмогоры"; автобусы до Ростова Великого отправляются ежежневно с московского автовокзала; электропоездом с Ярославского вокзала г.Москвы до остановки "Ростов Великий".

Главной жемчужиной одного из центров Золотого кольца России - Ростова Великого - является местный Кремль , который называют Ростовским. Строго говоря, само название "Кремль" этому ансамблю не подходит, так как сооружен он был не с оборонительной целью. Но архитектурный стиль, повторяющий подавляющее большинство элементов традиционных крепостей древней Руси, позволяет нам называть церковный комплекс в Ростове Кремлем .

История Ростовского Кремля

Иона Сысоевич - митрополит из Ростова - в 1670 г. задумал построить в городе земное воплощение Рая. В самом центре исторической части поселения предполагалось возвести крупный архитектурный комплекс, который включал бы в себя несколько церквей, дом митрополита и цветущий сад. Все планы были составлены в соответствии с описанием Эдема в Библии - комплекс должен был быть окружен стенами, по углам должны были выситься башни, а в самом центре располагаться цветник с озером. Сооружение этого грандиозного ансамбля проводилось почти 13 лет: только к 1683 г. Ростовский Кремль был закончен.
Чуть более ста лет комплекс процветал и расширялся. Ростов в те годы являлся главным центром региона - как культурным, так и религиозным. Здесь располагался центр епархии Ярославской области, здесь стояло множество церквей и храмов. Город развивался и богател, а главной причиной этого была как раз религиозная жизнь. Но в 1787 г. царской властью принято решение о переносе епархии в соседний Ярославль - в центр области. С того времени как Ростовский Кремль , так и весь Ростов начинают терять свое значение в жизни края. Архитектурный комплекс постепенно забывается, его перестают поддерживать в надлежащем виде, многие постройки приходят в упадок. Все пригодные и устойчивые здания были заняты властями города под складские помещения. Ни в одной из церквей не проводились службы. Архитектурная и историческая доминанта Ростова даже могла быть полностью снесена! Впрочем, сейчас мы можем любоваться шедевром древнерусской архитектуры благодаря сознательным городским купцам. Торговая элита Ростова в 1860-х гг. заступилась за комплекс. Он был полностью восстановлен и отреставрирован на средства все тех же купцов. С этого времени начинается новая страница в истории Ростовского Кремля. Большинство его зданий продолжают использоваться в качестве государственных контор или хозяйских помещений, но теперь это проходит под контролем общины города. Дополнительно в 1883 г. в здании Белой палаты открывается Музей церковных древностей, ставший прототипом будущего музея-заповедника. В 1910 г. - в последние годы царской власти - Государственной думой был утвержден национальный статус музея.
Судьба Ростовского Кремля циклична. В 1953 г. почти все здания использовались для государственных нужд, а на верхних этажах палат располагались квартиры. Во дворе граждане разводили домашнюю птицу, в частности "райский пруд" стал купальней для уток. Но 23 августа того же года стихия сказала свое слово: на Ростов обрушился мощный смерч. В результате Кремль сильно пострадал, были сорваны купола и крыши, уничтожены фрески и разрушены дома. Под видом косметической реконструкции архитекторы провели полноценное восстановление ансамбля с параллельной научной работой. В итоге комплекс постепенно выведен из хозяйственного использования, здесь стал развиваться музей. В 1995 г. он был введен в состав объектов культурного наследия. Сейчас же Ростовский Кремль - это несколько памятников архитектуры в ведении государственного музея-заповедника. И ни о каких утках в пруду речи и быть не может!

Экспозиции музея

Одной их главных выставок музея считается художественная, ее коллекция насчитывает более 92 тысяч картин. Особую гордость вызывает собрание традиционной российской живописи XVIII-XIX веков. Художественная коллекция музея побывала в разных выставочных залах страны и даже в Европе, в США.
Традиционная школа иконописи Ростова также оставила свой след в музее. Тут хранятся иконы, самые ранние из которых были созданы в XIII столетии. Интересна техника и мотивы произведений: на них не встретить подспудного давления, характерного для иных школ. Все фигуры и лица спокойны, а краски приглушены.
Знаменита на всю Россию выставка финифти - традиционного ростовского народного промысла. Финифть представляет собой роспись огнестойкими красками по эмали на металлической основе. В этой технике создаются ювелирные украшения, зеркала, часы. Музей собрал наибольшую в стране коллекцию предметов в технике финифти.
Интересной является и другая традиционная для России выставка. На ней собрана немалая коллекция классических ямских колокольчиков, которые использовались на каретах в XVIII-XIX веках. Колокольчики были привилегией государственных почтовых экипажей.

Архитектурный ансамбль Кремля

Всего в комплекс Ростовского Кремля входит 6 храмов, 1 звонница, 1 ворота, 5 жилых и государственных зданий, а также все башни. Вот список архитектурных памятников комплекса:

- Успенский собор и его звонница;
- Воскресенская надвратная церковь;
- Иоанновская церковь;
- Храм Одигитрии;
- Церковь Спаса Нерукотворного;
- Храм Григория Богослова;
- Судебный приказ;
- Красная палата;
- Белая палата;
- Святые ворота;
- Самуилов корпус;
- "Дом на погребах";
- Башни.

Ныне весь Ростовский Кремль принято делить на три зоны - центральную, архиерейскую и садовую. В архиерейской части, которая ограничена историческими стенами, находится старейшая церковь ансамбля - Воскресенская, новая церковь Иоанна Богослова и Спасская церковь. При этом храм Воскресения построен в комплексе с воротами и галереей, идущей между двумя башнями. Иоанновская церковь строилась как единое целое с одной из палат - Красной. А храм Спаса Нерукотворного возводился одновременно с Белой палатой. Церковь Одигитрии исторически является самой современной, так как была построена в 1693 году.

Главный собор Кремля - Успенский - является пятой по счету постройкой. Первые деревянные и каменные храмы были сильно повреждены пожарами, временем, смерчем и халатным отношением властей, так что их не раз приходилось перестраивать. Возведенный в начале XVI века, Успенский собор гармонично дополняет весь комплекс!

Продолжая гулять по старинному русскому городу Ростов Великий, мы посещаем главную его достопримечательность: государственный музей-заповедник ростовский Кремль.

Получилось так, что когда мы пришли туда вечером, музей уже не работал. Сотрудники музея предложили нам просто погулять по его территории, так как все здания уже были закрыты. Конечно, прогулка эта была не бесплатной, и мы решили прийти уже завтра утром, чтобы не спеша, посетить все строения архитектурного ансамбля Кремля в Ростове.

Тем более, день сегодня был насыщен новыми впечатлениями. Мы рано утром выехали из и уже успели посетить 2 ростовских монастыря: и .

Времени впереди было ещё много, ложиться спать было рановато. Поэтому на нашем общем собрании мы приняли решение и пошли к озеру Неро. Пройдя вдоль подсвеченной закатным солнцем кремлевской стены,

Мы спустились по крутым ступенькам вниз.

Справа вдалеке над серыми водами озера Неро блестели купола .

Мы прогулялись по берегу этого водоема, любуясь окружающей красотой, пофотографировав купола Кремля в лучах заходящего солнца.

Возвращаясь обратно, мы случайно набрели на небольшой музейчик старинных вещей. Он носил громкое название: «Художественная галерея «Хорс» Михаила Селищева».

В обычном деревенском доме несколько комнат было выделено под экспозицию. Вообще, было интересно рассматривать то, что в наше время уже редко где используется.

Но за эту нашу поездку по многочисленным достопримечательностям Ярославской области мы уже много посмотрели старинного хлама. Его нам показывали в и , поэтому новых впечатлений это нам не добавило.

Зато во дворе музея было много всего интересного для наших мальчишек. После осмотра экспонатов музея моим племянникам предложили пострелять из арбалета. Вот это действо добавило новых впечатлений. 😆

А потом мальчишкам выдали ракетки, чтобы поиграть в настольный теннис.

Восторгу их не было предела! А потом еще можно было отдохнуть в гамаке на свежем воздухе.

Так что вечер прошёл очень активно, с шутками и смехом.

Необычные местные жители

Наш следующий день был посвящён осмотру архитектурного комплекса Кремля. Пришли мы к самому открытию, к 9 часам. Но оказалось, что опять немного не угадали с режимом работы музея: все храмы и выставки работают здесь только с 10.

Пришлось нам целый час гулять по территории. Но скучно нам не было — ведь всё вокруг было такое величественное и красивое!

В центре Кремля, на пруду мы увидели утиное семейство.

Они совершали утреннюю прогулку и важно, друг за дружкой, гуськом проследовали мимо нас по своим неотложным делам к небольшому прудику, чтобы поплавать и понырять. Такие забавные!

Мои московские племянники прямо-таки обалдели от возможности так близко наблюдать живых утят!

Да, что уж удивляться на школьников, даже мы — взрослые с восторгом смотрели, как забавно прогуливается и купается утиная малышня. Так что время в ожидании открытия музеев и храмов на территории Кремля пролетело для нас незаметно.

Кремль

Впечатляющие особенности

Быстро прошел час, и все музеи открыли для нас свои двери. Вообще, название «кремль» здесь не совсем подходит. Потому что в то время, когда он строился, Ростов уже находился в центре Руси и не имел такого важного оборонительного значения как раньше. Поэтому при его строительстве некоторые особенности, применяемые для защиты при осаде, не были использованы.

Например, войти в Кремль можно было через широкие ворота. Окна, как в обычных крестьянских домах, были украшены наличниками, а в башнях не было бойниц — всё это было недопустимо при обороне.

Но так или иначе, кремль стал памятником древней военной архитектуры на Руси ранних, ещё допетровских времён.

История создания “земного рая”

Ростовский оплот строился почти 15 лет. Кремль был построен в период, начиная с 1670 года и по 1683 год. Сам митрополит Иона Сысоевич был идейным вдохновителем и руководителем этого строительства.

После осуществления этой грандиозной идеи предполагалось появление настоящего земного рая, в точности такого, каким он описан в Библии: райский сад, окруженный толстыми стенами с башнями, и в центре находится пруд с зеркально чистой водой. Толщина кремлёвских стен 2 метра, а их высота около 12.

Примерно через 100 лет архиерейская кафедра была перенесена в Ярославль, и Митрополичий двор остался без внимания и должного ухода. Богослужения в храмах прекратились, а все здания стали использоваться под склады.

Ещё через 100 лет его отреставрировали, и через некоторое время будущий русский царь Николай-2 взял его под свою опеку и покровительство, а Государственная дума решила регулярно выделять достойную денежную сумму на содержание.

Уникальный памятник прошлого

Всю прилегающую кремлевскую территорию можно разделить, условно конечно, на 3 независимые друг от друга, части. Это хорошо видно на карте Кремля (ее можно увеличить, чтобы лучше разглядеть все строения).

Самая важная центральная часть — архиерейский двор. Успенский собор на площади, которая раньше называлась Соборной — это северная часть. К южной относится митрополичий сад с яблоневыми деревьями.

Кремль включает в себя 11 башен.

Храмы ростовского кремля

Великолепный Успенский собор

Надо отметить, что Успенский собор, который мы видим сегодня, построен в далёком 1512 году.

Храм стал 5 сооружением на этом месте. Его крест находится на высоте более 60 метров. А первым, как гласит история, был возведён здесь собор Успения Божией Матери. Он появился значительно раньше в 991 году, ещё при правлении князя Владимира, и стал одним из самых первых выдающихся храмов на всей Руси.

Известен такой интересный факт, и он документально подтвержден, что одно время настоятелем именно этого собора был отец легендарного Алеши Поповича, воспетого в былинах и сказах русского богатыря.

По своему архитектурному плану Успенский собор Ростовского кремля похож на одноимённый собор в близлежащей Москве. Вполне вероятно, что зодчие, строившие его, часто ездили в столицу и взяли что-то для своей работы оттуда. В период Смутного времени собор не избежал участи всего города. Он был полностью разграблен врагами из войска Лжедмитрия, а сам митрополит пленён.

Роскошнейший, просто царский иконостас установили здесь ещё в 1736 году. К счастью, он сохранён в первозданном виде. Здесь похоронены основатель кремля — Иона Сысоевич, множество русских князей и представителей духовенства Ростова.

Воскресенская церковь

Одним из самых первых грандиозных зданий в Ростове Великом, появившихся при Ионе Сысоевиче была церковь Воскресения. Время ее основания относят к 1670 году.

На фасаде здания расположены пешеходные и проездные ворота. Церковь эта надвратная, и проезд под ней к дому охранялся.

Сразу же бросается в глаза её богато украшенная галерея. Стенопись храма была выполнена в 1675 году ярославскими и костромскими мастерами.

Внутрь храмового помещения ведут необычные арки. Они очень напомнили .

В церкви Воскресения ростовского Кремля нет привычного нам деревянного иконостаса. Вместо него — стена из камня, которая разделяет алтарь и остальное храмовое пространство.

Окна в церкви большие и расположены достаточно высоко. Это позволяют проникать в храм солнечному свету. Вместе всё это создаёт особенно торжественную и величественную атмосферу.

И сейчас здесь ещё существует вход на кремлёвские стены. Разве можно отказать себе в удовольствии прогуляться по древним коридорам?

Отсюда можно лучше разглядеть кремлевские постройки. Вся территория видна как на ладони.

Церковь Иоанна Богослова

Существующая церковь Иоанна Богослова ростовского кремля тоже надвратная. Она построена чуть позже остальных, и стала одной из последних в прекрасном ансамбле старинного ростовского кремля 17 века. Вероятно, к этому времени и архитекторы, и мастера набрались достаточно опыта.

Поэтому этот храм по своим пропорциям и внешнему убранству выглядит наиболее изящным по сравнению с остальными зданиями кремля. Особенно красиво смотрится он со стороны кремлёвского двора. Здесь очень чётко видно, как идёт разделение фасада — сначала идёт подклет, затем алтарь, потом храмовая часть и красивые барабаны с грациозными куполами.

Церковь Одигитрии

Двухэтажная церковь Одигитрии, построенная в 1693 году, — прямоугольная. Смотрится очень необычно и нарядно.

Сама церковь действовала на верхнем ярусе.

Внутри её своды и стены украшают 20 лепных картушей необычной формы.

Сейчас здесь размещается коллекция скульптур, икон, серебряных изделий 17 века, а также одежда священнослужителей, которая раньше использовалась при совершении литургии.

Отличия надвратных церквей

В северном углу кремлёвской ограды расположены Святые ворота. Построили их в начале 18 века, и вели они прямо на площадь перед Успенским собором.

Спасская церковь-башня

В 1675 году построена ещё одна церковь Спаса на Сенях. Она возведена на месте стоявшей здесь раньше деревянной церкви на подклете из камня. В 1671 году сильный удар молнии полностью уничтожил деревянный дом. И со временем на его месте был воздвигнут храм, который стоит здесь и сейчас.

Эта церковь замечательна тем, что в её архитектуре присутствуют черты декоративных украшений собора Успения Пресвятой Богородицы, но только без лишней помпезности.

Спасская церковь отличается от других здешних церквей — она одноглавая. Её световой барабан построен на постаменте также имеющем световые проемы. Подклет получается как бы двухэтажным. Благодаря этому виду, немного вытянутым пропорциям, золоченой главе, высоко поднятой на тонком барабане, церковь Спаса Нерукотворного на Сенях похожа на высокую прекрасную башню.

И хотя снаружи церковь имеет довольно-таки простые формы, не отличающиеся богатыми деталями, её внутренний интерьер поражает своей роскошью и удивляющим богатством. Среди всех остальных кремлёвских сооружений она не имеет себе в этом равных. Наверное, всё дело в том, что здание это было домашней церковью митрополита.

Она с самого начала была задумана для особых случаев: богослужений в присутствии большого числа духовенства и почётных гостей. Внутреннее убранство церкви просто роскошно! Особенно сильно впечатляет золоченая аркада, находящаяся там. Парапет богато украшен фресками.

Каждая церковь чем-то обязательно отличается от других храмов Ростовского кремля. Так, церковь Григория Богослова ростовского кремля 1670 года выделяется отсутствием в ней барабанов с окнами для освещения.

Изначально она строилась на «старых каменных палатах», и всё внутреннее пространство было красиво расписано художниками. Но произошедший в 1730 году сильнейший пожар уничтожил прекрасные росписи. Восстанавливая исторические памятники, их заменили лепными рамочками с росписями, но уже не такими древними.

Переливчатые звоны Ростова

Знаменитая Звонница

Знаменитая звонница Успенского собора, входящая в комплекс Ростовского Кремля, основана в конце 17 столетия.

По личному заказу митрополита почти одновременно было создано сразу 13, разных по весу, колоколов. Первый «Полиелейный» весил 16000 кг, следующий «Лебедь» — 8000 кг. Самый большой и тяжёлый колокол на звоннице ростовского кремля носит имя «Сысой». Его вес 32000 кг!

Каждый колокол отличался от других своей тональностью. Мелодии, производимые ими, поражали своим благозвучием и гармонией. Каждый из них носил своё интересное имя: Зазвонный, Баран, Красный и другие.

В конце 19 века звонница, её колокольная коллекция пополнилась ещё двумя звонкими колоколами. Все 15 колоколов радуют нас до сих пор.

Интересным фактом является не только то, что вопреки всем жизненным перепитиям все колокола сохранились, но и то, что до сих пор бережно хранятся ноты особых колокольных звонов: Георгиевский, Ионинский и многие другие. Существует даже особый «Звон с Сысоем».

Музей колоколов

Сейчас в кремле работает экспозиция колоколов и колокольчиков. В ходе экскурсии нам рассказали много нового, интересного и удивительного про колокола, бубенчики и колокольчики.

Здесь их представлено огромное множество! И почти у каждого своя история, свой голос.

Ранее на Руси у колоколов было множество разнообразных предназначений, ведь колокольные звоны сопровождали человека, практически, всю его жизнь. Они звонили на праздники и в тяжелые времена, сообщали о пожарах и нападениях неприятелей, а также созывали на службу в церковь.

А более маленькие колокольчики использовались в быту. Их крепили на конные упряжки, вешали на шею животным, чтобы они не потерялись.

А ещё нам разрешили позвонить в некоторые колокола. Красота!

Кремлёвские Палаты

Белая палата

Белая палата — большое, почти квадратное здание с большими окнами, в которые вставлены цветные стёкла. Пожалуй, единственным внешним украшением служит массивное крыльцо перед входом.

Этот памятник архитектуры был построен в 1675 году как столовая палата архиерейского дома.

Раньше помещение было украшено фресками. Но они, к сожалению, не сохранились. Давным-давно в ней была трапезная при Спасской домовой церкви митрополита.

Сейчас здесь располагается музей церковных древностей. Среди экспонатов — кресты, распятия, изумительно красивые иконы.

Главная музейная ценность -это раритетный, 16 века запрестольный крест.

Также здесь представлены несколько видов оружия. К примеру, вот такие неуклюжие (на мой взгляд) пушки на деревянных колесах.

А также предметы мебели, старинных интерьеров

и вот такой забавный лев, непонятно кому показывающий язык. 😀

Сами палаты не отличаются какой-то особой роскошью. Их украшениями служат необычные окна, которые завершаются оригинальными арочками с гирьками и два очень красивых позолоченных дымника на крыше дома.

Под общей крышей с Белой палатой находится Отдаточная палата. Можно сказать, что она являлась как бы сенями и раньше была приёмной для посетителей. Особых излишеств здесь не было. Всё только необходимое: иконы, лавки и паникадила. Тут же находились шкафы с красиво расписанными дверцами. Видимо, их использовали для хранения разнообразной посуды и различных предметов для трапезы.

Красная — значит красивая

Интересна архитектура Красной палаты Ростовского кремля. Она двухъярусная и построена в форме буквы «Г».

Раньше на нижнем этаже находились хлебная и ещё несколько жилых комнат. Над хлебной находилась столовая. Её стены были украшены восхитительной фресковой живописью.

За красоту столовой всё здание и назвали Красной палатой. Очень красива она снаружи — ведущее на верхний этаж декорированное крыльцо, украшенные толстые столбы, фигурные наличники — всё это напоминает прекрасный дворец из сказки.

На 1 этаже открыта сейчас гостиница, где можно немного отдохнуть. А второй этаж занят выставкой уникальных предметов прошлого. Это, например, печать Ярослава Мудрого, древние кресты, меч 10 века, привезённый из Западной Европы и много другого очень-очень старинного.

Церковный долгострой

По расположению Самуилов комплекс, если посмотреть на схему ростовского кремля, занимает центральное место во всём архитектурном ансамбле.

По навесной галерее из него можно было пройти куда угодно: в любое жилое или складское помещение и в любую башню кремля.

Интересно, что его строительство растянулось на века. Как сейчас бы сказали — долгострой. В 16 веке построили первый этаж. По сохранившимся старинным документам там было 13 палат- комнат.

И только в 17 веке, через сто лет(!) появился второй этаж. Соединялись они между собой двумя узкими лестницами, которые были встроены в толстые стены. Здесь, на втором этаже находились кельи, где жили митрополиты. Имелись еще Крестовая, а также Судебная палаты, сени. Минуя первый, на второй этаж можно было подняться по высокому крыльцу.

С тех пор здесь мало что сохранилось. В 18 веке верхний этаж был полностью переделан под руководством архиепископа Самуила Миславского и ещё появился третий этаж. Отсюда и название — Самуилов комплекс.

Сейчас в нём выставлены для осмотра предметы искусства Древней Руси, такие как иконы 12 века, покровы с гробниц ростовских чудотворцев, церковные предметы — водосвятная чаша и позолоченное кадило из Успенского собора.

Ещё несколько кремлёвских палат

Двухэтажный дом на Погребах получил такое название, потому что он, действительно, стоит на погребах.

Ещё существуют Иераршие палаты, которые были обустроены специально для жилья в них иерархов. Например, здесь жил некоторое время отец первого из царей семьи Романовых. Сохранились тут фрески 15 века.

Особым украшением палат являются многочисленные трубы на крыше, которые мастера своей фантазией и умелым мастерством превратили в маленькие восхитительные башенки-дымоходы.

Известно, что Иераршие палаты построены в 1670 годах. Они служили путевым дворцом для царя Алексея Михайловича. Естественно, что внутреннее убранство отличалось особой, царской роскошью.

В дровяной башне, как уже понятно из названия, сушили и хранили впоследствии дрова.

Смотровая башня

А ещё я бы посоветовала вам подняться на смотровую площадку Водяной башни и полюбоваться изумительным видом с высоты на Кремль и его окрестности. Только хочу предупредить, что вход сюда нужно будет оплатить отдельно.

Да еще предстоит подъем по узким каменным старинным ступенькам, а далее по деревянным лестницам.

Но про физическую нагрузку сразу же забываешь, как только оказываешься НАД Кремлем! Остаются только восторг и восхищение.

Все кремлевские постройки кажутся такими небольшими. И уже удивляешься, как можно было с непривычки заблудиться на такой небольшой территории. Ох как нам так не думалось, когда мы внизу пытались понять, где же мы сейчас находимся и куда нам идти. 🙂

Только теперь, когда мы поднялись над всеми крышами, можно свободно удивляться красоте открывающейся перед нами панорамы: с огромным озером Неро и многочисленными ростовскими церквями и храмами, которые располагаются и за территорией Кремля.

Фильм, фильм, фильм

Ну а уже в наше время ростовский кремль прославился ещё и тем, что здесь были сняты эпизоды некоторых прославленных фильмов. Самый известный из них «Иван Васильевич меняет профессию», замечательная комедия, которую смотрел, наверное, каждый.

И теперь у нас тоже появилась возможность прогуляться по этим же знаменитым стенам.

Вспомнить известные фрагменты фильма.

И запечатлеть те же строения.


Сколько стоит царская жизнь

Государственный музей-заповедник ГМЗ «Ростовский кремль» — великолепный памятник истории и архитектуры далёкого прошлого в Ростове. При ближайшем осмотре он вызывает неподдельное восхищение талантом, фантазией и мастерством русских умельцев. Приезжайте, и вы сможете убедиться в этом сами.

Время работы музеев — ежедневно с 10 до 17 часов. Но территория открыта дольше: в пятницу и субботу с 9.00 до 20.00, а с воскресенья по четверг — с 9.00 до 17.00.

Единый входной билет стоит 550 рублей. Но сюда входит посещение не всех выставочных экспозиций. Можно купить просто входной билет за 50 руб. Ну а далее докупить в те места, куда интересно попасть.

Вы можете заранее ознакомиться с ценами на осмотр достопримечательностей Кремля, чтобы заранее понять стоимость предстоящей поездки. Все данные актуальны на лето 2016 года.

Очень порадовало, что дети до 16 лет могут посещать многие выставки и объекты бесплатно. А еще можно заказать экскурсионные программы. Это актуально для тех, кто приезжает в Кремль самостоятельно.

Адрес Кремля: Ярославская область, город Ростов Великий, Соборная площадь. Координаты: 57.18445, 39.41517.

Вы можете посмотреть, где находится Кремль и постройки его территории на карте (нажмите «+», чтобы приблизить, а «-«, чтобы отдалить объекты).

В эту нашу поездку в Ростов Великий мы остановились в гостинице: . На сайте можно найти много других вариантов размещения в городе. А еще комфортные и недорогие условия проживания ищите на сайте . Здесь представлено множество квартир и комнат в разных уголках Ростова. Вам остаётся только выбрать!

Мы гуляли по Кремлю и рядом с ним 18 и 19 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

А посмотреть эту и другие достопримечательности Ростова Великого можно вместе с профессиональным гидом, заказав экскурсионную программу.

Большая редкость - сохранились имя и фамилия мастера, который, судя по всему, играл видную роль в процессе проектирования и строительства. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное. Строительство началось в 1650 году с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям. Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор, звонница Успенского собора, Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса на Сенях (или, как ее еще называют, Спаса Нерукотворного), церковь Григория Богослова, Красная палата, Дом на погребах, Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата и башни кремля.

В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 году ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один - те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев. Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи. Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля - пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор - он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это фактически визитная карточка музея-заповедника. Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор - не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 году, еще при князе Владимире. Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет.

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI века. Будь то случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на Московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора. Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони. Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие - колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 году. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов. Штат у митрополита был немаленький - вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины. Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

Владимирская икона Богоматери

Одна из главных святынь Успенского собора хранится в Ростовском музее.

Коллекция ямских колокольчиков и бубенцов

Забавная и уникальная коллекция исключительно национальных русских атрибутов, которые уже давно ушли в прошлое, хранится в музее личных коллекций. Этот подарок сделал бывший директор музея-заповедника Вячеслав Ким - он собрал больше 2000 экспонатов, которые после своей смерти завещал выставить на всеобщее обозрение.

Запрестольный крест XVI века

Поступил в Ростовский музей церковных древностей в 1886 году. В 1995 году был похищен и два года назад «всплыл» в частной коллекции в Германии, был выкуплен российским благотворителем и возвращен в Ростовский музей.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие. Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились. Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем. Памятник помогли сохранить меценаты - богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе. Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики. Почти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу. После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов - один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1683 год
Количество башен: 11 шт.
Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палата
Координаты: 57°11"05.2"N 39°24"59.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.

Кремль с высоты птичьего полёта

В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом.

Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).

Вид на Ростовский кремль с озера Неро

Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г. музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г. из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня. Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Церковь Воскресения

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

Слева направо: Успенский собор, звонница

Современная жизнь Ростовского Кремля

Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.

Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.

Красная палата

Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».

С этой статьи начинался мой сайт в далеком 2011 году...

С тех пор, конечно, многое изменилось....

Причем - что радует! - часто в лучшую сторону...

Изучая тему, я серьезно и ответственно утверждаю,

что -после долгого периода культурного упадка -

  • сегодня мы живем во время удивительного и неожиданного возрождения русской культуры...

Это возрождение так ощутимо и зримо, что я могу только удивляться...

Я об этом не могла и мечтать, когда начинала вести свой сайт...

===================================================================

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА РОССИИ

КРАСОТА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА... ИСЧЕЗНУТЬ?

(примечание: с этой статьи начинался мой сайт в 2011 году.

С тех пор все серьезно изменилось в лучшую сторону)

Вместо предисловия

Однажды меня заинтересовал заголовок статьи на сайте "Forbs"

"Шесть достопримечательностей России, которые должны исчезнуть".

Читаю "ФРЕСКИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА ВО ВЛАДИМИРЕ И ЗВЕНИГОРОДЕ"
Не знаю как вас, но меня это шокировало. Это уже слишком.

Каждый день непременно можно прочитать сообщение, что снесен еще памятник архитектуры и еще один храм, что разрушаются фрески и древние иконостасы, обнаруживются в зарубежных коллекциях бесценные иконы, что подожжен еще один уникальный исторический деревянный дом, безнадежно испорчен еще один дивной красоты ландшафт и стерт с лица земли уникальный храмовый комплекс под натиском современной застройки... Согласно данным парламентского форума "Историко-культурное наследие России",страна ежегодно теряет 300-400 памятников только архитектуры . По одному памятнику в день. Только памятников архитектуры. А сколько других? Им нет числа. Исторические города теряют свой облик... Шаг за шагом Россия лишается архитектурно-художественного наследия, созданного многими пок олениями...

Выжившие сквозь века и спасенные сквозь многие десятки войн бесценные сокровища художественной русской культуры готовы рухнуть от безумной деятельности или преступного равнодушия собственного народа.

А между тем исторические города России по праву занимают почетное место среди европейских городов, наиболее богатых архитектурно-художественными памятниками мирового значения.

Своей лучезарной, радостной красотой Ростов и Суздаль, Новгород и Владимир - и многие другие исконно русские города- ничем не уступают, например, Флоренции и Вероне. Их архитектурные ансамбли порой так же совершенны, как самые высокие достижения зодчих всех времен и народов. Сияющие лазурью, золотом и серебром куполов, украшенные шедеврами живописи и ваяния, дивно вписанные в окружающий пейзаж, они так же радуют глаз и наполняют душу восторгом и гордостью, как Тадж-Махал и Парфенон.

В этой красоте, созданной во славу России, торжествующей над мирскими печалями, наши предки искали утешение от своих тревог и невзгод. Как древняя икона, переходящая из рода в род, все эти архитектурно-художественные шедевры - благословение предков следующим поколениям.

От храма к храму, от крепости к крепости, под звон колоколов. Таков издавна путь через леса и просторы Русской земли. Путь, объединяющий страну в единое целое.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ЭТО - КРАСОТА, КОТОРОЙ СУЖДЕНО ИСЧЕЗНУТЬ?

фото Петра Ушанова http://petrushanov.livejournal.com/15766.html

РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА:

Мы не только теряем безвозвратно 300-400 только архитектурных памятников в год. Все это сопровождается медленным и верным разрушением оставшихся.

Даже те архитектурно- художественные ансамбли и памятники, которые

находятся под защитой ЮНЕСКО, слишком частно вызывают опасения за свою сохранность из-за недостаточного финансирования. Фрески Андрея Рублева Успенского собора во Владимире тому пример.

По экспертным оценкам, выделяемое на содержание и реставрацию одних только памятников федерального значения, составляет не более 15% от необходимого. И это при том, что примерно две трети наследия федерального значения нуждаются в реставрации. Если речь идет об объектах местного значения - ситуация еще хуже.

А что говорить о многочисленных, порой не менее прекрасных памятниках, не имеющих статуса Культурного(или исторического) наследия, а значит считающихся не подлежащими реставрации! Они просто обречены на разрушение. Неотвратимо.

Вызывает озабоченность и ислючение из списка Исторических городов России даже тех городов, чьи памятники входят в Культурное наследие ЮНЕСКО -

даже таких, как Москва, Звенигород и Сергиев Посад.

Одна из самых главных причин этого беспредела -

отсутствие понимания ценности всего этого богатства.

Жители уникальных исторических городов порой искренне не подозревают, что самое выдающееся в их родном городе вовсе не Макдональдс и новый Боулинг.

А между тем только туристический потенциал, обеспеченный всем этим архитектурно-художественным наследием, - как зарытый в землю бесценный клад - неисчерпаемый источник возможного процветания провинциальных русских городов (как процветают все исторические привлекательные для туристов города мира. Ведь туризм давно стал во многих странах одним из самых прибыльных видов бизнеса, сопоставимым по доходности только с рынком нефти. Например, 50% бюджета Франции - доходы от туризма).

Невежество делает возможным губительную, варварскую деятельность властей.

Вы не поверите, но вот вам высказывание мэра одного из исторических городов России с более чем тысячелетней историей: «Архитектурные памятники — это болезненная, резонансная тема. Надо понимать, что возраст не определяет ценность здания. Если зданию 100 лет — это значит только, что оно ветхое. Подобные дома уродуют центр города». Это он высказался перед представителями бизнеса города. Стоит ли удивляться масштабам и темпам разрушения исторических памятников в этом городе.

Не ручаюсь за точность цитаты, но Гитлер, прежде чем направить войска на СССР, сказал: ” Если вы уничтожите культуру, вы уничтожите нацию…”

Страшно, когда власть из алчности и недомыслия делает то, чего не сделали даже враги.

Очевидно, ВСЕМУ ЭТОМУ БЕСПРЕДЕЛУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛОЖЕН КОНЕЦ

Утрата исторического наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно развитие. Вне этой среды русский народ теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал, превращаясь в безликий сырьевой придаток развитых стран. А между тем в непростом современном мире наряду с образованием, высокими стандартами жизни и высокими технологиями культурное наследие становится залогом процветания страны.


церковь Параскевы Пятницы в Великом Новгороде. Начало ХII века

В рамках нашего проекта мы будем знакомить вас с наиболее замечательными историческими городами России и выдающимися явлениями русской художественной (и не только) культуры. Чтобы вам было интересно, авторские материалы мы будем дополнять музыкой, видео, интересными фоторепортажами, сферическими панорамами городов; словом, всем, что поможет вам получить о них наиболее полное представление.

Особое внимание мы будем уделять освещению удачного опыта восстановления и реставрации архитектурно - художественных памятников, сохранения облика исторических городов.

Нам интересно также и то, как живут сегодня исторические города, а потому мы будем отслеживать и наиболее интересные градостроительные проекты наших дней.

Мы будем рассказывать о развитии внутреннего туризма в России.

Мы постараемся познакомить вас с наиболее интересными новостями российской культуры.

И с самыми выдающимися явлениями русской культуры, являющимися предметом нашей национальной гордости!

Мы будем рады, если наши виртуальные путешествия продолжатся для вас реальным увлечением поездками в самые красивые города России, станут источником энергии, ярких открытий и незабываемых впечатлений! И заставят другими глазами посмотреть на свой родной город.

И если нам удастся передать вам свою любовь к русской культуре и обеспокоенность ее судьбой - мы будем счастливы.

Мне хочется напомнить слова прославленного иконописца Симона Ушакова:

"Жизнь памяти, памятник прежде жившим -

свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава,

воспоминание о прошедших делах и возбуждение живых к подражанию..."

Как птица Феникс, русская культура - сквозь века и войны - всегда возраждалась из пепла.

И, как всем миром в России строили храмы, так всем миром надо объединяться, чтобы спасти всю эту исчезающую красоту.

И возродить интерес к родной культуре.

А то, что любимо и востребовано, обречено на бессмертие.

P.S. Внизу - прославленные фрески Успенского собора во Владимире работы Андрея Рублева.

Те самые, которые ДОЛЖНЫ исчезнуть.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: