В каком веке произошло разделение царства. Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг

Как рассказывается в Библии, во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) из Ура Халдейского отправился на поиски земли, указанной ему Богом, со всей семьей Авраам, праотец еврейского народа.

Вопрос для размышления

В конце XIII в. до н. э. союз 12 еврейских племен, который по имени своего предка получил название Израиль, пришел в страну Ханаан. Объединялся этот союз вокруг культа Яхве, признанного верховным, а позже и единственным богом Израиля. Поддержание культа было поручено межплеменной организации левитов. После завоевания Ханаана его земли были разделены между племенами Израиля. Левитам были выделены места на территории остальных 11 «колен». Культовым центром был Силом. Здесь находился Ковчег Завета, шатер, в котором, по мнению израильтян, обитал Бог. Во главе союза стояли вожди - судьи, которые пользовались религиозным влиянием. В XII в. до н. э. евреям и ханаанеям пришлось вести борьбу с вторгшимися сюда филистимлянами, одним из «народов моря», обладавшим железным оружием. Они создали на побережье союз пяти городов с религиозным центром в Газе. От имени филистимлян эта земля стала называться Пелсет (Палестина), а в V в. до н. э. греки распространили это название на всю страну. В древних сказаниях о войнах с филистимлянами воспевались такие еврейские герои, как Самсон (Шимшон - «солнечный муж»).

Евреи - «ибри» (букв, «перешедший [через реку]», т. е. Евфрат). Это название относилось ко всем потомкам Авраама, считавшегося предком в том числе и арабских племен. Но в конце концов оно осталось только за племенами, которые возводили себя к Иакову, или Израилю, внуку Авраама.

«Колена Израилевы» - племена потомков 12 сыновей Иакова-Израиля. Согласно Священому Писанию от этих 12 колен произошел весь израильский народ.

В XI в. до н. э. начало складываться единое древнееврейское государство с царской властью. Это диктовалось необходимостью борьбы с филистимлянами, которые однажды даже захватили Ковчег Завета. Но сильны были и антимонархические настроения, выразителем которых стал судья Самуил. Однако он был вынужден совершить обряд помазания, призвав на царство Саула из рода Вениамина. Сам Самуил стал первосвященником. Затем он созвал народ для избрания царя, был брошен жребий, который указал на Саула. После этого Саул окончательно был провозглашен царем. Саул (вторая половина XI в. до н. э.) устанавливает единоличную власть, которая еще носила в значительной степени харизматический характер, ибо считалось, что царь, как прежде судьи, был избран самим Яхве. Поскольку продолжалась война с филистимлянами, Саул проводит военную реформу. Он создает регулярную армию, в которую сам набирает воинов. Но сохраняется и ополчение, построенное на племенной основе. Саул окружает себя придворными, в основном из племени Вениамина. Ведение войн, содержание армии и царского двора вынуждают царя ввести налоги. Таким образом, Саул спас народ от филистимлян, одержав ряд побед, но наложил на него тяжелое бремя: содержание двора и армии. Это привело к росту недовольства его правлением. Против Саула выступало жречество и первосвященник Самуил. В Библии говорится, что он тайно помазал на царство юного Давида, младшего сына Иессея из племени Иуды, пастуха овец. Однако Давид не выступил в это время против Саула. Наоборот, он был призван ко двору Саула, чтобы утешать царя игрой на струнном инструменте. Затем юноша убил великана Голиафа, женился на дочери Саула Мельхоле, возглавил часть царского войска и одержал несколько побед, но поссорился с царем, которого стала пугать растущая слава Давида. После ссоры с Саулом Давид бежал к Самуилу, а потом даже поступил на службу к филистимлянам.

Между тем в ожесточенном бою с филистимлянами у горы Гелвуй еврейская армия потерпела поражение. Погибли три сына Саула, а сам Саул, окруженный врагами, бросился на свой меч. Филистимляне захватили израильские города и поставили в них свои гарнизоны.

Узнав о гибели Саула, Давид перебрался в иудейский город Хеврон. В этом районе, по преданию, кочевали Авраам, Исаак и Иаков-Израиль, там же в пещере они были похоронены. Давид, опираясь на поддержку своих воинов, выступил здесь как наследник патриархов. «Мужи Иуды» собрались в Хевроне и помазали его на царство над «домом Иудиным», однако царем остальной части Израиля был наследник Саула Иевос- фей. Так впервые появилось различие между Израилем и Иудой. Только после убийства Иевосфея старейшины израильских племен признали царем Давида. Давид (1010-970 гг. до н. э.) почитался израильтянами как великий и идеальный царь. На восьмом году правления он с дружиной захватил Иерусалим, который стал личным владением Давида и не был включен ни в какую племенную территорию. Царь перенес сюда столицу и больше не зависел от властей племен, в том числе и от родного племени Иуды. Вскоре в новую столицу торжественно переносится Ковчег Завета, и Иерусалим становится не только административным центром, но и религиозной столицей всего Израиля.

Давид вслед за Саулом продолжает формировать основы государства: армию и бюрократический аппарат. Армия, созданная им, состояла из трех частей. Ядро войска составляла его личная дружина. На службе царя состояли также иностранные наемники: критяне и филистимляне. Личную дружину и наемников возглавляли царские соплеменники. Сохранялось также и всенародное ополчение, во главе ополчения стоял сам царь. Однако ополчение в войнах, которые вел Давид, играло все меньшую роль.

Создается новый аппарат управления, важнейшим элементом которого становится царская канцелярия, подчиняющаяся только царю. На службе царя были не только израильтяне, но и иноземцы, как, например, хетт Урия. Сохраняется также старая родоплеменная система управления на уровне племени или отдельной общины. В бюрократическую систему управления включается и жречество. Первосвященник Цадок был приближенным Давида.

Давид завоевал остававшиеся независимыми города Ханаана. Завоевательную политику Давид дополнял дипломатией. Он заключил союз с царем финикийского города Тира Хирамом и таким образом включил Израиль в систему экономических связей Востока и Запада.

К концу царствования Давида происходит переход еврейского народа от полукочевого образа жизни к городской цивилизации. Эта городская цивилизация и важнейшая ее часть - территориальное государство с сильной царской властью - пришли в противоречие со старым укладом жизни и с сохраняющимся родоплеменным делением. Обострились также социально-экономические противоречия в общине. Начались восстания против Давида. В конце жизни Давид еще должен был подавлять распри претендентов на престол. Когда Давиду исполнилось 70 лет, он уступил власть Соломону, своему четвертому сыну от Вирсавии, не имевшему права на престол. Передача власти по завещанию, в нарушение принципа первородства, говорит о том, что царская власть приобрела полную самостоятельность и не зависела от традиции.

Соломон (970-931 гг. до н. э.) славился мудростью, которая вошла в легенды. Время его правления впоследствии вспоминали как золотой век. Он получил от отца огромную державу и продолжал его международную политику. Соломон заключил союз с Египтом и женился на дочери фараона. Он и царь Тира создали торговое товарищество. Тир получил возможность использовать израильский порт на Красном море, а Соломон отправлял раз в три года свой корабль в составе тирской флотилии в Испанию за золотом, серебром и другими товарами.

Соломон вошел в историю как царь-строитель. Он построил дворцы для себя, для жены, дочери фараона. В четвертый год царствования Соломон приступил к строительству храма. Строительные материалы и мастеров ему прислал царь Тира Хирам. Соломон укрепил стены ханаанских городов, на торговых путях около Мегиддо построил конюшни. Он открыл новые копи и установил монополию на медь. Блестящий двор и грандиозное строительство, потребовавшее введения принудительного труда и больших средств, легли тяжким бременем на население.

Соломон разделил государство на 12 областей во главе с наместниками. Это деление не полностью совпадало с делением на племена. Каждый округ в течение одного месяца должен был снабжать царский двор всем необходимым. В списке этих областей не было племени Иуды, из которого вышли Давид и Соломон.

Работа с источником

Прочитайте фрагменты описания храма Соломона в Книге Царств (III, гл. VI) и ответьте на вопросы: как был украшен храм? Было ли богатым его внутреннее убранство? Какие материалы использовались при строительстве? Как вы думаете, почему строительство храма описывается так подробно?

  • 15. И обложил стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка внутри обложил деревом и покрыл пол храма кипарисовыми досками.
  • 16. И устроил в задней стороне храма стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками.
  • 18. На кедрах внутри храма были вырезаны [подобия] огурцов и распускающихся цветов ; все было покрыто кедром, камня не видно было.
  • 22. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник обложил золотом.
  • 29. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.
  • 30. И пол в храме обложил золотом во внутренней и передней части.
  • 33. И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные,
  • 34. И две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные.
  • 35. И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.
  • 36. И построил внутренний двор из трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев.

После смерти Соломона 10 северных племен отпали и образовали Израильское царство. Южное называлось Иудейским. Столицей Северного царства стала Самария. Иерусалим остался столицей Иудейского царства. Израильское царство, в котором за 200 лет сменилось девять династий, оказалось менее устойчивым, чем Иудейское, где все время правили потомки Давида.

Практикум

Ветхий Завет в контексте истории древневосточных цивилизаций

Обратите внимание Начинать подготовку к этому занятию стоит заранее, поскольку текст источника обладает спецификой и достаточно сложен для восприятия, особенно неподготовленного читателя.

  • 1. Узнайте, из каких частей состоит Ветхий Завет, когда и кем они были созданы (или кому приписывается их создание). Выясните, в каких частях рассказываются самые известные ветхозаветные сюжеты: история Иосифа Прекрасного, жизнь Моисея и исход из Египта, рассказы о царях Давиде и Соломоне, о вавилонском пленении. Как вы думаете, почему именно эти предания выбраны для обсуждения?
  • 2. Выберите один из упомянутых выше сюжетов, прочитайте его (подойдет любое издание Ветхого Завета) и подготовьте доклад по нему.

Внимательно прочитайте выбранный эпизод.

Постарайтесь пересказать его максимально простым и понятным языком. Выпишите имена героев, сложные географические наименования. Достоинством вашего сообщения станет и изобразительный материал, например, картины на данный сюжет.

В докладе обязательно отразите следующие моменты: можно ли говорить об историчности персонажей? С какими реальными личностями их отождествляют? Отголоски каких исторических событий и явлений можно найти в библейских преданиях?

3. Сравните библейское предание о Всемирном потопе с уже известным мифом из «Эпоса о Гильгамеше». Выпишите в таблицу все основные сведения, касающиеся этих сюжетов.

Чем похожи и чем отличаются эти предания? Чем можно объяснить различия? Могло ли отразиться в этом мифе какое-либо реальное историческое событие? Существуют ли схожие сюжеты в других мифологических системах? Как вы думаете, в чем причина распространения подобного предания?

Задание

С какими библейскими сюжетами связаны следующие крылатые выражения:

  • манна небесная;
  • золотой телец;
  • иерихонские трубы;
  • казни египетские;
  • вавилонское столпотворение;
  • земля обетованная;
  • скрижали Завета;
  • Соломоново решение;
  • Ноев ковчег ?

И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

Израильское государство, по сравнению с империями того времени, было небольшим и просуществовало недолго.

Однако прародина израильского народа стала для евреев мощным духовным и политическим символом, помогла им пережить многовековое изгнание и рассеяние по миру, последовавшее после гибели их царства.

Древний Израиль

В Библии описано, как Моисей увел евреев из египетского плена в «обетованную землю» Ханаанскую – между рекой Иордан и Средиземным морем.

Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).

Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.

Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил , а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.

Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.

В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.

В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.

Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.

Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и , положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.

Храм Соломона

Согласно описанию в Книге Царств, Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме для хранения ковчега Завета, состоял из трех помещений: притвор, святилище и святая святых, где и находился ковчег.


Первый Храм (Храм Соломона)

Царь Давид распространил свою власть на обширную территорию, но ок. 925 г. до н. э. она разделилась на два государства: Израиль (на севере) со столицей Самарией и Иудею (на юге) со столицей Иерусалимом.

Ковчег Завета

Ковчег Завета представлял собой ящик из «дерева ситтим» (акации) и золота, украшенный двумя резными изображениями херувимов и снабженный парой длинных ручек-шестов для переноски.

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.


Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Хотя герой фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) и находит ковчег Завета, на самом деле о его местонахождении и вообще существовании никто доподлинно ничего не знает.

Кратко об Израильском царстве

Ниже приведена таблица с основными датами древнего Израильского царства.

Лет до нашей эры

Событие

1220 Евреи (израильтяне) поселяются в Ханаане.
1550 Израильтяне живут племенами, которые возглавляют старейшины – в библейской традиции «судьи».
1020 Первым царем израильтян становится Саул.
1006 Давид становится правителем Иудеи, а затем и всего Израильского царства. Столицей он делает Иерусалим.
965 Царем становится Соломон. Он устанавливает высокие налоги и за счет этого содержит роскошный двор и возводит внушительные постройки.
950 Соломон строит Храм в Иерусалиме.
930 Ассирийская империя становится доминирующей силой в долине Тигра.
928 Ровоам, сын Соломона, становится царем и сталкивается с недовольством северных племен. «Мой отец наказывал вас бичами, – говорит он недовольным, – а я буду бить вас скорпионами».
925 Северные племена восстают, отделяются от Иудеи и создают свое царство Израиль.
924 Вторжение в Иудею и Израиль войск фараона Шешонка I.
854 Израиль участвует в военном союзе против Ассирии. После битвы при Каркаре ассирийцы временно прекращают завоевания.
841 Израиль начинает платить дань Ассирии.
732 Ассирийский царь Тиглатпаласар III захватывает Дамаск. За 17 лет Ассирия делает своими вассалами не только Израиль и Иудею, но и Вавилон.
724 Осия, царь Израиля, поднимает восстание против ассирийской власти.
721 Ассирийцы овладевают Самарией, столицей Израиля.
612 Гибель Ассирийской империи.
600 Образование Нововавилонского (2-го Вавилонского) царства.
586 После продолжительной осады войска вавилонского царя Навуходоносора II захватывают и уничтожают Иерусалим; его жителей переселяют в Вавилон.
539 Кир II Великий побеждает халдеев, захватывает Вавилон и разрешает евреям вернуться на родину.
515 В возрожденном Иерусалиме построен новый Храм.

Если вам понравилась история Израильского царства – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт

Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н. э.).

Хотя евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога - Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам - первый царь Израильский. Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28). Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Поэтому отступничество Иеровоама было встречено резким осуждением со стороны правоверных иудеев. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: «Так говорит Господь Бог Израилев: … и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14:7:10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля - Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 по 721 г. и имело девятнадцать царей.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XXIV. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского. После поражений, нанесенных царем Сирийским, Азаилом, когда “у Иохаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших”. (4 Кн. Цар. Гл. XIII, 7), царство Израильское значительно

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н. э.). После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На

Из книги Обозрение пророческих книг Ветхого Завета автора Хергозерский Алексей Никитич

2. Пророчества об участи царства Израильского. Соединены в одну пророческую речь; в ней изображены пороки Израильтян и указано предстоящее нашествие Ассириян и рассеяние по Армении. За три нечестия Израильтян и за четыре не отвращуся, т. е. за непрестанно умножающиеся

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Падение израильского царства Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их.Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от Царства

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

От возникновения Израильского царства до вавилонского плена Первый царь Израиля? Саул погиб в борьбе против филистимлян. Его преемником был Давид. Еще при жизни Саула он стал царем племени Иуды в Хеброне, а после смерти своего предшественника завоевал власть и над

Из книги Библейские сказания автора Косидовский Зенон

Правда и легенда о создателях израильского царства Самый блестящий период в истории Израиля приходится на 1040-932 годы до нашей эры и, следовательно, длится немногим более столетия. Если даже прибавить к этому правление Самуила, крупнейшего пророка после Моисея и

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. и Израильского царства 4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощи Умалится слава Иакова. Здесь разумеется то же Израильское царство, о котором шла речь в 3-м стихе.Тучное тело его. Эти слова указывают на силу и обширность Израильского

Из книги "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии автора Финкельштейн Израэль

7. Причина падения Израильского царства 7. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8. и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. 7-11.

Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович

Суровый урок Израильского царства Мы никогда не сможем узнать, насколько надежны были традиции, тексты или архивы, используемые библейскими авторами при составлении своей истории Израильского царства. Их целью было не воспроизвести объективную историю северного

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора История Северного (Израильского) царства ОТ АХАВА ДО АССИРИЙСКОГО ПЛЕНА. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙИ почил Амврий с отцами своими, и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него.29 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского,

Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что

отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри- ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные

предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из

них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави- телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся- ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи- листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления


страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили- стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были

«падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных

произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным

монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам

прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал

Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: