Васса. Экспансия страсти: сенсорно-логический экстраверт

Через пару часов, 28 марта, большому писателю Максиму Горькому, моему земляку, исполняется 150 лет, и я, как и обещала, делаю разбор одного из самых деструктивных его героев. Вернее, героинь.

Из школьного курса мы уже знаем, что Долохов - «самый нежный сын и брат», Печорин - загадочная мятущаяся личность, ну а вот купчиха Васса Железнова «безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого обращения с их матерью », читаю я в сочинении, выловленном в Сети.

Вот об этой «безумной любви» женщины, которая не чурается ни убийства, ни киднеппинга, ни доноса, я и хочу сегодня поговорить.

(на фото - Вера Пашенная в роли Вассы. Лучшее исполнение, на мой взгляд. "Как у Горького".)

…Интересно, почему это «не удались» у Вассы дети? И как вообще у некоторых так получается, что «дети не удаются»? "Такие достались", наверно? Все трое?

Васса Борисовна Железнова — преуспевающая купчиха. Бразды управления фамильным пароходным бизнесом она забрала в свои руки много лет назад, отодвинув от дел мужа, капитана Железнова, конченного психопата, погрязшего в пьянстве, кутежах, картах и сексуальных излишествах. Живет в доме Вассы и второй психопат — ее брат Прохор Храпов, такой же алкоголик, гуляка и бездельник, как и капитан Железнов. Подле них расхаживает с гармонью и строит "амбициозные" планы третий психопат - матрос Пятеркин.

Ни отца, ни дядю не смущало и не смущает присутствие в доме двух дочерей — 17-летней Натальи и 15-летней Людмилы. Да и Вассу не смущает, что, пока она горит на работе, ее муж привозит в дом проституток, и девочки наблюдают за их «развлечениями». Ни для кого не секрет и то, почему покончила с собой горничная - ее принудил к сожительству и обрюхатил Прохор.

И вот такой человек чувствует себя в доме Железновой своим, постоянно крутится среди ее дочерей, устраивает им "вечеринки" с участием Пятеркина, наливает вина... А мать все это видит и... бездействует. Почему? Не боится же она своего братца? Конечно, нет. Просто ей совершенно безразличны ее дочери.

"Неудачный" Федя и "преемник" Коля

Есть у Вассы и старший сын Федор. В данный момент он умирает от чахотки за границей. Но незаметно, что мать это как-то волнует. Он для нее — отрезанный ломоть. Никакую функцию в ее жизни он выполнять не может, ни для чего ей не нужен, поэтому она «обнуляет» его. Еще один «неудавшийся» ребенок…

(слева - кадр из фильма Глеба Панфилова. Очень неоднозначная Васса в исполнении Инны Чуриковой.)

Зато есть надежда, что «удастся» сын Федора — пятилетний Коля. Из него Васса собирается вырастить себе преемника.

Дело — согласна, но причем здесь дом? Вот на дом и на судьбу всех его обитателей Вассе совершенно наплевать. В данный момент единственный не обесцененный член семьи — это маленький Коля. Он еще не успел «разочаровать» Вассу, как «хилый» Федор, «блаженная» Людочка и «свинья» Наталья. Поэтому Васса попросту отказывается вернуть мальчика матери Рашели, жене Федора, которая приезжает за ним из-за границы.

Васса. Не ори! Спокойно. Колю я тебе не дам. Ему другая судьба назначена.
Рашель . Да что вы - зверь?
Васса. Я говорю - не ори! К чему этот крик? Я - не зверь. Зверь выкормит детеныша, и - беги, сам добывай хлеб себе, как хошь. Хочешь куриц ешь, хочешь - телят. Конечно, речь идет не о зайцах, а о серьезном зверье. А ты вот своего детеныша на свободную добычу не пускаешь. И я внука своего не пущу. Внук мой - наследник пароходства Храповых и Железнова. Единственный наследник миллионного дела. Тетки его - Наталья и Людмила - выделены будут в малых частях, тысяч по пятьдесят, им и того - много. Все остальное ему (...). Я тебя врагом не считала, даже когда видела, что ты сына отводишь от меня. На что он мне годен, больной? А дети... вся моя надежда, и оправдание мое - внук.
Рашель. Чем можно тронуть дикий ваш разум? Звериное сердце? Страшная вы фигура! Слушая вас, начинаешь думать, что действительно есть преступный тип человека».

Но автор сочинения, видимо, хоть и смотрит в книгу, но видит фигу. С подачи учителя, скорее всего. Пренебрегая текстом Горького, в котором однозначно говорится о сути Вассы, он «правильно объясняет» ее поступки:

«Маленькому Коле Железнову грозит жизнь за границей, у чужих людей. Или вечные скитания с матерью, возможно, тюрьма. Васса не отдает Колю. А когда невестка пытается настоять, потихоньку сдает ее полиции. Спасая внука - возможно, единственного человечка, в котором может продлиться купеческая династия Железновых. Владельцев пароходов».

Так вот что это, оказывается! Отнять сына у любящей матери, у единственного адекватного человека в этом бедламе — это значит, «спасти внука».

И хотя Васса говорит, что наймет Коле "сааамых лучших" учителей, но разумеется, мальчика ждет не больше внимания и тепла, чем Федора, Наталью и Людмилу. У Вассы вечно нет на них времени, они растут как трава. Такой тип воспитания можно назвать потворствующей гипоопекой. Ребенок ощущает себя ненужным, мешающим...

Васса . Нет у меня времени поговорить с тобой.
Наталья. А Кольку воспитывать - найдете время?
Васса. Ему - мало надо.
Наталья. Нет, больше, чем мне.

"Спасительница" Васса

Васса, кстати, "спасает" не только Колю. Она все время кого-то от чего-то «спасает». Вот, например, как она «спасает» своих дочерей.

Долгие годы она закрывает глаза на распутство мужа и подмазывает кого надо, чтобы его не притянули за эти "художества" к ответу. Но вот приходит день, когда Железнов вляпывается в такое, что старый проверенный способ — взятка — не работает. Оказывается, «бравый» капитан изнасиловал девочку-подростка, и теперь ему светит каторга.

Страдания и дальнейшая судьба жертвы Вассу не волнуют, а вот нависшая над семьей угроза «позора» - неимоверно. Но это манипуляция. Васса попросту пользуется случаем, чтобы сжить со свету ненавистного мужа.

Явившись в его комнату с ядом (он у нее заблаговременно припасен в укромном месте, как предусмотрительно!), она предлагает ему принять порошок добровольно. Ведь ему надо подумать о будущем дочерей («У тебя дочери-невесты. Каково для них будет, когда тебя в каторгу пошлют? Кто, порядочный, замуж их возьмет?» ).

Подумать о будущем дочерей! Ну смешно. И Вассе, и капитану Железнову наплевать на них совершенно. Вплоть до того, что девочки обделены и в наследстве. Им она отписывает всего по 50 тысяч, все остальное - миллионы - должен получить Коля.

Наплевать Вассе и на то, что дочери живут в атмосфере пьянства и разврата, постоянно подвергаясь опасности. Что около наивной Людмилы кружит хитрый Пятеркин, а, значит, девочка может попасть в беду. Что Наталья пьет с развратным дядей, и элементарно может быть уложена им в постель, вовлечена невесть во что. Какие "порядочные" женихи, о чем она! Она словно специально создает и потворствует ситуациям, которые могут погубить ее дочерей.

Впрочем, не буду смотреть глубже, чем Горький. Остановлюсь на то, что очевидно: Вассе безразлична судьба дочерей. И вот ради них-то она идет на убийство?! Ну-ну...

Васса . Сергей, вспомни о дочерях! Им жить надо. За пакости отцов дети не платят.
Железнов. А за матерей?
Васса. Бессмысленное сказал. Пойми, Сергей, я на суде молчать не стану. Я расскажу, как ты привозил в мой дом гулящих девок, как распутничал с ними, показывал гулящим-то Наталью с Людой, скажу, как учил их вино пить...
Железнов. Врешь! Это Прохор, брат твой, учил, Прохор.
Васса. Людмилку напугал, и оттого она вроде слабоумной, учиться не может, ни к чему не способна .

То есть, «безумно любящая» мать прекрасно знала, что ее дочерей приучают к вину, что они наблюдают "забавы" отца и дяди с женщинами. Но до поры до времени это ее "почему-то" совсем не волновало...

Васса. Наталья, помнишь, как ты коловоротом дырку в переборке просверлила и забавами отца любовалась?
Наталья. Помню.
Васса. А потом прибежала ко мне, в слезах, и кричала: «Прогони их, прогони!»

То есть, дочь просила у нее защиты, но Васса проигнорировала. Зато сейчас, когда представился долгожданный шанс сжить мужа со свету, каждое лыко приходится в строку. Бедные поруганные дочери! Бедная Васса! Которая все знала, но палец о палец не ударила, чтобы защитить своих детей. Такая вот радетельница об их репутации...

Людмила. Какой смешной, правда? Он все больше пить стал. И Наташу учит...
Наталья . Уже научил.
Рашель. Это серьезно, Ната?
Наталья . Да. Мне очень нравится вино. И опьянение нравится.
Васса. Ты прибавь: а бить меня - некому!
Наталья. А бить меня - некому.

Вот и все. Перевод: мне пофиг, доча, хоть спейся, хоть сдохни, как и твой брат. Ты мне не нужна и никак не интересна.

Но допустим, Наталья "не удалась", пьет, дерзит. Но чем же "провинилась" Людмила? Васса прекрасно видит, что около нее вьется матрос Пятеркин (который говорит: «Людмилка тогда поймет обстоятельство игры, когда уже поздно будет» ). А что же «безумно любящая» мать? Она вскользь бросает "слабоумному" подростку, что Пятеркин может ей «ребенка сделать». Вот и вся забота.

Железновы и Храповы

Психопатка Васса или травматик? Сама она говорит, что ее поведение - "от обиды". И действительно, обижаться ей есть на что. К ней жестоко относился муж. Васса сама рассказывает за чаепитием о своих унижениях:

"Отца полюбила я, когда мне еще не минуло пятнадцати лет. В шестнадцать - обвенчались. Да. А в семнадцать, когда была беременна Федором, за чаем в Троицын день - девичий праздник - облила мужу сапог сливками. Он заставил меня сливки языком слизать с сапога. Слизала. При чужих людях. А нашу фамилию Храповых - люди не любили.

Родила я девять человек, осталось - трое. Один родился мертвый, две девочки - до года не выжили, мальчики - до пяти, а один - семи лет помер. Так-то, дочери! Рассказала я это для того, чтобы вы замуж не торопились. А помирали оттого, что родились слабые, а слабые родились потому, что отец пил много и бил меня часто" .

И все же, беда Вассы - родом из ее родительской семьи. Достаточно скупой фразы - "Храповых люди не любили". О том, каковы Храповы, говорит и образ Прохора. Из какой семьи мог выйти такой человек? Только из очень нездоровой. Поэтому Васса - совершенно "достойная" дочь своих родителей и сестра своего брата.

Таким образом, в нынешнем поколении Железновых соединились два психопатических клана...

А еще обратите внимание: Васса якобы отговаривает дочерей от замужества. Мол, поэтому и рассказываю вам про издевательства отца. В то же время она принуждает мужа выпить яд под предлогом, что иначе дочерей никто замуж не возьмет. А сама предоставляет дочерей самих себе, прекрасно понимая, что может сложиться так, что замуж им выйти попросту придется... В общем, сплошные противоречия.

«Блаженная» Людмила

В тэгах я указала «бланкинг». Напомню, что это означает «гашение» человека. Мне кажется, что Васса именно «гасит» своих дочерей. И они спасаются кто чем может.

Наталья начинает протестно пьянствовать. Людмила уходит в болезнь. И то, и другое поведение — надрывный крик: «Мама, обрати на нас внимание! Мы здесь, и мы твои дочери!»

Но Васса обходится с ними как с мебелью. «Не вникает». Наталья дерзит ей - Васса парирует. Людмила ластится - Васса ее просто «отодвигает». Не слушает и не хочет слышать.

Людмила. Здравствуй, мама Вася! Милый мой, удивительный сон видела я, удивительно красивый...
Васса (целуя ее). Для тебя, Людок, и явь хороша.
Людмила. Нет, послушай...
Васса. За обедом расскажешь.
Людмила. Там Натка смеяться будет, или еще кто помешает, или я забуду. Сны ужасно легко забываются. Ты здесь послушай.
Васса. Нет, Людок, иди! И пришли мне Лизу живенько.
Людмила. Ах, боже мой! Какая ты сегодня недобрая!

Васса. Ты, Люда, поди-ка помоги Лизе убраться в комнатах.
Людмила . Я хочу с тобой побыть. Что ты меня все толкаешь куда-нибудь?
Васса. Дела, Людок, хозяйство.
Людмила. Хозяйство, хозяйство! А для дочери и нет времени, ни минутки!
Васса. Вот буду чай пить - придешь, поговорим, а теперь - иди!
Людмила. Плакать хочется от этого. Я ведь знаю - ты будешь дядю Прохора ругать за то, что он папу распутным зовет, знаю!
Васса (гладя голову дочери, провожает ее к двери). Распутный, это... не обида. Распутный - распутывает. Кто-нибудь напутал, а он распутывает. Вот я - всю жизнь распутываю путаницы разные...
Людмила . Это ты шутишь! Я ведь знаю, что такое распутный! Вот дядя Прохор.
(Васса хочет закрыть дверь за ней.)

Людмилино "слабоумие" - это спасительное экзальтированное отрицание. Ее психика отказывается признавать тот факт, что ее мать жестока и не любит ее. Называя Вассу «человеческой женщиной», Людмила погружается в свои фантазии о хорошей, доброй маме. Она заставляет верить в это и себя, и других.

Людмила. Она тебя любит.
Наталья . Мучить любит.
Людмила. Ты сама ее мучаешь.
Наталья. Ну и я.

"Васса жаждет любви"

Деструктивность Вассы не вызывает сомнений, но по какой-то непонятной причине у таких, как она, всегда находятся защитники, которые "видят глубже" и "не только плохое". Одна из них - народная артистка Серафима Бирман (на фото слева), исполнительница роли Вассы в театре.

"Горький не был бы великим реалистом, если бы счел и показал Вассу только зверем, без единства и борьбы противоположностей. Он — великий живописец словом, великий мастер светотени. Кому дал слово Горький в защиту Вассы? Выслушаем этого свидетеля!" - пишет Бирман в книге "Путь актрисы".

Этим "свидетелем" Бирман видит Людмилу и приводит отрывок из диалога девочки с Рашелью, матерью Коли:

«Людмила. Вот видишь — весна, мы с Васей начали работать в саду. Рано утром она приходит: “Вставай!” Выпьем чаю и — в сад. Ах, Раша, какой он стал, сад! Войдешь в него, когда он росой окроплен и весь горит на солнце… как риза, как парчовый, — даже сердце замирает, до того красиво!.. Вот и работаем, молча, как монахини, как немые. Ничего не говорим, а знаем, что думаем. Я — пою что-нибудь. Перестану, Вася кричит: “Пой!” И вижу где-нибудь далеко — лицо ее доброе, ласковое…»

Свидетельству Людмилы можно было бы не придавать серьезного значения, ведь Людмила — «Блаженная ты у нас… Выродок… Ни на кого не похожа!» (По мнению Натальи.) Людмила — «вроде слабоумной» (с горечью констатирует Васса). Но особое зрение сообщено драматургом Людмиле: не видит она того, что видят все, а проникает взором в то, что недоступно зрению разумных.

Людмилу в раннем детстве какой-то дикой выходкой напугал отец. Странное действие это произвело на душу девочки: она перестала видеть, как темна, как страшна жизнь железновского дома, она примечает только красивое, доброе: парчовый сад, ласковое лицо матери. «Человеческую женщину» распознала, учуяла Люда в той, в ком другие не признавали ничего человеческого.

Правду о Вассе, глубочайше от всех и от самой Вассы захороненную, прозревает Люда — «полудитя», «вроде слабоумной», Люда, умудренная любовью к своей «маме Васе». Я смею думать, что Горький доверял свидетельству Люды, — так велика ли моя (актрисы) вина перед автором, если я признаюсь, что, ненавидя Вассу такой, какой она стала, какой ее сделал капиталистический строй, горячо люблю ее — ту, какой, при иных условиях жизни, она могла бы стать?

Я вижу в Вассе не только зверя, я вижу в ней человека, пусть искаженного, пусть растленного «чистоганом», но все же человека".

Эх, Серафима Германовна, звучит очень оптимистично, да только не прозревает Людмила "правду о Вассе", а защищается от этой правды. Защищается "слабоумием", идеализацией жестокой, равнодушной матери.

И нет в пьесе такого, что Горький изо всех сил намекает нам на "другую" Вассу. Именно, что он реалист и показал то, что показал, а не что-то другое.
Горький дает оценку Вассе устами многих героев. Рашель называет ее «звериным сердцем» и «преступным типом человека». Вхожий в дом сотрудник пароходства Евгений говорит Наталье, что «мать любит дразнить людей».

И Васса, что характерно, согласна с этими характеристиками! Она сама говорит: «Я людям — недруг». Прямо она говорит и о своих желаниях:

«Я тебе скажу, чего я хотела, вот при дочерях скажу. Хотела, чтоб губернатор за мной урыльники выносил, чтобы поп служил молебны не угодникам святым, а вот мне, черной грешнице, злой моей душе».

На протяжении всей пьесы Васса не сказала ни одного теплого слова, ни сделала ни одного доброго поступка. Она отравила мужа, отняла у невестки-революционерки сына, а для верности - донесла на нее в полицию. Она с безразличием (как минимум) наблюдает за деградацией Натальи и отчаянием Людмилы. Все это не помешало Серафиме Бирман "видеть иначе" и в последней сцене выходить на сцену с цветущей веткой вишни, что есть чистой воды отсебятина.

"Васса, по моему убеждению, жаждет любви. Так много ненависти в Вассе именно потому, что так голодна она любовью.

Так, например, я всей душой чувствовала, что Васса — мать, шальная, недальновидная, безответственная, но мать. Мне не удалось это доказать в спорах с людьми, державшимися другой точки зрения. Но тогда, когда я несла на своих плечах тяжелую судьбу этой женщины, боль материнского сердца испытывалась мной пронзительно.

«На что он мне годен, больной?» — грубо откликается Васса, узнав от Рашели о смертельной болезни Федора. Но знаю, что она лжет на себя: ведь не только наследник, голова всего хозяйства, «сгорает», — «сгорает» Федя, ее сын, первенец".

Вот что нам дорого обходится - преступный оптимизм, когда мы меряем поступки психопатов своими категориями, когда приписываем им чувства, подобные нашим. "Лжет на себя", "она не могла, она мать". Мать-то мать... Но матери бывают разные. Бывают и так называемые "мертвые убивающие"...

PS Нужно ли разместить теорию о том, что такое "мертвая убивающая мать"?

PPSS Предлагаю обсудить и других героев Горького: хороших и плохих.

Кнут не Бог, а правду сыщет (Пословица)

Васса прошла от конторы до своего дома, по пути проверяя запертые изнутри двери промысловиков. Опять те же самые бездельники не вышли на работы. Дойдя до дома, Васса поднялась на крыльцо, прошла в сени. Что такое? И её дверь заперта изнутри. Она же, когда уходила в контору, оставила дверь открытой, растормошив мужа. Тот, правда, выразил недовольство. Оно и понятно - пришёл с промысла поздно. Прошлой ночью снимали сети на Волге - улов был хороший. Пока сдавали рыбу, пока взвешивали, принимали, подписывали накладные - прошло полночи. Потом отметили как полагается. Но это же не означает, что утром надо дрыхнуть, когда вся Слобода на ногах.

Говорят, немцы уже на подступах к Москве. Но наши войска отчаянно и героически сопротивляются. Стране нужны продукты, хлеб. Уборка в разгаре. А эти спать изволят. Практически, с каждого слободского двора мобилизовали мужчин. Остались только дети, старики, да такие, как муж Вассы Петровны - с бронью. И то, только до окончания навигации на Волге.

Васса ещё раз подергала дверь, попинала ногами, обутыми в тяжелые кирзовые сапоги. Муж не отзывался. Неужели так крепко спит?! Васса постояла в задумчивости несколько секунд, окинула взглядом сени - словно в поисках чего-то, зацепила взглядом плётку висящую на большом гвозде, ещё раз пнула сапогом в дверь и вышла во двор. По левой стороне обошла дом, подхватив по пути старую табуретку, подошла к окну, чтобы заглянуть в комнату. Ее рост, хоть и немаленький, не позволял это сделать с земли, поэтому она встала на табуретку. Приставила к стеклу ладони лодочкой, прижалась к ним лицом и заглянула внутрь. Лучше бы она этого не делала. Такая мысль мелькнула тотчас в голове у Вассы. Ей хватило одного взгляда, чтобы понять происходящее внутри.

Тем же путём женщина вернулась в сени. Все это проделала молча, но чувствуя как внутри у неё вскипает гнев, обида, досада и ярость одновременно. Сдёрнула с гвоздя плётку, и пошла обратно к окну.

Плётка, которую держала в руках Васса, была, вернее сказать, нагайкой. Настоящей донской нагайкой. Дед Вассы был донским казаком. Свою нагайку покойный дед хранил как зеницу ока. Как невозможно представить человека без воздуха, так и казака - без нагайки. Очень любил ее и умело пользовался. Внушал внучке, что настоящий казак никогда не станет бить коня нагайкой. Это так, «мухобойка» - мух и слепней от лошадиного крупа отгонять.

Другое дело - в бою, или для самозащиты. Учил внучку правильно держать нагайку. Как наносить удары, как обороняться. Со временем Васса научилась неплохо управляться дедовой нагайкой. И уже отличала удар «с отдачей» от удара «с оттягом», не путала «шлепок» и «щелчок». Дед не мог нарадоваться: есть кому передать казацкие знания и традиции. Сын-то пошёл по «партейной» линии, ему эти традиции не нужны, будь он неладен.

Не напрягай плечо, - кричал тонко и с задором, дед.-Вперёд подавай. Охватывай концом. Вот так...

Они ставили во дворе чучело, набитое соломой, и тренировались на нем.

Охватил - заваливай! -учил дед. С довольным видом садился на большое полено, закуривал свой пахучий самосад, и хитро щурился через дым на внучку.

Особенно удавались у Вассы щелчки. От этого громкого звука нагайки пугались куры, деловито разыскивающие среди камушков и травы, только им понятные вещи; громко начинал лаять старый пёс, мирно дремлющий рядом со своей конурой. Особенно возбуждал щелчок крупного индюка. Его красно-синее ожерелье под горлом багровело; пальцевидный нарост, свисающий со лба, подтягивался; перья на хвосте распушивались; крылья расходились чуть в стороны, и не маленький по размеру индюк превращался в огромный шар из перьев. И... как закулдычет!

Больше всего нравился Вассе этот смешной клёкот индюка. И она носилась по двору за индюком, при этом птица возвращала свой обычный вид, догоняла - раздавался щелчок донской нагайки, клёкот, и все повторялось заново...


Донские нагайки, в отличие от кубанских или уральских, не мастерятся в виде цельного хлыста. Нагайка состоит из двух отдельных частей - рукояти и собственно, плети, которые крепятся друг к другу колечками из металла. Такой способ присоединения существенно расширяет возможности нагайки и позволяет наносить ею более мощные удары. Для удобства ношения или крепления плетки к перевязи, к оголовку крепится большая петля – темляк. На тонком конце плети крепится округлый кусок кожи - шлепок, предназначенный для смягчения удара. Иногда, шлепок изготавливается в виде кожаного мешочка. В этом случае, туда можно вкладывать металлический утяжелитель. Тогда уже - это будет настоящая боевая нагайка.


Ну, будя!- не выдерживал дед. -Хватит дразнить бедную птицу. Делом лучше займись!

Так, я и занимаюсь делом, дед!- смеялась Васса.- Тренирую удар с щелчком.

Баловство это, а не удар! А ну становись к чучелу! Покажи удар с оттягом справа и слева.

Ну, де-еед, - протянула Васса. - Может не будем на чучеле?! Опять изрежу с оттягом-то. Мамка ругаться будет. Говорит: «Всю одёжу старую извели на своё чучело».

Васса! Не нервировай меня! Давай учись. Меня не будет - кто тебя научит? А на чучело мы мешок наденем. Сделаем дырки для головы и рук, и наденем. Покажи удары - порадуй деда. Сто справа, сто слева. Да, чередуй: справа-слева, два раза справа, один - слева, два раза слева, один - справа. Справа-слева. Дай щелчок- напужай противника. Справа-слева...

Давно уже нет деда, мамка тоже оставила этот бренный мир. Отец на фронте - полковой комиссар.

Замуж вышла Васса перед самой войной. Сергей работал в рыбной артели. Видный, высокий, чернобровый. Васса прибегала на берег, когда артельщики возвращались с уловом. Она любила смотреть как люди работают - такие сильные, красивые, веселые. С легкостью таскают тяжелые ящики с рыбой. При этом, везде раздаются шутки-прибаутки. Словно не тяжелый труд выполняют, а игру какую играют.

Особенно ей нравился Сергей - бригадир артельщиков. От него исходила мужественность, основательность и задор. К нему необъяснимо тянуло молодую девушку. Видимо, и он замечал черноволосую девчонку, которая каждый раз, при возвращении бригады с Волги, ожидала на берегу, сидя на перевёрнутой лодке. От такого внимания он крякал, крутил свой чёрный ус и весело подмигивал Вассе. Девушка краснела, но не убегала.

Ты, Васса, совсем из ума выжила. - предупреждали подруги. -Ты на кого глаз положила? Это же Сергей - первый бабник в артели. У него таких, как ты, в каждой деревне по-нескольку... Как говорится «поматросит, и бросит».

Да что вы, девчонки?!- отнекивалась Васса.- Я просто... Нравится смотреть как артельщики работают.

Знаем мы: кто на кого смотрит! Смотри, Васса, нахлебаешься с ним...

В первый раз поцеловались с Сергеем через месяц - Васса была строга с ним. Близко даже не подпускала. Сергей, не то что поцеловать - обнять не мог. Только лишь во время танцев мог касаться до девичьего стана. Сергею, привыкшему к постоянному вниманию со стороны женской половины, было досадно от того, что Васса не подпускает к себе близко. Но он терпел - старался угождать упрямой девчонке - уж больно хороша. Он даже поспорил с ребятами из своей бригады, что красавица-девушка непременно будет его трофеем. Но время шло, а «воз и ныне там». Артельщики стали даже подтрунивать над ним.

Не бывать тому, что Васса будет твоей, Сергей! Плакали твои денежки.

Сергей злился, но виду не подавал:

Ещё не вечер, мужики...

Осталась неделя до отведённого срока.

Да, знаю я!

Серёжа ужом вертелся перед Вассой, но та была неприступна. Согласилась поцеловаться только тогда, когда Сергей применил последний довод - обещал жениться. Сергей полагая, что дело решённое, в следующую встречу перешёл к более решительным действиям, но тут же получил коленом между ног.

Ещё раз подобное допустишь, не приду больше на свидание!- сказала Васса, и круто развернувшись на каблуках, побежала к дому.

«Ну что за девка?! Что она кочевряжится? Вижу ведь, что нравлюсь ей», - думал Сергей ей вслед, морщась от боли.

Сергей проиграл пари. Через год он женился на Вассе. А ещё через два месяца началась война. К тому времени Васса, как секретарь комсомольской организации, включилась в трудовые будни артели. В колхозах не хватала людей - все мужчины ушли на фронт. Ей часто поручали организовать трудовые десанты из числа артельщиков, пока их не мобилизовали на фронт.

Но молодую девушку не особо жаловали, ссылаясь на то, что у них своя работа, свой план надо выполнять. Только благодаря мужу ей удавалось организовывать людей. Бригадира артельщики уважали. А к этой девчонке относились с презрением, если не сказать: со злостью, несмотря на то, что она жена бригадира. Оно и понятно: приходишь с Волги уставший, поздно ночью, не успеешь глаз сомкнуть - пигалица эта тут как тут. Мол, сети снимать только вечером пойдёте - надо на колхозном току помочь. Вот, вместо того, чтобы отдохнуть по-человечески, по хозяйству дела поделать, приходится ехать с этой комсомолкой.

Васса встала снова на табуретку, открыла окно - оно не было закрыта на щеколду - скинула сапоги и забралась в комнату.

На кровати, нагло ухмыляясь в усы, сидел полуодетый муж, а за его спиной, прикрывая груди сорочкой, пряталась Валентина. Валентина, не далее как неделю назад, получила похоронку на мужа. Не успела свои вдовьи слёзы утереть, гляди-ка ты, уже в чужую постель прыгнула.

Ты что так рано пришла?-спросил Сергей развязно. Он также нагло продолжал смотреть на Вассу, ухмыляясь в свои чёрные усы.

Васса ничего не ответила. Лишь коротко взмахнула дедовой нагайкой, и на лице Сергея, по диагонали, ото лба - через наглые чёрные усы - к подбородку, кроваво проступил рубец. Сергей вскрикнул, откинул назад голову, ударившись затылком под глаз Валентины, и завалился на кровать. Валентина схватившись за лицо упала на него. Второй удар нагайки пришёлся на её округлые плечи и спину. К стону мужчины присоединился вой женщины.

Вон!- крикнула Васса.-Вон из моего дома!

Валентина, не переставая выть от боли и стыда, вскочила с кровати, схватив свою одежду, выбежала из дома. Васса проводила взглядом её дебелое тело с кровавым подтёком на спине, и повернула голову в сторону Сергея.

Тебя это тоже касается, - тихо сказала она ледяным тоном. - Вон из моего дома! Собери свои вещи, и больше не показывайся мне на глаза.

Сергей молча лежал на кровати, держась руками за лицо. Васса хотела ещё что-то добавить, но раздумала. Повернулась к окну, и вышла тем же путём, что зашла - к своим сапогам, ожидающим ее на табуретке.

Сергей ушёл добровольцем на фронт. Всеми правдами-неправдами добился снятия брони, и через три дня его бригада уже работала без него. Больше он не появился в здешних краях - то ли погиб в боях, то ли пропал без вести, то ли просто не захотел возвращаться.

Кстати, когда Сергей ушёл на фронт, лихие артельщики решили проучить или отомстить за своего бригадира. То ли по собственной инициативе, то ли Сергей их надоумил перед отъездом - осталось тайной. Подстерегли вечером у лодочной станции. Трое их было. Давно зарились на эту красавицу.

Ну, здравствуй, красавица!- сказал один из них. - Что ж так одна ходишь по вечерам. Теперь тебя некому защищать. Мужа выгнала, да на фронт отправила...

А нешто мы не защитники?!- воскликнул глумливо второй. - Давай, проводим тебя до дому?

За одно и заночуем, - хохотнул третий.- Примешь нас, Васса?

Они пружинящими походками приближались к Вассе. И пришлось им испытать на своих шкурах, что такое донская боевая нагайка. После случая с Сергеем, то ли по наитию, то ли по другому промыслу, Васса вложила в шлепок нагайки свинцовую пластину. И вот - пригодилась. Она не дала им подойти близко. Три удара с оттягом, справа-слева-справа - как учил дед - и три извивающихся тела на земле.

После этого случая, к Вассе приклеили прозвище «Железная». Возможно, по аналогии с героиней пьесы Горького «Васса Железнова». Как бы там ни было, артельщики, при виде её, переходили на другую сторону улицы.

А Васса... Васса Петровна всю жизнь проработала председателем колхоза. Никогда не расставалась со своей нагайкой. Как настоящий казак, носила за голенищем сапога. Ох, и доставалось некоторым, иной раз, от этой нагайки. Только держись!

Но это уже другая история.(с)

Видео, для сведения, о работе с боевой нагайкой:

Необходимое добавление: Васса Петровна с плетью - реальный персонаж, проживавший в Рыбной Слободе Татарстана. Любые другие действующие лица рассказа - плод фантазии автора, и любое сходство с реально существующими людьми или организациями – не более чем случайное совпадение. Ах, да - пьеса Максима Горького «Васса Железнова», тоже существует. Рекомендую к прочтению.

Значение слова ВАССА в Современном толковом словаре, БСЭ

ВАССА

Алонская (ум. 305 или 311), христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Максимиана вместе с тремя сыновьями. Память в Православной церкви 21 августа (3 сентября).

БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАССА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАССА
    Васса - преподобная Псково-Печерская, умерла около 1473 г., погребена в псковском Печерском …
  • ВАССА ВАСИЛИСА
    (в иночестве Феодора) — св. княгиня Нижегородская. Память ее празднуется в день смерти, 16 апр., и еще 28 марта, в …
  • ВАССА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобная Псково-Печерская, † около 1473 г., погребена в Псковском Печерском …
  • ВАССА в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАССА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Васса Псково-Печерская (+ ок. 1473), преподобная. Память 19 марта, в Соборе Эстонских святых …
  • ВАССА АЛОНСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Васса Алонская (+ 305 - 311), мученица. Память 21 августа. Мученица Васса с …
  • ФЕОДОРА (АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА, ВАССА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодора - преподобная, княгиня, дочь тверского боярина, в миру Анастасия (Васса) Ивановна, была замужем за князем Андреем Константиновичем Нижегородским. …
  • ВАССА (ВАСИЛИСА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Васса (Василиса), во иночестве Феодора - жена нижегородского князя Андрея Константиновича. По смерти мужа (1365), раздав имущество и отпустив …
  • ВАССА, СВ. КНЯГИНЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или Василиса (в иночестве Феодора) ? св. княгиня нижегородская. Память ее празднуется в день смерти, 16 апреля, и еще 28 …
  • ФЕОГНИЙ ЕДЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феогний Едесский (+ 305 - 311), сын мц. Вассы, мученик. Память 21 августа …
  • ПИСТ ЕДЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пист Едесский (+ 305 - 311), сын мц. Вассы, мученик. Память 21 августа …
  • АГАПИЙ ЕДЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Агапий Едесский (+ 305 - 311), сын мц. Вассы, мученик. Память 21 августа …
  • САЗОНОВА НИНА АФАНАСЬЕВНА
    (р. 1916/17) российская актриса, народная артистка СССР (1977). С 1938 в Центральном театре Советской (ныне Российской) Армии. Характерные, комедийные (Клава …
  • ПАШЕННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (1887-1962) российская актриса, народная артистка СССР (1937). Дочь Н. П. Рощина-Инсарова, сестра Е. Н. Рощиной-Инсаровой. С 1907 в Малом театре. …
  • ЧАВЧАВАДЗЕ ТАМАРА ИРАКЛИЕВНА
    Тамара Ираклиевна , грузинская советская актриса, народная артистка Грузинской ССР (1943). В 1922 ещё студенткой …
  • ТОМБЕРГ ЕЛИЗАВЕТА СТЕПАНОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елизавета Степановна [р. 15(28).1.1909, село Войскорово, ныне Тосненский район Ленинградской области], карельская советская актриса, народная артистка СССР (1959). В 1932 …
  • СТУРДЗА-БУЛАНДРА ЛЮЧИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sturdza-Bulandra) Лючия (25.8.1873, Бухарест, - 19.9.1961, там же), румынская актриса, театральный деятель, народная артистка СРР (1951). В 1898 дебютировала на …
  • СТЕПАНОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мария Николаевна (р. 19.1(1.2).1916, с. Куйта Аларского района Иркутской области), бурятская советская актриса, народная артистка СССР (1976). Член КПСС с …
  • САЗОНОВА НИНА АФАНАСЬЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нина Афанасьевна [р. 25.12.1916(7.1.1917), г. Кимры, ныне Калининской области], русская советская актриса, народная артистка СССР (1977). В 1938 окончила театральное …
  • РАНЕВСКАЯ ФАИНА ГРИГОРЬЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Фаина Григорьевна [р. 15(27).8.1896, Таганрог], советская актриса, народная артистка СССР (1961). Училась в частной театральной школе. Сценическую деятельность начала в …
  • ПАШЕННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вера Николаевна , русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Из актёрской семьи Рощиных-Инсаровых. …
  • МУРАДОВА СОНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сона (р. 31.12.1914, аул Херриккала, ныне Геок-Тепинского района Туркменской ССР), туркменская советская актриса, народная артистка СССР (1955). Член КПСС с …
  • МАСАЛЬСКАЯ НИНА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нина Николаевна [родилась 5(18).1.1901, Пенза], русская советская актриса, народная артистка СССР (1960). Окончила драматическую студию под руководством М. В. Зениной …

Юрий Симонов, Александр Немировский "Как искать спутницу жизни"

ЭКСПАНСИЯ СТРАСТИ: Сенсорно-логический экстраверт

Псевдонимы: "Македонский", "Маршал", "Жуков"

Наш вариант: "Васса"

Мое дело - в моих руках.
И никто мне помешать не может,
и застращать меня ничем нельзя.

Максим Горький, "Васса Железнова"

Женщина-маршал! Звучит по меньшей мере неординарно, но выглядит весьма впечатляюще. От природы Македошка наделена хорошим здоровьем и ладно скроенной фигурой. Одевается разнообразно, но всегда добротно. Пристрастий к определенным цветам не питает, но предпочитает насыщенные тона. Признаемся откровенно: как бы шикарно ни одевалась Васса, она никогда не станет похожей на "леди", а ее шаги даже в самых легких туфельках будут напоминать мерную поступь командора.

Затраты энергии на знакомство с представительницами этого типа невелики. Если вы ей "показались", она сама пройдет две трети пути, как легендарные монахини, копавшие подземный ход в мужской монастырь. Для улучшения взаимопонимания желательно испросить совета по какой-нибудь сложной проблеме. Даже совсем юная Македошка с удовольствием поделится своим опытом. Кроме того, этим незамысловатым приемом вы убиваете двух зайцев: получаете не только достойную соратницу в делах, но и не менее достойную любовницу. Важное предостережение: не дай Бог опоздать на свидание или не выполнить ее указаний с предыдущей встречи...

Работать Маршалица будет всегда, независимо от финансового состояния супруга (любопытно наблюдать, с каким поистине сексуальным вожделением она трудится). Делая карьеру, ставит реальные цели, прямые, как стрела на карте: закончить - защитить - создать - расширить. Предрасположенность к руководящей работе у нее в крови. Она в избытке обладает такими "сугубо мужскими" качествами, как упорство, целеустремленность и работоспособность. Став руководителем и обзаведясь реальными атрибутами власти, Васса не преминет напомнить сотрудникам об их "совковости" и отсутствии инициативы (но как раз лишней инициативы и не потерпит). Хорошо оценивает возможности (но не характер) людей, что позволяет ей правильно распределить задачи и с каждого потребовать "по способностям". Любит покровительствовать юным и начинающим, но будьте уверены - за это придется расплачиваться. Прекрасно завязывает деловые контакты и не склонна делиться ни славой, ни прибылью. Неудивительно, что Маршалица часто достигает успеха в бизнесе. При этом она демонстративно отрицает, что успех явился следствием ее женской привлекательности. Сомневаться в этом не рекомендуем, даже если вы только что, не успев прийти в себя после бурной ночи, уступили ей контрольный пакет акций.


Вот так, ненавязчиво, мы перешли на описание личных отношений. (О "среде обитания" Македошки говорить не будем - живет она в своем офисе, а домашний уют обеспечивает домработница или муж.) Васса способна на длительный союз, но требование верности для нее не главное - слишком уж она привыкла получать все, что ей понравится. Правда, и к вашим приключениям отнесется достаточно терпимо, но только если сочтет соперницу подходящей парой для вас. Если же супруг (равно как и фирма, где она работает) перестанет соответствовать ее планам и не успеет выйти на заданный рубеж, Маршалица без малейших сантиментов распрощается и с тем и с другим. Какие бы то ни было привязанности при этом не принимаются во внимание. К домашним относится сурово, но не допустит, чтобы так же к ним относился кто-нибудь посторонний.

Оказавшись у вас в гостях, Васса нисколько не смущается предстоящими пикантными перспективами, а по-деловому прикидывает варианты перестановки мебели. В сексе предприимчива и напориста, рассматривая его как одну из форм установления контроля. Любимая поза - "наездница", стандартная команда подавленному партнеру: "Не двигайся! Я сама". Действительно, весь путь к "вершине" Маршалица способна пройти самостоятельно, и к своему оргазму продвигается буквально как танк. Именно этот социотип поставляет наибольшее число женщин, которых озабоченные мазохисты называют в объявлениях "строгая госпожа".

Любые жизненные проблемы Македошка переживает стойко, но может всерьез расстроиться по пустякам (в нашем мужском понимании), например, из-за сломанного ногтя или порванных колготок. Не удивляйтесь - это всего лишь часть имиджа Вассы, которая порой тоскует по эдаким "этическим глупостям". Увы, в самом милом ее ворковании всегда слышна отдаленная канонада. Ваша же задача - вовремя заметить приближение раскатов и приготовиться к неизбежному... Решение о разрыве Васса примет без вашего участия, все заранее спланирует и доведет до конца. Те, кто тоскует по "твердой руке", могут надеяться на ее возвращение только в одном случае - если смогут "круто подняться". Зато если Македошке вдруг захочется вспомнить прошлое с покинутым партнером, она это сделает, не сообразуясь с его желанием.

Питаю страсть к сильным личностям, даже если они неоднозначны. Интересны судьбы, люди, сплетение характеров и почерк Бога во всем этом: затейливый, непредсказуемый.
Недавно пересматривали фильм ВАССА Глеба Панфилова с великой Чуриковой в главной роли.
Для меня этот фильм притягателен вдвойне. Чурикова - одна из моих любимых актрис. Женщина невероятного таланта, чувствительной и глубокой души, потрясающей внутренней красоты. Известная актриса и счастливая жена. Человек с чистым колокольчиком внутри. О ней, наверное, надо бы отдельный пост. Сейчас только цитата:
"Как вы определяете свою тему в искусстве? — Как размышление о женщине: ее жизни, ее проблемах. О том, зависима она или нет, каким образом выходит из сложных жизненных обстоятельств. Так или иначе, но все мы в них попадаем, а вот выходим — каждая по-своему. Почему? Да потому, что мы разные! Мне ближе женщины, которые в любых обстоятельствах сумели сохранить достоинство. Согласитесь, они вызывают уважение."
Один из таких сложных персонажей, сохранивших самоуважение - Васса Железнова, героиня пьесы Горького, ставшей основой фильма. Скажу откровенно: Васса Горького и Васса Панфилова - это две разные героини. Горький, человек внутренне хрупкий, несмотря на революционную закалку, сомневающийся, возможно, даже слабый - в Вассе видел чуть не исчадие ада. Буржуйку и кровососку, которая идет по трупам, эксплуатируя несчастный народ, и наживаясь на нем. Такая зловещая фигура эта Васса у буревестника революции.
А вот Панфилов, супруг Чуриковой, сильный, уверенный человек и талантливейший режиссер, увидел другую ВАССУ. Героиню своего спорного времени. Глыбу, скалу, которая в самых идиотских ситуациях умела держать удар.
Васса Храпова в юном возрасте выходит за гулящего мужчину двадцатью годами старше - Сергея Железнова. Проходит через трудное супружество: побои, измены, мотовство мужа. Рожает девять детей, из них выживает трое. Старший мальчик идет в революцию, а две девочки с нею в доме. С нею и с мужем, которому грозит каторга за растление малолетних. Васса пытается отмазать мужа безумными взятками, но бесполезно. Ситуация тупиковая: муж под суд, семье позор навсегда, дочерям вовек не видать женихов. Кто ж женится на дочери каторжника? Васса настаивает, чтобы муж покончил с собой. У него нет будущего, а будущее дочерей можно спасти, не доводя дело до суда, до огласки.
Между всеми этими делами Васса управляет флотилией. Грузовое пароходство в ее твердых руках. Муж об этом, похоже, вообще не имел ни малейшего представления. Она же знает все до мелочей: и сколько получают грузчики, и каким пайком их надо кормить. Нет, не жаба она вовсе. В ее разговорах, конечно, нет лишних сантиментов. Но дело свое она знает крепко, а поскольку дело ее зависит от людей, то и о них она заботится в рамках ее разумения.
Васса воспитывает внука, сына беглого революционера Федора. Воспитывает в своем духе, хозяйском: "Коленька, видишь река? Это Волга, кормилица наша, ты ее береги, ты люби ее. Коленька, а чей это пароход? Не наш - а твой! Наше - все равно, что ничье. Это твой пароход, учись говорить "МОЙ"!
Рашели, невестке, которая хочет забрать внука, Васса не отдает ребенка. Рашель тоже в революции, она спасается от полиции и ездит с пистолетом в сумке. Федор Железнов, сын Вассы, умирает от туберкулеза. Маленькому Коле Железнову грозит жизнь за границей, у чужих людей. Или вечные скитания с матерью, возможно, тюрьма. Васса не отдает Колю. А когда невестка пытается настоять, потихоньку сдает ее полиции. Спасая внука - возможно, единственного человечка, в котором может продлиться купеческая династия Железновых. Владельцев пароходов.
Девочки не в счет. До них вообще никому нет дела. Так и живут они, как два беспризорных растения в шикарном доме. Вкривь и вкось растут. Без ухода, без ласки, без внимания. При бестолковом папе они распущенны и беззащитны одновременно. При занятой маме они недолюблены, несогреты.
Маме, Вассе Железновой, не до того. Она ворочает большими делами: решает проблемы мужа, строит и спускает на воду пароходы, считает деньги и заключает контракты. У нее почти нет сил и времени на эмоции. Ей нельзя расслабиться ни на минуту, потому что опереться не на кого.
Горький описал трагический финал пьесы. Насколько я понимаю, мораль в том, что нечестивцам - нечестивая смерть. В трудное время Вассу оставляют и предают все. Не владея даром любви к окружающим, она и к себе особой любви не вызывала.
Эта героиня - не про любовь. Она про достоинство. Про силу характера. Иванов сказал, что такая Васса в 21 веке была бы владелицей не одной флотилии...
Эта героиня, неоднозначная, и все же вызывающая уважение - про плату. Про то, что выбирая мужской путь, власть, деньги, женщина платит женской долей. Теряет какое-то тонкое предназначение, счастье, улыбку, веселые глаза и легкую походку.
Васса могущественна даже в своем финале.
Она не вызывает жалость - она вызывает сожаление , может быть, сострадание.
Она не вызывает любовь и симпатию. Она вызывает восхищение и уважение.
Маленькая хрупкая женщина с большим и сильным характером.
Но лично я бы не хотела быть на нее похожей.
Скалой приятно любоваться издалека...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: