Ватикан собор. Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме

Последние изменения: Март 7, 2019

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая большая церковь в мире используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.

Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.

Константиновская базилика

Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.

Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.

На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.

Интерьер Константиновской базилики на фреске Рафаэля «Пожертвование Рима» в зале Константина в Музеях Ватикана

Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра. В 1452г., проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время.

Возможно Вас заинтересует:

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.

В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

Проекты собора Святого Петра в плане

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

Слева направо: Донато Брамантэ, Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци, Джулиано да Сангалло, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерно

С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

Внутренний вид купола в Соборе Святого Петра

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

На что обратить внимание при посещении

Собор Святого Петра в Риме поражает воображение каждого, кто впервые переступает порог этого грандиозного сооружения. Под сводами главного христианского храма находятся бесценные произведения искусства, которые стремятся увидеть приезжающие со всего мира путешественники, туристы и паломники. Однако, ограниченные во времени, многие не успевают в полной мере насладиться многовековым наследием прошлого. В этом коротком разделе статьи наш сайт сайт предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами, на которые стоит обратить внимание при посещении базилики в первую очередь.

Пьета Микеланджело

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптурная композиция Пьета, выполненная выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.

Скульптура была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нем заговорили не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях. Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе собора Святого Петра и защищена стеклом.

Капелла Святого Себастьяна

В правом нефе базилики расположена еще одна примечательная часовня, посвященная Святому Себастьяну. Здесь расположена гробница Папы Римского Иоанна Павла II, занимавшего Священный Престол в период с 1976 по 2005 год.

В 2011 году, после проведения обряда беатификации, тело понтифика из Священных Грот Ватикана было перенесено в капеллу Святого Себастьяна. В правой части капеллы установлена мемориальная скульптура Папы Пия XI – основателя Ватикана. Именно в период его понтификата, согласно Латеранских соглашений, были определены границы государства Ватикан.

Балдахин Бернини

Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарем собора Святого Петра. Разработанный по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.

Работа над его возведением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях. Долгое время считалось, что используемая для литья бронза была изъята с купола древнего Пантеона, однако это не так – ее доставили из Венеции, а бронзовое покрытие Храма Всех Богов послужило для отливки 80 пушек замка Святого Ангела.

Соломоновы колонны

Колонны балдахина над главным алтарем базилики Святого Петра имитируют форму мраморных Соломоновых колонн. В IV веке император Константин привез в Рим несколько колонн, взятых им, как считается, из второго Храма Соломона, существовавшего на Храмовой горе в Иерусалиме между 586г. до н.э. и 70г. н.э. Они являлись частью интерьера старой базилики Константина и использовались как пергула (разделительная структура пространства храма). Создавая внутреннее убранство нового собора Святого Петра в Риме, Бернини разместил их в нишах четырех больших пилонов церкви.

Кафедра

В центральной апсиде базилики за главным алтарем можно увидеть еще один шедевр Джованни Лоренцо Бернини – кафедру Святого Петра, изготовленную из бронзы и являющуюся ценным реликварием. Внутри грандиозной алтарной композиции хранится одна из главных реликвий собора – оригинальный деревянный трон Первого Папы Римского апостола Петра. Его передал в дар Папе Иоанну VIII король франков Карл II по случаю своего коронования 25 декабря 875года.

Работа представляет собой сложную скульптуру, центральным элементом которой является Трон Петра. Парящий в воздухе, его как бы поддерживают расположенные внизу трона монументальные фигуры великих церковных деятелей, чьи труды повлияли на формирование и развитие Церкви: святых Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Святого Августина.

Бронзовая статуя Апостола Петра

В последнем пилоне центрального нефа находится знаменитая бронзовая статуя Святого Петра, выполненная итальянским скульптором и архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Древняя скульптура изображает восседающего на троне апостола, который своей правой рукой благословляет верующих, а левой держит ключ от Царства Небесного. Паломники, посещающие церковь, относятся к ней с особым почитанием – согласно поверью, считается, что если коснуться его правой ноги и с верой просить исполнения задуманного желания, то оно непременно сбудется. За многие годы правая ступня настолько истерлась, что на ней уже неразличимы пальцы ноги статуи.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

Алтарь Преображения Христова, расположенный в левом нефе, украшен великолепной мозаикой, выполненной по знаменитой картине Рафаэля, являвшейся одной из последних работ художника. На сегодняшний день, сам оригинал картины находится в Музеях Ватикана.

В нашей короткой статье, конечно же, невозможно описать все, что нужно посмотреть в соборе Святого Петра в Ватикане и описать его великолепие. Наш сайт сайт предлагает читателям посмотреть демонстрировавшийся на телеканале «Культура» фильм, отснятый немецкими кинематографистами, где рассказывается об истории базилики, государстве Ватикан, а также о находящихся на его территории уникальных произведениях искусства.


Часы работы и правила посещения

В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

  • Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
  • При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
  • Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.

Купол

Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.

Гроты Ватикана

Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.

Некрополь

Собор Святого Петра в Ватикане: история, архитекторы, фото


Свои первые знания о Ватикане я получила из уроков географии. Запомнился он мне как самое маленькое государство, а ещё тем, что находится он на территории итальянской столицы. Символом Рима по праву считается , ну а центром Ватикана, бесспорно, – Собор Святого Петра.

Купол самой значимой в мире католической церкви возвышается над городом и виден из многих точек Рима. Здесь всегда много как паломников, так и простых туристов. Но, благодаря своим масштабам, ни на площади, ни в самом Соборе нет ощущения скученности.

Немного истории

Если вы, как и я, сторонник пеших прогулок, что крайне желательно в Риме, то сюда можно дойти от других исторических мест. Например, от Фонтана ди Треви дорога займет полчаса, а по пути можно еще раз полюбоваться и Замком Святого Ангела.



От площади Испании также не более 30 минут пешком.


Однако, ввиду близости я бы объединила осмотр Собора и посещение Ватиканских музеев. Но на это лучше выделить целый день, так как от переизбытка прекрасного мозг перестает воспринимать новые красоты. Билеты в музеи следует заказать по интернету заранее, выйдет чуть дороже, но зато избежите длинной очереди и тем самым сэкономите пару часов.

Архитектурные особенности Собора Святого Петра

Архитектурный стиль собора определила эпоха Возрождения и самые именитые мастера барокко. В 1506 году начались работы Донато Браманте, который в оснуву проекта положил свой план храма Темпьетто в Риме. И только в 1626 году собор был освящен папой Урбаном VIII.

Фасад собора

Насколько мне известно, современный вид фасад приобрел в 17 веке, работы велись архитектором Карло Мадерна. Его ширина 118, а высота 48 метров. По карнизу фасада расположены статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов.


В кафедральный собор ведут пять дверей: Дверь Смерти открывается только для похоронных процессий, Дверь Добра и Зла, Дверь Филарете, Дверь Таинств и Святая Дверь, которую размуровывают раз в 25 лет перед Рождеством.

Убранство собора

В длину собор 211 метров, внутри он разграничен на три нефа. Центральный отделен от боковых арочными сводами, и здесь находится алтарь с погребением апостола Петра.


Над ним на высоте 29 метров выстроен бронзовый балдахин работы Бернини.


Рядом установлена бронзовая фигура Петра. По поверью, если подержаться за его стопу, то исполнится задуманное. По истертости стоп можно понять, как часто верующие прикладываются к ним.


Внутри собора насчитываются многочисленные колонны и статуи, алтари и гробницы понтификов, которые, я считаю, сами по себе являются предметами искусства в исполнении Джотто, Бернини, Микеланджело, Торвальдсена.

В правом нефе внимание приковывает скульптура «Оплакивание Христа» (Pieta’) – шедевр молодого Микеланджело, высеченный из единого куска мрамора. На ленте Мадонны надпись гласит «Микеланджело – Флорентиец». Теперь, после серьезных повреждений от рук маньяка в 1972 году, скульптура стоит в корпусе из пуленепробиваемого стекла.


В соборе хранится наконечник копья Лонгина, пронзившего Христа уже на распятии.

Купол

Купол собора – одна из выдающихся работ Микеланджело Буонаротти. Именно он задумал венец собора таким, какой он есть. После его смерти Джакомо Делла Порта внес некоторые изменения, слегка вытянув. Но основная идея – шестнадцатигранное основание – принадлежит Микеланджело.


Посетителям предлагают подняться на смотровую площадку, чтобы посмотреть с высоты на Рим и . Внешняя высота купола составляет 133 метра, внутренняя – 117 метров, внутренний диаметр – 42 метра. На купольном фризе начертаны слова Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…»

Соборная площадь

Соборная площадь являет еще один пример гениальности Бернини, над которой он трудился с 1656 по 1667 годы. По форме напоминая овал, она, мне кажется, словно заключает в объятия всех пришедших сюда. Сто сорок статуй святых венчают два полукруга, а четыре ряда колонн имеют две геометрические точки – белые круги рядом с обелиском, откуда колонны визуально выстраиваются ровно друг за другом.


Обелиск, доставленный из Египта в I веке, еще служит солнечными часами, благодаря разметке на земле. На площади установлены два идентичных фонтана, один – работы Бернини.

Часы работы Собора Святого Петра

В зимний период с 1 октября по 31 марта Собор открыт с 7.00 до 18.30.
В летний период с 1 апреля по 30 сентября с 7.00 до 19.00.
Вход для всех свободный.

По информации на официальном сайте подъем на купол в зимний период открыт с 8.00 до 17.00, в летний с 8.00 до 18.00. Но в действительности часы работы могут незначительно отличаться. Часть пути можно преодолеть на лифте за 8 €, оставшиеся 320 ступенек придется пройти пешком. Полностью пеший подъем в 551 ступень стоит 6 €. Для смотровой площадки ограничений по одежде нет, но после спуска вас могут попросить сразу выйти без посещения собора, если одежда слишком открытая.

Малоизвестно о ресурсах для сооружения Собора Святого Петра и о том, что связывает его с Санкт-Петербургом:

Бронзу и мрамор для строительства и убранства собора специально никто не добывал. Необходимый материал просто извлекали из античных зданий, в том числе из . У римлян ходит поговорка «Что не сделали варвары, сделали Бернини и Барберини».
По велению императора Павла I именно Собор Святого явился прототипом для создания плана строительства Казанского собора в Петербурге. Конечно, у Воронихина получился свой проект, но внешнее сходство очевидно. И каждый раз, проходя мимо, я вспоминаю Basilica di San Pietro.


И напоследок

На мой взгляд самое оптимальное время для поездки в Рим - это апрель и октябрь. Уже/еще достаточно комфортная погода для прогулок и экскурсий в легкой одежде, не дождливо, гораздо меньше туристов. А в октябре море, что плещется в 30 км от Рима, еще довольно теплое. Но какое бы время года вы не выбрали, своды Собора даруют прохладу жарким летом, укрывают от дождя и ветра зимой, а в душе оставляют ощущение покоя и величия одновременно.

Чем знаменит собор Святого Петра - как добраться и что смотреть. Советы: как одеться и что нельзя брать с собой. Базилика Св. Петра на карте Рима.

Древней святыней всего христианского мира является собор Святого Петра, находящийся в центре Ватикана. История строительства связана с именами известных итальянских архитекторов и художников. Кроме того, место, выбранное для возведения церкви, является археологическим памятником.

Базилика Св. Петра - история

Первую христианскую базилику на месте нынешнего собора построили в начале 4 в., исполняя приказ римского императора-христианина Константина. До этого тут располагались сады цирка другого правителя Рима Нерона. Считается, что от его строения остался только обелиск. Сейчас он высится на площади перед собором. В базилике был возведен алтарь, который разместили прямо над могилой святого Петра. По иронии судьбы, его за веру казнил Нерон, а святой был похоронен в его садах. Христианская церковь простояла более 11 веков, когда Папа Николай Пятый решил ее перестроить и реконструировать.

Его деятельность продолжил Юлий Второй, который заменил старинную базилику большим собором. Это было сделано для безопасности верующих, а также для укрепления могущества папской власти.

Строительство и задумки мастеров

Новый собор Святого Петра проектировал архитектор Д. Браманте, благодаря которому построили центрическое здание крестообразной формы (равные стороны).

А где же купол?.. Не все знают, что фасад собора не обладает идеальными пропорциями 🙂

После него работу продолжил Р. Санти, сделавший ставку на традиционный латинский крест. В соответствии с разработкой Рафаэля, центр собора был несколько смещен и перенесен. К затее Браманте вернулся другой мастер Б. Перуцци, стремящийся к центризма. Далее над собором работал А. да Сангалло, предпочитавший форму базилики. Завершение работ приписывают Микеланджело, который был сторонником того, чтобы купол в храме был по центру. На этом основывалась и вся остальная конструкция и интерьер собора. Вход был создан в виде портика с колонами. Он располагался на востоке, а не на западе. Микеланджело создал массивные несущие конструкции и начал строительство барабана для главного купола собора Святого Петра.

Закончить строительство выпало другим зодчим - Д. делла Порта, Виньола, К. Мадерна. В соборе появилось только 2 небольших купола из планируемых четырех, а центр стал трехнефной базиликой. Был построен и еще один фасад, который полностью закрыл . Его теперь можно увидеть со стороны площади.

Интересные факты о соборе Св. Петра

  • Обелиск, установленный на площади Св. Петра, - высокая каменная стела XIII века до н. э. - был привезен из Египта в самом начале нашей эры. Лоренцо Бернини сделал эту стелу центром овальной площади;
  • На гербе Ватикана изображены тиара и ключи. Это ключи от Царства Небесного, которые, как утверждает христианское предание, Симон (св. Петр) получил от Иисуса;
  • Римских пап хоронят в подземелье собора Святого Петра. 8 апреля 2005 года здесь был погребен Иоанн Павел II;
  • В Константиновой базилике, на месте которой построен собор Св. Петра, было 120 алтарей. Свет внутрь храма проникал через 72 окна. В базилике короновались 23 императора Священной Римской империи.

Как проходит экскурсия в собор Святого Петра

Эта базилика - целый комплекс сооружений, ведь не зря это крупнейший христианский храм в мире. А потому будьте готовы, что экскурсия в собор Святого Петра (включая осмотр площади, фото и селфи) займете у вас не меньше часа. А лучше и все 1,5 – 2 часа. Забежать в этот храм на минуточку не удастся. Хотя бы потому, что сначала придется отстоять огромную очередь.

Площадь собора - место для верующих

Собор Святого Петра в Риме имеет огромные размеры - длину в 211 метров и высоту в 136 метров. Но даже при таких размерах все желающие не могут поместиться внутри, поэтому было создано дополнительное пространство. В середине 17 в. Джованни Бернини выполнил заказ Папы и начал строить огромную площадь, располагающуюся напротив собора.

Площадь Святого Петра - лучшая панорама базилики открывается отсюда!

Очередь в собор, окольцовывающая площадь. Стоит прийти пораньше, не правда ли?

Площадь - одно из самых узнаваемых мест в Риме (несмотря на то, что это другое государство, на минуточку!). Большинство экскурсий по собору Святого Петра начинаются именно из этой отправной точки. Ближе к полудню огромная очередь как будто окольцовывает площадь слева направо. Чтобы добраться до заветной «рамки» металлоискателя, придется отстоять около часа.

Совет: если вы оказались в районе собора утром, и очередь на глаз не доходит до конца колоннады одной из сторон, то вам повезло - смело занимайте ее! Так вы сэкономите кучу времени, которое в Риме очень дорого.

Вход в храм - запрещенные предметы и одежда

На входе в Ватикан стоят металлоискатели, поэтому лучше не брать с собой колющие предметы (ножнички, пилочки и прочее). А также режущие - например, любимый нож Victorinox, который незаменим во время спонтанного пикника. Но в данном случае лучше отказаться от подобного аксессуара.

Есть требования для девушек и дам. При всей европейской демократичности католическая церковь в последнее время ревностно относится к внешнему виду. В Ватикане это достигло апогея. В 98% случаев вас не пустят в собор Святого Петра с открытыми плечами и коленями. Причем на декольте и прочие прелести ограничения не распространяются. Покрывать голову платком не требуется.

Такие правила действуют в «чужом монастыре», и к ним стоит проявить уважение.

Интерьер собора Св. Петра - что смотреть

Итак, предварительно отстояв длиннющую очередь на входе в Ватикан, вы, наконец, у заветной цели. Все еще не веря глазам, действуете пошагово. Для начала застываете у великой Пьеты Микеланджело , что у самого входа в Собор. И пусть она с недавних пор помещена за толстое стекло - подальше от вандалов и сумасшедших - это ничуть не убавило ее красоты, божественного величия и торжественной скорби.

Потом, словно в тумане (разум уже помутился от того, что только что ты стоял рядом с самой Пьетой!), осматриваете величественные усыпальницы Пап, знатных особ и надолго замираете в немом восхищении у величайшего творения Бернини - знаменитого Балдахина над главным Алтарем собора! Это основные шедевры собора Святого Петра, которые нельзя пропустить.

Если вы не прочь загадать желание, можно подойти с статуе самого Петра, прикоснуться к нужному месту (оно поблескивает от прикосновений) и попросить о наболевшем. Все обязательно исполнится и наладится! Остальное время лучше посвятить спокойному созерцанию величественного интерьера. Вдумчиво насладиться красотой храма, подойти к каждой ниже, полюбоваться на купол собора, восхититься игрой потоков света, пробивающихся сквозь витражи.

Базилика Святого Петра на карте Рима

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Папский Престол (Ватикан).

Собор Святого Петра - как добраться

Если отели в районе площади Святого Петра вам не приглянулись, то добраться до базилики можно будет на общественном транспорте. Ближайшая к собору станция метро - Ottaviano . Ее даже специально отметили - Ottaviano-San Pietro . От нее почти по прямой, а именно одноименной Via Ottaviano, вы выйдете к главной площади.

Есть еще одна станция метро недалеко от собора - это Cipro . Улица Via Fra Albenzio, ведущая от нее, практически упирается в суровую ватиканскую стену с тыльной стороны - это граница государства. Станция больше подойдет тем, кто ищет вход в музеи Ватикана, а не в собор Святого Петра. Если вы также сначала планируете полюбоваться на Сикстинскую капеллу, то запоминайте название - Cipro-Musei Vaticani .

Недалеко от «соборной» площади останавливается экспресс-автобус №40. Им можно воспользоваться, если вы хотите доехать в собор Святого Петра из Старого города. Этим же автобусом можно воспользоваться, чтобы добраться в - мавзолей Адриана. Это еще одна значимая .

Как узнать, что выйдя из метро, вы следуете в правильном направлении? Очень просто: вас тут же атакуют многочисленные промоутеры, предлагающие экскурсии в собор Святого Петра и Ватикан - лицензированные, с русскоязычным гидом и т. д. В Риме к этому придется привыкать и не раздражаться напрасно.

Отели в районе собора и площади Св. Петра

Есть отличная идея забронировать отель в Риме в районе собора Святого Петра. Так у вас будет шанс все успеть и даже побывать в Ватикане не единожды. Ведь охватить все за раз - посетить базилику, подняться на купол, побывать в музеях - очень трудно. К тому же это престижный район, а из большинства номеров открываются виды на главную христианскую святыню:




Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.

В течение полутора столетий множество архитекторов принимали участи в строительстве собора Святого Петра, нередко в корне меняя замыслы своих предшественников. Несмотря на это, храм производит удивительно целостное впечатление, всей своей архитектурой и внутренним убранством излучая невероятное достоинство. Ансамбль собора и площади Св. Петра образуют великолепную сцену для выхода папы римского и репрезентации христианства.

Свести значение собора Святого Петра исключительно к его архитектурным достоинствам - значит позабыть о его статусе христианской святыни и той роли, которую он сыграл в судьбоносном повороте, ознаменовавшем новый этап развития западного искусства, архитектуры и культуры в целом. Этот храм - не просто историко-архитектурный памятник. В стенах главной святыни Римской католической церкви в полной мере проявили себя мировое искусство, история и духовное развитие.

Собор посвящен апостолу Петру, первому епископу Рима, преемниками которого считаются все папы римские. Вплоть до начала 1990-х гг., когда в Республике Кот-д"Ивуар была построена еще более крупная церковь, собор Святого Петра был самой большой христианской сакральной постройкой.

Время работы:
ежедн. 9.00 - 18.00;
вход бесплатный.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине - пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями - всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем - да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет - за это время успело смениться 20 пап - от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Внутреннее убранство собора

Внутри собор Святого Петра потрясает своими масштабами: длина 186 м, высота в центральном нефе - 45 м, а с куполом - и все 119 м. В центре главного нефа напольные плиты содержат размеры самых значительных кафедральных соборов мира, позволяющие сопоставить их с размерами собора. На красной порфировой плите Главного портала, там, где находился прежний алтарь, папа Лев III в Рождество 800 г. возложил корону римского императора на голову Карла Великого. У четвертого столба справа - бронзовая статуя сидящего св. Петра (XIII в.), чья правая ступня отполирована поцелуями верующих.

В дополнение к главному куполу и восьми боковым интерьер собора Святого Петра украшают 800 колонн и 390 колоссальных статуй из туфа, мрамора, гипса и бронзы. Здесь имеется 45 отдельных алтарей. Посетители попадают в базилику через массивные бронзовые двери. Рядом имеются «Святые двери», которые открываются только для того, чтобы папа провозгласил праздник или святой год.

Купол собора

Двойной купол собора диаметром 42, 2 м над папским алтарем опирается на мощные столбы, а между ними в нишах стоят статуи св. Елены, св. Вероники, св. Лонгина и св. Андрея. На кольце купола латинская надпись: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного». Над галереей внутри тамбура между двумя слоями купола лестницы ведут к фонарю, откуда открывается грандиозный вид на площадь Святого Петра, на Ватикан и Рим (вход в левом боковом нефе или справа в притворе).

Папский алтарь

Над Папским, или Главным, алтарем на четырех витых позолоченных колоннах - огромный бронзовый балдахин (киворий), созданный в 1633 г. Бернини по заказу папы Урбана VIII. Перед алтарем двойная лестница ведет вниз, к Confessio - месту, где предположительно находится гробница апостола Петра. Еще один шедевр Бернини - кафедра Св. Петра в апсиде. Четыре Отца Церкви поддерживают епископское кресло Петра, над спинкой которого два путти держат ключи и тиару - символы папской власти, а над ними парит символ Святого Духа.

Апсида

В первой капелле правого бокового нефа хранится великое творение Микеланджело - скульптурная группа «Пьета», созданная по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола (тогда ему было 24 года) для его будущего надгробия (1498-1499). Юная Мария держит на коленях снятого с креста Христа. Микеланджело оставил свою подпись на ленте на груди Марии. Из множества папских надгробий в боковых нефах особенно впечатляет барочное надгробие папы Александра VII - величайшее драматичное творение Бернини (1672-1678). Окруженный четырьмя фигурами добродетелей папа взирает на свою смерть.

Ватиканские гроты

Ватиканские гроты (Sacre Grotte Vaticane), туда спускаются от колонн на пересечении продольного и поперечного нефов; они представляют собой крипту, построенную при возведении новой базилики. Тогда уровень пола был поднят на 3,5 м. Под Главным алтарем - рака со святыми мощами, здесь похоронены папы Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI и Иоанн Павел I. Эти гроты к немецкому кладбищу Ватикана, что слева от собора.

Одежда:

Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.

Факты

  • Статус: Поскольку это парадный собор Папы Римского, вряд ли будет правильно называть его кафедральным.
  • Размеры: Базилика длиной 211 м, шириной 1 32 м и высотой 1 38 м.
  • Размеры купола: Диаметр купола 42,34 м. Высота от нижнего края до креста ок. 43 м.

Хронология

  • 324: По приказу императора Константина на горе Ватикан построена базилика Святого Петра с пятью алтарями.
  • 18 апреля 1506: Заложен первый камень нового храма.
  • 1514: Умер первый руководитель работ, архитектор Браманте.
  • 1515-1546: Работами руководят Рафаэль, да Сангалло и Перуцци.
  • 1547-1564: За строительство собора берется Микеланджело.
  • 18 ноября 1623: Папа Урбан VII освятил собор Святого Петра, строившийся 120 лет.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: