Велесов день. ноября День Марены

Славянские язычники отмечают Великий Велесов день (Коровий праздник). Владыка животных является очень мощным и таинственным Богом. Он предстает "крупным рогатым богом скота", богом богатства, счастья, сельского хозяйства и животноводства.

В древние времена праздник приходился на Лютен месяц. В это время природа еще в ледяном сне, но жестокая зима подходит к концу.

И только Велес остается с людьми в этот тяжелый период, не позволяя шаловливым духам играть трюки над людьми и животными. А Марена, богиня зимы гневается на него, пытаясь напустить лихорадку на людей и скот. Природа находится в ледяной дремоте, и только бог Мудрости обходит города и села, чтобы не расстраивались люди.

Этот день является переломным моментом зимнего периода, когда люди ощущают неизбежное приближение весны. Часто можно услышать выражение, что сам Велес «сломал рога» холодной поре. В этот день Владыка всякого живота защищает скот, гонит прочь болезни, и дает силы жить в морозы.

Люди начинают готовиться к празднику накануне. Выливают молоко в специальные кувшины, раскидывают ковры или шкуры животных, на которых ставят высушенные коровьи рога. Ночью волхвы идут к алтарю, чтобы узнать волю Мудрого Бога. Сны, которые приходят в эту ночь пророческие.

Этот день считается хорошим для лечения заболеваний, для изготовления различных оберегов (амулетов), которые символизируют Силу жизни и творческой силы. На праздник готовят ритуальную пищу: кашу с большим количеством масла и пьют мед. Есть говядину в праздник строго запрещено, потому что сам Бог родился на заре мира от небесной коровы. Пища благословляется на алтаре, а затем помещается на стол для общего пира.

В древние времена после шествия состоялся ритуальный бой Велеса и Марена. Под общие ликования Бог животных (одетый в шкуру быка с копьем) "ломал рог" о Марену. А потом начинались игры и люди шли пировать.

Ночью женщины, хранители очага, производили ритуал вспашки. Они делали борозду деревянным плугом вокруг деревни, чтобы защитить ее. Самая старая женщина шла от двери к двери, сообщая об обряде, прося людей не выходить из домов и не смотреть в окно, чтобы избежать большой беды. Женщины мыли и сушили руки, распускали волосы. Мужчины остались в своих домах, глядя на огонь, который символизировал очаг и честную жизнь. После принесенной жертвы для Велеса, большая чашка медовухи переходила от одного человека к другому.

Другим важным моментом праздника является борьба Велеса со священным Медведем. В отличие от воинственных конкурсов, проводимых в День Перуна, поединки на Велесовый день добродушные. Мать-Земля советует человеку не убивать друг друга, а честно трудиться.

Ночь после Великого Велесова дня хороша для зачатия детей, которые будут сильны духом и телом. Перед тем, как лечь спать, женщины чешут волосы своих мужей специальными гребнями, чтобы защитить их от различных болезней и наполнить силой и мудростью Велеса.

По окончании праздника волхвы уходили глубоко в лес, били в ритуальные бубны и пели хвалу Мудрому Богу.

День снопа Велеса отмечался 12 июля, а зимний праздник этого божества – 11 или 28 февраля. Узнайте о том, как проходило празднование. Ниже находятся тексты славлений, славянских молитв и заговоров, обращенных к Велесу.

В статье:

День снопа Велеса 12 июля - что это за праздник

День снопа Велеса отмечается 12 июля . Такое название этот славянский праздник получил за то, что с этого дня наши предки приступали к покосу и заготовке сена. Занимались этим видом работ в то время, пока роса еще лежала на травах. Сохранился даже приговор, с которым в старину косили сено:

Коси коса, пока роса - роса долой, и мы домой!

12 июля, в летний день, посвященный Велесу, почитался славянами последний сноп с поля. По преданиям, в него переходил дух поля, а значит, и дух этого божества. Каждая семья также брала по снопу с поля и устанавливала его в доме, как оберег от бед на целый год, до следующего покоса.

День Снопа Велеса

В этот же день заканчивали пахоту и приступали к подготовке к посеву озимых культур. Наши предки старались вспахать землю до летнего Велесова праздника, взборонить - до , засеять - до Спаса.

Кроме этого, 12 июля почитался камень Алатырь, который и сейчас упоминается в каждом втором заговоре. Под этим сакральным камнем находится вход в Навь, и только сумел отвалить его от входа. Ранее души умерших не могли попасть в загробный мир. Установленный в честь этого божества камень на перекрестке трех дорог в летний праздник покрывали бычьей шкурой. Ее поливали родниковой или колодезной водой. Она стекала по шкуре в подставленные местными целителями кувшины. Такую воду использовали для лечения больных.

В день снопа Велеса проходили и выборы жертвы богу Перуну . Грозному славянскому богу было недостаточно еды и питья, а также принесенных в жертву животных. Он требовал человеческой крови. Как правило, в жертву Перуну приносили пленных врагов, а если таковых не было, выбирали жертву из рабов.

Зимний День Велеса - 28 или 11 февраля

День Велеса славяне праздновали не только летом, но и зимой. Сейчас сложно установить точную дату этого праздника. В наше время славянские общины все еще спорят по поводу правильности двух дат - 11 и 28 февраля . Праздник начинался вечером, после заката.

Празднование зимнего дня Велеса

Празднование начиналось с прочтения жрецами славлений в знак благодарности Велесу за то, что он подарил людям. После славлений и молитв приносились требы. По завершению обрядовой части праздника наступало время хороводов вокруг большого костра. В честь Велеса устраивалась и праздничная трапеза, в которой принимало участие все поселение, от мала до велика.

День Велеса в феврале отличался большей зрелищностью, чем летний праздник в его честь. Устраивались различные огненные представления, состязания мечников и лучников, кулачные бои в честь божества. По поверьям, 28 или 11 февраля Велес отбивает рога Зиме, и она теряет свою силу.

Ведьмы в этот светлый праздник во все времена пытались навредить людям, имея на это свои причины. На Велесов день они делали заломы на полях, чтобы испортить урожай. Для того, чтобы защититься от происков обиженных селянами ведьм, по углам поля втыкали стебли чертополоха.

Заговор на исполнение желания - Велес поможет в любом деле

Славянский бог Велес может открыть пути к исполнению любого желания, если правильно попросить его об этом. Разумеется, никакого чуда не будет. Вам все еще будет нужно предпринимать действия, которые нужны для достижения выбранной цели. Однако пути будут открыты, то есть, движение к цели будет легким и беспрепятственным.

Заговор на исполнение желания к Велесу - привлекающий, то есть, использовать его для удаления чего-либо из своей жизни или наказания врагов нельзя. Можете попросить прибыли, здоровья, помощи в открытии в своего дела, удачного супружества - чего угодно, но только положительного характера. Проводится обряд на растущей луне, начинать нужно с понедельника. Время - рассвет.

Обряд проводится на протяжении семи дней. Потребуется для него высокая свеча из натурального воска. Ее цвет может быть любым, кроме черного. Нужны также 7 иголок и 7 небольших ключей. Ключи подбирайте легкие - они будут висеть на иглах, воткнутых в свече. Можно брать сувенирные и даже в виде элементов для бижутерии. Придется запастись также берестой и медом.

Если домашнего алтаря у вас нет, придется его сделать. Отведите подходящий столик под это дело и предупредите домашних, чтобы ничего не трогали.

Начните с четкой формулировки вашего желания. Заранее напишите его на бересте так, словно желаемое событие уже произошло. Например: «я получил повышение» или «я выхожу замуж за достойного человека» .

Произнесите славление Велесу, текст которого найдете ниже, и зажгите требный огонь, или принесите малую требу. Требный огонь или малая треба - это восковая свеча в честь божества. Запаситесь семью свечами на все время обряда, они должны каждый раз догорать до конца.

Обмажьте свечу медом и установите ее на бересте с написанным желанием. В равных промежутках воткните в свечу иглы, на каждую из них повесьте по ключу. Теперь от требного огня зажгите обмазанную медом свечу и читайте заговор:

Как огонь горит, как вода течет, как птицы летят, как звери бегут

Так то Велес дороги открывает, замки отпирает, преграды убирает.

Семь дней свеча горит, семь ключей на ней висит -

Ключи падают, замки открывают, дороги моему желанию отпирают

Во славу Велесову, по моему слову, слово моё крепко. Истинно!

После заговора произнесите вслух свое желание. Свеча должна гореть, пока не упадет верхняя игла с ключом. После этого ее нужно погасить пальцами. Упавшие иглы и ключи не трогайте, пусть лежат на алтаре все семь дней. Когда упадет последний ключ, сожгите бересту у домашнего алтаря. Пепел от нее, иглы, ключи и воск от ритуальной свечи храните под порогом или возле входной двери так, чтобы никому не попадались на глаза.

Молитвы Велесу - по окончанию дела, перед сном и за умерших

В старину по окончанию любого дела читалась молитва Велесу, дабы труд принес только хорошие результаты:

Ты венец делу всему и жизням земным, Велесе, Боже наш! Пусть наполнится сердце мое радостью от сотворенного, ибо деяния мои с сердцем чистым и помыслами светлыми. Пусть проявятся дела мои плодами благостными и славой роду моему! Благослови, Велесе, пусть будет так!

Обращение к Велесу в молитве перед сном поможет видеть пророческие сны, а также защитит от любого зла, которое подстерегает спящего:

Ночь на землю ступает, Велес по зорям похаживает! Боже наш, он Ведами владеет и дорогу к Нави знает. Молю Отца Велеса, душу мою беречь во сне, басуров отгонять и плохие мысли не пускать. Пусть вижу я сны добрые и пророческие, чтобы в ладу и покое сердце мое пребывало. Пусть сон мой будет сладким как у ребенка здорового и бодрого, ибо во сне здоровье жизненное суще. Пусть будет так! Слава Велесу!

Как открывателю дороги в Навь, которая была завалена Алатырь-камнем , этому божеству молятся и за умерших. Славянская молитва Велесу за усопших родственников и друзей:

Владыка наш, Боже всезнающий - Велес! Славу тебе пою во время радости и печали. О Тебе помню, потому что Ты податель мудрости, богатства и оберег душам нашим на пути в Мир Иной. Отче над Богами темными-таемными, обрати взгляд свой на душу Внука Даждьбожьего (имя). Пусть дух его наберется силы в Нави, Душа очистится от скверны и поднимется в Явь. Здесь же мы встретим родича нашего песнями и славами. Тебя, Боже, Велес, почитая. Сколько звездам сиять в Диве ночном, сколько Солнцу светить во Сварге Синей, столько и Внукам Даждьбожьим славить и выполнять завещания Твои, Владыка наш. Слава Велесу!

Колославы Велесу - славянские мантры

Колослав - это короткий текст, который полагается произносить до тех пор, пока сердце не преисполнится восторгом и благодарностью. Они схожи с тибетскими мантрами, и действуют на подсознание и мироздание приблизительно так же.

По большей части, посвящены богам, в которых верили наши давние предки. Так, колославы Велесу традиционно напевались во время праздничных хороводов в его честь, а также тогда, когда нужна была помощь этого божества.

Гой есе Велесе! Велесе есе гой, гой!

Как и тибетские мантры, колославы Велесу можно напевать или читать про себя, мысленно.

Текст славления Велесу

Славления Велесу читаются перед принесением требы , обращением за просьбой к божеству и после того, как получили дар от него:

В ночи Велес идет по Сварге, по молоку Небесному, идет к своему чертогу. А на Заре возвращается к воротам. Там мы Ждем его, чтобы начать песни и славить Велеса от века и до века. И славить его Храмину, которая блестит многими Огнями, И становится вся жертвенницей чистой. Это Велес научил Праотцев наших орати землю, засевать Целины и жать снопы колосистые на стружденных полях, и ставить сноп при огнище в доме, и почитать Его, как Отца Божьего, Слава Велесу!

Свод здравы Велеса - что это такое

Свод здравы Велеса - это отдельная часть комплекса славянской гимнастики, учение о которой было восстановлено врачом и спортивным инструктором, специалистом в восточных единоборствах и нетрадиционной медицине В.Э. Мешалкиным . Славянская здрава была разработана совместно с врачом-неврологом Е.Р. Баранцевичем .

Могуч и славен… Велес-бог! Вот так и никак иначе!

Велес (Волос) один из старших богов славянского пантеона, внук Перуна, сын Сварога, брат Даждьбога – Ярилы.

Как же получилось, что называют его «Тёмным Богом»?

Почему славят его, коли он – тёмный?

В привычном для нас понятии, слово «тёмное» ассоциируется с чем-то страшным, неразумным, животным началом. А тут – Бог! Да ещё из «эшелона верхней власти», так сказать. Давайте разбираться!

Началось всё давным-давно.

После того, как Лада разделила поднебесный мир на свет и тень.

Был свет и была тень.

Но день не сменялся ночью, в одной половине был вечный день и вечное лето, в другой половине – вечная ночь и вечная зима.

Вот тут и задумали боги, как сделать так, чтобы всего в людском мире было поровну. И поручили эту задачу Велесу. Кто лучше бога-оборотня смог бы справиться с этим?

Обернулся Велес в чудовищно-огромного крылатого змея, взлетел, как мог высоко, да и с этой высоты ввинтился в землю. Словно гигантским коловоротом пробивал он в толще земли ходы и пещеры, выбрасывая за собой огромные камни, заставляя сдвинуться неподвижную твердь.

Могутной его силе его толчков уступила неподвижная до селе земля и… повернулась!

С тех пор, раскрученная Великим Змеем она так и крутится, сменяя день ночью, а ночь – ясным днём.

В какую сторону рыл Велес, в ту сторону и начала вращаться земля.

С того времени день стал сменятся ночью; за зимою проходили весна и лето, сменяясь на осень и зиму…

Вот так: вдох – выдох; радость – печаль; жизнь – смерть.

Это даже не однообразное повторение одних и тех же циклов, это – основа всей жизни.

Происходит это коловращение вслед за движением солнца по небесному своду – посолонь, по часовой стрелке. Значит, против часовой стрелки будет – осолонь.

Вот этот-то закон правильности движения и дал всем живущим на земле Великий Велес, это он привёл сотворённый Родом мир в движение.

Выброшенные им на поверхность камни стали горами, а там, где извивалось в могутной натуге тело змеево, пролегли русла рек.

Потому и славят Велеса, брата Хорса, как Великого Бога, Бога Всего Сокрытого, Тёмного Бога.

Вплоть до IX в. стоял на Чудском озере Тёмный Храм – капище Велесово, о чём рассказал нам летописец в житие Авраамия Ростовского: «Чудские люди ходют поклоняться идолу камену, называют его Велесом Великим и Великим Змием. Одевают его в шкуры волчии, а голову режут медвежию.»

Существовало капище и недалеко от г. Владимира на реке Колочке, где впоследствии и был основан Николаевский монастырь, который люди ещё долгое время называли «Волосовым монастырём».

В Македонии есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка. Тут надо сказать, что Илья-пророк в христианстве «принял на себя обязательства» Перуна.

А в Хорватии есть небольшой городок Волоско, расположенный как раз под горой Перун.

Стоял кумир Велеса и в пантеоне князя Владимира.

Только стоял он опричь других богов, не на возвышенности, а под нею, на Подоле, на самом берегу реки Почаины.

Почему же столь почитаемого бога не ставили на возвышенностях, как других богов, а отводили ему место внизу, словно изгнаннику?

Никакого изгнания нет! Велес – не просто бог-брат Богу-Солнцу, он сам Правитель Нижнего мира – Нави, Бог Луны, страж реки Смородины (Ра-река) и хранитель Чёрного камня Познания.

А Солнце с Луной вместе не встречаются, потому и стоит Велесов идол супротив идола Даждьбога и отца их – Перуна.

Надо сказать, что понятия «Правь», «Явь» и «Навь» - единая триада нерушимости мира. Грубо можно объяснить так: «Явь» - это реальность, в которой мы живём; «Правь» - истинные законы, которые управляют Вселенной; «Навь» - потусторонний мир, который совершенно не является миром мёртвых, как многие себе представляют, мир мёртвых находится в Нави, как и множество других, «тонких» недоступных нашему пониманию, миров.

Во всяком случае, именно так трактует эти понятия историк, знаток древнеславянского фольклора, активный участник перевода «Велесовой книги» Ю.П. Миролюбов.

И всё это обширное «хозяйство» управляется одним-единственным Тёмным (Скрытым) богом – Велесом.

Согласно ведическим учениям, после смерти человека, его душа 9 дней ищет лунный луч, по которому сможет прийти к вратам Нави, где её встретит Навий Бог, которому повинуются все низшие боги.

Дни общего поминания покойных на Руси назывались Навьими днями, и приходились они либо на воскресенье, либо на понедельник, либо на вторник Фоминой недели (Радоница, Красная горка).

До наших времён сохранилось поверье, что перед Новым Годом ворота между Навью и Явью широко открываются, и умершие предки приходят невидимо в наш мир, посмотреть на нас, своих потомков.

Отсюда и обычай богато накрывать праздничный стол – радовать достатком и хлебосольством предков.

Но строгий Бог Всего Сокрытого мог смиловаться и отпустить душу и в неурочный день, допустим, рано умерших родителей к свадьбе их ребёнка.

Вот так поётся об этом в одной из старинных песен-причитаний:

Пусти меня, Месяц, пусти меня, Ясный, на деревню тучкою!

На деревню тучкою, частым тёплым дождичком!

Частым тёплым дождичком, красною зарёю!

Дай увидеть, Месяц мой, Свет-звезда блескучая,

Как украсят к свадебке милое дитя!

Теперь понятно, почему считается доброй приметой, когда во время венчания, или на свадебном пиру прольётся частый мелкий дождик?

Так что приходилось Велесу заниматься и многими земными делами.

Почитали его и как Владыку лесов и животных.

Кому, как не ему, могущему обращаться и в волка, и в змея, и в медведя понимать язык и чаяния всех гадов земных и тварей бессловесных?

Но нужна была ему и добрая жена-хозяюшка, самому ему в помощь.

Была, была такая красавица! Звали её Асова (Азова), была она покровительницей и духом Азовского моря.

А свою земную резиденцию установил Волос на острове Буяне (Руяне), ибо такова была воля его светлоокой супруги. Почему?

Потому, как лежал на этом острове Бел-горюч камень, который не позволял Тёмному Богу «оборачиваться» в зверьё всякое.

Этих «оборотов» побаивались не только обычные люди, но и сама Азовушка, т.к. часто случалось, что в образе зверя переставал Велес различать чёрное и белое, и был способен принести не столько явной пользы, сколько сотворить страшное зло…

Но как случилось, что стали называть Велеса «скотьим богом», если изначально был он покровителем лесного зверья и Охочьим (Охотничьим) богом? А все божества плодородия, скотоводства и растениеводства находились под волею Яра, так как он являлся подателем всех земных благ? Даже день первого выгона скота на пастбища приурочивали ко дням празднования Ярилиных гулянок!

О! Это целая история!

Как все мы помним, у брата его – Даждьбога была колесница, влекомая белоснежными, златокрылыми то ли конями, то ли волами, то ли львами. Так вот, Великий Велес как-то раз этих, то ли коней, то ли быков украл! Показалось-де Волосу, что плохо присматривает братец за своей скотинкою.

Украл он тех коней-волов и отогнал их в Кавказские горы.

И наступила на земле великая засуха.

Обратились люди с мольбою к Небу вернуть им тучи-волы, иначе ждёт всё живое на земле погибель мучительная.

Крепко тогда поссорились братья-боги, так крепко, что пришлось вмешиваться их родителю – Перуну.

Задал он большую трёпку обоим, отбил у Велеса коней-волов, и Даждьбог успел напоить иссушенную землю.

Помнят об этом люди и славят победу Хорса в день первой майской грозы, прося его получше охранять скотину «от похитчиков: от медведя лютого, да от волка хищного!»

А Велесу, чтобы не повторялось больше подобного, передал Перун заботу над «всем скотьём, и над диким, и над домашним».

Так Тёмный Бог Всего Сокрытого стал ещё и богом материального благополучия.

У многих народностей бытовал обычай спрашивать вместо обычного приветствия: «Добры ли твои стада? Полны ли табуны? Не пусты ли нетели?»

Другое название богатства и достатка – «скотъ».

В Древней Руси, впрочем, как и в других краях, скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия и богатства, а так же – важным объектом торговли.

О состоятельности человека судили и по количеству скота, которым он владел.

Вот и вышло, что Волос стал не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. По сему, в культе Велеса важную роль играют шерсть, волос, перо и жир.

Как отмечал один из крупнейших исследователей славянского язычества и культуры академик Б.А. Рыбаков: «Ранее, до самого средневековья, слово «скотъ» означало «имущество, деньги». «Скотником» именовался *финансовый чиновник*, стоящий между старостой поселения и казной – «скотней».

А непосредственно сама домашняя скотина именовалась «худоба», это, так сказать, «для отвода злого глаза».

Боги – богами, но… На Аллаха надейся, а верблюда привязывай!

Во время свадебного обряда молодых сажали на тулуп, вывернутый шерстью наружу, на брачную постель стелили шкуры, чтобы супруги жили богато.

В деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар полевым божествам.

Волхвы – первоначально жрецы только бога Велеса, называются так от слова «волохатый», то есть «мохнатый» или «волосатый», из-за обычая этих жрецов совершать обряды в шкурах или шубах, вывернутых мехом наружу, в подражание самому Велесу.

У западных славян встречается название Велеса-Волоса, как «Волховец»; у восточных – «Волох».

Амулеты в виде медвежьей или волчьей лапы, головы, а так же медвежью и волчью шерсть было принято вешать не на себя, а в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил.

Согласно «христианско-славянскому обычаю», после крещения Руси, функции Тёмного Бога взяли на себя аж двое святых!

В народных верованиях задачи Велеса по уходу за скотом «унаследовал» св. Власий.

В день св. Власия, который частенько называют «коровьим» или «воловьим» праздником, к этому святому обращаются с просьбами: «Святый Власий! Дай в дом на счастье гладких телушек, да толстых бычков!»

Вплоть до середины ХIX века, если случался падёж скота, то икону св. Власия обносили вокруг всего села трижды.

До этого же времени сохранялся праздник «Волоссе» или «Волосье» - этот праздник справляли, чтобы скот был тучным, а лён – высоким.

Есть ещё одно название этого же праздника – «День льняного волоса» или просто «Льняной день».

Праздник приходится на один из дней Масленицы.

Тягловый скот в этот день получает «освобождение от работ», ему несут всякую *вкусняшку*, перестилают подстилку, вычёсывают и лелеют.

Молодёжь развлекается объезжанием молодых лошадей или бычков, а люди постарше заготавливают к ночным Велесовым, пардон, Власьим святкам много жирной, мясной пищи, хотя на масленичной неделе мясо есть ещё не положено.

Но готовят столько, чтобы хватило и родне, и соседям, и гостю случайно зашедшему, и отнести на перекрёсток дорог, чтобы удача спешила со всех сторон!

(Кстати, Повелителя Нави ещё величали Властителем трёх дорог… Ну, да это я к слову!)

В этот день пекут оладьи. Пекут, да приговаривают: «Пеку оладки, чтобы тёлки были гладки!», а большие вареники, которые называют «волами» или "валуями", обильно поливают сметаною или маслом, чтобы новорожденные хорошо сосали и молока хватало.

Блины так же не оставались "пустыми". В них заворачивали начинку из яйца, из творога, мясную, овощную, крупяную. Закатывали блины трубочкой и выкладывали по кругу. Называлась такая красота - "скиба", "скибочка".

Второй святой, которого мы знаем – св. Николай.

Празднуют его 19 декабря по ст.ст. Прежде всего св. Николай – покровитель охоты и лесных жителей, а уж только потом – Санта Клаус! «На Николу и медведь в лесу – добрый хозяин!» Интересно, а почему такое совпадение?

А ещё св. Николай покровитель ростовщиков и всяческой торговли. Опять совпадение? А что тогда делать с «Николеной бородой», которую оставляют на поле точно так же, как и «Волосову»? Оставляют, да приговаривают: «Вот волос Миколе на бородку!»

Сейчас уже можно спорить, откуда взялись смутные воспоминания о 9-ом дне и о 11 февраля. К каким дням относятся Малые Велесовы Святки, а к каким – Большие?

В памяти народной остались лишь особо памятные Велесовы дни: 22-25 декабря, само собой – 31 декабря; 2, 6 января (Никола-зимний); 24 февраля (Никола-поворотник); 22 мая (Никола-вешник); 12 июля (Власий-косник); 18-20 августа (Николина борода).

В России «День охотника» отмечают 2 октября, по странному стечению обстоятельств в этот же день славяне отмечали «Вуков (Волков) день», после чего начинался охотничий сезон.

А на одной весьма любопытной иконе рядом со св. Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой.

А клятву Святослава помните?

Клялись воины и гневом Велеса, ибо гнев тот был страшен.

«Если предам я клятву свою, то пусть стану золотом!» Это не просто слова.

Золото – это то, чем безраздельно владеет Бог земных недр, Великий Змей, Правитель Нави.

Фактически обозначает эта клятва одно: «Пусть смерть моя будет безвременной, пусть стану я вечным рабом Тёмного бога!»

А, учитывая тот факт, что Велес был ещё и покровителем воинских доспехов…

Слишком глубоко ушёл в подсознание культ Великого Бога.

Многое забылось, многое исказилось.

Но неужели мы не вспомним о том, что был этот «тёмный», расчётливый, а иногда и теряющий разум бог, – покровителем поэзии и музыки?

Кому, как не теряющему разум, писать по ночам стихи и сливаться в своих мечтах с текущей от лунного света музыкой?

«Чу ли воспети было, веще Бояне, Велесов внуче…»

Велесов День (День Велеса, День Власия) – славянский праздник 11 февраля, посвященный Богу Велесу в ипостаси покровителя домашнего скота. Встарь для славян, живущих в ладу с природой и обретающих достаток собственными трудами, со скотиной на подворье связывали богатство. Потому в Велесов День обращаются к славянскому Богу Велесу как к Богу, помогающему обрести и приумножить достаток.

Велесов День наступает сразу после Малых Велесовых Святок. Об этом празднике можно больше прочесть в нашей статье «Велесовы Святки – таинственные дни, посвященные Богу Велесу ».

Славянские мифы рассказывают, что однажды Морена , Богиня Зимы и Смерти, решила уморить всех коров в деревнях да создала страшного духа коровью смерть. Было это в феврале, когда приходит пора зиме отступать. С начала Малых Велесовых Святок ходит коровья смерть по дворам и только после Дня Велеса покидает мир Яви.

Когда явилась впервые коровья смерть, Велес прознал про то, посоветовался с Богиней Макошь да другими Богами и научил деревенских женщин, как прогнать коровью смерть. С тех пор повелось, что празднуют в деревнях Малые Велесовы Святки и День Велеса, проводят обряды на защиту домашнего скота, прогоняют коровью смерть, и сказывают, что «Велес сшибает рог зиме» – зимней стуже скоро придет конец.

Славянские обряды на Велесов День

Утром в День Велеса может проводиться обряд изгнания из деревни коровьей смерти, иногда этот обряд проводят раньше, в один из дней Малых Велесовых Святок. В обряде участвуют только женщины, мужчины и дети не выходят из избы, пока женщины не вернутся после обряда домой. Деревню опахивают, создавая вокруг неё снежную борозду, которую не может переступить коровья смерть.

В Велесов День проводят обряды на здоровье домашнего скота. Обязательно дают скотине лучший корм. Часто выпекают особый хлеб, который посвящают Богу Велесу, и кормят скотину им. В муку для выпечки этого хлеба может быть подмешано немного зерна из колосьев «Велесовой бороды» – особого снопа, который посвящают Велесу при уборке урожая. При этом приговаривали:

Велес, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли - играли, а с поля шли - скакали.

Иногда в Велесов День выставляли утром на мороз и оставшиеся колосья от «Велесовой бороды», чтобы позже при посеве зерна добавить их к остальному зерну. Славяне верили, что так урожай будет богаче. Женщины также выставляли на мороз непряденый лён, чтобы пряжа получалась ровнее, тоньше.

Хозяйки в Велесов День пекут сдобные пышки на молоке да подают их со свежим маслом. Такое блюдо появляется на столе впервые за зиму, потому что только в начале февраля коровы рожают телят и появляется свежее молоко.

В сам Велесов День не выполняют работы, кроме ухода за домашним скотом. Славяне считали, что работа в День Велеса может навлечь болезни на коров.

Приметы на Велесов День

Про день Велеса есть такие приметы да поговорки в народе:

  • У Велеса и борода в масле (в начале февраля коровы начинают рожать телят, появляется свежее молоко и масло).
  • Прольет Велес маслица на дороги, зиме пора убирать ноги.
  • Если в день Велеса оттепель, суровых морозов больше не будет.
  • Велес рог зиме сшибает.
  • Велес не обманет, от всякой прорухи упасёт! (говорили, отправляясь на торг, с Велесова Дня начиналась продажа скота).


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: