Влияние неоплатонизма на дальнейшее развитие философии. Восхождение к Единому

НЕОПЛАТОНИЗМ - философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией; представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии.

Корни некоторых идеи (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение неоплатонизм существовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл).

Основное философское содержание неоплатонизма составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое - Ум - Душа. Неоплатонизм представляет иерархию бытия по нисходяще-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Оно эманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос. Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека - преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза.

На неоплатонизм оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю.

Неоплатонизм признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Божества, духовных иерархиях, учит освобождению души из материи; элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика, утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли «рука об руку» в неоплатонизм.

Основателем неоплатонизма является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором стал Плотин, создавший школу в Риме (244).

С 270 г. его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку неоплатонизма. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в неоплатонизм практику теургии. Сочинение Ямвлиха «О мистериях» объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия «Жизнеописания философов и софистов» содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием.


В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов неоплатонизма: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература, «Халдейские оракулы». Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма.

После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретических исследований. Александрийская школа тесно связана с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к «Золотым стихам» пифагорейцев, у Сириана - Гермий, у Прокла - Аммоний.

В 529 г. н. э. вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и неоплатонизм были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем неоплатонизм оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения и теизма в целом.

Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение неоплатонизма для истории философии особо отмечал Гегель: «в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира». В 20 в. неоплатонизм выступает специальным предметом исследования и реинтерпретации.

ПРОКЛ

ПРОКЛ по прозвищу Диадох («преемник») (412- 485) - древнегреческий философ-платоник. Родился в Константинополе. Учился в Александрии, а затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана, которого сменил в качестве главы платоновской Академии в 437. Умер в Афинах. Более полное представление о его жизни дает биография, написанная его учеником Марином, «Прокл, или О счастье».

Считается систематизатором школьного платонизма; его литературно-философское наследие охватывает несколько тысяч страниц. К главнейшим трудам Прокла можно отнести его комментарии к 12 диалогам Платона, «Орфическую теологию», комментарии к Плотину, введение к философии Аристотеля, комментарии к трактату Порфирия «О пяти общих понятиях», «О промысле, судьбе и о том, что в нас», «Об ипостасях зла», комментарии к «Элементам» Евклида, «Начала физики», «Первоосновы теологии», «Теология Платона».

Во время путешествия по Азии познакомился с некоторыми восточными учениями. Вел жизнь аскета, соблюдая посты по египетской религии и культу Кибелы. Ему же приписывается утверждение, согласно которому философ призван быть «иереем целого мира». Прокл - самый яркий представитель афинской школы неоплатонизма (наряду с римской: Плотин, Порфирий, Амелий), сирийской (Ямвлих), а Прокла александрийской (комментаторы) и пергамской (Юлиан, Саллюстий). Иногда называют последним схолархом школы.

Если Плотина отличало страстное желание вернуться на свою истинную родину, устремленность за пределы этого мира к его последнему истоку (так, что он даже испытывал отвращение к своему рождению, стыдясь собственного тела и не желая вспоминать ни родителей своих, ни места рождения), то в школе Прокла религиозная практика, молитвы солнцу, ритуалы стали необходимой составляющей самого образовательного процесса.

Единое выше всякого бытия, всякой сущности и ума, непричастно ничему; и является потенцией всякого бытия и всякой сущности; и охватывает собою все, все же и порождая. Отсюда и трудности в интерпретации неоплатоновской эманации. Ведь Единое свербытийно, сверхсущностно и сверхэнергийно.

Оно абсолютно идентично с собой, трансцендентно и не выходит из себя. Как же ему, неопределимому, мы можем приписать эманацию (истечение), причем беспрерывную? Некоторые авторы, кстати, отрицали учение об эманации уже у Плотина.

А. Ф. Лосев также не принимает понимание эманации в грубо вещественном плане, трактуя ее как понятийно-логический, смысловой процесс, благодаря которому можно признать и бесконечное разнообразие вещей, и индивидуальность каждой (таким образом, эманация - это и принцип индивидуализации), и абсолютную неразличимость всех вещей в Первоедином. Вслед за Единым Прокл рассматривает Числа, «сверхсущие единицы». Они выше бытия, ибо являются принципом самого бытия и его различения. Они также выше мышления, поскольку выступают принципом всякого разделения и объединения, без чего мышление не может осуществиться. Число, таким образом, занимая первое место после Единого, есть расчленяющая и объединяющая творческая сила.

Сфера Ума начинается с сущего как первого качественного наполнения чисел. Затем идет область энергийного наполнения самого бытия, которую Прокл называет жизнью. А жизнь, сопоставляющая себя с собою же, и дает нам собственно мышление и познание. Сферу ума образуют три ступени - бытие, жизнь, познание. Мировая душа (третья ипостась неоплатонизма) - не что иное, как принцип вечного становления Космоса. Как Ум есть у Прокла единство бытия и мышления, так Душа есть единство ума и тела. Душа привлекается для объяснения движения в мире, подобно тому, как Ум привлекается для объяснения закономерности действий самой души. Соответственно, внутримировыми душами являются принципы становления отдельных тел. Прокл говорит о разных типах душ - божественных, душ ума и душах изменчивых.

Вообще душа обозначает у Прокла среднюю область между неделимым умом и делимыми телами. К свойствам души он относит ее бестелесность, бессмертие, отражение ею в себе всех форм ума, связанность ее с тем вечным телом, для которых она является оживляющим принципом и т.п. Прокл также говорит о круговращении душ и об их иерархии.

Этика Прокла. В центре здесь понятие «добродетель» как то, что воссоединяет нас с богами, приближая к Единому. В школе Прокла различали добродетели естественные, нравственные, общественные и более высокие, к каковым относились: очистительные, умозрительные и боготворческие (впрочем, последние признавались выше доли человеческой). Марин, ученик Прокла, среди естественных добродетелей перечислял: безущербность всех внешних чувств, телесную силу, красоту, здоровье. Всеми ими, по его свидетельству, в полной мере обладал Прокл. Как и прочими, восходя к боготворческим добродетелям. Традиционно особое место среди античных добродетелей занимала справедливость. Она трактовалась как некий «уклад, приводящий к миру все части души». Что касается проблемы зла, то причина последнего усматривается Проклом в отвращении человека от высшего, умопостигаемого мира, в привязанности к чувственному. Отсюда и задача человека - отвратившись от низшего мира, познать высшую силу своей души. Эту силу Прокл ставил выше даже ума, ибо она то и способна к восприятию первоединого. Поэтому Прокл называл ее «цветом нашей сущности» и «тем единым в душе, что лучше и ума в ней». Ее можно отождествить с мистическим энтузиазмом, со священным безумием, ведущим нас к слиянию с Божеством. Прокл признавал переселение душ, хотя отрицал переселение человеческих душ в тела животных.

У Прокла виртуозно разработана диалектика (бытия и мифа), теология и теософия, теургия, а также своеобразная эстетика и этика. Причем его этическое воззрение является в то же время и космологическим; ведь и человека, заявляет Прокл, нужно рассматривать точно так же, «как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом, логосом, божественным и смертным телом, подобно Вселенной».

Счастье для Прокла слагается из счастья мудрых, но также и житейского благополучия. Справедливо будет подчеркнуть в Прокле живое единство «интеллектуальности и интимности, углубленного логического продумывания и безотчетного вдохновения» (А.А. Тахо-Годи). Философия Прокла пользовалась огромным влиянием в средние века и эпоху Возрождения. А. Ф. Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона».

Его последователями можно считать Николая Кузанского, Пико делла Мирандолу, Иона Петрици и др. Прокл считал своими покровителями Афину и Аполлона, стремясь сочетать, объединить философское мышление и поэтическое видение, мудрость и искусство.


Табл. 1. Сводная таблица истории античной философии

Неоплатонизм возник в III веке в Риме. Неоплатонизм опирался на достижения всей античной философии, в особенности на идеи Платона и Аристотеля. Эти идеи старался соединить с языческой религией и мистицизмом. Основателем неоплатонизма считают Плотина и его учителя Аммония Саккаса (175-242). Последователями Плотина в античности были: Порфирий , Ямвлих , Прокл .

Плотин (ок. 204-270 гг.), преклоняясь перед Платоном, думал о себе лишь как об истолкователе его идей. (Он даже мечтал построить новый город в честь своего кумира и назвать его Платонополисом). Плотин развивал учение Платона о едином , благе , об антагонизме души и тела , об эросе , о боге-демиурге , нусе и о космической душе , а также учение об идеях .

Если Платон под высшим бытием понимал всю совокупность идей, объединенных идеей блага, то для неоплатоников таковым становится первоединый неизреченный Бог , или Единое . Основной задачей философии по Плотину являлось выведение существования мира из божественного Единства как основания всякого бытия и указание пути, ведущего обратно, к исходному единству. Центральное место в неоплатонизме занимает учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу.

Философия Плотина представлена в его «Эннеадах», изданных плотиновым учеником Порфирием. В них как раз и описано восхождение всего сущего к Единому и нисхождение от него. Единое рассматривается как единство всего положительного. Это Единое Плотин называет также Благом. Ибо Благо – это то, от чего зависит и к чему стремится все сущее, имеет его своим началом и нуждается в нём. То есть Единое-Благо – это абсолютное единство и полнота. От него исходит всякое бытие и всякая красота, ничто не существует вне связи с ним.

«Поскольку природа Единого творит все вещи, оно само не есть что-либо из них, – пишет Плотин. – Следовательно, оно не есть ни качество, ни количество, ни душа, ни дух. Оно не движется и не покоится, не находится в пространстве или времени; оно совершенно однородно, более того, существует вне рода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие свойства присущи только сущему делают его многим».

Плотин обосновывал идею постепенного нисхождения высшего бытия через опосредующие звенья (Ум (Нус), мировую душу , душу человека ) до небытия или неодухотворенной материи.

В силу своей сверхполноты Единое изливается из себя самого, что Плотин называет «эманацией », т.е. «истечением». Для объяснения этого процесса Плотин использует образ источника, который наполняет реки, но сам при этом ничего не теряет. Учение об эманации является сущностной основой философской системы неоплатонизма.

Высшие в иерархии бытия уровни отражаются в низших. При этом единство и полнота постепенно утрачиваются, пока, наконец, не образуется мир материальных вещей.

Итак, согласно Плотину, существует иерархия в нисходящем порядке: Единое, Ум и Душа. На каждом последующем уровне единство убывает.

Единое вообще лишено каких-либо внутренних различий.

Вначале из Единого происходит Ум (идеальный мир), в котором различается вещество, мыслимое бытие, само мышление. При этом вещество – это не материя чувственного мира, а форма, рожденная и существующая. Ум производит множество идей, или «умов», которые выступают как действующая причина по отношению ко всему остальному. Ум устроен таким образом, что «идея есть одновременно и мысль Ума, или даже сам Ум, и мыслимая сущность, – читаем у Плотина, – ибо каждая идея не отлична от него, но есть Ум. Ум же в своей целостности есть совокупность всех идей».

После Ума из Единого возникает Душа , которая обращена вовне, обладает движением. Погружаясь в процесс мировой жизни, Душа выступает бессознательным активным началом, связывает собой сферы умопостигаемого и вещественного. Душа «произвела все живые существа, вдохнув в них жизнь, – тех, которых питает земля и море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и она же произвела Солнце и великое небо, которое она устроила и украсила. Но сама она иной природы, чем то, что она устроила, привела в движение и призвала к жизни. Она должна, следовательно, быть более ценным, чем всё то, что возникает и уничтожается согласно тому, даёт ли она жизнь или отнимает. Сама же она существует вечно, ничуть не умаляясь». Душа как высшее божественное начало порождает души людей.

Восхождение к Единому Плотину видится как процесс очищения. Побуждает к восхождению любовь к первопрекрасному и первоединому (эрос). Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по своего рода «лестнице», ведущей вверх , к Единому-Благу (Плотин иногда называет его богом). Путь к нему ведёт через созерцательную сосредоточенность. Теневой мир тел душа преодолевает и в занятиях философией, обращаясь к уму. Цель жизни человека – слияние с Божеством через мистический экстаз , который достижим через катарсис – очищение от всего телесного и низменного.

Порфирий (ок. 232-304) – ученик и продолжатель Плотина, дал краткое описание доктрины учителя, однако опустил учение о Едином. Порфирий сделал акцент на моральных выводах этого учения. Ямвлих (240/250-325) предпринял религиозно-мифологическую переработку неоплатонизма, сделав его основанием и защитой многобожия. Прокл (ок.410-485) завершает развитие античного неоплатонизма.

Неоплатонизм как бы венчает собой всю историю развития античной философии. Став углубленной, ориентированной на религиозном и метафизическом опыте философской мыслью – и независимой, и религиозной одновременно, неоплатонизм оказал существенное влияние на развитие христианского богословия и философии Средних веков. Будущее развитие иррационализма и мистицизма стало во многом исходить из неоплатонизма, в частности, идей Плотина.


Курс философии (краткое изложение). Часть первая. / Под ред. проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. –
М: ИПЦ МИТХТ, 2008.

Иванова Адель Алексеевна

Ледников Евгений Евгеньевич

Вольнякова Ольга Александровна

Логина Наталья Владимировна

Солодухин Денис Витальевич

Арапова Эльмира Асфаровна

Криволапова Юлия Константиновна

Степнов Игорь Сергеевич

Арапов Олег Геннадьевич

Зубец Галина Прокопьевна

Подписано в печать Заказ №

Печать ризограф

Издательско-полиграфический центр

Московской государственной академии
тонкой химической технологии

им. М.В. Ломоносова

119571, Москва, проспект Вернадского, 86


С VII-VI вв. до н.э. по VI в. н.э., т.е. до момента, когда в 529 г. по приказу византийского императора Юстиниана были закрыты последние языческие школы философии

Троп - (от греч. tropos - оборот) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. Основные виды тропов: метафора, сравнение, эпитет и т.д.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс философии (краткое изложение)

Федеральное агентство по образованию.. московская государственная академия тонкой химической технологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Митхт им. м.в. ломоносова
I ФИЛОСОФИЯ.. 5 Обыденная философия. 5 Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки 6 Философия – неотъемлемая часть духо

Обыденная философия
О том, что существует такой вид знания, как философия, знает практически любой грамотный человек. Слово «философия» может употребляться людьми в самых разных ситуациях, и чаще всего это ситуации, к

Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки
Иногда какого-то человека называют философом, если он, представляя собой нефилософскую сферу духовной культуры, то есть будучи писателем, художником, музыкантом, ученым, тем не менее поднимается в

Философия и история философии
Две особенности философского знания необходимо иметь в виду, прежде всего, когда стоит задача понять, что такое философия. Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не пр

Особенности философского знания. Философские категории
Философское знание основано на особых философских понятиях и категориях. Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракци

Философия как стремление к постижению смысла жизни
Античная философия, в которой на первый план было поставлено достижение мудрости как наиболее важная философская проблема, в которой также сама мудрость не отождествлялась с количеством знаний, тем

Проблема добра и зла в философии
Постижение смысла бытия, формирование на этой основе жизненного идеала философы всегда связывали для себя с проблемой добра и зла. Противостояние добра и зла осознавалось философами как противоречи

Античная философия
Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В исторических рамках этого долгого периода времени существует своя периодизация, отражающая основные этапы становлени

И развитие натуралистической философии в досократический период
Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. – первые десятилетия VI в. до н.э. Уже ранняя мысль первых философских школ, которые возникают в

Милетская школа
Милетская школа считается первой философской школой Древней Греции. Она получила своё название от города Милета, расположенного в Ионии (Малая Азия), гражданами которого были все её представ

Гераклит Эфесский
Гераклит жил в Эфесе между VI и V веками до н.э. Был прозван «Тёмным» за трудность для понимания его современниками тех проблем, которые стали предметом его философских размышлений, посвященных тай

Демокрит
Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и

Софисты
«Софист» в переводе с греческого означает мудрец, знаток, мастер, художник. Так назывались появившиеся в V в. до н.э. платные учителя философии и ораторского искусства. Они не представляли единой ш

Теория идей
Мир идей. Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями»,или «эйдосами». Вещи

Диалектика Платона
В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный фило

Теория познания
Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным зн

Учение об идеальном государстве
Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца

Основные положения философии Аристотеля
Понимание предназначения философии. Аристотель очень высоко ценил философию как вид интеллектуальной деятельности и четко выделял её из всей сферы знания (см.: Хрестоматия по философии. Книг

Учение о государстве и обществе
Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своег

Значение аристотелевского наследия
Во многих областях философии и других наук влияние Аристотеля прослеживается вплоть до Нового времени. Взгляды Аристотеля на природу единичной вещи и общего (вида», «рода» – далеко не всегда у него

Философия эллинизма
Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (с конца IV в. до н.э. по III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес

Философское учение
Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в его философии имее

Стоицизм
В вопросе о том, что важнее для человеческой жизни: наслаждение или долг? – стоики, в отличие от эпикурейцев, категорически настаивали на приоритете долга, добродетели, нравственности, поэтому они

Скептицизм
История античного скептицизма берет начало в IV в. до н.э. Основоположником этой философской школы был Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.). Термины «скептицизм», «скептик» ведут свое п


Неоплатонизм

Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание неоплатонизм сводится к разработке диалектики платоновской триады - «единое», «ум» (нус), «душа».

Первая онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым «единым» и познаваемым «умом» дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как первое докачественное расчленение «единого». Вторая - «ум», представленная у Платона лишь в виде отдельных намеков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом «уме» - перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом («мышлением мышления») и содержал в себе свою собственную «умственную» материю. Учение о «душе» на основе платоновского «Тимея» и тоже под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в неоплатонизме до учения о космических сферах.

Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия «мировой души» во всем космосе. Т. о., неоплатонизм как идеалистическая философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: «единое», «ум», «душа», «космос», «материя». Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. На неоплатонизм оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я человека, однако неоплатонизм мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций стоической интерпретации наследия Платона.

Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям. Эта особенность все больше развивалась по мере эволюции неоплатонизма, достигнув схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. В целом неоплатонизм явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать все достояние античной философии для борьбы с христианским монотеизмом.

Основателем неоплатонизма в 3 в. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение которого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта римская школа неоплатонизма отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу конструированием основной платоновской триады.

Сирийская школа неоплатонизма (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе неоплатонизма (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем неоплатонизм все более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа неоплатонизма (5-6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа неоплатонизма (4-5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками выступали и латинские неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языческого неоплатонизма.

Идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. неоплатонизм оказал значительное воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизм получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей т. неоплатонизм каппадокийской школы - Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизм Видную роль в распространении идей неоплатонизм сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

Под глубоким влиянием идей неоплатонизма находился Августин. Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как, например, Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизм, впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики, в западной философии средневековья, был именно неоплатонизм (например, уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского).

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике 14-15 вв. (Мейстер Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рейсбрук и анонимный трактат «Немецкое богословие»). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Г. Плифон и М. Фичино. Большой шаг в сторону секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности неоплатонизма в 17 - начале 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Р. Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца 18 - начала 19 вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии» (см. Соч., т. 11, М. - Л., 1935, с. 35-76). Воздействие неоплатонизма на идеализм 19-20 вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/

(практических способов единения с Божеством).

Периодизация

II-III вв.

Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается спекулятивно -теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:

  • Римская школа ; известные представители: Амелий , Аммоний Саккас , Плотин , Порфирий . Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил. С года ученик Аммония, продолжатель и первый систематизатор неоплатонизма Плотин продолжает деятельность в Риме. С года дальнейшую разработку неоплатонизма продолжает ученик Плотина Порфирий.

III-IV вв.

Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма . Не покидая почвы спекулятивных теорий , неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику ; систематизирует античную мифологию , большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов , мистерий , астрологии , экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этому периоду относятся:

  • Сирийская школа ; известные представители: Дексипп , Сопатр , Теодор Асинский , Ямвлих . Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия; он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии.
  • Пергамская школа ; известные представители Евсевий Миндский , Евстафий Каппадокийский , Евфразий , Максим Эфесский , Приск , Саллюстий , Юлиан Отступник , Хрисанфий , Эдесий . Школу основывает Эдесий, ученик Ямвлиха.

IV-VI вв.

Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:

  • Афинская школа ; известные представители Гиерокл Александрийский , Дамаский , Домнин , Исидор Александрийский , Марин Неаполитанский , Плутарх Афинский , Прискиан Лидийский , Прокл Диадох , Симпликий , Сириан Александрийский . Школу основывает Плутарх Афинский.
  • Александрийская школа ; известные представители: Аммоний Гермий , Асклепий Тралльский , Гелиодор Александрийский , Гермий Александрийский , Гипатия , Давид Анахт , Иоанн Филопон , Немезий , Олимпиодор Младший , Синезий , Стефан Византийский , Эдесия , Асклепиодот Александрийский . Школу основывает Гермий Александрийский (предп.).

Концепция

Неоплатонизм представляет собой синтез :

  • идей Платона,
  • логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону,
  • идей халдейских оракулов и египетской религии,
  • идей индуистской философии (напр. эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина : Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νοῡς ), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей . Ум эманирует в Душу (ψῡχή ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос .

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках , находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы - Василия Великого , Григория Назианзина и Григория Нисского , ставших на путь христианизации неоплатонизма. Большую роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник . В XI в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл .

Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный . Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как напр. Ансельм Кентерберийский . Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы.

От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены , который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизма, впадая в прямой пантеизм . Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV-XV вв. (Мейстер Экхарт , Таулер , Сузо). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения , как Николай Кузанский , Марсилио Фичино .


Wikimedia Foundation . 2010 .


Неоплатонизм возникает в III в. н.э. и является последним оригинальным философским учением античности. Неоплатонизм представляет собой грандиозный синтез всей античной философии и, прежде всего, идей Платона и Аристотеля. Следует иметь ввиду, что неоплатонизм появился в то время, когда христианство существовало уже два с лишним века, и влияние его все более росло, и поэтому в неоплатонизме мы находим отчетливую монотеистическую тенденцию, которая, однако, весьма отлична от христианской идеи Личного Бога-Творца мира. В центре неоплатонизма - идея Единого как божественного центра и источника всего в мироздании. Но это Единое не является Божественной Личностью, которая по своей воле творит мир. Мир появляется из Единого в силу необходимости по причине его совершенства и полноты. Поэтому неоплатонизм - это, в известном смысле, ответ античной философии, связанной с язычеством, христианству на вопрос о едином Боге и о том, как Он возможен. Но несмотря на мощь рафинированного античного философского интеллектуализма, в этом споре победа осталась за христианством. Однако спор язычества с христианством в своих разных проявлениях никогда не прекращался. И неоплатонизм как наиболее продуманная языческая концепция мира имел огромное влияние на религии и развитие философии во все последующие века, начиная со средневековья, и в этом качестве он сохраняет свое значение и в настоящее время.
Основатель школы неоплатонизма - Плотин (205-270 гг. н.э.). Наиболее известны из неоплатоников - его ученик Пор- фирий (232 - ок. 301-304 гг.); основатель сирийского неоплатонизма Ямвлих (IV в.) и Прокл (V в.), работавший в Афинах. Пергамский неоплатонизм был представлен в произведениях императора Юлиана, прозванного Отступником за то, что он, придя к власти (361-363 гг.) попытался реставрировать язычество в Римской империи, в которой с 325 г. христианство стало официальной религией, и устроил гонения на христиан. Если у своего основателя Плотина неоплатонизм носит, прежде всего, спекулятивно-философский характер, то в последующем его развитии начинают преобладать черты религиозно-мистические и он становится прямой апологией языческого политеизма. Главная идея неоплатонизма заключается в иерархийном устройстве мира из единого идеального первоначала - Единого, которое пронизывает все ступени мира.
Плотин родился в Египте и учился в Александрии у философа Аммония Саккаса, среди учеников которого был Ориген, впоследствии известный христианский богослов. Плотин участвовал в неудачном походе императора Гордиана в Персию, где собирался изучать персидскую философию. После поражения Гордиана, вынужден был спасаться бегством в Антиохию, а потом в 243/4 году поселился в Риме. Школа Плотина в Риме пользовалась большим успехом, к нему послушать лекции приходили сенаторы, врачи, философы, люди разных национальностей (6, 141). Император Галлиен и его жена даже поддержали проект философа о создании города философов - Платонополиса, где бы господствовала философия Платона. Но из-за придворных интриг проект не был реализован (5, 243).
Сам Плотин долго ничего не писал, но довольно поздно стал записывать свои лекции, которые подготовил к изданию и издал его ученик Порфирий. Он же разделил все труды Плотина на шесть частей по сходной тематике, которые в свою очередь каждую разделил на девять отделов. Числу «девять» придавался метафизический смысл, что отражено в названии трудов Плотина, которые называются «Эннеады» («эннеа» по гречески - девять). Они посвящены следующим темам: рассмотрению Единого, Ума и Души как трех начальных субстанций, о свободной воле человека и воле Единого, о Благе, о судьбе и любви, о числах и о диалектике, а также о небе, материи и о движении неба и др. Плотин считал себя истолкователем Платона, и не претендовал на какую-то новизну, но несмотря на то, что заимствований у него достаточно много, тем не менее не вызывает сомнения и его глубокая оригинальность. Влияние Аристотеля и Сенеки на Плотина не вызывает сомнений. Плотин полемизировал с Демокритом и Эпикуром. Против гностиков у него есть специальный трактат.
Наиболее оригинально учение Плотина о Едином. Единство, по Плотину, есть основа всех вещей, всего существующего в мире. И все это единство отдельных вешей восходит к высшему единству - к Единому, из которого все исходит и в которое все возвращается. Единое можно охарактеризовать только отрицательными эпитетами. Единое невыразимо, неисчислимо, бесконечно, рационально непознаваемо, существует везде и нигде. Оно не обладает ни телесными качествами, ни мышлением, ни образом. Единое - это высшее Благо, которое выше самого бытия, оно есть абсолютное единство и полнота. Природа Единого как «отца сущего» по отношению ко всему существующему - порождающая, поэтому оно не есть что-либо из существующего. Единое - это сверхбытие, сверхсущее. «Первоединый есть все, но, будучи всем, Он не является ни одним из существ. Начало всего не может быть совокупностью всех существ. Начало есть лишь в том смысле, что все к нему сводится и из него исходит; строго говоря, в нем все не уже есть, а еще только будет» (Эннеа- ды, V, 2, 1). Почему Абсолют таков, каков он есть, спрашивает Плотин. Абсолют таков потому, что он есть Благо, которое само себя творит («Единое держит само себя»). Оно таково, каким хотело быть, в нем воля и бытие совпадают, чем быть хотело, то и есть.
Каким же образом от Первоединого - «простейшего и тождественного, который не содержит в себе никакого различия», произошло множество существ? Из Единого в силу его всеполно- ты и всесовершенства посредством «эманации» (истечения) порождается множество, при этом Единое ничего не теряет, оставаясь все тем же. Единое похоже на Солнце, говорит Плотин, которое есть источник света, который затухает по мере удаления от Солнца. Единое есть свет, а свет не может не светить, поэтому высшее также порождает низшее по необходимости. Через эманацию осуществляется переход от высшей степени к более низким ступеням бытия. «Единое, переполняясь самим собой, требует перехода в иное; а поскольку оно остается постоянным и не убывает, иное только отражает его, т.е. является “видом” и “умом”, т.е. «умопостигаемым - космосом» (V 9,9), его зеркалом (I 1, 8)» (6, 144).
Вторая ступень мировой иерархии - Ум (или «Нус»), представляющий собой платоновское «царство идей». Согласно Аристотелю Ум - это высшее интеллектуальное начало, которое есть мышление мышления, в котором мыслимое и мыслящее совпадают. Его еще можно назвать - Дух. Он рождается посредством силы, исходящей от Единого, которая, чтобы оформиться, оборачивается для созерцания своего первоначала и вновь наполняется им, а затем эта сила возвращается к себе и исполняется собой. Так появляется первое различие: мыслящего и мыслимого (V, 2, 1). Ум, вглядываясь в себя, наполняется Единым, видя в себе тотальность вещей, а значит тотальность идей. Единое - потенция всех вещей, Ум, вглядываясь в Единое, становится совокупностью всех идей, или всех вещей идеально (5, 246).
Промежуточная ступень между первой и второй ипостасью или первоначалами, занимают числа, которые не есть ни чувственные вещи, ни количество, ни психические акты, а являются принципами мыслительного конструирования. Числа являются основой красоты, а Ум - это чистая красота.
Ум порождает третью субстанцию - Душу, которая проистекает из Ума, как он из Единого. Это новое существо есть существо, подобное Уму, так же как и он есть образ Единого. Мировая душа одной стороной обращена к Уму, а другой к созданию чувственного животного и растительного мира. Душа вносит в них порядок, управление и гармонию. Душа является для мира началом движения. Душа - последняя сверхчувственная реальность, которая граничит с чувственной реальностью, являясь ее причиной. Она, оставаясь идеальной субстанцией, может войти в контакт с любой телесностью, без ущерба для себя, поэтому она воспроизводит принцип «все во всем» (5, 247). Поэтому она одновременно едина и множественна.
Иными словами, сама Душа иерархийна. 1) В центре своем она неделима и едина - это чистая Душа как идеальная субстанция. Ее нельзя представить атомистически, как последовательность и множественность психических состояний. Тут Плотин борется со стоиками, которые признавали делимость души и ее пневматическое происхождение и с материализмом вообще (6, 145). Он отказывается сводить душу, сознание к материальным процессам. 2) Кроме того, Мировая душа - это «смысловое функционирование ума за его пределами или “логос ума”» (6,
  1. . Душа как бытие вне Ума есть чистое становление и та креативная сила, которая поддерживает в порядке космос, физический мир. 3) Душа предстает и как совокупность отдельных индивидуальных душ, которые нисходят, одушевляя звезды, тела и живые существа. Таким образом Душа у Плотина связана с творящей активной силой, энергией, которой все живет, а Ум - с самосозерцанием, которое всему дает образ-форму (эйдос).
Следующая ступень эманации Единого - природа и космос, которые рождаются посредством слияния эйдосов и материи. Материя у Плотина, как и у Платона, есть только «восприемница эйдосов». Первая материя - это бесконечная неопределенность, которая является субстратом изменений. Материя есть всегда нечто иное, инаковость в чистом виде. Это значит, что материя способна только воплотить нечто идеальное и это идеальное начнет бесконечно меняться, начиная от идеального совершенного воплощения эйдоса и кончая предельным распылением эйдоса в темной материи, а значит тотально искаженным воплощением эйдоса (6, 146).
Материя - это не-сущее (небытие), она лишена качества, количества, массы, величины и т.д., которые всегда связаны с оформленной материей, в которую уже привнесен эйдос (или идея). Поэтому материя в чистом виде познана быть не может.
Мы имеем дело только с этой «последней материей», то есть уже оформленной. В сравнении с эйдосами, носителями жизненного начала, есть принцип их разрушения, а значит есть зло (6,
  1. . А космос как мир упорядоченной природы есть, для Плотина, «украшенный труп». И это, по словам А.Ф. Лосева, есть «очень яркое свидетельство упадочного характера философии Плотина» (6, 146). Для сравнения скажем, что для христианства природа создана Богом, и этим освящена. Все зло же проистекает от свободной воли ангелов и людей, которые направляют ее не к Богу, не к исполнению Его законов и заповедей, а нарушают их, творят беззаконие, то есть грех. Для Плотина же все телесное, материальное есть источник затемнения эйдосов, и поэтому есть источник зла.
Хотя материя вечна, но она не есть самостоятельное начало, как у Платона и Аристотеля. У Плотина материя порождается Единым, подобно тому как свет рассекает тьму, и без нее существовать не может. Там же, где тьма, там вечно возникает материя (1, 678). Материя - это как бы самая кромка мира, где творящая способность Единого совершенно ослабевает. Поскольку свет Единого пронизывает весь мир, то и материя пронизана Единым, но его там бесконечно убывающе мало, как во тьме мизерно мало света. Материя противостоит Единому, подобно тому, как тьма противостоит свету, а зло - Благу. Зло тут не равномощно Благу, а есть только недостаток Блага, подобно тому, как болезнь не имеет самостоятельного значения, а есть лишенность здоровья.
Весь космос, по Плотину, имеет иерархийное строение. Ступени иерархии от высшего к низшему определяются степенью присутствия Божества на каждой ступени, то есть степенью одушевленности. Выше всего космос в целом с миром неподвижных звезд. Идя от неба к земле мы встречаем все менее и менее совершенное воплощение эйдосов. Физический мир - это, по Плотину, есть, фактически, зеркало форм, которые, в свою очередь, воплощают идеи-эйдосы, то есть зеркало, в котором отражается идеальный мир Ума-Логоса. Зеркало это имеет разные степени кривизны. Самая сильная кривизна присуща материи, «...мир истинно-сущего представляет собою как бы длинную цепь жизни, в которой каждая предыдущая форма производит последующую, каждая последующая производится предыдущей, но так, что предыдущая не истощается в последующей и ее не поглощает, и все они отличаются друг от друга, хотя и составляют одно непрерывное целое» (Эннеады, V, 3,2).
Какое место в мироздании занимает человек? Человек есть связь души и тела. Видимые боги - это небесные светила. Между ними и душой человека находятся демоны. Они имеют больше силы, чем у человека, но не лишены психической, то есть чувственной жизни, каковой лишены небесные светила. Люди бывают низменные и возвышенные. У первых преобладает аффективная и вожделеющая часть души, у вторых - разумная. Первые никуда не стремятся, они живут как бы по горизонтали, идя на поводу у своей чувственности и обыденной жизни. Вторые стремятся преобразить свою жизнь на путях разума и добродетели. Жизнь первых не безнадежна, ее можно изменить, ведь и у них есть разумная душа, она только затемнена чувственным вожделением.
Цель человеческой жизни, по Плотину, это возвращение души человека к высшей духовности, т.е. к ее первоначальной жизни, когда она созерцала Ум (или Дух) и находилась с ним в тесной связи. Условие достижения этой цели - совершенство нравственной жизни и отрешение от всего чувственного и телесного. Для этого необходимы занятия философией и диалектикой. Если это достигается, то душа после смерти сливается с божеством, если нет, то чувственность остается с ней и после смерти и тогда она испытывает ряд душепереселений (метемпсихоз). Новое состояние души соответствует ее прежним склонностям и есть также возмездие за прошлые грехи. Совершивший беззаконие по отношению к ближнему, сам подвергнется такому же беззаконию в последующей жизни.
Но уже в настоящей жизни, по Плотину, можно соединиться с Единым, с божеством. Это возможно, если достичь полного очищения души от земных, чувственных интересов и пристрастий, а также от слов и разума, и посредством «экстаза», то есть «выхода» души за пределы тела, освобождения души от тела. Это путь «опрощения», то есть возвращения к самому себе, и стремление к мистическому союзу с божеством. Свобода в этом смысле есть страстное желание Бога. Душа, «сбросив с себя все», сливается с Единым и испытывает райское блаженство. Диоген Лаэртский рассказывает, что Плотин переживал такой экстаз четыре раза, а Порфирий - один. В отличие от христианской мистики, которая полагает, как, например, в исихазме, что «можно и при жизни Бога узреть», но Бог для этого дарует человеку благодать (Свет Фаворский), Плотин полагает, что Бог человеку ничего не дает, но человек может сам совершить восхождение к Нему и соединиться с Ним, благодаря своим способностям, силе и желанию (5, 251).
В учении о Едином, которое рационально непознаваемо, и в учении об «экстазе» как пути к божеству Плотин выходит за пределы философии, рационального дискурса, и переходит в плоскость религиозного сознания. Его последователи только усугубляли эту тенденцию. Так Прокл наполнил структуру мироздания Плотина античными богами: Чистый Ум он величал Кроносом, олицетворение животворной силы Ума именовал Реей, а сам себя мыслящий Ум - Зевсом и т.д. (1, 694). Но особенно это характерно для Ямвлиха, который занимался языческой мифологией, теургией (искусством влиять на волю богов), то есть магией, и важное значение в познании мира придавал математике (он насчитал порядка 360 богов). Так наука, кстати, вовсе не отменяет религию, а ее предполагает. Весь вопрос заключается в том, что это за религия. Поздний неоплатонизм - это реставрация античной мифологии и вырождение собственно философии, базирующейся на рациональном дискурсе.
Но неоплатонизм благодаря своей продуманной логике и категориальной диалектике оказал значительное влияние на христианское богословие. Яркий тому пример - труды Дионисия Ареопагита, которые получили название Ареопагитики. Дионисий Ареопагит рисует величественную картину небесной иерархии, отсветом которой является и земной порядок жизни. Идея «лестницы природы», которую мы находим у многих средневековых авторов, в том числе у Фомы Аквинского также содержалась в философии неоплатонизма и Аристотеля.
Император Юстиниан в 529 г. отказал язычникам в праве занимать публичные здания, иметь школы и преподавать, и закрыл Платоновскую Академию в Афинах. Этот эдикт был направлен в защиту христианства. Так была подведена официальная черта под историей античной философии, которая в силу своей внутренней исчерпанности, не имела будущего. Будущее было за христианством и христианской философией.
ЛИТЕРАТУРА:
  1. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., Высшая школа, 2001.
  2. Сорокина Т.С. История медицины. М., Академия, 2004.
  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., Мысль, 1986.
  4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа, 2001.
  5. Реале Дм., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 Античность. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1994.
(і. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей, 1995.
  1. Плотин. Эннеады. Киев, 1995.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: