Во что верили и чему поклонялись древние египтяне. Всё, что вы хотели знать про древнеегипетских богов и религию Древнего Египта В кого верили древние египтяне

Древние египтяне были одними из самых религиозных народов, когда-либо живших на нашей планете. Их знания были лишь каплей в море того, что сегодня известно человечеству поэтому они боялись многих вещей и верили в сверхъестественные силы. Эта вера и породила огромное множество древнеегипетских богов.

Если и была какая-нибудь ситуация или место, которое могло иметь своего собственного бога, то, скорее всего, он был не один. В то время как большинство божеств были известны на территории ограниченной местности, такие боги, как Ра, Осирис и Тот, были широко известны повсеместно.

В этом списке мы расскажем вам самые интересные факты про древнеегипетских богов и религиозные системы. Религия Древнего Египта не сильно отличалась от сегодняшней, призывая творить добро в этой жизни, чтобы заслужить себе место и в загробном мире.

И хотя она может показаться сложной и пространственной, эта религия была достаточно легко приспосабливаемой и развивалась в зависимости от обычаев и установленных порядков правящего фараона. Египетские боги часто имели как человеческий облик, так и могли изображаться в виде животных, что делало их весьма запоминающимися и легко узнаваемыми.

Если вам интересно узнать больше о древнеегипетских богах, то скорее прочитайте эти 25 любопытных фактов, которые вы могли не знать!


25. Как и многие ранние религиозные традиции, религия Египта в додинастический период была преимущественно анимистической: египтяне верили, что духи живут в животных растениях и различных предметах.

20. Одна из самых интересных историй среди всех древнеегипетских богов - у бога солнца Ра. Каждую ночь его проглатывала богиня неба Нут, чтобы возродить к следующему восходу.

13. Бог Бес, изображавшийся в виде карлика, был одним из самых «деятельных» в Древнем Египте: он был покровителем младенцев, будущих матерей и домашнего очага, защитником от ночных кошмаров и укусов скорпионов, змей и крокодилов.

12. Религия в Древнем Египте была политеистической (вера в нескольких богов, многобожие) на большем протяжении своего существования, за исключением короткого периода, когда фараон Эхнатон из XVIII династии, придя к власти, установил в стране монотеистический культ (религиозное представление о единственности Бога) Всеобщее почитание во время его правления было сосредоточено вокруг Атона, бога солнца, роль которого древними египтянами приписывалась богу Ра.

5. Религиозная жизнь в Древнем Египте была в значительной степени элитарной. Внутрь храмов разрешалось входить только жрецам, жрицам, фараону и некоторым членам его семьи. Обычные египтяне могли дойти лишь до ворот храма.

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

В каких богов верили древние египтяне?

В Древнем Египте не было одной общей религии, однако существовало довольно большое количество местных культов, которые были посвящены тем или иным божествам.

Одним из главных богов Египта был Ра – бог Солнца. Его изображали в виде существа с головой ястреба и с солнечным диском.

Бога письменности Тота египтяне рисовали с головой ибиса (птица, похожая на аиста).

Бога неба Хора изображали с головой ястреба, а бога загробного мира Осириса – в виде человека, но похожим на мумию, с символами власти в руках и короной на голове.

Египетские боги, изображённые на папирусе

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Японская мифология. Энциклопедия автора Ильина Н

Имена богов А Адзисикитака-хиконэ-но ками (Юноша-Высокий Бог Плугов) - сын бога Оо-кунинуси и богини Такири-бимэ.Аматэрасу оо-ми-ками (Богиня Солнца). Она была также известна как «Великая Священная Богиня Сияющая на Небе» - старшая дочь бога Идзанаги, Богиня Солнца, по

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Как египтяне научились сохранять мумии? Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, которое сумели сохранить. Слово «мумия» - арабского происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне захотели сохранять тело умершего? Причина в том,

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Суэцкий канал и Древние египтяне В 1798 году, когда Наполеон завоевал Египет, он вознамерился построить канал, который соединял бы Средиземное море с Красным. Это открыло бы ему прямой путь к богатствам Индии и Дальнего Востока. Но этот план вряд ли было возможно претворить

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

В кого верили майя? Народ майя процветал в Центральной Америке в течение 2500 лет. В 600 году до нашей эры они начали строить огромные пирамиды с небольшими храмами наверху. Там в жертву богам часто приносили оленей, собак, индеек и даже людей.Одного из верховных божеств майя

автора Ситников Виталий Павлович

Как египтяне научились сохранять мумии? Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, которое сумели сохранить. Слово «мумия» – арабского происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне хотели сохранять тела умерших?Причина в том, что

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Как древние египтяне возводили свои храмы? Современного человека поражают масштабы храмового строительства египтян, возводивших огромные каменные сооружения, которые восхищали своими размерами и высотой самих древних. Некоторые из них, например египетские пирамиды

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Колесницы богов В Перуанских Андах в Южной Америке лежит знойная равнина Наска, полоса земли в милю шириной и миль 27 длиной. Необычная черта этой местности состоит в том, что она покрыта странными геометрическими чертежами, которые образованы глубокими, прямыми

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Почему люди верили в существование ведьм? Человек боится многих вещей. Когда он не может понять происходящее, особенно если это его пугает или наносит вред, он пытается объяснить это явление каким-то таинственным способом. Вера в колдовство была единственным способом

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему люди не верили пророчествам троянской царевны Кассандры? В древнегреческой мифологии Кассандра – дочь троянского царя Приама и Гекубы. Уснувшей однажды в храме Кассандре явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе.

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему древние римляне опасались добрых богов манов? В римской мифологии маны – боги загробного мира, затем обожествленные духи предков. Римляне верили, что маны их предков появляются из своих гробниц на несколько дней в феврале, и в эти дни совершали торжественные

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему древние египтяне считали скарабеев священными? Скарабеи – род жуков подсемейства навозников. Наиболее известен распространенный на юге Европы, в Северной Африке, Передней и Средней Азии скарабей священный (Scarabaeus sacer), питающийся пометом животных, из которого он

С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари иных богов. С созданием (объединенного государства Верхнего и Нижнего Египта) божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. Мемфисский бог Птах, бог Солнца Ра, гелиопольский бог Мин, богиня-корова Хатхор из Дендеры, абидосский Осирис, саисская Нейт, космический бог Амон из Гермополя с течением времени были перенесены в Фивы. Все эти божества некогда были связаны с конкретным местом, однако постепенно их культ распространился и вверх, и вниз по долине Нила. Сходным образом бехдетский Гор и омбосский Сет первоначально были местными богами, и с превращением почитавших Гора и Сета городов в столицы Нижнего и Верхнего Египта они стали соответственно богами двух этих государств.

Бог северных земель Гор, согласно созданной легенде, победил Сета и стал национальным божеством Верхнего Египта. Впоследствии фараон единого египетского государства, будучи главным лицом в стране, а потому сам считавшийся божеством, рассматривался как земное воплощение Гора.

Иногда боги, культ которых был привнесен из других мест, вытесняли местных богов. Так, фиванского Монту затмил Амон из Гермополя

позднее именно он стал верховным богом. Осирис поначалу не был божеством Абидоса, но как раз в этом городе почитался больше всего, а со временем превратился в самого любимого из всех богов Египта.

Некоторые боги были объединены в семьи: Атум - отец Шу и Тефнут, которые в свою очередь были родителями Геба и Нут, их детьми были Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В Карнаке почитали более простое семейство из трех богов - Амона, Мут и их сына Хонсу. Подобным божественным семьям поклонялись во многих храмах по всей стране.

Отличить местных богов от богов иной природы - к примеру, космических - достаточно сложно. Ра почитался как бог Солнца, Геб - как бог Земли, а его сестра-жена - как богиня Неба. Представление о поле этих божеств зависело от грамматического рода слова, обозначающего олицетворяемый каждым из них элемент мироздания. Космические боги обычно были антропоморфными, т.е. имеющими человеческий облик, в отличие от многочисленных местных божеств, которых первоначально почитали в виде животных и всегда изображали в образе зверей или как человеческих существ со звериными головами.

Такими были Анубис, Гор, Хнум, Тот, Собек, Амон и многие другие. Бастет имела голову кошки (кошек в Египте глубоко почитали

после смерти их тела иногда бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах). Амон обычно изображался с головой барана, но его же представляли и в человеческом обличье. Богиню Неба Нут считали либо женщиной, либо коровой, причем в обоих случаях ее изображали распростершейся по небосводу. Ее тело покрывали звезды, между которыми на своей лодке с востока на запад каждый день путешествует Солнце. Наконец, вплоть до утверждения христианства в стране существовали и чистые культы животных, например быка Аписа.

Хотя египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность. Тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог города, в котором он жил. Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом Неба.

Самым родным для всех египтян был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части тела мужа

Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса - Гора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрываться в недоступных болотах Дельты. Когда ребенок вырос, он одолел своего дядю, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон.

Египтянам были необычайно близки страдающие боги. Культ Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Гора пользовался наибольшей популярностью. Каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. В своих надгробных надписях они именовал себя и рассчитывали разделить судьбу этого бога в загробном мире.

Духовная жизнь не исчерпывалась религией, египтянин верил и в действенность магии, обращался к древним Текстам пирамид и Текстам саркофагов и использовал многие из содержащихся в них заклинаний.

Дальнейшее развитие магических текстов, предназначенных обеспечить душе умершего способность покидать могилу и наслаждаться всем тем, что доступно живым, нашло отражение в Книге мертвых. Само наличие в захоронении копии заклинаний подобного рода гарантировало ему получение всех испрашиваемых благ, равно как и защиту от всех зол, с которыми может, по его представлениям, встретиться усопший. Чтобы помочь умершему совершить долгое и опасное путешествие в загробный мир, были созданы и другие необычные тексты.

В правление XIX династии в Египте, особенно среди представителей низших сословий, возникло новое религиозное течение: впервые в истории было сформулировано утверждение, что, хотя человек и расположен ко злу, бог имеет склонность прощать его прегрешения.

Поскольку сам фараон считался богом, он, естественно, мог общаться с другими богами. Фараон был также верховным жрецом и совершал ритуалы в храме и на религиозных празднествах. Свои жреческие функции он нередко передавал лично им назначаемым высшим жрецам главных храмов.

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.


Ключом к пониманию культуры древнего Египта служит система религиозных представлений, которая ясно отображена в мифологии. Источниками постижения мифологических представлений, как водится, становятся разные тексты религиозного нрава, гимны, молитвы и другое.

Множество всевышних египтяне представляли и почитали в виде звериных. Скажем, святой бык Апис являлся олицетворением силы эффективности и плодородия. А вокруг жука-скарабея вообще сложился целый культ. Его изображали на камнях, папирусе, ему поклонялись в храмах. Безоговорочно, это дюже древние верования, связанные с тотемизмом. Со временем, представление о богах у египтян изменилось. Всевышних стали изображать в виде человека, но с головой звериного, изредка напротив - звериных, с головами людей. Скажем, всевышний Амон изображался на камнях с рогами барана. Сфинкс-божество в виде льва с головой мужчины, оберегающего рубеж пустыни, охраняет Египет от Сета-по преданиям всевышнего гибели и жгучего ветра.

Высшим культом у египтян считался культ солнца. Неспроста Египет называли страной нерушимого солнца. Все вероятно помнят из школьной хрестоматии всевышнего солнца-Ра? Так вот, древние египтяне верили, что всевышний Ра в дневное время плыл по небу в лодке в стороны западных гор, и что, достигая их, пересаживался в так называемую «ночную лодку» и доплывал к восточным горам, где одержав победу с недругом-змеем вновь возникал в небе.

У всего старинного города был свой всевышний-заступник. Скажем, в Фивах почитали всевышнего Амона, когда-то культ его объединился с культом солнца и сложился цельный всевышний Амон-Ра.

Египтяне свято верили в то, что у человека сразу несколько душ: душа Ба - в образе птицы с головой человека, что в момент гибели покидала тело и для воскресения усопшего, Ба должна была возвратиться в тело. Именно с этих пор пришел традиция мумификации. Еще одной душой Ка стал призрачный двойник человека, живущий в гробнице. Душа эта тоже имела вероятность обнаружить свою земную обитель-для этого в гробницы клали скульптурные образы усопших. В совокупности, дабы усопший приобрел покой, он должен был иметь все то, чего не был лишен при жизни. Зачастую в гробницы клали изображения близких, родственников, слуг и невольников. Другими словами заупокойный культ имел место быть в египетской культуре.

Значимой спецификой в жизни египтян было поклонение царской власти. Ушедший из жизни фараон приравнивался к Осирису, что находил нерушимую жизнь. Правящего фараона ценили как всевышнего, сыном Ра и эти представления строились на реальных основах: власть предводителя была безусловной, ему принадлежали все и всё: земли государства, золотые и серебряные рудники. Простым бренным даже запрещалось произносить слух его имя и царский титул, порой люди верили, что власть и влияние великого фараона распространяется даже на силу природы…



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: