Вошел в поговорку с мечом. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы

Свт. Иоанн Златоуст

Блж. Иероним Стридонский

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут

Но, если не напрасно носит меч тот, кто поставлен мстителем за гнев Божий против делающего зло, почему погибнет от меча тот, кто только возьмется за меч? И от какого меча? Именно от того меча огненного, который обращается перед раем (Быт. 3:24) , и от меча духовного, который описывается среди всеоружия Божия (Еф. 6:11-17) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут

Ориген

Ст. 52-54 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть

И посмотри: после того как Господь сказал Петру: Возврати меч твой в его место (что свойственно терпению), и возвратил отсеченное ухо, о чем говорит другой евангелист (что было доказательством Его высочайшей благости, равно как и божественной силы), только тогда Он произнес эти слова, чтобы они оказались верными благодаря Его предшествующим словам и делам, дабы присутствующие, даже если и не помнили о Его прежних благодеяниях, то запомнили бы настоящие.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: еси бо приемшии нож ножем погибнут

Упрекнул его и показал, что не нужно пользоваться мечом для защиты Бога; этим, конечно, запретил и всякое оружие. Вси бо приемшии нож… – есть пророчество о погибели пришедших на Него иудеев. Иоанн (18:11) говорит, что Иисус Христос сказал: чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея ? показывая, что все это совершается не по их власти, а по допущению Отца, и что до самой смерти Он был послушен Отцу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут

(Лк. 22:51; Ин. 18:11) . Спаситель повелевает Петру оставить свой нож без употребления. Дальше приводится причина, почему это так. Альфорд считает “мечом погибнут” заповедью и говорит, что здесь не только будущее, но и будущее повелительное: пусть мечом погибнут или должны погибнуть. При таком толковании смысл слов Христа был бы ясен; но в подлиннике нет повелительного наклонения будущего времени. Иларий говорит: “не все, которые носят меч, обыкновенно мечом погибают. Многие погибают от горячки или от какого-нибудь другого случая - те, которые пользуются мечом или по должности судей или вследствие необходимости сопротивления разбойникам.” Августин затруднялся толкованием этих слов. Другие думают, что здесь - общая мысль, напоминающая древний закон о мести (Быт. 9:6) , или народное выражение (пословица), по которому наказанием для каждого служат его недостатки (ср. Откр. 13:10). Нельзя эти слова относить только к Петру, потому что, - независимо от их общего смысла, - несомненно, что Петр никогда после того не поднимал ни на кого меча и, однако, сам погиб от меча; или что изречение относилось к иудеям, погибшим от меча римлян, потому что в этой самой толпе, взявшей Христа, именно римляне, вероятно, и владели мечами. Не остается ничего больше, как понимать выражение только в общем смысле; и если мы раскроем ветхозаветную Библию, то найдем множество подобных же общих изречений, например, у Сираха, в Притчах и проч., которые нельзя принимать в совершенно безусловном смысле, не допускающем никаких исключений. Так и слова Христа допускают множество исключений, в общем своем значении не переставая быть вполне верными. Несомненно только, что Христос, произнося Свои слова, запретил всем людям иметь меч и употреблять его в качестве защиты или для производства насилия. Отступления ветхого человека от этой истины вследствие необходимости или каких-либо других причин могут иметь опасные последствия для него же самого - поднимая меч, ео ipso одобряете поднятие его и другими, и это может пасть на его собственную голову.

Толковая Библия.

Работает над рукописью новой книги «Речи, которые изменили Россию». В нее войдут речи многих наших великих соотечественников, включая Гагарина, Молотова, Сахарова, Менделеева.

С разрешения Радислава я хочу опубликовать одну главу о речи, которой не было...

Александр Невский
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

Великий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 победой на рыцарями Тевтонского ордена вписал свое имя в историю, как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Великий княз Новгородский и Владимирский. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1942 году Советское правительство учредило Орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу: “Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет!”. И подпись под ней: “Александр Невский”. В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас не дошли, да и не могли дойти никакие слова Александра Ярославича (Невского) — одного из великих князей Руси, наибольшим образом повлиявших на ее историю. Не дошел даже его облик. Но дошли его дела. Почему же мы приводим его в книге “Речи, которые изменили Россию”? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм “Александр Невский”, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году. Именно в этом фильме из уст исполнителя роли Александра Невского актера Николая Черкасова звучат слова: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!”. Фильм был снят под личным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными. Когда фильм вышел на экраны, он имел грандиозный успех. Но в 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили не полку, чтобы не испортить отношений с Гитлером и не возбуждать в советских гражданах негативного отношения к немцам. Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Как бы указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков”. Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так. Простых воинов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам Александр Невский бросает, как бы, чтобы те передали другим: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!”. Весьма актуально звучали эти слова в тот момент, выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, разумеется, этих слов не слышали ни те, ни другие. Но зато эти слова услышали, восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди двадцатого века, на долю которого выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто тремя годами позже. В этой, настоящей войне, как и в кинематографической, ландшафт и климат выступили “союзниками” наших войск.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. „Патриотизм — наша тема“ — стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вышел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Подобное выражение было хорошо известно еще в античном мире, в доевангельские времена.

Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Quigladioferit, gladio pent [кви гладио фэрит, гладио пэрит).

Российский пенсионер из Воронежа обратился в Интернете к американскому лидеру и в прямом смысле приказал ему «остыть».

Господин Обама! Сегодня я узнал, что вы грозите России, если она введет войска на Украину. Вы грозите мне! Я живу в Воронеже, и я плевал на ваши угрозы. Никогда не смейте угрожать моей родине! Слышите? Никогда! – сказал он.

После его речи в кадре появилась маленькая девочка, которая попросила, чтобы война закончилась и больше никогда нигде не начиналась.

Наши ракеты ближе к вашим границам, чем ваши к нашим. И вы думаете выжить? Никогда не обижайте русского человека! Мы доказали всей своей историей, что кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет. Мы понимаем, что годы рабства наложили определенную пелену на вашу историю. Прощайте! – подытожил пенсионер.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: