Впервые в греческой античности заявил что философия. Древнегреческая философия

Самые ранние зачатки греческой философии находятся в религиозных и мифических стихотворениях глубокой древности. Философские умозрения заметны уже у великих эллинских поэтов Гомера и Гесиода . Чуть позже их развитие привело к появлению таинственной секты орфиков , с которой были тесно связаны и практиковавшиеся близ Афин элевсинские мистерии . К числу ранних философов могут быть отнесены и Семь прославленных греческих мудрецов .

В VI столетии до Р. X. в Греции возникли три её самые ранние философские школы или, вернее, были сделаны три первые попытки уяснить мыслящею силою взаимную связь предметов отвлеченных и объяснить их отношение к видимому миру. Из этих школ две – ионийская (милетская) и элейская – приобрели значение только тогда, когда были перенесены в Афины ; с тех пор философская наука стала развиваться в столице Греции рядом и в связи с другими науками и изящными искусствами. К ионийской школе ранней греческой философии принадлежали знаменитые мыслители Фалес Милетский , Анаксимандр , Анаксимен и , к элейской – поэт-философ Ксенофан , Парменид и автор известных в древности парадоксов Зенон . Третья ранняя философская школа Греции – пифагорейская – долго не оказывала никакого непосредственного влияния на процветание в Афинах наук и искусств, но и она имела значение для развития греческой культуры. Пифагорейская философия дала научный характер математике, из него произошли также те мистические мечтаний, которые были так сильно распространены между греками и другими народами. Мистицизм является всегда, когда люди ослабевают от чрезмерной роскоши и вследствие ложного образования идут не тем путем, который указывает сама природа. Таким образом, все три школы имели сильное влияние на понятия и взгляды позднейших греков. Впрочем, пифагорейская школа не способствовала возникновению развивавшейся в Афинах философии, которая, собственно, была вызвана только ионийскою и элеатскою школами.

Греческий философ Гераклит. Картина Х. Тербрюггена, 1628

К ранней греческой философии относятся также учения атомистов Левкиппа и Демокрита .

— это очередная тема для статьи из цикла публикаций по основам философии. мы узнали определение философии, предмет философии, ее основные разделы, функции философии, фундаментальные проблемы и вопросы.

Другие статьи:

Принято считать, что философия зародилась примерно — в 7-6 веках до нашей эры в Древней Греции и одновременно в древнем Китае и Индии . Некоторые ученые считают, что философия появилась еще в Древнем Египте. Несомненно одно, египетская цивилизация оказала огромное влияние на цивилизацию Греции.

Философия древнего мира (Древней Греции)

Итак, философия Древней Греции. Этот период в истории философии, пожалуй, один из самых таинственных и завораживающих. Его называют Золотым веком цивилизации. Часто возникает вопрос, как и почему философы того времени генерили такое множество гениальный идей, мыслей и гипотез? Например, гипотезу о том, что мир состоит из элементарных частиц.

Античная философия представляет собой философское направление, которое развивалось на протяжении более чем тысячи лет с конца 7 века до нашей эры, вплоть до 6 века нашей эры .

Периоды философии Древней Греции

Принято разделять ее на несколько периодов.

  • Первый период – ранний (до 5 века до н. э.). Он делится натуралистический (в нем самое важное место было отведено космическому началу и природе, когда человек не являлся главной идеей философии) и гуманистический (в нем основное место занимал уже человек и его проблемы, в основном, этического характера).
  • Второй период – классический (5-6 века до н. э.) . В этот период развивались системы Платона и Аристотеля. После них наступил период эллинистических систем. В них основное внимание было уделено моральному облику человека и проблемам, связанным с моралью общества и одного человека.
  • Последний период – Философия эллинизма. Делится на ранний эллинистический период (4-1 века до н. э.) и поздний эллинистический период 1 век до н. э. - 4 век)

Особенности философии античного мира

У античной философии был ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других философских течений.

  • Для данной философии характерна синкретичность, то есть слитность самых важных проблем, и в этом ее отличие от более поздних философски школ.
  • Для такой философии характерна и космоцентричность — космос согласно ей, связан с человеком множеством неразрывных связей.
  • В античной философии практически не было философских законов, очень многое в ней было разработано на уровне понятий .
  • Огромное значение в ней имела логика , и ее разработкой занимались ведущие философы того времени, среди них Сократ и Аристотель.

Философские школы Древнего мира

Милетская школа

Одной из самых древнейших философских школ принято считать Милетскую школу. Среди ее основателей был Фалес , астроном. Он считал, что в основе всего лежит некая субстанция. Именно она является единым началом.

Анаксимен считал, что началом всего нужно считать воздух, именно в нем отражается бесконечность и изменяются все объекты.

Анаксимандр является основателем идеи о том, что миры бесконечны и основой всего, по его убеждению, является так называемый апейрон. Он представляет собой невыразимую субстанцию, основа которой остается неизменной, в то время как его части постоянно пребывают в изменении.

Школа Пифагора .

Пифагор создал школу, в которой ученики изучали законы природы и человеческого социума, а также разрабатывали систему математических доказательств. Пифагор считал, что человеческая душа бессмертна.

Элейская школа.

Ксенофан выражал свои философские воззрения в виде стихов и занимался высмеиванием богов, критиковал религию. Парменид один из главных представителей этой школы, разрабатывал идею бытия и мышления в нем. Зенон Элейский занимался развитием логики и боролся за истину.

Школа Сократа .

Сократ не занимался написанием философских трудов, как его предшественники. Он разговаривал с людьми на улице и в философских спорах доказывал свою точку зрения. Он занимался развитием диалектики, занимался развитием принципов рационализма в этическом преломлении и считал, что тот, кто обладает знанием о том, что такое добродетель ни станет вести себя плохо и причинять вред окружающим.

Таким образом, античная философия послужила основой для дальнейшего развития философской мысли и оказала огромное влияние на умы многих мыслителей того времени.

Книги по Философии Древней Греции

  • Очерк истории греческой философии. Эдуард Готтлоб Целлер. Это знаменитый очерк, неоднократно переиздававшийся во многих странах. Это популярное и краткое изложение древнегреческой философии.
  • Философы Древней Греции. Роберт С. Брамбо. Из книги Роберта Брамбо (доктора философии Чикагского университета) Вы узнаете описание жизни философов, описание их научных концепций, идей и теорий.
  • История античной философии. Г. Арним. Книга посвящается исключительно содержанию идей, концепций, античных философских учений.

Философия Древней Греции – кратко, самое главное. ВИДЕО

Резюме

Античная философия древнего мира (Древней Греции) создала сам термин «философия», оказывала и оказывает огромное влияние на европейскую и мировую философию до настоящего времени.

Древнегреческая философия


История философии как наука исследует процесс становления философского знания, закономерности и фазы этого развития, борьбу философских школ и направлений.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация.


Философские школы досократического периода


Милетская (ионийская ) философская школа - древнейшая материалистическая школа в Греции. Милет в то время (6 в. до н.э.) был крупным центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило появление таких мыслителей как Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Им принадлежат открытия в области математики, географии, астрономии. Началом, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное - воду, воздух и т.п. философы милетской школы были стихийными материалистами и также стихийными диалектиками.

Фалес - (ок. 624 - 547 г.г. до н.э.) - первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. В античной традиции - один из «семи мудрецов». По преданию, Фалес овладел математическими и астрономическими познаниями в Египте и Вавилоне. Ему приписывают предсказание солнечного затмения 585-585 г. до н.э. Фалес - основатель стихийно-материалистической милетской школы. Он искал в многообразии вещей единое первоначало, рассматривая его как телесное, чувственно данное вещество. Согласно его учению, первоосновой всего сущего является вода.

Анаксимандр - ученик Фалеса, автор первого в Греции философского труда «О природе». Первоначалом всего сущего считал «апейрон». Его заслуга в том, что он один из первых создал космологическую теорию о том, что Земля находится в центре Вселенной, имея форму плоского цилиндра, тогда как вокруг Земли вращаются 3 небесных кольца: солнечное, лунное и звездное. Анаксимандр впервые в истории высказал идею эволюции: человек, подобно другим живым существам, произошел от рыбы.

Анаксимен - ученик Анаксимандра считал, что все сущее происходит из первоматерии - воздуха - и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и наконец, землю и камни, разрежаясь - превращается в огонь. Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все. Он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. Анаксимен учил, что звезды - это огонь, но мы не ощущаем тепла, т.к. они далеко. Анаксимен дал близкое истинному объяснение затмения Солнца и Луны.

Качественно новый шаг в философии сделал Гераклит из Эфеса (ок. 544 - ок. 483 до н.э.). Первоначало Гераклита - всегда существующий огонь, который то разгорается, то гаснет и тем самым обеспечивает непрерывность рождения и исчезновения в мире природы. Все изменяется и изменяется постоянно. Вот дошедшее до нас высказывания Гераклита: «Все течет, все изменяется». «Солнце новое ежедневно», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Единое имеет свои противоположности - это основа существования и гармонии мира. Гераклит - родоначальник стихийной диалектики.

Альтернатива учению Гераклита возникла на противоположной окраине эллинского мира - в Италии. Пифагорейцы говорят, что всё вечно повторяется. С образом Пифагора тесно связана идея меры и порядка: некоторые античные авторы даже приписывали ему введение мер и весов. Структуру мироздания пифагорейцы связывали с существованием такого явления, как число . Именно числа выражают точные, не зависящие ни от какого произвола соотношения величин. «Число владеет вещами» - учили они. Изучить, понять то или иное явление - значит измерить его. Это правило, последователи Пифагора, распространяли не только на природные явления, но и на область морали, на нормы человеческого поведения. Справедливость в пифагореизме определялась как «число, помноженное само на себя».

Элейская школа . У элеатов субстанция - бытие всего. Организовал эту школу Ксенофан . Он впервые высказал мысль, что Боги - творение человека. Бог Ксенофана не подобен людям ни телом, ни мыслью. Бог Ксенофана - чистый ум - он не физичен, у него нет телесной силы, его сила в мудрости. Наиболее ярким представителем элеатов был Парменид Он жил в Элее, разрабатывал законы. Главное сочинение - философская поэма о природе. Он учил о неизменности бытия. В центре внимания вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об определении бытия и мышления. Мир для него - единое, вечно существующее бытие. Он неизменен, постоянен, всегда один и тот же.

Ученик Парменида Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий , доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего, с именами Левкиппа и Демокрита . Демокрит написал около 70 сочинений. Бытие есть нечто простое, неделимое - атом - греч. «не рассекаемое». Материалистическая трактовка: атом - неделимая физическая частица и таких атомов бесконечное множество. Атомы разделены пустотой. Пустота - небытие и поэтому непознаваема. Демокрит различает мир атомов как истинный, поэтому познаваем лишь разумом и мир чувственных вещей - всё видимое. Атомы невидимы, они только мыслимы, они различаются по форме и величине. Двигаясь в пустоте, они сцепляются между собой, т. к. их форма различна. Из атомов образуются тела, доступные для восприятия. Демокрит первоосновой мира объявляет атом - материальную неделимую частицу причиной и сущностью всего существующего. Благодаря атомистической концепции оказалось возможным объяснить, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом продолжает существовать, сохранятся.

Эмпедокл (490 - 430) - врач, философ, политик, глава демократического полиса. Он считал, что разнообразие в мире происходит от различного сочетания элементов. Сложное состоит из простого и все элементы делимы. Говорит о притяжении и отталкивании. Любовь, вражда - это и характеризует космос, человеческие отношения.


Сократ и сократические школы (Афины 470-399 гг. до н.э.)


Сократ (470-399 до н.э.) - выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ - представитель реалистического религиозно-нравственного мировоззрения. В молодости, во время войны между Спартой и Афинами, Сократ доблестно воевал, а в мирное время добросовестно исполнял гражданские обязанности. Большую часть времени посвящал беседам с учениками, с которых, в отличие от софистов, не брал денег.

В 70-летнем возрасте был обвинен в нечестии и развращении юношества - за то, «что выдумывает новых богов, ниспровергая старых». Суд приговорил его к смертной казни. Несправедливое осуждение не стало основанием представленной возможности побега, Сократ не позволил себе идти против закона. Умер он, выпив чашу с ядом.

Центральная проблема в философии Сократа - человек и человеческое сознание. Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя». Познание - главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.

Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием.

Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» - посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. «Ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию.

Специфика - анализируются понятия, т.е. как человек осмысливает то, что есть человек. Философы занимаются тем, что через понятия познают космос. В понятиях, по Сократу, проявляется не частное, а общее и всеобщее знание. Всеобщее само по себе не существует как таковое, но оно есть. Сократ обнаружил характеристики понятий, то есть прекрасное не адекватно прекрасной девушке, природе и т.п., но оно как таковое есть.

Знание по Сократу есть мысль, понятие об общем. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой происходит поиск истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки». Этот прием получил название майевтика , что в буквальном переводе с греческого означало повивальное искусство. Сократ полагал, что помогая рождению истины в других людях, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты.

Основной предмет познания Сократ выразил формулой «Познай самого себя». Современники считали Сократа самым мудрым из людей, но сам Сократ считал себя недостаточно сведущим в жизненных вопросах. Знаменитый тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Он считал, что дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. Его учениками были Платон, Антисфен, Аристипп, Эвклид из Мегары.

Понятия софистика и софисты происходят от греческого слова «мудрость». В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, знаток, мастер». Софисты (V - первая половина IV вв. до н.э.) - платные «учителя мудрости». Они обучали искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное - искусству опровергать суждения противной стороны. Софисты сыграли большую роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для развития логики. Софизмы - логические приемы, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Наиболее известными из софистов: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий.

Софизм «рогатый»

Первая посылка: то, что ты не потерял, ты имеешь.

Вторая посылка: Ты не потерял рога.

Заключение: следовательно, ты имеешь рога.

Ошибка состоит в принятии первой посылки как истинной.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и зло. Среди добродетелей Сократ признает:

храбрость - это знание того как преодолевать страх;

справедливость - это знание того, как надо выполнять законы божественные и человеческие;

умеренность - это знание того, как обуздывать свои страсти.

Сократическое философствование находит свое продолжение у киников, киренаиков, мегариков.

Киники: (4 в. до н.э.) Антисфен, Кратет, Диоген. Утверждали безграничную духовную свободу индивида. На этой основе социальный космос - полис выступал как вторичный. Вся сила бытия - в человеке, в нем самом - весь микрокосм. Социальная связь не волновала их.

Киренаики: (5 в. до н.э.) Аристипп из Кирены, ученик Сократа основал школу в 4 в. до н.э. Феодор, Гегесий, Анникерид - усиливается момент внимания к индивиду, просматривается принцип субъективизма. Это отличает их от Сократа.

Мегарики. Основатель Евклид из Мегары. (450 - 380 г.г. до н.э.). Эвбулид, Диодор, Кронос. Евклид - благое есть, неблагого нет: речь идет о началах космоса. Начало не может рассматриваться как неблагое. Когда Сократ провозгласил призыв к рассмотрению понятий, его подхватили софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий, Антифонт. Основное внимание обращается не на космос, а на человека.


Платон и Аристотель

античный философия сократ аристотель

Наивысшего расцвета античная философия достигла в классический период, в период, когда жили и творили Платон и Аристотель.

Платон (428/427 - 347 до н.э.) был одним из самых преданных учеников Сократа. Подлинное имя Аристокл, Платон - прозвище, означающее «широкоплечий». Написание более 30 диалогов было связано с именем учителя - Сократа. Они были основаны на темах бесед учеников с Сократом. Среди самых известных следующие диалоги: «Теэтет», «Софист», «Парменид», «Государство», «Протагор», «Пир», Федр», «Критон», «Апологии Сократа» и др.

Платон открыл в Афинах философскую школу «Академию». Название «академия» возникло в связи с тем, что школа помещалась в роще, посвященной мифическому герою Академу.

Платон явился основоположником объективного идеализма, чему способствовали жизненные перипетии великого мыслителя.

Написал более 30 диалогов

В «Диалогах» Платона, Издательства «Феникс», 1998 г. дано предисловие знаменитого русского философа Соловьева Вл. Сергеевича, в котором автор попытался раскрыть жизненную драму Платона. Учитель Платона - Сократ должен был умереть как преступник и это явилось трагическим ударом в самом начале жизненной драмы Платона. Смертью Сократа Платон был поражен и долгое время не мог жить в том обществе, которое казнило доброго и умного человека.

Смерть Сократа убеждала Платона в том, что мир, в котором праведник должен умереть за правду, не есть настоящий, подлинный мир. Существует другой мир, где правда живет. Вот жизненное основание для Платона в истинно-сущем идеальном космосе, отличном и противоположном призрачному миру чувственных явлений. Свой идеализм, по признанию В.С. Соловьева, Платон вынес из глубокого душевного опыта, которым началась его жизнь. Жизнь навевала грустные мысли: Мир весь во зле лежит; тело есть гроб и темница для духа; общество есть гроб для мудрости и правды; жизнь истинного философа есть постоянное умирание. Платон бежит из родного города и на несколько лет поселяется в Мегаре с другими сократовцами. Возвращается в родной город он через 5 лет после смерти Сократа, где долгое время не занимается общественными делами, вскрывая пессимистическое настроение в своих диалогах: «Горгий», «Менон», «Федон», 2 книге «Государство» и т.п.

Немногочисленные свидетели говорят, что до встречи с Сократом Платон писал любовные стихи. И не по наивному недоразумению с именем Платона связано представление о высокой и чистой, идеальной - платонической любви.

Платон создает учение об идеях, где истинный мир - царство идей, отличает от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Царство идей, по Платону, - это мир благих сущностей. Чувственный мир - изменчив, множественен с отрицательными явлениями. Материя, по Платону, телесна, вечна, но мертва, бесформенна и непознаваема. Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи определяют развитие вещей. Вещь у Платона «инобытие идеи, ее копия».

5. Платон признает наличие Ума-демиурга, который является творцом - устроителем мира. Он порождает Мировую душу, организует материю, творит других богов. Космос, по Платону: «живое существо, наделенное душой и умом». Тело космоса материально. Космос конечен, шарообразен. В центре мира находится земной шар, вокруг него небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Небесные тела - это боги, обладающие телом и душой.

Душа, по Платону, бессмертна. После смерти человека она возносится в царство идей, пребывая какое-то время там. Затем падает на землю и вселяется в тело новорожденного.

Мировая душа - объединяет телесный мир и мир идей. У него есть и индивидуальная душа - это микровоплощение мировой души. Индивидуальная душа воспроизводит космос.

Платон утверждает, что о чувственных вещах и явлениях может быть не знание, а «мнение». Чувственный мир по Платону - порождение «идей» и «материи». Между идеями и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания - диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратный путь нисхождения от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. Познание по Платону это «припоминание душой тех идей, которые она уже когда-то видела».

В перечне его знаменитых произведений философско-политическое сочинение «Государство», в котором философ выражает свое видение идеального государства. По политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой которого является рабский труд («Законы»); Государством правят философы; его охраняют «стражи», или «воины»; Ниже этих разрядов свободных граждан - «ремесленники». В этом понимании разделения труда К.Маркс и усматривает гениальность Платона.

Учение Платона легло в основу всей идеалистической философии. Платонизм доминировал в средневековье вплоть до XIII века, затем соперничал с аристотелизмом (в виде томизма). Интерес к нему возникает и в эпоху Возрождения и в Новое время. Особый интерес проявляется у Шеллинга и Гегеля.

Аристотель (Стагирит) (384 - 322) - ученик Платона, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Родился во Фракии в г. Стагире (на берегу Эгейского моря). Учился и преподавал в Академии Платона, пробыв там 20 лет. После смерти Платона несколько лет странствует, а в 335 г. до н.э. возвращается в Афины и:

Открывает свою философскую школу - «Ликей », которая располагалась в роще, посвященной Апполону Ликейскому.

Учеников и последователей Аристотеля часто называли «перипатетиками», то есть, прогуливающимся, так как в Лике философией было принято заниматься во время прогулок по роще.

Аристотеля справедливо называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания: логику, психологию, биологию, политологию, экономику, историю философии, поэтику, этику и др.

Аристотель считал, что умозрительные науки выше созидающих. По Аристотелю, люди, занимающиеся практической деятельностью «исследуют не вечное» и хотя от философии мы не получаем непосредственной пользы, тем не менее, она - наиболее ценная из наук, ибо существуя ради самой себя, направлена на познание истины (первопричин, сущего и вечного).

5. Центральную часть его наследия образует философия, названная через несколько веков после его смерти «Метафизикой» (буквально - «после физики»). Это наука «о причинах и началах».

Сущность, по Аристотелю, способна к самостоятельному существованию. Форма какой-либо вещи - суть каждой вещи - это первая причина сущности. Первые две причины - форма и материя - достаточны для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Причем при соотношении материи и формы Аристотель придерживается понимания, что «материя пассивна, а форма - активна». Две другие - деятельная (или двигательная) и финальная (или целевая) причины - позволяют объяснить реальность в динамике.

Бог, по Аристотелю, существует вечно, как чистая мысль, счастье, полное самозавершение. Бог - есть целевая причина всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

Философия Аристотеля содержит ряд гениальных догадок, которые впоследствии нашли себе подтверждение. Например, аристотелевская иерархия первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь и эфир) в скрытом виде содержит идею всемирного тяготения.

Аристотель, исходя из единства тела и души, считал чувственные влечения и страсти свойствами души, ее неразумной части. В соответствии с этим в господстве разума над чувственными влечениями он видел необходимое условие для правильного выбора человеком своего предназначения, а также целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека, достижение им высшего блага и свободы, происходит, по Аристотелю, через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.

Аристотель подвергает критике Сократа (косвенно и Платона) за стремление интеллектуализировать нравственность, а в частности, тезис «Никто не делает зла по своей воли». Аристотель считает, что человек властен над собой и должен нести ответственность за свои поступки. Он уважал Платона, но критиковал его: « Платон мне друг, но истина дороже ».

Он приходит к выводу о том, что платоновская идея блага нереальна и недоступна человеку. Реальное благо - это благо, достижимое человеком, то есть осуществленное в его действиях и поступках. Аристотель высказывает мысль о том, что человек с умеренным чувством к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам.

Человек у Аристотеля «существо общественное, государственное». Ему присуща «разумность». Однако, Аристотель отрицает платоновское построение государства в отношении чрезмерного единства, в частности, обеспечения единомыслия граждан. Он сторонник не абсолютного, а относительного единства.

Аристотель рассматривает человека как ответственного за свою судьбу и благополучие. Добродетель по Аристотелю, предполагает активную волевую деятельность и «известное душевное состояние», необходимое для «сознательного» и намеренного действия. Человека Аристотель считает «политическим животным»

В философии Аристотель различал: теоретическую часть - учение о бытии, его частях, причинах и началах; практическую деятельность - о человеческой деятельности и поэтическую - о творчестве. Так, в своей «Поэтике» Аристотель разрабатывает теорию трагедии и катарсиса - очищение души посредством искусства.

14. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, сохранившую власть над умами вплоть до гелиоцентрической теории Коперника.

Аристотель понимает человеческое счастье как самосовершенство.

Аристотель - основоположник европейской (классической логики). Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему принадлежат определения истины и лжи, разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения - силлогизмов). Работы по логике были объединены в книгу «Органон» (Орудие), т.е. необходимым орудием познания во всех философских направлениях. Логика для Аристотеля была введением ко всем наукам.

Знание, по Аристотелю выступает прежде всего знанием общего и причин всего сущего. Это постигается только разумом, а не чувствами.

Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».


Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. - VI в. н.э.)


Эпикурейская школа . Эпикур (341-270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар (95-55 до н.э.).

Цель философии - счастье человека. Мир вполне познаваем умом человека. Познание мира может привести к счастью в реальной жизни. Главное для достижения счастья условие - постижение себя самого. Ни Бог, ни государство счастья не дают. Счастье в самом человеке. Идеал счастья - в духовных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей политики.

Основная идея - этика, приводящая к счастью (эвдемонизм) через состояние духовной стабильности (атараксии), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти. Эпикур - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы «Сад Эпикура». Написал около 300 сочинений. Его девиз: «Проживи незаметно!».

Эпикур делил науки на физику, гносеологию (канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», - говорил Эпикур, отсюда необходимость изучения природы. Он развивает атомистическое учение Демокрита. Однако в идею всеобщей обусловленности (детерминизма), Эпикур вносит момент случайности, свободы, при которой движение атомов может самопроизвольно изменяться, случайно отклоняться, что приводит к обоснованию возможности свободы воли у человека (индетерминизм). Атомы, по Эпикуру вечны и неизменны, количество миров бесконечно. Боги существуют в межмировом пространстве и не вмешиваются в дела людей.

Душа человека атомистична, она «разлита» по всему телу, способствует ощущениям.

Высшее благо в жизни - наслаждение. Наслаждение, по Эпикуру - это, прежде всего, есть отсутствие страданий, а не чувственные удовольствия .

Стоицизм - одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон Китионский (родом с острова Кипр). Название произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики.

Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др.

Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя). Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм". Однако главной частью их учения , сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Только жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель - это и есть воля . Стоицизм, особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.

Вопрос в тестах: Высказывание «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно - обрести высокое мужество. Достойное добродетельного человека и с его помощью стойко переносить все, что нам судьба приносит и отдаться воле законов природы» характеризует философскую позицию: стоицизма.

Неостоицизм также уделял огромное внимание проблемам морали. Главная задача философии - нравственное исцеление, воспитание добродетели. Главная ценность - любовь к другим людям, она внушена человеку Богом.

Скептики (skeptomai - сомневаюсь). Заложен принцип сомнения, недоверия, что противостоит догматизму. Творческий потенциал человека, по мнению скептиков может выразиться только в обнаружении недостоверности всякого знания, т.е. человек может критически относится к действительности. Скептицизм проявляется в разных учениях. Элейцы критиковали Гераклита, софистов. В античной философии критика, скептицизм помогал философам отрабатывать свои положения.

В трактатах скептиков Пиррона, Платона, Агриппа, Секста Эмпирика выражено воздержание от суждений, возвращение к ощущениям, чувствам. В этом - шаг назад.

Крайняя форма скептицизма - агностицизм - отрицание познаваемости мира.

Неоплатонизм: Плотин, Аммоний, Саккас, Прокл (3-6 вв. н.э.) - продолжение платонизма.

Основная линия античности - осмысление целостности мира . Там, где такой ориентации нет, можно говорить о наступлении кризиса в античном сознании. Кризис связан с социальными коллизиями: а) с завоеванием греческих полисов; б) распадом Римской империи.

Итак, в центре внимания античной философии анализ связи человека с миром, а также соответствующий ему способ миропонимания. Философское осознание отношения человек - мир является практической необходимостью человеческого разума. Философия вначале зарождается как форма знания и как форма реакции на необходимость установить реальное содержание связи человек - мир.

Для древней философии характерна нацеленность на рассмотрение всего сущего в единстве . Вопрос о единстве - это вопрос о целостности.

1. Специфика философского знания той эпохи заключается в выявлении всеобщего характера исследуемых характеристик. Частными характеристиками философия не занимается;

2. Особенности философствования в древнем мире связаны с особым социальным жизнеустройством. Например, понятие «космос» (перевод с древнегреческого как «порядок») с точки зрения древнего грека - это мир близкий, ограниченный, в котором живет человек, т.е. под космосом мыслилось человеческое существование, его вселенная, которую он освоил через деятельность;

Античность характеризуется тем, что философское знание и сознание представляет собой воплощение всякого знания, любого знания, в котором в этот период не произошло окончательного расчленения философии и специальных наук, поэтому мы обнаруживаем в философии античности интерес к закономерностям природы, общества, способам и методам познания в нерасчлененном виде. Так, например, Пифагор в своих трактатах выписывал не только математические вещи, но занимался философией. Философская диалектика числа была положена в основу математических закономерностей. Демокрит как родоначальник атомистической теории делает попытку определить природное основание всего сущего через атом. Для Демокрита атом - всеобщая характеристика строения всего. Через идею атома Демокрит видит мир как целое;

Для античности характерен субстратно-субстанциональный подход. Субстрат - то из чего состоит что-либо. Субстанция - творящее начало; первоначало всего сущего в античности - есть саморазвивающееся начало;

Специфической чертой античности является синкретизм (нерасчлененность сознания) позитивность его в том, что философия до конца не превратилась в натурфилософию (философию природы), а спец. науки еще не потеряли единую почву. Основанием выступало философское знание;

Человек в античной философии не выступает предметом специального рассмотрения. Он является моментом космоса. Появляется концепция микрокосма. Например, в Милетской школе о космосе говорится как о существовании первовещества, которое пронизывает все сущее. Человек как микрокосм не избегает этой участи и также пронизан дыханием мира, этой первоосновой. Гераклит: «одно из всего и все из одного».


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Философские учения Древней Греции были положены в основу культуры многих народов. Античные мифы стали основой зарождения новой истории древнего мира.

Первые философы Древней Греции

Ранние учения философии зародились в 7-5 веках до Р.Х. в период становления первых крупных древнегреческих городов-государств. Сюда включают такие древние философские школы: милетская, элейская, пифагорейцы, школа Гераклита Эфесского. Философы этих течений пытались объяснить явления внешнего мира, одушевляли природу и искали первооснову всего, не используя дискуссии как средство познания истины.
Милетская школа возникла в 6 веке до н.э. в . Она была названа в честь большого полиса Милет, где и образовалась. Основателем данного течения философии был Фалес. Ученик Фалеса - Александр впервые выявил закон сохранения материи. Его последователь Анаксимен приравнивал богов к силам природы, планетам и звездам.
Пифагорейцы - это последователи великого математика Пифагора. Данное учение возникло в 6-5 веках до н.э. Пифагорейцы первоосновой зарождения мира и всех явлений считали числа.
Элейская школа родилась в городе Элея в 6-5 веках до н.э. Самыми выдающимися ее мыслителями были: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты стали прародителями идеализма.

Знаменитые древние философы в Греции

Демокрит заложил основы течения материализма в философии. Он предполагал, что все живое и неживое вокруг состоит из мельчайших частиц - вечных атомов. Именно движение этих частиц - причина жизни.
Сократ - известный древнегреческий философ, не поддерживал демократическое устройство государства. Он перемещал ракурс познания с окружающей действительности на внутренний мир человека («Познай самого себя»). Был казнен в 399 году до н.э.
Платон - один из величайших мыслителей в Древней Греции, ученик Сократа. На его учениях основываются многие европейские и древнегреческие философии. Сторонник идеализма считал, что существует лишь мир идей, а все прочее - лишь производные от него.
Аристотель - еще один знаменитый философ, написал такие труды, как «Органон» и «Политика». Позже ими руководствовался .


Философы Древней Греции и Рима

В 3 веке до н.э. — 6 веке н.э. главным учением античности был неоплатонизм, славившийся своей педагогической традицией. Эта школа соединила в себе элементы платонизма с другими философскими течениями. Центром неоплатонизма стали



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: