Все в жизни по воле бога. Как узнать волю Божию? Советы пастырей

«достигший отсечения своей воли достиг места покоя»

Слова Господа, что и волос не пропадет с головы без воли Божией, относятся к тем, кто живет по Его святой воле. Таких Господь хранит особенным Своим Промыслом, и ничего с ними не случается без воли Божией. Промысел же Божий хранит, - это надо понимать так, что Господь охраняет всякого человека, чтобы он мог жить. Господь всё подает для жизни: одежду, еду. Жизнь человеку Господь хранит, чтобы он успел обратиться к Богу и покаяться.

Но нужно правильно понимать волю Божию: действие воли Божией есть содействующее, а есть попускающее. Эти понятия нужно различать и их нельзя смешивать. Воля Божия содействующая - содействует всему тому, что служит ко спасению. Но есть у воли Божией действие попускающее. Люди живут по своим страстям и похотям. На это воли Божией нет, этому Она не содействует, но попускает.

Образно это можно выразить так: один хочет делать добро, а другой ему в этом помогает - вот так действует воля Божия, содействующая. А в другом случае: один делает зло, а другой и не помогает и не запрещает, стоит как бы в стороне, и в этом не участвует - вот так действует воля Божия попускающая.

Промысел Божий хранит всех. Но с праведными - только по воле Божией всё случается. С теми, кто не живет по воле Божией, - по попущению Божию. Апостол Павел сказал: «.. любящим Бога все содействует ко благу» (Римл. 8:28).

Святые отцы утверждают, что у христиан должно быть три главных качества:

  1. Желание спасти свою душу, то есть мы должны жить по воле Божьей.
  2. Борьба со страстями (с грехом)
  3. Мы должны творить добро

Наша воля должна соединиться с волей Божьей, чтобы было одно с Богом по подобию Сына Человеческого - Иисуса Христа. Так и сказал Иисус Фоме «Разве ты не знаешь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 4:1).

Если мы по этому подобию пребываем во Христе и Христос в нас, это единство вместе с единством Отца и Сына соединяет нас с волей Божьей. Воле Божьей предаем мы наши души и тела. Так и читаем мы:

«Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира да будет с вами» (Фил. 4. 8).

Воля Божия - это то, чего Бог требует от людей. Но, вместе с тем, воля Божия - это не только требование, стоящее «над» человеком или «перед» человеком, но и таинственное внутреннее воздействие, которым Бог помогает человеку совершить то, что он должен совершить. Когда человек исполняет требование Божией воли, он совершает его не только своей собственной силой воли, но и той таинственной силой, или действием Бога, которое называется благодатью. Отсюда следует, что воля Божия - это не только абсолютное нравственное требование, но и благой дар, достигаемый в единстве, согласии и взаимодействии воли человеческой с волей Божией.

Когда Бог открывает Свою благую волю, человек не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16) , но должен следовать тому, что требуется от него Божественным призванием.

«Итак умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 6:9).


«...зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти, ибо, что Он умер, то умер однажды для греха (искупив грех Адама, авт.), а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, а живыми же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его...» (Рим. 12:1).

Православная Церковь учит и исповедует, что предвечное предопределение Божие о мире и человеке не исключает и не устраняет личную свободу отдельного человека. При этом предопределение Божие, понимаемое как абсолютное предведение Божие о всем, что совершается во времени, ничем не ограничивает нравственную свободу человеческой личности.

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3).

Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1 Ин. 2:17).

Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos - вместе действующий) . Мы не можем спастись без Божией благодати, а подается она только тому, кто поступает по воли Божией.

Бог дал свободу воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится о исполнении воли Божией.

Богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для Своего творения - человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом.

Свободная воля дана человеку, как образу и подобию Божию. Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость. Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него. Без свободной воли не может осуществиться само спасение человека, так как спасение это богообщение - жизнь с Богом, вечное приближение к Богу, озарение и просвещение души человека божественным светом. Человек добровольно должен выбрать путь спасения - иметь Бога главной целью своей жизни. Само спасение - это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер. Богословы употребляют здесь термин синергизм, то есть взаимодействие двух волей - божественной и человеческой.

Конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется допущением. Бог допускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие.

Так как «нет праведного ни одного...все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23) . Только верою в Иисуса мы можем стать праведными: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5) . Чтобы наша вера вменилась в праведность, нужны дела, так как «вера без дел мертва» (Иак. 2:26) . Вот суть эти дела: не грешить, слушаться Бога, искать Его лица, Царство Его.

Не грешить - это не иметь дела плоти: «...прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное...» (Гал. 5:19-21). А нужны дела: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...» (Гал. 5:22,23) - плоды духа.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице», пишет «то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние».

Иисус нас учит искать единственное - это волю Божию: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Царство Божие - есть воля Божия: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Свобода Богочеловека Господа Иисуса Христа в тех проявлениях, как она описана в Святом Евангелии, предстает перед нами в двойном аспекте: это свобода в послушании Небесному Отцу и свобода господства над природной необходимостью.

Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека во всем следовала Божественной воле Отца: «Не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36) ; «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42) . Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую в себе тайну будущего всеобщего воскресения (Ин. 6:38-39) . Евангелие свидетельствует о том, что Христос пребывал в подвиге борения: Гефсиманская молитва явилась торжеством нравственно-волевой победы человеческой природы Христа над ее естественной немощью, динамически приобретенной Адамом в грехопадении и потенциально усвоенной Сыном Божиим в Воплощении, с тем, чтобы побежденное в Адаме победило во Христе. В послушании Небесному Отцу человеческая свобода Христа проявила и осуществила себя во всей своей идеальной полноте.

Свобода Богочеловека в господстве над природной необходимостью проявилась в Его добровольном подчинении закономерностям жизни мира. По Своему бесконечному милосердию, добровольно, Бог Слово воплотился, вступил в сферу конкретных природных и исторических условий. И хотя в каждый отдельный момент Своей земной жизни Сын Божий имел власть изъять Себя из-под действия этих исторических общественных воздействий, Он в Своем вочеловечении не захотел превышать Своим Божественным всемогуществом границ тварного естества, не отстранил от Себя и неизбежную для всякого человека смерть.

Христос до конца разделил участь человека, утратившего свою первозданную свободу и унаследовавшего физическую обреченность и смерть. Подчинив Себя природной необходимости, Сын Божий преодолел налагаемые ею ограничения свободы. Вступив в мир, Он вошел в область отравленного злом бытия, принял плоть находившегося под бременем греха со-человека. Торжеством Христа над природной необходимостью явились совершенные Им сверхъестественные чудеса, предварившие во времени Его победу над смертью и Его славное Воскресение. Абсолютная полнота власти над природной необходимостью была явлена Богочеловеком в том, что Он был свободен отдать Свою жизнь и свободен снова принять ее (Ин. 10:18). Предпосылкой Его Воскресения была победа свободы любви над ужасом страданий и смерти, объявшим Его человеческое естество в страшный час Гефсиманской ночи. В обладании любви и свободы Он следовал воле Небесного Отца.

А. Соколовский

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» Иакова 4:3.

Как же мы должны молиться? И о чём мы должны молиться? Библия говорит, что мы можем просить о чём угодно во имя Иисуса, и получим. (Иоанна 14:13) Однако, может казаться, что то, о чём мы молимся не происходит, или же происходит, но не так быстро, как мы на то надеялись. Что же является причиной этого?

«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.» 1 Иоанна 5:14. В чём же заключается воля Божья?

Воля Божья для нас заключается в том, чтобы мы не погибли, а пришли к покаянию. (2 Петра 3:9) Другими словами мы можем сказать, что Он желает, чтобы мы получили спасение от наших грехов! Именно поэтому мы встречаем различные обстоятельства в своей жизни. Несмотря на то, что наш человеческий разум зачастую не способен понять это, каждая ситуация в нашей жизни является возможностью спастись от греха. Возможно мы спрашиваем себя: «Почему это произошло именно со мной?» Однако такое отношение приведёт только к беспокойству и мрачным мыслям. Независимо от того, что происходит в нашей жизни, мы можем пребывать в покое и быть благодарными, потому что знаем, что Бог спасает нас посредством этих обстоятельств!

Когда мы взываем к Богу о помощи, желаем ли мы тогда найти выход из сложившихся обстоятельств или желаем получить спасение в этих обстоятельствах? Вместо того, чтобы просить: «Боже, сделай так, чтобы эти испытания закончились.» Ты можешь просить: «Боже, покажи, от чего я могу получить спасение здесь. Покажи зачем Ты привёл меня сюда!» Тогда Он, к примеру, может указать нам на недостаток любви к окружающим нас людям, на нетерпение, зависть или другие вещи, которые живут в нашей плоти. Мотивом наших молитв должно быть желание исполнить волю Божью, прежде всего в своей жизни, а затем и в наших молитвах за других людей.

Просить об освящении.

Мы не знаем, что является самым лучшим, но можем быть уверены в том, что Бог знает это! Он силен спасти нас! (Евр. 7:25) Давайте открывать свои желания перед Богом, (Флп. 4:6), но пусть нашим главным желанием будет исполнять Его волю в своей жизни. Это было желанием Иисуса. «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» Луки 22:42.

Иисус сказал перед тем, как Ему надлежало стать распятым: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! Прославь имя Твоё!» Иоанна 12:27-28. Иисус просил в молитве не о том, чтобы Бог спас Его от обстоятельств, в которых Он находился, но чтобы Бог спас Его в этих обстоятельствах. Это помышления ученика. Несмотря на то, что мы встречаем на пути, нашими помышлениями должно быть: «Господи, помоги мне спастись!» Когда мы просим об этом в молитве, то знаем, что он слышит нас. Он покажет нам, от чего мы должны спастись и от чего мы должны очиститься.

Мы можем, к примеру, молиться об исцелении, и часто нам трудно понять, почему не всегда происходит то, о чём мы просим. Однако, возможно Бог использует эту ситуацию для того, чтобы показать нам наше беспокойство, неверие или чтобы разоблачить грех, живущий в нашей плоти. Не все получают исцеление, но все могут получить спасение! Мы можем найти утешение в том, что Он не даст нам больше, чем мы можем перенести. (1 Кор. 10:13)

Если мы понимаем, что является волей Божьей для нас, тогда мы не думаем, что родились для «такой хорошей жизни», или для жизни в комфорте. Мы здесь для того, чтобы получить спасение! Если это является нашей целью, тогда мы можем быть уверены, что Он слышит наши молитвы!

священник Михаил Шполянский

Нужно сказать однозначно: воля Божия - это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии в определенном смысле статистичны. Так, в подавляющем большинстве случаев, в миллионах, миллиардах случаев против одного, убивать с точки зрения христианства недопустимо, но это не значит, что никогда нельзя убивать. Мы знаем, что наши святые вожди, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, стяжали Царство Небесное, несмотря на то, что мечи их обагрены кровью многих врагов веры и Отечества. Если бы они механически придерживались буквы Закона, Русь до сих пор была бы улусом Чингисхановой или Батыевой империи, и православие на нашей земле скорее всего было бы уничтожено. Известно также, что Преподобный Сергий Радонежский благословил Куликовскую битву и даже послал в войско двух схимонахов.

Это самые яркие и очевидные примеры, но можно практически о любой заповеди Божией сказать, что бывают случаи, когда есть воля Божия на то, чтобы именно в этой конкретной ситуации эту заповедь нарушить. Вот заповедь: «Не лжесвидетельствуй», то есть - не лги. Ложь - это опасный грех именно потому, что он как-то мало заметен и мало ощутим, особенно в форме лукавства: о чем-то умолчать, что-то исказить, чтобы или себе было выгодно, или кому-то угодно. Мы это лукавство даже не замечаем, оно проходит мимо нашего сознания, мы даже не видим, что это - ложь. А ведь именно этим страшным словом назван дьявол в единственной данной Самим Господом ученикам молитве «Отче наш». Спаситель называет дьявола лукавым. Поэтому каждый раз, когда мы лукавим, мы как бы отождествляем себя с нечистым духом, с духом тьмы. Страшно. Итак, лгать нельзя, страшно. Но вот вспомним главу с примечательным названием «о том, что не должно лгать» из поучений одного из столпов христианской аскетики . В ней кроме прочего говорится, что не ради корысти, а по любви, по состраданию иногда приходится сказать ложь. Но, правда, святой делает такую замечательную оговорку (вспомним, что эта оговорка была сделана в IV веке по Рождеству Христову для палестинских монахов): «он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет». Такова мера святых.

Таким образом, мы видим, что двухтысячелетний опыт Церкви, опыт жизни во Христе, последним критерием добра и зла поставляет не букву закона, но исполнение воли Божией («буква убивает, а дух животворит» - ). И если есть воля Божия на то, чтобы взять меч и идти защищать свой народ, своих близких, то исполнение этой воли Божией является не грехом, а праведностью.
И вот со всей остротой встает вопрос: «Как познать волю Божию?»

Конечно же, познание воли Божией - это вопрос всей жизни и никакими краткими правилами его не исчерпать. Пожалуй, наиболее полно из святых отцов эту тему осветил митрополит Тобольский . Им написана замечательная книга « , или о сообразовании человеческой воли с Божественною волею». «Илиотропион» означает - подсолнечник. То есть это растение, которое, поворачиваясь за солнцем своей головкой, все время стремится к свету. Такое поэтическое название святитель Иоанн дал своей книге о познании воли Божией. Хотя написана она была более столетия назад, тем не менее это удивительно современная книга, как по языку, так и по духу. Она интересна, понятна и близка современному человеку. Советы мудрого святителя вполне применимы и в условиях кардинально изменившейся по сравнению с еще недавними временами жизни. Задача пересказать « » здесь не ставится - эту книгу нужно читать полностью. Мы же попытаемся предложить лишь самую общую схему решения этого важнейшего для спасения души вопроса.

Рассмотрим такой пример: вот перед нами лист бумаги, на котором невидимым образом поставлена некая точка. Можем ли мы сразу, не имея никакой информации, так сказать, «ткнув пальцем», определить (по сути дела угадать) местонахождение этой точки? Естественно - нет. Однако если вокруг этой невидимой точки изобразить по кругу несколько видимых точек, тогда, опираясь на них, мы можем с большой вероятностью определить искомую точку - центр окружности.
Есть ли в нашей жизни такие «видимые точки», с помощью которых мы могли бы познать волю Божию? Есть. Что это за точки? Это некие приемы обращения к Богу, к опыту Церкви и к нашей душе на пути познания человеком воли Божией. Но каждый из этих приемов не самодостаточен. Вот когда этих приемов несколько, когда они совмещены и учтены в необходимой мере, только тогда мы - сердцем! - можем познать, чего собственно Господь от нас ожидает.

Итак, первая «точка», первый критерий - это, конечно же, Священное Писание, непосредственно Слово Божие. Опираясь на Священное Писание, мы достаточно четко можем представлять себе границы воли Божией, то есть: что допустимо для нас, а что является совершенно неприемлемым. Есть заповедь Божия: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь является последним критерием. Отсюда делаем вывод: если что-либо делается по ненависти, то это уже автоматически выпадает за границу возможности воли Божией.

В чем трудности на этом пути? Парадоксальным образом в том, что делает боговдохновенное Писание подлинно Великой Книгой - в его универсальности. А обратной стороной универсальности является невозможность однозначно интерпретировать Писание в каждом конкретном житейском случае вне колоссального духовного опыта жизни во Христе. А это, простите, не про нас сказано… Но, тем не менее, точка есть…

Следующий критерий - Священное Предание. Это опыт реализации Священного Писания во времени. Это опыт святых отцов, это опыт Церкви, которая 2000 лет искала ответ на вопрос, что значит жить, исполняя волю Божию. Этот опыт огромен, бесценен и практически дает ответы на все вопросы жизни. Но и тут есть свои проблемы. Здесь трудность противоположная - дискретность опыта. Ведь именно потому, что этот опыт так огромен, он включает в себя множество различных вариантов решения духовных и житейских проблем. Применить его в конкретных ситуациях практически невозможно без благодатного дара рассудительности - опять же в современной жизни исключительно редкого.

С книжными поучениями святых отцов и старцев связаны и некоторые специфические искушения. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев советы старцев относятся к конкретному человеку в конкретных обстоятельствах его жизни и могут меняться по мере изменения этих обстоятельств. Мы говорили о том, что промысл Божий о спасении человека может быть различен. А почему так? Потому что, как правило, человек прямым путем - путем совершенства - по своей немощи (лени?) не идет. Вот сегодня он не выполнил то, что он должен был выполнить. Что ему остается? Погибнуть? Нет! Господь в этом случае предусматривает для него какой-то другой, может быть, более тернистый, долгий, но столь же абсолютный путь спасения. Если он согрешил, а ведь нарушение воли Божией всегда есть вольный или невольный грех, то этот путь спасения обязательно лежит через покаяние. Например, сегодня старец говорит: «Ты так-то и так-то должен поступить». А человек уклоняется от выполнения духовного наказа. Потом опять приходит к старцу за советом. И тогда старец, если видит в нем раскаяние, говорит, как он должен поступить в новой ситуации. Говорит, возможно, противоположное предыдущему слову. Ведь прежний совет человек не выполнил, поступил по-своему, и это кардинально изменило ситуацию, создало новые - в первую очередь духовные - обстоятельства. Таким образом, мы видим, что индивидуальность советов старцев в конкретных случаях жизни является объективным препятствием к тому, чтобы можно было просто сказать: «Читайте советы старцев, следуйте им - и будете жить по воле Божией». Но и это - точка…

Третий критерий - голос Божий в сердце человека. Что это? Совесть. Удивительно и утешительно сказано апостолом Павлом, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (). В каком-то смысле можно сказать, что совесть - это тоже образ Божий в человеке. И хотя «образ Божий» понятие многосложное, но одно из проявлений его - голос совести. Таким образом, голос совести в определенной мере можно отождествить с гласом Божиим в сердце человека, являющим ему волю Господню. Итак, очень важно желающему жить по воле Божией быть честным и трезвенным в слышании голоса своей совести (вопрос в том, насколько мы к этому способны).

Еще один критерий, четвертый (конечно, не умаленный по значимости, ибо в круге все точки равноценны) - молитва. Совершенно естественный и очевидный для верующего человека способ познания воли Божией. Расскажу пример из моей жизни. Был трудный ее период: столько сконцентрировалось проблем, столько мудрований - казалось, жизнь зашла в тупик. Впереди какой-то бесконечный лабиринт дорог, куда ступить, в какую сторону идти - совершенно непонятно. И тогда мой духовник сказал мне: «Что ты мудруешь? Молись каждый вечер. Не надо никаких сверхусилий - каждый вечер говори молитву: «Господи, укажи мне путь, в онь же пойду». Каждый раз перед сном говори это с земным поклоном - Господь обязательно ответит». Так молился я две недели, и вот произошло событие в смысле житейском крайне маловероятное, разрешившее все мои проблемы и определившее дальнейшую жизнь. Господь ответил…

Пятый критерий - благословение духовника. Счастлив тот, кого Господь допускает получить благословение старца. К сожалению, в наше время - «старцы отняты от мира» - это исключительная редкость. Хорошо, если есть возможность получить благословение своего духовника, но и это тоже не так просто, не у каждого сейчас есть духовник. А ведь даже и в первые века христианства, когда люди были богаты духовными дарами, святые отцы говорили: «Моли Бога, чтобы он послал тебе человека, который тебя духовно управит». То есть и тогда обретение духовника было определенной проблемой, и тогда уже нужно было особо вымаливать себе духовного руководителя. Если нет ни старца, ни духовника, тогда можно получить благословение у священника. Но в наше время, время духовного оскудения, нужно быть при этом достаточно трезвенным. Нельзя следовать механически принципу: все, что речет священник - это обязательно от Бога. Наивно предполагать, что все священники могут быть духовниками. Апостол говорит: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений?» (). Не надо считать, что сама по себе харизма священства уже автоматически является харизмой пророчества и прозорливости. Здесь надо всегда быть осторожными и искать себе такого духовного руководителя, общение с которым приносило бы очевидную пользу душе.

Следующий критерий - советы духовно опытных людей. Это опыт жизни благочестивого человека и это наше умение учиться на добром (а может быть, и негативном - тоже опыт) примере. Помните, как в кинофильме «Щит и меч» некто сказал: «Только дураки учатся на своем опыте, умные учатся на опыте других». Умение воспринять опыт благочестивых людей, общение с которыми нам даровано Господом, умение прислушаться к их советам, найти в них необходимое себе и рационально это использовать - тоже способ познания воли Божией.

Есть и еще очень важный критерий определения воли Божией. Критерий, о котором говорят святые отцы. Так, об этом пишет преподобный в своей знаменитой «Лествице»: то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние. Когда результатом нашей деятельности является обретение в душе мира о Господе - не лени и сонливости, но особого состояния активного и светлого умиротворения - то это тоже показатель правильности выбранного пути.

Восьмой критерий - умение чувствовать обстоятельства жизни; воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг нас происходит. Ведь ничто не происходит просто так. Волос с головы человека не упадет без воли Всевышнего; капля воды не скатится, веточка не сломается; никто не подойдет и не оскорбит нас, и не поцелует, если это не было попущено Господом к какому-то нашему вразумлению. Таким вот образом Бог созидает обстоятельства жизни, но наша свобода этим никак не ограничена: выбор поведения во всех обстоятельствах всегда за нами («…воля человека выбирающая…»). Можно сказать, что жизнь по воле Божией - наш естественный ответ на созданные Богом обстоятельства. Конечно, «естественность» должна быть христианской. Если обстоятельства жизни складываются, к примеру, так, что для обеспечения семьи нужно, как кажется, провороваться, то, конечно же, это не может быть волей Божией, ибо это противоречит заповедям Божиим.

И еще важнейший критерий, без которого не может быть ничего остального - терпение: «…терпением вашим спасайте души ваши» (). Все получает тот, кто умеет ждать, кто умеет вручить Богу решение своей проблемы, кто умеет дать Господу возможность Самому сотворить то, что Он о нас предусмотрел. Не надо навязывать Богу своей воли. Конечно, иногда бывает так, что нужно решиться на что-то в один миг, сделать нечто в одну секунду, что-то совершить, ответить. Но это опять же какой-то особый промысл Божий, и даже в этих обстоятельствах обязательно будет некая подсказка. В большинстве же случаев самый оптимальный способ - дать Господу возможность явить Свою волю в нашей жизни обстоятельствами так очевидно, что уже от этого никуда не денешься. Молись и жди, находясь, пока возможно, в том состоянии, в которое Господь тебя поставил, и Господь явит тебе Свою волю на дальнейшую жизнь. Практически это означает не торопиться с принятием ответственных решений (например, молодоженам о. И.К. советует в состоянии жениха и невесты «повидать четыре времени года») и без явной необходимости не менять своего житейского положения: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» ().

Итак, мы наметили те критерии, «точки» - Священное Писание и Предание, совесть, молитва, благословение и духовный совет, мирное состояние души, чуткое отношение к обстоятельствам жизни, терпение, - которые дают нам возможность познавать промысл Божий о нашем спасении. И вот тут возникает совсем другой, парадоксальный вопрос: «Отдаем ли мы себе отчет - а зачем нам знать волю Божию?» Помню слова опытного священника, братского духовника одного из старейших монастырей Руси: «Волю Божию знать страшно». И в этом есть глубокий смысл, который в разговорах о познании воли Божией как-то легкомысленно упускается. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание - колоссальная ответственность. Вспомните слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (). Представьте себе: прийти на Суд Божий, и услышать: «Ты знал! Тебе было открыто, что Я от тебя жду - и ты сознательно делал противоположное!» - это одно, а прийти и смиренно взмолиться: «Господи, я такой неразумный, ничего не понимаю. Как мог, я старался делать добро, но все что-то не так получалось». Что уж с такого взять! Конечно, пребывания со Христом он не заслужил - но все же «бит будет меньше».

Мне часто приходится слышать: «Батюшка, как жить по воле Божией?» Спрашивать спрашивают, а вот жить-то по Его воле не желают. Вот почему страшно знать волю Божию - потому что тогда и жить нужно по ней, а это зачастую совсем не то, что нам хочется. От подлинно благодатного старца, о. , я слышал такие печальные слова: «Торгуют моими благословениями! Все спрашивают меня: «Что делать?» Все говорят, что живут по моим благословениям, но почти никто не выполняет того, что я им говорю». Вот это страшно.

Оказывается, «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» - это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно - оставила нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией - это личный подвиг. И легкомысленное отношение здесь недопустимо. К сожалению, понимания этого очень мало. Со всех сторон слышны стенания: «Дайте нам! Покажите нам! Укажите нам - как поступить по Божией воле?» А когда говоришь: «Бог благословит тебя поступить так-то и так-то» - поступают все равно по-своему. Вот и получается - «Волю Божию мне скажите, но жить-то я буду так, как мне хочется».

Но, мой друг, ведь наступит момент, когда отягощаемая нашим коснением во грехах Божия справедливость вынуждена будет превозмочь Божие милосердие, и ответить придется за все - и за попустительство страстям, и за «игру в волю Божию». К этому вопросу нужно относиться очень серьезно. По сути дела это вопрос жизни и спасения. Чью волю все-таки - Спасителя или искусителя - мы выбираем каждый момент нашей жизни? Здесь нужно быть и рассудительным, и трезвенным, и честным. Не следует «играть в познание воли Божией» - бегая по священникам за советами до тех пор, пока не услышишь от кого-либо ту «волю Божию», которая тебе угодна. Ведь таким образом изощренно оправдывается свое самоволие, и нет тогда места спасительному покаянию. Лучше уж сказать честно: «Прости, Господи! Конечно, Твоя воля свята и высока, но я по немощи своей не достигаю этого. Помилуй меня, грешного! Даруй мне прощение за мои немощи и даруй мне путь, на котором я бы не погиб, но смог бы придти к Тебе!»

Итак, есть промысл Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире - жизнь по воле Божией. Господь дает нам возможность познания вселенской тайны - воли Творца о спасении Своего отпавшего творения. Только нужно нам иметь твердую решимость не играть в познание воли Божией, а жить по ней - это путь в Царствие Небесное.

В заключение я хотел бы сказать несколько слов о рассудительности - без нее невозможно познание воли Божией. И действительно - мы говорили о том, что в конкретных жизненных обстоятельствах только духовным рассуждением можно верно интерпретировать как истины Священного Писания, так и опыт святых отцов, и житейские коллизии. Механическое следование букве закона вне духовного рассуждения - например, раздать имущество ради достижения совершенства (без созревания души для подвига; по сути дела вне смирения) - прямой путь либо к духовной прелести, либо к отпадению в уныние. Но дух рассуждения - это не критерий, это дар. Он не «осваивается» сознанием (как, например, опыт святых отцов) - он ниспосылается свыше в ответ на наше моление и, как любой дар благодати, почиет только в смиренном сердце. Будем же из этого исходить - и довольно.
И вновь вслушаемся в слова апостола Павла: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…» ().

«Есть воля Божья на то, чтобы мне выйти замуж за этого человека?» «А на то, чтобы поступить в такой-то институт, пойти работать в конкретную организацию?» «Есть воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах.

Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Цель: Убедить церковь, что единственный путь к благословениям в своей жизни, это – познавать и исполнять волю Божью

Полёт к Вечности

«Давным-давно в далёкой –предалёкой галактике…»

Ну! И кто помнит, откуда эти слова? Правильно! Из «Звёздных войн», Джорджа Лукаса! Самое-самое начало каждой из серий. А вспомнил я это потому, что время от времени в каждой из серий появляется один и тот же кадр:
Огромный звёздный крейсер тянется и тянется сквозь экран … и конца-края этому нет! Вспомнили? Отлично! Да! Так к чему это я?

А вот к чему: я хочу начать сегодняшнюю проповедь с фантастико-юмористической притчи, которую я сам сложил из нескольких известных произведений и просто немного подтолкнул в нужном мне направлении, и при помощи которой я хочу проиллюстирировать тему сегодняшней проповеди…

Ну, до темы мы ещё доберёмся.

А вот с фантастической части этой притчи давайте начнём:

Итак… Давным-давно в далёкой-предалёкой галактике летел к одному ему известной цели гигантский звёздный корабль под названием «Вечность»
И если бы я был оператором, снимающим новый фантастический боевик, то я бы, как и в фильме Лукаса, тоже обязательно начал бы фильм с полёта вдоль этого гигантского корабля. Только в нашем фильме на это ушло бы не несколько десятков секунд, а многие часы… а может и месяцы… а может и годы…
А значит, он был длинной не десятки и не сотни метров, а многие тысячи километров…
Кораблём управлял… кораблём управлял… кто же управлял кораблём? Ну, точно, не человек, потому что в рубке управления кораблём никого не было видно… и точно не компьютер, потому что в современном понимании, никакого компьютера на корабле тоже не было… И как была устроена его система управления можно было только гадать…
Но, тем не менее, корабль был точно управляем, поскольку благополучно обходил встречные звёзды, планеты, туманности, чёрные дыры и прочие «приятные штучки», разбросанные во вселенной…
Кроме того, в корабле исправно функционировала система жизнеобеспечения: воздух, вода, освещение, обогрев, утилизация отходов, открытие и закрытие дверей и иллюминаторов, оранжереи, бассейны с водой и прочее, и прочее…
И вообще на корабле всё работало настолько слажено и гармонично, что и последний олух из, находящихся на борту корабля пассажиров, понимал – управление, и притом классное управление, на корабле есть!
Ну, что ж слово произнесено: поговорим теперь об олухах!

Чтобы перейти к юмористической части нашей притчи, мы вспомним ещё одно бессмертное произведение: Илья Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев».

Читаем из первоисточника:

«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь продвинутого члена людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка: 1. Хамите.

2. Xo-xo! (Выражает, в зависимости от обстоятельств:иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
3. Знаменито!
4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: "мрачный Петя пришел", "мрачная погода", "мрачный случай", "мрачный кот" и т. д.)
5. Мрак.
6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: "жуткая встреча".)
7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
8. Не учите меня жить.
…ну и ещё десяток подобных, необходимых для полноценной жизни, выражений.
Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов...»

К чему я вспомнил Элочку Щукину? Ну, просто потому, что пассажиры нашего звездолёта, по сравнению с загадочным Создателем и Капитаном корабля, представляли собой в подавляющем большинстве пёструю смесь из членов племени «Мумбо-Юмбо» и многочисленных Элочек-Людоедочек женского и мужского пола… Увы!

Короче – интеллект и нравственность блистали!!!

Я многое мог бы рассказать про жизнь на нашем звездолёте, ведь он летел к своей цели уже несколько тысяч лет и много чего за это время на нём произошло…

Но наша задача сегодня другая и нас будут интересовать взаимоотношения пассажиров с Тем, Кто управлял кораблём. Назовём Его условно – Хозяин. Хотя, как я уже говорил, никто Его никогда не видел…

Так вот, надо вам сказать, что Хозяин не бросил людей на корабле «на произволяще».
А, с одной стороны, предоставив им полную свободу делать, что они захотят, с другой стороны, оставил им книгу «Правила поведения на звездолёте «Вечность», и в особо опасных местах предупреждающие надписи, загорались экраны с рекомендациями по выходу из сложных ситуаций, включались аварийные
сирены, появлялись роботы-ремонтники и т.д., и т.п.…

Мало того, кое-кто из людей с пеной у рта утверждал, что Некто приходил к ним в каюты, когда они спали, и предупреждал, что можно, а что нельзя делать в их жизненных ситуациях…
А другие говорили о том, что в некоторых случаях они натыкались как бы на невидимую стену, которая не позволяла им сделать следующий шаг в определённых направлениях и войти в определённые отсеки звездолёта… (как видите, вся атрибутика фантастического триллера у нас строжайше соблюдается!)
Всё вместе это можно сформулировать так: Контроль со стороны Хозяина за всем, что происходит на корабле, определённо был! Хотя многие из «мумбо-юмбовцев», как и положено в приличном сценарии, его категорически отрицали!

Правда, обвиняя наших пассажиров в патологической глупости, я должен оговориться: среди пассажиров была определённая часть, которая старались следовать достаточно простой и понятной инструкции, оставленной Хозяином для общего ознакомления.

Но, как и во всяком человеческом сообществе, вокруг написанных на простом «мамбо-юмбском» языке книги, появилась масса её толкователей и, соответственно, масса всяческих групп, группок, кружков и кружочков, сект, сообществ, направлений и если хотите, деноминаций, которые, вцепившись в пробившиеся всё-таки через тупые «мумба-юмбовские» мозги отдельные истины, напрочь отметали все другие и бодрым шагом продвигались вперёд (ну, или назад!), но главное подальше от своих оппонентов.
А поскольку звездолёт был огромный, и народу на нём обитало множество, то все эти разногласия выливались в споры, драки, поножовщину, а то и полноценные войны между различными частями корабля…

…но мы сегодня не об этом!

А о некоторых постоянных вопросах, который крутились в кругах тех, кто более или менее придерживался Инструкции Хозяина.
Хотя в двух вещах все Его адепты были едины:
Звездолёт создал Сам Хозяин, и управляет им Сам Хозяин.
В Правилах по поведению на звездолёте ни слова не было сказано о том, как управляется звездолёт «Вечность».
Но очень много было сказано о том, как должны вести себя пассажиры, чтобы корабль смог благополучно добраться до места назначения: некой прекрасной и удивительной галактики, где будет такая великолепная жизнь, которую невозможно описать на простом и всем понятном «мамбо-юмбском» языке!

Но, в "Правилах поведения пассажиров звездолёта "Вечность" было не один раз сказано, что доберутся до места, увы, не все! И действительно, люди с корабля исчезали постоянно. Большая часть из них, как все прекрасно видели в иллюминаторах ещё долго плыла рядам с кораблём во "тьме внешней", а меньшая часть исчезала бесследно. Ходили слухи, что где-то в глубине звездолёта, на загадочной седьмой палубе есть огромный анабиозный зал, куда отправляются те, кого Хозяин посчитал достойными заселить новую галактику...
Но, как я уже говорил, поскольку споров между последователями Хозяина было множество и почти по каждому слову Инструкции, то всех особенно интересовали вопросы:
Что разрешает, а что не разрешает делать людям Хозяин? Что Он одобряет в поведении пассажиров и потому отправляет их на седьмую палубу, а что не одобряет? И потому тела их оказываются за бортом "Вечности"...

Стоп! На этом месте мы оставим борт нашего звездолёта и вернёмся на землю, в церковь, к вопросу, который волнует верующих уже тысячи лет…

На что есть воля Божья, а на что её – нет?!

Я хочу сегодня раз и навсегда закрыть этот вопрос… О, как!

Но на самом деле, ничего грандиозного в ответе на этот вопрос нет. Всё предельно просто:

Всё, что происходило на нашей планете от сотворения, происходило исключительно с разрешения Бога! Всё! И плохое, и хорошее! И прекрасное, и ужасное, и благословенное и преступное! И то, что людям и Богу нравилось и что не нравилось!

Отличались друг от друга эти два не одинаковых по мощности потока событий так:

Один, меньший – это то, что Бог одобрял и разрешал.
А людей, которые совершали подобные действия, вознаграждал на земле и в вечности.

И второй, значительно больший – это то, что Бог осуждал, но чему по разным причинам тем не менее разрешал происходить!
А людей, которые совершали подобные неблаговидные поступки – Бог обязательно наказывал и на земле, и в вечности.

Ну, и как положено, места Писания:

Плач.3:37,38 «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»
Прит.19:21 «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом».
Иов.2:10 «… неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»
Ам.3:6 «Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?»

Мало того, и всё, что происходит сию минуту и будет происходить в будущем, совершится только и исключительно с Божьего позволения! И никак иначе!!!

Повторюсь: всё, что происходило, происходит и будет происходить с нами – происходит исключительно с Божьего позволения!

Ис.14:24 «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится…»,
Ис.46:9,10 «…вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне.

Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».

Погодите, погодите! (Задают один и тот же вопрос люди, которые не хотят разбираться в Писании) Так значит все войны, насилия, катастрофы, убийства, несправедливости организовал Бог??? Так вот Кто во всём виноват!
Ответ на этот, старый как мир вопрос существует столько же лет, сколько существует вселенная, но его упрямо не хочет видеть большинство людей.

Втор.11:26-28 «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня…»

Бог всегда «ПРЕД-ЛА-ГАЛ» людям выбор! Они всегда свободны были выбирать, куда идти. И вот это право выбора для человека Он и сделал, и определил, и поставил, как ключевое право для своего образа и подобия!
Пошёл не направо, а налево: получи войны, катастрофы, убийства, и прочие «радости» нашего мира…
И не ори, что в этом Бог виноват, и не задавай «умных» вопросов: а есть ли воля Божья, чтобы всё это на земле происходило! Зеркало в ручки и в нём ищи виноватого!

Та-а-ак! Что-то я опять стал наезжать на церковь. Ладно, давайте я расскажу в связи с этим коротенькую историю для разрядки:

На одной из лекций в Цюрихском высшем техническом училище, приблизительно 120 лет тому назад, профессор задал своим студентам такой вопрос: – Скажете, пожалуйста, господа: Все, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: – Да, создано Богом. – Бог создал все? - спросил профессор. – Да, герр профессор, - ответил студент. Профессор спросил: – Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И, согласно общеизвестному принципу, что именно наши дела определяют, кто мы есть на самом деле можно заключить, что Бог – есть зло! Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он еще раз сумел доказать студентам, что вера в Бога – это глупость и миф! Еще один студент поднял руку и сказал: – Могу я задать вам вопрос, герр профессор? – Конечно, - ответил профессор. Студент поднялся и спросил: - Герр Профессор, холод существует? – Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе разве никогда не было холодно? Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил: – На самом деле, профессор, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию, одним из видов которой есть тепловое излучение. Абсолютный ноль (- 460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится абсолютно инертной при этой температуре. Холода не существует! Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил: – Герр профессор, темнота существует? Профессор ответил: – Конечно, существует. Студент ответил: – Вы опять не правы, профессор. Темноты также не существует. Темнота, в действительности, есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света проходит через него. Не так ли? Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: – Герр профессор, зло существует? На этот раз неуверенно, профессор ответил: – Конечно, как я уже сказал, мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются ничем иным, как проявлением зла. На это студент ответил: – На самом деле, профессор, зла не существует, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Зло это – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло несравнимо с верой или любовью, что олицетворяют свет и тепло. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор сел, не зная, что возразить... Имя молодого студента было – Альберт Эйнштейн.

Я не могу подтвердить достоверность этой истории документально, и потому, мы назовём её легендой…

Впрочем, давайте вернёмся к Божьей воле.

Итак, всё, что произошло во вселенной от начала и до сего мига, произошло исключительно с позволения Бога, или если хотите, по Божьей воле.
Но прошлое человеку разумному интересно только, как некая школа мудрости, в которой он учится правильно поступать в настоящем.
А потому, мы ищем в прошлом назидание, как совершать поступки, которые Бог одобрит и вознаградит благословениями.
И, напротив, как не совершать того, что Бог осудит, и накажет проклятиями. Ведь мы выбираем жизнь и благословения из того, что предлагает людям Бог?! Не так ли?!

Чудненько! И вот что я в связи с этим хочу предложить:
Давайте мы уподобимся обитателям пресловутого звездолёта «Вечность» и, засев за «Правила поведения для тех, кто желает попасть в вечность», попробуем понять, что же Бог одобряет, а что осуждает?

Три полочки понимания

И что же мы видим, внимательно изучая Писание? А видим мы то, что все Божьи законы, уставы, правила, рекомендации можно разложить на три неравных по величине полочки:

Полочка первая,

Самая маленькая, которую заполняют те немногие законы, которые мы способны понять однозначно. Ну, например:

Мар.12:30 «…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!»

Бог – один! И только на Него должны быть направлена любовь от всего сердца, служение всей душою, мысли нашего разума и решительные действия, которые смогли бы прославить Его имя…
И уклонится и как-то интерпретировать этот закон, слава Богу, никто не пытался!

Полочка вторая,

Значительно более широкая, которая описывает правила поведения в сложных, многогранных обстоятельствах. Ну, например, заповедь «Не убей». А убьёшь – повинен смерти!

Кто-то понимает её буквально.

А кто-то говорит:

  • но ведь есть обстоятельства, когда Бог посылает человека на уничтожение Его, Бога, врагов (как было с Израилем!);
  • а есть слова Бога, что не считается кровопролитием, если мститель за кровь убьёт убийцу;
  • а есть слова Бога, что не считается убийством, если кто ударит в драке беременную и у неё случится выкидыш;
  • а есть закон, что убивший человека ненамеренно, не подлежит смерти, а может отсидеться в городе-убежище…

То есть, при применении на практике законов, если хотите, многогранных, нужно смотреть внимательно, на какую грань в данном случае мы собираемся ступить.

У меня давно есть мечта, разобраться раз и навсегда с этой очень опасной заповедью. И подготовить по этой теме полноценную проповедь. Поскольку обстаятельства сегодняшней жизни талкают к нарушению её всё большее количество людей. И нет большей опасности для христианина, чем подгонять Божие законы под своё разумение или, что ещё хуже, под свои эмоции...

И наконец, третья полка.

Не знаю, как у вас, а у меня она огромная! На ней лежат те законы, уставы, правила из Библии, которые я вообще не понимаю.

Ну, например:

Еф.5:21 «…повинуясь друг другу в страхе Божием».

Вот стоят друг перед другом два равных человека. И кто кому должен повиноваться? Я ему или он мне? С начальствующими, с мужем и женой - понятно! А здесь – тёмный лес!

Или это:

Исх.20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

«Напрасно» - это что? Это как? Это как евреи, которые пишут Б-г? Или это что?

Или вот это:

Исх.23:19 «… Не вари козленка в молоке матери его».

Божья заповедь!!! Просто финиш!

Хотя с козлёнком-то как-раз мне совсем недавно стало всё понятно.

Ну, это, как вот здесь:

1Кор.9:9 «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?»

Павел здесь говорит о том, что достойны материального вознаграждения те, кто трудится на духовной ниве. О чём далее и рассуждает в послании.

А теперь о козлятах:

Молоком матери козлёнок питается. Так?
Духовный смысл заповеди: Не должно нас убивать то, что нас питает! Духовная пища не должна быть ядовита. Так я понимаю эту заповедь!

Вернее, понял, через 20 лет чтения Библии!!!

Так вот! Три полочки с законами Божьими: абсолютно понятными, частично понятными и непонятными вообще!

Как поступать по этим законам, чтобы не подставиться под Божьи наказания, а, напротив, получить Божьи благословения?

Ну, по первой полочке – всё понятно! Там, где закон прост, очевиден и мы его, по нашему разумению, понимаем правильно, его безусловно и в любом случае нужно исполнять!

Сложнее с законами со второй полочки. Здесь, на мой взгляд, подход должен быть такой: если возникает сомнение – делать или не делать нечто? Лучше – не делать вообще! Помните? Всё, что не по вере – грех! Не уверен в правильности поступка – сядь и сиди спокойно, не делай ничего! Не надо!

Очень показательно в этом отношении рассуждение апостола Павла в 14-ой главе Послания к Римлянам:

Рим.14:1-6 “Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно].

Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».

Естественно, такой подход годится только для поступков, которые не чреваты серьёзными последствиями.

Применять это, допустим, по отношению к убийству, может слишком дорого обойтись.

Не говорите потом, что я вас учил: кто убивает, для Господа убивает, а кто не убивает – для Господа не убивает!

Здесь так: не уверен в правоте в глазах Бога своего поступка, лучше не делай! Расплата может быть слишком серьёзна!!!

И, наконец, третья полочка . То, что мы вообще не понимаем.

Совет номер один : конечно, пытаться, по мере разумения понять!
Ну, а если не под силу, то принцип тот же – лучше не делать то, что не понимаешь.

Совет номер два – обсуди с мудрыми людьми, возможно, им это уже открыто.
Но… но в этом случае всегда проверяй Писанием то, что тебе предлагают, как правильное толкование. А то может получиться, как в одной старинной истории:

Некий мудрец века сего пришёл к старцу в пустынь и, увидев, что у него нет никаких книг, кроме Библии, подарил ему свой собственный библейский комментарий.
Через год он снова пришёл к старцу и спросил:
- Отче, помогла тебе моя книга лучше понимать Библию?
- Напротив, - отвечал старец, - мне приходилось постоянно обращаться к Библии, чтобы понимать твою книгу.

И, наконец, совет номер три для непонятных повелений – лучше не делать то, что не понимаешь!

И хотя Библия дана Богом людям «…для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…», каждому из христиан открывается только часть Истины, которую он может осилить разумом и сердцем.
Не думаю, что существовал, существует или будет когда-либо существовать человек, который понял бы абсолютно всё!

И последнее. Я не буду говорить о том, что получают те, кто старается жить по Божьим правилам. Мы последние несколько месяцев говорим об этом слишком часто.
Я хочу напомнить о том, чего мы можем избежать, стараясь жить по Писанию:
Очень-очень многих проблем, бед, и болезней, а также ада и смерти духовной.
Но мы должны понимать, что по нашему несовершенству некоторых проблем нам, увы, не избежать, но… как сказано:

Пс.33:16-20 Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его - к воплю их.

Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».

И ещё одна маленькая история:

Приходит еврей к раввину и жалуется:
- Равви, у меня такие проблемы, такие проблемы! И я никак, ну, никак не могу с ними справиться! Что мне делать?
Мудрый раввин отвечает:
- Мойша! Господь посылает каждому испытания по силам его. Так что если у тебя есть непереносимые проблемы, то одно из двух: или ты-таки можешь с ними справиться! Или… это не твои проблемы!

Аминь.

Проповедник брат А.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: