Вселенский Константинопольский патриарх: история и значение. «Константинопольский Патриарх не имеет первенства власти среди Православных Церквей Кто вселенский патриарх православной церкви сейчас

О том, что на самом деле сегодня значит Константинополь и какой "вселенной" правит Вселенский патриарх Варфоломей, "РГ" рассказывает известный богослов, церковный аналитик Сергей Худиев.

Слова "Вселенский патриарх" звучат завораживающе. В переводе с сакрального это "самый главный". Может ли на это претендовать Константинополь?

Сергей Худиев: Когда-то, в средние века, Константинополь был центром цивилизованного мира, славнейшим - славнее не было на Земле - городом. Город городов, наши предки называли его Царь-градом. Это был абсолютный центр не только для жителей Римской империи - для жителей всего тогдашнего мира. Слово "вселенная", "ойкумена" означало для жителя Восточной Римской империи мир, который существовал в границах этой империи. Отсюда и этот высокий титул - "Вселенский патриарх". Епископ Константинополя, естественно, воспринимался как главный епископ империи и обладал "первенством чести". Но это не означало какого-то принципиально иного статуса - он был первым среди равных.

А сейчас?

Богослов Сергей Худиев: Константинопольcкому патриарху кажется, что он глава православного мира вообще. Но это иллюзия. Фото: Из личного архива Сергея Худиева.

Сергей Худиев: С тех пор прошло очень много времени. Мы знаем, что Восточная Римская империя, которую потом назовут Византией, пришла в упадок и в конце концов была завоевана турками. Турки дали определенное самоуправление греческой православной общине. И оставили Константинопольского патриарха ее лидером. Но в 20-е годы XX века греки предприняли неудачную попытку восстановить империю, проиграли войну с Турцией - и это привело к массовым депортациям греческого населения. Константинопольскому патриарху удалось остаться в Константинополе с огромным трудом и почти без паствы. Сегодня в Стамбуле живут около 100 греков.

На этих 100 стамбульских греках все не кончается. У него есть еще приходы - в Соединенных Штатах, в Греции. Но великого, грандиозного статуса, который был у Константинопольского патриарха во времена Восточной империи, сегодня нет. Сейчас это епископ очень небольшого квартала в Стамбуле, полностью находящийся под турецкой властью. Однако патриарх Варфоломей, вспоминая то положение, которое было у епископа Константинопольского в эпоху расцвета самого Константинополя, пытается к нему апеллировать. Ему кажется, что он есть глава православного мира вообще. И все должны ему подчиняться.

По аналогии с Папой Римским?

Сергей Худиев: Да, у католиков, так сложилось исторически, Церковью управляет Папа. И он рассматривается как своего рода монарх, духовный глава всех католиков. В Православной церкви сложилась другая система управления. Существует пятнадцать патриархатов, каждый из которых обладает полномочиями внутри своей поместной церкви. Патриархи равны между собой. У каждого патриархата есть своя каноническая территория. И правила Православной церкви запрещают епископу входить на чужую каноническую территорию. Епископ Москвы, например, не может вмешиваться в дела епископа Санкт-Петербурга. Очень важный пример незыблемости этого правила показывала русская Церковь после войны 2008 года, когда югоосетинские православные приходы попросились в Московскую патриархию. Но Москва отказалась их принять, чтобы не нарушить каноническую территорию Грузинской церкви. Но Константинополь почему-то решил, что может прийти на каноническую территорию другого патриархата - Московского.

При том, что Константинопольский патриархат всего лишь "один из" православных патриархатов, никак ни над кем не возвышающийся?

Сергей Худиев: Да. Его когда-то чрезвычайно высокий статус, заданный столичным статусом Константинополя - анахронизм. Этой империи давно нет. И если даже начать искать ближайший аналог православной империи, то во всяком случае не в Турции.

Но "епископ одного стамбульского квартала" хочет создать "автокефальную украинскую церковь".

Сергей Худиев: Да. И здесь надо прежде всего отметить, что все движение за "автокефалию для украинской церкви" было инициировано и раздуто светскими властями. Каноническая Украинская православная ни о чем подобном не просила и не просит. Среди людей, которые борются за автокефалию, очень немного хотя бы формальных членов Церкви. Среди борцов за автокефалию для украинского православия - люди, которые определяют себя как униаты, протестанты, атеисты и кто угодно еще. Это чисто политический проект. Его главная цель - подавить каноническую Украинскую православную церковь, законно связанную с Московским патриархатом. Это враждебность украинских националистов. Национализм принципиально враждебен христианству и Церкви. Он постулирует "Украина понад усе", а для христианина конечно, "надо всем" - Христос. Националистическое приветствие "Слава Украине" - сознательная пародия на традиционное для украинцев благочестивое приветствие "Слава Иисусу Христу". Националистов устроила бы своя карманная националистическая церковь. У них есть так называемый "Киевский патриархат", иначе известный как "Филаретовский раскол", но он не признан в православном мире. С помощью патриарха Константинопольского они надеются получить признание. А патриарх Варфоломей, имеющий не слишком многочисленную паству, грубо говоря, хочет, чтобы под ним было больше народу. И именно поэтому, я думаю, он пошел на соглашение с украинскими националистами. Их интересы пересеклись.

Русская православная церковь во время Грузино-осетинской войны повела себя, как должно вести себя Церкви, если это настоящая Церковь. Константинополь и украинские раскольники с политической примесью ведут себя так, как в Церкви себя не ведут.

Сергей Худиев: Что касается украинских политиков, то это обычные макиавеллисты, что от них еще ожидать. Но вот поведение патриарха Варфоломея пока разочаровывает. Он-то все должен знать куда лучше, чем наэлектризованные украинские националисты.

Константинополь вдруг заговорил о недостаточности исторических оснований для когда-то выбранной Русской православной церковью независимости от Константинополя.

Сергей Худиев: Она была выбрана 300 лет назад. И 300 лет все исторические основания были, а сегодня стали сомнительными?

Насколько ресурсна Константинопольская патриархия? Украина для нее "лакомый кусок"?

Сергей Худиев: Все достаточно прозрачно: у Константинополя мало приходов, он хочет увеличить их число, и Украина очень - очень лакомый кусок. И прежде всего бросается в глаза вопиющая неэтичность поведения патриарха Варфоломея по отношению к его собрату, митрополиту Онуфрию. Он признавал его в качестве собрата епископа - а теперь обращается с ним и его паствой как с пустым местом, посылая своих экзархов без всякого с ним согласования. Для человека, претендующего на то, чтобы быть добрым пастырем всего православного мира, это просто немыслимо.

Константинополь решится дать томос украинским раскольникам?

Сергей Худиев: Какое-то - совсем небольшое время - назад я бы сказал, что патриарх Варфоломей не пойдет на такой безответственный шаг. Но сейчас уже видно, что он может так поступить. Другое дело, что нет структуры, которая может получить этот томос. Кто-то должен созвать собор различных украинских расколов и создать ее. Поэтому пока неясно, как будут развиваться события.

Если Константинополь постарается легитимизировать украинских раскольников...

Сергей Худиев: Это приведет к резкому усилению давления на каноническую Украинскую православную церковь. Раскольники и так демонстрировали по отношению к ней крайнюю враждебность.

И две великих лавры могут попытаться отобрать у канонической Церкви?

Сергей Худиев: Кого только не было в наших великих лаврах - и большевики, и фашисты. Но не будем забывать, что "врата ада не одолеют Церковь".

Вселенский Патриархат является первым церковным центром Православной Церкви в мире, ведя свою историю от Пятидесятницы и первых христианских общин, основанных Апостолами Иисуса Христа. Согласно преданию, Первозванный из Апостолов Андрей, проповедовал Евангелие на обширных просторах Малой Азии, Черного Моря, Фракии и Ахеи, где и принял мученическую смерть. В 36-м году от Рождества Христова Андрей основал поместную церковь на берегах Босфора в городе, называвшимся тогда Византией, затем переименованным в Константинополь, а сегодня именуемым Стамбулом. Святой Андрей является Покровителем Вселенского Патриархата и поминается 30 ноября.

Титул «Вселенский Патриарх» берет свое начало с VI века от Рождества Христова и является прерогативой, исторически относящейся к Архиепископу Константинопольскому. Вселенский Патриарх Варфоломей, в качестве Архиепископа Константинопольского и Нового Рима, занимает первый престол во Вселенской Православной Христианской Церкви и в духе братства председательствует по своему историческому старшинству чести среди всех Православных Предстоятелей, коими являются главы древних Патриархатов: Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, а также более поздних Патриархатов: Московского,

Сербского, Румынского, Болгарского и Грузинского. Помимо этого, Вселенский Патриарх несет историческую и богословскую миссию по направлению и согласованию действий Кипрской, Элладской, Польской, Албанской, Чешской, Словацкой, Финской и Эстонской Православных Цервей, а также многочисленных архиепископий и митрополий по всему миру – в Европе, в Америке, в Австралии и в Азии. Кроме того, в его ответственность входит созыв

Всеправославных Соборов и встреч, а также продвижение межцерковного и межправославного диалога. Вселенский Патриарх служит единству Православной Церкви в ее совокупности, будучи ее мерилом и первым голосом. Находясь выше государственных и межнациональных границ, Вселенский Патриарх является духовным вождем более 300 млн. Православных во всем мире.

Его Всесвятейшество Вселенский Патриарх Варфоломей, в миру Димитриос Архонтонис, родился в 1940 г. В октябре 1991 года Его Всесвятейшество Патриарх Варфоломей был избран Архиепископом Константинопольским, Нового Рима и Вселенским Патриархом. Он является 270-ым Архиепископом за двухтысячелетнюю историю Церкви, основанной Апостолом Андреем.

Личный опыт и богословское образование Вселенского Патриарха предоставляет ему исключительную возможность для развития экуменических связей и для защиты окружающей среды. Его Всесвятейшество неустанно трудится для примирения Христианских Церквей, он приобрел международную известность за свой вклад в повышение экологической сознательности и чувствительности. Он приложил много усилий для достижения примирения с Римско-католической и Англиканской Церквами, а также и с другими конфессиями, с помощью богословского диалога и своих личных контактов с религиозными лидерами, целью которых являлось определение тех вопросов, которые представляют общий интерес. Он находится в тесном сотрудничестве с Всемирным Советом Церквей, был членом его

Исполнительного и Центрального Комитетов, а также Комитета «Вера и Устройство». Кроме того, по своей собственной инициативе, он организовал большое количество международных встреч и совещаний с мусульманскими и иудейскими лидерами, стремясь вызвать у них чувство взаимного уважения и религиозной свободы во всем мире. С этой целью он всячески способствует межрелигиозным контактам по всему миру. Наконец, Вселенский Патриарх сыграл ведущую роль в историческом возрождении Албанской Автокефальной Церкви и Эстонской Автономной Церкви, предоставлял Свою духовную и моральную поддержку многим традиционно Православным странам, вышедшим из долгих десятилетий религиозных гонений за Железным Занавесом.

Вселенский Патриарх Варфоломей, будучи турецким гражданином, получил начальное образование на острове Имврос, а затем учился в Константинополе. По окончании университетского курса в Богословской Семинарии на острове Халки, Его Всесвятейшество продолжил постдипломное образование в Папском Восточном Институте при Римском Григорианском Университете, затем в Экуменическом Институте Боссей в Швейцарии и в Мюнхенском Университете. Его докторская диссертация была посвящена каноническому праву. Он выступил учредительным членом Общества

Канонического Права Восточных Церквей. Был рукоположен в сан диакона в 1961 году, а и во священство в 1969 году. С 1968 по 1972 гг. был помощником настоятеля Богословской Семинарии на острове Халки. Затем до 1990 выполнял обязанности директора Бюро своего предшественника, приснопямятного Патриарха Димитрия. В 1973 году был избран Митрополитом Филадельфийским, а в 1990-м Митрополитом Халкидонским.

Вселенский Патриарх Варфоломей был удостоен звания почетного доктора видными академическими центрами, такими как Афинский, Фессалоникийский, Патрасский и Яннинский университеты Греции, Джорджтаунский и Йельский университеты в США, университеты Флидерс в Австралии и Манилы на Филиппинах, а также Лондонский, Эдинбургский, Лувенский, Московский, Болонский, Бухарестский университеты в Европе. Говорит на греческом, турецком, итальянском, немецком, французском и английском языках. Он также с легкостью пользуется древнегреческим и латинским языками.

Роль Вселенского Патриарха в качестве духовного лидера Православного Христианства, а также его мировой авторитет продолжают укрепляться с течением времени. Он выступил соорганизатором многих международных конгрессов на тему мирного сосуществования и встреч против расизма и фанатизма, сближая Христиан, Мусульман и Иудеев с целью создания духа взаимопонимания и надежного сотрудничества. Был приглашен для выступлений в Европарламент, Юнеско,на Всемирный Экономический Форум и в парламенты многих государств. Организовал шесть международных межрелигиозных конгрессов по мировым экологическим проблемам рек и морей, причем эти инициативы снискали ему титул «Зеленого Патриарха». Удостоен многих важных премий за вклад в борьбу за сохранение окружающей среды.

Пастырское служение Вселенского Патриарха Варфоломея реализуется усилением как межправославного сотрудничества, межхристианского и межрелигиозного диалога, реализуется также визитами в православные и мусульманские страны, редко посещаемые в прошлом Предстоятелями Православной Церкви. Его усилия, направленные на укрепление религиозной свободы и прав человека, его инициативы по взращиванию религиозной терпимости среди различных религий мира в сочетании с его трудами по поддержанию мира между народами и сохранению окружающей среды по праву поставили его на первое место среди борцов за идеалы как апостола любви, мира и примирения. В 1997 году он был награжден Золотой Медалью Конгресса США.

Материал из Интернет-ресурса: http://www.patriarchate.org

«Что за Константинопольский Патриархат?»

Говорят, на Украине назревает религиозная война, и это связано с действиями какого-то Константинопольского Патриарха Варфоломея? Что же на самом деле случилось?

Действительно, ситуация на Украине, и без того взрывоопасная, осложнилась. Предстоятель (руководитель) одной из Православных Церквей - Патриарх Константинопольский Варфоломей - вмешался в жизнь Украинской Православной Церкви (самоуправляющейся, но неотъемлемой части Русской Православной Церкви - Московского Патриархата). Вопреки каноническим правилам (незыблемым церковно-юридическим нормам), без приглашения нашей Церкви, чьей канонической территорией является Украина, Патриарх Варфоломей прислал в Киев двух своих представителей - «экзархов». С формулировкой: «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной Церкви на Украине».

Постойте, а что значит «Константинопольский»? Даже из школьного учебника истории известно, что Константинополь давно пал, а на его месте находится турецкий город Стамбул?

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com

Все верно. Столица первой Христианской Империи - Ромейского Царства (Византии) - пала еще в 1453 году, но Константинопольский Патриархат сохранился и под турецким владычеством. С тех пор Государство Российское немало помогало Константинопольским Патриархам, как финансово, так и политически. Несмотря на то, что после падения Константинополя Москва взяла на себя роль Третьего Рима (центра Православного мира), Русская Церковь не оспорила статуса Константинопольской как «первой среди равных» и наименования ее предстоятелей «Вселенскими». Однако ряд Константинопольских Патриархов не оценили этой поддержки и делали все, чтобы ослабить Русскую Церковь. Хотя сами в реальности были представители всего лишь Фанара - небольшого стамбульского района, где находится резиденция Константинопольского Патриарха.

Читайте также:

Профессор Владислав Петрушко: «Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол» Решение Константинопольского Патриарха Варфоломея назначить своими «экзархами» в Киев двух американцев...

- То есть Константинопольские Патриархи и раньше выступали против Русской Церкви?

К сожалению, да. Еще до падения Константинополя Константинопольский Патриархат вступил в унию с римо-католиками, подчинив себя Римскому папе, попытавшись сделать униатской и Русскую Церковь. Москва воспротивилась этому и временно разорвала отношения с Константинополем, пока он оставался в унии с еретиками. В дальнейшем, после ликвидации унии, единство восстановилось, и именно Константинопольский Патриарх в 1589 году возвел в сан первого Московского Патриарха - Святителя Иова.

В дальнейшем представители Константинопольского Патриархата не раз наносили удары по Русской Церкви, начиная от их участия в так называемом «Большом московском соборе» 1666-1667 годов, который предал древнерусские богослужебные чины проклятиям и закрепил раскол Русской Церкви. И заканчивая тем, что в смутные для России 1920-30-е годы именно Константинопольские Патриархи активно поддержали богоборческую советскую власть и созданный ею обновленческий раскол, в том числе в их борьбе против законного Московского Патриарха Тихона.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Фото: www.pravoslavie.ru

К слову, тогда же в Константинопольском Патриархате прошли первые модернистские реформы (включая календарную), которые поставили под вопрос его православность и спровоцировали ряд консервативных расколов. В дальнейшем Константинопольские Патриархи пошли еще дальше, сняв анафемы с римо-католиков, а также начав совершать публичные молитвенные действия с Римскими папами, что категорически запрещено церковными правилами.

Более того, в течение XX века сложились очень тесные отношения Константинопольских Патриархов с политическими элитами США. Так, существуют данные, что греческая диаспора Соединенных Штатов, хорошо интегрированная в американский истеблишмент, поддерживает Фанар не только финансово, но и лоббистски. И то, что творец Евромайдана, а сегодня - посол США в Греции оказывает давление на Святую гору Афон (канонически подчиняющуюся Константинопольскому Патриарху) - тоже значимое звено в этой русофобской цепи.

«Что связывает Стамбул и "украинскую автокефалию"?»

- А какое отношение эти Патриархи-модернисты, живущие в Стамбуле, имеют к Украине?

Никакого. Точнее, когда-то, до второй половины XVII века, Константинопольская Церковь действительно духовно окормляла территории Юго-Западной Руси (Украины), находившиеся на тот момент в составе Османской империи и польско-литовской Речи Посполитой. После воссоединения этих земель с Русским Царством в 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий передал Московскому Патриархату древнюю Киевскую Митрополию.

Как бы греческие и украинские националисты ни пытались оспорить этот факт, документы его полностью подтверждают. Так, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) подчеркивает:

Мы в последнее время немало поработали в архивах и нашли всю имеющуюся документацию по этим событиям - 900 страниц документов как на греческом, так и на русском языке. Они совершенно четко показывают, что Киевская Митрополия была включена в состав Московского Патриархата решением Константинопольского Патриарха, и временный характер этого решения нигде не оговаривался.

Таким образом, несмотря на то, что изначально Русская Церковь (включая ее украинскую часть) была в составе Церкви Константинопольской, со временем, получив автокефалию, а вскоре воссоединившись (при согласии Константинопольского Патриарха) с Киевской Митрополией, Русская Православная Церковь стала полностью самостоятельной, и никто не вправе покушаться на ее каноническую территорию.

Однако Константинопольские Патриархи со временем стали считать себя чуть ли не «восточными римскими папами», которые вправе решать все за другие Православные Церкви. Это противоречит и каноническому праву и всей истории Вселенского Православия (вот уже около тысячи лет православные критикуют римо-католиков, в том числе - и за этот папский «примат» - незаконное всевластие).

Папа Римский Франциск и Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com

Значит, каждой Церкви принадлежит территория какой-то страны: Русской - Россия, Константинопольской - Турция и так далее? А почему же тогда нет независимой национальной Украинской Церкви?

Нет, это - серьезная ошибка! Канонические территории складываются веками и далеко не всегда соответствуют политическим границам того или иного современного государства. Так, Константинопольский Патриархат духовно окормляет христиан не только Турции, но и части Греции, а также греческой диаспоры в других странах (при этом в храмах Константинопольского Патриархата, как и любой другой Православной Церкви, есть прихожане разного этнического происхождения).

Русская Православная Церковь тоже не является Церковью исключительно современной России, но значительной части постсоветского пространства, в том числе Украины, а также целого ряда стран дальнего зарубежья. Более того, само понятие «национальная Церковь» - это откровенная ересь, соборно анафематствованная в Константинопольском Патриархате в 1872 году под названием «филетизм» или «этнофилетизм». Вот цитата из постановления этого Константинопольского Собора почти 150-летней давности:

Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками.

«Украинские раскольники: кто они?»

Что же такое «Украинская Православная Церковь Московского Патриархата», «Украинская православная церковь Киевского патриархата» и «Украинская автокефальная церковь»? А ведь есть еще и «Украинская греко-католическая церковь»? Как разобраться во всех этих УАПЦ, КП и УГКЦ?

Украинская греко-католическая церковь, ее еще именуют «униатской», здесь стоит особняком. Это часть Римско-католической церкви в центре с Ватиканом. УГКЦ подчиняется Римскому папе, хотя и имеет определенную автономию. Единственное, что объединяет ее с так называемыми «Киевским патриархатом» и «Украинской автокефальной православной церковью» - идеология украинского национализма.

При этом последние, считая себя Православными Церквами, на самом деле таковыми не являются. Это - псевдоправославные русофобские националистические секты, мечтающие о том, что рано или поздно Константинопольский Патриархат из антипатии к Московскому Патриархату предоставит им легальный статус и вожделенную автокефалию. Все эти секты активизировались с отпадением Украины от России, а особенно - в последние 4 года, после победы «Евромайдана», в котором активно участвовали.

На территории Украины есть только одна настоящая, каноническая Украинская Православная Церковь (наименование «УПЦ МП» широко распространено, но некорректно) - это Церковь под предстоятельством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Именно этой Церкви принадлежит большинство украинских приходов и монастырей (на которые сегодня столь часто покушаются раскольники), и именно она является самоуправляющейся, но неотъемлемой частью Русской Православной Церкви.

Епископат канонической Украинской Православной Церкви (за единичными исключениями) выступает против автокефалии и за единство с Московским Патриархатом. При этом сама Украинская Православная Церковь полностью автономна во всех внутренних вопросах, включая финансовый.

А кто такой «киевский патриарх Филарет», который все время выступает против России и требует той самой автокефалии?

Читайте также:

«Патриарх Варфоломей трижды достоин суда и извержения из сана»: Константинопольский Патриархат пляшет под дудку США Патриарх Константинопольский Варфоломей идет на обострение конфликта с Русской Православной Церковью на...

Это ряженый самозванец. Когда-то, в советские годы, этот выходец с Донбасса, практически не знавший украинского языка, действительно был законным Киевским митрополитом, иерархом Русской Православной Церкви (хотя и в те годы о личной жизни митрополита Филарета ходило немало нелицеприятных слухов). Но когда в 1990 году его не избрали Патриархом Московским, он затаил обиду. И в итоге на волне националистических настроений создал собственную националистическую секту - «Киевский патриархат».

Этот человек (чье имя по паспорту - Михаил Антонович Денисенко) за учинение раскола сначала был лишен сана, а затем и вовсе предан анафеме, то есть отлучен от Церкви. Тот факт, что Лжефиларет (своего монашеского имени он был лишен еще 20 лет назад, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года) носит патриаршие одежды и периодически совершает действия, идентичные православным священнодействиям, говорит исключительно об артистических способностях этого уже немолодого человека, а также - его личных амбициях.

И подобным персонажам Константинопольский Патриархат хочет дать автокефалию, чтобы ослабить Русскую Церковь? Неужели православные люди пойдут за ними?

К сожалению, значительная часть населения Украины слабо разбирается в тонкостях канонического права. А потому, когда пожилой человек с седовласой бородой в патриаршем головном уборе говорит, что Украина имеет право на «единую поместную украинскую православную церковь» (ЕПУПЦ), то многие ему верят. И конечно, государственная националистическая русофобская пропаганда делает свое дело. Но даже в этих тяжелейших обстоятельствах большинство православных христиан Украины остаются чадами канонической Украинской Православной Церкви.

При этом Константинопольский Патриарх Варфоломей никогда формально не признавал украинские националистические расколы. Более того, еще относительно недавно, в 2016 году, один из официальных представителей Константинопольского Патриархата (по некоторым данным, агент ЦРУ и одновременно правая рука Патриарха Варфоломея) отец Александр Карлуцос заявил:

Как вы знаете, Вселенский Патриарх признает только Патриарха Кирилла духовным главой всей Руси, что означает, конечно, и Украины.

Тем не менее, в последнее время Патриарх Варфоломей активизировал деятельность по разрушению единства Русской Православной Церкви, для чего делает все, чтобы объединить националистические секты и, по всей видимости, после их присяги ему предоставить им вожделенный Томос (Указ) об украинской автокефалии.

«Томос об автокефалии» как «топор войны»

- Но к чему может привести этот Томос?

К самым страшным последствиям. Украинские расколы, несмотря на заявления Патриарха Варфоломея, это не исцелит, но укрепит уже имеющиеся. А самое страшное - даст им дополнительные основания требовать от канонической Украинской Православной Церкви их храмы и монастыри, а также другое имущество. В течение последних лет уже десятки православных святынь были захвачены раскольниками, в том числе - с применением физической силы. В случае же легализации Константинопольским Патриархатом этих националистических сект может начаться самая настоящая религиозная война.

- А как относятся к украинской автокефалии другие Православные Церкви? Их же много?

Да, их 15, и представители ряда из них неоднократно высказывались на этот счет. Приведем лишь несколько цитат предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей по украинской тематике.

Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II:

Давайте помолимся ко Господу, который все делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл.

(то есть в Русскую Православную Церковь - ред.).

Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X:

Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».

Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III:

Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех.

Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:

Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно фатальной для единства Православия [является возможный] акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архираскольников, таких как «киевский патриарх» Филарет Денисенко. Приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И все это без согласия Москвы и координации с ними».

Кроме того, в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» представитель Иерусалимского Патриархата архиепископ Феодосий (Ханна) дал еще более четкую характеристику происходящему:

Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине - пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это.

«Кто такие эти странные "экзархи"?»

Но вернемся к тому, что Константинопольский Патриарх послал на Украину двух своих представителей, так называемых «экзархов». Уже понятно, что это незаконно. А кто это такие, и кто их примет в том же Киеве?

Эти два достаточно молодых по епископским меркам человека (обоим нет 50) - уроженцы Западной Украины, где особенно сильны националистические и русофобские настроения. Еще в молодости оба очутились за границей, где в итоге оказались в составе двух полураскольничьих юрисдикций - «УПЦ в США» и «УПЦ в Канаде» (в свое время это были украинские националистические секты, которым тот же Константинопольский Патриархат даровал легальный статус). Итак, чуть подробнее о каждом.

1) Архиепископ Даниил (Зелинский), клирик «УПЦ в США». В прошлом - униат, в сане греко-католического диакона перешедший в эту американскую украинскую националистическую «Церковь», где и сделал карьеру.

2) Епископ Иларион (Рудник), клирик «УПЦ в Канаде». Известен как радикальный русофоб и сторонник чеченских террористов. Так, известно, что «9 июня 2005 года, находясь в Турции, где являлся переводчиком во время встречи Константинопольского Патриарха Варфоломея с президентом Украины Виктором Ющенко, был задержан турецкой полицией. Епископа обвинили в том, что путешествует по поддельным документам и является «чеченским повстанцем». В дальнейшем этот деятель был освобожден, и вот теперь, вместе с архиепископом Даниилом (Зелинским), стал «экзархом» Константинопольского Патриарха на Украине.

Разумеется, как «незваных гостей», в канонической Украинской Православной Церкви их не должны даже принять. Примут и, судя по всему, торжественно, на государственном уровне Порошенко и его приближенные. И конечно, с радостью (а может, и поклоном) к ним обратятся лидеры псевдоправославных сект. Нет сомнений, что выглядеть это будет националистическим балаганом с обилием «жовто-блакитных» и бандеровских знамен и криками «Слава Украине!». На вопрос, какое отношение это имеет к святоотеческому Православию, ответить нетрудно: никакого.

Решение Константинопольского Патриарха Варфоломея назначить своими «экзархами» в Киев двух американцев украинского происхождения может привести к расколу всего Православного мира

Назначение Константинопольским Патриархом своих представителей-епископов на Украине – без согласования с Патриархом Московским и всея Руси и Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины – есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Такие действия не могут остаться без ответа.

Именно так прокомментировал принятое в Стамбуле решение председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в социальной сети Facebook. Обычно предельно дипломатичный, Легойда выразил лишь малую толику эмоций русских православных людей, внимательно следящих за проблематикой «украинской автокефализации», процесс которой был запущен Константинопольским (в реальности – Стамбульским) Патриархом Варфоломеем. Но если еще вчера речь шла о «войне дискуссий», то сегодня Фанар (стамбульский квартал, где находится резиденция Константинопольского Патриарха) пошел в реальное наступление.

По мнению многих экспертов Телеканала «Царьград», включая архиерея Иерусалимского Патриархата архиепископа Севастийского Феодосия (Ханна) , подобные действия – звенья в цепи антироссийской политики Соединенных Штатов Америки, в значительной степени контролирующих деятельность Константинопольского Патриархата. Для уточнения масштабов случившейся церковной трагедии (а речь идет именно о начале трагедии, которую с сегодняшнего дня предотвратить стало намного сложнее) Царьград обратился к ведущему эксперту в украинском церковном вопросе профессору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктору церковной истории Владиславу Петрушко.


Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. Фото: Телеканал «Царьград»

Царьград : Владислав Игоревич, как расценивать случившееся? Что в реальности произошло, что за персонажи направлены Патриархом Варфоломеем в Киев? Кто это – «легаты» или «нунции» Константинопольского «папы»?

Профессор Владислав Петрушко : Мне кажется, мы не совсем правильно расставляем акценты. То, что произошло, с одной стороны, ожидаемо, поскольку является логическим продолжением начатой Фанаром политики. С другой стороны, неожиданно, что столь быстро, буквально через неделю после встречи двух Патриархов в Стамбуле, было принято решение о назначении фанариотских «легатов» на Украину. И хотя это пытаются представить так, что два этих епископа «всего лишь» представители Константинопольского Патриарха, а не возглавители некой новой структуры, новой юрисдикции, из истории мы прекрасно знаем умение греков жонглировать терминами, словами. Сегодня это «экзарх» как «легат», как представитель. А уже завтра – фактический предстоятель полуавтономной «Церкви».

Назначенные экзархи, а точнее, экзарх и заместитель экзарха – это два епископа-украинца Константинопольской юрисдикции. Один – из США, второй – из Канады. Причем один, если я не ошибаюсь, в прошлом был униатом (греко-католиком), перешедшим в Православие в одной из Константинопольских юрисдикций. Понятно, что оба родом из галичан, а это значит – патентованные националисты, но даже не на это должны обратить внимание. А на то, что же произошло на прошедшем Синаксисе (архиерейском совещании Константинопольского Патриархата), и на заявление Патриарха Варфоломея по итогам.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: www.globallookpress.com

По сути, произошла революция. Причем не только каноническая, а экклесиологическая (экклесиология – учение о Церкви, в том числе о ее границах – ред.). Впервые столь откровенно на официальном мероприятии Константинопольской Церкви декларировано создание восточного аналога папства. Заявлено, что только Патриарх Константинопольский является арбитром и может вмешиваться в дела других Церквей, решать спорные вопросы, предоставлять автокефалию и так далее. По сути, тихой сапой то, что совершалось весь XX век и в начале XXI, подошло к логическому результату. И Украина – некий первый «пробный шар», на котором это «восточное папство» будет обкатываться. То есть, провозглашена новая структура Православного мира, и теперь все будет зависеть от того, как на это отреагируют Поместные Православные Церкви.

Ц. : Таким образом, случившееся можно сравнить с 1054 годом, «великой схизмой», разделившей Восточную и Западную Церкви, православных и римо-католиков?

Профессор Петрушко : Да, это первое, что приходит на ум. Но даже в XI веке начиналось с куда более невинных вещей, чем сейчас, когда видим, что Фанар разбушевался, потерял всякую адекватность и фактически ставит ультиматум всему православному миру. Либо вы признаете Константинопольского «папу», либо мы идем к вам, и делаем все, что хотим на ваших канонических территориях, в том числе – признаем любой раскол, любую неканоническую структуру. Конечно, это уже полный беспредел, это самое настоящее церковное «рейдерство». И этому нужно полагать конец решительным образом всем Поместным Православным Церквам.

Греция оскорблена - Путин разжег «священную войну», как пишут греческие СМИ (см. фото ), между Вселенским патриархатом и РПЦ! Похоже, теперешние правители российского государства и Церкви решили вконец рассорить русских со всеми братскими православными народами: http ://www .zougla .gr /kosmos /article /ieros -polemos -1340393

Вначале «врагами» были объявлены кровные нам украинцы, и уже в начале июня 2016 г. «Левада-центр» огорошил данными последнего соцопроса, согласно которым второе место в списке «врагов» россияне якобы отвели … братской Украине - 48%?! Впрочем, чему удивляться, если совсем недавно патриарх Кирилл лично объявил войну в Украине «священной» (sacra bellum). 14 августа 2014 г. в 19:55 мск. на официальных сайтах РПЦ МП и ОВЦС МП было опубликовано послание патриарха Кирилла (Гундяева) к Предстоятелям Поместных Православных Церквей: «Мы не можем не замечать того факта, что у конфликта на Украине имеется недвусмысленная религиозная подоплека. Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим православием на Украине. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны» («With the beginning of hostilities, the Uniates and schismatics, having been given arms, under the pretext of antiterrorist operation, began an outright aggression against the clergy of the canonical Ukrainian Orthodox Church in the east of the country»): https://youtu.be/T40kkgM2MIE

Потом обиделись болгары, когда стали объектом всеобщих насмешек во всей православной ойкумене из-за того, что официальное заявление Синода Болгарской православной Церкви (БПЦ) под председательством патриарха Болгарского Неофита от 1 июня 2016 г. с отказом от участия во Всеправославном Cоборе на Крите под надуманным предлогом «не так сели» слово в слово совпало с письмом патриарха Кирилла Константинопольскому патриарху Варфоломею I, адресованном в тот же день 1 июня)))

Об этом сообщила греческая газета To Vima, сообщение которой было переведено на болгарский церковным интернет-изданием «Двери православия», выразившим сильное недовольство тем, что патриарх Кирилл не только продублировал ряд требований болгар, но и сделал вид, будто ничего об их выступлении не знает)))

В Константинопольской и Элладской Церквах самоотвод болгар напрямую связывают с «коварством» главы РПЦ: например, митрополит Иерапитны и Ситии Евгений Политис (Критская православная Церковь) заявил, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл «ведет себя как царь» и что это он заставил болгар бойкотировать Собор! Митрополит Мессинский Хризостом Савватос (Элладская православная Церковь) в эфире греческого радио 9.84FM также высказал убеждение, что именно Московский патриархат специально создал проблему.

Теперь взялись за сербов, которых официальные российские СМИ наперебой взялись обвинять чуть ли не в предательстве и упрекать в «пересмотре своего решения под давлением Фанара»?! Якобы именно «заявление Сербской церкви стало одной из причин отказа Московского патриархата послать свою делегацию на Собор»: http ://www .interfax -religion .ru /?act =news &div =63407



Зачем же валить с больной головы на здоровую, если уже накануне скандального заявления Синода РПЦ от 13 июня 2016 г. с отказом ехать на Всеправославный собор было известно, что предстоятель Сербской Церкви патриарх Ириней в своем поздравлении патриарху Варфоломею по случаю тезоименитства (см. фото ) 11 июня 2016 г. (!) заверил Вселенского патриарха, что Сербская Церковь обязательно примет участие в Критском Соборе!

Сразу же по прибытии на Крит 15 июня 2016 г. патриарх Варфоломей I возложил ответственность за срыв Всеправославного Собора на предстоятелей «некоторых церквей», внезапно отказавшихся от своих подписей под общим решением о проведении Собора на Крите, принятом 5 месяцев назад в Женеве «επισκιάζει η απόφαση ορισμένων εκκλησιών να μην προσέλθουν και να μην συμμετάσχουν στην Αγία και Μεγάλη Σύνοδο . Η ευθύνη για την απόφαση τους, βαρύνει τας ιδίας τας εκκλησίας αυτάς και τους Προκαθημένους των, διότι μόλις προ πενταμήνου εις την Γενεύην, κατά την σύναξη των Ορθοδόξων Προκαθημένων, αποφασίσαμε και υπογράψαμε να έρθουμε τον Ιούνιο στην Κρήτη και να πραγματοποιήσομε αυτό το πολυχρόνιο όραμα που έχουμε όλες οι Εκκλησίες προς διακήρυξην και διαδήλωσην της ενότητας της Ορθοδόξου Εκκλησίας και εις εξέταση και απόφαση,από κοινού, για τα προβλήματα, τα οποία απασχολούν σήμερα τον Ορθόδοξο κόσμο»: https:// youtu. be/ lJKW5 LTws4 k

Как пишут греческие СМИ, «был выбран именно Крит как место встречи для удовлетворения требований Русской Церкви, которая не захотела приезжать в Константинополь из-за известных проблем в отношениях между Россией и Турцией. Вселенский патриарх Варфоломей сделал всё возможное для участия Русской Церкви. Сразу же по прибытии на Крит Вселенский патриарх вновь призвал всех «отказников» приехать. Конечно, это не произойдет. И не произойдет, потому что их отказ был вызван не духовными, а политическими и геополитическими причинами. В частности, очевидно, что г-н Путин считает, что проведение такого Всеправославного церковного Собора под эгидой Вселенского Патриархата - это поражение Кремля в его конкуренции с Западом. Конечно, как и во многих других линиях его поведения ему не хватает серьезности, но это автоматически лишает серьезности и церковь, чьим краеугольным камнем является Истина, которая, конечно, не имеет ничего общего с политическим и геополитическим соперничеством. Больно видеть, как президент России, Церковь и народ страны не предпринимают ничего для успеха проведения Собора Константинопольским патриархатом и лично патриархом Варфоломеем. Ибо в то время как Вселенский патриарх ратует за единство православных, г-н Путин и патриарх РПЦ будут взирать издалека за ходом событий»: http://www.ekirikas.com/%CF%84%CE%B1-%CF%80%CE%B1%CE%B9%CF%87%CE%BD%CE%AF%CE%B4%CE%B9%CE%B1-%CF%80%CE%BF%CF%8D%CF%84%CE%B9%CE%BD-%CE%BA%CE%B1%CE%B9-%CE%B7-%CE%BC%CE%B5%CE%B3%CE%AC%CE%BB%CE%B7-%CF%83%CF%8D%CE%BD%CE%BF%CE%B4/

В официальном заявлении МИД Греции подчеркнуто, что Священный Собор на Крите «является самым важным событием православной Церкви за последние 1300 лет»: http ://www .real .gr /DefaultArthro .aspx ?page =arthro &id =514954&catID =3

Одновременно источники в МИД Греции сообщили мировым СМИ, что Посольство Российской Федерации в Афинах направило устную ноту в Министерство иностранных дел № 1166 … об участии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Священном Соборе Православной Церкви. В частности, г-н Кирилл должен прибыть в аэропорт Ханьи на Крите в четверг 16/06/2016 специальным рейсом из Москвы и отправиться обратно в воскресенье 26.06.2016 из того же самого аэропорта» ...

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: