Встречи нагов с людьми. Наги - многоголовые змеелюди из индийских преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Наг в переводе с санскрита означает Змей . По древним индийским легендам это могущественные полубоги. Изображались наги змееподобными существами, обитающими в воде, под землей и на земле. Наги – это древние символы мудрости, основатели культа змей и многих праздников. По исследованиям ученых, наги когда-то были тотемами древнего и многочисленного племени, представители которого назывались нагами. Главу этого племени, мудреца Нагарджуна рисуют, как огромного змея, имеющего торс и голову человека.

По преданиям, сам Будда проповедовал в поселении нагов. После проповеди мудрец Нагарджуна полностью погрузился в медитацию и пробыл в этом состоянии долгих 17 лет, постигая высшую интуитивную мудрость, после чего погрузился в воду.

Считается, что Будда доверил им истину, и приказал хранить в тайне, пока человечество не будет готово к ее восприятию. Считается, что наги не просто невероятно мудры, но и владеют сильнейшими чарами, позволяющими им менять свой облик и оживлять мертвых.

В образе человека они довольно часто живут среди людей, а нагини из-за своей невероятной красоты часто становятся женами героев и царей. Из индийских источников их представление о божественных змеях прочно смешалось с названием племени, обитавшем на западе Индии и носившее название наги. Возможно, наги были племенем монголоидной расы, считавшим своим покровителем змею, что в итоге привело к наложению мифологической интерпретации на реальную историческую основу.

Наибольшее количество разнообразных изображений нагов имеется в современном Таиланде и именно они являются главным объектом древних буддийских храмов . Именно нагов считают мостом или проводниками между миром богов и миром людей. В храмах нагов изображают, как существ, с длинным и сильным чешуйчатым телом и несколькими головами, обязательно нечетным количеством.

"От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул и...рухнул, точно поваленный молнией".

Из «Махабхараты»

Наги – это существа индуистской мифологии. О них упоминается в «Махабхарате», «Джатаке» и множестве канонических текстов. Анализируя их, можно отметить особую важность этих существ в мифологии индуизма доарийского периода. Что интересно, позже наги будут входить и в пантеон буддийских божеств.

Наги это наполовину люди, наполовину . Уних змеиное тело и человеческая голова. Иногда встречались наги с несколькими головами. Вместо волос тоже свисали кубла змей.

Для наг характерны были змеиные языки, раздвоенные на концах. Об этом рассказывает легенда о том, как наги стали бессмертными. Они попробовали амриту (так называлась трава в мифологии индуизма, из которой делали напиток бессмертия) и стали бессмертными. Видимо, наги пили не готовый напиток, а слизывали капли из стеблей, чем и поранили свои языки.

Существовали наги разных видов. Чаще всего они обитали в водоемах, другие жили на суше, еще некоторые – в скалах. В дождливые периоды они пребывали в полях, залитых водой, а в сухой им приходилось перебираться на реки и пруды. Когда начинались дожди, люди проводили специальные обряды, чтобы нагам легче было переместиться во внутренние водоемы. Считалось, что подобные церемонии обеспечат людям плодородие на полях.

Народ наги обладал способностью оборачиваться в людей. В встречаются случаи, когда они вступали в любовные отношения с человеком любого пола. Известно также, что наги могли подолгу жить в образе человека среди людей, иногда они даже заводили с ними семьи. Женщины-наги становились женами смертных правителей или же прославившихся героев.

Они считались чрезвычайно ядовитыми. Одного укуса нага достаточно для . Некоторые предания повествуют, что у них и дыхание способно было убить. Наги умело обладали гипнозом, поэтому контакт с их глазами представлял опасность. Встретившись с ними, пытался отвести взгляд,чтоб не смотреть нагам в лицо.

Мифические полубожества обладали магической силой, зачастую используя ее против людей и богов. Среди них были известные чародеи, которым подвластно вызывать бури, грозы и молнии, влиять на все стихии земли.

Из мифических текстов мы находим информацию, что среди нагов были и свои цари, наиболее известный из которых змей Шеша, имеющий аж 1000 голов. Еще один великий царь нагов Васуки, служил богам как бечевка при пахтании мирового океана. Пахтанье Молочного океана или Самудра-мантхан (санскр. समुद्र मंथन) - одно из ключевых мифологических событий, описанное в Пуранах и отмечаемое каждые 12 лет в ходе огромного индуистского фестиваля Кумбха-мела. (Подробнее под катом)

При помощи Васуки боги совершают пахтанье Молочного океана

Самудра-мантхан

Однажды царь дэвов Индра, катаясь на слоне, встретил мудреца Дурвасу, который подарил ему цветочную гирлянду. Индра принял дар и повесил его на хобот своего слона. Раздражённый сильным ароматом гирлянды, слон бросил её на землю, что крайне разгневало Дурвасу. Мудрец проклял Индру и всех дэвов на то, что с этого момента их должна была покинуть сила и удача.

Вскоре завязалась битва между дэвами и асурами, в которой асуры под предводительством царя Бали одержали верх и взяли под свой контроль всю Вселенную. Дэвы обратились за помощью к , который посоветовал им решить проблему дипломатическим путём. Дэвы и асуры решили заняться вместе пахтаньем Молочного океана и разделить полученный в результате этого нектар бессмертия. , однако, заверил дэвов, что предпримет меры для того, чтобы весь нектар попал только в их руки.

В ходе пахтанья (сбалтывания) Молочного океана, гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а змей Васуки - в качестве верёвки. Дэвы держали за хвост, а асуры - за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл в образе своей второй аватары гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине.

Во время пахтанья океана (воды которого превратились сначала в молоко, а потом в масло), из него появился горшок смертельнейшего яда, который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»).

В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ (ратн), которые были поделены между дэвами и асурами: Лакшми, Каустубха, Париджата, Варуни, Дханвантари, Чандра, Камадхену, Калпаврикша, Айравата, Апсары, Уччхайшравас, Шаранга, Шанкха и Амрита. В различных Пуранах, также как и в «Рамаяне» и «Махабхарате», даются разные списки полученных сокровищ.

Наконец, из океана явился Дханвантари с горшком небесного нектара бессмертия амриты. Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания амритой. Дэвы спрятали нектар от асуров в четырёх местах на земле - Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. При этом, в каждом из этих мест капнуло по капле амриты. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине раз в двенадцать лет там проводится фестиваль Кумбха-мела.

В конце концов асуры одержали верх над дэвами и забрали всю амриту себе. Дэвы тогда снова обратились за помощью к , который принял форму Мохини - девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска сударшана-чакры. В результате, уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и , иногда проглатывает их, вызывая таким образом солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами.

Очень интересный момент связан с историей возникновения нагов. Дело в том, что в доарийский период в северной части Индии на самом деле жил народ наги. Даже територия, где они обитали, носила название «Нагадвипа», что в переводе означает «страна нагов». Вообще в Индии есть множество топонимов, указывающих на это слово.

Племена нагов имели своим покровителем , это был их тотемный знак. Исходя из этого, некоторые исследователи рассматривают гипотезу, что историческая правда стала фундаментом для возникновения цикла о змеиподобных людях – нагах.

Поделись статьей с друзьями!

    Мифический народ наги. Люди-змеи

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/03/12-150x150.jpg

    "От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул и...рухнул, точно поваленный молнией". Из «Махабхараты» Наги – это существа индуистской мифологии. О них упоминается в «Махабхарате», «Джатаке» и множестве канонических текстов. Анализируя их, можно отметить особую важность этих существ в мифологии индуизма доарийского периода. Что интересно, позже наги будут входить и в пантеон буддийских...

Так, считается, что очень часто наги, обладая способностью перевоплощаться и менять облик на человеческий, пробирались к людям и жили среди них. Нагайны превращались в девушек несравненной красоты и выходили замуж за царей и правителей, передавая своему поколению мистические способности. Так смешались люди и змеи. Индусы до сих пор верят, что среди людей находятся наги, изменившие свой облик. И даже есть отличительные признаки.

В далеком детстве отец рассказывал мне невероятные истории о змеях. В то время мы жили на юге и папа, как фотокорреспондент республиканских газет, часто ездил в командировки. Мне нравилось слушать эти завораживающие рассказы. Змеи всегда вселяли какой-то необъяснимый мистический ужас и в тоже время очаровывали своей загадочной природой. Древние легенды о них лишь укрепляли веру, что эти отталкивающие, обладающие гипнотическим взглядом существа овеяны таинственностью. В ходе поездок по стране отец беседовал с людьми, они рассказывали ему местные мифы, сказания, приводили какие-то факты, делились наблюдениями. А папа потом рассказывал обо всём этом мне. Некоторые случаи запомнились особо. Особенно вот этот: в один из временных интервалов 1960-х годов движение на южной трассе Ошской области было парализовано из-за массового перехода через дорогу огромного количества змей.

Очевидцы утверждали, что возглавляла «процессию» самая большая белая змея с отростками на голове, - в виде короны, - а за ней ползли тысячи серых. Ни одна машина не осмелилась тронуться в путь, видя такой «парад». Все застыли не только от изумления, но и от страха, пробиравшего до костей. Ждали несколько часов. И даже, когда последняя змея уже пересекла шоссе, водители еще долго сидели в кабинах и смотрели на освободившуюся дорогу. У всех был шок. (Интересно, что в Туркмении, даже среди людей, имеющих высшее образование, - во времена СССР, не то что сейчас - в средневековье, - существовало совершенно четкое представление о взаимоотношениях с кобрами, в частности. Ни при каких обстоятельствах нельзя было произносить само слово «кобра» - по-туркменски, конечно. Иначе гарантирован укус и - смерть. - ред. )

И вторая история, врезавшаяся в память. Речь идет о приписываемой змеям мстительности. Бытует поверье, что если человек убьет змею, то отпрыски рептилии или пара змеи обязательно найдет обидчика и отомстит. Вполне возможно, что люди из-за панического страха перед змеями могли и выдумать все эти мифы и сказания, но народная молва их распространила по свету, наделив живучей энергией. Так вот, какой-то земледелец убил змею, когда был на посевных работах и выбросил ее в арык. Когда он вернулся домой, весь дом был оккупирован змеями.

При этом они никого не укусили, но вынудили всю семью покинуть собственное жилище и уехать. Потому что и под одеялами с подушками покоились змеи, они находились в шкафах среди одежды, ползали рядом с детьми…

Подобные истории есть и у индийского народа. В священный и почитаемый населением Индии праздник змей - Наг Панчами - один крестьянин совершенно забыл, что в этот день нельзя работать. По местным поверьям этот день принадлежит змеям, сутки они царствуют на земле и люди вообще не выходят на поле, освобождая пространство для них. Индус забыл об этом и его плуг, разрыхляя землю, убил детеныша нагов. Страшна была месть нагайны (матери-змеи). Ночью она пробралась к дому бедняка и вползла в жилище. Семья фермера погибла от укусов кобры.

Оставалась одна маленькая девочка, которую змея нашла в другой комнате. Но то, что она увидела, остановило нагайну от завершающего акти мести. Младшая дочь крестьянина стояла на коленях перед алтарем, на котором было глиняное изваяние нага и благоговейно молилась. Эта картина заставила нагайну смилостивиться над девочкой и оставить ее в живых.

Откуда появилось почитание змей в Индии? В «Мифах и легендах Древней Индии» есть повествование о том, что дочь Дакши (Дакша - седьмой сыном Брахмы - ред. ), супруга Кашьяпы (один из Семи Будд прошлого - ред. ) Кадру родила нагов, которые подросли и стали исполинскими змеями. Они облюбовали себе жилище в подземном царстве Патала. В этом царстве были возведены великолепные дворцы из золота и драгоценных камней. Наги любили роскошь и окружали себя драгоценностями. Город нагов Бхогавати по праву можно было назвать городом драгоценностей и золота. Располагалось королевство змей прямо под основанием священной горы Меру . Считается, что именно под владениями нагов и находятся ворота ада. Жители царства расползались по подземным рекам, расширяя пространство своего обитания. Так о происхождении нагов повествует древняя легенда. В старинных трактатах упоминаются и иные интересные сказания.

Так, считается, что очень часто наги, обладая способностью перевоплощаться и менять облик на человеческий, пробирались к людям и жили среди них. Нагайны превращались в девушек несравненной красоты и выходили замуж за царей и правителей, передавая своему поколению мистические способности. Так смешались люди и змеи. Индусы до сих пор верят, что среди людей находятся наги, изменившие свой облик. И даже есть отличительные признаки. Как их распознавать? Они прекрасны и мудры, обладают сверхъестественными способностями, могут управлять явлениями природы, их зрачки-вертикальные и т.д.

Но самое любопытное, что, согласно древнейшему поверью, змеелюди жили на территории Индии до появления ариев (II тысячелетие до н.э.). И даже существует такая версия, что происходят они от… скифов. Когда в земли полуострова Индостана вторглись брамины, они встретили тут коренных жителей - полубожеств-полудемонов - змеелюдей. За мудрость и знание природных стихий змеелюди снискали уважении у браминов. Индийские правители стали брать в жены девушек из этого племени. И переплелись племена людей и нагов… На севере Индии с незапамятных времен живет народность наго.

Об их прошлом практически ничего не известно. Но в других деревнях не сомневаются, что это и есть потомки Кашьяпы и Кадру. Эти люди едят мясо, но не пьют молоко. Примечательно, что их жилища отличаются от построек других народностей Индии, имеют конусовидную форму. Как правило, в таком строении одна или две комнаты. Зачастую люди живут вместе с домашней живностью. До женитьбы мужчины живут отдельно от девушек. Браки устраиваются только с согласия родителей. Законы жесткие - за убийство и прелюбодеяние - смерть. Людей из народности нагов в Индии считают мудрыми, знающими. Именно из числа этих людей чаще всего выходят непревзойденные йоги, а также риши - святые мудрецы. Практически каждый член племени обладает паранормальными способностями. Им приписывают (однако научно это не доказано) магические способности и возможность к перевоплощению. Селятся они у подножия Гималаев. Здесь добывают синие и голубые сапфиры.

До наших дней дошли известные в Индии трактаты от реальных людей, в чьих именах присутствует имя «наг» и они происходят из одноименного племени. Это «Химавати Пурана» от Синего нага или Ниланага и труды, славящиеся мудростью от Нагарджуны. Их ценят и сегодня. Считается, что реально существовавший знаменитый философ Патанджали - основатель йоги - также происходил из племени нагов и его часто называли просто - Наг. Практически все изображения мудреца адресуют нас к кобрам. Бытует мнение, что он запросто менял свой облик с человеческого на змеиный, обладал скрытыми знаниями и мог управлять природными стихиями. Свою мудрость он передал в учении «Йога-сутрах», систематизировав практику йогов и разделил ее на ступени для достижения просветления. О нем еще при жизни слагали легенды. Считается, что Патанджали обладал пронизывающим взглядом, способным вывернуть человека наизнанку.

Более того, есть свидетельства того, что из его рта могло вырываться пламя; он мог испепелить взглядом. Предполагается, что он обладал и иными мистическими способностями. Патанджали - отец йоги. Он преподнес йогу как образ жизни, меняющей сознание человека и дающий возможность совершенствовать дух до неимоверных высот. Как бы мы не относились к свидетелствам о мистических и необыкновенных, сверхъестественных качествах Патанджали, - со скепсисом или откровенныой насмешкой, он - реально живший человек, причем человек, внесший в мировую копилку знаний и практик гигантский вклад. И... практически все его изображения - это изображения человеко-кобры.

Многие исследователи утверждают, что даже сам Гаутама Сиддхартха - Будда, - сталкивался с нагами. Так, в одной из джатак (индийские сказания о жизни - ред. ) рассказывается, что змей очень хотел стать учеником Будды и принял облик человека. Хитростью вошел в доверие и стал последователем Будды. Но однажды ночью, спавший в одной хижине с ним монах проснулся и увидел, что находится не с послушником, а со спящей змеёй. Наутро он рассказал Просветленному о том, что видел. Когда правда открылась, наг не смог скрыть слез и умолял оставить его в сангхе (общине) монахов. Но Будда отказал, пообещав лишь, что имя его всегда будет упоминаться в общине. Поэтому, когда новый ученик, желающий посвятить свою жизнь познанию истины, приходит в общину, его называют нагом. Пройдя испытательный срок, после пострига и свершения ритуалов, он становится монахом.

И еще одни история, связанная с Буддой. Когда Сиддхартха бродил в поисках истины, на дороге он встретил остановившихся на ночлег в заброшенных постройках садху (отшельников). Он попросился переночевать, и услышал в ответ, что свободная хижина есть, но там живет огнедышащий змей, который вряд ли разделит с ним ночлег. Будда вошел в хижину. Садху услышали шумную возню и были уверены, что пришелец погиб. Но каково же было их изумление, когда они увидели живого и невредимого Будду, покорившего змея.

Как и в случае с Кришной (описан ниже) здесь есть хорошо замаскированный подтекст. Змеи в индийском фольклоре - могущественные персонажи. Вспомним могучего - самого главного - Великого нага Шеше, на котором восседает Вишну, бороздя необъятный океан перед мирозданием. Шешнага изображают с тремя, пятью, семью головами. А в некоторых писаниях говорится, что было даже более тысячи голов. Змей Васука всегда сопровождает Шиву, украшая его собой. На поясе полубожества Ганеши также изображается змей. Еще одно предание с сакральным смыслом. В реке Ямуна поселился многоголовый змей Кали. Из-за его яда вода в реке стала отравленной. Приходящие на водопой животные гибли. Кришна решил найти чудовище. Нырнув в воды Ямуны, он разбудил Кали. Началась ожесточенная схватка, длившаяся довольно долго. Божественная сила Кришны не позволила змею обхватить его кольцами. Кришне удалось взобраться на раздутые капюшоны Кали и продемонстрировать танец победы. Так Кришна приручил Кали и заставил его покинуть воды Ямуны.

Когда же из-за нагов возникают проблемы (предполагается, что они могут быть виновны в следующих напастях: засуха; рождение только девочек; множественные укусы ядовитых тварей; появление в селениях гремучих, опасных змей; болезни, связанные с кровью и т.д), то индусы молятся и преподносят подношения Манаса Деви - дочери Кашьяпы и Кадру, сестре Васуки. Она и есть повелительница нагов, королева змей. По поверью, именно она вылечила Шиву от яда, выпитого им. Образ змеи прочно укрепился в сознании и фольклоре азиатских народов. Все боги и божества в Индии, Непале, Бирме, Лаосе, Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии, связаны с нагами. В Королевстве Камбоджа, к примеру, популярна (ну, в наше время, в основном, для туристов) такая версия происхождения страны и народа: дочь подводного змея, обитающего в водах Тихого океана, вышла замуж за индийского брахмана Каундиня.

Их потомство и образовало новый народ - камбоджийский. Но и сегодня значительное количество камбоджийцев верит, что произошли от нагов. Самая воинственная каста в индийской иерархии - кшатрии - также считают себя потомками могущественных нагов.

А это уже реалии. В 1976 году военные моряки-американцы демонстрировали СМИ диковинное чудо-рептилию, пойманную в священной для многих народов Юго-Восточной Азии реке Меконг , протекающей по ряду стран. Это была огромная белая змея с «ластами» вдоль всей длины туловища и наростами на голове в виде короны. Тайцы (змея была поймана на территории Королевства Таиланд) были в ярости. Ведь этой священной змее они подносили подношения на пятнадцатый день одиннадцатого месяца по лунному календарю. Спустя годы решили разыскать моряков, бывших на снимке с чудовищной змеей. Но, как оказалось, все до единого скончались при невыясненных обстоятельствах. С божественными тварями шутить опасно? Ночью над водой в Индии часто видят удивительные огненные шары. Их называют «огни нагов». Ученые до сих пор не могут объяснить этот феномен. Еще не устали? Тогда продолжу. Есть очень опасная «забава» в странах, где обожествляют змей.

Назову этот обряд - танец жрицы. Перед коброй танцует подготовленная к такому действу девушка из высшей касты. Она должна очаровать кобру изящными телодвижениями так. Если танцовщице удается избежать смертельного укуса кобры, то отважная укротительница может получить бесценный дар - в ней откроются сверхспособности, не поддающиеся логическому объяснению.

Окончание следует

От редакции:

Впрочем, некоторые люди змей не то, что не боятся, они к ним довольно непочтительно относятся. Может быть, они, - эти люди, - сверх-наги?

«Великий муж хранит в себе дао и ждет своего часа. Когда время наступит, он превращается в дракона в облаках, … свободный, сильный, взмывает ввысь. Когда же его время не пришло, он подобен барсу, скрывающемуся в тумане, … тихий, безмолвный, ск
Бо Цзюйи «Письмо к Юань Чжэню» (IX в.)

Индийские Наги - Великие Змии

Как утверждается в «Мифах и легендах древней Индии », «старшими детьми Кашъяпы, внука Брахмы, были асуры и боги, рожденные его тремя старшими женами. Другие десять его жен дали жизнь различным и многообразным существам, населившим землю, и поднебесье, и подземные миры.

Сураса родила огромных чудовищных драконов, Аришта стала прародительницей ворон и сов, ястребов и коршунов, попугаев и других пернатых, Вината породила гигантских солнечных птиц - супарнов, Сурабхи - коров и лошадей, и еще многие божественные и демонические создания произошли от других жен Кашьяпы, дочерей Дакши. Кадру стала матерью нагов, а Муни - гандхарвов.


Наги, дети Кашьяпы и Кадру, исполинские змеи, поселились в подземном мире Патала, где они воздвигли себе великолепные дворцы, блистающие золотом и драгоценными камнями. Мудрый змей Васуки стал царем нагов и правил в их подземном городе Бхогавати, полном невиданных на земле сокровищ. Некоторые же из нагов поселились в подземных водах, в реках и на дне океана, в царстве Варуны.

Наги обитают и на поверхности земли, где они стерегут сокровища и клады. Царственные змеи, трехглавые, семиглавые и десятиглавые, владеют несметными богатствами; головы их увенчаны драгоценными коронами; они могущественны и мудры; вожди великого племени нагов, они снискали милость и дружбу богов.

Гандхарвы, сыновья Кашьяпы и Муни, жили в поднебесье. Некогда они были стражами сомы и владели ею. Но потом утратили ее. Сарасвати, дочь Дакши, богиня мудрости и красноречия, сумела очаровать гандхарвов и выманила у них сому. Гандхарвы хотели оставить прекрасную Сарасвати у себя взамен сомы, но и она ушла от них к богам, к которым лежало у нее сердце. Подругами гандхарвов стали апсары, прелестные девы, рожденные из вод первозданного океана; пленяющие взоры богов и смертных, они стали танцовщицами в небесном царстве Индры.

А сами гандхарвы, прекрасные обликом и вечно юные гении небесных пространств, ведающие божественные тайны и направляющие пути звезд, стали певцами и музыкантами в том царстве и услаждали слух богов звуками лютней и чудесными песнопениями. Сладкоголосые и очаровывающие, они поют на горах, где небожители проводят время в беззаботных развлечениях; и голоса гандхарвов слышатся иногда с небес. А в ясную погоду в чистом воздухе предстает иногда взорам смертных призрачный город с высокими дворцами и башнями; это - город гандхарвов, и говорят, что беда ждет того, кто ненароком его увидит.



Некогда гандхарвы во главе со своим царем Вишвавасу напали на своих родичей нагов в их подземном царстве, победили их и отобрали у них драгоценности и сокровища. Наги прибегли к покровительству Вишну; тот спустился в подземный мир, изгнал оттуда гандхарвов и заставил их вернуть нагам награбленное. Тысячеглавый вселенский змей Шеша, прозываемый также Анапта, Бесконечный, брат царя Васуки, самый огромный из змеев, стал другом и спутником Вишну; плавая на поверхности вселенских вод, он служил с той поры опорой и ложем Вишну, когда великий бог отдыхает и спит.


«Индийские жрецы говорили, что мир покоится на Шеше, одиннадцатиглавом змее, называемом также Ананта, Бесконечный.

В экзотерических верованиях Шеша представлен в виде тысяче-головой и семи-головой кобры; первая является царем низшего мира (страны нагов), вторая - носителем или опорой Вишну в Океане Пространства.

Шеша по преданию, передал свое астрономическое знание Гарге, древнейшему астроному Индии, сумевшему умилостивить его и потому познавшему все, что касается планет, так же, как и способы чтения предзнаменований» .

И наги, и гандхарвы могли менять свой облик по желанию, и часто те и другие являлись среди людей в человеческом образе. Нередко земные цари и герои брали себе в жены нагинь - дев несравненной красоты, которые были по рождению змеями. А сладострастные гандхарвы особенно опасны для смертных женщин; они преследуют их и соблазняют своей искусной игрой на лютнях и чарующим обликом; так же и апсары, их подруги, являются обольщать смертных мужей на земле. Вместе с богами-покровителями свадебного обряда - Агни, богом огня, и Сомой, богом луны, - на каждой человеческой свадьбе присутствуют незримо гандхарвы как тайные соперники жениха, и всегда нужно остерегаться их козней» .

«В индийских источниках представление о нагах - божественных змеях - смешивается с представлением о нагах -исторических племенах живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. С корнем «нага» связано большое число индийских топонимов.

Нагадвипа - «страна нагов» - одна из девяти частей Бхаратаварши или нынешней Индии, согласно «Пуранам» (Вишну-пур II 3, 6). Не осталось никаких доказательств относительно того, кем были Наги (исторические люди, однако), но преобладающая теория такова, что они были одним из скифских племен, имевшим своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу. Но этому нет доказательств. Когда брамины вторглись в Индию, они «обнаружили племя мудрых людей, полу-богов, полу-демонов», гласит легенда; людей, которые были учителями других племен и подобным же образом стали наставниками индусов и самих браминов» .

Нагпур по праву считается сохранившимся остатком Нагадвипы. Теперь Нагпур фактически находятся в Раджпутане, недалеко от Удейпура, Аджмеры и т.д. И разве не является хорошо известным, что было время, когда брамины отправлялись учиться Тайной Мудрости у раджпутов? Более того, предание утверждает, что Аполлоний Тианский был обучен магии нагами Кашмира.

«Слово нага, „мудрый змий“, стало всемирным, ибо это одно из тех немногих слов, которые пережили крушение первого всеобщего языка. Это слово употребляют туземцы как Южной, так и Центральной и Северной Америки, от Берингова пролива до Уругвая, где оно означает „глава“, „учитель“ и „змий“» .

«В буддийской мифологии наги - змееподобные полубожества и во включении их в буддийскую мифологию некоторые буддологи видят даже признак неарийского происхождения буддизма. Описания нагов встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках». Наги разделяются на два класса - живущие в воде (в реках и морях) и на суше.

Наги чтутся как мудрецы и маги, способные оживлять мертвых и менять свой внешний облик. В человеческом облике наги часто живут среди людей.

Так, например, дабы предотвратить поголовное истребление змей и исполнение древнего проклятия в полной мере, на совете змей принимается следующее решение:

«К царю мы придем как советники, слуги.

Окажем его государству услуги...

А если он хитрых речей не оценит,

А если сожжения змей не отменит,

То мы позовем остроумного змея,

Который, как бы о владыке радея,

Предстанет как жрец, с ним согласный во взглядах

И сведущий в жертвенных сложных обрядах.

Войдя к властелину в доверье сначала,

Вонзит в Джанамеджаю грозное жало...

Мы станем жрецами, - сказали вельможи, -

К владыке придем, с многомудрыми схожи...»

«Махабхарата [Сожжение змей] »

Нередко наги вступают в любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей необычайно нежны, так как имеют „водяную сущность“» .

Так, на девушке-нагине женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагини Улупи была женой Арджуны, а нагиня Кумудвати - женой Куши, сына Рамы.

Наги были прародителями целых кланов. От нагов вели свое происхождение раджи Бхадрава. Мудрецы - риши, и наги были божествами гималайской долины Кулу. Австрийский ученый Вогель отмечал, что риши в Кулу, «странно сказать, считается нагом».

«От небольшого городка Бхадрава храмы и святилища Нагов тянулись к Великому Гималайскому Хребту, пересекали его и уходили на восток туда, где находились древние сапфировые шахты Падара. Веками там добывали синие и голубые сапфиры. Мифы и легенды украшали этими сапфирами короны королей нагов. Те же мифы связывали нагов с мудрецами - риши. Они как бы перетекали друг в друга, сливаясь нередко в одно понятие, в один образ. Наги и риши были божествами Гималайской долины Кулу. Их бронзовые и золотые маски хранились в древних храмах. Тем и другим приписывалась великая мудрость, чудесные способности, знание тайн природы и всемогущество. Риши и наги наставляли людей в искусстве и ремеслах, в знаниях и обрядах. Некоторые из них оставляли после себя реальные книги, такие как «Химават пурана» Синего Нага, правителя Кашмирской долины или книга буддийского реформатора Нагарджуны, в которую вошли знания, сообщенные ему Великим Нагом» .

«По одному из мифов, основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в мир нагов, сидя на дереве, которое каждую ночь опускалось под землю. Там он женился на дочери их царя, который дал ему сампот (поясную одежду) с изображением нагов. В старину жених должен был дарить невесте такой сампот.

Прежде во времена брачной церемонии жениху и невесте немного подпиливали передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в нагов. Женщина-нагини - центральный образ кхмерских династийных мифов. Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе в многоглавой нагиней и от этого зависело благосостояние страны» .


Считается, что и Готама Будда происходит от змеиной династии, через род нагов.

«Наги омыли Готаму Будду при рождении, оберегали его и охраняли останки его тела, когда он умер. Легенда гласит, что когда Будда, сидя под смоковницей, предавался медитации, начался сильный дождь с ветром; тут сердобольный наг обвился вокруг него семь раз и прикрыл его семью своими головами, будто крышей. Будда обратил нага в свою веру» .

В одном буддийском мифе Мучилинде-наге принадлежит заслуга спасения будды Шакьямуни во время потопа, в другом наг обманным путем стал учеником Шакьямуни и был разоблачен.

В священных сутрах рассказывается, что Будда посещал подводный дворец Царя Драконов и проповедовал ему.

«В том великом собрании присутствовали также великие шраваки, люди, божества-властелины миров, божества, драконы, якши, гандхарвы, асуры, гаруды, кимнары, махораги, люди и не-люди. Они выслушали то, что сказал Будда, чрезвычайно возрадовались, уверовали, приняли, поклонились и ушли».

Джатаками назывались народные сказания о жизни Будды и бодхисаттв. Одна из них рассказывает о посещении Буддой дворцов нагов и получении им волшебных драгоценностей.

Вот легенда, записанная в Индии паломником Фа Шенем в начале V века:

«Царь Ашока пришел к озеру, близ которого стояла башня. Он пожелал разрушить ее, чтобы возвести другую, более высокую. Некий брахман уговорил его войти в башню, и когда царь вошел, брахман сказал: «Человеческий мой облик - это мнимость, на самом деле я - наг. За грехи мои я обречен жить в этом ужасном теле, но я соблюдаю закон, заповеданный Буддой, и надеюсь на искупление. Можешь разрушить это святилище, если полагаешь, что способен воздвигнуть лучшее.

Брахман показал царю ритуальные сосуды. Царь взглянул на них и ужаснулся, ибо они были совсем не похожи на те, которые изготовляют люди, и отказался от своего намерения» .

«Ниланагу, или Синему нагу, приписывается авторство реально существовавшей книги «Ниламатпурана ». Эта книга, по утверждению ученых, была написана (записана) в VI-VII веках н.э. Из нее можно узнать, как после осушения богом Вишну древнего озера Сатисара возникла Кашмирская долина, покровителем и королем которой был назначен Ниланаг. Он жил в подземном дворце в Гималаях, носил сверкающую корону и одежду, шитую драгоценными камнями. Над его короной поднимался змеиный капюшон. Покровитель Долины был мудр, владел тайными знаниями и искусством магии. Свои первые наставления жителям вверенной ему долины наг передал через брамина Чандрадеву. По особым дням, установленным Ниланагом, жители Долины молились в святилищах и алтарях божеству архитектуры Васту, узорам, вышитым искусными ремесленниками, актерам, дававшим представления, музыкальным инструментам и книгам» .

«В Таиланде молодого человека, желающего поступить в монахи, называют... «змей» («нага»), потому что в жизни Будды произошел следующий случай. В монашескую общину (сангху) проник «змей», принявший человеческий облик. Будда опознал его и не разрешил нагу вести монашеский образ жизни, но пообещал, что его будут вспоминать при посвящении каждого юноши в монахи - вот таким образом. Целую неделю юноша-наг знакомится с жизнью монастыря, заучивает слова, жесты ритуала посвящения.

В день посвящения ему сбривают волосы на голове и брови в знак того, что его считают мертвым веществом. Удаление волос означает отречение от старой жизни, от забот о собственной внешности и привлекательности. Послушник сбрасывает все одежды, в которые облачался ранее, надевает лишь красную или зеленую набедренную повязку и накидывает па плечи тонкий белый платок. Это одеяние отождествляет его с царевичем Сиддхартхой Гаутамой накануне его отречения от мира, а белый платок символизирует отречение от мирской жизни и готовность стать монахом.

Родители собирают восемь предметов, необходимых сыну для жизни в монастыре: два желтых одеяния, зонт, чашу для еды, сандалии, лампу, бритву и плевательницу, а также еду и подарки для монахов. Посвящаемый и два монаха, один - будущий товарищ по келье и странствиям по селам за подаянием, а другой - наставник (гуру), усаживаются в паланкины, и соседи, знакомые несут их в монастырь, где и проходит обряд посвящения, который завершается общей трапезой - мирян и монахов.»

Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства Конвей Динна

Наги

Индийские наги, пожалуй, являются наиболее удивительными магическими змеями. Они были по своей природе полубогами, детьми богини Кадру, и обычно появлялись в облике полузмеи (кобры) - получеловека. Однако они могли принимать человеческий облик, и женские особи делали это гораздо чаще, чем мужские. Наги были и водными и земными духами.

Судя по всему, существовало несколько видов нагов, и у каждого из них свои характерные внешние особенности и окраска. Тело нагов, живущих в развалинах, местах с угнетающей атмосферой или под землей, покрыто черной чешуей с малиновыми полосами. Их лица похожи на человеческие, у них те же цвета кожи, глаз и волос. Однако этот вид нагов враждебно настроен по отношению к людям. Они могут зачаровать любого, кто встретится с ними взглядом; они могут плеваться ядом, ядовитым является и их укус. От этих нагов не стоит ждать помощи.

Другие земные наги мудры, дружелюбны и охраняют священные места или сокровища, а также контролируют своих черных собратьев. Эти люди-кобры также могут плевать ядом, хотя делают это только в целях самозащиты. У них золотые глаза и зелено-золотая чешуя с серебристыми треугольниками вдоль спины.

Жилища нагов, предпочитающих обитать в различных водоемах, находятся глубоко под чистой, свежей водой прудов, озер или рек. Они обычно не вмешиваются в дела людей, хотя искренняя просьба может помочь заручиться их помощью. Им любопытно все, что происходит у людей. Водяные наги - самые красочные из всех видов. Цвет их чешуи варьируется от изумрудно-зеленого до бирюзового, а узор, который часто встречается у них, может быть от глубокого коричневого цвета в сочетании с бледно-нефритовым до темно-серого с оливковым. Оттенок их глаз может быть различным: от бледно-зеленого до яркого янтарного. Даже несмотря на то, что их укус и слюна ядовиты, эти наги предпочитают прибегать к магическим заклинаниям.

Наги могли вызывать или предотвращать дождь, они обладали огромным могуществом и богатством, а также властью над всей водой, в том числе над реками и морями. Мифы утверждают, что наги получили свой полубожественный статус, когда боги и демоны вспенивали моря, чтобы приготовить сому - божественный напиток. Пока боги и демоны боролись за сому, несколько капель этого напитка упало на землю. Наги жадно выпили их, но этого было недостаточно для того, чтобы получить силу, достаточную для богов.

Считается, что наги обитают в стране, находящейся либо под водой, либо под землей. Столица их государства и главное место обитания находится в подземном царстве Бхагавати («богатая сокровищами»), которое, вероятно, располагается глубоко под горной системой Гималаев. Согласно легендам, там они живут в красивых домах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Улицы их городов вымощены мозаикой из изумрудов, рубинов, сапфиров и других ярких драгоценных камней. Наги также хранят книги великого мистического знания. В горле или во лбу у каждого нага сверкает драгоценный камень неизмеримой ценности, который дает им их сверхъестественные силы.

Женских особей нагов называют нагини. Эти женщины-змеи очень красивы и мудры. Существует множество преданий о том, как они влюблялись и выходили замуж за смертных принцев. Согласно камбоджийской легенде, эта страна была образована благодаря союзу нагини и принца. В древнем городе Ангкор изображения нагов находятся повсюду - в скульптуре и предметах убранства домов. Пары нагов охраняли входы в храмы, дворцы и гробницы, и их семиголовые изваяния склонялись над всеми входящими.

На землях, прилегающих к дворцу, еще в XIII веке возвышалась золотая башня. Наверху ее была особая комната, где, как считалось, король проводил каждую ночь. Народ Камбоджи верил, что там жила девятиголовая нагини, управлявшая страной с помощью короля. Если нагини не придет, король умрет, а если он хотя бы одну ночь проведет не в башне, на страну обрушится несчастье.

В Индии и по сей день поклоняются нагини - это Нага Канья, богиня трех царств. Она является хранительницей подводных сокровищ и духовных достижений. У нее верхняя часть тела женская, а нижняя водной змеи. Над ее головой возвышается купол в форме пятиголовой кобры, символизирующий духовные силы Каньи. За спиной над лопатками у нее крылья, а во лбу сверкает драгоценный камень. В руках Нага Канья держит раковину моллюска, символизирующую ее желание пролить благословения на тех, кто ищет ее мудрости.

Хотя большинство нагов могут сочетать в себе и хорошие и плохие качества, некоторые их них совершили великие дела и достигли просветления. Нага Сеша вел такую праведную жизнь, что бог Брахма даровал ему бессмертие. Считается, что сейчас Сеша поддерживает вселенную, а на кольцах его свернутого хвоста спит бог Вишну в тени своих семи голов.

Когда родился Будда, наги окропили его душистой водой. После того как Будда достиг просветления, он несколько недель пребывал в состоянии медитации. Его огромная набожность привлекла Нага Мучалинду (которого иногда называют Мусилинда), многоголовую кобру. Мучалинда окружил Будду кольцами своего тела и укрыл его от бурь своим огромным капюшоном так, чтобы Будда мог спокойно медитировать и ничто его не тревожило. После смерти Будды одна из гробниц, построенных, чтобы почтить его память, оказалась в стране нагов.

По меньшей мере один из видов нагов не благожелателен по отношению к людям. Демон Нага-Санния вызывает ночные кошмары, связанные со змеями.

Некоторые племена, живущие в Индии, считают себя потомками нагов и оказывают почтение своим предкам, оставляя жертвоприношения на берегу определенных прудов и рек. В индийской мифологии змеи связаны с элементом Воды и морями. Считается также, что людям, которые им понравятся, они могут даровать способность становиться невидимым, когда они входят в любую воду.

Кроме того, наги защищали двери и пороги, а также охраняли сокровища, как физические, так и духовные. Двери, пороги и физические и духовные сокровища считаются вещами, опасными для неподготовленных людей. Наги открывают эти места и позволяют войти туда только тем, кого они считают достойными и готовыми к этому.

Психологические характеристики : положительные - тот, кто искренне стремится обрести духовное сокровище. Отрицательные - человек, который может с помощью чар заставить других сделать все, что угодно, но при этом у него есть дурная привычка извергать ядовитые сплетни и слухи.

Магические свойства : обретение духовных богатств; скрытое сокровище духовного поиска, открывающееся только искренним людям. Если вы столкнетесь с бедой или сложными проблемами, попросите нагов помочь вам понять, где именно вы сбились с духовного пути. Услужливые наги иногда могут помочь вам найти скрытые сокровища, выиграть в конкурсах и лотереях или неожиданно получить деньги, но их помощи можно добиться только искренностью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: