Высшая степень монашества. Степени монашества и чины пострижения

Всё, поехали по домам, уже поздно, да и у Димки машина в металлолом, - сказал главный тренер клуба мотогонщиков. Все стали загружать в грузовик свои , в том числе и Димкин, который практически не подлежал восстановлению. А Димка − это на самом деле не Димка, а Наташа - единственная девушка в команде мотогонщиков. Просто называли ее созвучно фамилии - Демина. В тот день Наташа совершила на мотоцикле прыжок с горы, который чуть не стоил ей жизни. Машина разбилась вдребезги, а Наташа получила несколько царапин, вылетев из мотоцикла и удачно приземлившись в снег.

В мотогонщики Наташу взяли благодаря ее настойчивости. Тренеру понравился мужской характер этой невысокой девочки, которой едва исполнилось 15 лет. Все подруги были рады ее смелому выбору, и лишь один человек его не одобрял - это была Наташина мама Галина. Она хорошо знала многих ребят, которые раньше были фанатами этого экстремального вида спорта. Некоторые бывшие мотогонщики стали молодыми инвалидами, а нескольких уже и не было в живых. Возражения Галины дочь не хотела слушать, поэтому матери ничего не оставалось, как только молиться Богу о своем самостоятельном ребенке.

К Христовой вере Галина обратилась после внезапной смерти брата. Потеряв его, она поняла, что есть иной мир, где ее брат продолжает существовать, и жизнь человека не заканчивается могилой. Утешение женщина находила лишь в единственной в ту пору городской церкви, где отступала жгучая скорбь и на душе воцарялся покой. Так постепенно, благодаря молитвам о брате, Галина обрела бесценный бисер православной веры. Вскоре и внешний вид ее - руководителя отдела крупного предприятия - изменился: высокие каблуки и модные прически были забыты, одежда стала скромнее. Это, конечно, не понравилось дочери-школьнице, которая привыкла к тому, что мама - самая красивая женщина. Поэтому ей и не хотелось разделять с мамой ее религиозные взгляды.

На летние каникулы в мотоклубе планировались многочисленные выезды на сборы и соревнования. Наташа активно готовилась к ним, а ее мама усердно молилась. Материнское сердце ныло в предчувствии беды и искало возможности уберечь ребенка. Господь откликнулся на молитву страждущего сердца и подсказал через добрых людей, как можно избежать надвигающегося искушения: паломничество - поездка по святым местам на время летних каникул. Галина горячо поблагодарила Бога и в мае объявила дочери, что летом они поедут в большое паломничество по святым местам.

Мама, какое паломничество! У меня соревнования, сборы! - возмущалась Наташа.

Я уже купила билеты, и мы едем, - отвечала Галина, - нас ждут древние святыни.

Никуда не поеду! Лягу на кровать и никуда не поеду!

Ничего, - отвечала мама, - я тебя вместе с кроватью повезу!

И дочери ничего не оставалось делать, как послушать маму. Наташа все же надеялась, что ей удастся через неделю вернуться домой, выдумав благовидную причину. Но у Господа был совсем другой план.

Красота богослужения, духоносные старцы, святые пещеры… Древняя обитель покорила советскую школьницу

Первым местом, куда приехали паломницы, был Псково-Печерский монастырь. Эта древняя монашеская обитель покорила советскую школьницу. Красота богослужения, духоносные старцы, святые пещеры - все это настолько повлияло на Наташу, что об отъезде не было и речи. Побывали они с мамой у отца Иоанна (Крестьянкина), у отца Адриана, сподобились духовных бесед с монахами Псково-Печерской обители. И православная вера для Наташи представилась совсем в другом виде: высмеиваемая в школе, запрещенная в государстве, вера здесь била ключом. Именно она оказалась неисчерпаемым источником стремлений и идеалов, которыми были наполнены молодые сердца того времени. Юная паломница настолько была поражена «пиром веры» этой святой обители, что горячо сожалела о том, что она не парень и не может остаться здесь навсегда.

Но Господь, по слову , намерение целует, и уже в Троице-Сергиевой Лавре Наташа побывала у старца, который сказал ей, что со временем она будет жить в женском монастыре. Что такое мужской монастырь, ей было понятно, а женский - это для нее была большая загадка. Ведь на территории СССР в то время было лишь четыре женских монастыря - два на Украине, один - в Эстонии и один - в Латвии. Мама решила помочь разгадать Наташе ее загадку, и из Лавры они сразу поехали в Латвию, в Троице-Сергиев Рижский женский монастырь. И здесь юная комсомолка снова попала на торжество веры: удивительная матушка-игумения Магдалина, добрые монастырские сестры, богослужебное пение - все это подсказывало Наташе, что ее место именно здесь, в женском монастыре. Но время летних каникул пролетело быстро, и мама с дочкой возвратились домой.

А дома всё то же самое: в школе смеются над верующими, в государстве религия далеко не приветствуется, и главное - мотоцикл. В первых числах сентября Наташа снова устремилась в любимый мотоклуб, где, встретив главного тренера, услышала от него грозные слова: «Где была все лето, туда и возвращайся!» Эта резкая фраза, как молот стекло, разбила Наташину любовь к мотоциклам, а сердце Галины упокоилось. были услышаны Богом.

Вскоре исполнились слова лаврского старца, и Наталия ушла в монастырь

Шло время, жизнь Наталии шла своим чередом: школа, медицинское училище… После чудесного паломничества некогда было в суете дней задумываться о вере. Тем более что у них был очень дружный двор: ребята и девчата, почти ровесники, жили одной большой семьей и были друг другу как братья и сестры. Всех ребят почти одновременно дружно проводили в армию. А потом появилось в жизни двора колючее слово «Афган». И стали постепенно возвращаться из армии вчерашние дворовые ребята - кто-то с искалеченным телом, кто-то с искалеченной душой, а кто-то вообще не вернулся. В молодых стариках нельзя было узнать вчерашних весельчаков и балагуров. Такая странная и страшная метаморфоза сильно повлияла на Наталию. Она уже на практике, а не в теории убедилась, как непостоянен мир и как коротка человеческая жизнь. И начала ходить на службу в храм. Для нее, как когда-то для ее мамы, во всей полноте открылась истина, что жизнь человека не заканчивается на земле, а продолжается в вечности. Вскоре исполнились слова лаврского старца, и Наталия ушла в монастырь, а вслед за ней - ее мама Галина.

В начале 1990-х годов Русской Православной Церкви было передано много древних и старинных монастырей. Все они пребывали в плачевном состоянии и требовали много сил и средств для восстановления. В одном из таких монастырей и поселилась Наталия. На плечи первых насельниц этой древней обители легли неженские заботы: надо было расчищать завалы в храмах, восстанавливать монастырские здания и массивные стены, перекидывать массу кирпича при любой погоде. Летом - разрабатывать огороды на целине, вручную косить, ворошить и убирать сено. В ту пору на весь женский монастырь была одна ванна, в которой утром коровам запаривали комбикорм, в обед стирали белье, вечером набирали воду, а сестрам для мытья оставалась только ночь. И в таких нелегких условиях сердца сестер восстанавливающегося из руин древнего монастыря горели любовью к Богу. Все они понимали, что совершают великое дело - Божие дело, и от этого их сопровождала постоянная духовная радость. Как говорят старцы, при открытии или восстановлении монастыря первым насельникам дается большая благодать.

В монастыре у Наталии прошла скорбь по искалеченным ребятам-афганцам, точнее, не прошла, а переросла в молитву. Именно в Боге она нашла утешение и покой душе. Монастырская жизнь била ключом: древняя намоленная обитель, жизнерадостные сестры, ответственные послушания… Кроме того, Наталия обнаружила, что у нее получается выполнять свою работу быстро и качественно и еще успевать помогать другим сестрам. Это было для нее чудесным открытием, ведь часто в монастыре назначают в послушание не то, что ты хорошо умеешь делать, а именно то, чему тебе надо сначала научиться.

Эта была реальная духовная атака: все окружающие пытались уговорить послушницу не возвращаться из больницы в монастырь

Но все же нагрузки, которые приходилось нести молодой послушнице, обострили ее травмы, полученные в мотоклубе, и ей пришлось лечь в больницу. Анализы были неутешительными: травмы постепенно превращались в тяжелое заболевание, при котором человек теряет возможность ходить. «Предрасположенность организма», - вздыхал врач. И в этот момент для Наталии началось настоящее испытание: все врачи и медсестры уговаривали ее покинуть монастырь, рисуя самые мрачные перспективы; звонили родственники, плакали в трубку, умоляли не губить молодость. Эта была реальная духовная атака, когда практически все окружающие люди мрачными перспективами и слезами пытались отвратить человека от избранного пути. Послушница же горячо молилась и просила Бога о помощи. Господь не замедлил откликнуться: приехала мама Наталии, Галина, и первое, что она услышала от своего страждущего ребенка: «Мама, забери меня в монастырь!» Галина забрала дочь обратно в монастырь, где нашлись уже другие врачи, которые действительно помогли Наталии поправить здоровье.

Прошло несколько лет, и Наталия приняла монашеский постриг. Теперь в монастыре стала жить монахиня Феодора. Ее заболевание со временем начало проявляться в некоторой хромоте, но это не было препятствием для ее ревности о Боге: мать Феодора выполняла все свои послушания как образцовый офицер, при этом всегда старалась помочь ближним, в числе первых приходила в храм и неукоснительно исполняла монашеское правило. Когда в патериках пишут о святых монахах, их жизнь кажется недосягаемой. А когда перед глазами есть такой человек, который все написанное исполняет на деле и теорию из житий святых воплощает на практике, становится понятно, что мы можем быть гораздо ближе к Богу, чем нам кажется.

Похоже, за то, что мать Феодора смогла преодолеть большие трудности в начале монашеского пути, Господь даровал ей умение утешать сестер в трудной ситуации. Она всегда старалась ободрить новеньких молодых сестер, всегда у нее в запасе было сладкое утешение для тех, кто начинал падать духом. Угостив человека, она ненавязчиво принималась рассказывать разные интересные истории из жизни старцев, из житий святых, и унывавшая послушница понимала, что ее проблема - не проблема, и после сильной бури ярко светит солнце. Ей было достаточно сказать несколько слов, и человек переставал огорчаться. Даже мама матери Феодоры, принявшая монашеский постриг вслед за дочерью, замечала это и не переставала удивляться, как ее дочь парой слов может ободрить человека. Матери Феодоре было достаточно сказать: «Мы же монахи!» - и монастырская сестра начинала смотреть на проблему совсем под другим углом, избавляясь от парализующего уныния.

Однажды мать Феодора рассказывала про преподобного Досифея, бывшего послушником аввы Дорофея, который своим послушанием достиг святости всего за пять лет и удостоился Царствия Небесного. После рассказа она вздохнула и сказала: «Преподобный Досифей достиг святости за пять лет, а я живу в монастыре много лет, и, видно, далеко мне до святости, раз Господь меня не забирает». В другой раз она говорила монастырским сестрам о том, как к пришел один юноша и стал хвалиться тем, что родился на Покров. На что старец ему ответил: «Родиться на Покров - это не так важно, вот если умереть на Покров - это милость Божия!» Этот рассказ матери Феодоры оказался пророческим: она умерла именно на Покров Пресвятой Богородицы.

В тот год страшный грипп собрал себе большую дань. Но про монахиню Феодору можно сказать смело: ее забрал Господь!

Она отказалась от операции такими словами: «Все суставы не заменишь - Бог терпел и нам велел»

После погребения матери Феодоры сестры стали разбирать ее вещи и в тумбочке обнаружили рентгеновский снимок, на котором отчетливо было видно, что на одной ноге головка бедра совершенно разрушена и кость острыми краями входит в сустав. Сестра, которая знала мать Феодору близко, рассказала, что она отказалась от предложенной операции с такими словами: «Все суставы не заменишь - Бог терпел и нам велел». То есть мать Феодора, будучи доброй к своим ближним, была не просто строга, а безжалостна к себе. Она была настоящей подвижницей! Как сказал хирург, люди с таким диагнозом сидят в инвалидной коляске, если еще могут сидеть. Но Господь, за любовь к Нему и горячее усердие, даровал матери Феодоре силы и Свою благодатную помощь. При таком заболевании, о котором знали лишь единицы, она не только обслуживала себя, но и ревностно несла послушание, помогала ближним! Сестры монастыря, открыв для себя эту тайну, которую мать Феодора тщательно хранила много лет, только и могли промолвить: «Сила Божия в немощи совершается» и «все возможно верующему».

Так Господь показывает нам, что Он стоит у дверей нашего сердца и стучит. Однажды, постучав в сердце юной комсомолки, Он увидел его открытым для Себя и наполнил его Своей благодатью. И далекая от религии советская девушка стала доброй монахиней, которая показала нам святой образец самопожертвования и любви к ближним.

Возрождение церковной жизни в Русской Православной Церкви, которое началось в 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, особенно ярко видно в возрождении монашества. Начиная с этого времени в нашей Церкви восстанавливаются старые и основываются новые обители, множество людей, в основном молодых, поступают в монастыри, желая вдали от мирской суеты работать Единому Богу.

Православный церковный народ твердо знает, что монашеская жизнь – это выражение внутренней сущности и духа христианской жизни. Что православное монашество бережно сохраняет образ жизни и образ мышления апостолов и первых христиан.

О монашеской жизни написано множество книг, которые всегда любил, читал и читает православный народ. Но для людей новоначальных в Церкви можно и нужно дать краткий ответ на вопросы относительно монашества: зачем люди уходят в монастыри, в чем состоит сущность и цель монашества, и какие существуют степени монашеской жизни.

Как пишет в своей книге «Ответ на вопросы о монашестве» и схиигумен Псково-Печерского монастыря Савва: «Монашество – это разумный и свободный подвиг человека, борьба за достижение христианского совершенства». В монашеской жизни со всей полнотой осуществляется заповедь Иисуса Христа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Лк. 9, 23).

Итак, уход в монастырь – не цель, а средство для работы над самим собой, для исправления своего несовершенства. Как пишет схиигумен Савва: «Жизнь монашествующих – это внутренняя сокровенная борьба против мира, плоти и диавола; это тайная работа над собой, над своим сердцем, изгнание из него страстей и пороков».

Монахи берут на себя разные труды и подвиги: воздержание, пост, бдение, девство, целомудрие, нищета, послушание, смирение, терпение неудобств и скорбей, чтобы очистить свой ум, волю и сердце от страстей и привязанностей, заслоняющих Бога в душе человека. Но главное в монашестве – молитва, матерь всех добродетелей. Монахи стараются, насколько это возможно человеку, молиться всегда, на всяком месте, во всех обстоятельствах, непрестанно, помня слова апостола: «Непрестанно молитесь!» (1 Фес. 5, 17). Совершенно ясно, что осуществить это среди мирской суеты практически невозможно. И ради достижения чистой молитвы, непрерывно совершаемой в сердце, человек и идет в монастырь.

Такая духовная жизнь, внутренняя работа над собой, борьба со своими страстями, молитва – это, как пишут святые отцы-подвижники, искусство из искусств и наука из наук. И как при изучении всякой науки, и здесь бывают разные этапы ее изучения и различные степени совершенства.

В монашеском подвиге существуют в основном три состояния или степени. Начальная степень – это приготовление к подвигу – послушничество; вторая – собственно монашество; и третья – высшее исполнения подвига – схимничество.

Монашеский постриг, то есть вступление в монашество и различные степени его Церковь освящает своими молитвами и священнодействиями. Постриг напоминает Таинство Крещения, потому что основное действие при постриге – пострижение волос, что совершается и при Крещении. Так же, как и в Крещении, постригаемому дают новое имя. Как Таинство Крещения рождает в новую благодатную жизнь, так и постриг в монашество вводит человека в совершеннейший образ христианской жизни.

Существует три чина (обряда) пострижения:

  1. в рясофор (или иночество),
  2. в мантию (в малую схиму),
  3. в схиму (в великую схиму).

Постриг в рясофор (или иночество) – самый короткий из них. При этом постригаемый не дает монашеских обетов. После установленных молитв совершается крестообразное пострижение волос постригаемого с наречением нового имени. После этого на него надевают рясу и камилавку. Такой инок называется рясофорным монахом или просто иноком. (Рясофор – это рясоносец.)

В женских монастырях, если постриг в рясофор совершает настоятельница монастыря, то постриженные таким образом послушницы называются рясофорными послушницами, но если совершитель пострига в епископском сане или в сане священства, то постриженные называются уже инокинями.

Постриг в мантию (малую схиму) значительно продолжительней по времени. Сначала постригаемого испытывают многими вопросами, чтобы удостовериться в твердости и добровольности намерения принять подвиг монашества. Отвечая на все вопросы утвердительно, постригаемый этим и дает монашеские обеты:

  1. До смерти сохранять послушание настоятелю и старшей братии, не уходить из монастыря и не оставлять постничества (монашества);
  2. До смерти сохранять нестяжание (нищету), отложить земные попечения и претерпеть всякую скорбь и тесноту монашеского жития ради Царствия Небесного;
  3. До смерти сохранить себя в девстве и целомудрии и благоговении.

Затем постригаемому дают наставления в правилах монашеской жизни, и он клятвенно заверяет исполнить все обеты монашества.

После этого следует обряд крестообразного пострижения власов и наречение нового имени. Затем постригаемый облачается в монашеское одеяние: параман, подрясник (хитон), рясу, пояс, мантию, клобук, сандалии и ему вручаются четки. После чтения молитв и ектений о новопостриженном и чтения Апостола (Еф. 6, 10-17) и Евангелия (Мф. 10, 37-38); 11, 28-30) постригаемому вручаются крест и зажженная свеча.

Постриг в схиму (великую схиму) совершается так же, как и в мантию, только это происходит более торжественно и продолжительно. Этот постриг есть уже образ смерти для земной жизни и предначатие жизни небесной. При постриге в схиму постригаемый получает новое имя и облачается в схимнические одежды: кукуль и аналав.

Ознакомление с монашеской жизнью очень полезно и мирянам – верным чадам Православной Церкви. Это помогает им всегда помнить и сохранять свои обеты, данные в Таинстве Крещения: обеты отрицания от сатаны и веры во Христа, а также сочетания Ему, то есть следования за Ним. Все христиане призваны помнить, что цель христианской жизни, по словам преподобного Серафима Саровского, есть «стяжание (получение) Духа Святого» в сердце человека. Но это невозможно без внимательной жизни и молитвы. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Инок – то же, что монах, собственно “одинокий” (инокни), прямой перевод греческого monahos». В Полном церковно-славянском словаре (протоиерея Григория Дьяченко): «Инок – монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать – монашескую жизнь вести». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (под ред. А.Н. Чудинова. СПб., 1902): «Монах (от monos – один). Инок, чернец, отрекшийся от света». В Пандектах (XI в.) монаха Черной горы (близ Антиохии) Никона Черногорца дается такое определение: «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь». В этом же значении употребляется слово инок в русской литературе. Например, у Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» книга шестая называется «Русский инок». Речь идет об иеросхимонахе старце Зосиме.

Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах . Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).

Монашество - это определённый образ жизни, посвящённый всецело Богу. Своеобразное второе крещение, перерождающее и обновляющее душу. Человек при совершении пострига отрекается от мира и облекается в святой ангельский образ. Учитывая последовательность того, как происходит постриг в монахини,можно сказать, что данное священнодействие глубоко символично. Инок даёт пожизненные обеты и взамен получает дар благодати в помощь на борьбу с греховными наклонностями.

Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:

Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.

Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

  • рясофор;
  • малая схима (мантия);
  • великая схима.

Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:

  • с чтением специальных молитв;
  • пострижением волос крестом;
  • переменой или оставлением старого имени;
  • отсутствием обетов;
  • облачением в рясу и клобук.

Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.

Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.

Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.

Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.

Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

  • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
  • постничества и целомудрия;
  • готовности соблюдать монашеские уставы;
  • терпеть скорби иноческой жизни;
  • безбрачия;
  • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
  • бедности (нестяжания).

После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества - соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения - мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

свт.

  • О трех обетах монашества архим.
  • игумен Дионисий (Шленов)
  • прп.
  • свт.
  • О том, как монаху быть совершенным прп.
  • Отречение oт мира мон.
  • архим.
  • свт.
  • Мона́шество (монах от греч. μοναχός — одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий ) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию , подвигам.
    Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).

    Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

    «Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни . Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к , отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог».
    епископ

    «Человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак» по существу не допустим и не возможен. Брак требует большой отваги, решимости – и готовности ко взаимной жертве. Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по многу лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь».
    иеромонах Макарий (Маркиш)

    «Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
    преподобный

    Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря:

    ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

    1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

    2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

    3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.

    4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене…» ().

    5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит» (). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» ().

    6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (); «…аще кто хощет в вас вящший быть, да будет вам слуга» (); «Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» ().



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: