«Я радовался, что Господь дал мне пить чашу страданий. Исследовательская работа "Новомученики Курского края

) - епископ Русской православной церкви , архиепископ Курский и Обоянский .

Родился 2 апреля 1889 года в посаде Ополе Люблинской губернии (ныне Ополе-Любельске , Опольский повят , Люблинское воеводство) в семье лесничего Максима и домашней хозяйки Екатерины, по происхождению католичка (позже монахиня Наталия). В семье было 6 детей - 3 мальчика и 3 девочки, вся семья жила в небольшом деревянном доме возле леса, неподалёку от города Ново-Александрия.

В возрасте пяти лет остался без отца, который был смертельно ранен порубщиками леса, застигнутыми им на месте преступления. Порубщики также сожгли дом лесничего, оставив его вдову с шестью детьми (Антон был старшим) без крыши над головой. Был принят в сиротский приют в г. Люблин , где его мать работала кухаркой. Здесь он окончил церковно-приходскую школу. Он учился хорошо и поэтому на деньги приюта был отправлен в Холмское духовное училище .

Во время учёбы в Академии, при переходе на 3-й курс, Антония послали в Холмскую Русь в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию для учителей, которые прибыли в монастырь. Во время этой поездки он заболел и был при смерти, но ему вторично явился святой Онуфрий Великий и снова исцелил его . После этого случая он окончательно решил посвятить свою жизнь монашескому служению. В монашестве ему было дано имя этого святого.

Как следует из его рапорта патриарху Тихону от 30 июля 1923 года: 15/2 мая его освободили с подпиской о выезде из Одесской губернии, хотя суда над ним не было. «…Даже враги Церкви (уполномоченный ВЦУ в Одессе профессор А. Покровский) свидетельствуют, что я чист политически совершенно». Прибыл в Кривой Рог, где ранее был настоятелем Николаевской церкви в сане архимандрита. Направил послание к Елисаветградской пастве о непризнании ВЦУ. «Освобождение Патриарха ободрило православных, начался возврат в православие клириков: старого поставления принимали через покаяние, нового - мирянами. Херсонско-Николаевское викариатство почти всё осталось православным, а в Одессе с уездами - масса отпадений. Но и там началась борьба с ВЦУ, которую возглавил известный пастырь-молитвенник протоиерей Иона Атаманский - и присоединилось уже 22 священника» .

Направлял послания верующим, писал статьи апологетического , поучительного и исторического характера. В октябре 1923 года вновь арестован, отправлен в Харьковскую тюрьму. В январе 1924 года освобождён под подписку о невыезде из Харькова . Продолжал обличать обновленцев и вести обширную переписку со своими духовными детьми и почитателями.

Выступал против инспирированного властями григорианского раскола , лидеры которого выступали против патриаршей формы управления Церковью.

В конце 1929 году переведён в Центральную Россию, избрал для проживания город Старый Оскол , после чего митрополит Сергий учредил там новую епархию и назначил владыку епископом Старо-Оскольским. Власти разрешили ему совершать богослужения только в одном храме Старого Оскола и запретили выезжать в районы епархии. Его трижды выселяли из квартиры. Был очень любим своей паствой за благочестие, молитвенно-истовое служение.

В июле 1935 года арестован по обвинению в создании контрреволюционной группировки. Обвинялся в том, что слишком часто проповедовал (в том числе критиковал

Архиепископ Онуфрий (в миру Антон Максимович Гагалюк ; 2 апреля 1889, посад Ополе, Ново-Александрийский уезд, Люблинской губернии - 1 июня 1938, Благовещенск) - епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Обоянский.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Детство

Родился 2 апреля 1889 года в посаде Ополе Люблинской губернии (ныне Ополе-Любельске, Опольский повят, Люблинское воеводство) в семье лесничего Максима и домашней хозяйки Екатерины, по происхождению католичка (позже монахиня Наталия). В семье было 6 детей - 3 мальчика и 3 девочки, вся семья жила в небольшом деревянном доме возле леса, неподалеку от города Ново-Александрия.

В возрасте пяти лет остался без отца, который был смертельно ранен порубщиками леса, застигнутыми им на месте преступления. Порубщики также сожгли дом лесничего, оставив его вдову с шестью детьми (Антон был старшим) без крыши над головой. Был принят в сиротский приют в г. Люблин, где его мать работала кухаркой. Здесь он окончил церковно-приходскую школу. Он учился хорошо и поэтому на деньги приюта был отправлен в Холмское духовное училище.

Образование

Окончил Холмское духовное училище, затем Холмскую духовную семинарию. Во время учебы в семинарии ему явился святой Онуфрий Великий и исцелил его от тяжёлого воспаления лёгких.

5 октября 1913 года принял монашеский постриг с именем Онуфрий в честь Онуфрия Великого, был рукоположён в сан иеродиакона, а затем во иеромонаха.

Во время учебы в Академии, при переходе на 3-й курс, Антония послали в Холмскую Русь в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию для учителей, которые прибыли в монастырь. Во время этой поездки он заболел и был при смерти, но ему вторично явился святой Онуфрий Великий и снова исцелил его. После этого случая он окончательно решил посвятить свою жизнь монашескому служению. В монашестве ему было дано имя этого святого.

Затем окончил Петроградскую духовную академию (1915 год) со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Вопрос о спасении в сочинениях Филарета (Дроздова), митрополита Московского»).

Священническое служение

С 15 июля 1915 года - преподаватель Пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. Во время гражданской войны монастырь был разгромлен бандитами, а иеромонах Онуфрий ими похищен. Местные крестьяне спасли его и отвезли в город Берислав, где был настоятелем Успенского храма.

В 1922 году был возведён в сан архимандрита и переведен в Кривой Рог настоятелем Никольского храма.

В это время к Онуфрию через его брата Андрея пришло предложение от раскольнического митрополита Евдокима (Мещерского) перейти в обновленчество. Онуфрий отказался, не желая изменять Каноническому Православию.

Архиерей

23 января (4 февраля) 1923 года в Киеве хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. 6 февраля прибыл в Елисаветград.

Через несколько дней к нему пришёл уполномоченный обновленческого ВЦУ Трофим Михайлов и спросил: какой он придерживается церковной ориентации? Епископ Онуфрий ответил: «Я не признаю и никогда не признаю ВЦУ и его „архиереев“ и „иереев“ и подчиняюсь только непосредственным каноническим начальникам - митрополиту Михаилу и епископу Прокопию». На следующий день после визита уполномоченного, спустя всего шесть дней после хиротонии, епископ Онуфрий был арестован. Его обвинили в том, что он, приехав, не зарегистрировался в админотделе НКВД, как того требовали тогдашние порядки, возглавил незарегистрированное местное церковное управление и в шпионаже, на основании того, что Онуфрий с интересом расспрашивал сотрудника ГПУ, который пришёл брать его под арест об организации, в которой он служил. Подлинной причиной ареста был отказ поддержать обновленческий раскол. Отправлен в тюрьму - сначала Елисаветград, а затем Одессы.

В мае 1923 года освобождён и выслан в Кривой Рог.

Активно выступал против обновленческого движения, направлял послания верующим, писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера. В октябре 1923 года вновь арестован, отправлен в Харьковскую тюрьму. В январе 1924 года освобождён под подписку о невыезде из Харькова. Продолжал обличать обновленцев и вести обширную переписку со своими духовными детьми и почитателями.

(Укр.) святых

В миру Гагалюк Антоний Максимович, родился 2 апреля года в посаде Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии. Его отец Максим был лесничим, мать Екатерина - домашняя хозяйка, в их семье было шестеро детей: 3 мальчика и 3 девочки, вся их семья жила в небольшом деревянном домике на опушке леса в селе Посад-Ополе , близ города Новая Александрия (ныне Пулавы). Однажды четверо крестьян, застигнутых Максимом за незаконной вырубкой леса, напали на него, поранили, а затем сожгли дом, после чего отец семейства вскорости скончался. Обездоленной семье предоставили приют в ближайшей деревне. Утешая мать после этой беды, пятилетний Антоний вдруг неожиданно сказал "Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, - я возьму тебя к себе ." Его слова оказались пророческими. Сам он стал архиереем , а мать его, из семьи поляков -католиков , впоследствии приняла Православие и стала монахиней с именем Наталия.

После семейной трагедии маленький Анто­ний по просьбе матери был принят в сиротский приют в Люблине , куда поступила и его мать, в качестве повара. В приюте Анто­ний учился хорошо, там же окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм , в Холмское духовное училище .

Образование

Окончил училище с отличием и был принят в Холмскую духовную семинарию .

В год окончания семинарии, за месяц до выпускных экзаменов заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Болезнь протекала тяжело, в семинарии опасались за его жизнь и служили молебны о его исцелении. Впоследствии владыка Антоний говорил своей матери:

"Я находился в забытьи и передо мною появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывав­шими его голое тело до пят. Старец этот ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого ".

Выпускные экзамены по окончании семинарии он выдержал с отличием, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Петроградскую духовную академию .

При переходе же на 3-й курс академии был послан в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лек­ции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших в монастырь. Выполнив задание, уже перед отъездом он вновь заболел воспалением легких, причем состояние его призна­валось врачами почти безнадежным. И вот, как он потом писал матери, он лежал в келии в забытьи, как вдруг перед его очами предстал тот же старец, посетивший его в Холмской семинарии 3 года тому назад. Старец сурово посмотрел на него и с укоризной сказал: "Ты не выполнил своего обещания, сделай его теперь. Господь благослов­ляет ." Открыв глаза, больной увидел, что в келии служат молебен преподобному Онуфрию, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Он прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в академию примет иноческий постриг.

Учась в академии, он участвовал вместе с другими студентами-священниками в миссионерских посещениях ночлежных домов, а по благословению ректора также служил в храме села Михайловское неподалеку от станции Парголово (ныне в составе Санкт-Петербурга) Финляндской железной дороги.

Монашеский путь

По окончании академии был назначен препо­давателем в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом мона­стыре Херсонской епархии.

Здесь просьбе прихожан отец Онуфрий был назначен настоятелем местного собора , а спустя некоторое время был возведен в сан архимандрита епископом Елисаветградским Прокопием .

Затем был переведен в город Кривой Рог , на послушание настоятеля Николаевской церкви . В его недолгое служение в Кривом Роге и старые и молодые до отказа наполняли храм.

Епископ Елисаветградский

4 февраля года был хиротонисан во епископа Елисаветградского , викария Одесской епархии . Хиротонию в Киево-Печерской Лавре совершили митрополит Киевский и Галицкий Михаил и епископ Белоцерковский Димитрий . Свою первую и последнюю архиерейскую литургию на этой кафедре он совершил 6 февраля в Успенском соборе Елисаветграда (ныне Кировоград) при громадном стечении моля­щихся.

Уже через 6 дней, после категорического отказа принять обновленчество , он был арестован и заключен в тюрьму. Из Елисаветграда был переведен в Криворожскую тюрьму, затем в Одесскую , а в мае был отпущен с подпиской о выезде из Одесской области. Выйдя на свободу он стал служить в Кривом Роге, где также боролся с обновленчеством, за что вновь был арестован 16 октября.

Архиепископу был предоставлен для Богослужения только один храм, запрещен выезд в районы епархии для посещения остальных церквей епархии. Как и прежде, владыка был ревностным молитвенником и проповедником слова Божия. Открылось также что он обладал даром прозорливости и исцелений.

Новое заточение и кончина

Яко сосуд священный Духа Божественнаго / стол и светильник Церкве Православныя во истину явился еси, священномучениче Онуфрие, / егда вся спира богоборцев земли нашея, / злобою ада дышуща, / разорити Церковь Божию устремишася. / Ты же со множеством исповедников Христовых / землю сибирскую костьми своими устилаху, демонскую дерзость гонителей беззаконных посрамил еси. / Ныне, о Всеблаженне, со всеми страстотерпцы Святой Руси, / в Церкве Небесней торжествующе, Моли Вземлющего грехи мира / спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Святительскою благодатию светло облечен, / яко Исаак целомудренный, / священнодействовати своею кровию Пастыреначальнику Христу славно предтекл еси, / Онуфрие богомудре, / Церковь Святую, злобою ересей и расколов злочестивых снедаемую, / и богоборцами разоряему, яко Невесту Христову, страданьми доблесне защищая, / путь верным к Божественному богомудрию ученьми твоими облистал еси, / яко страж недремлющий и верный друг Христов.

Документы, литература

  • ГА РФ , ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 85.
  • Польский, М., протопр., Новые мученики Российские , М., 1994 (репр. Джорданвилль, 1949-1957), ч. 2, 122.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно) , Erlangen, 1979-1989, т. 5, 278.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 876.
  • Никодим (Руснак), митр., Сборник служб и акафистов Харьков, 1996, 118-163.
  • Православный церковный календарь , М.: изд. Моск. Патриархии, 1995, 56.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века , Москва, 12-16 августа 2000.
  • Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним , Тверь, 2000, кн. 4, 154-201, 471-474.
  • "Соловецкий мартиролог," Православный церковный календарь 2001 г. , изд. Соловецкого монастыря.

Использованные материалы

  • Страница Базы данных ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. :
    • http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGH...pnl , Старый Оскол, 2009.

«Святой владыка» — так еще при жизни называли старооскольцы архиепископа Старооскольского Онуфрия. «Недостойный архиепископ Онуфрий» — так он завершал свои письма.
Всегда был скромен, тих и благодушен. От детских лет сохранил в себе душевную и телесную чистоту. Жизнь вел самую аскетическую, суровую, не допускал ни в чем никакого излишества. Ежедневной пищей его служили корка хлеба, кусочек рыбы, жаренной в постном масле, картошка и картофельный суп. Только при болезненном состоянии употреблял молоко. Строго соблюдал посты. Никогда не ел мяса и не пил спиртных напитков. Его черные глаза всегда были овеяны нежностью и грустью. Весь его облик излучал доброту и ласку. И вместе с тем чувствовались твердость и решительность.
Таким он был. Таким его запомнили многочисленные духовные чада в Елисаветграде, Харькове, Кудымкаре, Сургуте, Тобольске, Старом Осколе, Курске, Дальнем Востоке. Словом, во всех городах и весях, через которые пролег крестный путь святителя, расстрелянного (где — неизвестно) в первый день лета 1938 года.

В маленьком домике на опушке большого леса в семи верстах от ближайшей деревни жила семья лесника: Максим Гагалюк (отставной ефрейтор крепостной артиллерии), его жена Екатерина (из бедных мещан) и их шестеро детей (мальчиков и девочек поровну). Самого младшего сына, появившегося на свет 2 апреля 1889 года, родители назвали Антоном. Когда ему было всего пять лет, семья лишилась кормильца.
Однажды зимним вечером лесник делал обход и наткнулся на четверых мужиков, самовольно валивших лес. Разойтись полюбовно не удалось. Максим не пошел ни на какие компромиссы, оставшийся верным своему долгу. Он, будучи неробкого десятка, заставил порубщиков отступить. Но сам в схватке получил тяжелые ранения руки и головы (у порубщиков ведь были топоры). Домой Максим воротился едва живым. Екатерина промыла раны, перевязала и уложила мужа. А сама (может быть, от страха) поярче сделала огонь. Тем временем четверо злоумышленников замыслили новое зло. Испугавшись, что лесник поправится и сможет их опознать, они вернулись и подожгли его дом. Преступники надеялись таким образом избавиться и от пострадавшего, и от семи свидетелей, знавших о случившемся. Обитатели лесной сторожки не сразу поняли, что их жилище горит. А когда поняли, бороться со всепоядающим пламенем было уже бесполезно. Стена огня отрезала дорогу к выходу. Всей семье вместе с детьми пришлось спасаться через выбитое окно.
Дом сгорел дотла. Прибывшие из соседней деревушки крестьяне главу семьи отвезли в больницу, а маму с детьми приютили у себя. Глядя на своих бездомных детишек, матушка не смогла сдержать слез. Дети окружили ее и принялись, кто как мог, утешать. А пятилетний Антоша, взобравшись на колени к родительнице, крепко обнял ее и сказал: «Мама, ты не плачь. Когда я стану епископом, я возьму тебя к себе!»
— Я была так поражена этими словами, что не поняла их значения, — вспоминала Екатерина Осиповна. — Откуда он услышал это слово? Но мальчик повторил уверенно и серьезно: «Мама, я буду епископом. Я сам это знаю…»
Через 19 лет студент Санкт-Петербургской Духовной академии Антон Максимович Гагалюк стал иеромонахом Онуфрием. В феврале 1923 года состоялось его рукоположение во епископа. А спустя еще десять лет сама Екатерина Осиповна стала монахиней Натальей. Постриг матери совершил ее сын архиепископ Онуфрий.
После смерти отца Антон Гагалюк был определен в сиротский приют. Туда же устроилась поварихой его мама. По окончании церковно-приходской школы мальчика как одного из самых способных учеников на средства приюта отправили в духовное училище города Холм. (Ныне находится на территории Польши, переименован в Хельм). Училище Антон закончил с отличием и поступил в знаменитую Холмскую духовную семинарию, в которой до 1898 года немало потрудился будущий Патриарх Российский Тихон. Мечтал семинарист Гагалюк стать врачом или учителем. Однако за месяц до выпускных экзаменов случилось событие, заставившее его пересмотреть свои мечты. Он слег в больницу с тяжелейшим воспалением легких. В семинарии опасались за его жизнь и служили молебны об исцелении.
— Я находился в забытьи и передо мной появился чудесный старец, — рассказывал матери владыка впоследствии, — обросший большой бородой до ступней ног и седыми волосами, закрывавшими его голое тело до пят. Старец ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай служить Церкви Христовой, Господу Богу, и будешь здоров». Эти слова посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого.
(Преподобный прожил в пустыне 60 лет и не раз был близок к смерти от лишений и страданий. Может быть, поэтому к молитвенной помощи этого святого прибегают чаще всего, чувствуя опасность скоропостижной смерти).
Выпускные экзамены поправившийся Антоний выдержал с отличием и по благословению ректора семинарии епископа Дионисия поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Через два года второкурсник Гагалюк отправился в Холмскую Русь в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей. Выполнив свою миссию, Антоний собрался обратно в Петербург, но внезапно снова заболел. Врачи признали его состояние почти безнадежным. И вновь в сонном видении больному явился тот же старец.
— Ты не выполнил своего обещания, — сказал он, посмотрев с укоризной на будущего монаха.- Сделай это теперь. Господь благословляет.
— Когда я открыл потом глаза, — вспоминал владыка, — то увидел, что в келье служат молебен о моем выздоровлении перед чудотворным образом святого Онуфрия, поставленным возле кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствовавшему тут архимандриту Серафиму, что по приезде в академию приму иноческий постриг. Постриг состоялся 5 октября 1913 года.

По окончании академии в 1915 году иеромонах Онуфрий с ученой степенью кандидата богословия получил назначение преподавать в Миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. В годы гражданской войны на Украине свирепствовали банды. В поисках наживы они не щадили ничего и никого. Монастырь не раз подвергался их налетам. Однажды напала банда батьки Махно. Махновцы в одночасье разграбили тихую обитель. Многих монахов постреляли и порубили. Прочих (в том числе и иеромонаха Онуфрия) сильно избили. Оставшуюся в живых монастырскую братию у бандитов отбили вооружившиеся крестьяне. По просьбе жителей города Бориславль отец Онуфрий был назначен настоятелем городского собора и возведен в сан архимандрита. Затем из Бориславля его перевели в Кривой Рог настоятелем Николаевского храма.
В Киеве в августе 1922 года собор православных епископов избрал архимандрита Онуфрия кандидатом во епископа Елисаветградского, викария Херсоно-Одесской епархии.
Архиерейская хиротония состоялась полгода спустя в Киево-Печерской лавре. Совершили ее митрополит Михаил, арестованный на следующий же день, и епископ Димитрий. Свою первую архиерейскую литургию епископ совершил в Успенском соборе в Елисаветграде при громадном стечении молящихся. Сохранилась замечательная речь владыки, произнесенная им в этот день.
А через шесть дней епископ Онуфрий был арестован. Несколько месяцев его гоняли из одного города в другой. Наконец, в Харькове святителя выпустили на свободу, но возвращаться в Елисаветград не велели. С февраля 1923 по декабрь 1926 года он управлял двумя своими епархиями, не покидая Харькова. В декабре 1926 года владыку отправили в ссылку на Урал (в село Кудымкар), где он также познакомился с тюрьмами Тобольска и Сургута.

Владыка Онуфрий только за первые два года своего епископского служения совершил около пятисот богослужений, произнес четыре сотни проповедей, написал полторы тысячи писем. Кроме сего, в этот период им было написано не менее сорока обширных статей и пастырских посланий. Труд титанический, если учесть стесненность обстоятельств, в которых оказался владыка. Фактически из этих двух лет шесть месяцев он провел в тюрьмах пяти городов: Елисаветграда, Одессы, Кривого Рога, Екатеринослава и Харькова. А впереди были еще Кудымкар, Тобольск, Сургут, Старый Оскол, Воронеж, Курск, Орел, совхоз НКВД на станции Средне-Белая в Амурской области… И везде святитель оставался верен своему пастырскому долгу.
— Нужно работать Богу и людям в тех условиях, в каких Господь определил мне жить, — писал он в одном из писем. — Служитель Христов должен нести свет Христов и в темнице, как это делали апостолы. Сказать слово веры своему случайному собеседнику, приголубить ребенка, открыто исповедовать и защитить свою веру, несмотря на насмешки и гонения неверующих, — все это значит нести свет Христов в окружающую жизнь.

После уральской ссылки владыку Онуфрия вызвали в ОГПУ и предложили по карте СССР выбрать место своего нового проживания. По сути, новой ссылки. Ибо Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону и вся Украина исключались. Святитель выбрал Старый Оскол. И митрополит Сергий в ноябре 1929 года специально для него образовал Старооскольскую епархию. Борцы с «религиозным мракобесием» обрадовались, что горячего проповедника Слова Божьего удалось вновь упечь в глухую провинцию, где его никто не увидит и не услышит. Однако, как показало время, радость их была преждевременной.
Трудно переоценить то благотворное влияние, которое оказал (и своими святыми молитвами продолжает оказывать) на духовную жизнь нашего города владыка Онуфрий. За три с небольшим года его святительского служения на старооскольской кафедре почти полностью было побеждено обновленчество (церковный раскол, инициированный советской властью с целью уничтожения Православия). В декабре 1929 года, когда владыка приехал в Старый Оскол, новообразованная епархия насчитывала всего два десятка православных приходов. Но уже к Светлому Христову Воскресению 1930 года в лоно Русской Православной Церкви из обновленческого соблазна вернулся 141 храм. Само появление в наших краях епископа дало мощный импульс к духовному пробуждению после десятилетия смут, расколов и агрессивной антирелигиозной пропаганды. К слову, уже приносившей свои гнилые плоды. Епископу разрешили служить лишь в Богоявленском соборе и строго-настрого запретили куда-либо выезжать из города. И тем не менее он вполне успешно управлял своей епархией. Не имея епархиальной канцелярии, всех посетителей принимал в маленькой комнатке на улице Пролетарской, в которой жил. Домик, где квартировал священномученик Онуфрий, уцелел. До недавнего времени хранились там и вещи, которые помнили тепло рук святителя. Но поскольку хозяйка дома большую часть года жила в другом городе, однажды туда проникли искатели приключений и цветных металлов.
Возникшая в середине 90-х идея создать музей святого владыки так и осталась идеей. Между тем потенциальные экспонаты уже порядком растащили. Все меньше остается старушек, которым посчастливилось побывать на богослужениях епископа Онуфрия и услышать его проповедь. Многие приходили на архиерейские богослужения за десятки километров: из-под Корочи, Горшечного и других сел и поселков. Получали они не только святительское благословение, но и слова утешения, в которых так нуждались верующие в канун «безбожной пятилетки». Владыка использовал любую возможность для обращения к своей пастве. Его поучения звучали не только за Божественной Литургией, но и во время вечерних богослужений.
«Долг святителя и пастыря Церкви — благовествовать день от дня спасения Бога нашего: и в дни мира, и в дни бурь церковных в храме, в доме, в темнице», — писал святитель своему другу священнослужителю, который решил прекратить дело проповеди, опасаясь, что будет оклеветан и арестован. Владыка признавался, что и сам проповедует «не без смущения, волнений и страхов. Но Господь Милосердный хранил меня, и верю: сохранит и впредь. А если угодно будет Господу, — приму и скорби за слово истины. Если мы умолкнем, то кто будет говорить?»
В Старом Осколе преосвященный Онуфрий встретил десятилетний юбилей своего архиерейского служения (4 февраля 1933 года). Месяц спустя умер иеросхимонах Анатолий (Хлебников), весь старооскольский период бывший духовником владыки. О жизни этого подвижника, 38 лет подвизавшегося в Соловецкой обители и за 10 лет до блаженной кончины вернувшегося в родной город, нам известно благодаря слову владыки, сказанному им при погребении старца. (Могилка иеросхимонаха Анатолия сохранилась и по сей день. Ее нетрудно отыскать в ряду прочих за алтарем Свято-Троицкого храма в Стрелецкой слободе). Сохранилась и фотография отца Анатолия. Правда, только Соловецкого периода. На ней он — еще иеромонах Августин.

Речь на погребение своего духовника была едва ли не последней проповедью святителя, сказанной им в Старом Осколе, так как в том же марте преосвященный Онуфрий был арестован. Уполномоченный ОГПУ обвинял его в том, что «он всегда окружал себя антисоветским монашествующим элементом и стремился в глазах наиболее фанатичных крестьян из числа верующих показать себя как мученика за православную веру и гонимого за это советской властью». Однако поскольку никаких данных об активной контрреволюционной борьбе владыки не выявилось, его продержали под арестом (сначала в Осколе, затем в Воронеже) всего три месяца. В июне 1933 года он вышел из заключения, получил новую кафедру — Курскую и был возведен митрополитом Сергием в сан архиепископа. Из Курска через два года начался путь архиепископа Онуфрия на Голгофу. Инкриминировали ему слишком частое обращение к верующим со словом проповеди, совершение нескольких монашеских постригов и оказание материальной помощи нуждающимся.
Весну 1936 года святитель встретил на Дальнем Востоке в совхозе НКВД. Первое время родным и духовным чадам удавалось вести с ним переписку. Шли в Хабаровский край письма и из нашего города.
«Получил письмо от А.Н. из Старого Оскола, передайте ей от меня привет и благословение,- писал владыка своей матери монахине Наталье, оставшейся в Курске. — Очень ей благодарен и всем другим старооскольцам за то, что молятся о мне, грешном, и помнят».
О себе он говорил в этом же послании следующее:
«Пока я отдыхаю, не работаю, как и другие старички-инвалиды…»
«Старичку-инвалиду» в тот момент едва исполнилось 47 лет…

В роковом 1937 году нарком внутренних дел СССР отдал приказ об уничтожении священства, находящегося в лагерях и тюрьмах. Вскоре архиепископ Онуфрий перестал отвечать на письма. Долгое время его дальнейшая судьба оставалась неизвестной. Лишь в 1990 году удалось выяснить, что заключенный Антон Максимович Гагалюк вместе с епископом Белгородским Антонием (Панкеевым) и пятнадцатью священно- и церковнослужителями был расстрелян 1 июня 1938 года.

Ныне священномученик Онуфрий светскими властями реабилитирован, а властями церковными причислен к лику святых. Во имя его освящены престолы в Знаменском кафедральном соборе Курска, в Спасо-Преображенском соборе Губкина и в Александроневском кафедральном соборе Старого Оскола. Ему посвящена большая статья в четвертом томе книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия». Митрополитом Никодимом Харьковским и Богодуховским составлено его житие. Упоминания о нем можно встретить в различных календарях и сборниках. Сохранившиеся проповеди владыки, к сожалению, до сих пор существуют только в машинописных (самиздатовских) вариантах. Впрочем, в одном московском издательстве, как нам стало известно, заинтересовались литературным наследием святителя. И если на то будет Божья воля, в недалеком будущем слова его, за семь десятков лет не утерявшие своей силы и актуальности, отзовутся благодатным и спасительным эхом в сердцах нового поколения христиан.

Некоторыми исследователями жизни архиепископа Онуфрия дата его расстрела (да и сам расстрел) ставится под сомнение. Одни придерживаются версии, что в последний момент «высшую меру» владыке заменили каторжными работами. Это предположение одинаково трудно как оспорить, так и подкрепить конкретными фактами. С одной стороны — нет могильного холмика, с другой — документов, подтверждающих то, что святитель пережил день назначенного расстрела.
Духовные чада не знали, как молиться за владыку: о здравии или о упокоении. В 60-е годы кто-то из духовных дочерей архиепископа обратился за советом к небезызвестному старцу Тавриону. На вопрос: «Жив ли владыка Онуфрий?» старец улыбнулся и ответил: «У Бога все живы…».

Владимир РУСИН

СЛОВО , сказанное Владыкой при погребении иеросхимонаха АНАТОЛИЯ (Хлебникова) в Свято-Троицком храме слободы Стрелецкой в понедельник 2-ой седмицы Великого поста 6 марта/21 февраля 1933 года.

Новомученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский

«Святой владыка» - так еще при жизни называли старооскольцы архиепископа Онуфрия. «Недостойный архиепископ Онуфрий » - так он завершал свои письма. Всегда был скромен, тих и благодушен. От детских лет сохранил в себе душевную и телесную чистоту. Жизнь вел самую аскетическую, суровую, не допускал ни в чем никакого излишества.

Ежедневной пищей его служили корка хлеба, кусочек рыбы, жаренной в постном масле, картошка и картофельный суп. Только при болезненном состоянии употреблял молоко. Строго соблюдал посты. Никогда не ел мяса и не пил спиртных напитков. Его черные глаза всегда были овеяны нежностью и грустью. Весь его облик излучал доброту и ласку. И вместе с тем чувствовались твердость и решительность.

Таким он был. Таким его запомнили многочисленные духовные чада в Елисаветграде, Харькове, Кудымкаре, Сургуте, Тобольске, Старом Осколе, Курске, Дальнем Востоке. Словом, во всех городах и весях, через которые пролег крестный путь святителя, расстрелянного (где - неизвестно) в первый день лета 1938 года.

В маленьком домике на опушке большого леса в семи верстах от ближайшей деревни жила семья лесника: Максим Гагалюк (отставной ефрейтор крепостной артиллерии), его жена Екатерина (из бедных мещан) и их шестеро детей (мальчиков и девочек поровну). Самого младшего сына, появившегося на свет 2 апреля 1889 года, родители назвали Антоном. Когда ему было всего пять лет, семья лишилась кормильца.

Однажды зимним вечером лесник делал обход и наткнулся на четверых мужиков, самовольно валивших лес. Разойтись полюбовно не удалось. Максим не пошел ни на какие компромиссы, оставшийся верным своему долгу. Он, будучи неробкого десятка, заставил порубщиков отступить. Но сам в схватке получил тяжелые ранения руки и головы (у порубщиков ведь были топоры). Домой Максим воротился едва живым. Екатерина промыла раны, перевязала и уложила мужа. А сама (может быть, от страха) поярче сделала огонь.

Тем временем четверо злоумышленников замыслили новое зло. Испугавшись, что лесник поправится и сможет их опознать, они вернулись и подожгли его дом. Преступники надеялись таким образом избавиться и от пострадавшего, и от семи свидетелей, знавших о случившемся. Обитатели лесной сторожки не сразу поняли, что их жилище горит. А когда поняли, бороться со всепоядающим пламенем было уже бесполезно. Стена огня отрезала дорогу к выходу. Всей семье вместе с детьми пришлось спасаться через выбитое окно.

Дом сгорел дотла. Прибывшие из соседней деревушки крестьяне главу семьи отвезли в больницу, а маму с детьми приютили у себя. Глядя на своих бездомных детишек, матушка не смогла сдержать слез. Дети окружили ее и принялись, кто как мог, утешать. А пятилетний Антоша, взобравшись на колени к родительнице, крепко обнял ее и сказал: «Мама, ты не плачь. Когда я стану епископом, я возьму тебя к себе!»

— Я была так поражена этими словами, что не поняла их значения, - вспоминала Екатерина Осиповна. - Откуда он услышал это слово? Но мальчик повторил уверенно и серьезно: «Мама, я буду епископом. Я сам это знаю…»

Через 19 лет студент Санкт-Петербургской Духовной академии Антон Максимович Гагалюк стал иеромонахом Онуфрием. В феврале 1923 года состоялось его рукоположение во епископа. А спустя еще десять лет сама Екатерина Осиповна стала монахиней Натальей. Постриг матери совершил ее сын архиепископ Онуфрий.

После смерти отца Антон Гагалюк был определен в сиротский приют. Туда же устроилась поварихой его мама. По окончании церковно-приходской школы мальчика как одного из самых способных учеников на средства приюта отправили в духовное училище города Холм. (Ныне находится на территории Польши, переименован в Хельм). Училище Антон закончил с отличием и поступил в знаменитую Холмскую духовную семинарию, в которой до 1898 года немало потрудился будущий Патриарх Российский Тихон. Мечтал семинарист Гагалюк стать врачом или учителем. Однако за месяц до выпускных экзаменов случилось событие, заставившее его пересмотреть свои мечты. Он слег в больницу с тяжелейшим воспалением легких. В семинарии опасались за его жизнь и служили молебны об исцелении.

— Я находился в забытьи и передо мной появился чудесный старец, - рассказывал матери владыка впоследствии, - обросший большой бородой до ступней ног и седыми волосами, закрывавшими его голое тело до пят. Старец ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай служить Церкви Христовой, Господу Богу, и будешь здоров».

Эти слова посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого.

(Преподобный прожил в пустыне 60 лет и не раз был близок к смерти от лишений и страданий. Может быть, поэтому к молитвенной помощи этого святого прибегают чаще всего, чувствуя опасность скоропостижной смерти).

Выпускные экзамены поправившийся Антоний выдержал с отличием и по благословению ректора семинарии епископа Дионисия поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Через два года второкурсник Гагалюк отправился в Холмскую Русь в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей. Выполнив свою миссию, Антоний собрался обратно в Петербург, но внезапно снова заболел. Врачи признали его состояние почти безнадежным. И вновь в сонном видении больному явился тот же старец.

— Ты не выполнил своего обещания, - сказал он, посмотрев с укоризной на будущего монаха.- Сделай это теперь. Господь благословляет.
— Когда я открыл потом глаза, - вспоминал владыка, - то увидел, что в келье служат молебен о моем выздоровлении перед чудотворным образом святого Онуфрия, поставленным возле кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствовавшему тут архимандриту Серафиму, что по приезде в академию приму иноческий постриг. Постриг состоялся 5 октября 1913 года.

По окончании академии в 1915 году иеромонах Онуфрий с ученой степенью кандидата богословия получил назначение преподавать в Миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. В годы гражданской войны на Украине свирепствовали банды. В поисках наживы они не щадили ничего и никого. Монастырь не раз подвергался их налетам. Однажды напала банда батьки Махно. Махновцы в одночасье разграбили тихую обитель. Многих монахов постреляли и порубили. Прочих (в том числе и иеромонаха Онуфрия) сильно избили.

Оставшуюся в живых монастырскую братию у бандитов отбили вооружившиеся крестьяне. По просьбе жителей города Бориславль отец Онуфрий был назначен настоятелем городского собора и возведен в сан архимандрита. Затем из Бориславля его перевели в Кривой Рог настоятелем Николаевского храма. В Киеве в августе 1922 года собор православных епископов избрал архимандрита Онуфрия кандидатом во епископа Елисаветградского, викария Херсоно-Одесской епархии.

Архиерейская хиротония состоялась полгода спустя в Киево-Печерской лавре. Совершили ее митрополит Михаил, арестованный на следующий же день, и епископ Димитрий. Свою первую архиерейскую литургию епископ совершил в Успенском соборе в Елисаветграде при громадном стечении молящихся. Сохранилась замечательная речь владыки, произнесенная им в этот день.

А через шесть дней епископ Онуфрий был арестован. Несколько месяцев его гоняли из одного города в другой. Наконец, в Харькове святителя выпустили на свободу, но возвращаться в Елисаветград не велели. С февраля 1923 по декабрь 1926 года он управлял двумя своими епархиями, не покидая Харькова. В декабре 1926 года владыку отправили в ссылку на Урал (в село Кудымкар), где он также познакомился с тюрьмами Тобольска и Сургута.

Владыка Онуфрий только за первые два года своего епископского служения совершил около пятисот богослужений, произнес четыре сотни проповедей, написал полторы тысячи писем. Кроме сего, в этот период им было написано не менее сорока обширных статей и пастырских посланий. Труд титанический, если учесть стесненность обстоятельств, в которых оказался владыка. Фактически из этих двух лет шесть месяцев он провел в тюрьмах пяти городов: Елисаветграда, Одессы, Кривого Рога, Екатеринослава и Харькова. А впереди были еще Кудымкар, Тобольск, Сургут, Старый Оскол, Воронеж, Курск, Орел, совхоз НКВД на станции Средне-Белая в Амурской области… И везде святитель оставался верен своему пастырскому долгу.

— Нужно работать Богу и людям в тех условиях, в каких Господь определил мне жить, - писал он в одном из писем. - Служитель Христов должен нести свет Христов и в темнице, как это делали апостолы. Сказать слово веры своему случайному собеседнику, приголубить ребенка, открыто исповедовать и защитить свою веру, несмотря на насмешки и гонения неверующих, - все это значит нести свет Христов в окружающую жизнь.

После уральской ссылки владыку Онуфрия вызвали в ОГПУ и предложили по карте СССР выбрать место своего нового проживания. По сути, новой ссылки. Ибо Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону и вся Украина исключались. Святитель выбрал Старый Оскол. И митрополит Сергий в ноябре 1929 года специально для него образовал Старооскольскую епархию. Борцы с «религиозным мракобесием» обрадовались, что горячего проповедника Слова Божьего удалось вновь упечь в глухую провинцию, где его никто не увидит и не услышит. Однако, как показало время, радость их была преждевременной.

Трудно переоценить то благотворное влияние, которое оказал (и своими святыми молитвами продолжает оказывать) на духовную жизнь нашего города владыка Онуфрий. За три с небольшим года его святительского служения на старооскольской кафедре почти полностью было побеждено обновленчество (церковный раскол, инициированный советской властью с целью уничтожения Православия).

В декабре 1929 года, когда владыка приехал в Старый Оскол, новообразованная епархия насчитывала всего два десятка православных приходов. Но уже к Светлому Христову Воскресению 1930 года в лоно Русской Православной Церкви из обновленческого соблазна вернулся 141 храм. Само появление в наших краях епископа дало мощный импульс к духовному пробуждению после десятилетия смут, расколов и агрессивной антирелигиозной пропаганды.

К слову, уже приносившей свои гнилые плоды. Епископу разрешили служить лишь в Богоявленском соборе и строго-настрого запретили куда-либо выезжать из города. И тем не менее он вполне успешно управлял своей епархией. Не имея епархиальной канцелярии, всех посетителей принимал в маленькой комнатке на улице Пролетарской, в которой жил. Домик, где квартировал священномученик Онуфрий, уцелел. До недавнего времени хранились там и вещи, которые помнили тепло рук святителя. Но поскольку хозяйка дома большую часть года жила в другом городе, однажды туда проникли искатели приключений и цветных металлов.

Возникшая в середине 90-х идея создать музей святого владыки так и осталась идеей. Между тем потенциальные экспонаты уже порядком растащили. Все меньше остается старушек, которым посчастливилось побывать на богослужениях епископа Онуфрия и услышать его проповедь. Многие приходили на архиерейские богослужения за десятки километров: из-под Корочи, Горшечного и других сел и поселков. Получали они не только святительское благословение, но и слова утешения, в которых так нуждались верующие в канун «безбожной пятилетки».

Владыка использовал любую возможность для обращения к своей пастве. Его поучения звучали не только за Божественной Литургией, но и во время вечерних богослужений.

«Долг святителя и пастыря Церкви - благовествовать день от дня спасения Бога нашего: и в дни мира, и в дни бурь церковных в храме, в доме, в темнице», - писал святитель своему другу священнослужителю, который решил прекратить дело проповеди, опасаясь, что будет оклеветан и арестован. Владыка признавался, что и сам проповедует «не без смущения, волнений и страхов. Но Господь Милосердный хранил меня, и верю: сохранит и впредь. А если угодно будет Господу, - приму и скорби за слово истины. Если мы умолкнем, то кто будет говорить?»
В Старом Осколе преосвященный Онуфрий встретил десятилетний юбилей своего архиерейского служения (4 февраля 1933 года).

Месяц спустя умер иеросхимонах Анатолий (Хлебников), весь старооскольский период бывший духовником владыки. О жизни этого подвижника, 38 лет подвизавшегося в Соловецкой обители и за 10 лет до блаженной кончины вернувшегося в родной город, нам известно благодаря слову владыки, сказанному им при погребении старца. (Могилка иеросхимонаха Анатолия сохранилась и по сей день. Ее нетрудно отыскать в ряду прочих за алтарем Свято-Троицкого храма в Стрелецкой слободе). Сохранилась и фотография отца Анатолия. Правда, только Соловецкого периода. На ней он - еще иеромонах Августин.

Речь на погребение своего духовника была едва ли не последней проповедью святителя, сказанной им в Старом Осколе , так как в том же марте преосвященный Онуфрий был арестован. Уполномоченный ОГПУ обвинял его в том, что «он всегда окружал себя антисоветским монашествующим элементом и стремился в глазах наиболее фанатичных крестьян из числа верующих показать себя как мученика за православную веру и гонимого за это советской властью». Однако поскольку никаких данных об активной контрреволюционной борьбе владыки не выявилось, его продержали под арестом (сначала в Осколе, затем в Воронеже) всего три месяца.

Священномученик Онуфрий Гагалюк, архиепископ Курский и Обоянский

Новомученник Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский

В июне 1933 года он вышел из заключения, получил новую кафедру - Курскую и был возведен митрополитом Сергием в сан архиепископа. Из Курска через два года начался путь архиепископа Онуфрия на Голгофу. Инкриминировали ему слишком частое обращение к верующим со словом проповеди, совершение нескольких монашеских постригов и оказание материальной помощи нуждающимся.

Весну 1936 года святитель встретил на Дальнем Востоке в совхозе НКВД. Первое время родным и духовным чадам удавалось вести с ним переписку. Шли в Хабаровский край письма и из нашего города.

«Получил письмо от А.Н. из Старого Оскола, передайте ей от меня привет и благословение,- писал владыка своей матери монахине Наталье, оставшейся в Курске. - Очень ей благодарен и всем другим старооскольцам за то, что молятся о мне, грешном, и помнят».

О себе он говорил в этом же послании следующее:
«Пока я отдыхаю, не работаю, как и другие старички-инвалиды…»
«Старичку-инвалиду» в тот момент едва исполнилось 47 лет…

В роковом 1937 году нарком внутренних дел СССР отдал приказ об уничтожении священства, находящегося в лагерях и тюрьмах. Вскоре архиепископ Онуфрий перестал отвечать на письма. Долгое время его дальнейшая судьба оставалась неизвестной. Лишь в 1990 году удалось выяснить, что заключенный Антон Максимович Гагалюк вместе с епископом Белгородским Антонием (Панкеевым) и ещё пятнадцатью священно- и церковнослужителями: свя­щен­ни­ки Ип­по­лит Крас­нов­ский, Мит­ро­фан Виль­гельм­ский, Алек­сандр Еро­шов, Ми­ха­ил Дей­не­ка, Ни­ко­лай Са­дов­ский, Ва­си­лий Ива­нов, Ни­ко­лай Ку­ла­ков, Мак­сим Бог­да­нов, Алек­сандр Са­уль­ский, Па­вел По­пов, Ге­ор­гий Бо­го­яв­лен­ский и пса­лом­щик Ми­ха­ил Воз­не­сен­ский — были расстреляны 1 июня 1938 года.

Ныне священномученик Онуфрий светскими властями реабилитирован, а властями церковными причислен к лику святых. Во имя его освящены престолы в Знаменском кафедральном соборе Курска, в Спасо-Преображенском соборе Губкина и в Александроневском кафедральном соборе Старого Оскола. Ему посвящена большая статья в четвертом томе книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия».

Митрополитом Никодимом Харьковским и Богодуховским составлено его житие. Упоминания о нём можно встретить в различных календарях и сборниках.

Сохранившиеся проповеди владыки, к сожалению, до сих пор существуют только в машинописных (самиздатовских) вариантах. Впрочем, в одном московском издательстве, как нам стало известно, заинтересовались литературным наследием святителя. И если на то будет Божья воля, в недалеком будущем слова его, за семь десятков лет не утерявшие своей силы и актуальности, отзовутся благодатным и спасительным эхом в сердцах нового поколения христиан.

Некоторыми исследователями жизни архиепископа Онуфрия дата его расстрела (да и сам расстрел) ставится под сомнение. Одни придерживаются версии, что в последний момент «высшую меру» владыке заменили каторжными работами. Это предположение одинаково трудно как оспорить, так и подкрепить конкретными фактами. С одной стороны - нет могильного холмика, с другой - документов, подтверждающих то, что святитель пережил день назначенного расстрела.

Духовные чада не знали, как молиться за владыку: о здравии или об упокоении. В 60-е годы кто-то из духовных дочерей архиепископа обратился за советом к небезызвестному старцу Тавриону. На вопрос: «Жив ли владыка Онуфрий?» старец улыбнулся и ответил: «У Бога все живы…».

За десять лет до своей мученической кончины владыка Онуфрий писал:

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни“ (Откр. 2, 10). Какой смысл гонений на служителей Христовых - ссылок, тюрем? Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу.

Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни… Это слова Божии. Следовательно, они непреложны. Таким образом, гонения за верность Богу имеют для исповедников свои результаты: вечную радость, небесное блаженство… Отчего же скорбеть нам, служителям Христовым, рассеянным по тюрьмам и глухим безлюдным селениям?..

Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения - крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти.

Не оглядываться назад или по сторонам с унылым видом, а смело вперед идти, отдавшись на милость Божию, как говорит Спаситель: „Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия“ (Лк. 9, 62)…»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: