Явление ангелов. Явления и чудесная помощь ангелов

свящ. Шейн Карло Пеццутти FSSPX

Второе явление Ангела в Фатиме

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие верующие!

В прошлый раз мы размышляли о первом явлении Ангела трём пастушка м в Фа тиме. Напомню, что Всемогущий Бог послал сего Ангела в 1916 году, чтобы подготовить детей к явлениям Богородицы в Фатиме. В прошлый раз мы видели, как Ангел Фатимы преподал нам три очень важных урока: во-первых, современный человек ДОЛЖЕН обновить и углубить почтительность к Творцу своему и поклонение Ему. Во-вторых, современный человек ДОЛЖЕН совершать акты веры, поклонения, упования и любви, ибо это фундаментальные акты религии, которые хранят нас в этом современном безбожном мире. В-третьих, мы должны молиться о грешниках. Ангел Фатимы научил нас этим вещам, дав нам смиренный пример, преклонившись пред Пресвятой Троицей и обучив детей молитве Фатимы: «Боже Великий! Верую в Тебя, поклоняюсь Тебе…».

Первое явление Ангела оказало сильное влияние на детей. По истечении нескольких месяцев, во время другой весьма жаркой весны в Португалии, трое детишек отдыхали в тени деревьев рядом с домом Лусии. Вдруг, Ангел Фатимы явился им во второй раз. Он сказал детям: «Что вы делаете? Мол и тесь! Мол и тесь усердно! Святейшие Сердца Иисуса и Марии имеют милосердное помышление о вас. Непрестанно принос и

- спросила Лусия.

«Всё, что можете, принос и те Богу как жертву в возмещение грехов, которые оскорбляют Его, с молитвой об обращении грешников. Так вы обеспечите вашей родине мир. Я ее Ангел-Хранитель, Ангел Португалии. В особенности принимайте и со смирением перенос и .

Дорогие верующие! Не забывайте, что во время явлений Ангела Фатимы в Португалии Первая мировая война разрушала всё в Европе. Тысячи людей страдали и умирали. Война была ужасна, и люди молили о мире. Это в точности то, что обещал Ангел Фатимы… мир. Но как же его достичь? Ответ Ангела был: МОЛИТВА и ЖЕРТВА. Ангел сказал: «Мол и тесь! Мол и тесь усердно! <…> Непрестанно принос и те Всевышнему молитвы и жертвы». Это суть три источника мира во всём мире, ибо, как вы знаете, война есть кара за грех. Это источники мира и в нашей жизни.

Также представляет интерес то, что Ангел упомянул, что он – Ангел-Хранитель Португалии. Это значит, что не только люди , но и народы имеют Ангелов-Хранителей. Ангелы-Хранители хранят нас от зла и ведут к Богу, но они также борются, защищая страны от зла и ведя их ко Христу-Царю. Поэтому, дорогие верующие, не забывайте молиться Ангелу-Хранителю России. Более того, этот Ангел Португалии не назвал детям своего имени. Но если мы посмотрим на Литургию и Часослов, под двадцать девятым сентября, которое является праздником святого Архангела Михаила, мы читаем такие интересные слова: «Михаил, Ангел Мира». Португальцы всегда отличалась особым почитанием святого Архангела Михаила, и они даже утверждали, что он их небесный покровитель и заступник. В Португалии даже есть специальный праздник, именуемый «святого Михаила Архангела, Ангела-Хранителя Португалии». Следовательно, это возможно, что он и есть тот самый Ангел Фатимы.

Но что же Ангел сказал детям в первую очередь во время этого второго явления? Он сказал: «Что вы делаете?» Дети отдыхали или играли, но Ангел сказал им: «Что вы делаете?» Это маленький упрек детям, что они не молятся больше. Если Ангел сказал такое трем святым пастушка м, то что он сказал бы нам? Что сказал бы тебе твой Ангел-Хранитель? Что ты делаешь? Наш Ангел-Хранитель всегда с нами и всегда вопрошает нас: «Что же ты делаешь прямо сейчас? Соблюдаешь ли волю Божию прямо сейчас ? Не тратишь ли время зря ? Исполняешь ли свои обязанности ? Делаешь ли добро ? Любишь ли Спасителя твоего Иисуса Христа?»

Ангел Фатимы сказал: «Что вы делаете? Мол и тесь! Мол и тесь усердно! <…> Непрестанно принос и те Всевышнему молитвы и жертвы».

Но Лусия не поняла его. «Как мы должны пожертвовать?» - спросила Лусия. Может, она подумала: «Мы ж не священники, как это нам жертвовать?» Ангел объяснил очень просто: «Всё, что можете , принос и .

Это очень важно для нас, дорогие верующие. «Всё, что можете , принос и те Богу как жертву…». Что это значит? Поздне е сестра Лусия говорила об этом втором явлении. Она сказала: «Эти слова Ангела запечатлелись в нашем сердце, как свет, который открыл нам Бога и viagra pas cher то, как Он любит нас и хочет быть любимым, дал понять значение жертвы, и насколько она приятна Ему, и как добиться от Него обращения грешников. Это было причиной, почему мы начали, с того момента, приносить Господу всё, что умерщвляло нашу плоть, обходясь, однако, без поиска других форм умерщвления плоти и покаяния, за исключением того, что мы часами простирались ниц, повторяя молитву, которой научил нас Ангел».

Итак, Бог дал им особую милость уразуметь сии предметы. Дети лучше поняли ценность жертвы и как она угодна Богу, и как Бог дарует благодать обращения грешников ради этих малых жертв.

Мы можем сказать, что это четвертый урок Фатимы: «Всё, что можете , принос и те Богу как жертву в возмещение грехов, которые оскорбляют Его, с молитвой об обращении грешников» . Посмотрите на ваше распятие. Что вы видите? Любовь. Да, соверше нную любовь. Но это трудно увидеть, что это любовь, и понять. Мы должны углубится далее того, что мы видим. Мы видим человека пригвожденного к кресту. Он грязный. Он окровавленный. Мы видим боль. Мы видим страдание. Но мы видим жертву. Это страдание и эта боль и есть любовь. Это любовь к нам. Это совершенное проявление Божией любви к нам. Если мы кого-то любим, любим по-настоящему, тогда мы хотим претерпеть боль ради них. Мы хотим претерпеть унижение ради них. Это высшая форма любви.

Итак, когда мы в нашей повседневной жизни чувствуем какую-нибудь боль, мы можем принести ее как маленькую жертву Богу. Когда мы в нашей повседневной жизни чувствуем какое-нибудь страдание, мы можем принести ее как маленькую жертву Богу. Когда нам что-то не нравится, мы можем принять это и принести Богу в качестве малой жертвы. Да, это трудно, но любовь порю трудна. Это, чему нас учат Страсти и Крест Христов об истинной любви и жертвенности, и это то, чему нас учит Ангел Фатимы. «Всё, что можете , принос и те Богу как жертву в возмещение грехов, которые оскорбляют Его». Это любовь к Богу. Но Ангел хочет от нас любви к ближнему, он также сказал и это: «…с молитвой об обращении грешников» . Итак, когда мы чувствуем некую боль или натыкаемся на какую-нибудь трудность, не будь эгоистом и не ропщи… НЕТ! Принеси сие Богу за обращение ваших друзей, семьи и т. д. Именно это и является второй целью нашего крестового похода Розария. 50 тысяч маленьких ежедневных жертв.

А что Ангел Фатимы сказал детям в заключение? Да, он хочет, чтобы они приносили малые жертвы Богу, но… и те те страдания, которые Господь пошлет вам» . Это – величайшая жертва и сие наипаче угодно Богу: «в особенности принимайте и со смирением перенос и те те страдания, которые Господь пошлет вам» . Господь ниспосылает нам малые страдания, боль, кресты. Не надо нам роптать! Не надо нам сердиться! Не надо унывать! Воззрите на крест! Да будем мы истинными чадами Господа нашего Иисуса Христа и да принесем эту боль Богу за обращение грешников, идущих в ад. Сколько душ сегодня погибнет и пойдет в ад? Мы должны им помочь. Это четвертый урок Фатимы.

Святой Фома Аквинский учил, что один акт любви к Богу стоит более, чем вся вселенная. И именно в силу этого Жасинта и Франсишку стали столь святыми всего за два года. Наша повседневная жизнь, повседневные скорби, повседневные страдания, скучная повседневная рутина может стать жертвою за обращение грешников. Аминь.

Православная Церковь, руководствуясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, разделяет мир ангельский на девять ликов или чинов, а эти девять – на три иерархии, по три чина в каждой иерархии. В первой иерархии состоят бесплотные духи, находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней иерархии – власти, господства и силы. В третьей, более близкой к нам – ангелы, архангелы и начала. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания . О херувимах и серафимах упоминают пророческие книги. “Херувим” значит “разумение” или “ведение”; “серафим” значит “пламенный”, “огненный”. Имена других ангельских чинов упоминает св. апостол Павел в послании к Ефесянам, говоря, что Христос находится на небе “превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства” (). Кроме этих ангельских чинов, ап. Павел в послании к Колоссянам учит, что Сыном Божиим сотворено все видимое и невидимое, “престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли” (). Итак, когда к тем четырем, о которых апостол говорит Ефесянам, т.е., к началам, властям, силам и господствам, присоединим престолы, получится пять чинов; а когда к ним присовокупить ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, то получится девять ангельских чинов.

Впрочем, некоторые Отцы Церкви высказывают мнения, что разделение ангелов на девять ликов охватывает только те имена, которые открыты в слове Божием, но не объемлет других имен и ликов ангельских, которые нам еще не открыты. Так, например, ап. Иоанн Богослов в книге Откровения упоминает о таинственных “животных” и о семи “духах” у престола Божия: “Благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его” (). Перечисляя ангелов, ап. Павел пишет, что Христос пребывает на небе “превыше всякого начальства… и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем”, давая этим понять, что есть ангельские степени, название которых неизвестны людям ().

Каково же назначение существ духовного мира? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершенными отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: “Небеса поведают славу Божию,” – то тем более такова цель духовных небес. Пророк Исаия удостоился увидеть “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” (, гл.).

Падшие ангелы

Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Однако, они, как и люди, наделены были свободной волей и могли выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом. Злоупотребив своей свободой, часть ангелов во главе с Люцифером (Денницей) отпала от Бога и образовала свое царство – ад. Слова Спасителя: “Я видел сатану, спавшего с неба, как молния” – можно отнести к тому далекому, доисторическому прошлому, когда в ангельском мире произошло восстание против Бога. Это событие описано в Апокалипсисе с такими подробностями: “и произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый и сатаною,… и ангелы его низвержены с ним” (”дракон” – это Денница, ). На основании начальных слов этого видения, где говорится, что дракон своим хвостом “увлек с неба третью часть звезд” (), некоторые высказывают мнение, что тогда Люцифер совратил третью часть ангельского мира. После отпадения от Бога, Люцифера стали именовать “сатаною” (что значит “противник”) и “дьяволом” (что значит “клеветник”), а его ангелов – бесами или демонами.

Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь людей на путь греха и этим их погубить. Небезынтересно обратить внимание на тот факт, что сами падшие ангелы страшатся своего темного царства, именуемого адом или бездною, потому что они умоляли Спасителя не посылать их туда (). Спаситель называет дьявола “человекоубийцей от начала,” имея в виду тот момент, когда он, приняв вид змия, обольстил наших прародителей Адама и Еву, нарушивших заповедь Божию, и этим лишил их бессмертия (). С тех пор, получив возможность влиять на мысли, чувства и поступки людей, и его бесы стремятся ввергнуть людей все глубже и глубже в рутину греха, в которой сами погрязли: “Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала согрешил,” “всякий, делающий грех, есть раб греха” (, ). Присутствие злых духов среди людей представляет собой для нас постоянную опасность. Поэтому ап. Петр призывает нас: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ” (). Подобное предостережение высказывает и ап. Павел, говоря: “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (). Из этих слов св. Писания мы видим, что человеческая жизнь представляет собой постоянную напряженную войну за его душу. Хочет того человек или не хочет, но он с момента своего рождения вовлечен в войну между добром и злом, между Богом и демонами. Война эта началась еще до сотворения мира и будет продолжаться до дня “Страшного суда”. Фактически, на небе война кончена полным поражением зла. Но поле битвы перенеслось с неба в наш дольний мир и в сердце человека. В этой битве со злом нам, как увидим, деятельно помогают добрые ангелы.

Деятельность ангелов по отношению к людям

В противоположность злым духам, добрые ангелы жалеют людей и постоянно помогают им, о чем пишет св. ап. Павел: “Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” ().

Повествованиями о помощи ангелов насыщено Священное Писание . Приведем здесь только несколько примеров. Авраам, посылая слугу своего к Нахору, обнадеживал его убеждением, что Господь пошлет с ним ангела Своего и благоустроит путь его (). Двое ангелов спасло Лота и его семью из города Содома, обреченного на уничтожение (). Патриарх Иаков, возвращаясь к своему брату Исаву, был ободрен видением “ополчения” ангелов Божиих. (). Незадолго до своей кончины, благословляя своих внуков, Иаков сказал Иосифу: “Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих” (). Ангел принимал участие в спасении евреев из египетского рабства (); ангел помог Иисусу Навину при завоевании земли Обетованной (); потом помогал судьям израилевым в отражении врагов (); ангел спас жителей Иерусалима от верной гибели тем, что побил 185-тысячное ассирийское войско, окружившее город (); ангел спас от огня трех отроков, брошенных в раскаленную печь, а позже спас пророка Даниила, брошенного на съедение голодным львам ().

Новозаветное откровение часто повествует о явлениях ангелов. Так, ангел возвестил Захарии зачатие Предтечи; ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя и явился во сне Иосифу; многочисленное воинство ангелов воспело славу Рождества Христова; ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя и удержал волхвов от возвращения к Ироду. Особенно с пришествием Сына Божия на землю участились явления ангелов, о чем Господь предсказал апостолам, говоря, что отныне будет небо раскрытым, и они увидят “ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого” (). Действительно, ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне; ангел явился для укрепления Его в Гефсиманском саду; ангелы возвестили мироносицам о воскресении Его, а апостолам – при вознесении Его на небо – о втором Его пришествии. Ангел освободил апостолов из темницы, а также ап. Петра, приговоренного к казни (); ангел явился Корнилию и преподал ему указание призвать к себе для наставления в слове Божием ап. Петра ().

Вообще ангелы, по воле Божией, принимают участие в жизни целых наций более деятельно, чем многие из нас подозревают. По видению прор. Даниила, есть ангелы, которым вверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств ( и гл.). По этому поводу свв. Отцы высказывали такие мысли: “Одни из них (ангелов) предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир” (св. Григорий Богослов).

В Церкви с самых древних времен существовал обычай молитвенно обращаться к ангелам. Еще в ветхозаветное время у евреев на крышке Ковчега Завета, а потом и в Святое Святых, находились золотые изображения херувимов (Иисус Христос сказал: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” ().

Следовать в жизни этим словам Иисуса Христа и апостола Павла для различения истинных ангелов от демонов, маскирующихся под ангелов, – не легко из-за нашего несовершенства, греховности, легкомысленной неосведомленности, а также многовековой опытности злых духов, которые враждуют и против Бога и против людей. Нужно помнить, что даже люди, всецело посвятившие себя Христу, как, например, монахи, о которых мы упомянули выше, не застрахованы от дьявольского обольщения и могут быть обмануты им.

Поэтому если когда-либо пред нами предстанет как бы ангел или мы увидим какое-нибудь видение – нам следует быть крайне осторожными, чтобы падшего духа не принять за ангела. Святые отцы Церкви, умудренные Духом Святым и собственным духовным опытом, с любовью убеждают всех всегда молиться со смирением и не добиваться каких-либо видений или восторженных ощущений. В случае если мы и увидим кого-либо или что-либо необычное – то быть крайне осмотрительными и рассказать о виденном опытному духовному отцу. Святые Отцы учат, что если у нас появится хоть малейшее сомнение относительно природы явившегося нам духа, нам следует немедленно прервать с ним всякое общение и обратиться к Богу с горячей молитвой о защите. И, если тот дух был действительно посланный с неба добрый ангел, то он порадуется нашей осмотрительности и бдительности. Смотри подробнее об этом в “Добротолюбии” и в творениях святителя Игнатия Брянчанинова . Суммируя лишь следует заметить, что наставления святых отцов Церкви на эту тему радикально отличаются от того, что советуют авторы современных популярных книг об ангелах.

Будем помнить, что дьявол – профессиональный лгун и клеветник, сеятель смут и раздоров. Он и падшие с ним духи всеми силами стараются погубить нас, и для этого применяют не только внушение, но многие другие хитрости, включая маскировку под любые существа. Поэтому любые феноменальные явления, вызывающие в нас или чувства восторга или смущения или страха вполне могут быть результатом их козней против нас. (Возможным примером из современной жизни могут служить так называемые явления инопланетян и похищения ими людей).

Явления Ангелов

Ангелы являются разным людям по-разному, с различными целями в различных обстоятельствах. Ангел явился пастуху Моисею в пустыне:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. 3, 1–2).

Моисей не видел лица или образа, он лишь слышал голос из пламени, который позвал его и сказал ему, что он должен делать.

Ангел явился всему народу израильскому во время бегства из Египта:

Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью (Исх. 13, 21).

Но это не было явлением Самого Бога, это было явление Ангела Его. Это подтверждает сам Моисей:

и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего (Чис. 20, 16). В следующем случае, так же как и в некоторых других, Ангел отождествляется с Господом:

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (ср.: Исх. 23, 20–21).

Гедеону Ангел явился в облике обычного человека, так же как Архангел Рафаил являлся Товии. Гедеон понял, что это был Ангел, только тогда, когда неизвестный гость сотворил чудо. Ангел сказал ему:

Господь с тобою, муж сильный! (Суд. 6, 12).

Жена некоего Маноя была бесплодна. Ангел явился ей с вестью, что она родит сына и наречет его именем Самсон. Рассказывая об этом таинственном событии мужу, она сказала:

человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего (Суд. 13, 6). Когда сирийцы окружили место, где жил пророк Елисей, его слуга в испуге спросил: увы, господин мой, что нам делать? Но пророк ответил ему: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И помолился Елисей, говоря:

Господи, открой ему глаза, чтобы увидел , и Господь открыл зрение юноше, и тот увидел вокруг Елисея коней и колесницы огненные. Несомненно, это был сонм Ангелов Божиих, посланных на защиту праведника.

Пророку Иезекиилю Ангел явился в виде огня:

И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже - огонь, и от чресл его и выше - как бы сияние, как бы свет пламени (Иез. 8, 2).

Великий ветхозаветный пророк видел следующее видение:

и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости (Дан. 10, 5–8). Это было явление Архангела Гавриила (см.: Дан. 8, 16).

Известно также, что он явился священнику Захарии, отцу святого пророка Иоанна, и, хотя его явление не было таким устрашающим, как то, что открылось Даниилу, Захария испытал сильное волнение, его охватил страх. Поэтому Архангел и сказал ему:

не бойся, Захария (Лк. 1, 13). Когда же мы говорим о явлении Архангела Гавриила Деве Марии в Назарете, то предполагаем, что Архангел явился ей в кротком человеческом образе, в отличие от тех устрашающих образов, в которых Ангелы являлись ветхозаветному человеку. И все-таки Дева Мария встревожилась и разволновалась. В этом нет ничего удивительного: ведь нас смущают даже обычные внезапные явления, если мы не ожидаем их увидеть.

Когда родился Господь наш Иисус Христос, Ангел Божий явился вифлеемским пастухам. Явился Ангел, и их осветил свет Божественный; велик был страх пастухов, но Ангел сказал им:

не бойтесь .

Жены-мироносицы видели Ангела над отверстым гробом воскресшего Господа:

вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого (Мф. 28, 3–5).

Ни в одной из священных книг не написано столько об Ангелах, как в Книге Откровения святого Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн видел сонмы Ангелов вокруг престола Всевышнего. Он видел Ангелов,

облеченных в чистую и светлую льняную одежду и опоясанных по персям золотыми поясами (ср.: Откр. 15, 6). Вот одно из самых впечатляющих описаний:

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими (Откр. 10, 1–3).

Облеченного облаком ! Запомните, что говорит Господь о Своем Втором Пришествии:

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Облака небесные будут представлять сонм Ангельский. Все ангельские явления суть только явления, и полностью их природы они не отражают, ибо они чистые духи и вся их духовная сила и красота нематериальна. Ангелы Божий не желают преклонения, подобающего Богу. Когда Ангел показывал святому Иоанну райские красоты и открывал небесные тайны, Апостол пал перед ним ниц, желая поклониться ему, но Ангел не позволил ему того, сказав:

смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22, 9).

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

Из книги Между Христом и сатаной автора Кох Курт Е

2. Физические явления. Рассмотрев более субъективные виды спиритизма, мы обратим теперь наше внимание на его объективные, физические явления. К ним относятся: телекинез, левитация и аппорты, в которых необъяснимым образом преодолеваются физические законы природы.

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

4. Метафизические явления. Под этим заголовком рассмотрим некоторые случаи, в которых спиритизм связан с привидениями и подобного рода призраками Проблема эта многосторонняя, и, как это бывает со всеми оккультными феноменами, некоторые факты являются достоверными, а

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

Явления стратификации О катастрофическом характере осаждения свидетельствуют не Только органические останки, содержащиеся в осадочных горных породах, но и сама структура этих пород. Как уже указывалось выше, большая часть поверхности Земли покрыта осадками или

Из книги Неизменные и изменчивые явления автора Берзин Александр

III. Явления ангелов и бесов в момент смерти В этих случаях умершего обычно встречают два Ангела. Вот как описывает их автор «Невероятного для многих…»: «И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова («Царство ему Небесное, вечный покой…»), как подле меня появились

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

Существующие явления В соответствии с проводимым в буддийской философии анализом существующие явления (йодпа) включают в себя все, что может являться объектом достоверного познания. Если нечто существует, оно может быть достоверно познаваемо, и на самом деле

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Неизменные явления Существующие, достоверно познаваемые явления включают в себя как неизменные (тагпа), так и изменчивые (митагпа) явления, обычно называемые соответственно постоянными и непостоянными. Однако критерий различия между ними заключается не в том, сколь

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

1. Явления добрых ангелов, представляемые св. писанием ветхого завета. Книги ветхого завета передают нам много фактов явления добрых ангелов. Пред входом в земной рай поставлены были херувимы ; ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему рождение сына; являлись

Из книги Введение в христианское богословие автора Макграт Алистер

2. Явления добрых ангелов, представляемые книгами нового завета. В св. писании нового завета передается также множество случаев явления добрых ангелов.1. Архангел Гавриил является Захарии, отцу святого Иоанна Крестителя, и возвещает ему рождение сына, имевшего быть

Из книги Водою и кровью и Духом автора Безобразов Кассиан

а. Три явления И внезапно, говорит Лука, наступило это событие. На них сошел Дух Бога. Его приход сопровождался тремя сверхъестественными знамениями - шумом, пламенем и странной речью. Во–первых, сделался шум с неба, как–бы от несущегося сильного ветра, и он (т. е. шум)

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Бесовские явления Диавол не довольствовался одной лишь бранью помыслов, тем более, что не мог сдержать ими подвижничество юного послушника. Диавол являлся ему и в чувственном виде. Арсений видел диавола воочию и разговаривал с ним. Искуситель всеми способами пытался

Из книги автора

Явления бесов Когда Старец жил в монастыре Стомион, к нему пришел паренек и остался на ночь. Старец сказал ему: «Ты располагайся здесь, а я где-нибудь пристроюсь». Он решил пойти в пещеру на краю скалы. Под этой пещерой простиралась пропасть глубиной около трехсот метров.

Из книги автора

Явления Святых Как было уже сказано, в своей земной жизни Старец Паисий видел многих Святых, а также своего Ангела-Хранителя, многократно - Пресвятую Богородицу и Самого Христа. Он видел Их не во сне. Иногда это было ночью, иногда среди бела дня. Он беседовал с Ними, Они

Из книги автора

Последние явления В оставшейся части настоящей главы мы рассмотрим аспекты христианского учения о "последних явлениях", сосредоточив внимание на идеях о небе, чистилище и аде. Следует отметить, что во многих богословских кругах наблюдается некоторое нежелание

Из книги автора

Толкование явления Тема отрывка - явление Иисуса ученикам. Она поставлена со всей ясностью в ст. 1: ?????????? ?????? ????? - «явил себя снова»; ?????????? ?? ????? - «явил же так». Тот же глагол в заключительном ст. 14: ????????? - «явился». Возвращение к исходной точке сообщает отрывку формальное

Из книги автора

Пограничные явления и явления, необоснованно причисленные к паранормальным Пограничные с паранормальным явления имеют отношение к загадкам, которые не обязательно нарушают законы физики; однако истинно паранормальное объяснение их не только не исключается, но часто

Большинству мифологий и религиозных философий знакомо понятие «ангела» (это название произошло от греческого слова, означающего "вестник"). Считается, что ангелы - это существа, населяющие потусторонний мир и пользующиеся определенными «привилегиями»: им разрешено посещать землю и принимать видимый облик. Согласно христианской религии, существует девять чинов ангелов, образующих иерархию. В нее входят, в частности, херувимы, которых изображали похожими на детей, и серафимы. Вопреки распространенному пониманию сущности ангелов, согласно которому они когда-то были людьми, существует гипотеза, что ангелы - это отличная от людей, более развитая форма жизни. Традиционно считается, что ангелы внешне похожи на людей, т. е. антропоморфны, хотя и могут принимать любую другую форму. Крыльями ангелов наделили художники эпохи Возрождения, чтобы подчеркнуть их божественную природу. Миссия ангелов заключается в помощи человеку. В противовес им существуют демоны - ангелы зла. Такой дуализм встречается во многих религиях.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Ангелы - наиболее известные сверхъестественные существа, не считая привидений. Они входят в число паранормальных явлений, признаваемых даже христианской церковью. История рождения Иисуса берет свое начало с посещения Марии ангелом, который принес ей весть о будущем рождении сына. Сходные ации, связанные с пророчествами, прослеживаются и в других религиозных культах. Образ джина, исполняющего человеческие желания, героя восточных волшебных сказок, прочно закрепился в западной культуре, перекочевав в мультфильмы Уолта Диснея и детские комиксы.

Исследователи паранормальных явлений утверждают, что широкое распространение веры в ангелов может иметь под собой почву. Но феномен этот - скорее психологический, чем реальный. Вера в ангелов - это неосознанная потребность человеческой психики утвердить свою связь с разумом более высокого порядка, что находит свой творческий выход в культуре и философии.

В связи с тем, что в 90-х годах двадцатого века резко возросло количество свидетельств о встречах с ангелами, появилось мнение, что они являются реальными сущностями, не зависящими от человеческой психики. К некоторым людям являлись ангелы в их обычном облике: как, например, это случилось в 1917 году в г. Фатиме в Португалии - ныне одном из известнейших в мире католических священных мест. Очевидцам явлений в Фатиме, маленьким детям, предстала Дева Мария, предостерегавшая мир от прегрешений и грозившая роковыми событиями в будущем. Подобных явлений известно несколько. Последним примером является случай в Медъюгорже (бывшая Югославия), где с середины 80-х годов стали появляться пророчества о войне и знамения, сулившие человечеству новую эру. Эти пророчества продолжались даже в течение последней гражданской войны в Югославии.

Когда в начале 1990-х годов страны Восточной Европы освободились от коммунистического гнета, резко возросло количество сообщений о видениях ангелов, которые не сопровождались глобальными пророчествами. Сообщение о наиболее парадоксальном случае появилось в России, когда экипаж орбитальной космической станции вынужден был приземлиться раньше положенного времени, потому что космонавты заявили, что видели в иллюминаторе ангелоподобное существо!

Адепты спиритического учения верят, что могут вступать в контакт с потусторонним миром посредством медиумов. По их концепции, мудрые души могут возвращаться на землю по их призыву либо находиться среди живых постоянно. Существуют случаи, которые можно считать явлениями ангелов, происходящие во время спиритических сеансов. Спириты воспринимают ангела как человеческий дух, пришедший к ним из потусторонней жизни.

Однако наибольшее количество контактов с ангелами происходит, по-видимому, в стрессовых ситуациях, когда человек особенно нуждается в помощи. Богословы считают ангелов реальностью и допускают, что они являются людям в экстремальных ситуациях, независимо от того, какой веры человек придерживается.

Существует множество таких свидетельств, и многие люди верят, что у каждого из нас есть свой «ангел-хранитель». Но весьма интересно, что существуют случаи, когда некоторые люди считают, что в критических ситуациях им на помощь приходят инопланетные существа. Многие жертвы космических похищений верят, что их жизнь была спасена в раннем возрасте некими космическими пришельцами, которых другие традиционно считают ангелами.

В настоящее время мысль о том, что сверхъестественная помощь может непосредственно проявляться в жизни человека, получила более широкое распространение, чем это было в течение нескольких предшествующих веков. Это породило целый ряд бестселлеров и оказало влияние на создателей завоевавшего огромный успех фильма «Призрак», в котором персонаж, сыгранный Патриком Суэйзи, попытался изменить к лучшему жизнь своих близких даже после своей смерти.

Возрастающая частота, с которой происходят такие истории, дает основание полагать, что ныне требуется дальнейшее объективное исследование видений ангелов.

ОПЫТ ОБЩЕНИЯ С АНГЕЛАМИ

Случаи явления ангела чрезвычайно редки. Мало кому удавалось увидеть его более чем один раз в ни. Хотя многие могут сказать, что кто-то свыше указывает им путь, но прямое вмешательство обычно происходит только в момент чрезвычайного кризиса - а такие моменты возникают нечасто.

Кроме того, явления ангелов обычно не вызывают чувства ужаса. Чаще всего они вызывают удивление. Встреча с ангелом укрепляет в человеке веру в Бога и загробную жизнь. Я не хочу подвергать сомнению благотворное влияние на человека такой встречи и оспаривать обстоятельства этого общения. Но все же думаю, что в подобных случаях необходимо соблюдать некоторую осторожность.

Когда в критический момент жизни человеку является ангел, подобное явление можно рассматривать как небесное покровительство. Кажется, что небесный заступник пришел, чтобы помочь избежать несчастья. Поэтому исследователям не стоит преуменьшать значение, которое имеют для человека подобные переживания. Психика индивидуума после подобной встречи весьма уязвима, и поэтому необходима осторожность. Чрезвычайно заманчиво признать видение реальностью, но следует помнить, что реальность осмысливается человеческим разумом и что иллюзорные переживания по своей силе не уступают реальным. И если человеку не с кем разделить свои переживания, это может иметь для него последствия не менее пагубные, чем если бы они были вызваны реальными событиями.

Взгляд скептиков

Люди, настроенные скептически, считают, что видение ангелов является защитной способностью психики в кризисный момент. Подобный феномен может помочь человеку резко изменить ситуацию в лучшую сторону. Случай, приведенный здесь, связан с известным эстрадным артистом Томми Стилом, который в юношеском возрасте убежал из дому и нанялся матросом на корабль. Вскоре он заболел менингитом и был срочно отправлен в больницу в Лондоне. Находясь на пороге смерти, в полупарализованном состоянии, Томми все же выжил. Он считает, что его спас смех мальчика за ширмой и ярко раскрашенный мяч, который тот бросил ему в постель. Томми потянулся, чтобы бросить мяч назад невидимому ребенку, и эта игра длилась в течение часа или двух, пока не вернулись врачи. Они были поражены неожиданным выздоровлением Томми. Конечно, когда ширму убрали, то никакого мальчика за ней не оказалось. Было ли это ангельским вмешательством, которое спасло Томми от смерти, или просто видением, вызванным его мозгом под воздействием успокоительных средств, которое подтолкнуло его к действиям и помогло преодолеть болезнь?

Мы не можем быть уверены, правы ли скептики в отношении ангельских видений, но если то, что вы прочтете в дальнейшем, заслуживает доверия, то человеческий мозг действительно обладает невероятными возможностями и вполне способен к экстрасенсорному восприятию. Таким образом, пророческие послания, передаваемые через ангелов, не обязательно должны исходить из божественного источника. Они могут быть следствием работы нашего подсознания, которое в критический момент способно помочь разрешению острой проблемы. Это воспринимается как фантастика и потому приписывается высшему разуму. В конце концов, если вы не слышите приближения грузового поезда и ваш внутренний голос приказывает вам убраться с железнодорожного полотна, то вы сделаете это не задумываясь и таким образом сможете избежать неминуемой смерти (такой случай недавно произошел в Чикаго). Поэтому легко понять, что мы скорее допустим, что в такие моменты с нами в контакт вступает кто-то из нездешнего мира, чем признаем, что этот голос исходит из нашего подсознания.

Я бы посоветовала вам рассмотреть оба варианта, так как одно не исключает другое. В действительности никому не дано знать, что нас ожидает в дальнейшем.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДЕНИЙ АНГЕЛОВ

В настоящее время вопрос об ангельских видениях изучен еще очень слабо, если не считать исследования этой проблемы богословами и спиритами. Я не могу утверждать, что их работы недостаточно объективны, но в силу своих убеждений они не могут сомневаться в реальном существовании ангелов, что дает возможность скептикам постоянно подвергать сомнению их доказательства. Объективность настоящего исследователя заключается в том, чтобы при изучении всех фактов не выдвигать каких-либо предварительных гипотез.

Однако исследователю для подтверждения своей теории требуется большое количество данных. Когда Хоуп Прайс, жена английского священника, поместила в местной газете объявление с просьбой прислать описание современных видений ангелов, она была завалена письмами от более чем 1500 свидетелей. Если вы готовы разобраться с таким количеством сообщений, вам необходимо решить, каким образом вы будете классифицировать доказательства. Думаю, что без компьютера вам не обойтись.

Не забывайте те правила, о которых говорилось в предыдущем разделе. Каждый случай необходимо расследовать как можно более тщательно. Необходимо не просто записывать все то, что сообщают вам свидетели, но и выяснить их философские представления и религиозные убеждения. Вы должны, по возможности более полно, выяснить, в каком эмоциональном и физическом состоянии находился человек в тот период, когда у него было видение. Любое сообщение, которое кажется вам незначительным, может быть полезным для исследования.

Мы еще так мало знаем об этой проблеме, что не можем с уверенностью утверждать, какие доказательства окажутся важными. Это определят время и опыт. Необходимо обращать внимание на любые случаи, которые подкреплены большим количеством фактов. Нельзя основываться на показаниях одного человека. Если вы хотите установить, что ангелы существуют вне сознания человека, то вам необходимо подтверждение и других свидетелей. Это должно стать основным правилом для объективного исследователя, насколько бы сложным это для него ни было.

АНГЕЛЫ СЕГОДНЯ

Об одном из самых примечательных случаев последнего времени сообщила Кейт Бриджер. Это было в один из дней 1991 года, когда она ехала на работу в Чентем-Кент на автобусе. Автобус двигался вниз по холму. Неожиданно Кейт услышала крик водителя о "том, что отказали тормоза. Автобус направлялся прямо на кирпичную стену.

Катастрофа казалась неминуемой. Неожиданно Кейт увидела несколько фигур, плывущих за окном. Это были красивые светловолосые существа в длинных одеждах. Она сразу же решила, что это ангелы.

Кейт заметила, что они расположились между стеной и автобусом, и, как только автобус с визгом тормозов остановился в нескольких дюймах от стены, существа исчезли. Благодаря этому сверхъестественному вмешательству все пассажиры избежали серьезных травм и ни один из них не погиб. Кейт оказалась единственным свидетелем чудесного спасения. Позже, когда автобус доставили в гараж, механики были озадачены. Тормоза полностью отказали, и никто не мог объяснить, как автобусу удалось остановиться на этом холме.

Избавление от смерти благодаря улыбающимся, светловолосым, белокожим существам очень похоже на сообщения о контактах с инопланетянами «нордического» типа. Существует множество случаев, когда спасение происходит гораздо более непостижимым образом и всегда приписывается ангельскому могуществу.

О подобном случае сообщила мне Джессика Беллмен из Лос-Анджелеса, которая ехала со своей матерью по многорядной скоростной автостраде в окрестностях Голливуда. Это был час пик, трасса была перегружена, автомобили на большой скорости двигались буквально бампер к бамперу.

Неожиданно огромный фургон, ехавший перед ними, потерял управление, развернулся и встал поперек дороги. Если бы это произошло в крайнем ряду, то у них оставался бы шанс свернуть с автомагистрали и избежать катастрофы. Но Джессике не повезло. У нее оставались лишь доли секунды, чтобы затормозить и свернуть в сторону. Ее автомобиль перелетел через три ряда быстро движущегося транспорта. Столкновение было неизбежно.

Но случилось чудо. Время как бы замедлилось, и наступила странная тишина. Джессике показалось, будто автомобиль вместе с ней и ее матерью оказался внутри глубокого колодца. Контакт с внешним миром был полностью потерян. Это действительно очень типичная черта многих паранормальных явлений. Она называется "Оз-фактор".

Джессика помнит, что страстно молила о помощи - такую молитву произносят только перед лицом неминуемой гибели. Она помнит глаза своей матери, застывшие от ужаса. Потом она увидела крупным планом двух мужчин в автомобиле, смеющихся и совершенно не замечающих того, что машина Джессики проходит сквозь них, словно сквозь туман. Раздался глухой удар, и машина Джессики остановилась.

Джессика осмотрелась вокруг и увидела ряды транспорта, проезжающего мимо. Она и ее мать были в полном порядке, а на машине не оказалось ни одной царапины. Каким-то непостижимым образом они спаслись от неминуемой смерти.

Доказательства, подобные этому, служат сегодня отправной точкой исследований для понимания феномена явления ангелов.

Организации

До сих пор еще нет организаций, которые специально занимались бы расследованием ангельских видений. Однако есть исследователи, которые занимаются сопоставлением отдельных случаев. Исследовательские издания ASSAP в Великобритании и «Стрейндж» в США будут рады помочь вам.

ASSAP 31 Goodhew Road, Groydon, Surrey, GRO 6QZ, UK. «Strange» PO Box 2246, Rockville, MD 20852, USA.

Периодика

Существует два журнала, которые публикуют подобные данные. Американский журнал посвящен исключительно данной теме. Британское издание, которое редактирует Кевин Мак-Клур, охватывает более широкий спектр этих явлений. Мак-Клур занимается исследованием ангельских видений, и его авторитет в этой области несомненен. Его перу принадлежат две книги на эту тему (см. ниже).

ANGELS AND FAIRIES ("Ангелы и феи") PO Box 762, Ashland, OR 97520, USA.

PROMISES AND DISAPPOINTMENTS ("Обещания и разочарования") 42 Victoria Road, Mount Charles, St. Austell, Cornwall, PL25 4QD, UK.

Здесь приводится список книг, которые дают наиболее ясное представление о предмете. Работы Кевина Мак-Клура содержат объективные данные о религиозных видениях вообще и о случае, который произошел в период Первой мировой войны с лучниками из Монса в частности. Хилари Эванс предлагает блестящий общий обзор и взгляд на существующий феномен с психологической точки зрения. Первая книга Софи Бернхэм затрагивает проблемы, которые вызывают широкий интерес, а вторая так же, как и книга Хоул Прайс, представляет собрание новых историй, полученных из читательских писем. Кейт Томпсон предлагает гораздо более авангардный взгляд на внеземной разум, включая НЛО.

"The Evidence for Visions of the Virgin" by Kevin McClure (Кевин Мак-Клур, "Доказательства явлений Девы"). (Aquarian Press, 1984).

"Gods; Spirits; Cosmic Guardians" by Hilary Evans (Хилари Эванс, "Боги, духи, космические хранители"). (Aquarian Press, 1987).

"A Book of Angels" by Sophy Busnham (Софи Бернхэм, "Книга об ангелах"). (Ballantine, New York, 1990).

"Visions of Bowmen and Angels: Mons 1914" by Kevin McClure (Кевин Мак-Клур, "Видения лучников и ангелов: Монс, 1914"). (Через журнал "Promises and Disappointments", упомянутый выше, 1993).

"Angels and Aliens" by Keith Thompson (Кейт Томпсон, "Ангелы и инопланетяне"). (Random House, New York, 1993).

"Angels: True Stories of How They Touch Our Lives" by Hope Price ("Ангелы: правдивые истории о том, какое влияние они оказывают на нашу жизнь"). (Psychic Press, 1993).

Ангелы являются разным людям по-разному, с различными целями в различных обстоятельствах. Ангел явился пастуху Моисею в пустыне:

(Исх. 3, 1–2).

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. 3, 1–2).

Моисей не видел лица или образа, он лишь слышал голос из пламени, который позвал его и сказал ему, что он должен делать.

Ангел явился всему народу израильскому во время бегства из Египта:

(Исх. 13, 21).

Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью (Исх. 13, 21).

Но это не было явлением Самого Бога, это было явление Ангела Его. Это подтверждает сам Моисей:

и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего (Чис. 20, 16). В следующем случае, так же как и в некоторых других, Ангел отождествляется с Господом:

(ср.: Исх. 23, 20–21).

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (ср.: Исх. 23, 20–21).

Гедеону Ангел явился в облике обычного человека, так же как Архангел Рафаил являлся Товии. Гедеон понял, что это был Ангел, только тогда, когда неизвестный гость сотворил чудо. Ангел сказал ему:

(Суд. 6, 12).

Господь с тобою, муж сильный! (Суд. 6, 12).

Жена некоего Маноя была бесплодна. Ангел явился ей с вестью, что она родит сына и наречет его именем Самсон. Рассказывая об этом таинственном событии мужу, она сказала:

человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего (Суд. 13, 6). Когда сирийцы окружили место, где жил пророк Елисей, его слуга в испуге спросил: увы, господин мой, что нам делать? Но пророк ответил ему: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И помолился Елисей, говоря:

Господи, открой ему глаза, чтобы увидел , и Господь открыл зрение юноше, и тот увидел вокруг Елисея коней и колесницы огненные. Несомненно, это был сонм Ангелов Божиих, посланных на защиту праведника.

Пророку Иезекиилю Ангел явился в виде огня:

(Иез. 8, 2).

И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже - огонь, и от чресл его и выше - как бы сияние, как бы свет пламени (Иез. 8, 2).

Великий ветхозаветный пророк видел следующее видение:

и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости (Дан. 10, 5–8). Это было явление Архангела Гавриила (см.: Дан. 8, 16).

Известно также, что он явился священнику Захарии, отцу святого пророка Иоанна, и, хотя его явление не было таким устрашающим, как то, что открылось Даниилу, Захария испытал сильное волнение, его охватил страх. Поэтому Архангел и сказал ему:

не бойся, Захария (Лк. 1, 13). Когда же мы говорим о явлении Архангела Гавриила Деве Марии в Назарете, то предполагаем, что Архангел явился ей в кротком человеческом образе, в отличие от тех устрашающих образов, в которых Ангелы являлись ветхозаветному человеку. И все-таки Дева Мария встревожилась и разволновалась. В этом нет ничего удивительного: ведь нас смущают даже обычные внезапные явления, если мы не ожидаем их увидеть.

Когда родился Господь наш Иисус Христос, Ангел Божий явился вифлеемским пастухам. Явился Ангел, и их осветил свет Божественный; велик был страх пастухов, но Ангел сказал им:

Жены-мироносицы видели Ангела над отверстым гробом воскресшего Господа:

(Мф. 28, 3–5).

вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого (Мф. 28, 3–5).

Ни в одной из священных книг не написано столько об Ангелах, как в Книге Откровения святого Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн видел сонмы Ангелов вокруг престола Всевышнего. Он видел Ангелов,

облеченных в чистую и светлую льняную одежду и опоясанных по персям золотыми поясами (ср.: Откр. 15, 6). Вот одно из самых впечатляющих описаний:

(Откр. 10, 1–3).

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими (Откр. 10, 1–3).

Облеченного облаком ! Запомните, что говорит Господь о Своем Втором Пришествии:

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Облака небесные будут представлять сонм Ангельский. Все ангельские явления суть только явления, и полностью их природы они не отражают, ибо они чистые духи и вся их духовная сила и красота нематериальна. Ангелы Божий не желают преклонения, подобающего Богу. Когда Ангел показывал святому Иоанну райские красоты и открывал небесные тайны, Апостол пал перед ним ниц, желая поклониться ему, но Ангел не позволил ему того, сказав:

(Откр. 22, 9).

смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22, 9).

25. Ср.:4 Цар. 6, 15–17.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: