Зачем носят десятину а церковь. Что говорит учение Старого и Нового Завета о десятине, Христе и сути Евангелия, наставничестве Духа Святого

Не секрет, что не все христиане понимают на самом деле, для чего и зачем они дают десятины. Многие просто делают это из-за послушания пастору, но не имеют личного откровения и познания в этом вопросе. Часть людей легко отделяет даже больше десятины, другие вообще не делают этого, третьи отделяют, но с глубоким вздохом «ах…ох… опять мой бюджет лишился 10 процентов… как я выживу?…»

Существует много толков и споров относительно десятин в Новом Завете. Одни отделяют ее, другие нет, одни настаивают на основании Малахии, другие на примере Авраама, третьи на основании обета, четвертые на другом основании. В этой брошюре мы постараемся разъяснить сложные моменты в понятии десятин.

Существуют здравые встречные вопросы касательно десятин, которые подталкивают нас основательно разобраться в этом вопросе. Например;

Где говорится Иисусом или Апостолами о даянии десятин в Новом завете?
- почему не написано в Новом Завете, что ученики или церковь делали это?
- если мы взяли одну заповедь из закона, не должны ли мы и другие исполнять?
- почему нет сведений в истории, что первая церковь основывалась на Малахии?
- десятины, это же приношения из произведений земли, деньги это уже другое.
- десятины приносили в храм, сейчас храм это мы, куда и зачем их нести?
- если Христос освободил меня от закона, зачем мне исполнять его опять?
- десятины предназначались для священников, но в Новом Завете мы все таковы.
- люди в миру не платят десятины, но им Бог не закрывает каналы благословения.
- дело же не в цифре 10, скажем, если я 9,9% буду отдавать, что это не пройдет?
- и так далее…

Это хорошие вопросы и нам нельзя их игнорировать. Мы постараемся ответить на многие вопросы в этой брошюре, но самое главное то, что мы не хотим вас переубедить в личном понимании в вопросах десятин. Если вы будете читать эту брошюру, как противник десятин - вы все равно останетесь против. Если вы будете читать, как защитник десятин, но у вас есть свои понимания - вы все равно останетесь в своем. Поэтому пусть эта брошюра станет для вас источником к дополнительным размышлениям и более глубоким исследованиям этих принципов.

Мы желаем, чтобы у народа Божьего было твердое основание, а не машинальное исполнение без веры - сказали давать, значит даем. Каждый из нас должен твердо знать, почему и зачем мы это делаем. Нам всем нужна вера в этом вопросе, если мы хотим, чтобы это приносило пользу. Без веры угодить Богу не возможно. Как ты угодишь Богу, если у тебя нет веры в это, и ты не понимаешь, что ты делаешь?

Ветхозаветная заповедь или принцип?

Сегодня мы не рассматриваем десятины, как одно из повелений закона Моисея, потому что мы живем уже не под законом, но под заветом Иисуса Христа. Через закон не возможно стать праведным, но через веру во Христа.

Рим.10:4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
Фил.3:7-9 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.

Павел пишет, что теперь закон стал бесполезным, и он отказался от него, чтобы иметь Христа и быть теперь праведным, через веру в Него. В конце Павел написал, что праведность приходит от Бога по вере в Иисуса Христа. Христос, конец закона.

Следовательно, возникает вопрос, на каком основании мы должны отделять десятины и что входит тогда в понятия десятин?

Если мы оправдываемся через веру во Христа, зачем нам отделять десятины, это ведь не сделает нас более праведными? Что это нам даст?

Я верю в то, понятие десятина в Новом Завете - уже не есть заповедь, но принцип. То есть я отделяю десятины, руководствуясь не повелениями закона Моисея, но принципами, связанными с десятинами и Божьими благословениями через это. Павел пишет, что через Новый Завет, Святой Дух открывает истины, тайны и принципы Ветхого Завета. Через Христа мы начинаем понимать, почему Бог повелевал раньше что-то делать, и какую пользу это должно приносить нам.

2Кор.3:15-17 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Мы должны исследовать характер Бога и Его принципы, следовать тому, что приносит нам благословения и удаляться оттого, что принесет нам проблемы. Бог предлагает человеку выбрать то, что принесет ему благословение или проклятие.

Так вот, сегодня мы отделяем десятины на основании истин и принципов, заложенных еще до Нового Завета. Десятина для нас сегодня не ветхозаветная заповедь, а Божья истина - принцип, дающий нам жить в Его благословениях.

Принципы связанные с десятиной и благословениями

1. Благословение Мелхиседека

Быт.14:18-20 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

В то время еще не было закона Моисея, поэтому Авраам делал это не из-за того, что было такое повеление, но чтобы получить благословение. Авраам сделал это, и это было правильно, через это он получил большое благословение Мелхиседека.

Евр.7:6-7 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Благословение священника очень много значит для любого человека. Священник наделен властью от Бога, одаривать Божий народ благословениями. Писание дает служителям Божьим власть быть большими и через это передавать благословения.

Более того, даже наши потомки получают благословения от Бога, через священническое благословение и это распространяются на тысячи родов.

Евр.7:9-10 … сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Бог принял десятину от потомков Авраама, когда те еще даже не родились. Авраам позаботился о дальнейшем благословении своих потомков.

Итак, на примере Авраама и Мелхиседека мы видим один из Божьих принципов для нашего благословения. Авраам дал десятину священнику и получил от него благословение для себя и для своих потомков. Дар Авраама говорил о почтении Мелхиседека. В древние времена почтение к высшему над тобой выражалось в приношении материального дара. И нам есть обещание: Евр.7:7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Лично я хочу получать благословения от священников, от тех людей, кто ходит перед Богом, и служит ему. Они носители Божьих благословений для нас. Я знаю, что если я выражаю свое почтение им своими даяниями или десятинами, то я получаю благословения и для себя и семьи и потомков. Например, наша семья отделяет десятины нашему духовному отцу и наставнику. И мы благословенны им.

Через него, Бог говорит к нам и обильно благословляет нашу семью и служение.

2. Благословение Божьего Дома

Мал.3:8-11 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

Для ветхозаветных людей, это была заповедь. Для нас же это еще один принцип, открывающий характер Бога. Почему Бог требовал оделять десятины и приносить в храм? Чтобы в его доме была пища! Бог заботился о Его деле, о Его здании и Его служителях. Для служения народу (кстати, тем же людям, от кого Он требовал десятины) требовалось много затрат; материалы для одежд, ткани, камни, много трав, курений, елей, мука для хлебов, деньги на ремонт инвентаря и деталей самого храма. Подробно об этом можно прочитать в Пятикнижие Моисея.

Левиты и священники постоянно служили в храме, им нужно было что-то кушать, им некогда было заниматься бизнесом. Более того, Бог запретил им заниматься бизнесом, держать поля и живность, Он полностью отделил их на служение.

Чис.18:20-24 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.

Таким образом, священники, левиты и их семьи имели обеспечение только от десятин и приношений людей. Вот поэтому Бог и сказал, через пророка Малахию; «вы обкрадываете Меня». Вы не заботитесь о Его деле, Его Храме, о Его служителях, которые не по своей воле не работают, но Бог отделил их для служения и пообещал им пропитание. Получается, народ имел пищу, а Божий дом и его служителя были в нужде. Бог же благословляет народ через священников и в сущности народ, удерживал десятины от тех, через кого Бог благословлял их.

Потому Бог и сказал, испытайте Меня, неужели Я не благословлю вас после этого. Как же Мои слуги благословят вас, если у них кушать нечего, и нет средств купить благовоний, курений, охранять храм и прочие вещи потребные для служения вам?

Итак, в пророчестве Малахии мы видим еще один из Божьих принципов для нашего благословения. Бог заботится о месте, где происходит служение, об инвентаре и инструментах для совершения служения и о людях, которые вовлечены в служение. Он ревнует, чтобы в этих сферах был достаток. Также видно, что эти сферы нуждались в большем обеспечении, потому что Бог повелел не только десятины приносить, но и другие приношения и даяния.

Таким образом, мы видим, как наши десятины и приношения важны для Божьего дела и если мы будем делать нашу часть, Он пообещал, что изольет на нас благословения до избытка и запретит пожирающим. То есть; «если вы согласитесь поддерживать Мое дело финансами, то Я буду еще открывать для вас источники благословений и защищу вас от тех ситуаций, в которых вы теряете финансы.

3. Обет Иакова

Быт.28:20-22 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Это еще один из принципов, который предназначен для нашего благословения через даяние десятин. Иаков хотел получить благословения от Бога в 6 сферах;






За это он пообещал построить Богу дом и отдавать десятину от всего, что он получит от Него. Тогда еще не было храма, куда Иаков мог это принести, поэтому возможно он приносил эти десятины на жертвенник пред Богом. Почему он все это сжигал на жертвеннике? Он хотел получить благословения. Это был завет между ним и Богом. Еще до закона Моисея Иаков обещал отдавать Богу десятины за то, что Он его благословит.

Поэтому здесь открывается еще один принцип - это завет между человеком и Богом. «Господь я нуждаюсь в полном благословении, дай мне его и за это я обещаю Тебе отдавать десятую часть от всей моей прибыли». Бог не требовал десятину, как плату за Его благословения, но сам Иаков решил давать ее.

Почему именно десятая часть?

Число 10 выражает совершенство божественного порядка. Это третье число, выражающее совершенство 3, 7, 10. Оно подразумевает, что нет недостатка, что весь цикл завершен. Десятина - означает; ровно столько, сколько нужно.

1. Ной завершил эпоху древности в десятом веке, Быт.5.
2. Десять заповедей содержат все, что необходимо по своей завершенности.
3. Молитва Господа содержит 10 моментов:

Верховная власть Бога - "Отче наш, сущий на небесах!";
- Надлежащее почтение к Нему - "Да святится имя Твое";
- Явление Царства Божьего - "Да приидет Царствие Твое";
- Высвобождение Его воли - "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе";
- Решение наших нужд - "Хлеб ваш насущный дай нам на этот день";
- "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим";
- Мольба о духовном водительстве - "и не введи нас в искушение";
- Мольба об избавлении - "но избавь нас от лукавого";
- Все Его и у Него - "Ибо Твое есть Царство и сила, и слава";
- Завершение цикла вечности - "во веки. Аминь".

4. Десятина представляла то, что человек был должен Богу.

5. Искупление души стоило 10 гер. 10 гер = 0,5 сикля.

6. Десять язв представляли полный цикл суда Божьего над Египтом: "Я пошлю все язвы Мои" (Исх.9:14).

7. Мировая власть антихриста представлена 10 царствами в виде 10 пальцев ног истукана Навуходоносора и 10 рогами четвертого зверя. Десять народов подразумевают все народы, которыми будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал укрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил 10 раз:

Быт.19:24 - на Содом
- Лев.9:24 - на первые жертвы
- Лев.10:2 - на Надава и Авиуда
- Числ.11:1 - на ропчущих в Тавере
- Числ.16:35 - на Корея и его друзей
- 3Цар.18:38 - на жертвоприношение Илии на Кармиле
- 4Цар.1:10 - на врагов Илии
- 4Цар.1:12 - на врагов Илии
- 1Пар.21:26 - на жертву Давида
- 2Пар.7:1 - на жертву Соломона

10. 10 дев представляют полноту призванных: верных и неверных.

Итак, число десять было выбрано Богом не случайно - это третье число означающее совершенство. Поэтому если это число означает правильность, законченность, совершенство и Бог предпочел его - то пусть будет «десятина».

Что же такое новозаветная десятина?

Еще в древние времена праведные мужи Божьи, как Авраам и Иаков пришли к выводу, что десятина связанна с нашими благословениями. Авраам и Иаков были отцами многих поколений праведников и конечно они научили их делать это. Было ли это правильное решение? Конечно! Мы видим, что они были благословенны, и Бог называл их по имени; «Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Более того, Бог через Моисея подтверждает правильность их выбора, Он через время дает заповедь отделять десятины. Сам Бог дал удостоверение десятинам; «Это то, что Я хочу». в В Новом Завете Иисус обличая фарисеев и книжников сказал, - это правильно, что вы даете десятину, по плохо что вы другие и важные повеления игнорируете.

Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Сегодня нам уже не нужно ссылаться на закон Моисея, нам достаточно понять, как десятины важны для нас, наших семей и наших потомков. Благословение нужно МНЕ и меня не нужно убеждать в этом. Я хочу его получить. Что для этого делали праведные мужи, жившие до меня? Десятина? Хорошо, я хочу следовать их примеру, я вижу, что они были благословлены.

Если Авраам, ища благословение, отделил десятину Мелхиседеку, то я тем более отделю десятину Иисусу Христу, который больше Мелхиседека. Я хочу почитать большего надо мной, так как делал это в свое время Авраам и его потомки.

Евр.6:20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Где Иисус сейчас? Он глава, а мы Его тело. Церковь - это Его тело на земле. Вот потому мы отделяем десятины и несем в церковь для восполнения нужд святых.

Иаков был очень мудр; за все благословения в его жизни решил отдавать Богу десятину. То есть он купил себе благословения только за 10% их стоимости.

«Господь, за то, что Твое присутствие будет со мной, за то, что Ты сохранишь меня на всех путях, за то, что Ты будешь давать мне пищу, за то, что Ты будешь давать мне одежду, за то, что Ты будешь хранить меня от войн и за то, что Ты лично будешь моим Богом и покровом - Я ДАМ ТЕБЕ ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕГО».

Вау! Уникальное решение! Это очень мудро. Благословения для всех сфер нашей жизни вообще-то стоят намного дороже. Но Бога устраивают такие заветы.

5. Выводы

Сегодня в теле Христа есть несколько направлений касательно даяния десятин;

  1. Одни отделяют десятины на основании примера Авраама
  2. Другие на основании обета Иакова
  3. Третьи на основании пророка Малахии
  4. Четвертые на основании того, что Иисус больше чем Мелхиседек и Он тем более заслуживает приношений десятин, если того заслуживал Мелхиседек.
  5. Пятые на основании личного откровения от Бога дают десятины

Разные течения и разные понятия и разные споры. Но зачем? Если внимательно посмотреть на принципы всех пяти направлений, то мы увидим ОДНО И ТОЖЕ.

Мы делаем это ради нашего благословения
- мы все отделяем именно десятую часть
- мы знаем, что это правильно и Богу это угодно то, что мы делаем

ВСЕ ЭТИ ПРИНЦИПЫ И ОТКРОВЕНИЯ ВЕРНЫ И ПРИЕМЛЕМЫ НАМ

Это правильно и преимущественно отделять десятую часть от всего, что мы приобретаем, руководствуясь всеми этими пятью принципами. Это и включает в себя понятие - Новозаветная десятина. То есть - пять а одном.

  • Хочу ли я благословить Божьих священников, чтобы получить от них благословения для себя и своих потомков? Да!
  • Хочу ли я дать Богу обет отдавать десятую часть, как благодарность за то, что Он меня во всем благословляет и благословит? Да!
  • Хочу ли я не чувствовать себя вором в Божьих глазах и поддерживать своими десятинами Его дело, Его церковь, Его священнослужителей? Да!
  • Считаю ли я Иисуса больше Мелхиседека и заслуживает ли Он моих приношений, Тот, кто заплатил за мою свободу и вечную жизнь, своею жизнью? Да!
  • Имею ли я личное откровение, что, отделяя десятины, я получаю благословения во все сферы моей жизни? Да! Я испытал это на практике, и я хочу делать это!

У нас никто не забирает десятины. Церковный ящичек не должен больше пугать нас. Опуская руку в него, мы не теряем деньги - мы вытаскиваем для себя благословения. У Бога есть деньги - у Него все деньги, но он смотрит на нас.

Один великий муж Божий сказал; «90% точно принесут нам благословения, если мы отдадим 10% Богу, нежели все 100% без Божьего благословения».

Другой Божий человек сказал; «Не важно, твое личное мнение о десятинах, работают Божьи законы сеяния и жатвы, и если ты не будешь из твоих урожаев, отделять на посев, хотя бы 10%, то ты не можешь рассчитывать на урожай в следующий сезон».

Десятина это;

  • истина, которой следовали мужи Божии
  • правильный и работающий принцип
  • наше решение и наш выбор
  • наш обет Богу ради нашего благословения
  • наша благодарность богу за то, что Он дает
  • пища и обеспечение для Его священников
  • материальное обеспечение Божьего служения

Но, мы не будем забывать, что мы праведны, через веру в Иисуса. Десятины не делают нас праведными - они держат каналы благословений открытыми. Мы не можем точно сказать, что Бог не благословит нас, если мы не будем отдавать десятины. Но мы можем точно сказать, что Бог благословит нас, если мы будем отделять Ему десятины.

Вот какие благословения обещаны дающим десятину

Если Бог будет со мною - присутствие и близость Бога в нашей жизни.
- сохранит меня в пути сем, в который я иду - поможет нам исполнить Его волю
- и даст мне хлеб есть - обеспечение нас пропитанием
- и одежду одеться - обеспечение одеждой
- и я в мире возвращусь в дом отца моего - защита от врагов и ограда жизни
- и будет Господь моим Богом - покровительство Божье
- не открою ли Я для вас отверстий небесных - открытые небеса
- и не изолью ли на вас благословения до избытка - благословения в избытке
- Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные - защита
- и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих - урожаи, жатва
- И блаженными называть будут вас все народы - признание
- потому что вы будете землею вожделенною - исцеление земли

Десятая часть - помогает мне благодарить Бога и иметь хорошие финансовые результаты в жизни. Есть тысячи историй доказывающих, что люди часто имеют проблемы от недостатка мудрости , а не от недостатка финансов. Свидетельства чудес появления денег на карточках, в кошельках, и просто в разных местах дома, умножение финансов, которые происходят в Духовном Центре Благословение Отца.

«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, - рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. - Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.

Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать - “что ты делаешь? кому все это надо?” - и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик - покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.

Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам - помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю - все выравнивается. Удивительное дело!»

На храм или на бедных?

История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня - дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм - предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».

Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.

Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам - 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).

Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.

Новый Завет - призыв к совершенству

Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).

«Новый Завет не имеет предела, - объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. - Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум - все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной - это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти - тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».

Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12-13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).

Неразумное даяние

Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься - все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.

А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство - 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие - оставь их себе, ты же и так доброволец, - и моя совесть успокоится.

Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже - а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели - звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»

«Не искушай Господа Бога твоего»

Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, - рассказывает отец Аркадий Шатов, - один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».

Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я - старшая дочь Великого Царя, - сказала она ему. - Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.

По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез - это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«

Десятина в Ветхом Завете

В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.

Семилетний цикл

Десятина

Левитам (%)

Праздничная (%)

Бедным (%)

Всего (%)

1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год
6-й год
7-й год

10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
Нет

10 от 90
10 от 90
Нет
10 от 90
10 от 90
Нет
Нет

Нет
Нет
10 от 90
Нет
Нет
10 от 90
Нет

19
19
19
19
19
19
Нет

Ответственность за приход

В современной Германии существует церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин - католических, иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в том числе православные (принадлежность к конфессии указывается в налоговой декларации), этим налогом не облагаются.

Церковный налог составляет основную часть (около 70%) дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии подоходный налог начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих обязаны платить церковный налог, в число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.

Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора - «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.

«Когда я служил в деревне, - рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, - в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм - потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять - я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то - хлеб, кто-то - вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»

Религиозные лидеры боятся, что если люди не будут приносить десятину, то им не выжить без такой финансовой поддержки .

Религиозные лидеры вынуждены собирать десятину и пожертвования, вести торговлю, производственную деятельность и оказывыать платные услуги для того чтобы выжила их религиозная организация и её наёмные работники. Они служат мотивированые страхом, говоря людям о благословении и проклятии. Они прежде всего затрагивают чувство вины и страха быть проклятыми, если они не будут приносить десятины и пожертвования. Вина и страх - мощные мотиваторы. Но они - эти чувства, сами в себе являются проклятиями. И это не есть благие вести! Павел говорит, что происходит, когда мы смешиваем заветы: «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою (проклятием); ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Галатам 3:10).

Если нас - христиан учат о десятине как о законном требовании Бога для получения финансовых благословений, почему тогда не учат и о других законах - даче денег в долг без процентов и отпущении всех долгов в юбилейный год? Реальность такова, что если мы решаем соблюдать один закон, то нужно соблюдать все. А если не находим силы соблюдать все законы, то мы становимся под проклятие! Если мы смешиваем заветы, то мы действительно под проклятиями, и самое большое из них - от смеси закона и благодати: «не будет вам никакой пользы от Христа» (Галатам 5:2).

Некоторые "учителя", идут еще дальше и учат, что десятина есть основание для благословения, а приношения пропорциональны размеру благословений в будущем. Это отвратительная ложь и манипуляция, не имеющее основание ни в Новом, ни в Ветхом Заветах. Да, Бог хочет, чтобы мы Его «испытали» (Малахия 3:10). Но в Новом Завете все во Христе! Он обещает усмотреть наши нужды и «все приложить», если мы будем «искать прежде Царствия Его и правды (праведности) Его» (Матфея 6:25-34). Царство Божие - это прежде народ, которым Он правит, а праведность - это строить правильные отношения с другими людьми, то что предпринимаем для помощи им, когда мы ставим нужды других прежде всего.


Десятина в свете двух Заветов .

Основная цель десятины излагаемая в Ветхом Завете, - это материальная поддержка колена Левия. Землевладельцы, владельцы, управленцы бизнеса из одиннадцати колен Израиля отдавали десятую часть своих доходов одному колену. Деньги отдавали колену Левия за осуществление духовной заботы и организацию праздников, управление медицинской, юридической и образовательной системами. В этой системе взаимоотношений они имели выгоду - множество благ. Десятина давались коленом Левия дому Аарона согласно наставлениям в Числах 18:25-28. Они приносились в кладовые в Неемии 10:38. Левиты отдавали десятины Аарону и наверняка он был очень состоятельным! Десятина всегда предназначалась священникам и не шла на содержание храма. Скиния, а позже храм, строились и поддерживались на пожертвования и храмовые налоги (Исход 30:11-16, 35:20-29, 36:2-7).

Была десятина которая собиралась каждые три года для тех кто буквально выживали однодневными заработками: «левит, ... , пришелец, ... сирота, вдова пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь» (Второзаконие 14:27-19). Эта десятина предназначалась для того, чтобы люди, не являвшиеся состоятельными землевладельцами или управленцами бизнеса, могли быть приобщены к радости как и те, на кого они работали. Работники с однодневным заработком зависели от этих своих малых денег, работая лишь на пропитание и самые основные нужды. Они были вынуждены подбирать колоски с полей, остатки на полях и в садах (Левит 19:9-10 и Второзаконие 24:19).

Во времена Ветхого Завета изначально определилось так, что cвященнический народ формировался из первородных в своей семье детей (Числа 3:35) "Начальник поколения родов Мерари Цуриил, сын Авихаила; они должны ставить стан свой на северной стороне скинии;". Их задача, или функция, была в посредничестве между Богом и людьми. Священнический народ были особым и с привилегиями слоем общества, кормящийся от финансового потока с десятин. И можно понять, почему современным служителям - приверженцам ветхозаветной десятины нравится жить в Ветхом Завете. Обычный материализм двигающий людьми, прикрывается образом жизни помазанников - царей ветхозаветных времён, и в своих проповедях манипулируют сознанием тех кто во Христе и живёт по Новому Завету.

Одно из Ветхозаветных мест Писания (Числа27:30): «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня». Это убедительное утверждение! Но эта святыня Господня является только святыней сынов Израилевых живущих по закону, и об этом четко и ясно сказано. Ветхий Завет также утверждает в Левит 3:16, что «весь тук (жир) Господу» и стих 17 подчеркивает, что не есть жира - это «постановление вечное». Почему же сегодняшние законники так навязчиво преподносят первое, а не второе? Этот аспект оговаривается Павлом, - «ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.» (Галатам 6:13), или (в перефразированном переводе Юджином Петерсеном): «Все их разговоры о законе - воздух. Они и сами не соблюдают закон. И они крайне избирательны в выборе частей закона, которые они все же решают соблюдать».

Когда для обучения десятине тех, кто во Христе, используется толкование Малахия 3 Библии, то зачастую манипулируют сознание контекстом. Малахия 3 - последняя книга Ветхого Завета и обращена она Иудейскому народу, находящемуся под законом. Где заветы, которые требуют шаббата, празднований, жертвоприношений, особых облачений и обрядовых одежд, избирательности в пище, и другое. Итак, почему сегодня делают упор на Малахии 3, нежели на Исайи 58 - пожертвования бедным? Религиозные проповедники обещают людям 100% благословение, и говорят, что церковь двинется в пробуждение, если все будут «прилежны» в десятинах. Казалось бы Исайи 58 обещает больше, чем Малахии 3 и принципы Исайи 58 твердо подтверждает Иисус в Матфея 25. Бог действительно обещает открыть окна небесные и излить благословения. Ложь и обольщение заключается в том, что освобождение от чистилища и билет в рай можно купить. Вспомним с чего началась реформация Мартин Лютера. Продажи индульгенций - «прощение грехов и спасение» католической церковью. Ложь наших дней в том, что совершенная десятина высвободит рай на земле нам. Но только Иисус есть Дверь и Окно небесное. Он всегда ими был, есть и будет. Деньги не могут купить вход в благословение или высвободить истинные благословения. Мы уже «благословлены всяким духовным благословением на небесах во Христе» (Ефесянам 1:3). Есть и те кто скажут, что они знают об этом, но надежды и страхи говорят нам отдать десятину «на всякий случай» ... .

В ветхозаветные времена Господь дал левитам десятину за их службу, за то, что они совершая службы, несли на себе грехи народа: "а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания;" (Числа 18:21), "пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. ..." (Числа 18:23), "так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела." (Числа18:24). Мы видим, что десятина принадлежала левитам, так как Сам Господь заповедал ее им вместо земельного удела. Может ли сегодня в новозаветные времена какой-нибудь пастор или иной первосвященник нести на себе грехи народа? На каком основании ими сегодня собирается десятина, она им принадлежит и из неё получают зарплату? Зачем нужны пасторы не живущие по Новому Завету?

История свидетельствует, что приношение десятин было навязано в восьмом веке духовенством - иерархией религиозных организаций. После распада Римской Империи, когда священников перестало содержать государство, они обратились к практике духовенства Ветхого Завета. Другого выбора для существования не было.

Павел не говорил о десятинах, потому что десятины разделяют верующих...

Павел не собирал десятины для себя, а видел себя «соработником» для радости тех, кому он служил (Филиппийцам 4:10-20), но указывал на свой образ жизни самообеспечения и самостоятельного заработка как пример всем, кто хотел служить и идти за ним (Деяния 20:33-35). Он говорил: «трудящийся достоин пропитания» (1 Коринфянам 9:6-18), «блаженнее давать, нежели получать». Учение во 2 Коринфянам 8,9 посвящено собранию пожертвований для бедных, - где цель пожертвований для достижение равенства среди святых, когда избыток одного помогал недостатку другого и где вера бедного становится ответом на молитвы тех, кто жертвует. Павел собирал пожертвования, но для голодающих и нуждающихся в Иерусалиме. Деньги, сложенные «к ногам апостолов», в Деяниях 4:35 не шли на финансирование образа жизни начальников среди служителей, но на распределение «каждому по нужде».

В Матфея 23:23 и Луки 11:42, Иисус проклинает фарисеев за приношение десятин от своих огородиков с пряными травами на подоконниках, но при этом отвергая справедливость и любовь Божью. Некоторые говорят, что здесь Иисус благословил десятину. Но Иисус комментировал жизнь фарисеев и обращался конкретно к ним, - это было адресовано людям всё еще под Ветхим Заветом, нежели высказывал о том что нам всем надлежит исполнять закон о десятинах. Иисус говорит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матфея 5:20). «Прилежными десятинами», как у фарисеев, мы не приобретаем многого в Царстве Божьем. Следующее место, где слово «десятина» - это Луки 18:12. Это история с фарисеем и молящимся грешником. Где, по словам Иисуса, даже со своими десятинами и другими законническими делами праведности фарисей не будет оправдан. Далее, в Новом Завете в Евреям 7:5-9, - объяснение, почему священство Мелхиседека превосходило священство Аарона, так как Аарон отдавал десятины Мелхиседеку. Но Христос - священник «по чину Мелхиседека», поэтому Его чин превосходит и упраздняет священство Аарона. Кого следует нам - христианам слушаться и за кем следовать?!

На самом деле в Ветхом Завете никаких десятин не собиралось с «наемников» .

Десятины собирались только с состоятельных владельцев собственного дела и управленцев бизнеса. Чтобы не пошатнуть силу и власть земных первосвященником и их религии, большинство религиозных систем удерживаются на лживой доктрине десятины за счёт бедных и бедности.

Современные Лжеучителя и "апостолы" проповедующие "благую весть" о благословениях относительно десятины и ссылаясь на пожертвования священникам в Ветхом Завете, и что финансы, пожертвованные ему, вернутся такими же благословениями их давателям - это как священники Ветхого Завета. Это созданная для манипулирования сознанием людей ложь, для получения от них денег. Если у земных первосвященников такие возможности, как они утверждают что таким это вернется, то почему они сами не раздадут свои деньги присутствующим в ожидании своего стократного возврата? Современные религиозные организации называющие себя церковью, - это финансово хозяйственные структуры, где десятины тратятся на заработные платы церковной иерархии и наёмным работникам, на здания и мероприятия. Но поскольку церкви более зациклены на себе самих, в том числе на геополитических "задачах", помощь бедным зачастую осуществляется околоцерковными «служениями». Заповедать работникам труда приносить десятину не то же самое, что заповедать приносить десятину состоятельным владельцам. Мы видим как в церквях на собраниях изымаются деньги. Большинство людей относятся к работникам с небольшим одномесячным заработком хватающий только на текущие нужды и кто уже итак платит налоги государству. Богу не нравится притеснение выживающего за счет заработка или на социальное пособие (пенсию). Для бедных это не есть благая весть! В реальности бедные более щедры в помощи другим, нежели люди состоятельные. Вспомним сюжет Нового Завета о самаритянине и как он поступил со слабым, избитым и ограбленным, в сравнении с тем как поступил левит.

Рядом с Иисусом были и состоятельные люди, «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.» (Луки 8:3). Поэтому Иисус и Павел говорили о пожертвованиях и деньгах в целом, а не о десятине, потому что имели понимание, что закон в отношении десятины - строгого процента, был исполнен и упразднен как и остальной закон, во Христе. В Новом Завете нет законнического подхода к пожертвованиям, а лишь только индивидуальные наставления. Поэтому должно прислушиваться о чем благовествует Иисус членам своего Тела индивидуально. И будем стремиться помогать нуждающимся. Не будем смешивать Завет Закона и Завет Благодати. Нам не нужно проклятие, следующее за законом. Будем слушать Иисуса как Его священники и каждый индивидуально делать то, к чему Он призывает. Ключи и секреты для щедрости и жертвенности не от системы проклятий, страхов, сеяния финансов с ожиданиями жатвы, а в любящим Боге и отношений с Ним - в наших сердцах.

________________________________________ ____________

Богу не нравится притеснение выживающего за счет заработка или на социальное пособие - пенсию, для бедных это не благая весть !

В Новом Завете нет разделения на духовенство и прихожан. Реалии Нового Завета таковы, что более не существует духовенства - иерархической группы людей священных санов, ибо это бы сдвинуло Иисуса с Его места. Трудно представить себя или иного человека в Теле Христа восседающем на стуле Бога пред Его народом. В первые века существования церквей верующие собирались на вечерю любви с реально накрытым столом и пищей, которой они служили друг другу, а не с символической вечерей, где им служил кто-то особенный и со званием, в специальной одежде и говорящий особые слова, исполняющий ритуалы. Не было оплачиваемых служителей. Все так же работали в течение дня, как и остальные. Священство всех верующих было не теорией, а практикой. Даже «новорожденные младенцы» были «святым народом», «царственным священством», который мог бы приносить «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1-е Петра 2:5). Они исполняли заповеди Нового Завета об отношении друг ко другу и они служили друг другу (1-е Петра 2). Поэтому Павел (Галатам 3:28) говорит, что во Христе уже нет никаких различий по полу, национальности, статусу. Также к Коринфянам: «не потому, будто мы берем власть над верою вашею, но споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды» (2 Коринфянам 1:24), и провозгласил, что глава каждому человеку - Христос (1 Коринфянам 11:3).

Нигде и никогда Павел не хотел вставать между народом и Богом! Заблуждение, что иерархичный лидер в служении является «духовным покрытием» для «встающих под его власть» другим членом Тела Христова. В Новом Завете нет учения или примера того образа, которого придерживаются современные пастора, когда один человек - "всё в одном флаконе" (администрирует и решает текущие вопросы, проповедует и наставляет, молится и проводит службу, в то время, как «прихожане» наблюдают). Они пытаются делать то, что Бог не хотел, чтобы они делали и поэтому столько сегодня в служении разочаровываются.

В Ветхом Завете о десятине впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, который передал десятую часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего: «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 20). Патриарх Иаков обещал отдать Богу десятину, если Он сохранит его в пути: «если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем… из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28: 20-22). Однако нет прямого подтверждения, что десятина носила регулярный или общеобязательный характер. «Православная энциклопедия» отмечает, что «наиболее раннее свидетельство о регулярной десятине – слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам. 4: 4; VIII в. до Р. Х.)» .

Под десятиной понималась десятая часть из всего, что производит своим трудом человек: «И всякая десятина на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Лев. 27: 30-32). Архимандрит Никифор (Бажанов) в своей «Библейской энциклопедии» поясняет: «Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов, несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не позволялось».

Следует отметить, что десятина шла в пользу храмовых служителей – левитов, не имевших земельных наделов, которые были положены другим жителям Иудеи, и потому нуждавшихся в средствах существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделяемую им взамен отсутствовавшего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины левиты вносили на содержание перво­священника (см.: Чис. 18: 21–32).

Но не только десятина была способом жертвы Богу – существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исх. 22: 29–30 читаем: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею и с ослом твоим: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне ». Первенцы людей посвящались Богу, а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, … десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14: 22–23). Ветхозаветный человек был убежден, что земля и ее плоды принадлежат Богу, который дал ее Израилю во владение: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23: 1). Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога»: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями» (Мал. 3: 8).

Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается. Христос обличает буквализм соотечественников: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Интересно, что десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «…даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12).

В апостольских посланиях мы не находим требований или указаний для христиан следовать системе десятин. Однако апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13-14). Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16: 2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

Десятина в истории Церкви

По сообщению «Православной энциклопедии», до начала III в. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи высказывали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки неимущих.

В качестве обязанности для каждого христианина десятина была установлена в Западной Церкви в V в. На Востоке такого распространения десятина не получила.

В Киевской Руси десятина регулярно не взималась. Первое упоминание о ней находится в древнейшем документе – Уставе князя Владимира. В нем имеется следующее указание: десятая часть княжеских доходов передается на содержание каменного собора (который в связи с этим получил название «Десятинной церкви») и всей митрополии. Доктор церковной истории прото­иерей Владислав Цыпин отмечает, что «принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньше, чем на Западе».

Впоследствии на Руси была учреждена должность «десятильник», а позднее – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. В XVIII в. эти должности были упразднены.

Следует ли вносить десятину
на храм?

На сегодняшний день в Православной Церкви нет обязательной для всех десятины, а только добровольные пожертвования, что практиковалось и во времена апостолов. Среди верующих можно встретить тех, кто, ссылаясь на библейское правило, старается жертвовать десятую часть своих доходов. Заметим, что это дело их личного благочестия.

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковь (строение)
  • Словарь бизнес-терминов
  • Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

    ДЕСЯТИНА - церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

    ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

    Церковная иерархия - Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

    ДЕСЯТИНА - (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

    десятина церковная - отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: