Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами? Особенности изготовления и оформления Царских врат. Украшения, помещённые на Царских вратах боковых приделов и над ними

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется “моление”, потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2 . На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3 . В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов . Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса - Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса -южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд - это Деисус (см. “Иконография”). Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.

Алтарь - важнейшее, недоступное мирянам часть храма(рис.3.4). Место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов. Называлось оно «би́ма », и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. Поэтому, алтарь, как правило, устраивается на возвышении на одну или несколько ступеней высотой 0,12-0,15 м каждая.

Алтарь в православных храмах по древней традиции устраивается с восточной стороны и представляет собой абсиду, может быть встроен или пристроен к средней части храма. В храмах вместимостью до 300 человек устраивается, как правило, один алтарь. В храмах большей вместимости по заданию на проектирование могут устраиваться в приделах несколько алтарей. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельнымиили приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

Рисунок 3.4. Схема алтаря

Габариты алтаря и подсобных помещений при нем в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование. Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м 2 . В ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна. В алтаре, как правило, устраиваются оконные проемы, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом. Разное количество окон в алтаре символизирует следующее:

    Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества.

    Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа.

    Четыре окна – Четвероевангелие.

В центре алтаря должен находиться квадратный престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. Престолпредставляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр) , вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) на расстоянии не менее 1,3 м и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах. Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (рис.3.5). В первую очередь это относится к размерам жертвенника , которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Рисунок 3.5. Жертвиник

Го́рнее (слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол , на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие ». За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы(рис.3.6).

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе,причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

Рисунок 3.6. Горнее место

Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

1. Местный ряд

2. Праздничный ряд

3. Деисусный ряд

4. Пророческий ряд

5. Праотеческий ряд

6. Навершие (Крест или Голгофа)

7. Икона «Тайная Вечеря»

8. Икона Спасителя

9. Икона Пресвятой Богородицы

10. Местная икона

11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Царские врата

13. Диаконские (северные) врата

14. Диаконские (южные) врата

Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

Рисунок 3.5. Схема заполнения пятиярусного иконостаса

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы , невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами , внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

Диа́конские (боковые) врата расположены:

1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

2. Налево от иконы Божией Матери – северная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. иконатого праздника или святого, в честь которого освящен храм.

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд,который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

Рисунок 3.8. Пример классического иконостаса

Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с ) С обеих сторон от деисиса иконы апостолов.

3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя, ветхозаветные пророки(Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

4. В центре пятого (праоте́ческого)ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев(Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей(т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Средняя часть храма , как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма). шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря. В таком устройстве солеи таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле иконостасом, а выходит из-под него к людям: для молящихся, во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

Рисунок 3.9. Средняя часть храма, интерьер

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 - 1,0 м.С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос. По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма. В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.

Рядом с клиросами ставятся хору́гвииконы, написанные на материи и прикрепленные, подобно запрестольным изображениям Креста и Божией Матери, к длинным древкам. В некоторых храмах есть хо́ры – балкон или лоджия обычно с западной, реже с южной или с северной стороны. В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) паникади́ло, или паниканди́ло.Обычно паникадило выполняется в виде одного или нескольких стилизованных колец, может быть богато орнаментовано, украшаться «таблетками» – иконописными изображениями. В куполах боковых приделов подвешиваются подобные же светильники меньших размеров, называемые поликанди́лами. Поликандила имеют от семи (символизируют семь даров Святого Духа) до двенадцати (символизируют 12 апостолов) ламп, паникадила – более двенадцати.

В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным. Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма.

За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двухстворчатые двери, или красные врата, ведущие из средней части храма в притвор. Они являются главным входом в церковь. Помимо западных, красных врат, храм может иметь еще два входа в северной и южной стенах , но это бывает не всегда.

Притво́р - третья входная часть храма. Притворы могут служить в качестве входного тамбура. В I, II, III климатических районах и IIIг климатическом подрайоне при главном входе следует предусматривать тамбур. При дополнительных входах, служащих в качестве эвакуационных, тамбуры допускается не предусматривать. Ширина тамбуров должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбуров должна превышать ширину полотна двери не менее чем на 0,2 м.

Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах притворов не допускается для беспрепятственного входа и выхода, особенно во время Крестного хода.

Ширину проемов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода. Ширину дверного проема в свету рекомендуется принимать не менее 1,2 м, ширину свободного прохода внутренних дверей - не менее 1,0 м.

Наружные лестницы должны быть минимальной шириной 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в храмы, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.

Также притвор может быть развит с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма, нередко встроены в колокольню, если она примыкает к храму вплотную. Иногда ширина притвора одинакова с шириной западной стены.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Рисунок 3.10. Планировочная схема приходского храма

1 - паперть с гардеробной; 2 - лестница на колокольню; 3 - помещение сторожа; 4 - техническое помещение; 5 - притвор с «церковным ящиком»; 6 - иконная лавка; 7 - кладовая; 8 - крещальня; 9 - помещение для переодевания; 10 - помещение персонала; 11 - исповедальня (требная); 12 - трапезная часть; 13 - средняя часть храма; 14 - алтарь; 15 - понамарка; 16 - ризница; 17 - солея с амвоном; 18 - клирос; 19 - придел; 20 - алтарь придела; 21 - понамарка с ризницей; 22 - солея с амвоном

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

От основного объем храма, где собираются верующие. Для христиан иконостас имеет определенную символику. Алтарь и алтарная преграда расположены на возвышении – солее, что символизирует рай, Царство Небесное, находящиеся над миром земным. Согласно преданию, «райская гора» была отгорожена от остального мира. Поэтому и алтарная часть отделена иконостасом. Царские врата иконостаса, открывающиеся и закрывающиеся во время богослужения, символизируют райские врата. Основной идеей иконостас, по мнению верующих, является соборное моление, вечное заступничество святых, которые незримо присутствуют в церкви.
Невысокие решетчатые или сплошные мраморные преграды, отделяющие основной объем храма от алтаря, появились уже в подземных церквях катакомб. В VI в. в Византии форма алтарных преград усложнилась: появилось двенадцать колонн символизирующих двенадцать апостолов ; три входа в алтарь; рельефные украшения. Позже на алтарных преградах стали изображать Спасителя, затем Богородицу с Иоанном Предтечей, обращенных в молитве к Христу, располагающемуся в центре. Эта композиция получила название «деисус» (правильнее «деисис» - моление) и стала необходимой частью алтарных преград.
Со временем композиция иконостаса усложнялась. По бокам деисуса стали появляться изображения архангелов , апостолов Петра и Павла . Возник второй ряд икон .
Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Высокий сомкнутый иконостас – уникальное явление, присущее с XV в. православным храмам. Окончательное формирование классического пятиярусного иконостаса произошло в начале XVI в. и связано с деятельностью Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, а также с особенностями богослужения по иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном. Первый законченный образец русского высокого сомкнутого иконостаса – Благовещенский собор Московского Кремля.
Обычно иконостас имеет пять рядов. В маленьких церквях может быть три первых ряда. В первых трех рядах раскрываются темы Нового Завета, в четвертом и пятом – Ветхого Завета.
Первый (нижний) ряд иконостаса – местный. В нем изображаются местные святые. Слева от Царских врат помещают икону Богоматери, справа – Иисуса Христа. Рядом с ним – храмовую икону праздника или святого, в честь которого освещен храм. Над Царскими вратами – изображение Тайной вечери. Слева и справа от Царских врат – северные и южные двери иконостаса. На них чаще всего изображают архидьяконов Стефания и Лаврентия или архангелов Михаила и Гавриила. Правил на настроение местного ряда не существовало (они были утверждены Собором в 1667 г.), поэтому на самые почетные места у Царских врат помещали наиболее почитаемые иконы или считающиеся чудотворными.
Второй – деисусный чин (ряд), символическое моление святых перед Господом за человеческий род. В центре ряда располагается икона «Господь Вседержитель». По бокам от него – предстоящие святые: Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. За ними могут в различном порядке – другие святые: апостол Андрей Первозванный , святитель Василий Великий , великомученик Георгий Победоносец , святители Николай Чудотворец , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , апостол Иоанн Богослов , великомученик Дмитрий Солунский.
Третий ряд – праздничный, где обычно располагаются изображения двенадцати главных церковных праздников (т.н. двунадесятых). Праздники посвящены евангельским сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Вознесение, Святая Троица, Успение Божьей Матери, Воздвижение Честного Креста. Но возможны изменения и замены. В XVI-XVII вв. праздничных чин разросся настолько, что иногда насчитывал более двадцати икон.
Четвертый ряд иконостаса – пророческий, пятый – праотеческий.
Четвертый пророческий чин (ряд) иконостаса ввел Андрей Рублев при создании иконостаса Успенского собора во Владимире. В центре изображается Богоматерь Знамение, слева и справа от нее – пророки: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, цари Давид, Соломон, Илия, Елисей и др. Особо выделяют четырех великих пророков: Исайя, Иеремия, Иезекилдь, царь Даниил. Кроме того принято считать еще двенадцать малых пророков: Амос, Авдий, Осия и проч. Последним из пророков был Иоанн Креститель.
Обычно пророков изображают в виде старцев с различными видами бород: Моисей – с проседью в редкой бороде, Давид – с круглой короткой бородой, Иезекиль – с остроконечной и т.д.
Пятый, верхний чин иконостаса, - праотеческий. Он как бы представляет первоначальную ветхозаветную церковь, начиная от Адами и заканчивая Законом Моисеевым. В центре праотеческого яруса до XVI в. обычно помещали образ Святой Троицы – явление трех ангелов Аврааму у Мамврийского дуба. В XVI-XVII вв. здесь появляется т.н. «Новозаветная Троица» («Отечество») – композиция, являющаяся воплощением триединой сущности Бога
С XVII в. иконостасы становятся все пышнее и богаче. Иногда появляются шестой и седьмой ряды: страстной чин и чин церковных таинств.
Количество икон в иконостасах больших церквей и соборов может быть очень большим. Так, в иконостасах Успенских соборов Москвы и Владимира находилось по восемьдесят три иконы. Общая ширина владимирского иконостаса составляла 28,5 м., а высота икон только центрального деисусного чина была более трех метров.

(церк.) - входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание "красным вратам" иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов (III, 2). Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются насупротив алтаря. Называются вратами царскими оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. В царских В., при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами или святыми называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские В. на литургии входит Царь славы "датися в снедь верным " (Тип., гл. 9 и 22); название святых им присвоено оттого, что через них выносятся св. Дары и непосвященным не дозволяется входить в них - через царские В. могут входить только священнослужители. Царские В. называются еще великими, по сравнению с северными и южными вратами (см. ниже), и по величине благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при богослужении. Открытие царских врат изображает отверзтие небесного царства. В первые века христианства вместо царских врат употреблялась завеса ; о "малых завесах " упоминается в литургии св. апостола Иакова, относящейся к I веку и употреблявшейся в иерусалимской церкви. Св. Златоуст (Бес. и Посл. к Еф.) поясняет, что завеса служит указанием высокого достоинства алтаря, а Кирилл Александрийский говорит, что открывание обеих половин "завесы" уподобляется отверзению небес. Ныне "завесами" внутри алтаря завешиваются царские В., которые всегда богато и благолепно украшены резьбой, ваянием и живописью; изображаются обыкновенно лики евангелистов и благовестие Пресвятой Девы Марии. Разверзаются царские В. в определенное время при священнодействии, а также всегда в Светлую седмицу. Два других боковых входа в алтарь, по правую и левую сторону царских В., именуются северными и южными вратами. Северные В., налево от царских, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от царских В. - южные или полуденные В., ведущие в ту часть алтаря, в которой прежде был дьяконник (сосудохранильница), от чего южные В. и именовались дьяконскими (см. Иконостас). Северные и южные В. помещаются на одной прямой с Царскими В. и через них совершаются все священнослужебные выходы из алтаря и входы в него, а именно: выходы - северными, а входы - южными вратами. Украшения боковых В. большей частью состоят в изображениях ликов ангельских и пророческих или в изображениях архидиаконов первенствующей церкви, например св. Стефана, Лаврентия и др.

  • - См. Тайная...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - 1) в Иез 26:2 Иерусалим назван "вратами народов"; 2) кр. того, в Библии говорится о "вратах небесных" и "вратах ада " ...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - - древние обряды, празднества в честь Вишну или Шивы, описываемые в пуранах...
  • - Закон или сила богов...

    Религиозные термины

  • - Вход в алтарь, храм, монастырь...

    Архитектурный словарь

  • - см. Апокрифы...
  • - входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание "красным вратам" иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. мн.ч. - ворота, иногда укрепленные города...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ср., мн., церк. ворота, двери. Царские, святые врата, в церквах, двери алтаря, противу престола, в средине. Вратный, приворотный...

    Толковый словарь Даля

  • - ́, врат. То же, что ворота. Царские врата средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарь...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ́, врат, ед. нет. Ворота. «Узкие врата замком замкнуты непокорным.» Пушкин. Царские врата...

    Толковый словарь Ушакова

  • - врата́ мн. устар. 1. то же, что ворота 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ВРАТ|А, -Ъ мн. с. Ворота, широкий вход или проезд, запираемый створами: ономоу же сто˫ащю предъ враты ЖФП XII, 40в; въшьдъ же въ цр҃квь... оувѣдѣвъ ˫ако враты хотѩть изити...

    Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • - ...

    Формы слова

  • - см....

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 вулкан...

    Словарь синонимов

"Врата" в книгах

ВРАТА УЧЕНОСТИ

Из книги Записи и выписки автора Гаспаров Михаил Леонович

ВРАТА УЧЕНОСТИ Первый шедевр в вашей жизни? Что это было? Кто сказал, что это шедевр? Или это собственное - сразу - восприятие? Или титул присвоен позже?Из анкетыВначале было имя. Взрослые разговаривали и упоминали Евгения Онегина, Пиковую Даму, Анну Каренину, Чарли

Киликийские врата

Из книги Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы автора Левицкий Геннадий Михайлович

Киликийские врата И не думай, что их влечет жажда золота и серебра: эта дисциплина до сих пор крепка, ибо создана бедностью: постелью уставшим служит земля, еды им достаточно той, которую они раздобудут; а время их сна – неполная ночь. Руф Квинт Курций. История Александра

III. ВРАТА В КОСМОС

Из книги Юрий Гагарин автора Степанов Виктор Александрович

III. ВРАТА В КОСМОС

IV. «ВРАТА УЧЕНОСТИ»

Из книги Ломоносов автора Морозов Александр Антонович

IV. «ВРАТА УЧЕНОСТИ» «Блажен! что в возрасте, когда волнение страстей изводит нас впервые из нечувствительности, когда приближаемся степени возмужалости, стремление его обратилось к познанию вещей». А. Н. Радищев, «Слово о Ломоносове» С промыслов возвращались поздней

Врата в Будущее

автора

Врата в Будущее Качество прочности всегда будет очень показательным для эпохи. В конце концов, наверное, никто не хочет нарочно понижать качество. Оно снижается от окружающего несовершенства. Это снижение начинается очень незаметно. Иногда оно происходит под предлогом

Открытые врата

Из книги Листы дневника. Том 1 автора Рерих Николай Константинович

Открытые врата "Прошлое - ничто перед будущим". Не раз приходилось так усовещевать тех, кто сомневался в будущем и горевал лишь о прошлом."Из древних, чудесных камней сложите ступени грядущего". И так много раз писалось для тех, которые не хотели оценить сокровищ,

Врата учености

Из книги Жуковский автора Арлазоров Михаил Саулович

Врата учености Юность нетерпелива. Она торопится в будущее, порой не думая о настоящем и забывая прошлое с какой-то уму непостижимой быстротой. Был ли маленький Жуковский исключением из этого правила? Понимал ли он, что осенним днем, наполненным суетой сборов,

Величественные врата

Из книги Бахчисарай и дворцы Крыма автора Грицак Елена

Величественные врата История Бахчисарая началась со строительства ханского дворца, возведенного под неусыпным взором Сахиб-Гирея в 1519 году. Раскинувшийся на четырех гектарах, утопавший в «райских» садах комплекс дал название городу, став средоточием культурной и

14. ОТКРЫТЫЕ ВРАТА

Из книги Рерих автора Антология гуманной педагогики

14. ОТКРЫТЫЕ ВРАТА «Прошлое - ничто перед будущим». Не раз приходилось так усовещевать тех, кто сомневался в будущем и горевал лишь о прошлом.«Из древних, чудесных камней сложите ступени грядущего». И так много раз писалось для тех, которые не хотели оценить сокровищ,

Врата в Рай

автора Агалакова Жанна Леонидовна

Глава 2. ВРАТА САМОПОЗНАНИЯ ПЕРВЫЕ ВРАТА

Из книги Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения автора Том Джон Робертсон

Глава 2. ВРАТА САМОПОЗНАНИЯ ПЕРВЫЕ ВРАТА Когда человек впервые познаёт свое истинное «Я», нечто иное поднимается из глубин его существа и овладевает им. Это нечто вне ума, оно бесконечно, божественно и вечно. Рамана Махарши В 1937 году, в возрасте 34 лет, пандит Гопи Кришна

ВРАТА

Из книги Огненный Подвиг. часть I автора Уранов Николай Александрович

ВРАТА "Решивший познать Агни Йогу должен преобразить Ею всю жизнь". Если познание законов математики возможно без преобразования жизни, то невозможно проникнуть в сферы Огня, не омыв своей внутренней сущности. Где возможно, законы поставят преграду дальнейшему

Врата в Рай

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Врата в Рай Так еще в Средние века называли часовню Сен-Шапель. Это самая готическая из всех готических церквей Парижа, замечательный образец «пламенеющей готики»: каменные шпили с шипами, напоминающими о Терновом Венце, ради которого возводилась часовня, башенки, тонкие

Врата рая

Из книги Любовь! Верните ее в свою жизнь. Курс на чудеса автора Уильямсон Марианна

Врата рая Не думай, будто путь к вратам Рая труден. «Курс на чудеса» Итак, мы стоим пред вратами рая. Нашему сознанию кажется, что мы покинули рай миллионы лет назад. Сегодня мы возвращаемся домой.Мы – поколение Блудного сына. Мы покинули отчий дом, но вернулись, поэтому

Что означает выражение «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означает выражение «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы»? иеромонах Иов (Гумеров)В данном стихе используется реалия ветхозаветной жизни. Ворота в древних городах (в том числе и в Иерусалиме) устраивались низкими с подъемным верхом.

Врата

(церк.) - входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание "красным вратам" иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов (III, 2). Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются насупротив алтаря. Называются вратами царскими оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. В царских В., при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами или святыми называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские В. на литургии входит Царь славы "датися в снедь верным " (Тип., гл. 9 и 22); название святых им присвоено оттого, что через них выносятся св. Дары и непосвященным не дозволяется входить в них - через царские В. могут входить только священнослужители. Царские В. называются еще великими, по сравнению с северными и южными вратами (см. ниже), и по величине благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при богослужении. Открытие царских врат изображает отверзтие небесного царства. В первые века христианства вместо царских врат употреблялась завеса ; о "малых завесах " упоминается в литургии св. апостола Иакова, относящейся к I веку и употреблявшейся в иерусалимской церкви. Св. Златоуст (Бес. и Посл. к Еф.) поясняет, что завеса служит указанием высокого достоинства алтаря, а Кирилл Александрийский говорит, что открывание обеих половин "завесы" уподобляется отверзению небес. Ныне "завесами" внутри алтаря завешиваются царские В., которые всегда богато и благолепно украшены резьбой, ваянием и живописью; изображаются обыкновенно лики евангелистов и благовестие Пресвятой Девы Марии. Разверзаются царские В. в определенное время при священнодействии, а также всегда в Светлую седмицу. Два других боковых входа в алтарь, по правую и левую сторону царских В., именуются северными и южными вратами. Северные В., налево от царских, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от царских В. - южные или полуденные В., ведущие в ту часть алтаря, в которой прежде был дьяконник (сосудохранильница), от чего южные В. и именовались дьяконскими (см. Иконостас). Северные и южные В. помещаются на одной прямой с Царскими В. и через них совершаются все священнослужебные выходы из алтаря и входы в него, а именно: выходы - северными, а входы - южными вратами. Украшения боковых В. большей частью состоят в изображениях ликов ангельских и пророческих или в изображениях архидиаконов первенствующей церкви, например св. Стефана, Лаврентия и др.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Врата" в других словарях:

    Вратарь, я … Русское словесное ударение

    Врата. Отворяти (отворити) врата впускать в город; или: захватывать город, заставляя открыть ворота; повелевать городом (2): Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ... Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Кіеву … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Врата ритуальные двери в храме. Врата солнца каменная арка, принадлежащая культуре Тиуанако Врата Иштар восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора II в… … Википедия

    Врата 2: Нарушители The Gate II: Trespassers Gate II: Return to the Nightmare Жанр фильм ужасов Режиссёр Тибор Такач Продюсер … Википедия

    Врата, врат, вратам, врата, вратами, вратах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    ВРАТА, врат, ед. нет (церк. книжн., поэт. устар.). Ворота. «Узкие врата замком замкнуты непокорным.» Пушкин. Царские врата (см. царский). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВРАТА, врат (устар.). То же, что ворота (в 1 и 3 знач.). Царские врата средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ср., мн., церк. ворота, двери. Царские, святые врата, в церквах, двери алтаря, противу престола, в средине. Вратный, приворотный. Вратарь, вратник муж. ница жен. привратник, дверник, приворотник, дворник, сторож при воротах. Вратить что, ·стар.… … Толковый словарь Даля

    См. ворота Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. врата сущ., кол во синонимов: 2 … Словарь синонимов

    Врата, врат, ам … Русское словесное ударение

    Мн. устар. 1. то же, что ворота 2. то же, что вход Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: