«Засеянное поле» – древнейший славянский религиозный символ плодородия. Засеянное поле

Славянский знак Поле – один из древних символов, встречающихся в обережной вышивке, ткачестве, убранстве жилища, домовой резьбе. Название знака Поле сразу говорит о его связи с силами земли. Этот славянский символ посвящен Матери Сырой Земле.

Землю почитали, как одну из четырех стихий, образующих мир Яви, потому обереги Матери Сырой Земли были распространены у славян. К Матушке-Земле обращались, прежде всего, женщины, но носили её оберег и мужчины.

Изображение знака Поле

Знак Поле изображают в виде ромба с косым крестом посередине. Получается ромб, разделенный на четыре части. Иногда знак Поле с точками называют «засеянное Поле» - символ оплодотворенной земли, в которую уже упали семена. Знак Поле без точек – «не засеянное поле», символ земли, ещё не готовой к взращиванию урожая.

История знака Поле

Символ Поле чаще всего встречаем в традиционной вышивке женской одежды. Знак Матери Сырой Земли помогал женщинам зачать и родить здоровых детей . Северные мастерицы использовали знак Поле вместе с другими славянскими символами. Узор вышивки никогда не состоял из отдельных элементов, все символы в нем сплетаются в единый рисунок.

Сила знака Поле

Чем поможет оберег Поле, какое действо совершает?

Знак Поле привлекает силу Матери Сырой Земли, направленную на рост, развитие в мире Яви, напоминающую о радости жизни.

Знак Поле носят для:

  • Привлечения любви и создания крепкой семьи. Часто незамужние девушки носят незасеянное Поле, чтобы встретить суженого. Замужние женщины носят засеянное поле для беременности и рождения здоровых детей;
  • Для плодородия, получения результатов своих действий;
  • Для счастья, ощущения радости от жизни.

Кому подходит знак Поле?

Символ Матери Сырой Земли носить можно всем, даже малым детям. Этот знак – один из оберегов, встречавшихся встарь всюду. Для ребенка лучше, по традиции, выбрать узор «незасеянное Поле». Для взрослой женщины – знак «засеянное Поле», конечно, в том случае, если женщина желает рождения детей.

Связь славянских символов с Богами

Сила славянских символов традиционно связана с Родными Богами. Каждый знак обращается к одному из славянских Богов, отсюда и значение каждого символа. Хотите узнать сразу про все знаки Богов? Читайте большую статью: «Славянские символы. Традиционная символика славян». В ней коротко описываем значение каждого символа, о котором можно узнать больше в статье, посвященной этому знаку.

С того военного лета этот город, эти узбекские дворики с теплой утоптанной землею, эти сквозистые кроны чинар, погруженные в глубину неба, означали для нее больше, чем просто - жизнь; все это было жизнью подаренной.

"- …Это вы замечательно решили - писать роман о Ташкенте! Такой город не должен быть забыт… И, знаете, здорово придумано - собирать "голоса". Каждый такой голос - а нас, бывших ташкентцев, по всему свету разбросано немало, - может вам отдельный роман наговорить, роман своей жизни. И я с удовольствием наговорю, что помню…

Я тут недавно набрел в Интернете на сайт под названием "Алайский"… и там перекличка наших земляков: "Кто учился в мужской средней школе им. Сталина, Хорезмская, 8, - откликнитесь!"… "Кто с Тезиковки, ребята, - отзовитесь!"… Какой-то местный парень берет заказы на фотографии. Ты называешь объект: главпочтамт, например… - помните каменных львов на его угловом, вечно заколоченном парадном? Говорили, что это единственные каменные львы в городе. У меня они ассоциируются с детством, потому что няня разрешала посидеть верхом то на одном, то на другом - они в разные стороны смотрели, словно торчали на шухере… Или, например, консерватория… или памятник в парке Тельмана… Так, значит, этот парень фотографирует за сущие копейки и присылает - все-таки память… Очень удобно! Вот живешь ты у себя в Солт-Лейк-Сити лет эдак тридцать, а снится тебе ночами Шейхантаур, сине-лазурный орнамент на мавзолее шейха Хавенди Тохура… кладбище, мечеть… Площадь, где проходили гуляния на узбекских праздниках, особенно после уразы - религиозного поста. Да, Шейхан-таур… это был город в городе, знаете… Такой Багдад: путаный бесконечный лабиринт переулков, тупиков, бесчисленного множества узбекских дворов… А что такое узбекский двор? Это комплекс полного жизнеобеспечения. Сам дом, наверху - балхана… Не знаете? Ну как бы объяснить вам… это балкон - не балкон… не антресоль… а нечто вроде пристройки наверху… так что дом тогда казался двухэтажным… А крыши… они земляными были, поэтому весной на них прорастала трава, трепетали нежным пламенем первые маки под еще свежим ветерком…

По двору протекал арык, над ним строили такой квадратный деревянный помост - айван, или супу… бросали на него множество курпачей - небольших, простеганных вручную, ватных одеял. От них всегда попахивало прелым человеческим душком, стирать их не стирали, а вывешивали на солнце - сушили, проветривали… На айване спали, принимали гостей, чаи распивали… От арыка шла прохлада в жаркий день, и звук бегущей воды успокаивал, расслаблял…

Во дворе всегда была пристройка, кухня, и низкая кирпичная, обмазанная глиной, печь - тандыр, в ней пекли лепешки, самсу… Дух горячей узбекской лепешки забыть невозможно, он снится мне здесь, в штате Юта, по ночам… Снится, как молодой узбек палкой поддевает ее, вынимает, - круглую, в подпалинах на бугорках, с обожженными зернышками тмина, а посередке у нее вдавленный такой, жесткий, хрусткий пятачок, за который можно душу дьяволу продать! И от нее волна горячего запаха… как бы это объяснить… материнского запаха, знаете… вот, слов не хватает!.. Да мир на этом запахе стоит!

А в самих домах были низкие такие, как кофейные столики, печки - не помню принцип, по которому они работали, врать не стану… а только сидел ты на полу, на курпачах, ноги засовывал под этот столик и чувствовал тепло… Было замечательно! А стряпали многие во время войны на чем? На мангалке! Я, знаете, за свою жизнь бывал во многих местах, поездил по командировкам, но нигде больше такой народный агрегат не встречал. Сейчас опишу… Берется старое ведро и из него делается печка. Дырявятся по бокам два отверстия - одно для дров, другое - золу выгребать. Поверху - решетка из толстой проволоки. Чтоб железо не прогорело, изнутри ведро выложено обломками кирпича и обмазано глиной. На мангалках половина Ташкента всю войну варила и кипятила…

Вот что озадачивало у них с непривычки - туалет. Обычная пристройка в углу двора, с дыркой, чтоб сидеть на корточках, а у стенки - ведро, полное круглых глиняных камней. Если у русских в туалетах на гвоздике висели обрывки газет или листки из школьных тетрадей, то у узбеков, вот, камни использовались для этой нужды… Интересно, правда?… Мы, конечно, притаскивали свой материал для такого ответственного дела. Помню, в туалете мне попался лист из какого-то старого журнала, там была напечатана вредная белогвардейская поэма, называлась "Драма русскаго офицерства", и внизу страницы: "Типография Г.А. Ицкина, въ Ташкента". Взрослые не обращали внимания - чем подтирались, хозяева-узбеки тем более… А я просек что-то необычное, запретное… пацана запретным только помани! Приволок лист домой… И так мне отец за него по ушам навесил!.. Лично сжег на свечке! Да только поздно, поздно… память детская, само все в нее влетает… я уже наизусть много строчек знал, хотя не все. Представляете - даже сейчас начало помню. Там так:

Христосъ Всеблагій, Всесвятый, Безконечный
Услыши молитву мою.
Услыши меня, о Заступникъ Предвечный.
Пошли мне погибель, въ бою.
На родину нашу намъ нету дороги:
Народъ нашъ на насъ на же воссталъ,
Для насъ онъ воздвигъ погребальныя дроги
И грязью насъ всъхъ закидалъ.
Въ могилахъ глубокихъ безъ счета и меры
Въ своем и враждебныхъ краяхъ
Сномъ вечным уснули бойцы офицеры,
Погибшіе въ славныхъ бояхъ.
Но мало того показалось народу:
И вотъ, чтобъ прибавить могилъ,
Он, нашей же кровью купившій свободу,
Своихъ офицеровъ убилъ.

Ну и так далее, дальше уже не помню… Что за народ? Каких таких своих офицеров он убил? Когда все это стряслось? Взрослых я спрашивать опасался: шла наша собственная война, где героями были и солдаты, и офицеры… И долго мне смысл этой поэмы казался темным…

Да, так, Шейхантаур… там все было свое - парикмахерские, школы, Юридический институт, зубоврачебный кабинет, рынок… Даже кинофабрика - в ней еще немые фильмы снимались! И все жили скопом, как в кучу наваленные… По соседним дворам у нас много лепилось раскулаченных русских, старообрядцев, были татары, армяне, евреи… Во время войны эвакуированные жили даже в мечети, позже она была складом, а с возрождением национальной независимости… но этого я уже не знаю, это уже не при мне…

Ну и чайханы на каждом шагу… Узбекский мужчина без чайханы не может никак - это как для англичанина его клуб. Узбеки сидят в чайхане в чапанах - полосатых и синих ватных халатах, в чалмах, в тюбетейках… и весь день пьют чай, потеют… - им пот служит вентилятором, а чапан удерживает температуру тела в течение всего дня… Вековые народные традиции - так спасаются от жары… Но еще - и это тоже, никуда не деться, вековые традиции! - из темной глубины помещения всегда потягивает характерным запахом гашиша, по-ихнему - анаши… Восток без дурмана, говорил мой отец, что скупой без кармана.

Лет пять назад приезжал я уже отсюда, из Солт-Лейк-Сити, в Ташкент - взглянуть на свою первую школу… Ничего не узнал! Все перестроили; вместо милых ташкентских особнячков - какие-то циклопические сооружения псевдо-мавританского шика: купола, арки, мраморные гигантские площади под нещадным солнцем… Идешь к такому издали, думаешь - ну, это, наверное… парламент? Величественный, инопланетный, нечеловеческих пропорций… Театр на двадцать тысяч мест? Подходишь ближе, выясняется: какой-нибудь Дом моделей.

А от Шейхантаура, моего Шейхантаура, который я избегал босыми ногами вдоль и поперек, и кругом, и петлями, так что моей "стезей" уличной можно бы, наверное, обернуть экватор… - от Шейхантаура осталась только изразцовая мечеть. Стоит, как ворота в никуда - в город, которого нет больше ни на одной карте…".

3

Нищие старики и старухи стоят у крыльца булочной, что на Каблукова, ждут - иногда какие-то сумасшедшие, отоварив карточки, дают им довески. Но Катя никогда не дает - как можно?! Хлеб?! Разве хлеб можно отдать, хотя бы крошку?! Нет, она торопясь проходит мимо, и, только отойдя шагов на двадцать, достает из пакета довесок и медленно съедает: сначала пережевывает мякоть, не глотая, - тогда слюна проникает во все крошки, наполняет их, пружинистая пористая плоть хлеба набухает, превращаясь там, во рту, во вкуснейшую кашу… Теперь можно постепенно глотать, распределяя кашу языком на части…

Иногда, если день начинается удачно, довесок попадается с мягкой, еще теплой коричневой корочкой. Ее можно с самого начала отгрызть, подержать в кулаке, пока лелеешь во рту мякоть, а потом всю дорогу до дому сосать корочку, пока и она не растворится совсем. Но и тогда еще долго вылавливаешь из-за щеки и подталкиваешь языком к зубам разбухшие крошки…

Еще Саша на своем авиационном заводе добывает талоны на обед. Обеды выдают в консерваторской столовой, через окошко, во дворе. Надо только приходить со своей кастрюлькой. И Катя приходит, ни разу не пропустила! Она лучше школу пропустит! Чего она в той школе не видела? Все равно мысли только о еде… К окошку выстраивается очередь, но это ничего, постоять можно, только Катя всегда волнуется, что ей не хватит. Первые блюда разливает алюминиевым мятым половником здоровенный мордатый парень с кудрявым чубом через все лицо. Заставить бы его подхватить заколкой, чтоб в половник не попал. Однажды в очереди перед Катей стоял пожилой дядечка с седой бородкой, в шляпе. Он принял у мордатого свою кастрюльку, отошел в сторону и стал выливать мутную жижу на землю. Вернулся к окошку и спрашивает: "Какой у вас выход?" Мордатый что-то буркнул. А тот: "Нет, здесь не будет столько!" - "Да чего ты привязался!" - "А того, что я и сам был поваром и знаю, что к чему!" Повернулся и пошел с пустой кастрюлькой. А чубатый вслед ему нагло и насмешливо пропел: "Сам был поваром и знает, что все повара воруют!"… И вся очередь промолчала, словно люди боялись, что следующему затируха не достанется…

Тюняев Андрей Александрович, президент Академии фундаментальных наук,
руководитель сектора Исторической символики Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации АФН и РАЕН,
действительный член Российской академии естественных наук,
основоположник новой фундаментальной науки «Организмика»

«Засеянное поле» . К наиболее древним (с 4-го тыс. до н.э.) славянским знакам абстрактного типа, именуемого нами в данной работе общим названием «свастические символы», относится свастический знак «Засеянное поле».

Для определения его древности и символического назначения мы, как предложил Б.А. Рыбаков, используем

«народное искусство или такие комплексы, в состав которых входят орнамент или другие изобразительные материалы. В этих случаях мы можем обратиться к археологии, от которой вправе ожидать более точного хронологического определения времени первичного появления того или иного сюжета. Только сочетание данных этнографии и археологии может дать нам хронологическую амплитуду начала и конца тех или иных явлений» .

Известно, одним из символьных архетипов является ромб и, более того, он составляет (наряду с другими геометрическими фигурами – кругом, квадратом, крестом) основу общечеловеческой символики. При этом согласно теории коллективного подсознания швейцарского психолога Карла Густава Юнга, самые глубокие уровни человеческого подсознания содержат унаследованные образы «коллективного бессознательного», или архетипы – древнейшие общечеловеческие идеи и символы, для всех культур ставшие основой мифов, народного и традиционного искусства .

Ориентируясь на подобный подход, мы можем произвести

«при помощи этнографических загадок (взятых из большого числа им подобных) три хронологических зондажа в археологическую глубину тысячелетий. Объекты должны быть выбраны из области изображений, так или иначе связанных с ритуальной стороной народного быта. Первым примером для нас послужит один устойчивый элемент узора свадебного наряда невесты; вторым – один из загадочных сюжетов на пасхальных яйцах-писанках; третьим примером будет широчайшим образом распространенный ромбический узор на полотенцах, являющихся, как известно, предметом ритуальным» .

Для начала знак «Засеянное поле» мы идентифицируем в русской вышивке –

«на свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка . Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора – фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками» .

Б.А. Рыбаков назвал эту композицию ромбо-точечной, мы же в контексте нашего исследования будем именовать её «Засеянным полем», что, по нашему мнению, ближе к истинному её названию и точнее отражает функциональность, ритуальность и магичественность этого знака.

Связь «Засеянного поля»

«со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» .

«Мы знаем, как тесно магия плодородия полей переплетена с магией человеческого плодородия » . Поэтому как иллюстрацию плодовитости живого существа, например, в античное время знак «Засеянное поле» мы встречаем, например, и на греческих сосудах разных эпох. Ромбы с точками изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических крылатых зверей. Иногда ромбо-точечная композиция превращается в своеобразную свастику с меандровыми завитками; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века .

Возможно, весомую часть оснований в формировании графического исполнения символа «Засеянное поле» дал сам человек – у человека анатомическая область, расположенная между верхушкой копчика сзади, вершиной подлобкового угла, или дуги, спереди и седалищными буграми снаружи, называемая промежность, имеет форму ромба; линией, соединяющей седалищные бугры, делится на 2 треугольника: передний – мочеполовой, через который проходят мочеиспускательный канал и влагалище у женщин и мочеиспускательный канал у мужчин, и задний (анальный), через который проходит прямая кишка (прототип Ханаана – Кан-Кун + Ан-Анус, см. п. 2.1. гл. XI). Что также однозначно говорит и о половой, и о родовой продуктивности.

Трипольские находки женских фигурок изображают

«стройных дев с едва обозначенной грудью, но нередко с признаками начинающейся беременности. Это – та же идея семени, новой зарождающейся жизни, но выраженная в иной форме. На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна, то небольшой бугорок, обозначающий беременность, то изображение растения (колоса?). Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком из четырех квадратов, с точками в каждом из них (символ поля с семенами?)» .

Как иллюстрацию плодородия в свадебном обряде по материалам Брянской области (села Вщиж, Токареве. Дядьковичи, Спинка, Овстуг и др.) Б.А. Рыбаков проследил закономерность вышивания знаков «Засеянное поле» только на свадебной паневе, которую невеста готовила себе к венцу и носила ее в первый год замужества. При этом на детских или «старушецких» паневах, которые отличались бедностью орнаментации, этот знак никогда не вышивали.

В вышивке, используемой на женских рубахах установлено точно такое же возрастное разграничение: крупные узоры, выполненные из знака «Засеянное поле», украшают предплечья только на рубахах молодых женщин и не встречаются ни на детских, ни на старушечьих .

Знак «Засеянное поле» в этнографическом материале встречается также на прялках, которые, как известно, часто являлись свадебным подарком жениха невесте. И здесь ромбо-точечный знак символизирует землю, пашню, расположенную между полдневным и «ночным», подземным солнцем .

Географическое распространение «Засеянного поля» очень широко. В украшении женских одежд, поясов и головных уборов мы встречаем этот символ на всём русском Севере (Архангельск, Вологда), у западных и южных великорусов (Смоленск, Рязань, Брянск), у украинцев (Киев, Чернигов, Карпаты), у белорусов, а также у карел, марийцев, удмуртов, коми-зырян, эстонцев, немцев и у западных славян .

Весомый пласт археологических находок со знаком «Засеянное поле» относится к домонгольской Руси. Этот знак мы найдем и на тканях из курганных погребений близ Чернигова и Смоленска, орнаментированных сплошным узором из ромбов с точками, и на различных ювелирных изделиях .

Совпадений этнографического материала с археологическими данными 11 - 13 вв. очень много, и они нас уже не удивляют, так как на ряде примеров, приводимых в «Слове об идолах», мы убедились в прямой связи традиций на этом восьмисотлетнем отрезке времени.

В эллинистическое время знак «Засеянное поле» встречается на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов , на которых

«крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса» .

Этот же знак мы встречаем у скифов Причерноморья. На территории Золотой Балки, поселения 2-го века до н.э. – 2-го века н.э., на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга. Что в целом дает типичную схему знака «Засеянное поле» . Этот же знак находим и в бронзовом веке, например, на сосудах вучедольской культуры в Словении .

Б.А. Рыбаков приходит к следующему заключению:

«даже эти разрозненные примеры, количество которых, впрочем, можно значительно увеличить, убеждают нас в устойчивом, древнем бытовании нашего знака. Семантика его не выходит за рамки магии плодородия: свадебная одежда, плоды земли, половая сила. Двигаясь в своем ретроспективном пути еще далее, в более ранние эпохи, мы достигаем земледельцев энеолита и неолита. Ромбо-точечную композицию, как в ее полной классической форме, так и в сокращенном варианте (только ромбы или один ромб с точкой), мы находим в Триполье. В 1965 г. мне пришлось писать по поводу известных трипольских женских глиняных фигурок следующее: «Обилие женских статуэток давно уже получило истолкование как проявление культа божеств плодородия. Особый интерес представляют изученные С. Н. Бибиковым глиняные фигурки с зернами пшеницы в составе глины, относящиеся к раннему этапу трипольской культуры. Прежде чем лепить фигурку божества плодородия, глину замешивали на зернах (и муке?), выражая тем самым всю суть своих пожеланий. С. Н. Бибиков очень остроумно приурочил изготовление таких фигурок к новогоднему циклу заклинательных земледельческих обрядов» . Идея зерна, семени как начала новой жизни пронизывает всю трипольскую пластику среднего и позднего периодов» .

А.К. Амброз, опубликовавший в 1965 году статью о трипольской культуре, назвал знак «Засеянное поле» «шашечным ромбом» и признал, что это «скорее всего знак земли-почвы, обработанной для посева… точки могли изображать семена » . В сводной таблице на рис. 2 А.К. Амброз дал 76 вариантов «ромба с крючками», признав ромбо-точечную композицию «идеограммой засеянного поля ». Однако А.К. Амброз не сослался при этом на более ранние работы Б.А. Рыбакова , «где обосновывается этот тезис », но только чтобы показать «конвергентность мысли и тем самым укрепить тезис о ромбо-точечном узоре как об идеограмме поля, засеянной нивы » .

Символ «Засеянное поле», выраженный «четвертованием» ромба-поля-пространства, плотно вжился в многотысячелетнее сознание славян, применяясь к самым насущным понятиям. Например,

«четверть ж. четвертая доля, часть чего. Как мера длины, четверть значит четверть аршина, пядень, 4 вершка. Как мера сыпучего, особ. хлеба: четвертая доля старинной кади, окова, две осьмины или 8 четвериков, мер, или 64 гарнца; куль. Стар. мера земли; была не везде и не всегда одинакова: 40 саж. длины и 30 саж. шир. (Карамзин); полдесятины, а в трех полях, полторы десятины (межв. инструкция 1766). Мера земли: четверть десятины. Четверичный, чешск. квадратный, круглый, четыреугольный, могло бы удобно быть нами принято. Четвертак, четвертачок, серебряная монета в четверть рубля, 25 коп., полуполтинник. Четвертак радужной, сотенной, 25 рублей. Вор. степная земля, целина, паханая в четвертый раз. Четверть хлебная или поземельная. С чети пашни имется… по четверику ржи, стар. Четца ж. стар. четь, четверть» .

Старинное слово «четь» особенно интересно, поскольку по его трансформации мы можем наблюдать образование слова «четверть» – «четь» + «верть» (вертеть). Если смотреть на графику знака «Засеянное поле», то можно легко обнаружить: как его не «верти», всё одно будет. Слово «Четь» в русском языке означает «Чрево, творящее» (по отношению к земле – земля, дающая) .

«Засеянное поле» – символ четырёх сторон света

Археологическими данными прослеживается ещё одна сторона символизма знака «Засеянное поле» – принцип четырёх сторон света. И этот принцип появляется впервые в керамике трипольских земледельческих племен энеолита – узловые знаки орнамента изображались на боках сосудов таким образом, что они смотрели «на все четыре стороны».

Отметим особо тот факт, что трипольские четырехчастные жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света. Внимание к четырем сторонам света видно в той тщательности, с которой ориентировали трипольцы среднего периода свои жертвенники . Исполнение такой ориентации строго выдерживалось даже если это направление резко расходилось с ориентировкой стен дома . Отражение такого способа ориентации сохранилось в русских славянских словах и выражениях:

«четыре части света, а ныне пять. Четыре стихии древних. Дом о четырех углах. Пошел на все четыре стороны. Четыре страны света. Четырем ветрам кланялся. Без четырех углов изба не рубится. Четыре страны света на четырех морях положены. Четыре угла дома на построение, четыре времени года на совершение. Четыре стены на четыре стороны. Четырехбокая русская печь. Четырепольное хозяйство наше. Четверочастный город. Четвероякий, на четыре лада, порядка» .

Здесь следует проследить влияние славянской культуры на зачатие и становление египетской. Трипольская культура датирована 6 – 3 тыс. до н.э. . И трипольцы жили, особенно в поздний период, в энеолитических городах, насчитывавших до 20 – 24 тыс. обитателей, что говорит об обязательном социальном расслоении общества с выделением в его среде царей . Трипольцы были искусными строителями, их постройки включали несколько этажей, имели над входом балкон . Огромные (относительно тогдашнего населения Земли) города славян-трипольцев обнаружены на Уманщине и занимают по 400 Га (Тальянки), 300 Га (Майданецкое), 250 Га (Доброводы) . В Египте находим, что

«практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы: 1) в египетских росписях, изображающих ливийцев-кихну конца II – начала I тысячелетия до н.э., живших у западных границ Египта, т.е. в Восточной Сахаре…» .
При этом люди атланто-балтийской расы (атлантический тип) европеоидов распространены на территории Великобритании, скандинавских стран, Латвии и Эстонии и являются носителями балтийских языков, в настоящее время близкородственных славянским , а около 5-го тыс. составлявших один язык. Отсюда становится понятно: чьё влияние испытали т.н. египтяне при строительстве пирамид – эти гробницы древнеегипетских фараонов Древних и Средних царств были построены лишь около 2800 – около 1700 до н.э. .

В славянской трипольской культуре

«крестообразны были не только жертвенники – знак четырехконечного креста вписывался в солнечный диск; крестообразно располагались четыре листа в орнаменте, четыре солнца на сосуде и т. д. Число четыре занимает очень важное место в трипольском орнаменте, но не столько само по себе, сколько в качестве обозначения четырех направлений. Судя по данным языка, в это время уже сформировались понятия «впереди», «позади», «налево», «направо» и, очевидно, определились понятия «юг» и «север», «восток» и «запад». Вполне понятно, почему мысль трипольских художников постоянно возвращалась к четырехчастной композиции, к распределению главных элементов орнамента по «всем четырем сторонам»: ведь для земледельца эти четыре направления были не только сторонами света – полуднем, полночью, заходом и восходом, но и сторонами его прямоугольного поля. Поле вспахивалось в двух направлениях (борозда в одну сторону, борозда в противоположную сторону), а затем боронилось в двух направлениях, нередко перпендикулярных бороздам. Так ежедневный ритм основной земледельческой работы создавал представление о движении» .
В слове «боронить» заключен древний русский смысл, отражающий четырёхчастную систему, – перечить, действовать поперёк .

При возделывании полей, при формировании городов и жилищ четырёхчастный славянский принцип спаялся с символикой плодородия, выразившись в названиях, касающихся деления земли – основного поставщика достатка и богатства:

«четверть – стар. область, округ, и место, заведывавшее им. Новгородская, Устюжская четверть. Четвертые селенья, тамб. владеющие землей по четвертному праву, без крепостей, по преданью, хотя на полном праве собственности. Четвертные доходы, стар. с четверти, в значении округа» .
«Родившись в представлениях энеолитических земледельцев, принцип четырехкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до близкого нам времени. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою «со всех четырех сторон» и т.п. Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира, и не удивительна долговечность как самих представлений, так и тех графических форм, в которые древние земледельцы сумели облечь свои новые понятия о пространстве» .

«Засеянное поле» – славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры

«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожениц»» .

Символ «Засеянное поле» мы встречаем также в иудохристианстве – на средневековой церковной живописи, на тех убрусах, которые изображались на стенах храмов ниже сюжетной фресковой росписи, непосредственно над полом; на изображениях скатертей, например, тайная вечеря, трапеза Авраама.

Символ «Засеянное поле» образует крестовидная композиция дробницы 12 – 13 вв. с перегородчатой эмалью: в центре её изображены четыре квадратика с точками, а на лопастях креста – четыре символических значка первого ростка прорастающего семени.

Наследие «Засеянного поля» в современной магии

Получившие «в наследие» славянские божественные знания иудохристиане с великим трудом осваивали их. Однако этот процесс не привёл «наследников» к правильному результату – они лишь погрязли в «хитросплетениях» каббалы, постепенно присвоив себе славянскую мудрость на том основании, что они, иудохристиане, много над ней думали. Думы – думами, а результат, что называется на лицо (см. п. 5.1.2.2.1.1. гл. VI). Не в силах постичь славянскую мудрость, иудохристиане – дети «сынов божьих» (славян, пришедших в Египет) и «дочерей человеческих» (негроидов и монголоидов, обитавших в Египте) – присваивали славянским символам всякие несвойственные им качества, «лепили» знаки, куда ни попадя.

Одной из таких трансформаций подвергся и славянский исконный символ «Засеянное поле», ставший в современной магии «Магическим квадратом». Маги теперь пишут на сторонах и внутренних линиях квадрата цифры так, чтобы суммы их равнялись друг другу (математика строительства исследована в ). И это, по их мнению, выражает космический принцип миропорядка и иллюстрирует законы онтологической симметрии, позволяя постигать присутствие рационального начала в мироздании.

Четырёхчастная славянская система миропонимания, отражённая в «Засеянном поле», полностью сохраняется и в современных магических квадратах. Например, в наиболее известном их них – великом квадрате «Сатор» – заключённый в нём текст «Sator Arepo Tenet Opera Rotas» сформирован так, что одинаково читается по всем четырем направлениям . Перевод названия квадрата «Сатор», хоть и даётся с латинского, но приводит нас именно к славянскому символу «Засеянное поле» (4 тыс. до н.э.), так как в латинском языке (3 в. до н.э.), образованном из общеславянского (ранее 3 тыс. до н.э.) через фракийский (со 2 тыс. до н.э.), именуется – «Сеятель ».

Поэтому и места его нанесения те же – его обнаруживают на стенах дворцов и храмов античных Рима и Помпеи, христианских церквах, Библиях, сосудах для питья. На Руси квадрат «Сатор-Сеятель» писался на т.н. кириллице и, как свидетельствовал И.П. Сахаров, он назывался «заклинательной песнью над духами».

Символика квадрата «Сатор-Сеятель» сохранялась в старообрядческой Выговской общине, которые, опять-таки, как и в случае с символом «Звезда Велеса» (см. п. 5.2.1. гл. VI), определяли магический квадрат на хозяйский, по отношению к иудохристианам, иудейский манер – «печать премудрого царя Соломона» (Сол – солнце, Мон, moon - луна).

Таким образом, в умах несведущих в славянском символизме почитателей культа евреев-кочевников «печать Соломона» отпечаталась уже в третий раз и в третьем своём изображении: пентаграмма, гексаграмма и вот теперь квадрат.

Соломона впору уже называть «Великим чертёжником». Хотя в этом будет значительная доля правды, поскольку и эта разновидность «печати» пришла к иудохристианам через Иран из Индии. Куда, как известно, попала с переселенцами славянами в 3-м тыс. до н.э.

Круговая и клеточная символические матрицы

В работе представлены символы славянских богов, вписанные в круговую матрицу. Эти символы получаются путём деления окружности на равные части, число которых соответствует числу конкретного бога. Полученные на окружности точки, соединяют непрерывной линией так, чтобы получилась n-конечная звезда: 5-конечная – звезда Ярилы, 7-конечная – звезда Семаргла, 8-конечная – звезда Сварога, 9-конечная – звезда Инглии и т.д. Исключение составляет только одна звезда – звезда Велеса. Для её начертания приходится отрывать руку и рисовать два треугольника, зеркально расположенных друг к другу. Поэтому эта звезда символизирует обман (см. п. 5.2.1 гл. VI), которому следует иудохристианская (иудейская, христианская и исламская) паствы.

При переводе славянского символизма из круговой матрицы в клеточную смыслы символов сохраняются. В том числе и в каббалистическом учении. В числовом квадрате с трёхклеточными сторонами (Сатурн) через сложение верхнего и правого ряда цифр, дающего в сумме 28, содержится информация о длительности лунного цикла. Расположение считаемых граней этого квадрата, после его наклона вправо (правило изображения знака «Засеянное поле» – как ромба), даёт нам символ «Луна ». Такой квадрат используется в арабском мире.

Квадрат с четырехклеточными сторонами относится к Юпитеру. Квадрат с пятиклеточными сторонами является архетипом Марса – славянского бога Ярилы, чьё число «5», и звезда Ярилы тоже имеет пять лучей. Олицетворяет воинственность.

Самый интересный квадрат – с шестиклеточными сторонами. Он символизирует Солнце. Поэтому в иудохристианстве – религии Нави-Смерти – именно этот квадрат выставлен символом иудохристианского Апокалипсиса. Сумма содержащихся в нём цифр равняется – 666 . А квадрат с семиклеточными сторонами соотносится с Венерой – прародительницей белой расы – расы богов-славян, несовпадающей с человеками-иудеями-монголоидами-негроидами . Хотя причины такого несовпадения пока не ясны.

Символ Хорс

Символ Хорса

Хорс - религиозный славянский символ Бога Хорса. Бог Хорс – Бог Солнца, Бог солнечного света и солнечного диска. Бог Хорс – сын нашего Верховного, Всевышнего Бога Рода, брат Всемогущего Сварога и Мудрого Велеса. В имени Хорса отражена его божественная сущность: корень слова «Хорс» - означает окружность, круг. Мы видим этот корень в знакомых и привычных с детства словах: хоровод; хороший; хорошо и так далее. Танец Хоровод впервые возникнул именно во время празднеств, посвященных Богу Хорсу. Можно смело утверждать, что хоровод – это первотанец, возникший на заре времен. Люди, взявшись за руки, начинают кружиться по кругу, выражая в танце свою радость и счастье. Славяне считают, что Бог Хорс всю ночь проводит на острове Радости, а под утро, в своей солнечной колеснице, начинает выкатывать солнечный диск в небеса. Повелитель молний, Бог Хорс, часто появляется перед людьми в облике златокудрого всадника, днем скачущего по небу, а ночью возвращающегося по подземным волнам моря Мрака, чтобы с утра вновь появиться на небе. Любой человек, носящий на груди или на одежде символ Хорс , сам превращается в лучистое светлое солнышко.

Символ Таусень

Символ Таусень

Символ Таусень – религиозный славянский символ Бога Таусень. Таусень – Бог Осени, покровитель листопада, осеннего солнца. Бог Таусень является старшим братом Бога Коляды, которому он стал главным помощником в создании календаря. Осень, как известно, мостит дорогу зиме, прощается с теплыми золотыми дарами природы. Бог Таусень сдает свой пост прекрасной и холодной Богине Зимы и Смерти Марене. Осенняя смерть природы – это первая дань природы Богине Марене. Символ Таусень полностью находится во власти осенних настроений и красок. В магии этот символ способен принести человеку невероятную удачу и богатство, а в жизни символ Таусень дарит людям заслуженные плоды годового труда. Осень – это время года, наиболее благодарного человеку за его труд на земле. Все природные стихии помогали человеку достигнуть достойного урожая: Земля – позволила семенам взойти; Воздух – напоил дыханием робкие первые ростки будущего урожая; Вода – добавила Ему новые силы; Огонь-Солнце – превратил робкие ростки в полновесные, тяжелые плоды. Всему этому человек должен быть благодарен символу Таусень.



Символ Род

Символ Рода

Символ Род относится к самым известным и старинным религиозным славянским символам. Символ Род принадлежит к Единому властителю Мира-Вселенной Богу Роду. Для того, чтобы показать свою привязанность к Богу Роду, мастера-резчики покрывают замысловатой вязью Его изображения и кумиры, амулеты и обереги, посуду и ладанки. Мастерицы-вышивальщицы наносят символ Рода на рубахи и сарафаны, на пояса и головные уборы. Мастера кузнечного ремесла покрывают символами Рода металлическую утварь, оружие и тяжелые оружейные доспехи. Символ Бога Рода имеет высшее обереговое значение: человек, носящий его на одежде или на груди, никогда и никем не может быть побежден. Вражеские силы, ненавидящие все Русское, вынуждены склонять голову и опускаться на колени перед Верховным Создателем и Обладателем Вселенной. Символ Рода имеет решающее значение в сегодняшней борьбе и победе Русского Рода с темными, нечистыми силами.

Символ Правда

Символ Правда

Символ Правда принадлежит к старинным религиозным славянским символам. Символ Правда находится под покровительством верховного славянского Бога правосудия и охранника законов. Этим Богом является наш славянский Бог Правда, во власти которого находится не только надзор за соблюдением законов, но и наблюдение за тем, чтобы человек правильно проводил славянские обряды и ритуалы. Символ Правда находится в руках у Бога Правды, а насколько нам известно, все верховные законы принадлежат Богу Сварогу, выбившему их на Алатырь-камне. Можно смело говорить о том, что Бог Правда является постоянным спутником Верховного Бога Сварога, который помогает Богу Правде в выполнении своих прямых обязанностей. Символ Правда вступает в постоянные противоречия с Кривдой. Однако, всем известно, что Правда в конце концов всегда побеждает Кривду. Их бесконечная борьба предначертана Мудрым Велесом и является символом постоянного развития и совершенствования окружающего Мира. В черной магии символ Правда помогает выводить на свет, ловить и обезвреживать преступников.

Символ Жива

Символ Живы

Символ Жива принадлежит к старинным религиозным славянским символам Жизни, Весны, цветения и Богини Живы.Символ Живы является информационными и энергетическими ключами к абсолютному, бесконечному источнику светлой энергии Счастья и Любви. Богине Живе посвящено много разных сиволов и знаков. Многие из них нашли свое отражение в обережной вышивке Русских рубах и в обережных знаках, вплетенных в старинные родовые пояса. По своим очертаниям символ Жива напоминает букву Ж Русского алфавита. Этот символ часто можно встретить на простынях и одеялах у молодоженов, поскольку считается, что Богиня Жива помогает укреплять любовный союз двух любящих сердец о способствует скорейшему появлению богатого потомства. Символ Жива благоприятствует проникновению и наполнению организма наивысшей силой изначального животворящего света. Этот свет помогает нам встретиться с Богиней Живой. Жива всегда готова показать и рассказать о верной дороге жизни, которая приведет человека к вершинам духовной близости и физического блаженства. Богиня Жива может поднять нас к высотам небесного совершенства и земной радости. В магии символ Жива может использоваться для наполнения и очищения пространства, зарядки и очищения объектов и предметов, пищевых продуктов и напитков.

Символ Зима

Символ Зима

Зима является старинным религиозным славянским символом, являющимся одним из проявлений всесильной Богини Мары-Марены. В своих зимних одеждах Богиня смерти и зимы Марена больше повелевает стихиям Зимы, а никак не смерти. Летом человек умирает значительно чаще, чем зимой. Это вполне закономерное последствие зимнего отдыха всесильной Богини смерти. Синий, зимний, холодный символ Зима изображает Богиню Марену в новых, свежих, снежных одеждах, вышедшей к людям не для сбора урожая смерти, а просто для того, чтобы покрасоваться перед людьми и Богами своей новой обновкой.Символ Зима показывает нам свою хозяйку с самой постой и самой обыкновенной, человеческой стороны, которая наиболее близка и понятна людям. В магии и колдовстве Марена выступает тоже в роли хозяйки. Волхвы, маги и колдуны любят использовать символику Мары в своих таинственных ритуалах. Все предсказания от имени Мары-Марены всегда отличаются высокой точностью, поскольку никто не желает играть со смертью в непредсказуемые игры и никто не способен спорить с ней по поводу своей дальнейшей судьбы.

Символ Засеянное поле

Символ засеянное поле

Засеянное поле является старинным религиозным славянским символом. В своей основе символ Засеянное поле содержит изображение возделанных, засеянных участков земли. Засеянное поле символизирует плодоносящую землю и в то же время является символом женского плодородия . В этом символе мы видим таинство рождения Новой Жизни, несущей в себе четыре основных человеческих первоэлемента – Совесть, Дух, Душа и Тело. Ношение на своем теле этого символа помогает человеку повышать свою жизненную силу и энергию. В человеке просыпается Ярь плодородия и повышенные способности к зачатию ребенка. Понятно, что символ Засеянное поле находится под покровительством Богов и Богинь Любви, чистоты и плодородия. Символ выполнен в форме ромба (квадрата). А ромб несет в себе фундаментальные функции продолжения, умножения и сохранения Рода. Можно вспомнить и о том, что исконно Русский символ Засеянное поле подвергся незначительной трансформации и превратился в один из сильнейших элементов современной магии – Магический квадрат.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: