Житие евфросинии полоцкой краткое содержание. Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность, день памяти

Глава из книги «Святые и пророки Западной Руси».

Святая Ефросинья, до пострига- Предслава, из рода Рюриковичей, внучка русского князя Владимира Мономаха и дочерью Полоцкого князя Георгия. Родилась ок. 1101 г. Собственно, древнерусское государство некорректно называть только Киевским. Оно было киево — новгородско- полоцким (показательно,что именно в Киеве,Новгороде и Полоцке святой князь Ярослав Мудрый инициировал строительство соборов св.Софии,сделав эти города «русским царьградами») а затем и владимирским. Полоцк был великим центром русского Православия,культуры, самосознания, образования, летописания. И сейчас он не должен быть просто «уездным» центром, а быть возрожден как одна из русских духовных и культурных столиц. Именно всей Руси, ибо история древнерусского государства убедительно демонстрирует всю относительность и условность разделения на Великую, Малую и Белую Русь, в нее входила и Северская, и неподчиненная Киеву Подкарпатская Русь, все эта была Русь, по греческому произношению- Россия, по латыни –Рутения, где жили живут русские, по греческому произношению- россияне, по латинскому- русины.

Однако, вернемся к святой Ефросинье. Эта молодая, красивая и образованная княжна с юности решает посвятить себя Богу и Церкви, и несмотря на непонимание родни, считавшей, что монахи уходят только несчастные, уже будучи сосватанной родовитому княжичу, в 12 лет тайно уходит в монастырь, где постригается с именем Ефросиния, молиться и учиться ей просто было интереснее, чем светская жизнь. И она стала не просто молитвенной, но и ученой монахиней. Затем, ей и полоцкому епископу Илие было одновременное видение Ангела, благословляющего Ефросинью основать собственный монастырь, и епископ Илия передает ей для устройства монастыря Преображенский храм и землю в селе Сельцо. Поимо женского, она стала и основательницей Богородского мужского монастыря. Основанные ей монастыри становятся центрами и непрестанной молитвы, но и народного образования. Евфросинья сама пишет книги и поучения мирянам, следит за продолжением полоцкого летописания, не дает ему угаснуть.. « Считается, что она участвовала в составлении Полоцкой летописи. При библиотеке Софийского собора Евфросиния организовала мастерскую по переписыванию книг. Вырученные от их продажи деньги раздавались нищим».(Преподобная Ефросиния Полоцкая, В.Перхавко, Московский журнал, 2001 ый год).

Также бдительно она следит за регулярным пополнением библиотеки полоцкого Софийского собора. Игуменья Ефросиния занимается и непрестанной молитвой, по ее молитвам исполняются многие прошения, происходят исцеления, но и православной русской политикой- она, как и многие другие люди Русской Церкви, мирит враждующих русских князей, пытаясь оставить раздробление Руси, результатом которого стала ее оккупация и с Запада, и с Востока. Постригшись в монахини, Ефросиния была «теневой княгиней», выдающимся русским политиком, примирителем русских князей, в частности, полоцких с киевскими. Последние были наказаны, изгнаны с Руси киевским князем Мстиславом за отказ участвовать в общерусском походе на половцев и святость, авторитет и русская политическая воля позволили Ефросинье избежать их судьбы.

Уже в семидесятилетнем возрасте игуменья Ефросиния Полоцкая предпринимает паломничество на Святую Землю, где заболевает и умирает 23 мая 1173 года. В 1187 году ее святые мощи переносятся в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910м году святой император Николай Второй переносит ее мощи в Полоцк для укрепления православных русских начал на Западной Руси (по другой версии, под паломничеством в Св.Землю подразумевалось паломничество в «Новый Иерусалим» и «Святой град» Киев.

Чудотворной Крест Ефросинии Полоцкой, великое произведение русского ювелирного искусства, созданный по заказу св. Ефросинии Лазарем Богшей в 1161 году, попавший в Москву в результате воссоединения Смоленска с Россией в 1514м году, православный русский царь Иоанн Четвертый взял с собой в военный поход по освобождению Западной Руси от иноверного ига и для воссоединения русских земель. Иоанн отдал Крест освобожденном им Полоцку, установив его в 1563 году в основанном св.Ефросинией Спасском монастыре.. То значение, которое он предавал именно этой святыне, свидетельствует о том, как сильно почитали святую полоцкую игуменью и на востоке Руси. Собственно, канонизация святой Ефросиньи состоялась на Московском Соборе 1547 года, созванного установителем праздника всех Русский святых, куда вошли святые и запада, и востока Руси, митрополитом Московским Макарием.

Возвращение св.Ефросинии своими святыми мощами в Полоцк в 1910м году действительно было триумфом «русского триединства». Православные добивались этого возвращения со времени воссоединения Полоцкой Руси с Россией, но до великого полоцкого Собора 1839 года, вернувшего белорусских униатов в Православие, и до справедливо подавления польского террористического восстания Полоцк и его святыни, в том числе основанный св.Ефросиньей Спасский монастырь, были в униатских руках. И даже после подавления восстания польско –католические «духовные оккупанты» делали все,что могли, чтобы не допустить возрождения православно русского Полоцка.И только в 1909м году царь-мученик Николай Второй проявил, наконец, православную миссионерскую и политическую волю и принял решение о перенесении мощей св.Ефросинии на родину-в Полоцк. Это было сделано в рамках «канонизационной политики «царя-мученика» Николая Второго, когда форсировались канонизации святых лидеров религиозной и национально – освободительной борьбы русского народа, таких, как патриарх Ермоген, креститель русской Сибири малоросс архиепископ Тобольский Иоанн (Максимович), святой Северской Руси, инициатор процесса воссоединения Русской Церкви, закончившего каноническим присоединением Киевской и Малой России митрополии к Русской Православной Церкви в1686 м году, архиепископ Черниговский Феодосий.

И действительно, возвращение святой Ефросинии в Полоцк стало грандиозным праздником единства Великой, Малой и Белой России, которое несмотря на свои адские предпринимаемые усилия, не смогут разрушить действительно сатанинские силы, над этим разрушением работающие:

«…Продолжительный спор двух древних городов за право хранения мощей преподобной Евфросинии закончился 3 июля 1909 года, когда Государь Николай II подписал резолюцию, в которой выразил свое согласие на возвращение святыни в Полоцк. А 29 января 1910 года был издан Указ Императора, утверждавший порядок торжественного перенесения мощей из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Святыню перевозили по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км, а от Орши до Полоцка через Витебск окружным путем 201 км раку с мощами несли священнослужители, монахини и простые богомольцы. Это памятное событие вошло в историю под названием Свято-Евфросиниевских Торжеств.

Прощальные Торжества по случаю перенесения мощей преподобной Евфросинии начались в Киеве во второй день Пасхи – 19 апреля 1910 года. На следующий день мощи угодницы Божией переложили в новый кипарисовый гроб, а старую раку, в которую поместили частицу мощей святой, оставили в Лавре на прежнем месте. Затем святыню перенесли крестным ходом из Благовещенской церкви Дальних пещер в Великую Лаврскую церковь, где она пребывала почти двое суток. Все это время, днем и ночью, киевляне и паломники прикладывались к мощам преподобной.

22 апреля после Литургии раку с мощами перенесли крестным ходом на казенную пристань и поставили в носовой части парохода «Головачев» в специально устроенной для святыни часовне. Под звон колоколов и звуки военного оркестра Киев проводил Полоцкую княжну.

Мощи преподобной Евфросинии сопровождали духовенство, игумения Илариона с двенадцатью монахинями Спасской обители и представители светской власти.

Невозможно было не удивляться глубине веры народной. Увидев пароход еще издали, люди с благоговением вставали на колени, держа в руках зажженные свечи. Со слезами на глазах они взывали: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас!» Священник Спасо-Евфросиниевского монастыря протоиерей Николай Черепнин так описывал встречи мощей преподобной жителями селений, мимо которых проплывал «Головачев»: «Ночь и дождь не считались препятствием к оказанию почтения и благоговения святым мощам преподобной Евфросинии. Массы народа не обращали внимания ни на какие стихийные препятствия. Когда пароход после непродолжительных остановок продолжал плавание, стар и млад бежали по берегу за пароходом, перепрыгивая огороды, ручьи и канавы, хватали в бутылки воду из волн от парохода, промывали ею себе глаза… Можно было подумать, что к берегам Днепра стеклась вся Русь Православная». Такие трогательные картины можно было видеть по всему пути следования парохода.

К этому радостному событию готовился каждый город, село, местечко, расположенные от Киева до Полоцка. Пароход совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве. Храня в душе простую и искреннюю веру, люди старались встретить мощи угодницы Божией самым почетным образом. Улицы украшали флагами, гирляндами, коврами, арками из ветвей и цветов. В некоторых местах верующие устилали путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, хвоей, цветами, полотнами, полотенцами и платками. Окна домов, балконы, а нередко и крыши были заполнены людьми, желавшими видеть святыню.

На Торжества собралось множество богомольцев со всех концов необъятной России. В одном только маленьком Рогачеве мощам святой поклонилось около 50 тысяч человек, в Могилеве – 75 тысяч, в Орше – 40 тысяч. В местах остановок преподобную встречали крестным ходом под звон колоколов и пение величания. В сельских и городских церквах совершались праздничные богослужения: всенощные бдения, Литургии и молебны преподобной Евфросинии. Нередко из-за огромного стечения народа службы проходили и под открытым небом.

20 мая 1910 года крестный ход с мощами святой прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого скопления народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других отдаленных мест…». Святыню принесли в Николаевский кафедральный собор, где было отслужено всенощное бдение, а на следующий день, 21 мая, – Божественная Литургия. Верующие имели возможность прикладываться к мощам и днем и ночью.

Все прибывавшие в город прежде всего спешили поклониться мощам святой подвижницы. Князья и простолюдины, правители и подчиненные, богатые и бедные, святители и пасомые – все в эти дни были объединены одним желанием: еще раз припасть к нетленным мощам преподобной и проникнуться духом ее заветов, чтобы жить и умереть подобно ей.

В те дни даже погода благоприятствовала тому, чтобы святая игумения со славой вступила в свой родной город и свою родную обитель. «На небе весело сияло солнышко, ни одного облачка не было видно – все они теперь убежали куда-то вдаль, чтобы не мешать солнышку смотреть на дивный праздник, чтобы не омрачать великого торжества. А на лицах встречавших светилась другая, духовная, радость; эта радость проникла глубоко в душу и там разгоняла душевные тучи. “Что теперь горе, нужда, житейские невзгоды и несчастья? Все надо забыть! Теперь с нами преподобная, и мы около нее. Она нас защитит, поддержит, наставит, помолится за нас!”» – так, несомненно, думалось многим, участвовавшим в Торжестве.

Город с особым усердием подготовился к встрече своей небесной покровительницы. Все улицы были красиво украшены цветами и флагами; полочане устроили изящные арки, через которые проходила торжественная процессия. В праздничном шествии приняли участие Высочайшие Особы, специально прибывшие на Торжества, – Великий Князь Константин Константинович Романов с сыновьми Игорем и Олегом, Королева Эллинов Ольга Константиновна и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Крестный ход проходил по Витебской улице (проспект Франциска Скорины), где находилась великолепная арка с гербом города (воин-всадник) и надписью на полукружии: «Благословен Грядый во Имя Господне».

22 мая после совершения Литургии в соборе процессия со святыней направилась в Спасскую обитель. Перед въездом в березовую аллею, которая вела к воротам монастыря, инокини устроили арку с надписью: «Гряди, Радость Наша, Преподобная Мати Евфросиние». Со слезами радости на глазах и зажженными свечами в руках вышли сестры обители навстречу возвращавшейся к ним преподобной. Земным поклоном приветствовали монахини прибытие святой игумении. Так исполнились пророческие слова Полоцкой княжны о возвращении ее в родной край.

23 мая, по окончании Божественной Литургии, под пение молебна и звон колоколов мощи преподобной поставили в Спасской церкви в освященную серебряную раку, средства на изготовление которой жертвовали все епархии Северо-Западного края. В настоящее время мощи угодницы Божией почивают в Кресто-Воздвиженском соборе под резной сенью в новой серебряной раке, сделанной по образцу раки 1910 года. Промыслительно, что нетленные мощи преподобной перенесены в Спасо-Евфросиниевский монастырь именно в день ее блаженной кончины. Теперь Православная Церковь празднует не только преставление праведницы, но и перенесение ее святых мощей из Киева в Полоцк (день празднования – 6 июня – установлен Синодом Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви в 2007 году).

Поистине событие перенесения мощей преподобной Евфросинии навсегда осталось в памяти всего белорусского народа. По воспоминаниям одного из участников Торжеств 1910 года, «это был великий, чисто духовный, но в высшей степени отрадный и знаменательный праздник Белоруссии… Нет, более чем Белоруссии, – всей Русской земли… Этот праздник показал, что жив Бог, жива в народе и вера в Него, что народ любит Бога и ищет Его, что народ хочет и жаждет духовных радостей и Божьей правды». http://spas-monastery.by/history/articles/?id=3973»

Кирилл Фролов

Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Пре-по-доб-ная Ев-фро-си-ния, игу-ме-ния По-лоц-кая, в ми-ру Пред-сла-ва, дочь кня-зя Ге-ор-гия Все-сла-ви-ча. С дет-ских лет она от-ли-ча-лась лю-бо-вью к мо-лит-ве и книж-но-му уче-нию. От-верг-нув пред-ло-же-ния о бра-ке, Пред-сла-ва при-ня-ла по-стриг с име-нем Ев-фро-си-ния. По бла-го-сло-ве-нию По-лоц-ко-го епи-ско-па Илии, она ста-ла жить при Со-фий-ском со-бо-ре, где за-ни-ма-лась пе-ре-пи-сы-ва-ни-ем книг. Око-ло 1128 го-да епи-скоп Илия по-ру-чил пре-по-доб-ной устро-ить жен-ский мо-на-стырь. От-прав-ля-ясь в Сель-цо, - ме-сто бу-ду-щей оби-те-ли, - по-движ-ни-ца взя-ла толь-ко свя-тые кни-ги - "все свое име-ние". В но-во-устро-ен-ном Спа-со-Пре-об-ра-жен-ском мо-на-сты-ре свя-тая обу-ча-ла де-ву-шек пе-ре-пи-сы-ва-нию книг, пе-нию, ши-тью и иным ре-мес-лам. В 1161 го-ду ее усер-ди-ем был по-стро-ен со-бор, со-хра-нив-ший-ся до на-ше-го вре-ме-ни. Пре-по-доб-ная Ев-фро-си-ния ос-но-ва-ла так-же Бо-го-ро-диц-кий муж-ской мо-на-стырь, в ко-то-рый по ее прось-бе Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх Лу-ка по-слал спи-сок с чу-до-твор-ной Ефес-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри. Неза-дол-го до смер-ти пре-по-доб-ная Ев-фро-си-ния с пле-мян-ни-ком Да-ви-дом и сест-рой Ев-прак-си-ей от-пра-ви-лась в па-лом-ни-че-ство по свя-тым ме-стам. По-кло-нив-шись свя-ты-ням Ца-рь-гра-да, она при-бы-ла в Иеру-са-лим, где в рус-ском мо-на-сты-ре Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы Гос-подь спо-до-бил ее при-нять мир-ную кон-чи-ну 24 мая 1173 го-да. Не позд-нее 1187 го-да те-ло свя-той пе-ре-не-се-но в Ки-е-во-Пе-чер-ский мо-на-стырь, а в 1910 го-ду мо-щи пе-ре-не-се-ны в По-лоцк в ос-но-ван-ный ею мо-на-стырь.

Пре-по-доб-ная Ев-фро-си-ния По-лоц-кая про-сла-ви-лась в Рус-ской Церк-ви как по-кро-ви-тель-ни-ца жен-ско-го мо-на-ше-ства.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию (), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех - Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в , где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих память твою.

Ин тропарь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Бога́тство свое́ ни́щим расточи́вши/ и сла́ву кня́жескую ни во что же вмени́вши,/ обру́чника вре́меннаго, кра́сная де́во, возгнуша́лася еси́/ и, уневе́стившися Жениху́ Христу́,/ Тому́, я́коже ве́но, чистоту́ душе́вную и теле́сную принесла́ еси́, Евфроси́ние./ Ему́же ны́не в весе́лии предстоя́,// помина́й нас, чту́щих па́мять твою́.

Перевод: Богатство свое ты раздала нищим и славой княжеской пренебрегла, от временного жениха, прекрасная дева, ты отвратилась и, обручив себя Жениху Христу, Ему ты, как приданое, принесла свою душевную и телесную чистоту, Евфросиния. Ему же сейчас с радостью предстоя, вспоминай нас, почитающих память твою.

Кондак преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.

Перевод: К избранной Богом от самого рождения и призванной на служение Ему, в чине ангельском (в монашестве) Господу послужившей свято, и преподобно прожившей, и сейчас с Небесными силами Господа прославляющей, о нас же, грешных, перед Господом ходатайствующей, с радостью и любовью воззовем: «Радуйся, Евфросиния, невеста Христова, всеми почитаемая».

Чи́стое свое́ де́вство и честно́е/ ми́лостынею, я́ко свети́льник еле́ем, украси́вшую/ и с му́дрыми де́вами в пресве́тлый черто́г Христо́в вше́дшую,/ Евфроси́нию сла́вную ублажи́м/ и, припа́дше к честны́м ея́ моще́м, наслади́мся ея́ благоуха́ния/ и уми́льне к ней возопие́м:/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу// моли́ изба́витися злово́ния страсте́й и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Чистое и почитаемое свое девство снабдив делами милости, как светильник маслом, и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вошедшую (), Евфросинию славную прославим и, припав к почитаемым ее , насладимся ее благоуханием и в сердечном к ней воззовем: «Имеющая ко Христу Богу, моли об избавлении нашем от зловония и о спасении наших душ».

Ин кондак преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Превита́вши от земли́ По́лотския,/ оте́чество свое́, я́ко Авраа́м, насле́довавши, Евфроси́ние,/ зе́млю высо́ку сообра́зну — Го́рний Сио́н,/ те́мже те́ло твое́ душе́вным благому́жествием, страда́нием по́стным/ я́ко же́ртву приноси́ла еси́// милосе́рдием Свои́м, Да́вшему Себе́ за челове́ки Же́ртву благоприя́тну.

Перевод: Странствуя от земли Полоцкой, отечество свое, как , ты унаследовала, Евфросиния, в земле возвышенной, подобной Небесному , потому что тело твое благоразумным мужеством, страданием в пощении, как жертву приносила ты Отдавшему Себя по милосердию Своему за людей в благоприятную Жертву.

Молитва преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

О, преподо́бная и приснопа́мятная, всехва́льная ма́ти Евфроси́ние, А́нгеле во плоти, Богоизбра́нный сосу́де Свята́го Ду́ха, Це́ркве Христо́вы похвало́ и украше́ние, мона́шествующих сла́во и утвержде́ние, оте́честву, оби́тели твое́й и всей стране́ по́моще, покро́ве и защи́тнице! Ты еси́, я́ко дре́во, насажде́нное при исхо́дищих вод, плоды́ доброде́телей твои́х и благода́тными дарова́нии Свята́го Ду́ха укра́шенная, наста́внице де́лом и сло́вом, избра́нная, непоро́чная и до́брая. Услы́ши ны, моля́щияся тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́, и́маши бо дерзнове́ние у Го́спода. Испроси́ нам преспе́яние в жи́зни доброде́тельней, огради́ сердца́ на́ша ве́рою, наде́ждою и любо́вию и стра́хом Бо́жиим. Пода́й нам по́мощь в труде́х и ско́рбех на́ших и, я́коже попече́ние име́ла еси́ в житии́ твое́м о оби́тели твое́й и и́ночествующих, та́ко и ны́не потщи́ся о нас, благопоспеши́ти нам во всем: и оби́тель твою́ огради́ ми́ром и защити́ от враг ви́димых и неви́димых, да преуспева́ет и процвета́ет в доброде́телех. Изми́ ны от вся́кия ну́жды и тесноты́, от лю́тых боле́зней и от неча́янныя сме́рти и приведи́ ны ко и́стинному покая́нию при исхо́де из жи́зни сея́; испроси́ нам у Го́спода Бо́га кончи́ну ми́рну, безболе́зненну, непосты́дну, святы́х Та́ин прича́стну и преведи́ ны чрез мыта́рства возду́шная, да не похи́тят нас истяза́телие гро́знии по грехо́м на́шим, но да твои́м заступле́нием и по́мощию возмо́жем безбе́дно проити́ истяза́ние возду́шное, и ми́лость получи́ти, и предста́ти неосужде́нно стра́шному Престо́лу, и на Стра́шнем Суди́щи сподо́битися одесну́ю ста́ти Пра́веднаго Судии́, и насле́довати пра́ведных часть. Ей, госпоже́, всечестна́я ма́ти, преподо́бная Евфроси́ние, помози́ нам моли́твами твои́ми, огради́ нас и заступи́ от вся́ких ко́зней вра́жиих, да сподо́бимся прейти́ вре́мя жи́зни сея́ непреткнове́нно и спасе́ние получи́ти моли́твами твои́ми у Христа́ Го́спода, Его́же и сподо́бимся пе́ти и славосло́вити со Безнача́льным Отце́м и со Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобной Евфросинии Полоцкой

Кондак 1

Избранную Христову невесту песньми восхвалим днесь, вернии, Евфросинию; сия бо княжна, дом отчий оставльши и во иночестве поживши добре, многая управила есть ко спасению; во Иерусалиме плотию преставльшися, во Иерусалим горний духом преселися и тамо присно за ны молится. Ейже тако возопиим: Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Икос 1

Ангельски поживши, преподобная, постническим житием угодила еси Христу и небесныя радости причаститися сподобилася еси по скончании. Темже с горних высот призри на ны, тако тя величающия: Радуйся, Российския земли похвало; Радуйся, отрасль славная от рода Владимира равноапостольнаго. Радуйся, именитых родителей чадо богоизбранное; Радуйся, голубице непорочная. Радуйся, девственнице чистая; Радуйся, инокиням утешение. Радуйся, ко Иерусалиму небесному путеводительнице; Радуйся, благочестия звездо. Радуйся, заступнице к тебе притекающих; Радуйся, целительнице недугов незримая. Радуйся, ходатаице за ны теплая; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 2

Видение бе радостное, егда по рождении твоем принесоста тя, преславная, родителя твоя во храм Господень: тамо бо в купели крещения от первороднаго греха омылася еси погружением, и мира священным помазанием тя, яко отрасль младую, иерей привил есть ко Христу, да поеши Ему выну со избранными Его: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом, свыше просвещенным, и чистым сердцем Христови от юности вручила еси себе, Предиславо; почасту во храм притекающи, в горнице во трудех присно пребывала еси. Темже тя ублажаем: Радуйся, Христови обрученная от купели крещения; Радуйся, миром благодатным запечатленная. Радуйся, Духа Свята вместилище чистое; Радуйся, тем умудренная во спасение. Радуйся, во благое свыше укрепленная; Радуйся, разум просветившая молитвою. Радуйся, совесть стяжавшая крепкую во благом; Радуйся, от младости уведевшая пути благочестия. Радуйся, уклонилася бо еси пути гибельнаго; Радуйся, трудолюбивая отроковице. Радуйся, юных дев российских красото; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепленная, возлюбила еси преподобная; научение книжное и тому прилежала еси; мудрость же книжную постигши, паче прочих божественныя книги избрала еси, и яже умудрити могут во спасение всякаго человека, усердно почитала еси, сладце поющи Господеви: Аллилуиа.

Икос 3

Имать днесь обитель твоя отроковицы многи и млады, научению книжному зде вданныя. Сего ради усердно молим тя, всехвальная, призри на тыя и умудри я во спасение, да тя величаем: Радуйся, ключ мудрости взыскавшая; Радуйся, яко художество книжное постигла еси от младости. Радуйся, тем отверзшая двери богопознания; Радуйся, Священное почитавшая Писание. Радуйся, от сего узревшая мира сущаго сотворение; Радуйся, умиленная неизреченным Христовым снизхождением к падшему роду нашему. Радуйся, возлюбившая возлюбльшаго нас Господа; Радуйся, Тому Единому поработати возжелевшая. Радуйся, последи в чертог славы Его всельшаяся; Радуйся, девственнице, юным девам незримая споспешнице в научении. Радуйся, светильниче благочестия и знания; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 4

Бури житейских бед и напастей бежавши, преподобная, паче брака честна житие девственное возлюбила еси и от именитых женихов уклонилася еси, отроковице, да единому Жениху Небесному Христу поработаеши, поющи Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышала еси, преподобная, яже апостол рече: глаголю безбрачным и вдовицам — добро им есть, аще пребудут, якоже и аз; аще ли жени, да посягают; не оженивый бо ся печется, како угодити Господеви; и сему поревновала еси. Темже тя величаем: Радуйся, девственнице чистая; Радуйся, путь иноческаго жития избравшая. Радуйся, яко жребий девства прияти и вместити возмогла еси Божиею благодатию; Радуйся, мирскаго треволнения избегшая. Радуйся, тихаго пристанища взыскавшая; Радуйся, Марии Лазареве подражавшая. Радуйся, яко во храме, аки при ногу Христову, приметалася еси; Радуйся, яко лику мучениц и преподобных жен приобщилася еси. Радуйся, презревшая лепоту мира тленнаго; Радуйся, неизреченныя радости в мире горнем днесь причастнице. Радуйся, праведнаго жития образе; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 5

Бога точию боящися, не устрашилася еси, Евфросиние, тяготы жития иноческаго, кров же оставльши отчий, во обитель притекла еси и облещи тя во ангельский образ умильне игумению молила еси, да не обязавшися куплями житейскими, выну пети сподобишися Христови: Аллилуиа.

Икос 5

Врача Небеснаго молила еси, всехвальная, да скорбь, родителема твоима отшествием учиненная, на радость преложится; оставила бо еси я, преподобная, да Христови послужиши за рождших тя молишися. Темже тя хвалим достойно: Радуйся, избраннице Божия; Радуйся, тайне, из отчаго дома отшедшая. Радуйся, во обитель всельшаяся княгини Романовы; Радуйся, возложшая руку на рало делания духовнаго. Радуйся, брачный венец отложившая; Радуйся, главу покрывшая кукулем незлобия. Радуйся, одеждам брачным одежду нищеты предпочетшая; Радуйся, со приятием вервицы, аки мечем, вооруженная словом Божиим. Радуйся, крест Христов, аки знамя веры, приимшая; Радуйся, яко не посрами тя Господь во уповании. Радуйся, родителя бо, пришедшая тя видети, от писания тобою утешившася, в радости возвратистася; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 6

Проповедника Павла, иже рече: всяк подвизаяся от всех да воздержится, послушающи, в посте и воздержании неослабно пожила еси, преподобная, во обители; суесловия бо бегала еси и песньми псаломскими назидающися молилася еси, и в добрем изволении утверждающися, выну пела еси: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать в подвизех жития твоего, Евфросиние всечестная; по некоем бо времени во град Полотск преселилася еси, и при храме святыя Софии в клетце мале подвизающися, книги божественныя преписовала еси и тако град ти присный полезным учением напаяла еси, слышащи от всех таковая: Радуйся, Полотское радование; Радуйся, девам сияние. Радуйся, звездо благочестия; Радуйся, смирения исполненная. Радуйся, послушанием утвержденная; Радуйся, с молчанием скорби терпевшая. Радуйся, при храме бо, яко древле Богоотроковица, пожила еси; Радуйся, мудрая княжно и инокине пречестная. Радуйся, цвете постничества; Радуйся, свете кротости. Радуйся, упования неложнаго исповеднице; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 7

Хотяй спасти тобою жены и девы многия во иночестве, Владыка Христос сицеваго видения удостой тя, преподобная; в соннем видении узрела еси себе, Евфросиние, принесену в сельце к церквице Спасове, и Ангела ти рекшаго: зде ти быти подобает. Ты же абие от сна воставши, радостне пела еси: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо бысть: тойже бо Ангел явився святителю Илии, повеле ему дати сельце то на вселение ти и церквицу на молитву, еже и сотвори святитель абие. Сия поминающе, тако тя величаем: Радуйся, ангельски пожившая; Радуйся, Ангела Господня узревшая. Радуйся, сладкия беседы его причастнице; Радуйся, яко и пред святителем ходатай бе о тебе. Радуйся, Ангелом и на всех путех твоих храненная; Радуйся, кровом крил его огражденная. Радуйся, не преткнувшая ноги твоея о камень гордыни; Радуйся, сего ради видения зрака ангельского удостоенная. Радуйся, яко явися ти, иже зрит лице Отца нашего Небеснаго; Радуйся, не прогневльшая хранителя ничимже суетным и греховным. Радуйся, сего ради радостныя вести удостоенная; радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 8

Странник, кров узрев, радуется и, пришед, покой си приемлет. И ты, преподобная, радости исполнилася еси, при церквице на сельце водворившися со единою от инокинь, и ту основание обители твоея сотворила еси отнюдуже Богови днесь возносится песнь великая, в вышних сугубо песнословимая: Аллилуиа.

Икос 8

Вся весть Господь, и ничтоже тайно, еже не открыется; ведый же вся коемуждо от человек изволение дарует, да изберет кийждо путь жития, и якоже кто поживет, по житию коегождо скончавшася судит. Яже памятующе, тако тя хвалим: Радуйся, благий ярем Христов подъемшая; Радуйся, по гласу ангельскому на место пустынно отшедшая. Радуйся, точию книги с собою принесшая; Радуйся, со единем одеянием бывшая. Радуйся, с треми малыми хлебы всельшаяся; Радуйся, прочая вся оставльшая. Радуйся, пустыни украшение; Радуйся, яко сроднии за подвиг сей благословиша тя. Радуйся, епископом Илиею утешенная; Радуйся, яко вскоре к тебе многи инокини стекошася. Радуйся, яко и обитель славная ту устроися; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 9

Всемилостиваго Спаса храм во обители создала еси и честными иконами украсила еси, преподобная, споспешествующей ти благодати Божией; древоделя бо на строение церковное некий глас буждаше, на скончание же храма дивне плинфы многи обретошася. Яже зрящи, со умилением пела еси: Аллилуиа.

Икос 9

Вития мудрая была еси, преподобная, памятовала бо еси слово Христово, иже сотворит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, сей велий наречется в Царствии Небеснем, и поучающи благочестию сестры своя, первее сия творила еси. Темже тя величаем: Радуйся, инокиням правило иноческаго жития; Радуйся, яко в чистоте и целомудрии блюла еси юныя. Радуйся, неложно старыя почитавшая; Радуйся, скорбным споспешнице в терпении. Радуйся, была бо еси всем образ смирения и благолепнаго хождения; Радуйся, обличительнице осуждения и многословия. Радуйся, приятелище дара прозрения сердец; Радуйся, вопрошающим мудрая советнице. Радуйся, миротворице сварящихся; Радуйся, добродетельми преукрашенная. Радуйся, великая российская дево; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 10

Спасения ради и утешения Ефесскую икону Владычицы нашея Богородицы испросила еси из Царяграда, преподобная, во град Полотск. Обитель ину устроивши, тою иконою сию украсила еси; сестру же и две дщери братния, Кирианну и Ольгу, иночества обеты Христови обручила еси и во обителех твоих во спасение управила еси многия, поющи: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною крепкою от искушений явися смирение твое; вся бо ти повеленная совершивши, яко рабу неключиму вменила еси себе, преподобная; кротостию и тихостию нрава паче злата и бисера украсила еси душу твою. Темже тя величаем: Радуйся, слуго чистая Девы Пречистыя; Радуйся, увеселила бо еси Полотск чудным Божия Матере образом. Радуйся, великое сокровище Российстей земли тако стяжавшая; Радуйся, многия девы во обитель Божия Матере приведшая. Радуйся, присныя ти на путь спасения привлекшая; Радуйся, мудрая управительнице во спасение. Радуйся, две обители, яко свещи возжегшая; Радуйся, теми просветившая страну Полотскую. Радуйся, насадительнице древа иноческаго жития; Радуйся, смирением утаевавшая высоту твоих подвигов. Радуйся, строительнице Российския земли; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 11

Песньми восхваляюще тя, терпению твоему дивимся, преподобная; всякия бо труды и скорби понесши, последи во Святую Землю странствие прияла еси, идеже, по желанию твоему, и скончатися приводе ти Господь; тамо бо к Нему в старости маститей преселилася еси, подвиг добрый совершивши, с песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная луча земли Российския! Аще плотию преставилася еси от нас, преподобная, обаче духом с нами присно пребываеши. Во храме, тобою созданном, молящеся и кресту, от тебе устроену, покланяющеся, молим тя, приими от нас сицевыя хвалы: Радуйся, древния России сияние; Радуйся, оныя днесь великия похвало. Радуйся, славная Земли Святыя от севера пришельнице; Радуйся, гробу Христову поклонитися сподобльшаяся. Радуйся, лампаду ту от земли Российския возжегшая; Радуйся, у гроба Христова ко Христу отшедшая. Радуйся, у онаго крест земнаго жития твоего оставльшая; Радуйся, святыми тайнами при скончании напутствованная. Радуйся, на небеси от святых угодник радостно сретенная; Радуйся, венцем славы от Небеснаго Жениха увенчанная. Радуйся, мудрая дево, вшедшая в чертог Жениха Небеснаго со славою; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 12

Благодати причастнице, усердно молим тя, Евфросиние всехвальная, пролий теплую твою молитву ко Всевышнему за всю землю нашу православную, да мудростию и чистотою жития народнаго, яко дщерь избранная, будет во языцех земля наша, и чада ея да внидут в горняя селения, поюще Богови: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще тя, яко заступницу нашу теплую, инокиням же и девам обители твоея покров и утверждение, радуемся о тебе, преподобная, и молитвами твоими просимая приемлюще, с любовию величаем тя сице достойно: Радуйся, яко мощи твоя, во отечество принесенныя, процветоша нетлением; Радуйся, всехвальная, равноапостольнаго Владимира правнуко. Радуйся, собеседнице равноапостольныя Ольги и всего благосветлаго лика праведных жен; Радуйся, всельшаяся в скинию святых. Радуйся, незримая о нас ходатаице; Радуйся, болящих врачевание дивное. Радуйся, печальных утешение неложное; Радуйся, отрадо скорбящих. Радуйся, опоро тя призывающих; Радуйся, заступнице наша теплая у Христа. Радуйся, дивная, верою чтущих тя путеводительнице ко спасению; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Кондак 13

О, всехвальная мати наша Евфросиние всечестная! Моли за ны Господа и Матерь Его Пречистую, да укрепит наша немощныя силы и во спасение управит, юныя в чистоте соблюдет, девствующия укрепит в подвизе, во браце сущия в любви и мире усовершит, уврачует недужныя, просветит омраченныя, умершия простит и вся в чертоги Своя управит, идеже выну Ангели поют песнь хвалебную: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва первая

О, преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, отечеству, обители твоей и всей стране Российстей помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая. Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преуспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подай нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением я помощию возможем безбедно пройти истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть. Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Его же и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

Евфросиния Полоцкая (5 июня день памяти) могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.

Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.

Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.

– Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии – Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.

Картина “Призвание Ефросинии Полоцкой”, иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)

Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.

Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

Икона с Евфросинией Полоцкой

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.


Спасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии.

Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…


Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке

Крест Евфросинии

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

Крест Евфросинии Полоцкой (1161 год,

Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

– Где тогда находились мощи?

– В Киево-Печерской Лавре.

– Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?

– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

– Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.


Родной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Ад Рагнеды да Касцюшкi».

Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке

– Как же получилось перенести мощи в Полоцк?

– Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.


Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года

– А что случилось с мощами и монастырем после революции?



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве

Ефросинья Полоцкая – первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия. Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени. Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим — дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной). Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии…» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей. В «Житии…» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь. Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки. Так Ефросинья стала монахиней.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья – «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны. Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом. Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Святыни Белой Руси

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая ст. ст.) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день считается днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.

К этой дате Отдел редких книг и документов подготовил книжную выставку «Святая патронка Беларусі – Еўфрасіння Полацкая» , которая размещена в читальном зале библиотеки.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом помещены публикации житий сявтой праведной. Последнее издание его вышло в 2012 г. и подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые церковнославянский текст жития из списка XVI в. был адаптирован для чтения мирянам. Издание богато украшено клеймами житийной иконы преподобной Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жук.

Во второй части экспозиции помещены материалы по теме «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают через прикосновение к страницам истории извлечь уроки жизни о Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.

Третья часть выставки соодержит издания по истории и иллюстрации одной из главнейших святынь Беларуси – Креста, созданного в XII полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Игумении. В отделе редких книг и документов хранится виленское издание «Западно-русского месяцеслова на 1865 год», в котором в 1864 г. напечатана статья «Святыня города Полоцка: Церковь Св. Спаса и Крест преподобной Евфросинии» – одна из немногих дореволюционных публикаций посвященной Кресту Евфросинии Полоцкой. Кроме того, здесь представлена статья Вл. Орлова «Хто выкраў Крыж Еўфрасінні?» (Адраджэнне: гістарычны альманах. Мн., 1995. Вып. 1. С. 22–36), где писатель излагает собственное исследование о судьбе Креста и выдвигает гипотезу о месте его нахождения сегодня. Как известно, святыня Беларуси до сих пор не найдена.

«Тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с апостолами труды проповедниче­ства», – прочла вслух молодая княжна-игуменья, обращаясь к собравшимся вокруг нее девушкам из знатнейших княжеских семей. – «Так пишет . Неужели те апостольские времена миновали, сестры мои?»

«Что у тебя за вещи?» – строго спросил епископ Илия. – «Не достоит инокине украшаться одеждами, а у тебя их целый сундук, как я вижу!»

«У меня нет иных одежд, которые на мне», – спокойно ответила Евфросиния.

«Что же у тебя в сундуке? Не золото ли?» – нахмурился Илия. Он скептически относился к постриженицам из благородных семей, считая это – не всегда необоснованно – глупостью и блажью.

«То, что дороже золота», – ответила Евфросиния, с усилием открывая кованую крышку тяжелого сундука. Митрополит заглянул и – онемел. Сундук был доверху заполнен свитками и кодексами на славянском, греческом и латинском языках.

«Дитя мое», – проговорил митрополит Илия, – «дитя мое, да как же ты это одна потащишь!»

Он приказал двум диаконам поднять сундук в келью Евфросинии.

«Вот сюда», – сказала она. – «Чтобы было удобно его открывать. И еще, владыка, я хотела бы стол, на нем я буду переписывать эти книги».

«Дитя мое», – епископ покачал головой, – «а есть ли у тебя хоть шубейка какая? Скоро морозы!»

«Владыко, я взяла с собою только книги», – ответила Евфросиния и добавила: – «И еще три хлеба».

Так, в 1128 началась ее жизнь при полоцкой церкви Святой Софии, Премудрости Божией. Евфросинии было тогда около 25 лет. Время летело, вокруг нее собирались другие девы – дочери князей и других знатных людей. Собирались для того, чтобы изучать Священное Писание, для того, чтобы читать слова Христовы. Епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Святого Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния.

Подражающи дванадесятолетна дванадесятнолетну Христу,

учившему во святилище Божию слову, последовала еси, Евфросиние…

Не случайно названа была юная Евфросиния в честь Александрийской подвижницы. Александрия – это и знаменитый оазис учености, прославленный библиотекой и Мусеем, родина великого богословов раннего христианства Климента и Оригена, родина святителей Александра Александрийского и Афанасия Великого, борцами с ложью Ария, учившего, что Сын – не Бог. В Александрии жила и великая женщина-ученый четвертого века, Гипатия, одним из учеников которой был епископ Немесий, написавший сочинение «О природе человека». Сама Гипатия, трагически погибшая от рук толпы, так и не успела стать христианкой…

Преподобная Макрина

В то давнее время, в четвертом веке – за восемь веков до Евфросинии Полоцкой – жила и преп. Макрина, сестра свт. Василия Великого, которую сейчас многие исследователи называют «Четвертым Каппадокийцем». Она основывала монастыри, занималась просвещением и творила дела милосердия. Ее образованность позволила ей поспорить с братом, когда он, приехав из Афинской Академии, с юношеской хвастливостью, стал кичиться своей ученостью – и выйти из спора победительницей.

Не был ли этот спор со старшей сестрой и судьбоносным для дальнейшей жизни Василия, ставшего защитником Православия, глубоким богословом, заботящимся о бедных епископом, получившего имя «Великого»?

Св. Макрина была наставницей своих младших братьев, Григория, которого Церковь прославляет под именем святителя Григория Нисского, и Петра, впоследствии тоже святого, епископа Севастийского. Макрина была не только ученой монахиней, но и вела строгую аскетичную жизнь. Не случайно второе ее имя было «Фекла», в честь мученицы-девы, последовавшей за проповедником Евангелия, апостолом языков, Павлом.

В мудрости и аскезе подражала Предслава-Евфросиния всем великим женам прошлого, и, безусловно, своей покровительнице, преп. Евфросинии Александрийской. Эта девушка была единственной дочерью знатного александрийца. Имея все возможности прожить жизнь блистательно, она удаляется в монастырь, и, для того, чтобы ее не нашла безутешная семья, избирает мужской монастырь – она знает, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского. Братия приходят к ней за советом, за поддержкой, за Евангельским словом о Христе – и все находят просимое.

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Памятник в Полоцке

Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже находила слова для братии основанного ею монастыря – кроме девичьей обители, названной в честь Преображения Господня, она была основательницей и обители мужской, во имя Пресвятой Богородицы.

Кроме братии монастыря к ней приходят за советом и судом все – ссорящиеся в бесконечных распрях князи, попавшие в беду купцы, и совсем простые люди. Рядом с Евфросинией ее верные сподвижники и друзья – младшая сестра, единомысленная с ней Евпраксия и брат Давыд.

Евфросиния имеет связи с Византией, ведет широкую переписку, общается с такими великими святыми и христианскими просветителями своего времени, как свт. Мина Полоцкий и свт. Кирилл Туровский.

Евфросиния смотрит на свою жизнь, как на путь, как на бесконечное следование за Христом, странствующим и учащим о Своих грядущих Страстях и о Царстве. Ее отроческий побег в монастырь, ее переселение без вещей – только с книгами! – в Сельце в конце ее жизни венчаются последним странствованием – в Иерусалим. Она едет туда умирать, прощаясь со всеми, оставляя две обители, как две зажженные свечи на берегах Западной Двины. Она едет туда, куда стремился Христос – в Иерусалим, на смерть.

«Створитеся, пшеница чиста, и смелитеся в жерновах смирением и молитвами и постом, да хлеб чист принесется на трапезу Христову», – говорит она братии и сестрам на прощание слова священномученика Игнатия Богоносца. Мартирия, мученический подвиг, свидетельствующий о Христе Воскресшем – вот исполнение ее монашеских обетов. Она вручает два своих монастыря покрову Богоматери-Одигитрии, оставляет сестру Евдокию игуменьей вместо себя и навсегда покидает родной Полоцк.

Она, уже старица, достигла Гроба Господня и зажгла на нем золотую лампаду. На следующий день она слегла – и уже не вставала. Ее омыли водой из Иордана, до которого ей не пришлось дойти. Последний, предсмертный жест-символ – просьба быть похороненной в мужском монастыре преп. Саввы Освященного – вызвал недоумение у монахов, предложивших похоронить ее на кладбище для женщин. Времена, когда «женщины спорили с мужами в мужестве», как говорил свт. Григорий Богослов, остались позади. Она смиренно приняла отказ. Пролежав около месяца в болезни, она скончалась 23 мая 1173 г.

Умерла Евфросиния, как и желала, в том городе, где умер и воскрес возлюбленный ею с детства Христос…

Что ты пришла – по земле и по морю,
с книгою в путь отправившись свой?
Что ты пришла, назвавшись сестрою –
Макрины и Феклы младшей сестрой?

Александрия – далёко на юге,
севера солнце кожу не жжет.
Путь твой узнали девы-подруги –
Путь среди ночи и путь среди вод.

Двенадцати лет, открываясь взору,
тебя нарек Он невестой-сестрой –
Отрок, толкующий в Храме Тору,
Новый Иона и Новый Ной.

Слышите? Бросьте направо сети,
сети закиньте в пучину вод!
Мачта и якорь – смотрите, дети, –
летучие рыбы ведут хоровод.

Будет путь твой стремительный длиться
так, как мчится из лука стрела.
Крылья голубки, крылья орлицы,
Крепкие крылья большого орла.

И ни к чему отныне рассказы –
Покрытый в Субботу морской волной
Унес на рассвете ворота Газы,
Ворота смерти унес с Собой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: