Что значит спасение в христианском понимании. Душа и спасение

1. СпасениеСпасение – избавление человека от вечной смерти, то есть от греха и его последствий, и дарование ему вечной святой жизни в общении с Богом. Оно заключается в восстановлении единения с Богом, Источником жизни.

Это соединение было расторгнуто грехопадением первых людей, из-за которого человечество оказалось повреждено злом - подвержено греху, проклятию и смерти. В этом поврежденном, ветхом состоянии, люди неспособны исправить сами себя, бессильны против живущего в них греха.

Но Творец, прежде творения предвидевший падение человека, по Своей безграничной любви и неизреченному милосердию, определил в предвечном Совете Пресвятой Троицы спасти его, вернуть ему его достоинство и ценность, возродить его к подлинной жизни, направить его к его назначению.

Ради спасения людей Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошёл с небес и воплотился от Девы Марии. Соединив в Себе Божие и человеческое естества, будучи истинным Богом и истинным Человеком, Господь Иисус Христос совершил дело спасения во всей его полноте: благовествовал учение о истинной жизни, творил чудеса, взял на себя крест страдания за все человечество, был распят и умер на кресте, воскрес и стал Начальником и Совершителем новой жизни для людей.

Не имея личного греха, Христос принял на Себя весь удел изгнанного из рая человечества, - человечества, которому было сказано: «проклята земля за тебя», - Он Сам стал Человеком и как Агнец Божий взял на Себя все человеческие грехи, и стал Жертвой, искупившей их. Так воплощение на земле Богочеловека Иисуса Христа открыло человечеству путь к преодолению греха.

Как Бог он властно сокрушил власть диавола, выведя с Собой из ада в рай всех содержавшихся там праведников начиная с самого Адама, и воскрес. Как Человек Он возродил в Себе человечество, сделав его способным к новой вечной жизни в Боге. Своей жизнью и учением Он наставил верующих и дал образец для подражания. Он возродил людей, принес новые, благодатные силы в мир.

Господь открыл путь для вечной блаженной жизни верующим в Него: основал Церковь Свою, ниспослал Духа Святого и чрез Него дал дары благодати, необходимые для возрождения, духовного совершенствования и для достижения входа в открытое вечное Царствие Небесное.

Тем самым Им был установлен Новый Завет Бога с людьми, согласно которому человечество будет жить до Второго пришествия Христова.

Господь Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира, принял на Себя вину всех людей. Но пользуются этим спасением только те, кто верует в Него, кто усваивает себе спасение Христово. Бог не желает гибели людей, но многие погибают, не принимая «любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2, 10). Чтобы достичь спасения, нужно узнать и верно понять Евангелие. Нужно уверовать в Бога, открыто исповедовать свою веру и поступать согласно Христовым заповедям: бороться с грехом в себе, стать частью Церкви Христовой и участвовать в её таинствах, возрождающих человека, исцеляющих его от греха и помогающих ему духовно возрастать.

Св. Феофан Затворник пишет о спасении:

"Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге. Были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло сей союз. Но Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобрести способ воссоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог пришел на землю и воплотился, и в Своем лице соединил человечество с Божеством и чрез то всем нам дал возможность соединяться чрез Него с Богом. Те, которые веруют, крестятся и другие принимают таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша - жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути.
…Благодать Духа Святаго во спасение необходима для нас и только она одна сильна содевать в нас спасение наше... благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов».

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад», - говорит святой патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не ангелом, не архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим безпредельным Богом.

Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы:
. О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю
. О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа, и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся два разговора: один Христа с лукавым сатаною, а другой грешников с сатаною же
. О духовном помазании и славе христиан и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником вечной жизни
. О сокровище христиан, то есть о Христе и о Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства
. Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати
. Беседа сия учит, что ни един человек, если не подкреплен Христом, не в силах преодолеть соблазны лукавого, показывает, что должно делать желающим себе божественной славы; и еще, учит, что чрез Адамово преслушание впали мы в рабство плотским страстям, от которого избавляемся таинством креста; а наконец, показывает, как велика сила слез и божественного огня
. О том, что не искусство какое, не богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека с Богом

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна



Игорь КОЛГАРЕВ

Как известно, христиане проповедуют Евангелие, в переводе на русский - Благую Весть. О чем же эта Весть и почему она Благая?

Библия говорит нам, что «все согрешили и лишены славы Божьей»,1 а так как «возмездие за грех - смерть»2 , то всех людей ожидает в вечности место во тьме внешней, где «будет плач и скрежет зубов», то есть огненный ад. Поэтому Евангелие говорит о радостном событии: о спасении человечества от грехов и ада, которое возможно благодаря делу искупления, совершенному 2000 лет назад Иисусом Христом через смерть на кресте, Его воскресение и вознесение. Спасение доступно каждому и дается даром.3 Однако от самого человека зависит, примет он его или отвергнет.4 Поэтому «спасение» - это не какое-то абстрактное христианское выражение и не преувеличение, а необходимость, нужная каждому человеку. Слава Богу, что Слово Божье возвещает о спасении очень обнадеживающе: «Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат».5

Итак, что же такое спасение? Как это происходит?

Спасение - это вхождение в Царство Божие души человека, условием которого является рождение свыше.6 Спасение - это опыт, который пережил каждый истинный христианин и который доступен всем остальным людям, если только они пожелают иметь жизнь с избытком и жизнь вечную.

К сожалению, часто спасение представляют как простое принятие Христа поднятием руки, признанием Бога умом или повторением слов за проповедником. И, к сожалению, очень многих уже убедили, что они спасены и имеют жизнь вечную, тогда как этого с ними не случалось вовсе. Поэтому очень важно знать составляющие истинного христианского спасения, чтобы мы могли себя проверить: рождены ли мы свыше, спасены ли. В спасении грешника происходит несколько моментов, очень важных, неотделимых друг от друга: осознание греха - покаяние - исповедание - вера - обращение - прощение - оправдание - возрождение - принятие Духа Святого - уверенность в спасении. Рассмотрим их по порядку.

ОСОЗНАНИЕ ГРЕХА - это момент, когда человек вдруг понимает свою личную греховность и ясно видит свою вину перед Святым Богом, что происходит от действия Духа Святого, о Котором Христос сказал, что Он, придя, «обличит мир о грехе и о правде и о суде».7 Если обличение достигает сердца человека, то он, как Ап. Петр, готов припасть к ногам Иисуса и сказать: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».8 Осознание греха смиряет человека, он перестает позировать, защищать себя и, как мытарь, стоя вдали, не смеет даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!».9 Или, как Ап.Павел, признает себя из всех грешником не «самым достойным спасения», не «немножечко грешным» и не «негрешнее остальных», а самым первым грешником.10 Часто без осознания себя грешником человек вообще не понимает, зачем ему нужно спасение. Для гордых и сильных людей очень труден этот этап, но в то же время он один еще не делает человека спасенным. Есть люди, которые осознают себя погибшими грешниками, но ничего при этом не делают для исправления ситуации, говоря равнодушно «Да все мы, грешные, в аду будем. Куда уж нам?!», или находятся в состоянии депрессии, угнетенные осознанием своей вины.

ПОКАЯНИЕ - это уже реальное усилие воли человека, который желает изменить свое погибельное состояние, когда «благость Божия ведет тебя к покаянию».11 Греческое слово «метаноиа», по-русски «покаяние», значит «изменение мышления», «передумывание», «раскаяние». При покаянии человек меняет отношение к своим грехам: со снисходительности к ним и их лелеяния он переходит на ненависть к ним и к отвращению от них. Кающийся печалится, что огорчал Бога своими делами и мыслями: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению».12 Без покаяния нет спасения, поэтому все Писание снова и снова призывает: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».13

ИСПОВЕДАНИЕ - это действие, когда человек называет и перечисляет перед Богом все свои грехи: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».14 Греческое слово «хомологео», «исповедание», несет в себе знпчение «признаться», «согласиться», «говорить то же, что и Бог». Известно, что исповеданиями очень злоупотребляли священники некоторых конфессий. Поэтому люди часто боятся исповедоваться и в евангельско-баптистской церкви. Однако называть грехи необходимо, прежде всего перед Богом. Исповедание грехов важно и для самого грешника, чтобы он мог честно признаться, что то или иное действие было не просто «ошибкой» или «слабостью», а именно грехом, о котором он сожалеет и за который раскаивается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего», - говорил Богу псалмопевец Давид.15

ВЕРА . «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».16 Естественно, для спасения и для того, чтобы стать христианином, человек должен верить, что Бог есть и может простить и спасти нас. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».17 Поэтому очень странными бывают такие слова покаяния: «Господи, если Ты есть…». Конечно же, Бог есть, Само имя Его есть Сущий,18 Иегова, Яхве, то есть существующий вечно и дающий всему жизнь. Однако христианская спасительная вера - это не просто признание существования Бога, потому что и «бесы веруют и трепещут», а полное доверие Богу, как, например, ребенок доверяет родителям, что папа с мамой знают все лучше и на них можно полагаться. Новозаветному утверждению «верую» соответствует часто употребляемое в Ветхом Завете слово «уповаю», которое больше передает состояние доверия человеком своей судьбы и себя самого Богу. Если мы верим тому, что говорит Библия, мы уже на пути к спасению. «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия».19 Вера также включает в себя наше доверие утверждению Библии, что именно Иисус Христос - Бог и единственный наш личный Спаситель, умерший за наши грехи и воскресший из мертвых. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».20

ОБРАЩЕНИЕ - это сознательное отворачивание от зла и поворот к Богу: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши».21 Греческое слово «эпистрефо» значит «повернуться», «перевернуться», «возвратиться» или «обратиться». В книге Откровение (1:12) это же слово обозначает реальное физическое поворачивание головы или всего тела: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников». Подобно этому человек усилием воли отворачивается от прежней греховной жизни и поворачивается лицом к совсем другому порядку своих мыслей и желаний, чтобы начать добровольно исполнять волю Божью, как это произошло с фессалоникийцами: «… вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному».22 Поворот этот неизбежно влияет и на само поведение человека. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».23

ПРОЩЕНИЕ. Оно всецело действие благодати Божьей, освобождающей человека от его грехов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».24 Прощение нельзя заработать, оно достается по вере во Христа даром в ответ на нашу молитву покаяния и обращение. Это ясно видно в повелении Бога к Савлу, который должен был «Открыть глаза им (язычникам), чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».25 Греческое слово «афиеми» значит «прощение», «отослать грехи», «отбросить», «отпустить». «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» - восхвалял царь Давид это состояние.26 Прощение - это величайшее счастье, возможное только через Христа: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».27

ОПРАВДАНИЕ . Ап. Павел под оправданием человека понимает оправдание Богом уверовавшего грешника через искупительное Божье деяние - смерть Иисуса Христа на кресте. В распятии Христа, понесшего на Себе наказание всего человечества, Бог совершил суд над грехами мира: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».28 Оправдание - это своего рода юридический акт, выносимый Судьей-Богом грешнику, который признается невиновным, то есть оправданным, потому что справедливость восстановлена благодаря тому, что наказание наше уже понес Иисус Христос, не знающий греха, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».29 Праведность Христа и Его совершенство засчитываются тому, кто верит в искупительный подвиг Христа: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».30 «В Нем» - это значит во Христе.

ВОЗРОЖДЕНИЕ , или рождение свыше, - это творческое действие Бога, Который духовно обновляет верующего, как бы рождает его заново: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».31 Слово «анотен» значит «заново», «сверху». «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».32 Бог «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».33 Вечная жизнь даруется Богом людям через их духовное воскрешение. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».34 «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».35 В вечную жизнь возрожденный христианин вступает через Иисуса Христа и таким образом делается причастником жизни Самого Бога. Возрожденный должен «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».36 Имея связь с Христом и живя в вере, человек имеет жизнь вечную, как сказано: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».37 Духовной же смертью является отлучение и отпадение от Бога. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».38 Без Христа нет вечной жизни и нет возрожденного состояния: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».39

ПРИНЯТИЕ СВЯТОГО ДУХА . При спасении человека Господь дарует верующему Духа Святого, как обещал Апостолам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».40 Слова Иисуса «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе, чтобы вселиться в них. Из этого следует, что христианство не знает другого представителя Христа на земле, кроме Святого Духа. При обращении и рождении свыше человек получает этот дар. Получение Духа Святого называется также крещением Духом Святым: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».41 Для чего же дается Дух Святой? Во-первых, чтобы оживотворить верующего: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него».42 Во-вторых, чтобы усыновить нас: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»43 . В-третьих, чтобы принять верующего в Церковь: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».44 В-четвертых, Дух Святой нужен для того, чтобы верующий смог вести новую жизнь: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».45 В-пятых, Духом Святым Господь запечатлевает принадлежность верующего к Богу и подтверждает истинность нашего спасения: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».46 Без получения Святого Духа, то есть без крещения Духом Святым, невозможно спасение.

УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ . Спасенный Богом человек знает, что он спасен и уверен в этом, потому что, во-первых, получил внутреннее свидетельство Духа Святого: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии».47 Во-вторых, потому что это подтверждает Библия: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»48 ; «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»49 ; «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».50 И, в-третьих, дело, совершенное Иисусом Христом для нашего спасения, абсолютно достаточно: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».51 Христос совершил дело спасения. Принимая и держась Христа, мы в безопасности. До казни Иисуса Христа верующие люди приносили в жертву кровь животных и, говоря об этих ритуалах, Ап. Павел пишет, что Христос «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!».52 «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».53

После вышеприведенных событий, если они действительно имели место, верующий принимает водное крещение по вере погружением. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».54

Последовательность этих этапов не обязательно бывает именно в таком порядке, хотя понятно, что прощение не может быть раньше веры и покаяния. Это, скорее, не ступени лестницы, а составляющие одного общего процесса, который может вообще совершиться моментально. Все эти составляющие взаимозависимы, тесно переплетены и немыслимы один без другого. Какие-то из пунктов могут иметь для человека более выраженную важность, например, осознание себя грешником или обращение. Это зависит от характера человека, его возраста, воспитания и даже от окружающей его обстановки. Еще надо учесть, что к поиску спасения каждого человека приводит своя неповторимая причина, и тут тоже нет общего правила для всех. Однако каждый, кто обретает спасение, обязательно проходит все вышеперечисленные составляющие, даже если не осознает этого сразу, потому что нельзя быть спасенным и миновать хотя бы один из этих пунктов.

К верующему во Христа относятся все Божьи заверения о помощи и охране: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу»55 ; «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».56 Естественно, уверовавший и возрожденный, сделавшийся причастником Христу, однажды просвещенный и вкусивший дара небесного, сделавшийся причастником Духа Святого и вкусивший благого глагола Божьего и сил будущего века, достигнет вечной жизни только в том случае, если начатую святую жизнь твердо сохранит до конца: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца».57 Поэтому Слово Божье призывает верующих хранить веру и держаться Христа: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего»58 ; «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван».59

Прими же Благую Весть о спасении и живи вечно с Господом!

1 Рим. 3:23, 2 Рим. 6:23, 3 Еф. 2:8, 4 Деян 22:13, 5 Деян. 28:28, 6 Ин. 3:3-7, 7 Ин. 16:8, 8 Лк. 5:8, 9 Лк. 18:13, 10 1Тим. 1:15, 11 Рим. 2:4, 12 2Кор. 7:10, 13 Деян. 17:30, 14 1Ин. 1:9, 15 Пс. 31:5, 16 Еф. 2:8, 17 Евр. 11:6, 18 Исх. 3:14, 19 Рим. 10:17, 20 1Кор. 15:14, 21 Деян. 3:19, 22 1Фес.1:9, 23 Мф.18:3, 24 1Ин.1:9, 25 Деян.26:18, 26 Пс. 31:1-2, 27 Деян.10:43, 28 Рим. 4:25-5:1, 29 Рим. 3:25-26, 30 2Кор. 5:21, 31 Ин. 3:7, 32 2 Кор. 5:17, 33 Кол. 2:13, 34 Еф. 2:4-6, 35 Рим. 6:23, 36 Еф. 4:24, 37 Ин. 5:24, 38 Ин. 3:3, 39 Ин. 17:3, 40 Ин. 14:16-17, 41 Деян. 1:5, 42 Ин. 7:37-39, 43 Рим. 8:14-18, 44 1Кор. 12:13, 45 Гал. 5:16,17-25, 46 Еф. 1:13-14, 47 Рим. 8:16, 48 Ин. 3:36, 49 Ин. 5:24, 50 1Ин. 5:11-13, 51 Ин. 19:30, 52 Евр. 9:12-14, 53 Евр. 10:1, 54 1Пет. 3:21, 55 Рим. 8:1, 56 Ин. 10:28, 57 Евр. 3:14, 58 Евр. 4:14, 59 1Тим. 6:12

http://www.istina.info/article.php?i=110&a=674

Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа , Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.

Условия спасения

Богословские понятия в контексте учения о спасении

Свобода и спасение

Большинство христиан верят, что актом спасения Бог не уничтожает свободу человека (дарованную Им же), но напротив, расширяет и укрепляет свободу человека.

Неверующие и беззаконные не получат дар вечной жизни, они будут прокляты навечно «ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная» (Рим. ). Вместо вечной жизни им приготовлено вечное наказание «вечная погибель » (2Фес. ), «другая смерть» (Откр. ), или «вечный огонь» (Мф. ), «огонь неугасимый» (Мк. ) вместе с диаволом и ангелами его (Мф. ). Это наказание и мучения никогда для них не закончатся, будут вечными.

Доктринальные отличия в христианских конфессиях

Имеются существенные отличия в учении о спасении в основных христианских конфессиях .

Православие

Православный христианин усваивает себе спасение так же в продолжении всей своей жизни.

В то же время среди христиан бытует мнение, что спасётся только избранный остаток, ради которого ещё и существует наш мир (Рим. ).

Хотя задатки спасения = Дары Духа Святого, могут быть даны еще при жизни(см. св. Симеон Новый Богослов), но только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет от Самого Господа(см. житие св. Макария Египетского). Прежде же решения Господнего было бы более чем самонадеянно утверждать свою "спасенность" даже для св. Макария.

Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:

О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: - Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: - Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: - Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали: - Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: - Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней. * .

Только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет.
Святые Отцы утверждают, что до Страшного суда участь усопшего еще не полностью определена, следовательно, Православная Церковь допускает возможность по молитвам праведников, по делам милосердия возможность облегчить участь усопшего или даже вывести его из ада. Например, блаженная Фекла своими молитвами вымолила Фалкониллу. Один из самых уважаемых Греческих старцев, Паисий Святогорец утверждает, что друг Бога, подобно другу земного царя, может ходатайствовать о переводе из одной камеры в другую или даже в квартиру. Также старец говорит, что родственники своими молитвами и молитвами Церкви дают Богу право на вмешательство и тем самым могут даже умолить Господа помиловать человека.

В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп:

Кто ты такой? - Я, - отвечал тот, - был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божья, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. - Какое же облегчение получаете вы, - спросил Макарий, - и каковы ваши мучения, расскажи мне? - Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: - Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. * .

В настоящее время часто можно наблюдать в интернет форумах полемику о возможности спасения для неправославных и даже не верующих, сторонники этой точки зрения наиболее ярко представлены проф. МДА Осиповым А.И. и еп. Илларионом (Алфеевым). В качестве аргументов, кроме эмоциональных пассажей, в свою пользу они используют полу-апокрифические жития, как-то "ранние" жития св. Григория Двоеслова и текст молитвы в в день Святой Троицы со словами "иже во аде держимых " , но ни сам текст молитвы, не толкование ее сделанные св. Марком Эфесским не дают возможности толковать в таком смысле:

Что же до "жития" св.Григория Двоеслова, то, хоть оно и было принято к сведению св. Марком Эфесским, когда было представлено католиками в качестве доказательства чистилища, но ставилось им под сомнение (см. там же). Кроме того оно находится в противоречии с тем, что проповедовал сам св. Григорий.

Кроме того Православие учит, что у спасённых людей будет различная степень блаженства в раю:

Католицизм

(Внимание! Статья написана православным, прошу уважаемых католиков исправить в случ. неточностей)

Как и Православие, Католицизм исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа но и дела.

Но, в отличие от Православия, Католичество учит о том, что ДЕЛА ценны сами по себе. Согласно вероучению РКЦ Христос на Кресте принес совершенное удовлетворение(лат. satisfactio ) божьему правосудию за грехи человечества. Таким образом католик, принимая крещения освобождается от вечного наказания, ВИНЫ, но не последствий первородного греха(болезни и смерть). Грехи же совершенные ПОСЛЕ крещения, так же оскорбляют Бога(хоть и не столько, как первородный грех Адама) и, и так же требуют удовлетворения. И католик, совершая добрые дела, и\или страдая приносит это удовлетворение:

Исповедуя грехи католик получает:

Но понятно, что не все одинаково это удовлетворение приносят. Святые приносят БОЛЕЕ необходимого, для их собственного спасения, удовлетворения. И эти заслуги добавляются к "сокровищнице заслуг Христа и святых".

Грешники же не принесшие достаточного удовлетворения при жизни, приносят его после смерти в качестве временного наказания в

Спасение — единение с Богом в вечной жизни — самое важное, к чему нас призывает Церковь. Это то, к чему должен стремиться каждый христианин — получить добрый ответ на Страшном Суде. О спасении просим мы в утренних и вечерних молитвах и когда приступаем к Таинствам. В последовании ко Святому Причащению есть такие слова: «Благо есть полагати во Господе упование спасения моего». Но так ли крепко наше упование? Так ли часто мы задумываемся о нашем спасении, как оно того заслуживает? Об этом наш разговор с игуменом Нектарием (Морозовым) .

— Мы каждый день молимся о спасении, но на самом деле с трудом представляем себе, что нас ждет в вечной жизни. Другое дело — когда мы молимся о земных благах: о здоровье, счастье, благополучии близких, успехе в делах — порой это волнует нас гораздо больше, чем наша посмертная участь. Как научиться думать о спасении?

— Действительно, для того, чтобы человек мог по-настоящему молиться о своем спасении, он должен сначала увериться в том, что он погибает. Чтобы это ощущение собственной погибели — не здесь, на земле, вследствие каких-то временных бедствий и несчастий, а, что гораздо страшнее, в вечности — стало состоянием его сердца.

В стихотворении убиенного иеромонаха Василия (Рослякова) — в переложении одного из псалмов — есть такие слова: «Подскажи мне, Владыка, кончину мою, приоткрой и число уготованных дней, может, я устрашусь оттого, что живу, и никто не осилит боязни моей».

Это самое главное — чтобы человек устрашился оттого, что живет в погибели, в смерти, в отчуждении от Бога, и чтобы этот страх — навсегда оказаться чужим для Бога — помог ему преодолеть все те соблазны и искушения, которыми он в течение жизни соблазняется и искушается.

— Но чаще всего человек просто боится смерти.

— Для человека естественно бояться смерти, потому что он знает, что это такое. Когда он теряет близких, видит, как тот, кто только что ходил, говорил, что-то делал, лежит бездыханным, то невольно примеряет уход из жизни на себя, и его сердце сжимается от страха. Но мало кто из нас понимает, что такое смерть вечная, что такое смерть духовная.

Когда мы поем пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», кто-то может спросить: «Как же так? Христос победил смерть, а мы умираем? Где эта победа?». Просто не все понимают, что смерть — это не переход человека из одного состояния бытия в другое. Смерть — это когда умирает душа.

Есть временная смерть — уже в этой жизни, когда душа отягощена грехами, умерщвлена ими, а есть вечная смерть, когда душа обречена на пребывание без Бога в вечности. Вот от этой смерти Господь нас и спас. Именно ее Он попрал Своей смертью, открыв для нас возможность вновь быть с Ним. И раз за разом Господь воскрешает нас через наше покаяние. То есть наше спасение — это спасение не просто от смерти, а от жизни без Бога.

Естественно, что понять это может только тот, кто имеет хотя бы небольшой опыт жизни с Богом. Вот пришел человек в храм, ощутил благодать, которую Господь дает новоначальным, когда Он буквально как ребенка берет человека и ведет его. Затем Он отпускает его идти самостоятельно, и тут наступает некое охлаждение, потому что потребовались какие-то труды от самого человека, а он к ним оказался не готов. Потом человек падает, совершает какой-то грех, более или менее тяжелый, который отлучает его от Бога. Тогда-то он и узнает, что такое жизнь и что такое смерть, потому что может сравнить жизнь с Богом, которую хотя бы в самой малой мере ощутил, и жизнь без Бога в состоянии греха. И тот ужас, который он в это время испытывает, и подсказывает ему, что такое смерть души. В этом состоянии человек, если он не впадает в нерадение и не приходит постепенно в состояние нечувствия, начинает понимать, о чем он молится, когда просит о спасении.

Бывает так, что это понимание человеку не то чтобы дается, а постепенно приоткрывается через какие-то события. Когда человек боится смерти, болезни, находится в скорбных обстоятельствах, он немного отрезвляется, отвлекается от тех прелестей, которые есть во внешнем мире. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Как вода стесняемая поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается».

— Как нужно молиться о спасении?

— Святитель Феофан Затворник перед тем, как начать молиться Богу, читать утренние или вечерние молитвы, в которых содержатся самые главные прошения о том, что нам необходимо, советовал сначала вспомнить о Том, к Кому ты обращаешься, и потом понять, о чем ты просишь. И многие наставники молитвы Иисусовой говорили, что перед тем, как притекать к ней, нужно поставить себя перед лицом Божиим, а потом задуматься, в каком состоянии мы находимся. Ведь когда мы открываем Евангелие и читаем то, что заповедовал нам Господь, если мы честны перед самими собой, то мы не можем не понять: ничего доброго нас по тому, как мы живем, не ожидает. И мы должны ощутить всем сердцем, что по своим делам, по своим мыслям и чувствам, по всему тому, что в нас есть, мы не заслуживаем спасения. Есть только милость Божия, и кроме нее нам надеяться не на что.

Участь наша не решена. Поэтому нужно, молясь, поставить себя пред судом Божиим и понимать, что ответ на слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» может быть «Помилую», а может быть и «Не помилую». И нужно не только молиться, но и жить в ожидании этого ответа.

— То есть мы должны постоянно думать о спасении?

— В книге современного греческого писателя архимандрита Херувима (Карабеласа) «Ностальгические записки из удела Божией Матери» есть рассказ об одном святогорском монахе, который был занят только одним вопросом, и кого бы ни встречал на своем пути, подходил ко всем и с болью спрашивал: «Как ты думаешь, мы спасемся?». И если в его сердце появлялась надежда на спасение, он бывал более радостен и весел, чем обычно, а когда эта надежда исчезала, он совершенно погружался в скорбь.

— Получается, это самый главный вопрос для христианина?

— Безусловно, это самый главный вопрос. Когда человек находится на грани жизни и смерти, что для него самое важное? А ведь мы находимся на грани между вечной жизнью и вечной смертью. И непонятно, по какую сторону этой грани мы окажемся… Вся наша жизнь как раз и зависит от того, становится ли этот вопрос для нас самым важным. Потому что каждое решение, которое мы принимаем, каждый выбор, который мы делаем, будет обусловлен отношением к этому вопросу.

— Евангелие — это та книга, которая рассказывает нам, что нужно сделать, чтобы обрести спасение?

— Евангельские заповеди сообщают нам о том, о чем знает, но нередко молчит наша совесть. Потому что нет ни одной заповеди, которую бы здоровая, до конца не убитая грехом человеческая совесть не воспринимала как что-то свое. Бывает так, что человек, никогда ранее не читавший Евангелия, открывает его и понимает, что все это он давно знает и давно слышал, настолько это естественно для человеческой души. И какими бы испорченными мы ни были, где-то в глубине нашей души живет то, что мы находим в Евангелии, живет само Слово Божие. А Слово Божие — это Сам Господь.

Если мы начинаем исполнять евангельские заповеди, мы не только облегчаем свою душу, очищаем ее от страстей, но, самое главное,— мы учимся любить Христа. Мы обретаем тот дар любви к Богу, который нам так необходим, который и является для нас подлинным спасением. Все наши труды и усилия направлены на то, чтобы научиться Его любить, точнее — откликнуться любовью на Его любовь. Мы должны не говорить о своей любви к Богу, а доказывать ее делами, подтверждать всей своей жизнью. И Евангелие дает нам ответ, как это можно сделать.

Почему не спасаются теплохладные и почему спасаются грешники, которые раз за разом падают, но поднимаются и в покаянии раздирают душу в клочья? Потому что они прибегают ко Христу, без Которого не могут жить и Которого любят всем сердцем.

— С одной стороны, спасаться легко, потому что мы знаем, что для этого нужно делать, а с другой стороны — очень тяжело, потому что по-настоящему любить кого-то, кроме себя, трудно.

— Для начала нужно понять, чего мы хотим. Потому что для удовлетворения своей страсти, для достижения каких-то внешних целей мы нередко готовы пройти сотни километров пешком, готовы все преодолеть и смести все препятствия на своем пути. Мы на многое готовы ради того, чего по-настоящему сильно хотим. И здесь нужно вернуться к вопросу о том, что для нас является самым важным — если это дело спасения, тогда спасаться легко. Если же это не так, тогда спасаться труднее.

Хотя, разумеется, существуют естественные причины, которые обуславливают затруднительность пути ко спасению,— это состояние падшей человеческой природы. Это как если бы мы получили некий сад, который весь зарос сорняками. Мы их выдергиваем, но сама почва такова, что постоянно будет эти сорняки плодить. Кто-то непрестанно трудится, выкорчевывая эти сорняки, кто-то начинает унывать, потому что приходится постоянно делать одно и то же, а кто-то от малодушия в какой-то момент начинает заниматься более приятным делом.

Есть и другая трудность… В деле спасения не нужно преодолевать никаких расстояний, внешних препятствий, не нужно бороться с людьми. Нужно бороться всего лишь с одним человеком, который стоит у нас на пути,— с самим собой. Если мы идем к Богу и нам кажется, что мы на чем-то споткнулись и во что-то уперлись, то это значит, что мы уперлись в самих себя. Происходит некое раздвоение, разрыв между тем, что в Священном Писании называется ветхим и новым человеком. При этом наша воля склоняется то на сторону ветхого человека, то на сторону нового. И тот, к которому она склоняется, становится сильнее. Поэтому в этой борьбе то один берет верх, то второй, то один воскресает, а второй угасает, то наоборот. Кого мы в итоге поддержим — тот и победит.

— Можем ли мы думать о том, что нас ждет в вечной жизни, представлять себе, что такое рай и ад?

— Представлять себе вечную жизнь в образах, предаваться мечтаниям о ней наставники аскетического делания категорически запрещают, потому что враг может увлечь человека фантазиями, и если человек достаточно впечатлительный, то он легко может впасть в то состояние, которое называется прелестью, и повредиться рассудком.

Мы не знаем, что такое рай и ад, мы не представляем, как они выглядят, потому что реальность иной, вечной жизни настолько не похожа на нашу реальность, что о ней невозможно рассказать известными нам словами. Даже те святые, которым Господь даровал опыт пребывания в райских обителях, если и употребляли какие-то земные образы и сравнения, понятные и знакомые для нас, то делали это только для нашего наставления и назидания.

При всем своем красноречии апостол Павел не мог сказать иначе, чем: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Это то, что ощутило его сердце и что он даже не попытался передать словами. Как говорит преподобный Исаак Сирин, слова — орудия сего века, молчание же — таинство века будущего. То, что ожидает нас в грядущем, словами не выражается.

— Должны ли мы думать о спасении других, или нас должна волновать только собственная участь? Что делать, если наши близкие не задумываются о спасении, не стремятся к нему? Будет ли для нас раем место, где не будет тех, кого мы любим?

— Поскольку мы сейчас находимся не в той жизни, в которой больше ни о ком не сможем думать, кроме Бога, потому что только к Нему будет устремлено тогда наше сердце, а в этой жизни, то если мы кого-то любим, как мы можем о нем не думать? Наше сердце не может не болеть о близких нам людях. Если бы четыре друга не переживали о своем несчастном расслабленном товарище, они бы не принесли его ко Христу (см.: Мк. 2, 3–5). И если бы их сердце не болело о нем, Господь бы его не исцелил. Потому что, как учат нас святые отцы, Он исцелил его ради их веры.

Порой Господь не совершает видимых, зримых, ощутимых чудес в отношении наших близких именно по той причине, что мы унываем, отчаиваемся, наше сердце становится бесчувственным. Но, как говорит святитель Феофан Затворник, Бог ищет любого повода, чтобы помиловать человека, даже если тот отчаивается в своем спасении.

В той, вечной, жизни, по слову апостола, мы не будем задавать вопросов, которые нас обычно волнуют. Так, когда Иов страдал и бесконечно задавался вопросами: «Почему Господь меня оставил? Почему я страдаю?», а его друзья давали ему благочестивые объяснения, которые его не удовлетворяли, Господь явился ему, и в сердце Иова не осталось вопросов. Господь Сам стал ответом на все вопросы (см.: Иов, 38–42).

То же самое произойдет с теми, кто сподобится участи спасенных. В тот день Господь отрет всякую слезу с лица людей. И среди великой радости не останется места скорби.

— Существует такое мнение, что атеисты творят добро просто так, а верующие — в надежде на спасение. Можно ли спастись, совершая добрые дела, но не веря при этом в Бога?

— Надо еще разобраться в том, ради чего мы совершаем те или иные добрые поступки. Многие наши поступки питаются гордостью и тщеславием, мы делаем что-то, чтобы проявить себя. А перед Богом настоящую цену имеет только то, что человек делает ради Христа, а не ради достижения каких-то суетных целей.

Если человек чувствует то же, что чувствовал Христос, когда видел страдающих, недужных и бесноватых или когда плакал о судьбе Иерусалима и живущих в нем, если его сердце хотя бы еще только начинает чувствовать то же самое, то он мимо Христа пройти не сможет. Потому что на земле не было человека лучше, чем Иисус Христос, а подобное тянется к подобному.

Что происходило с теми мытарями, блудницами, разбойниками и грешниками, которые встречали на своем пути Христа, все бросали и шли за Ним? Что они видели в Нем такого, что заставляло их оставить прежнюю жизнь? Ведь они шли за Ним не из-за чудес, не в надежде получить какие-то земные блага. Святитель Николай Сербский говорит, что встреча со Христом пробуждала в них то, что было родственно Христу, то, что оставалось еще в них хорошего.

Но Вы спрашиваете, можно ли спастись, совершая добрые дела и не имея при этом веры. А я спрошу по-другому: а что человеку, о котором его дела говорят, что он человек хороший, мешает прийти ко Христу? Что стоит между ним и Христом? Господь говорит о Себе как о камне (см.: Мф. 21, 42–44) — том камне, столкновение с которым сразу проявляет, что в человеке, какой он на самом деле. Не может человек, по-настоящему хороший, отвергнуть Христа, а если отвергает, то что-то в нем на самом деле не хорошо. И еще. Что такое спасение? В чем оно заключается? Не в сумме добрых дел и качеств, а в единении со Христом. Он есть наша жизнь и наше спасение. И отсюда вопрос: разве можно спастись, от спасения отказавшись? Ведь и спасение, и гибель — наш выбор, реализация самого великого и одновременно самого страшного дара, которым наделил нас Господь,— свободы.

— Многие считают, что если уж блудницы, мытари и разбойники спаслись, то мы тоже спасемся, ведь мы не хуже их…


— Они спаслись не потому, что были хуже или лучше нас, а потому, что сделали колоссальный рывок, вырвались из своей привычной жизни. Они увидели Христа и поняли, что Он — Тот, ради Кого стоит все бросить. А мы, при том, что считаем себя лучше их, на самом деле гораздо хуже. Да, Закхей был мытарем, вымогал деньги у людей. А мы в своей жизни, может, ничего и не вымогали, но наверняка что-то похищали (пусть мелочь), и кого-то обманывали (пусть не в чем-то особенно важном), и кого-то притесняли (пусть не очень сильно). Но для нас наши грехи менее очевидны, чем грехи других. Мы не готовы сделать этот рывок, бросить все, изменить себя и идти за Христом. Мы не ощущаем своей погибели. У покойного архидиакона Романа (Тамберга) в одной из песен есть такие строки: «И радость обретенного спасения доступна лишь тому, кто погибал». Очень правильные слова, но я бы еще уточнил: доступна эта радость лишь тому, кто не только погибал, но и сознавал свою погибель. Как показывает опыт, это не одно и то же.

— Существует и такое мнение, что спасение — скучное, неинтересное занятие.

— Так может показаться из-за того, что содевание нашего спасения порой состоит не из каких-то ярких, красивых подвигов, а из повседневного труда, верности и преданности Богу. Из того, чтобы не съесть котлету в постный день, проявив тем самым полное безволие и безразличие к установлению Церкви, чтобы кого-то не осудить, чтобы встать утром и помолиться. Но из таких «мелочей» состоит только внешняя сторона спасения. Внутреннее наполнение не может быть скучным и неинтересным. Напротив, скучно и неинтересно все, что происходит с человеком тут. Вот он встал, почистил зубы, съел что-нибудь вкусное, а потом подумал: я и вчера это делал, и сегодня делаю, и завтра буду делать то же самое. И нельзя сделать ничего такого, что бы имело вечное измерение.

Спортсмен стремится к высокому результату, достигает его и становится… инвалидом. Чиновник хочет стать видным политическим деятелем, добивается своего, а потом о нем все забывают… Есть только одно, что спустя и годы, и века остается с человеком,— это Бог, благодать, которую человек стяжает в своем сердце. Ведь стяжание Духа Святого было целью не только преподобного Серафима Саровского, и не для него лишь одного цель эта оказалась достижимой.

Скучным и неинтересным «процесс спасения» может показаться лишь тому, кто смотрит на все его составляющие без Бога. Если же Господь входит в жизнь человека, точнее — если человек сам, по собственной воле впускает Бога в нее и не противится Ему, то в ней не остается ничего скучного, ничего неинтересного. Господь заполняет ее без остатка.

— Если попытаться вывести краткую формулу спасения, то какой она будет?

— Такая формула, как я уже сказал, существует: спасение — это Сам Господь. Мы знаем, что Он любит нас. Нам нужно только ответить любовью на Его любовь.

Спасение является ключевым вопросом для каждого христианина. Именно ради спасения люди приходят в Церковь, готовы коренным образом менять свою жизнь. Фактически, спасение является смыслом, целью христианской жизни, но оно не так просто, как может показаться на первый взгляд. Католики считают, что для достижения спасения необходимо делать добрые дела, а протестанты считают, что критерием спасённости человека является лишь вера в пришествие Иисуса Христа как Спасителя. А что же действительно необходимо для достижения спасения? Для этого нам необходимо ответить и на множество других вопросов: Что такое спасение? От чего находит спасение человек в христианстве? Что оно дает христианину по существу? Каким образом возможно достижение спасения? Что является критерием правильного движения по пути спасения? Как не уклониться от правильного пути.

В данной статье делается попытка ответить на эти вопросы по существу, наметить тот спасительный «узкий путь», по которому идут православные христиане уже почти 2000 лет. Ибо Господь говорит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» 1 .

Под спасением в христианстве понимается обретение вечной жизни, наполненной блаженством и радостью. Из Евангелия мы узнаем, что Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы «верующий в Него не погиб, по имел жизнь вечную» 2 . Первые люди, сотворенные Богом по божественному образу и подобию, потеряли свою вечную и блаженную жизнь в результате грехопадения, совершенного Адамом и Евой. Они пошли против воли Бога. Захотели сами стать богами, поскольку имели такую великую власть на земле, полученную от Бога, что нарекали имена всем живым существам, которых Бог сотворил в этом мире. В результате этого греховного действия человеческая природа была повреждена и искажена. Страдания, болезни и наконец смерть стали присущи человеческой природе. Таким образом природа всех людей была искажена, заражена грехом через Адама и Еву. Все люди подпали под власть греха, стали удобопреклонны ко греху. Как пишет апостол Павел: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю...а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» 3 .

Собственно, наши страсти, то есть рабство различным грехам, которые культивирует человек в своей жизни, делают нас несчастными, опустошают нас изнутри. Хороший пример этого мы видим в рабстве телесным грехам. Мы хорошо знаем, что происходит с алкоголиком или наркоманом. В начале у него портится его телесное здоровье, потом начинается и умственная деградация. Точно таким же образом действуют на человека и более тонкие грехи, которые никто из окружающих нас людей может не замечать в нас. Например: гордыня, тщеславие, осуждение, сластолюбие, сребролюбие и т. д.. Эти грехи точно также порабощают себе человека и заставляют его приносить им «постоянные жертвы» , разлагая человека изнутри. Когда мы помогаем другим, питая при этом в себе гордость и тщеславие. Осуждая других людей, которые совершают явные всем видимые грехи, а сами превозносимся перед ними в своей собственной душе. В конечном итоге наши грехи начинают мучить нас, вызывать страдания, от которых человек уже не знает куда и деться. Они постоянно требуют новых «жертв» для себя. Человек теряет покой, мир внутри себя, постоянно ищет новых удовольствий, которые со временем все быстрее перестают ему приносить удовлетворение.

Никакие собственные усилия уже не могли помочь человеку победить, живущий в нем грех, а тем более снова обрести вечную жизнь. Только вера Авраама, Исаака и Иакова через древнейшее пророчество, сказанное Богом после грехопадения, говорила, что должен прийти Мессия, Спаситель, который победит грех и его начальника дьявола.

Человеческая природа была настолько серьезно поражена грехом, что для спасения и исцеления человека от греха потребовалось вочеловечение второй Ипостаси Бога, Бога Слова, который принял нашу человеческую природу и исцелил ее от греха. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его собою и в себе» 4 . И не просто исцелил, но и соединил с Собой по халкидонской формуле: нераздельно, неразлучно, неслитно и неизменно. Как говорят отцы: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати. Через Господа нашего Иисуса Христа люди получили не только спасение от владевшего ими греха и вечную жизнь, но и возможность соединиться с Богом по халкидонской формуле, то есть обожиться. Святые отцы называют: «состояние по сотворении (человека) естественным, состояние по падении - нижеестественным, состояние по искуплении - сверхъестественным» 5 . Таким образом, мы можем понять, что смерть и страдания, как противопоставление вечной и блаженной жизни, есть следствие греха, гордыни, которая возобладала в первых людях. Через победу над грехом человек восстанавливает образ Божий в себе самом и обретает вечную и блаженную жизнь.

Вечная жизнь и блаженство не есть что-то внешнее по отношению к человеку, не есть награда за праведную жизнь, а есть необходимое следствие приобретения человеком божественных качеств. Из Евангелия мы знаем, что «Бог есть любовь» 6 , что Он есть смирение «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» 7 , что Он есть всепрощение «распяли Его... Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» 8 . Точно также как наши грехи, страсти приносят нам страдания, так и обретение божественных качеств естественным образом приносит с собой ощущение радости, мира в душе, любовь к Богу и окружающим нас людям. Что может быть выше чувства любви для человека. И не просто чувственной любви, а жертвенной любви, когда человек готов отдать свою жизнь за жизнь других людей «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» 9 . Бог с радостью входит в приготовленное сердце человека и «вечеряет с ним» . Преподобный Ефрем Сирин говорит: «дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои» 10 .

*********************************

Далее мы рассмотрим пути к спасению, которые нам предлагаются в католичестве, протестантизме и православии. Давайте начнем рассмотрение этого вопроса с тех путей, которые нам предлагают католики и протестанты.

Католики считают, что: «Грех - это, прежде всего, оскорбление Бога» 11 . В крещении с человека снимается вина за первородный грех, и дальше, мы уже несем ответственность только за свои личные грехи. Самого по себе покаяния недостаточно для снятия с человека его личного греха. Необходимо принести еще удовлетворение Правде Божьей. Понести наказание за совершенный грех. «Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. Он, таким образом, должен сделать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом "принести удовлетворение" или "умилостивить" за свои грехи» 12 . Если следовать логике католиков, то человек, который перед смертью покаялся в своих грехах, но по причине смерти не успел понести наказание, в рай попасть не может, но и в ад его, вроде, тоже невозможно отправить. Поэтому католические богословы были вынуждены ввести новое понятие «чистилище» , в котором человек после смерти может искупить свои грехи временными страданиями. «Любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, и от этой привязанности необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется "временной карой" за грех» 13 . Также католическое богословие предлагает для избавления от «временных кар» так называемые индульгенции. «Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими» 14 .

Из этого, на первый взгляд, вполне благочестивого учения о том, что нужно не только покаяние, но и «удовлетворение» , то есть дела милосердия и любви, вытекает совершенно новое учение о «сокровищнице заслуг Христа и святых» . Получается, что для спасения необходимо совершить определенное количество добрых дел, и если человек делает добрые дела сверх необходимого количества, то у него появляются так называемые сверхдолжные заслуги. Богородица, святые совершили очень много сверхдолжных заслуг, которые можно перенаправить для принесения «удовлетворения» за других людей. Спасение в католичестве превращается в кощунственный торг с Богом. Если я сделал больше добрых дел, чем необходимо для моего спасения, то я могу уже потребовать у Бога вечной и блаженной жизни. Такое учение о духовной жизни приводит не к осознанию своего греха и молитве мытаря:«Боже! будь милостив ко мне грешнику!» 15 , который считал себя даже недостойным войти в Храм, а скорее к молитве фарисея, который благодарил Бога за то, что Он дал ему стать праведником.

Протестантизм возник как протест против католического богословия и религиозной практики. Тем не менее, он наследовал богословские предпосылки католического учения и, еще более развил католическое учение о заслугах Иисуса Христа. Если католики считают, что Господь принес «удовлетворение» Правде Божьей за первородный грех Адама и Евы, то протестанты утверждают, что Его заслуги покрывают и все личные грехи людей, обращающихся к Нему. Протестанты учат, что человек спасается только верой в Господа Иисуса Христа: «Который искупил меня, погибшего и осужденного человека, избавил меня от всех грехов, от смерти и от власти дьявола не золотом или серебром, но Своей святой, драгоценной Кровью и Своим неповинным страданием и смертью, для того, чтобы я принадлежал Ему, жил под Его властью, в Его Царстве, и служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскреснув из мертвых, живет и царствует во веки» 16 .

Учение о спасении выражается известным выражением: «sola gratia, sola fide» 17 , то есть «только благодатью, только верой» . Сами же дела без наличия спасительной веры, не могут спасти человека, а при наличии веры рассматриваются как дела Бога в человеке, а не дела самого человека. Если мы уже спасены и нам прощены все прошлые, настоящие и будущие грехи, то что же нам остается делать как не направить всю свою энергию на приобретение всевозможных благ этого мира. Таким образом, протестантизм подрывает внутреннюю, духовную жизнь человека, направленную на видение своего греха и борьбу с ним. Спасение совершается не внутри человека, то есть не человек меняется, и исцеляется от греха, а Бог меняет свое отношение к человеку.

Православие дает нам совершенно иной путь к спасению. Оно говорит, что спасение – это победа над грехом, который живет в человеке и мучит его. Эта победа достигается на пути покаяния. С первых глав Евангелия звучит призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное» 18 . Из него мы узнаем, что Господь Иисус Христос: «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» 19 . Это может показаться странным, но если рассмотреть этот вопрос глубже, то становится ясно, что тем людям, которые видят себя праведными, никто кроме их самих не нужен. Они наслаждаются своей праведностью, своими добрыми делами, похвалами других людей, которые по достоинству оценивают их заслуги. Таким людям не нужен Спаситель. Они скорее нуждаются в Боге Праведном Судье, который по достоинству оценит их заслуги и наградит их вечной и блаженной жизнью.

Однако Евангелие говорит совсем о другом. Оно говорит, что мы должны покаяться, то есть увидеть, что мы совсем не такие, какими должны быть. Только увидев свою полную неспособность быть «нормальным человеком» , человек способен искренне обратиться к Богу с призывом о помощи. В момент обращения человека к Богу совершается великое чудо внутреннего перерождения человека, когда сердце человеческое начинает оттаивать от «окамененного нечувствия» и способно увидеть живущий в нем грех и, призвав помощь Божию, начать борьбу с грехом и страстями. Только в этом состоянии человек способен принять божественную благодать, исходящую от Бога-личности, стоящего перед дверями сердца человеческого. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» 20 . Истинное покаяние не вводит человека в уныние или отчаяние от невозможности преодолеть свою греховную, поврежденную человеческую природу, а наоборот - дает надежду на исцеление в Господе нашем Иисусе Христе. Обращаясь за помощью к Богу, человек получает божественную благодать, животворящую силу, которая оживляет его, делает «новой тварью» . «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» 21 . Таким образом, человек не способен самостоятельно очиститься, исцелиться от греха, и Бог не может сделать этого без человека, а данное исцеление возможно только на пути синергии (соработничества) человека с Богом, когда человек принимает Бога как самое великое Благо для себя и принимает Его волю как свою. Бог дает ему силу победить живущий в нем грех. Чем больше человек пытается бороться с грехом, тем больше он начинает видеть свои грехи и неспособность справиться с ними, и тем больше он способен обратиться за помощью к Богу.

По мере очищения сердца человеческого, его душа становится способной к общению с Богом, принятию Его «заповедей блаженства» как сродных себе. Человек наполняется духовной радостью и миром душевным. «Плач – существенное делание истинного подвижника Христова; плач – делание его от вступления в подвиг и до совершения подвига. Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле: зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем совсем не примечало» 22 .

Только на пути искреннего покаяния человек приходит к смирению как к реальному видению себя, своего истинного внутреннего, духовного состояния, которое не видят другие люди, хотя внешне мы можем представать как праведники, а внутри быть поражены грехом до самых корней. Только в состоянии смирения мы можем не осуждать других людей, видя их явные недостатки, и не возноситься перед ними своими мнимыми добродетелями. Только в этом состоянии человек может получить божественную благодать и не возгордиться. Христианин – это воин Христов, который духовными мечами покаяния и смирения изо дня в день, всю свою жизнь на земле борется с живущим в нем грехом, и постепенно, как горчичное семя вырастает в огромное дерево, так и христианин вырастает в «новую тварь» , рожденную уже не от «ветхого Адама» , а от «нового Адама» – Господа нашего Иисуса Христа.

*********************************

Из данного обзора, показывающего что такое спасение и те пути спасения, которые предлагают католичество, протестантизм и православие, мы можем видеть насколько сильно они отличаются друг от друга. При существовании единого Священного Писания взгляд на спасение существенным образом разнится.

В католическом учении уже сама постановка вопроса о грехе закладывает основу неправильной духовной жизни. Если грех в первую очередь, есть оскорбление Бога, то это означает, что человек должен добиться извинения за свои проступки, то есть он должен попытаться изменить Бога, а не себя. Само покаяние в католицизме носит несколько поверхностный характер. Оно все направлено на заглаживание своей вины, а не на видение своего внутреннего повреждения и искреннее обращение к Богу с просьбой об исцелении.

Учение об удовлетворении еще более усугубляет эту ситуацию тем, что учит о том что человек может совершить больше добрых дел, чем необходимо для спасения. Это приводит к тому, что человек, решившийся идти этим путем, неминуемо придет не к видению своего греха и своего падения, а к видению своих добродетелей. Это состояние православными аскетами называется состоянием «прелести» . Ужас этого в том, что человек, формально следуя учению Священного Писания и Церкви, развивает в себе гордыню, которая приводит его не к исцелению от греха и к Богу, а к дьяволу. Примерами подобного самообмана наполнена католическая аскетика. Как самый сильный и характерный пример мы можем рассмотреть некоторые высказывания великого католического святого Франциска Ассизского. После своей стигматизации он говорил: «я не сознаю за собою никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием» . Насколько далеко он отдалился от Бога, можно понять хотя бы из сопоставления этой его фразы с духовным откровением аввы Дорофея: «...чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным» ; напротив, чем более отдаляется, тем чище сам для себя становится, не замечая собственных грехов. Куда завела Франциска такая «духовная» жизнь, можно заключить хотя бы из слов, сказанных им уже на смертном одре: «я прощаю всем моим братьям, как присутствующим, так и отсутствующим, их обиды и их заблуждения и отпускаю им грехи их, насколько это во власти моей» . Заметим: не просит прощения даже перед смертью, напротив - сам прощает. И наконец, заканчивает он свою жизнь с полным осознанием своей праведности: «...я исполнил то, что должен был исполнить» . Здесь мы видим уже полную противоположность тому, что сказал Сам Господь: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10)» 23 . Из этого мы можем заключить, что дела сами по себе не только не способны спасти человека, но и могут привести его к противоположному результату.

Если католицизм говорит о покаянии как о важном пункте духовной жизни человека, хотя и искажает его и направляет не в ту сторону, то протестантизм практически вообще отвергает покаяние как существенное делание для христианина. Конечно же протестанты не отвергают покаяние, но ему придается настолько малое значения, что им фактически можно пренебречь. «Сущность учения о спасении, то есть оправдании в протестантизме состоит в «объявлении» грешника праведным («невменении» и «пронунциации»), после которого грешник становится праведником в силу того удовлетворения, которое принес Христос. Грязный объявляется чистым. Бог перестает гневаться на грешника, потому что за грехи его Он получил полное удовлетворение. Перемена происходит, таким образом, не в человеке, а в отношении к нему Бога. В человеке перемена лишь в том, что раньше он подлежал наказанию и был в страхе, а после пронунциации он - "радостное, ликующее дитя Божие".

"Формула согласия", по сути дела, корректирует Евангелие, когда утверждает: "В таком смысле из Евангелия устраняются все призывы к покаянию и передаются в область Закона". Они (эти призывы евангельские) "не являются евангельскими в собственном смысле". Таким образом, главным моментом в процессе обращения является не покаяние, а вера в том понимании, в котором она дана в учении Лютера. "Именно через веру в Евангелие, или обетование о Христе, были оправданы все патриархи и все святые от начала мира, а не ради их покаяния или сокрушения или же дел" ("Апология")» 24 .

Исходя из этого, мы можем понять, что Лютер вообще не понимал сути духовной жизни, которая раскрыта в Евангелии и писании святых отцов, которые исполнили его в своей жизни. По его учению человек, уверовавший в свое спасение, перестает беспокоиться о своей последней участи, и делается "радостным, ликующим чадом Божиим" . Эта радость и ликование вызваны у него чувством безнаказанности; он уверен, что Бог не будет считать за грех и недостаток все то, что есть в его делах греховного и нечистого. Однако мы знаем из опыта святых отцов и нашего собственного опыта, что радость о Боге рано или поздно проходит, и человек останется на многие годы и десятилетия наедине со своими собственными страстями, которые будут терзать его. И если мы не будет вести истинной духовной жизни, то есть искоренять в себе грех, то освобождение от наказания за грехи, к сожалению не освободит нас от самих наших грехов, которые собственно и отравляют нашу жизнь. Таким образом, вера в Иисуса Христа как спасителя не может спасти человека, так как спасение есть освобождение от греха и его действия в нас. Такое спасение достигается только на пути соработничества (синергии) Бога и человека, когда человек всеми силами стремиться к праведной и святой жизни и обращается к Богу с мольбой о помощи и исцелении.

*********************************

Мы разобрали что ни дела милосердия и любви, ни вера в Господа Иисуса Христа как Спасителя и Искупителя людей не приводят человека к спасению, исцелению от греха. Чем же тогда спасается человек, и что значат дела и вера в духовной жизни человека? Ответы на эти вопросы мы находим у святых отцов.

Они учат, что только начав тщательно исполнять евангельские заповеди, мы научимся видеть собственные немощи. «Подвижник, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - только что начнет исполнять их (заповеди), как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно, нечисто... Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и побуждений, несчастное состояние его падшего естества... Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их» 25 . Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» 26 .

Насколько сильно это отличается от суемудрия католических богословов. На самом деле все наши дела милосердия и любви приводят не к осознанию себя праведником и торгу с Богом, а к видению своего реального поврежденного состояния. Только из этого видения человек может обрести истинную спасающую веру в Господа Иисуса Христа. Когда человек увидит, что он действительно есть ничто без Бога. Конечно же, человек спасется только верой в Господа и Спасителя, но эта вера далека от веры протестантов. Истинная вера приводит человека не к тому, что он перестает беспокоиться о своей последней участи и делается "радостным, ликующим чадом Божиим", а к тому, что «ум начинает видеть свои согрешения - как песок морской, что является началом просвещения души и знаком ее здоровья. Душа делается сокрушенною и сердце смиренным и считает себя по истине ниже всех и начинает познавать благодеяния Божии... и собственные недостатки» 27 . По мере очищения сердца человеческого и обретения смирения совершается обожение человека во Христе благодатью Духа Святого. «Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась» (св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» (2Пет.1:4). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света!» 28 .

1 Мф. 7. 13,14
2 Иоан. 3. 15
3 Рим. 7. 15-17
4 Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2, стр. 345
5 Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2, стр. 342
6 1 Иоан. 4. 8
7 Мф. 11. 29
8 Лк. 23. 33,34
9 Иоан. 15. 13
10 Св. Ефрем Сирин. Творения. Т. 4 глава 140 О покаянии
11 Катехизис Католической Церкви. гл. Таинство Покаяния и Примирения
12 Катехизис Католической Церкви. гл. Действия кающегося
13 Катехизис Католической Церкви. гл. Индульгенции
14 Катехизис Католической Церкви. гл. Индульгенции
15 Лк. 18. 13
16 Книга Согласия. Краткий Катехизис Лютеранской Церкви. гл. АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
17 Д. Т. Мюллер ХРИСТИАНСКАЯ ДОГМАТИКА
18 Мф. 3. 2
19 Мф. 9. 13
20 Откр. 3. 20
21 2 Кор. 5. 17
22 Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2 Стр. 122-127
23 Диакон Алексий Бекорюков Франциск Ассизский и католическая святость
24 Протоиерей Максим Козлов Православие и западное христианство. Первые реформационные движения.
25 Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1. Стр. 308-309.
26 Главы Деятельные и Богословские. Добротолюбие. ч. I, гл. 4
27 Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. Киев. 1902. С. 33
28 Православная энциклопедия "Азбука веры" Статья Обожение

Иванов Алексей Сергеевич



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: