10 февраля православный календарь. Православные церковные праздники февраля

10 сентября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Преподобномучеников Казанских

День памяти 9 монахов и послушников Казанского Успенского Зилантова монастыря и архимандрита Сергия Зайцева, расстрелянных красноармейцами в 1918 году. Причислены к лику святых в 2000 г.

Преподобного Моисея Мурина, иеромонаха

Чествование святого Моисея, жившего в IV веке в Египте. Прозвище Мурин получил из-за черного цвета лица. Разбойник в молодости. Затем много лет провел в иноческих подвигах, за что был удостоен сана диакона и вскоре - пресвитера. Убит разбойниками около 400 года.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

День памяти святых монахов Киево-Печерской Лавры, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Обретение мощей преподобного Иова Почаевского, игумена

Празднование памяти о торжественном открытии мощей святого Иова. Данное событие произошло в 1833 году.

Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Церковь чествует святого Савву - основателя храма в честь апостола Иоанна Богослова. Празднование установлено в 1555 году.

11 сентября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Великий недвунадесятый праздник. Посвящен памяти о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. Строгий однодневный пост.

Церковные православные праздники

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название – Светлое Христово Воскресение) – важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово – 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) – 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне – 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне – 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии – матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии – матери Иисуса Христа – в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники – 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне – 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Полное название праздника – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты – периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы – недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших – дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

Представляем праздники 10 сентября в России и Украине, церковные, православные, праздничные события и памятные даты десятого сентябрьского дня первого осеннего месяца. На этой странице вы узнаете - какие праздники будут 10 сентября, с чем они связаны, с какими событиями, а также народные приметы, пословицы и поговорки об этом осеннем дне.

Также, в конце страницы вы сможете узнать (кратко) о других праздниках и празднетствах сентября месяца, обычаях, традициях, народных приметах и прочее. Но вначале узнайте, что же такое праздник, его определение.

Праздник - это определенный отрезок времени (обычно один день), выделенный в календаре на предстоящий год в честь какого-то знаменательного события, чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (мифическое, небытовое) значение и непосредственно связанный с культурной или религиозной традицией в какой-то стране (регионе).

Слово праздник употребляется и в других, близких по смыслу, значениях, как например:

Праздник противоположность будням - является официальный день отдыха, установленный в связи с каким-то календарным событием;

Праздник - это веслое препровождение свободного времени, развлекательные мероприятия (массовые), день какого-либо личного или общественного радостного события;

Общее состояние душевного подъема (приподнятое настроение), (бывает в словосочетаниях: "праздник жизни" и прочее)

Праздники 10 сентября - даты и события

День Анны и Саввы Скирдников

День разноцветных букетов

Всемирный день предотвращения самоубийств

День занюхивателя

Праздники 10 сентября церковные (православные) - День Анны и Саввы Скирдниковые

Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай. У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле­жебоки - скирдешка с копенку.

Южный ветер - к хорошему здоровью, северный, восточный и западный - к болезням.
День строго постный: Кто перед Усекновением главы Иоанна Предтечи по­стится - от бедности, скудости и плохого здоровья со­хранится.
Обычно 10 сентября крестьяне начинали складывать снопы в кладушки и скирды, поскольку приближалось время затяжных дождей, и нужно было уберечь урожай от ненастья. 10 сентября завершали озимый сев пшеницы. Молились Моисею и просили его исцелить человека от пьянства.
В православной церкви 10 сентября почитают память святой Анны Пророчицы и святого Саввы Крыпецкого. Анна родилась в Иерусалиме и была благочестивой вдовой, которая принадлежала к той категории избранных, встретивших Иисуса Христа во младенческом возрасте, когда Мария и Иосиф впервые пришли с ним в храм. Что касается святого Саввы Крыпецкого (Псковского), то он жил несколько позднее – в XV веке.
Известно, что Савва принял монашеский постриг, а затем отправился в Псков и поселился недалеко от города в Крыпецкой пустыни. Соблюдал строгий пост и проводил время в молитвах, размышлениях о Боге.

Часто к Савве приходили люди за советом. Однажды к нему явился даже сам Ярослав Мудрый вместе со своей больной женой, и благодаря молитвам Саввы, женщина полностью излечилась от мучившего ее недуга.
Преподобный Савва всегда говорил о соблюдении телесной и нравственной чистоты, склонял людей к праведному образу жизни. Даже после смерти Савва остался покровителем своей монашеской обители и, например, однажды явился разбойникам, которые пришли ограбить монастырь. Согласно легенде, главарь банды даже решил покаяться и сам поверил в Бога.
В народе день 10 сентября называли Скирдником, поскольку завершалась последняя уборка хлебов. 10 сентября вывозили с полей снопы, которые укладывали в скирды, с чем, собственно, и связано название праздника. Убирали коноплю и собирали урожай яблок. Говорили, что свататься в этот день не стоит, поскольку, по приметам, это сулит беду.


Праздники 10 сентября - День предотвращения самоубийств

К сожалению, акты самоубийства встречаются в разных странах и городах мира. Некоторые люди в какой-то момент жизни воспринимают жизнь как непомерно тяжелую ношу.
Однако психиатры и психологи однозначно заключают, что человек, решившийся на преступление против своей жизни, во многих случаях протестует не против самой жизни, а против определенных событий и возникающих при этом чувств.
Квалифицированная помощь для такого человека в нужный момент поможет не просто решить проблему, но и сохранить жизнь.

Праздники сентября - народные приметы, поговорки, суеверия...

Праздники 1 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Андрея Стратилата-тепляка и Феклы-свекольницы. Андрей Стратилат и Фекла. Заметное потепление. Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.
Стратилатов день пришел - овес дошел. На Феклу копай свеклу. Ветер теплый, южный - к хорошему урожаю овса.

Праздники 2 сентября - приметы, пословицы и суеверия

Самойлин день. День пророка Самуила, свекольница. Самуил-пророк сам бога о мужике молит. Наступает пора дергать свеклу и морковь. Свекольница - девкам невольница.
В православии 2 сентября Самойлин день - известен как день памяти пророка Самуила, считавшегося защитником и покровителем всех крестьян и обездоленных людей.

Праздники 3 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Фаддея. Если этот день ясный - стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель. Кто Фаддей - тот своим счастьем владей!

Праздники 4 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Агафона-огуменника. Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

Праздники 5 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День святого Луппа Солунского. Лупы-брусничника. Первые заморозки. На святого Лупа овес морозом лупит. Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнитвом овса. Если журавли летят низко и молча - к ненастью.

Праздники 6 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Евтихия. Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

Праздники 7 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Тита и Варфоломея. Тит, пошел молотить! Листопадиик-Тит последний гриб растит. Тащит Тит в корзине последний гриб - самый ядреный, без червоточинки.

Праздники 8 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Андриана и Натальи Овсяницы. День Павла-Рябинника. Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины. Не вырастет овес - наглотаешься слез. Холодный утренник на Наталью - к ранней и холод­ной зиме. К Наталье не выкосишь овес - намотаешься до слез.

Праздники 9 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День памяти Анфисы и Пимена. День Анфисы, рябинник. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

Праздники 10 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Анны и Саввы Скирдников. Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай. У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле­жебоки - скирдешка с копенку.
Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

Праздники 11 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Ивана Постного, Ивана Пролетнего. День Ивана Постного (День усекновения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного. Под запретом все круглое - то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и прочее), ножи в руки не берут. Строгий пост.

Праздники 12 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День князя Александра Невского. Тепло и звездно - к хорошему будущему урожаю. Крестьяне старались 12 сентября накрыть богатый стол и устроить пир.

Праздники 13 сентября - приметы, пословицы и суеверия

Куприянов день. День Куприяна. Пора убирать морковь, копать картофель. Картошка - хлебу присошка. Всяк корешок к своей поре.

Праздники 14 сентября - приметы, пословицы и суеверия

Семен Летопроводец. День Симеона Столпника, в народном календаре - Семен-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду.

Праздники 15 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Мамонта-Овчарника, день Федота и Руфина. День Мамонта-овчарника. Во избежание несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны - босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

Праздники 16 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Домны Доброродной. День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю. Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам. Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

Праздники 17 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Луков день. Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

Праздники 18 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Елизаветы-предсказательницы. День считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа. Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

Праздники 19 сентября - приметы, пословицы и суеверия

Михайлов день. Похолодание - «Михайловские морозцы». Заморозком Михаил землю прихватил. В этот день крестьяне не работали в поле - грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

Праздники 20 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День мученика Созонта. «Луковый» день, день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Праздники 21 сентября - приметы, пословицы и суеверия

Рождество Пресвятой Богородицы. Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы. В мудрости и молитве день провести - счастье обрести. Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

Праздники 22 сентября - приметы, пословицы и суеверия

"Никола осенний". Прекращаются выезды в ночное время: Никола весенний лошадь откормит, а осенний - на двор загонит. Кто путает и рвет ветки - змей в дом приглашает. Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз - можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя - змеиные цари будут мстить весь год.

Праздники 23 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День осеннего равноденствия. День Петра и Павла - рябинников. Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью. Рябина гроздна - зима морозна. Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет.

Праздники 24 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День памяти преподобного Силуана Афонского. День Федора - замочи хвосты. Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти. Под Федору лето кончается, осень начинается. Не каждое лето до Федоры дотянет.

Праздники 25 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Артамона. По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя - змея зазе­вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм - те навлекают на дом зло.

Праздники 26 сентября - приметы, пословицы и суеверия

День Корнилия. Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню: Корнилий святой - из земли корневища долой! Корнильев день на дворе - всяк корешок в своей норе. С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

Праздники 27 сентября - приметы, пословицы и суеверия

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение, третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба.
Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз - с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

Продолжает оставаться актуальным вопрос о том, какой праздник отмечается в тот или иной день. Зачастую так получается, что на один день выпадает сразу несколько важных и памятных дат. В этом плане сегодняшний день не является исключением.

Сегодня, 10 сентября, отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств. Также день посвящен святым Савве Крыпецкому и Анне Пророчице.

Какой сегодня праздник, 10.09.2019: Всемирный день предотвращения самоубийств

Всемирный день предотвращения самоубийств отметят в понедельник, 10 сентября. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от суицида погибает около миллиона человек. К 2020 году прогнозируется, что этот показатель увеличится в полтора раза.

Подобную тенденцию связывают с современным ритмом жизни. По статистике около 50% от всех случаев насильственной смерти приходятся на самоубийство.

Эксперты называют суицид глобальной проблемой. Первенство по числу подобных трагедий принадлежит странам Восточной Европы. В Японии ежегодно "накладывают на себя руки" примерно 30 тысяч человек. Наименьшие данные по Латинской Америке и в исламских государствах.

День посвящен святым Савве Крыпецкому и Анне Пророчице. Анна, жительница Иерусалима, слыла благочестивой и набожной вдовой.

Когда родители Иисуса Христа принесли его в храм для благодарения Всевышнего за дарование ребенка, старица Анна, а также святой старец Симеон Богоприимец встретили их.

Савва Крыпецкий жил в 15 веке. Однажды избрав путь монашества, он постригся в Афоне, а затем направился в Псков, отчего его также прозвали Савва Псковский. Избрав жизнь в одиночестве в Крыпецкой пустыне, Савва неустанно молился и держал строжайший пост, и слава о его праведности вскоре стала привлекать к нему множество людей.

Была среди них и княжеская чета Пскова - князь Ярослав и его супруга, которой Савва чудесным молебном даровал исцеление. Залогом же праведной жизни Савва, прежде всего, почитал чистоту не только души, но и тела. Когда же Савва отошел в мир иной, верили, что он по-прежнему хранит родную обитель, и как гласит легенда, однажды он прогнал разбойников, а главный из них искренне раскаялся в грехах.

К этой дате пора было заканчивать хлебную жатву, снопы хлебушка на гумнах собирали в скирды, отчего и пошло народное прозвание этого дня - Скирдники, а говорили так: "Красно поле снопами, а гумно - скирдами". Главное было поспеть до того, как погода испортится. Когда же хлопоты оставались позади, приходило время отдохнуть, устроить ярмарку.

Любопытно, что Анне и Савве в их праздник молились о тех, кто пил горькую - чтобы перестали.

Засылать сватов этим днем было нельзя, чтобы не навлечь беду на дом невесты.

Лавре́нтия (Никитина) , Серафи́ма (Кузьмина) , иеромонахов, Феодо́сия (Александрова) , иеродиакона, Лео́нтия (Карягина) , Стефа́на, монахов, Гео́ргия Тимофеева , Иларио́на Правдина , Иоа́нна Сретенского и Се́ргия Галина , послушников (1918) ; ; ; .

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» () . Это место и подобныя ему, напр.: «брашно... нас не поставляет пред Богом» () - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преспеяния. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам.

Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост .

Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить.

Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Аудиокниги

Сказание о житии и чудесах преподобного отца Саввы Крыпецкого.

Основатель Крыпецкой обители, преподобный Савва около половины XV века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от Горы Афонской. Сперва он пребывал близ Пскова в братстве Снетогорского монастыря, но скоро оттуда перешел в пустыню к преподобному Евфросину, а потом желая еще строжайшего уединения, испросив у него благословения, удалился на 15 верст от обители...


Патерик Печерский, или Отечник.

«Киево-Печерский Патерик» был составлен в XIV-XV вв. как первый в Древней Руси, принявшей христианство, отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, являющейся колыбелью христианского монашества Руси и всемирно известной святыней Православия. В книгу вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры, в XI-XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно...

10 сентября (28 августа по старому стилю)

Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас пятый.

Прп. Моисея Мурина (ок. 400).

Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, лицом был черен и поэтому назван "мурин". В молодости он был рабом знатного человека, но после того как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и большую физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много злодеяний - убийств, грабежей, так что все боялись даже его имени. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не поверили его искреннему покаянию, но бывший разбойник до тех пор умолял не отгонять его, пока братия не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, он проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил в молитве и строжайшем посте суровую жизнь. Однажды на келлию преподобного Моисея напали 4 разбойника из его бывшей шайки, но он, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принес в монастырь, спрашивая у старцев, как поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и стали монахами. Когда остальные разбойники услышали о покаянии преподобного Моисея, то оставили разбой и стали усердными иноками.
Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Страсть не оставляла преподобного Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, не преклоняя колен, чтобы не заснуть. От длительной борьбы преподобный Моисей пришел в уныние и, когда у него возник помысл оставить пустынную келлию, авва Исидор подкрепил дух ученика. Он показал ему в видении много демонов на западе, готовящихся к борьбе, а на востоке еще большее количество святых Ангелов, также приготовлявшихся к битве. Авва Исидор обнадежил преподобного Моисея, что сила Ангелов превосходит силу бесов, а долгая борьба со страстями нужна ему, чтобы совершенно очиститься от прежних грехов.
Преподобный Моисей предпринял новый подвиг. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от колодца и были не в силах принести себе воды. Однажды, наклонясь над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром братия принесла его в келлию, и он пролежал целый год в расслаблении. Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал игумену, что он будет продолжать подвизаться, Но Господь Сам положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.
Слава о его подвигах распространилась среди иноков и за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к келлии пустынника Моисея. Преподобный ответил им: "Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху". Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия, по описанию наружности старца, единодушно признали в нем самого преподобного Моисея.
Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: "Авва Моисей ныне весь бел". Святой ответил: "Владыко, что делает чистым - внешнее или внутреннее?" По смирению преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан диакона. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином. С полным смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: "Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Вси, приимшии нож, ножом погибнут"" (Мф. 26, 52). Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.


Обретение мощей прп. Иова, игумена и чудотворца Почаевского
(1659).
Новопрпмчч.: архим. Сергия (Зайцева), настоятеля Успенского Зилантьева монастыря, иеромонахов Лаврентия (Никитина), Серафима (Кузьмина), иеродиакона Феодосия (Александрова), монахов Леонтия (Карягина), Стефана, послушников Георгия (Тимофеева), Илариона (Правдина), Иоанна (Сретенского), Сергия (Галина)
(1918)
Сщмч. Николая пресвитера
(1931).
Сщмч. Василия пресвитера
(1937).
Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих: Феодосия
(1074), Моисея чудотворца (XIII-XIV), Лаврентия затворника (XIII-XIV), Илариона схимника (1066), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, кн. Острожского (ок. 1483), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, архиеп. Новгородского (ок. 1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), сщмч. Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненного (XIV), Павла Послушливого (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижного (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчаливого (XIII), Софрония, затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII-XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина затворника (XIV), Кассиана затворника (XIII-XIV), Арсения трудолюбивого (XIV), Евфимия схимника (XIV), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия постника (XIV), Макария диакона (XIII-XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII-XIV), Силуана схимника (XIII-XIV), Агафона чудотворца (XIII-XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII-XIV).
Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского
(1495).
Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском
(I).
Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского.
Прав. Езекии, царя Иудейского.
Прп. Феодора (в мон. Феодосия), кн. Волынского.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: