«Безумен муж рече: несть Бог». Неделя по Рождестве Христовом

Представление о психопатологичности религии всем хорошо известно - оно объясняет феномен религии, оно воодушевляет массы на борьбу, оно делает борцов с религией благодетелями человечества, оно показывает нам несомненные преимущества атеизма, оно исполняет нас праведным негодованием на мрачных и невежественных попов, калечащих неокрепшие души, - при всех его огромных достоинствах, у него всего один недостаток. Оно грубо противоречит имеющимся данным.

Один из популярнейших тезисов атеистической пропаганды - то, что религия есть форма душевного расстройства, что в ней есть нечто психопатологическое. Этот тезис настойчиво повторяется и превратился в нечто вроде догмата воинствующего атеизма (невоинствующие, спокойные неверующие его обычно не придерживаются, но речь сейчас не о них). Например, такой популярный автор, как Ричард Докинз развивает его в своей, переведенной и изданной у нас книге “Бог как иллюзия”. Говоря о слове “иллюзия” (delusion) в заголовке своей книги, термине, взятом из области психиатрии, автор говорит:

“Встроенный в программу Мiсrosоft Word словарь определяет “навязчивую иллюзию” как “упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного, особенно – симптом психического расстройства”. Первая часть определения вполне применима к религии. Что же касается психического расстройства, то я склонен согласиться с Робертом М. Пирсигом, автором книги “Дзен и искусство починки мотоциклов”, заявившим: “Когда навязчивые иллюзии появляются у одного человека, это сумасшествие. Когда они появляются сразу у многих, это религия””

В другом месте он пишет: “Обитатели психиатрических лечебниц считают себя Наполеонами, Чарли Чаплинами, уверены, что весь мир строит против них козни, что они могут телепатически передавать свои мысли другим. Их не пытаются разубедить, но и не принимают основанные на персональных откровениях верования всерьез, главным образом потому, что число сторонников таких верований невелико. Отличие религий состоит только в гораздо большем количестве последователей”. В той же книге Докинз одобрительно цитирует другого атеистического публициста, Сэма Харриса: “Людей, верования которых не имеют рационального обоснования, называют по-разному. Если их верования широко распространены, мы называем таких людей религиозными; если нет - как правило, именуем сумасшедшими, психопатами или тронувшимися… Вот уж поистине - большинство всегда право (с ума поодиночке сходят) . Но по сути дела - чистая случайность, что в нашем обществе считается нормальным убеждение в способности Творца Вселенной читать наши мысли, тогда как уверенность в том, что барабанящий в окно дождь передает вам азбукой Морзе его волю, рассматривается как проявление безумия. И хотя, в строгом смысле слова, религиозные люди - не сумасшедшие, суть их верований, без сомнения, сродни безумию”

В главе, названной “Насилие физическое и духовное” Докинз уверяет, что религиозная вера, и, особенно, учение об аде, наносят тяжкий ущерб детской психике и приводит душераздирающую историю о девочке-католичке, психика которой было глубоко повреждена наставлениями в вере, и которой понадобились десятилетия психологической помощи, чтобы как-то привести себя в порядок.

Для части нашей интеллигенции Докинз является тем же, чем были Бюхнер с Молешоттом для Базарова - учителями. Беда многих у нас не в отсутствии веры - как раз вера их носит самый пламенный и нерассуждающий характер - а в ее обращенности не к тому предмету. Некоторые западные публицисты (причем далеко не лучшие) воспринимаются у нас как гуру, наконец-то открывшие глаза на мир, гуру, всякое слово которых воспринимается как непреложная истина, публичные сомнения в которой вызывают такой гнев, который может вызвать только хула на великую святыню. Впрочем, психологическое сходство воинствующего атеизма с самыми фундаменталистскими формами религиозности отмечалось уже давно - сам Докинз упоминает, что более спокойные атеисты сравнивают его с фундаменталистским проповедником.

Представление о психопатологичности религии всем хорошо известно - оно объясняет феномен религии, оно воодушевляет массы на борьбу, оно делает борцов с религией благодетелями человечества, оно показывает нам несомненные преимущества атеизма, оно исполняет нас праведным негодованием на мрачных и невежественных попов, калечащих неокрепшие души, - при всех его огромных достоинствах, у него всего один недостаток. Оно грубо противоречит имеющимся данным.

Вопрос о том, является ли религия формой психопатологии, как и вопрос о том, разрушает ли религия психику, это вопрос вполне разрешимый в рамках науки. Ученые регулярно проводят исследования того, как на психическое здоровье влияют те или иные факторы - возраст, употребление алкоголя, семейное положение, и, в том числе, религиозность. Ничего секретного в этих исследованиях нет; узнать, каково соотношение между психопатологией и религией, может всякий пользователь сети Интернет.

Здесь я буду ссылаться, в основном, на англоязычные источники - просто потому, что в мире, не пережившем длительного господства “научного атеизма” психиатрия смогла накопить больше материала. Это материал оказывается несколько неожиданным - мы знаем, что люди, страдающие душевными болезнями, ищут поддержки и утешения в Церкви, мы знаем, что болезненный бред может принимать религиозный (как и, например, научный или изобретательский) характер. Но - какой реприманд неожиданный! – статистически верующие, церковные люди демонстрируют гораздо лучшие показатели психического здоровья, чем неверующие. В этом сходится множество исследований, проведенными самыми разными изыскателями. Например, журнал Psychiatric Times - профессиональное издание, не имеющее никакого отношения к христианской апологетике - публикует Дэвида Ларсона - президента Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, которая так и называется - “Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье” (David B. Larson, M.D., M.S.P.H., Susan S. Larson, M.A.T., and Harold G. Koenig, M.D., M.H.Sc , The Once-Forgotten Factor in Psychiatry: Research Findings on Religious Commitment and Mental Health) в которой дается обзор данных, относящихся к этой теме. Как утверждают исследователи, “в соответствии с недавно опубликованными исследованиями, отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании” С другой стороны, духовность помогает преодолеть злоупотребление алкоголем или наркотиками: “например, 45% пациентов, проходивших религиозные программы излечения зависимости от опиатов, год спустя оставались свободными от наркотиков – по сравнению с 5% получавшими помошь в рамках нерелигиозных общественных программ” (Desmond and Maddux, 1981). Другие исследования показывают более низкий уровень депрессий и злоупотребления алкоголем и наркотиками; например, исследование 1900 пар близнецов-женщин показали значительно более низкий уровень депрессии, злоупотребления табаком, алкоголем и наркотиками среди тех, кто был более религиозен”

В той же статье отмечается, что посещение богослужений является наиболее заметным фактором, ведущим к снижению числа самоубийств. Та же тенденция - неверие коррелирует с более высоким риском самоубийства, алкоголизма и наркомании - отмечается и рядом других исследований. Так, глобальный обзор по эпидемиологии самоубийств “A global perspective in the epidemiology of suicide by JM Bertolote ” приводит сравнительную таблицу по числу самоубийств среди приверженцев различных религий; наиболее высокое число самоубийств совершают атеисты. “Американский журнал психиатрии” публикует статью Каниты Дервич и других (Kanita Dervic, Maria A. Oquendo, Michael F. Grunebaum, Steve Ellis, Ainsley K. Burke, and J. John Mann) “Религиозная принадлежность и попытки самоубийства” (“Religious Affiliation and Suicide Attempt “), в которой ученые отмечают, что “не имеющие религиозной принадлежности люди и их ближайшие родственники значительно чаще совершают попытки самоубийства”.

Профессор Эндрю Кларк из Парижской Школы Экономики отмечает , что согласно проведенным его сотрудниками исследованиям, верующие более счастливы и легче переносят жизненные удары - такие, как, например, потеря работы. Это же отмечает и ряд других исследований, например, обзор “Религия и психическое здоровье ” опубликованный бразильскими психиатрами из университета Сан-Паулу - верующие демонстрируют заметно более высокий уровень психологического благополучия.

Что же несчастные дети, растущие в религиозных семьях, о судьбе которых так беспокоится Докинз? Соотношение между религиозностью родителей и психологическим благополучием детей тоже было предметом научного исследования. Так, согласно исследованию, опубликованном на сайте Американской Психиатрической Ассоциации, (Relationship Between Maternal Church Attendance and Adolescent Mental Health and Social Functioning Stuart R. Varon, M.D. and Anne W. Riley, Ph.D.) дети и подростки из семей, где матери регулярно ходят в церковь, значительно более благополучны в психологическом и медицинском отношении, чем в семьях, где посещение церкви редко или отсутствует.

Таковы научные данные - и любой человек, у которого есть компьютер, подключенный к сети Интернет, может легко с ними ознакомиться. Верующие люди статистически здоровее психически, счастливее, менее склонны к злоупотреблениям наркотиками и алкоголем, менее склонны к самоубийству, легче переносят жизненные трудности и растят более здоровых и счастливых детей. Это никоим образом не предмет веры - это вопрос проверяемых научных данных, собранных множеством независимых исследователей.

Вернемся к тому определению “навязчивой иллюзии”, которое цитирует Докинз - “упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного”. Нельзя не заметить иронии ситуации - воинствующие атеисты демонстрируют именно такое поведение, которое приписывают верующим, и с истинно фундаменталистским упорством придерживаются антирелигиозных мифов, в очевидной ложности которых всякий пользователь интернета может убедиться за десять минут. Так называемый “Новый Атеизм” - популярное на Западе и активно проникающее к нам течение публицистики - не столько антирелигиозен, сколько антинаучен.

«В конец, псалом Давиду». И сей псалом отсылает нас к концу, потому что предвозвещает будущее. Содержание же его таково: царь ассирийский Сеннахирим наступил некогда с воинством на Иудею и овладел многими городами, из которых иные сдались добровольно, а другие взяты силою. В надежде же овладеть и Иерусалимом к владычествовавшему тогда над Иудеями Езекии послал он Рапсака с богохульными и злочестивыми словами. Ибо говорит он: скажите Езекии, да не обольщает тебя твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей. «Где есть Емафа и Арфада? где есть Бог града Сепфаруима?» Не могли они избавить от руки моей, и "измет ли Господь Иерусалима из руки моей» ()? Но так говорил Рапсак, а Езекия, пренебрегши и великое воинство, и безумие речей, водясь же собственным своим благочестием, призвал в помощь Божественное споборничество, и вскоре воспользовался оным. Ибо праведный Судия, возгнушавшись нечестием одного, и прияв благочестие другаго, чрез единаго Ангела умертвил сто восемьдесят пять тысяч Ассириян, а прочих обратил в бегство, и осажденным даровал чудное спасение.

. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

«Рече безумен в сердце своем: несть Бог» . Начало псалма соответствует словам Сеннахирима и Рапсака.

«Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню». Основание и корень нечестия, говорит Пророк, есть растление жизни, потому что, предав себя самих невоздержанию и зверской жизни, изринули вы из разума памятование о Боге, а безумию вождя последовали и подданные.

. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

«Вси уклонишася, вкупе неключими Быша : несть творяй благостыню, несть до единаго» . Тех, которые так делали и говорили, не оставил без внимания «на высоких живый и на смиренныя призираяй» (); но подвергнув точному изследованию помыслы их, усмотрел, что все одержимы злочестием и вместе беззаконием жизни. Сие подобно тому, что сказано Аврааму: «вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, Аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются» ().

. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

. Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо в роде праведных.

. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

«Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша» .

«Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» . Вы, снедаюшие народ Мой, не хотели уразуметь сего; поэтому из самаго опыта дознаете, что этот народ неудобоуловим, и что вы не можете, подобно какому-то снедаемому хлебу, расточать его, пренебрегая Мое промышление. Ибо сие выражает Пророк словами: «Господа не призваша» . Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать. Ибо сие означают слова: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» . А слова: «ни ли уразумеют вси делающии беззаконие» должно читать с особенною выразительностию. Сие же: «Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, Аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога» , сказал Пророк человекообразно, показывая, что с небеси наслал наказание на Ассириян. Ибо явно, что Бог всяческих повсюду пребывает, и, по пророческому слову, «содержит круг земли, и живущия на ней аки прузи» ().

"Яко Бог в роде праведных» .

«Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть» . Творит же сие Господь всяческих ради добродетели царя Езекии и благочестно им пасомого рода, который вы, злочестивые, пренебрегли, как ничего не стоющий, и посмеялись его твердому на Меня упованию. Ибо сие упование Пророк назвал советом, а не целию. Надежда на Меня как бы священным якорем служила роду сему, и он улучил спасение, как надеялся. Ибо сие присовокупил Пророк:

. «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

«Кто даст спасение Израилево?» В сем заключается сугубое пророчество. Ибо предвозвещается не только тогда бывшее спасение осажденным, но и по истечении многих времен там же бывшее спасительное явление нашего Спасителя.

«Внегда возвратит Господь пленение людей своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль» . Поелику десять колен и жители многих городов иудейских были уже отведены в плен, то Пророк молится, чтобы они улучили то же спасение и возвратили себе свободу, и говорит, что тогда будет вящшее веселие у народа, имеющаго сугубое именование, потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем, наследовав и сие имя, данное Богом праотцу.

Детально: рече безумец в сердце своем несть бог - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых читателей.

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Слава:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1).

Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»…

Читая тринадцатый псалом, я невольно вспоминаю свои школьные годы. Я учился в обычной советской школе, с обязательным атеистическим воспитанием. И нам, советским детям, говорили, что атеизм – это довольно молодой взгляд на мироздание. А всё молодое более прогрессивно, и уже поэтому гораздо лучше старого! Вот в былые, древние, темные времена, люди мало знали о мире и потому верили в богов или в Бога. А вот теперь – время другое, прогрессивное. И благодаря этому прогрессу люди думали-думали над тайнами вселенной, да и решили, что Бога нет…

Тогда, в советское время, Библию было читать не принято. А жаль. Ведь если бы было принято, любой школьник мог бы прочитать тринадцатый псалом, и убедится – атеизм как мировоззрение вовсе не молод. Он существовал очень давно. Тринадцатый псалом написан около трех тысяч лет назад. И уже тогда были атеисты – то есть те, которые считали, что Бога нет.

И уже тогда псалмопевец, царь и пророк Давид определял атеизм как безумие.

Так что спор между верой и неверием не нов под луной. Правда тогда, во времена Давида, видимо не принято было высказывать атеистических мыслей вслух. Ведь безумный именно «в сердце своем» сказал, что Бога нет. В сердце , а не во всю глотку на площади! Быть может потому, что скажи он это прилюдно, окружающие могли бы посчитать это богохульством и побить камнями.

Но то, что происходит в сердце – главное в человеческой жизни, ведь именно из сердца берет свое начало и плохое и хорошее. И для того, чтобы жить как атеист, не обязательно написать слова «нет Бога» на знамени. Достаточно уверить в этом свое сердце.

Растлеша и омерзешася в начинаниях: несть творяй благостыню (Пс. 13:2).

Или в русском переводе Юнгерова: «они развратились и гнусны стали в делах: нет творящего добро».

И здесь я будто слышу гневный вопль атеиста: «Ой, да на себя посмотрите! Вы, верующие, творите не меньше мерзостей, чем мы, атеисты!».

В какой-то степени этот упрек справедлив. Всё человечество больно, поражено греховной заразой, и верующие, конечно же, поражены вместе со всеми. Отличие от безбожников простое – мы, христиане, больны и идем в лечебницу, в Церковь, чтобы попытаться излечиться, а безбожники тоже больны, но лечиться даже и не пытаются.

Да, повторюсь – и мы грешные, и мы больные, но нам проще стать более здоровыми! У нас есть лекарства – Церковные таинства, молитвы, а у атеистов ничего этого нет.

А еще у нас есть шкала, по которой можно оценивать свои желания и поступки. Эта шкала – заповеди Божии.

Это атеисту трудно определить, много или мало детей должно быть в его семье. С детьми не просто, дети требуют затрат и труда, и именно поэтому семьи людей, далеких от Церкви, в основном малодетны.

А мы, верующие, можем знать, как на всё это смотрит Господь? Да, можем. Вот самые первые слова Бога к людям, записанные в Святом Писании: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Кстати, здесь есть прямое указание на многодетность. Ведь если в семье один ребенок или два, то получилось ли у папы с мамой «плодиться», то есть приносить плод? Получилось – ведь дети все-таки есть. А размножаться – получилось? Не получилось, ведь для того, чтобы размножиться, два человека (папа с мамой) должны оставить после себя не двух детей, а трех и больше!

Или вот – как относится к стареющим родителям? Они одряхлели, уже и заговариваться начинают, и с советами непрошенными к нам, умникам, лезут. Может, их в дом престарелых, чтобы жить не мешали?

Атеисту такой выход может показаться вполне приемлемым, особенно если в этом доме престарелых стариков не держат впроголодь и следят, чтобы постельное белье у них было чистым.

А вот верующего такой путь покоробит. Почему? А заповедь такая есть: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12). Не просто «заботься», но – «почитай»! А если отправил в дом престарелых, к чужим равнодушным людям, и сам звонишь раз в пол года – какое уж тут почитание!

В общем, тут много о чем еще можно было бы говорить. И об абортах, которые неприемлемы для верующих, но вполне одобряемы безбожниками, и о «свободных отношениях между полами», которые у нас принято называть просто блудом. И о злом языке, клевещущим на всех и вся, который и верующему-то трудно унять, а уж не верующий не унимает вовсе, так и жалит им и ближних и дальних!

Много о чем можно было бы говорить, но вывод прост – если человек скажет в сердце своем «нет Бога», он неминуемо развратится и станет поступать все хуже и хуже. Хотя бы потому, что катиться вниз проще, чем карабкаться на верх. И потому, что перед ним уже не будет заповедей Божьих, не будет эталона, на который он мог бы равняться, чтобы не скатиться.

Впрочем, для верующих это не повод к осуждению атеистов. Нет, мы должны не осуждать, а вести себя иначе. Как именно?

Когда-то ученик апостола Иоанна Богослова святитель Игнатий Богоносец написал замечательные слова: «Но и о других людях (то есть – о язычниках и неверующих – Э.К.) непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их надменных речей – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы; их заблуждению – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, напротив, своею снисходительностью покажем себя братьями их. А постараемся быть подражателями Господу».

Вот такой совет. Наша твердость в христианской вере, в словах, молитвах и делах – лучший ответ на чужое безумие, вызываемое безверием.

«Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благотыню, несть до единаго». (Пс. 13: 2-3).

Или в русском переводе Юнгерова: «Господь с Неба призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни единого».

А вот в этих словах псалмопевца и верующие могут найти основания для скромного мнения о самих себе.

Да, пришедший в Церковь старается стать лучше, чем был раньше. Кое в чем у него это удается. Но становимся ли мы по-настоящему здоровыми?

Господь, конечно, видит нас, видит изменения в наших сердцах. Но так ли велики эти изменения? Каковы мы? Святы, так, что хоть икону с себя пиши? Или как в этих словах псалма: «все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни одного»?

Смотрим внимательно – здесь сказано «все»! Именно все, а не только безбожники, с разговора о которых начинался этот псалом.

И здесь нужно вспомнить слова апостола Павла, горькие, но справедливые слова:

«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу – делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:18-20).

Соглашается с Павлом и апостол Иаков, когда говорит, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).

И апостол Иоанн, который считает, что: «если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8).

То есть греховное поражение нашей человеческой природы столь велико, что по-настоящему исправиться, стать безгрешными мы просто не можем . Именно поэтому нам нужен не помощник, а Спаситель ! То есть не тот, кто просто поможет нам стать как ангелы, а Тот, Кто сильной рукой выдернет нас из бездны греха, если только мы позволим себя из нее выдернуть!

Для нас совершенно необходимо стремиться всеми силами к Царству Божьему, ведь так мы показываем, что оно, это Царство нужно нам. И всё же наше участие в собственном спасении не слишком велико. «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).

Не нужно обольщаться, не нужно хвастаться, не нужно гордиться – сами мы очень плохи, и, как бы не старались, до истинной святости не дорастем ! Не зря, не зря Исаак Сирин произнес грустные, но трезвые слова: «Совершенство совершенных воистину несовершенно»!

И всё же, если мы будем хотеть и стараться изо всех сил, Господь Спасет нас – то есть по Своей милости очистит тех, кто хочет очищения , и введет в Небесные Обители.

«Ни ли уразумеют вси делающиии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. (Пс. 13:4-5)».

Или в русском переводе Юнгерова: «Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали, (поэтому) там они трепетали от страха, где не было страха, ибо Господь в роде праведных».

Ну, а это столько раз было в истории?! Не счесть, сколько раз людей гнали, уничтожали, «поедали как хлеб», только потому, что они Божьи, Христовы!

Тут можно вспомнить и гонения Антиоха, описанные во второканонических книгах Маккавейских, и гонения на первых учеников Иисуса Христа, описанные в книге «Деяний святых апостолов», и три века гонений христиан в языческой Римской империи. Уже упомянутый в нашей статье Игнатий Богоносец – за что был отдан на растерзание львам во времена императора Траяна? За то, что был учеником Христовым. Да что там говорить – ещё живы, хотя и очень стары люди, которые помнят страшные гонения на христиан в первые десятилетия существования атеистического Советского Союза!

В общем, так было и так будет. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Будут гонимы не обязательно львиными зубами, может и просто насмешками. Но – будут. Человеку, который сказал Христу «нет» трудно видеть того, кто сказал Христу «да». Такой человек самим своим существованием уязвляет безбожника, вызывая его на агрессию. Что ж – не зря Господь сказал, что посылает своих учеников «как овец среди волков» (Мф. 10:16). Главное, чтобы мы сами поменьше у волков учились и не становились, как они. А ведь и это бывало в истории! К сожалению, но – да, бывало!

Но вот ведь что интересно – становится ли смелым человек, отказавшийся от Бога? Нет, не становится! Не зря же сказано, что они «трепетали от страха, где не было страха!»

Чего только не боится атеист! И болезнетворных бактерий, и падения экономики, и парникового эффекта с глобальным потеплением – да мало ли!

А мы, верующие знаем, что Господь хранит нас. Любой, проживший, скажем тридцать лет, должен понимать – все эти годы Господь хранил его каждый день, каждую минуту. И бояться нужно только того, что разлучает нас с Господом – греха. А уж с бактериями Господь справится, и меньше, чем Он нам отмерял, мы не проживем!

Главное – потом, на Суде Божьем не краснеть!

«Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» (Пс. 13:7-8).

Всё получится у того, кто надеется на Господа. Имеется в виду – получится жить по заповедям Божьим. Да, с ошибками, да, с падениями, да – несовершенно. Но – получится! Потому, что Господь поможет тому, кто трудится.

Господь поможет нам, если мы будем в чем-то похожи на внука Авраама, Иакова. Как Иаков родился, ухватившись за пяту старшего брата, Исава, так и мы должны жить, «ухватившись» за Господа Иисуса Христа, «прилепившись» к Нему.

И тогда, спустя время, каждый из нас в какой-то степени станет Израилем. Такое имя внук Авраама получил, когда боролся с Ангелом и требовал у Него благословения (Быт. 32:24-29; Ос. 12:3-4). Чаще всего слово «Израиль» переводят как «борющийся с Богом» или «Бог сражается». Но Антоний Великий в одном из своих посланий трактовал слово «Израиль» как «ум, видящий Бога».

Стремиться к Богу, жаждать Бога, хотеть увидеть Бога, оказаться с Ним лицом к Лицу – вот то, без чего трудно представить жизнь христианскую. И если мы будем верны и настойчивы, то дверь, в которую мы стучим, откроется перед нами (Мф. 7:7).

Хотя, если точнее – Господь Сам стоит рядом и стучит в дверь нашего сердца (Откр. 3:20). И всё, что от нас нужно – услышать этот стук и впустить в свое сердце Дорогого Гостя.

Использованная литература:

Феодорит Кирский. Изъяснение псалма 13.

Евфимий Зигабен. Толковая псалтырь.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Игнатий Богоносец. Послание к ефессянам.

Антоний Великий. Послания.

Перед тем, как стать известным на весь мир правителем, Давид был малоизвестным молодым пастушком. Хотя Господь через пророка объявил его своим ставленником, Саул не собирался отдавать власть просто так. О противостоянии двух врагов повествует 13 псалом, в нем всего шесть стихов, но они наполнены страстью и верой. Попробуем поглубже вникнуть в смысл этого псалма, хорошо известного православным христианам.

Общие сведения

Большинство святых отцов сходятся во мнении, что данная глава посвящена преследованиям со стороны Саула. Его противостояние с народным любимцем было довольно продолжительным, хотя точно обозначить этот срок никто не может. Ученые выдвигают различные версии - от 3 до 40 лет. Псалом 13 заставляет всерьез задуматься о том, какие темные времена пришлось пережить Давиду.

Среди немногочисленных друзей он скрывался в чужой стране, постоянно опасаясь за свою жизнь. При этом старался не терять веры в Божьи обетования, для чего постоянно пребывал в молитвах. Об этом как нельзя лучше свидетельствует литературное наследие, вдохновленное Духом Святым, то есть книга Псалмов. Текст 13 псалма православные верующие читают в ряде случаев:

  • когда хотят, чтобы Господь избавил от нападок недоброжелателей;
  • во время нападений нечистой силы.

Считается, что лучше продолжать молитвы в течение трех дней. Но главное все же не количество повторов, важно при этом полностью сосредоточиться на общении с Богом.

Текст 13 псалма на русском

1. Сказал безумец в сердце своем:
«Нет Бога».
Они развратились, гнусны их дела;
нет делающего добро.
2. Господь взирает с небес на людей,
чтобы увидеть, есть ли понимающий,
ищущий Бога.
3. Все сбились с пути,
все, как один, развратились;
нет делающего добро,
нет ни одного.
4. Неужели не вразумятся делающие зло –
те, кто поедает мой народ, как хлеб,
и Господа не призывает?
5. Там их охватит страх,
потому что Бог на стороне праведных.
6. Вы осмеяли надежды нищих,
но прибежище их – Господь.
7. О, кто дал бы с Сиона спасение Израилю!
Когда Господь восстановит Свой народ,
пусть ликует Иаков и радуется Израиль!

(Псалтирь 13:1-7)

Толкование 13 псалма

В первых же строках автор обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. Далее следуют пророческие строки о том, какое наказание уготовал Бог тем, кто отступил от Его путей. Как будущий лидер, Давид пытается вразумить всех отступающих от воли Божией. Он молится за своей народ, делится радостным предвкушением награды, которая ждет праведников.

В переносном смысле 13 псалом Давида применим ко всем, кто творит беззаконие. Грешники являются безумцами, поскольку отрицают существование и силу Господа. Это не более, чем заблуждение их слабого разума. Такие люди выдают желаемое за действительное.

Человек изначально сотворен чистым, невинным. Насколько безумны отступники, что извращают пороком совершенный свой образ, портят его, становятся отвратительны своему Создателю. Несут такой сильный отпечаток греха, что становятся неспособны на добро. Господь предстает заинтересованной стороной. С небес Он наблюдает за жителями земли, но не может найти ни одного доброго. Буквально все сошли с предначертанного пути.

Главная опасность в том, что грешники считают себя мудрецами, не предвидят наказания, которое обязательно последует. Давид пытается вразумить их. Добровольное отречение от Бога делает их все более черствыми, бессердечными настолько, что пороки становятся им также необходимы, как пища.

Но остается надежда - есть еще те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию - ведь только Ему под силу спасти человечество. С текстом 13 псалма на русском языке следует ознакомиться до того, как начнете учить церковнославянский вариант:

Оценка 5 проголосовавших: 1

Перед тем, как стать известным на весь мир правителем, Давид был малоизвестным молодым пастушком. Хотя Господь через пророка объявил его своим ставленником, Саул не собирался отдавать власть просто так. О противостоянии двух врагов повествует 13 псалом, в нем всего шесть стихов, но они наполнены страстью и верой. Попробуем поглубже вникнуть в смысл этого псалма, хорошо известного православным христианам.


Общие сведения

Большинство святых отцов сходятся во мнении, что данная глава посвящена преследованиям со стороны Саула. Его противостояние с народным любимцем было довольно продолжительным, хотя точно обозначить этот срок никто не может. Ученые выдвигают различные версии - от 3 до 40 лет. Псалом 13 заставляет всерьез задуматься о том, какие темные времена пришлось пережить Давиду.

Среди немногочисленных друзей он скрывался в чужой стране, постоянно опасаясь за свою жизнь. При этом старался не терять веры в Божьи обетования, для чего постоянно пребывал в молитвах. Об этом как нельзя лучше свидетельствует литературное наследие, вдохновленное Духом Святым, то есть книга Псалмов. Текст 13 псалма православные верующие читают в ряде случаев:

  • когда хотят, чтобы Господь избавил от нападок недоброжелателей;
  • во время нападений нечистой силы.

Считается, что лучше продолжать молитвы в течение трех дней. Но главное все же не количество повторов, важно при этом полностью сосредоточиться на общении с .


Текст 13 псалма на русском

1. Сказал безумец в сердце своем:
«Нет Бога».
Они развратились, гнусны их дела;
нет делающего добро.
2. Господь взирает с небес на людей,
чтобы увидеть, есть ли понимающий,
ищущий Бога.
3. Все сбились с пути,
все, как один, развратились;
нет делающего добро,
нет ни одного.
4. Неужели не вразумятся делающие зло –
те, кто поедает мой народ, как хлеб,
и Господа не призывает?
5. Там их охватит страх,
потому что Бог на стороне праведных.
6. Вы осмеяли надежды нищих,
но прибежище их – Господь.
7. О, кто дал бы с Сиона спасение Израилю!
Когда Господь восстановит Свой народ,
пусть ликует Иаков и радуется Израиль!

(Псалтирь 13:1-7)


Толкование 13 псалма

В первых же строках автор обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. Далее следуют пророческие строки о том, какое наказание уготовал тем, кто отступил от Его путей. Как будущий лидер, Давид пытается вразумить всех отступающих от воли . Он молится за своей народ, делится радостным предвкушением награды, которая ждет праведников.

В переносном смысле 13 псалом Давида применим ко всем, кто творит беззаконие. Грешники являются безумцами, поскольку отрицают существование и силу . Это не более, чем заблуждение их слабого разума. Такие люди выдают желаемое за действительное.

Человек изначально сотворен чистым, невинным. Насколько безумны отступники, что извращают пороком совершенный свой образ, портят его, становятся отвратительны своему Создателю. Несут такой сильный отпечаток греха, что становятся неспособны на добро. предстает заинтересованной стороной. С небес Он наблюдает за жителями земли, но не может найти ни одного доброго. Буквально все сошли с предначертанного пути.

Главная опасность в том, что грешники считают себя мудрецами, не предвидят наказания, которое обязательно последует. Давид пытается вразумить их. Добровольное отречение от Бога делает их все более черствыми, бессердечными настолько, что пороки становятся им также необходимы, как пища.

Но остается надежда - есть еще те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию - ведь только Ему под силу спасти человечество. С текстом 13 псалма на русском языке следует ознакомиться до того, как начнете учить церковнославянский вариант:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

13 псалом - текст на русском, зачем читают, толкование was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub

Отличная статья 0

«Безумен муж рече: несть Бог». Неделя по Рождестве Христовом

Сегодня, в неделю по Рождестве Христовом, мы слышим евангельский рассказ о бегстве Иосифа и Пресвятой Девы с младенцем Иисусом в Египет (Мф. 1:18–25). В этом рассказе, помимо Иосифа, Марии и Иисуса, есть еще одно действующее лицо - царь Ирод. Именно от его гнева Святое Семейство бежало в Египет, именно он стал виновником гибели тысяч неповинных младенцев.

Первая мысль, которая пришла в голову Ироду, когда он услышал о рождении в Вифлееме Царя иудейского, - что этот Царь может покуситься на его власть. Чтобы избавиться от этой опасности, Ирод призывает умертвить всех младенцев от двух лет и ниже в Вифлееме и его окрестностях. Об этом в богослужебных текстах Православной Церкви говорится: «Безумен муж рече: несть Бог. Иже неистовства исполнився конечнаго, христоубийством недугует, разума же дерзостию отпад, ко убиению младенец неискусозлобных всего себе вооружи, и землю осквернив кровьми». Здесь указана главная причина безумия Ирода - для него «несть Бог».

Иначе говоря, вся жизнь этого человека проходила только в земной перспективе. Для него не существовало Бога, он не боялся Его, поэтому для достижения земных целей он не останавливался ни перед чем, даже перед страшным злодейством. Об Ироде известно, что он был человеком болезненно подозрительным, и эту подозрительность рождала и питала его страсть к власти. Он умертвил не только вифлеемских младенцев, но и многих преданных слуг и даже собственную жену и сыновей: всех их он подозревал в заговоре. Этот иудейский царек I века вошел в историю как безумец, который воле Божией противопоставил свои амбиции, свое стремление во что бы то ни стало удержаться на царском престоле.

Но вот мы видим другого человека, Иосифа. Евангелие говорит о нем очень мало. Когда он был уже обручен с Марией, внезапно обнаружилось, что «Она имеет во чреве от Духа Святого.

Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». За этими двумя–тремя фразами евангелиста об Иосифе стоит личная драма человека. Несомненно, Иосиф был праведен. Но что мог подумать этот человек о своей жене - Той, Которую он, как говорится в богослужебных текстах, «: взял… от рук священников из храма» и от Которой ожидал лишь самого лучшего и светлого, и вдруг узнал, что Она беременна. Но во сне ему является ангел и говорит о Марии, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого». И Иосиф тотчас перестраивает весь свой образ мыслей, весь свой образ жизни. С этого момента жизнь его целиком посвящена Марии и Младенцу, Который не его сын, но Сын Божий. И ради того, чтобы сохранить девство Марии, - ибо мы веруем, что Мария осталась Девой и в браке Своем, и мы исповедуем Ее приснодевство, - ради того, чтобы сохранить жизнь Младенца, Иосиф берет на себя роль главы семейства. Они бегут от гнева Ирода в Египет, и Иосиф охраняет и защищает Марию и Младенца. Позже, узнав о смерти нечестивого царя, они возвращаются в Иудею и поселяются в пределах вифлеемских.

Таким образом, в прочитанном евангельском отрывке перед нами два примера. Один человек живет без Бога, для него не существует ничего, кроме его эгоистичных устремлений и желания во что бы то ни стало удержать все, чем он в этом мире обладает. Другой человек готов отречься от всего и принести в жертву даже свою жизнь за Младенца Христа.

Священное Писание говорит нам, что у каждого из нас есть выбор: избрать путь жизни или путь смерти, путь верности Богу или путь отречения от Него. «Жизнь и смерть предложил я тебе, - говорится во Второзаконии, - благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Перед таким выбором иногда оказываются и целые народы.

Народ иудейский стоял перед лицом Христа. Он мог принять Его как своего Спасителя, а мог отвергнуть. И он отверг Его. Но и каждый конкретный человек, каждая душа человеческая часто стоит перед выбором, пожертвовать ли собою, посвятить ли себя Христу или жить так, будто Бога и вовсе не существует. Миллионы людей оказываются перед подобным выбором, и одни избирают жизнь, а другие смерть.

Скоро, в преддверии Великого поста мы услышим притчу Иисуса о Страшном суде, о том, как Господь отделяет «овец» от «козлищ» и одни наследуют Царство Божие, а другие - «геенну огненную». Будем помнить, что разделение на «овец» и «козлищ» происходит уже в земной жизни. Страшный суд начинается уже здесь. И выбор делаем мы сами. Не столько Господь будет определять, идти ли нам в жизнь в вечную или в муку вечную, сколько мы сами определяем свою судьбу, когда избираем жизнь или смерть, благословение или проклятие.

Из книги За пределами просветления автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа 29 Я безумен, но вы еще безумнее! 1 ноября 1986 г., Бомбей Возлюбленный Бхагаван, исследования, проведенные в последние годы, позволяют предполагать, что определенные состояния сознания, вызываемые определенными медитационными методами, порождают

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Проповеди на Великие праздники автора Автор неизвестен

Суббота по Рождестве Христовом О видении на расстоянииСегодня, в субботу по Рождестве Христовом, Евангелист Матфей приводит слова Пророка Исаии о Иисусе Христе. Но зачем очевидцу жизни Господа ссылаться на того, кто жил несколько сотен лет назад? Зачем указывать на то,

Из книги Самодержавие духа автора Иоанн Высокопреосвященнейший

Неделя по Рождестве Христовом О Иосифе и ДавидеЭта неделя посвящена царю и пророку Давиду, и святым праведным Иосифу обручнику и Иакову, «брату Господню».О том, что «братья Господни по плоти», это не дети Марии, можно бы и не говорить. Не желая нарушить обета девства даже

Из книги Проповеди. Том 1. автора

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

НЕДЕЛЯ 5-я ВЕЛИКОГО ПОСТА. «НЕСТЬ ИУДЕЙ, НИ ЭЛЛИН» (ГАЛ. 3, 28). В нынешнем апостольском чтении слышали вы великие и святые слова апостола Павла: "Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе" (Гал. 3, 28).О высшей

Из книги Нечаянная радость (сборник) автора Вознесенская Юлия

155. Чтения пред и по Рождестве Христовом, Богоявлении и Воздвижении Наконец, для полноты картины упомянем и тот факт, что ряд Великих праздников (Рождество Христово, Богоявление и Воздвижение Креста Господня) определяют чтения в предшествующее и последующее

Из книги Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 3 автора Великий Василий

О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ, МАЛЕНЬКОМ ПАСТУШКЕ И БОЛЬШОМ РАЗБОЙНИКЕ Рождественская история Маленький Пастушок стоял на пороге своего дома и глядел на большую и яркую Звезду, мерцающую прямо над дорогой к Вифлеему.– Вот и самый старый наш пастух Исайя ушел по дороге в

Из книги Текст Праздничной минеи на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

На слова: «несть Мое дати, но им же уготовася» (Мф. 20, 23) Если Сын не Господь суда, чтобы одних облагодетельствовать, а других наказать; то как же Он говорит: «Отец не судит никомуже, по суд весь даду Сынови» (Ин. 5, 22)? И в другом месте: «власть имать Сын человеческий отпущати на

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ Память сотворяем святых праведныхИосифа Обручника, и Давида царя,и Иакова, брата ГосподняПодобает ведати, аще по Рождестве Христове Неделя сия случится в 26–й, и в 27–й, и в 28–й, и в 29–й, и в 30–й день: в субботу на малой вечерни стихиры

Из книги Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого автора

17. Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? Однако в стремлении к счастью человек не должен переходить границы дозволенного, так как всякий грех ускоряет не только нравственную, но и физическую

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

4. Благовещение о Рождестве Христовом За сим следует другое явление Гавриила, где он уже не сказывает своего имени. В «месяц шестый» от явления Захарии, или зачатия Предтечи Елисаветою, что приходится почти к тому же времени, «послан бысть Ангел Гавриил... во град

Из книги Крещение Руси – благословение или проклятие? автора Сарбучев Михаил Михайлович

Неделя по Рождестве Христовом Память св. Праведного Иосифа Окручника Тропарь воскр. гласа и сей, гл. 2Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти

Из книги Читаем Пророческие книги Ветхого Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

AB OVO… «Несть эллина ни иудея…» Вот я стал перед статуей Зевса, или Аполлона, или какого-нибудь другого бога, богохульствую и бью его, а он не мстит за себя? . Но ты не видишь, милейший, что и твоего демона всякий не только ругает, но и изгоняет со всей земли и моря, а тебя,

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Пророчества о Рождестве Христовом и о Христе После описания призвания пророка, с 7-й главы начинается ряд великих пророчеств. Первое из них, показывающее, как начнется исполнение Божественного Совета, – это пророчество о рождении Христа от Девы (Ис. 6, 9–10). Дается оно в

Из книги автора

Неделя 5-я великого поста. «Несть иудей, ни эллин» (Гал. 3:28) В нынешнем апостольском чтении слышали вы великие и святые слова апостола Павла: «Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).О высшей



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: