Богослужебные указания на 29 апреля. Богослужебные указания для священно-церковнослужителей


Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Ра́доница. Поминовение усопших. Мцц. Ага́пии, Ири́ны и Хиони́и.

Служба мучениц не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («ра́дощами» – радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких специальных указаний относительно порядка службы в Радоницу.

На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.

Наро́читое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды .

Календарные заметки:

По Уставу - рядовая служба по Триоди и Минее. Поминовение усопших совершается на панихиде.

На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и мучениц, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Ученико́м сомня́щимся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «По воста́нии Твое́м, Го́споди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучениц на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак мучениц, глас 4-й; седален мучениц, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в...».

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удо́в…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Две́рем заключе́нным…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Две́рем заключе́нным…».

По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (единожды).

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

«Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: „всему свое время… время сетовать, и время ликовать“ (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного…» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48).

О расслабленном

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие мы обычно читаем на водоосвящении, читаем слова вам всем хорошо знакомые. Вошел Господь Иисус в Иерусалим и пришел в так называемую Овечью купель, место печальное, нечистое, где лежали больные, где было много язычников: до сих пор на стенах этого бассейна сохранились языческие надписи, благодарившие богов за исцеление. Время от времени вода в бассейне вскипала, и люди, толкаясь, ругаясь и отпихивая друг друга, лезли в воду, потому что тот, кто входил первым, принимал на себя целительную силу этой воды. И чем труднее было до нее добраться, тем более каждый старался приложить усилий. Тут были и зависть, и ненависть, и споры, и стоны больных - тяжелое, страшное место. И, наверное, многие люди старались обходить его стороной. А там было пять притворов, глубоко врытых в землю; к ним вели ступени в несколько этажей, и всюду лежали стонущие, смердящие, скорченные больные.

И Господь Иисус пришел в это царство скорби, чтобы разделить с людьми их страдания. Оглянулся вокруг, и внимание Его привлек старый, седой паралитик, лежавший без движения. Господь подошел к нему и спросил: «Долго ты лежишь тут?» И тот сказал: «Тридцать восемь лет, всю жизнь». Всю жизнь... Наверное, какие-то доброхоты приносили ему поесть, кто-то переворачивал его, ведь он, как труп, лежал, но не нашлось человека, который бы подтащил его к воде. А у него была единственная надежда, что когда-нибудь наступит такой год, когда он одним из первых погрузит свое тело в воду, и болезнь его оставит. И Господь сказал ему: «Так долго лежишь ты...». «Да, тридцать восемь лет... У меня нет человека, который бы мне помог». А сам он, даже если бы и пополз, напрягая все силы, все равно бы его обогнали другие, все равно бы его оттолкнули.

Вот последний предел человеческого унижения: как камень лежит он в этом зловонном месте всю жизнь, брошенный всеми, больной, одинокий, и вдруг он слышит голос говорящего с ним Христа Спасителя. Он не знал, кто это такой, кто его спрашивает, он отвечает, как во сне, как в забытьи. И голос ему говорит: «Вставай, вставай, собирай свою подстилку и иди домой». И он, как во сне, начал подниматься. В руки вновь вернулась жизнь, и ноги стали все чувствовать. Человек поднялся, даже не понимая, что с ним происходит, и машинально стал собирать свою постель, не сказав «спасибо», не благодаря Бога, собрал матрац, на котором он лежал, свернул, закинул на плечи и зашагал домой.

А Господь Иисус знал, что это за человек, знал, что душа его была далеко не безупречной. Когда исцеленный шел домой и тащил свою подстилку, благочестивые люди встречали его и говорили: «Сегодня суббота, как ты смеешь нести что-то?» По закону Божию не полагалось этого делать. А он отвечал: «Кто меня вылечил, Он мне велел, я и иду». «А кто тебя вылечил? Кто это в субботу мог нарушить закон Божий?» «Не знаю, - сказал он, - лица Его не видел». Потом Господь встретил его в храме и сказал: «Впредь не греши, чтобы не было тебе хуже». Старик посмотрел на Него и узнал Его, а потом пошел и рассказал, что это Иисус приказал ему в субботу нарушить закон Божий. Старик предал Того, Кто исцелил его после стольких лет тяжелой болезни, после стольких лет ожидания без надежды. Предал Господа, чтобы Его снова осуждали, чтобы на Него клеветали, чтобы говорили: «Это Он учит людей нарушать Божий закон».

Вот о каком событии рассказывает нам сегодня евангелист. И сразу мы видим себя, как бы лежащих вот здесь, в своих немощах и своих грехах; и мы знаем, что есть только Один, Кто может нас исцелить. И если Он нам протянет руку, то не будем мы Ему неблагодарны. Ведь это Он стал для нас живым источником воды исцеления. Подумайте, там была купель, где только редко-редко вода становилась целебной, и туда бросались отчаянные люди.

У нас есть другая купель - слово Божие, неисчерпаемый источник жизни, святое Евангелие, священная Библия, в которой заключено все, что нужно для жизни человека. Наш источник - Святая Чаша, к которой мы подходим, молитва, жизнь наша в Церкви; этот источник оживляется не раз в год, а всегда; каждый может приступить к нему в любое время. Только прикоснись, только пожелай, только приникни к Господу - и ты почувствуешь исцеляющую силу.

Когда годы сгибают спину, когда разлуки, огорчения, оскорбления, обиды, разочарования - все то, что омрачает нашу жизнь - ложится на душу, как камень, когда нас точит и горе, и уныние, и пустая серость жизни, когда мы действительно похожи на мертвецов, на паралитиков, на неисцелимо больных, вспомните, что есть у нас единственное Имя, сладчайшее Имя, Имя Иисуса, которое нас поднимает, и исцеляет, и оживляет. Аминь.

Богослужебные указания за 29 июля 2017 года
Суббота. Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его.
Российских чудотворцев, прославленных на Московских Соборах XVI в.
Чирской (Псковской) иконы Божией Матери.
Служба сщмч. Афиногена не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
Порядок чтений, согласно календарю: Рим.13:1–10. Мф.12:30–37.
На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 8-й44. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди…».
Кафизмы 16-я и 17-я45. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Го́споди, в па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Го́споди, а́ще не бы́хом…», 3-й: «Па́мять му́ченик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося…» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пречи́стая…».
На часах – тропарь и кондак священномученика.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
44 Типикон умалчивает об особом тропаре священномученика (глас 8-й: «Свяще́нный Бо́гу…»). В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 151) особый тропарь священномученика также отсутствует. Таким образом, Устав предполагает пение общего тропаря священномученика, глас 4-й: «И нра́вом прича́стник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). В случае пения на богослужении общего тропаря священномученика поются следующие Богородичны: в конец вечерни – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…», на утрене на «Бог Господь» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка…», в конец утрени – Богородичен от меньших, глас 4-й: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».
45 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).


Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Глас 3-й.

Мцц. Ага́пии, Ири́ны и Хиони́и. Прав. Тав и́ фы (службу зри 25 октября) . Перенесение мощей мч. Авра а́ мия Б о́ лгарского (службу зри 1 апреля) .

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Песнопения Недели о расслабленном поются в воскресенье, понедельник и вторник (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю 4-ю по Пасце на утрени», 1-е «зри»).

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. – Деян., 23 зач., IX, 32–42.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 7, и праздника (о расслабленном), глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м на о́вчую купе́ль…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…» (см. в Триоди на ряду).

На стиховне стихира воскресная, глас 3-й: «Стра́стию Твое́ю, Христе́…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника Триоди (о расслабленном), глас 8-й: «В притво́ре Соломо́нове…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресе́ния день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небесная…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).

Непорочны . «Ангельский собор…». Ипакои, глас 3-й: «Удивля́я виде́нием…». Степенны – антифоны 3-го гласа. Прокимен, глас 3-й: «Рцы́те во язы́цех…». Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 8 (ирмосы по дважды) и праздника Триоди (о расслабленном) на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб снизше́л еси…», и икос, глас тот же: «Еже пре́жде со́лнца…»; седален праздника (о расслабленном), глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…». «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Красоте́ де́вства Твоего́…».

По 6-й песни – кондак праздника (о расслабленном), глас 3-й: «Ду́шу мою́, Го́споди…», и икос, глас тот же: «Руки́ Твоея́ го́рстию содержа́й…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен праздника (о расслабленном): «Предста́ Человеколю́бец…», «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 8. «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 8-й: «Го́споди, разсла́бленнаго не купе́ль исцели́…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам – обычные воскресные. Стих 1-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; стих 2-й: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира, глас 3-й: «Магдали́не Мари́и…».

На часах – тропарь воскресный. Кондак праздника (о расслабленном): «Ду́шу мою́, Го́споди…».

На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), и праздника Триоди (о расслабленном), песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, глас 3-й. «Слава» – кондак праздника (о расслабленном), глас тот же, «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й.

Прокимен – Недели о расслабленном, глас 1-й: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́…»; стих: «Ра́дуйтеся, пра́веднии...».

Апостол и Евангелие – Недели о расслабленном.

Аллилуиарий – Недели о расслабленном, глас 5-й: «Ми́лости Твоя́, Го́споди…»; стих: «Зане́ рекл еси...».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…»; и дня (воскресный): «Хвали́те Го́спода с Небес…».

См.: Минея-Октябрь, М., 2002. С. 634–647; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 341–342.

См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 35–50.

118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

Вторник, 29 апреля (ст.ст.) 12 мая 2019 (нов. ст.)

29. Вторник 4-й седмицы по Пасхе. Девяти мучеников Кизи ческих. Прп. Ме мнона чудотворца. Свт. Игна тия Брянчани нова, еп. Кавка зского (с 30 апреля).

Свт. Василия Остро жского.

Служба мучеников и преподобного не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) .

По благословению настоятеля, на этот день может быть перенесена полиелейная служба свт. Игнатия Брянчанинова (с 30 апреля) (Б) .

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 8-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы де Иису с во Иерусали м...».

Примечание. При службе двух святых , у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притво ре Соломо

я тся небе а тайствовавшую...».

Примечание. Типикон умалчивает о тропаре мучеников, глас 8-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 139) этот тропарь также отсутствует.

На утрене я тся небе сная...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода тайствовавшую...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

и вно, сла вно творя й чудеса ...» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго л разсла

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Предста Человеколюбец...». «Слава, и ныне» - тот же светилен (см. в Неделю о расслабленном).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й - 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Го споди, разсла бленнаго не купе ль исцели ...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» - праздника Триоди, глас 5-й: «При о вчей купе ли...».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя тся небе сная...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода тайствовавшую...».

На часах – тропарь воскресный. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приими те...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 5-й - 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К пра вде ве чней...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы де Иису с во Иерусали м...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами) . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притво ре Соломо нове...» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя тся небе а ди...».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя тся небе сная...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра ди...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 2-й: «Моли твами и скорбьми ...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле ние обрето ша...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) .

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, о е ние обрето ша...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподо бне о тче...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле ние обрето ша...» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святителя (см. в Минее общей). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Позна л еси та йну...».

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди вно, сла вно творя й чудеса ...» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Глаго л разсла бленнаго...» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста Человеколюбец...» (см. в Неделю о расслабленном).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени) , и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Го споди, разсла бленнаго не купе ль исцели ...» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя тся небе сная...». «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра ди...».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: