Где находится животворящий крест Господень? О духовном смысле.

1. Мощи святой Матроны Московской.

Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать.

Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин.

Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море.

Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах.

Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева .

Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей .

Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая .

Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых.

Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня.

Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского .

Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества.

Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов .

В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена.

Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного .

Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях.

Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца .

Покровитель православного воинства, а также Москвы.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

Одна из главнейших святынь храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев и всего монастыря – крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году. Принадлежал князю Василько, а затем князьям Шаховским, а в конце ХVIII века был передан царствующему Дому Романовых.

Он спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в поперечной перекладине около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест – четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы – форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны – гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся.

Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; преп. Сергия Радонежского, преп. Пафнутия Боровского, св. благов. Кн. Александра Невского, св. благов. Кн. Даниила Московского и др.

Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова** матушке Марии, которая, как и м. Серафима, жила в Оренбурге. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик о. Григорию.

Дочь священника Григория – Ольга Пономарёва, автор книги «Исповедник веры. Протоиерей Григорий Пономарёв (1914–1997), Жизнь. Поучения. Труды», вспоминает: «Батюшка с почтением и глубокой ответственностью принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. О том, что в доме родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины и меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим Крестом и всегда получал просимое» . После смерти священника Григория Пономарева крест оказался у его дочери Ольги Григорьевны Пономарёвой. Она-то и передала в июне 1999 года, ещё до прославления Царственных Страстотерпцев, крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – прот. Николаю Ладюку) на Уктусе (г. Екатеринбург). В дарственной записи сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр Пономарёв (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий» . 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар монастырю, куда был торжественно перенесён специальным крестным ходом.


** Протоиерей Константин Плясунов . В 1932 году отца Плясунова приговорили к 15-летней ссылке по статье «Контрреволюционная деятельность». Его жена Мария Александровна добровольно последовала за ним в изгнание. После освобождения отец Константин снова стал приходским священником. Служил в разных городах. Последние годы – в Оренбургской области. С 1949 по 1958 год был настоятелем Никольского собора в Оренбурге. Его очень любили прихожане за искренность и доброту. Работал над книгой - толкование на Четвероевангелие. Но не закончил её - помешала внезапная болезнь. В 1956 году Плясунов попал в автомобильную аварию (ездил он с водителем). Стала болеть голова. Через 2 года скончался в институте им. Бурденко в Москве. Тело его самолётом перевезли в Оренбург. В последний путь настоятеля провожали несколько тысяч человек.

Незаурядной личностью была и супруга настоятеля Мария Александровна , дожившая до 97 лет. Она была дочерью священника, который тоже подвергся репрессиям. Вела переписку с писателями и поэтами. Уже после смерти мужа в Никольском соборе она познакомилась с монахиней Серафимой. Та передала ей на хранение уникальный крест-мощевик, великую православную святыню, которая некогда принадлежала дому Романовых.

Честной и Животворящий Крест Господень, обретенный императрицей Еленой в 325 году, хранился в Иерусалиме в воздвигнутом ею храме как величайшая святыня всего христианского мира.
В 614 г. Крест был захвачен персами и вывезен из Иерусалима в Ктесифон. В 629 году император Ираклий, разгромивший Персию, возвратил его в Иерусалим, где он находился до завоевания этого города арабами. Незадолго до 638 года, когда Иерусалим был захвачен мусульманами, Крест Господень был вывезен в Константинополь, где возник обычай совершать 1-го августа особый крестный ход и освящать воду Святым Древом. Этот обычай стал основанием праздника Происхождение (изнесение) древ Честного и Животворящего Креста. Впоследствии значительная часть Креста была раздроблена и промыслительным образом разошлась по всему христианскому миру. Крестоносцы, захватившие столицу Византии в 1204 г. , вывезли большую часть Святого Древа на Запад.

Частицы Креста Христова были вделаны в большие кресты, стоявшие в храмах,…

Животворящий Крест Господень Годеновский крест

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва - Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого.

Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни - Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.

Время явления Животворящего Креста Господня сейчас трудно установить. Однако, как считал известный историк А.А.Титов в книге «Ростовские иерархи. Материалы для истории Русской Церкви», изданной в 1890 году в Москве, время явления 1423 год. Другие авторы, как например, Г.К.Вагнер (1980), считают время явления 1425 год или указывают на ещё более поздние сроки 1490 год. В настоящее время с большой долей уверенности можно предположить, что явления Животворящего Креста Господня произошло…

Россия

Одной из православных стран, где находится наибольшее количество частиц Креста Господня, является Россия. В настоящий момент частицы святыни хранятся в Богоявленском соборе в Елохове (Москва), Троице-Сергиевой лавре (Сергиев Посад), Александро-Свирском монастыре (Ленинградская область), Благовещенском монастыре (Нижний Новгород), Воскресенско-Феодоровском монастыре (Ивановская область), Крестовоздвиженском монастыре (Екатеринбург), Покровском Александро-Невском монастыре (Новосибирская область), Крестовоздвиженском Кылтовском женском монастыре (Республика Коми) и ряде других мест.

Украина

В Украине частицы Креста Господня пребывают в Крестовоздвиженской церкви (Винница), Крестовоздвиженском соборе (Ужгород), в Успенском соборе (Мукачев), а также в Свято-Успенской Почаевской лавре (Тернопольская область).

Грузия

Частица Честного и Животворящего Креста хранится в соборе Светицховели (Мцхета). По преданию, частица Креста Господня, один…

Многие христианские реликвии обладают удивительной чудодейственной силой. Благодать Божия осеняет их. Иконы, мощи святых, лоскуты от их одежд, культовые предметы не раз возвращали утраченное здоровье, душевное спокойствие, помогали преодолеть тяжёлые периоды в жизни, найти себя тем, кто приходил в церкви, монастыри за моральной поддержкой, в поисках выхода из тупиковых ситуаций и по многим другим случаям.

Великая святыня

В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий — Крест Животворящий. Годеново – небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым…

Святая Земля. Происхождение Животворящего Креста Господня.

Животворя щий Кре ст, Истинный Крест, Крест Господень, Животворящее Древо_ крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням.
Происхождение Животворящего Древа переносит нас в далекие библейские времена Ветхого Завета. Основа истории о происхождении материала для Животворящего Креста связана с грехопадением Лота. Лот — племянник патриарха Авраама (сын Арана).

Родословие Авраама восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2).
Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Был богат, имел много скота,…

Животворящий Крест Господень

В храме святителя Иоанна Златоуста

Села Годеново

Явление Животворящаго Креста Господня празднуется

Совсем недалеко от Москвы, в Ярославской области, есть удивительное место, где свершилось одно из величайших чудес — явление Животворящего Креста Господня. И опять говорим мы с вами о чудесах. Эта тема на слуху у всех православных, она волнует, радует и беспокоит. От нее не отмахнуться, её не умолчать. Впрочем, как и не разобраться до конца, не поставить в истории о чудесах все точки над «I». Да и кто мы такие, чтобы мудрствовать над тем, над чем мудрствовать нам не по чину. Леность и апломб — величины равнозначные. Причем первая не устыжается второй, в то время как вторая устыжается первой. Но даже такая неравная конфронтация позволяет мирно сосуществовать этим самодостаточным порокам в нашем непритязательном сердце….

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва - Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни - Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.
Добраться общественным транспортом до Годеново крайне трудно. Сначала надо ехать междугородным автобусом от Москвы в сторону Ярославля. Далее, не доезжая до конечной остановки, высаживаться в Петровске и ловить местный автобус, который ходит всего лишь три раза в сутки. Да и то, частенько бывает, рейсы отменяются. Но тот, кто по милости Божией все-таки достиг этого святого места, погружается в беспредельную благодать и благодарит Господа за такую открывшуюся милость.
О явлении Чудотворного Распятия, повествование о котором дается по сохранившемуся изданию…

Животворящий Крест. История креста – история знамения с неба! (село Годеново) Чудеса рядом с нами

История креста – история знамения с неба

1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие…

Господь совершил спасение наше крестного смертию Своею; на Кресте растерзал Он рукописание грехов наших; Крестом примирил нас Богу и Отцу; посредством Креста низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные Крест Христов именуется Честным, ибо он достоин чествования как великой святыне, орудию нашего спасения… Крест Христов чествуется молитвой перед ним, поклонами, лобзанием, окуриванием кадилом, возжжением светильников, использованием крестного знамения в молитвах и священнодействиях, изображениями креста в храмах и домах…

Крест Христов именуется Животворящим, потому что дает жизнь тем, кто через Крещение приобщился к плодам Крестной Жертвы, и потому, что крестною смертью Христос победил смерть телесную, положив начало всеобщему воскресению: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор, 15:20).

«Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!» - так восхваляет славу Креста Церковь Христова.

В полной мере эта слава проявилась во времена…

Животворящий Крест

Животворящий Крест - крест, на котором, по убеждению большинства христиан, был распят Иисус Христос. Он является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.

Евангелия не сообщают особенных подробностей о кресте, на котором Христос был казнен через распятие. Он упоминается как уже готовый предмет при описании его несения Христом на Голгофу.

Апокрифическая же литература, в отличие от канонических текстов, содержит множество деталей легендарной истории Животворящего Креста. Однако история Креста в качестве значимой для христианского мира реликвии, подкрепляемая достоверными свидетельствами, начинается лишь с раскопок, проведенных святой равноапостольной царицей Еленой и описанных многими раннехристианскими историками.

Цикл легенд о Животворящем Кресте возник преимущественно в Палестине и имеет древнее происхождение (ранние списки Евангелия от Никодима датируются V в.). Основной акцент в апокрифических…

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина - Елена - отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого…

Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня Воздвижения Честного Креста Господня — один из двунадесятых (двенадцати крупнейших) православных праздников. Установленное в честь обретения Креста, на котором был распят Господа. Более трехсот лет никто не знал, где находится этот Крест, и его не уничтожены вообще: во II-III веке императоры-язычники активно сводили капища на местах страданий и смерти Спасителя. Так, Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей, на них выстроили капище Венеры, поставили статую Юпитера.

Однако после победы Константина Великого и прекращения репрессий против христиан с 313 года, начались поиски святыни. В Иерусалим поехала мать Константина, царица Елена. Долгое время поиски были безуспешными. Наконец, один старый еврей сообщил, где находятся Голгофа и Гроб Господень (позднее этот человек принял христианство, стал иерусалимским епископом и принял мученическую смерть за правления Юлиана Отступника.

Капище разрушили, начали раскопки. Вскоре…

Слово на Воздвижение Креста Господняархимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления! Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.

Други наши! «…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.

Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими…

Животворящий Крест Господень. Село Годеново. Современная летопись паломничества

И явился пастухам свет неизреченный, изливающийся с неба на землю. А посреди него, в воздухе, Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед Ним — чудотворец великий Николай со святым Евангелием. От страха пали пастухи на землю, словно мертвые, но когда сила Божья укрепила их и они пришли в себя, то голос с Неба воззвал: «Будет на сем месте Благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою придет помолиться, будут многие исцеления и чудеса молитв ради чудотворца Николы».

В диком, полузаброшенном селении Годеново находится этот Крест. Среди широких полей и лугов, зеленой пеленой окутывающих окрестность, высится белокаменный храм Иоанна Златоуста. Пятикупольный, с небольшими серебряными главками на белых перешейках и невысокой башенкой полукруглой часовни, украшенной резным ажурным узором, он с первого взгляда пленяет своим скромным обаянием и красотой. Каждый год, здесь,…

В.Е.Шматов, Л.Н.Варэс

Животворящий Крест Господень — святыня
земли Нижегородской

Немногим известно, что на Нижегородской земле более 300 лет находилась одна из замечательных святынь русской православной церкви – чудотворный Животворящий Крест Господень. По преданию, этот Крест был привезен князем Д.М. Пожарским в 1606 году из Соловецкого монастыря «… в монастырь Петровский ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман, который и до ныне стоит в церкви Преображения Господня и всем с верою приходящим подает неоскудно изцеления»1.

Речь идет о Животворящем Кресте (трехаршинной меры) – одной из главных святынь Спасо-Преображенской церкви села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии, который составлял предмет поклонения окрестного населения и всех приходящих к нему верующих из более отдаленных мест. Больше всех паломников к Животворящему Кресту приходило из Гороховецкого уезда Владимирской губернии, из Костромской губернии, с Унжи, а «… самый…

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Происхождение честных древ

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем три события, священных для всякого православного христианина. Первое – это изнесение честных Древ Животворящего Креста Господня. Обряд изнесения совершался в древней Константинопольской церкви еще до нашествия турок и даже до страшного опустошительного разорения города крестоносцами в начале XIII столетия, когда Константинополь еще был как бы вторым Иерусалимом, вторым Святым городом.

Со всех концов Византийской империи сюда свозились все святыни, находившиеся на территории, подвластной православному императору. Паломники, которые могли в те трудные времена совершать путешествия к святым местам, всегда старались побывать не только в Святой Земле, но и в Константинополе, где находилось собрание всевозможных православных христианских святынь.

Часть Древа Креста Господня носили по улицам Константинополя в жаркие летние месяцы, когда в городе…

История обретения

Чудесны и непредсказуемы пути Промысла Божия, являющего святыни, запечатленные именем Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Его таинственному деянию можно отнести незамысловатую и тем удивительную историю второго рождения» креста-мощевика.

Не сохранилось ни одного прямого исторического свидетельства, рассказывающего о его происхождении и судьбе. Быть может, в анналах истории Владимирской земли есть его отголоски. Самым значительным и определяющим остается свидетельство о непрерывном нахождении мощевика в лоне Церкви Христовой. Эта, воистину, богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения в годину лютых гонений. Многие годы благоговейно сохранялась она в семье православных христиан во Владимирской области. Вероятнее всего, желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели сокрыли ее среди домашней утвари. Известно то, что в 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди переданной утвари находился старинный самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания и, как позднее раскрылось, хранил святыню Самого Спасителя - частицу Ризы Господа Иисуса Христа. Имя женщины, пожертвовавшей домашнюю утварь, уже не известно, но ведомо Богу.

В 2006 году крест-мощевик был найден. Долгие годы он хранился у православных священнослужителей – в большой священнической семье протопресвитера Димитрия Нецветаева. Сам отец Димитрий нес многолетнее священническое служение на различных православных приходах не только в России. В начале 80-х - конце 90-х годов он исполнял возложенное на него церковное послушание, будучи экзархом Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском. Большая священническая семья, в которой кроме благочестивого родителя семеро сыновей получили дар благодати священства, неожиданно для себя узнала, что стала хранительницей креста-мощевика. Священники решили, что обретенная величайшая христианская святыня не должна находиться, словно под спудом, но быть прославлена. Крест-мощевик был предан протоиерею Константину Нецветаеву, настоятелю Никольского храма Северодвинска, являющегося сыном протопресв. Димитрия Нецветаева. Было решено, что Крест с частицами Ризы Господней и мощей святых, безусловно, должен посетить Русскую Голгофу Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и быть прославлен на Архангельской земле ставшей живым антиминсом Русской Православной Церкви и Отечества.В январе 2007 года для мощевика, по благословению Преосвященного Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского в городе Северодвинске руками корабелов предприятия Звёздочка» был изготовлен особый крест-кивот. В центр этого креста и был помещен древний мощевик.

9 февраля 2008 г. новосооруженный крест был доставлен на Соловки и освящен. А в 18.00 его торжественно встретили в Свято-Ильинском кафедральном соборе. После крест – мощевик побывал во многих православных епархиях России, Украины и Приднестровья. В 2011 году святыня передана в Петрозаводскую и Карельскую епархию, и по благословению архиепископа Мануила совершает путешествия в различные епархии, для того чтобы многие верующие могли поклониться ей.

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа восходит ко времени земной жизни Спасителя. В Евангелии от Иоанна читаем: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Так исполнилось одно из мессианских пророчеств (о земной жизни Господа Иисуса Христа), изречённое пророком Давидом: Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий(Псал. 21, 19).

В Евангелии упоминаются две одежды Христовы: риза и хитон. В древности это были разные одежды не только по своему назначению, но и по способу изготовления. Так, риза это верхняя одежда и носилась она поверх хитона. В отличие от ризы, которая сшивалась из полотна, хитон был нешвен, не сшит из материи, а связан цельным.

Воины, стоящие у Креста Господня, разделили между собой ризу Христову, о хитоне же кидали жребий, так как в отличие от ризы, его нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки, и воины получили бы лишь ни к чему не пригодные лоскутки и обрывки ниток.

Об обстоятельствах перенесения Хитона Господня из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские. По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, изложенному в древней грузинской летописи конца IV века, помещенной в Картлис цховрэба (Жизнь Картли) в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Хитон Господень у того воина, которому он достался по жребию.

Когда Елиоз вернулся в Мцхету, сестра его, именем Сидония, уже просвященная светом Христовой истины, имея великую любовь ко Спасителю, прижала к себе столь великую святыню и в тот же миг предала свою душу Господу. Все попытки забрать хитон из объятий святой не увенчались успехом. Так её и похоронили. Впоследствии на месте могилы вырос кедр, а затем на месте срубленного великана был построен один из первых храмов Грузии Светицховели. С тех пор в этом соборе у основания срубленного дерева, в столпе, под спудом незыблемо пребывает величайшая святыня православного мира хитон Христов. О том есть множество исторических свидетельств.

Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир (Германия) и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Известна также часть Ризы Господней в г. Аржантейле, близ Парижа.

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Великую святыню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. Ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Части Ризы хранились также в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

О судьбе "московской" части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: "По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне".

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.

В XXI веке Господь не оставил наше Отечество и явил частицы Ризы Своей в России. Одна из них обретена в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" и ныне почивает в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным – за великие заслуги. Еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом РФ В.В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском Соборном Храме Христа Спасителя.Промыслом Божиим, на Русском Севере явлена еще одна частица Ризы Господней, но ее история полностью еще не раскрыта.

Одна из главнейших святынь храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев и всего монастыря – крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году. Принадлежал князю Василько, а затем князьям Шаховским, а в конце ХVIII века был передан царствующему Дому Романовых.
Он спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в поперечной перекладине около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест – четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы – форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны – гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся.
Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; апостола Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия , епископа Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского , преподобного Пафнутия Боровского, святого благоверного Князя Александра Невского и Князя Даниила Московского и др.
Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова матушке Марии, которая, как и Серафима, жила в Оренбурге. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик отцу Григорию.

Дочь священника Григория – Ольга Пономарёва, автор книги «Исповедник веры. Протоиерей Григорий Пономарёв (1914–1997), Жизнь. Поучения. Труды», вспоминает: «Батюшка с почтением и глубокой ответственностью принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. О том, что в доме родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины и меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим Крестом и всегда получал просимое». После смерти священника Григория Пономарева крест оказался у его дочери Ольги Григорьевны Пономарёвой. Она-то и передала в июне 1999 года, ещё до прославления Царственных Страстотерпцев, крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – Николаю Ладюку). В записи сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр Пономарёв (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий». 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: