Индийская богиня красоты. Боги древней индии

Свя-щен-но-му-че-ник Гри-го-рий, про-све-ти-тель Ве-ли-кой Ар-ме-нии, ро-дил-ся в 257 го-ду. Он про-ис-хо-дил из ро-да пар-фян-ских ца-рей Ар-са-ки-дов. Отец свя-ти-те-ля Гри-го-рия, Анак, до-мо-га-ясь ар-мян-ско-го пре-сто-ла, убил сво-е-го род-ствен-ни-ка, ца-ря Кур-са-ра, за что весь род Ана-ка под-верг-ся уни-что-же-нию. Гри-го-рия спас некий род-ствен-ник: он вы-вез мла-ден-ца из Ар-ме-нии в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и вос-пи-тал в хри-сти-ан-ской ве-ре. Воз-му-жав, Гри-го-рий же-нил-ся, имел двух сы-но-вей, но вско-ре ов-до-вел. Сы-но-вей Гри-го-рий вос-пи-тал в бла-го-че-стии. Один из них - Ор-фан, впо-след-ствии стал свя-щен-ни-ком, а вто-рой - Аро-стан, при-нял ино-че-ство и ушел в пу-сты-ню. Чтобы ис-ку-пить грех сво-е-го от-ца, убив-ше-го от-ца Ти-ри-да-та, Гри-го-рий всту-пил в сви-ту по-след-не-го и был ему вер-ным слу-гой. Ца-ре-вич Ти-ри-дат лю-бил Гри-го-рия как дру-га, но не тер-пел его хри-сти-ан-ско-го ве-ро-ис-по-ве-да-ния. По вос-ше-ствии на ар-мян-ский пре-стол он стал при-нуж-дать свя-то-го Гри-го-рия к от-ре-че-нию от Хри-ста. Непре-клон-ность свя-то-го оже-сто-чи-ла Ти-ри-да-та, и он пре-дал сво-е-го вер-но-го слу-жи-те-ля же-сто-ким му-кам: стра-даль-ца под-ве-си-ли вниз го-ло-вой с кам-нем на шее, несколь-ко дней об-ку-ри-ва-ли смрад-ным ды-мом, би-ли, из-де-ва-лись, при-нуж-да-ли хо-дить в же-лез-ных са-по-гах с гвоз-дя-ми. Во вре-мя этих стра-да-ний свя-той Гри-го-рий пел псал-мы. В тем-ни-це Гос-подь ис-це-лил все его ра-ны. Ко-гда Гри-го-рий вновь пред-стал пе-ред ца-рем невре-ди-мым и ра-дост-ным, тот изу-мил-ся и при-ка-зал по-вто-рить пыт-ки. Свя-той Гри-го-рий пре-тер-пел их, не ко-леб-лясь, с преж-ней ре-ши-мо-стью и до-сто-ин-ством. То-гда его об-ли-ли го-ря-чим оло-вом и бро-си-ли в ров, на-пол-нен-ный ядо-ви-ты-ми га-да-ми. Гос-подь же хра-нил Сво-е-го из-бран-ни-ка: ядо-ви-тые тва-ри не по-вре-ди-ли ему. Некая бла-го-че-сти-вая жен-щи-на пи-та-ла его хле-бом, тай-но опус-кая его в ров. Свя-той Ан-гел, нис-хо-дя к му-че-ни-ку, обод-рял его си-лы и укреп-лял дух. Так про-шло 14 лет. За это вре-мя царь Ти-ри-дат со-вер-шил еще од-но зло-де-я-ние: он за-му-чил свя-тую де-ву Рип-си-мию, ста-ри-цу игу-ме-нию Га-и-а-нию и с ни-ми еще 35 дев од-но-го из ма-ло-ази-ат-ских де-ви-чьих мо-на-сты-рей.

Свя-тая Рип-си-мия вме-сте со сво-ей игу-ме-ни-ей и сест-ра-ми бе-жа-ла в Ар-ме-нию, не же-лая всту-пать в брак с им-пе-ра-то-ром Дио-кли-ти-а-ном (284-305), пре-льстив-шим-ся ее кра-со-той. Об этом Дио-кли-ти-ан со-об-щил ар-мян-ско-му ца-рю Ти-ри-да-ту и пред-ло-жил ему или при-слать Рип-си-мию об-рат-но, или же са-мо-му взять ее в же-ны. Слу-ги ца-ря разыс-ка-ли бе-жав-ших и ста-ли уго-ва-ри-вать Рип-си-мию по-ко-рить-ся во-ле ца-ря. Свя-тая от-ве-ча-ла, что она, как и все сест-ры оби-те-ли, об-ру-че-на Небес-но-му Же-ни-ху и в брак всту-пать не мо-жет. То-гда с неба раз-дал-ся го-лос: "Дер-зай-те и не бой-тесь, ибо Я с ва-ми". По-слан-цы в стра-хе уда-ли-лись. Ти-ри-дат пре-дал де-ву на же-сто-чай-шие пыт-ки, во вре-мя ко-то-рых ее ли-ши-ли язы-ка, рас-сек-ли ей чре-во, осле-пи-ли и умерт-ви-ли, раз-ру-бив те-ло ее на ча-сти. Игу-ме-ния Га-и-а-ния за то, что во-оду-шев-ля-ла Рип-си-мию му-же-ствен-но тер-петь ис-тя-за-ния за Хри-ста, вме-сте с дву-мя сест-ра-ми-ино-ки-ня-ми бы-ла пре-да-на на та-кие же му-ки, по-сле че-го они бы-ли обез-глав-ле-ны. Осталь-ных 33-х се-стер из-ру-би-ли ме-ча-ми и бро-си-ли те-ла их на съе-де-ние зве-рям. Гнев Бо-жий по-ра-зил ца-ря Ти-ри-да-та, а так-же тех его при-бли-жен-ных и во-и-нов, кто участ-во-вал в ис-тя-за-ни-ях свя-тых дев. Одер-жи-мые бе-са-ми, они упо-до-би-лись ди-ким веп-рям (как неко-гда На-ву-хо-до-но-сор. ), но-си-лись по ле-сам, раз-ры-ва-ли на се-бе одеж-ду и грыз-ли соб-ствен-ное те-ло. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни сест-ре Ти-ри-да-та Ку-са-ро-дух-те бы-ло воз-ве-ще-но во сне: "Ес-ли не бу-дет из-ве-ден из рва Гри-го-рий, царь Ти-ри-дат не ис-це-лит-ся". То-гда при-бли-жен-ные ца-ря по-до-шли ко рву и спро-си-ли: "Гри-го-рий, жив ли ты?" Гри-го-рий от-ве-чал: "Бла-го-да-тию Бо-га мо-е-го я жив". За-тем они вы-ве-ли свя-то-го му-че-ни-ка об-рос-ше-го, по-чер-нев-ше-го и очень ис-сох-ше-го. Но, по-преж-не-му, он был тверд ду-хом.

Свя-той по-ве-лел со-брать остан-ки за-му-чен-ных дев; их с че-стью по-хо-ро-ни-ли, а на ме-сте по-гре-бе-ния по-стро-и-ли цер-ковь. В эту цер-ковь свя-той Гри-го-рий при-вел бес-но-ва-то-го ца-ря и ве-лел ему мо-лить-ся свя-тым му-че-ни-цам. Ти-ри-дат ис-це-лил-ся, рас-ка-яв-шись в сво-их пре-ступ-ле-ни-ях про-тив Бо-га, и при-нял со всем сво-им до-мом Свя-тое Кре-ще-ние. Сле-дуя при-ме-ру ца-ря, кре-стил-ся и весь ар-мян-ский на-род. За-бо-та-ми свя-то-го Гри-го-рия был воз-двиг-нут в 301 го-ду Эч-ми-ад-зин-ский со-бор в честь Со-ше-ствия Свя-то-го Ду-ха. В 305 го-ду свя-ти-тель Гри-го-рий на-пра-вил-ся в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и там был по-став-лен ар-хи-епи-ско-пом Леон-ти-ем во епи-ско-па Ар-ме-нии. За свои апо-столь-ские тру-ды он по-лу-чил на-име-но-ва-ние про-све-ти-те-ля Ар-ме-нии. Свя-ти-тель Гри-го-рий об-ра-тил ко Хри-сту так-же мно-гих лю-дей из со-сед-них стран - Пер-сии и Ас-си-рии. Устро-ив Ар-мян-скую Цер-ковь, свя-ти-тель Гри-го-рий при-звал к епи-скоп-ско-му слу-же-нию сво-е-го сы-на, Аро-ста-на-пу-стын-но-жи-те-ля, а сам уда-лил-ся в пу-сты-ню. Свя-ти-тель Аро-стан в 325 го-ду был участ-ни-ком I Все-лен-ско-го Со-бо-ра, осу-див-ше-го ересь Ария. Свя-ти-тель Гри-го-рий, уда-лив-шись в пу-сты-ню, пре-ста-вил-ся в 335 го-ду. Дес-ни-ца и часть его свя-тых мо-щей по-ко-ят-ся ныне в со-кро-вищ-ни-це Эч-ми-ад-зин-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Ар-ме-нии. По тра-ди-ции Ар-мян-ской Апо-столь-ской Церк-ви, со-хра-ня-ю-щей-ся по-ныне, этой дес-ни-цей вер-хов-ный ка-то-ли-кос-пат-ри-арх всех ар-мян бла-го-слов-ля-ет свя-тое ми-ро во вре-мя ми-ро-ва-ре-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Благосла́внаго и священнонача́льника вси,/ я́ко страда́льца и́стины,/ днесь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия,/ всеми́рнаго свети́льника и побо́рника,// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Перевод: Доброй славы священноначальника все, как пострадавшего за истину, сегодня верующие в псалмопениях и песнопениях духовных прославим, неусыпного и учителя Григория, всемирного светильника и защитника, ибо он молится Христу о спасении нашем.

Григор = Гри + Гор = Бог Гри Лусаворич – арм., Грегориос Фостер или Фотистес – гречески., Григорий Парфянин, Григор Партев. Родился около 252 года - умер около 326 года – Святой Армянской Апостольской церкви, а также русской православной церкви (где известен как Григорий Армянский), и других православных церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонения царя Трдата, епископ и просветитель Армении. Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, свою очередь, был ветвью царского дома Аршикидов, имевшего парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевших также парфянское происхождение. Григорий при крещении получает имя Аристакес, и являлся апостолом Христа.

В 256 году до н.э. образовали, под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Ефратом и Индом, Каспийским и Индийскими морями. Просуществовало до 226 года н.э., когда сменилось новой персидской империей Сасанидов.

Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука.

По мнению некоторых, волхвы (или один из них), приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу (Георгию, Иоанну), были из Парфии. В моих исследованиях это подтвердилось, волхвами с дарами был Аристакес, жена и сын. Известно, что при сошествии святого Духа на апостолов (апостолом был Аристакес и его сын и Магдалина), в числе народов, находившихся при этом событии в Иерусалиме, первыми упоминаются парфяне, а за ними мидяне, еламитяне и др.

После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях Сасанидской эпохи.

В книге рассказывается о том, что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова (Андроника-Христа) и за это сам поплатился жизнью.

Приписка позднего редактора, как это обычно бывает: враг становится героем, а герой врагом, то же самое было и с Иудой (Аристакесом), якобы предателем Иисуса, хотя в действительности верным слугой своего царя до последнего родственником и единственным апостолом взрослым.

Все семейство Григория (Аристакеса) было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещён (крещение было в более зрелом возрасте) именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим (Русь, Тартарию) и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III , - гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Вся это история выдумана в томчесле и растование с женой. Под царем Хосровом понимается Андроник-Христос, а его сын, Георгий (Иоанн) Калита (Тридат). Его правление 1187 – 1227 годы, до 1206 года правит со своей матерью Марией Магдалиной, а после ее успения единоличный правитель Тартарии (Руси).

Рис. 86.Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме . Надпись на

армянском и латинском языках

В центре рисунка можно увидеть молодого человека, главного среди всех, сын Андроника-Христа Георгий (Иоанн) Калита (Константин Великий) с царской короной и с крестом.

Григорий (Аристакес – «святой защитник») был правителем Армении, и первым митрополитом московским, рыцарем духовно-рыцарского ордена тамплиеров, подчинялся великому магистру правителю Руси (Тартарии) Георгию (Иоанну) Калите. Нет ничего удивительного, что первые правители страны являлись одновременно и первосвященниками. Все представители династии Комнинов по национальности были армянами, согласно официальной и общепринятой версии, поэтому нет ничего удивительного в том, что под армянским царем Трдатом имеется в виду сын Иисуса Андроника-Христа, Георгий (Иоанн) Калита. Трдат – первый христианский царь в мировой истории. Григорий Просветитель (Аристакес) принимал участие в крестовом походе вместе с Георгием (Иоанном) Калитой, который и показал место будущего Эчмиадзин а в начале XIII века. Затем армия Армении примкнула к общей армии Георгия и воевала до победы 23 апреля 1204 года, за преданность и доблесть в бою, вероятно и получил новое имя Аристакес при крещении и посвящении в рыцари. Аристакес переводится как «Святой защитник» . В октябре 1205 года состоялся Первый Никейский (Московский) Собор, на котором и был Аристакес I со своей делегацией от великой Армении одним из почетных приглашенных на Собор. Аристакес I (Григорий Просветитель) жил в Москве был в Московском Кремле, армянский народ так же, как и многие народы мира, строил Кремль. Один из храмов Москвы на Красной площади храм Василия Блаженного (опричненский Ярусалим Ивана Грозного) построен в честь победы над Казанским ханством в 1555 году. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители храма, творчески истолковали задание, создав оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными церквами расположены меньшие по высоте; те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й столпообразной церкви, завершенной шатром с маленькой главкой; все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня

Царскому роду Суренов - ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов . Отец Григория, Анак (Апак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына , которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание.

Возмужав, женился на христианке Марии и имел двух сыновей, Вртанеса и Аристакеса . После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Вскоре Григорий был рукоположен в епископы епископом Леонтия Каппадокийского в Кесарии . С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа.

После этого святой Григорий построил храм в городе Вагаршапате - столице царя Тиридата . Храм был назван Эчмиадзин , что в переводе означает "сошел Единородный" (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. На этом месте был основан одноименный монастырь, который стал духовным центром Армянской Церкви.

По сведениям сообщённым армянским историком Мовсесом Каланкатуаци в "Истории страны Алуанк", после крещения армянского народа святой Григорий отправился проповедовать Христианство в Кавказскую Албанию , где основал церковь в городе Амарасе . Под влиянием проповеди святого Григория царь Кавказской Албании Урнайр с вельможами и войском принял крещение в Армении в присутствиии царя Тиридата . Таким образом, стараниями Григория Просветителя была основана Алванская Церковь .

Мощи и почитание

Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии . Основная часть мощей была похоронена в Эчмиадзине , где на начало XXI века хранилась главная святыня Армянской Апостольской церкви - десница святого Григория Просветителя, которая являлась символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей святого Григория.

Житие святого Григория было описано Агафангелом (Агатангелосом ), писателем века, секретарем армянского царя Тиридата III , легендарным автором истории обращения Армении в Христианство . Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых святому Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще "Книгой Григориса" или "Учением Просветителя" (арм. Вардапетутюн ).

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце века. В веке Симеон Метафраст включил его в свои "Жития святых". С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сентября). Был канонизирован Римско-католической церковью в году при участии папы Григория XVI ; память 1 октября (festa pro aliquibus locis).

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из "Истории Армении" Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII века. Перевод службы святому Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 1060-х годов. Случаи посвящения святому Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями: так, в году во имя святого Григория Просветителя была освящена столпообразная ("иже под колоколы") церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре ; в году святому Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Московский храм Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве . Выбор посвящения (как и для других престолов собора) был связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в году:

Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви года, стоявшей на том же месте до каменного храма.

Почти тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет часть мощей его хранились в армянской церкви в Неаполе , а 11 ноября года были переданы католикосу всех армян Гарегину II и по состоянию на 2010-е годы хранились в построенном в году Ереванском кафедральном соборе святого Григория Просветителя.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход: / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Григорие, / моли Христа Бога спастися душам нашим .

Кондак, глас 2

Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, / днесь, вернии, в песнех и песнопениих восхвалим, / бодраго пастыря и учителя, Григория, / всемирнаго учителя и поборника: / Христу бо молится, еже спастися нам .

См. также

  • "Григорий Просветитель", портал Хронос :
  • "Григорий Просветитель", Византийский словарь: в 2 т. , СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.
  • Полный Тропарион , Изд-во "Троица", 2006, т. 1, 87; т. 2, 542-543.
  • Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви - 4 раза в год) - первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).
    Основной источник сведений о жизни святителя Григория - «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.
    Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду - ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину - в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.
    Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова - Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап - др.арм. «глубокая яма»).
    Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.
    Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении - 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем - после Миланского эдикта 313 г.).
    Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).
    Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.
    В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.
    Главная святыня Армянской Апостольской Церкви - десница св. Григория Просветителя - хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.
    Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.
    Почитание св. Григория Просветителя на Руси
    Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.
    Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.
    В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

    Иконография

    Традиционно Григорий Просветитель изображается человеком средних или преклонных лет с седыми волосами, иногда коротко стриженными, с короткой или длинной, как правило, клиновидной бородой. Основатель и первый патриарх Армянской Апостольской Церкви, он представлен в святительском омофоре, благословляющим, со свитком или Евангелием в руке. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого и вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром, с которым, по преданию, он состоял в переписке и которого по его приглашению посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с ап. Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению; со св. Иоанном Крестителем; а также в памятниках, созданных в среде армян-халкидонитов: с грузинскими святыми, в частности с равноап. Ниной; с царем Трдатом III, представленным в человеческом облике или свиноголовым (как напоминание о наказании царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию, о раскаянии царя, о крещении и исцелении Григорием Просветителем); в отдельных сценах, самые распространенные из которых - заточение в яме со змеями (с изображением вдовицы, кормившей святого, и 2 львов и змей по аналогии с прор. Даниилом, также заключенным в ров (пещеру) со львами, освобожденным и исцелившим своего мучителя, в безумии получившего звериный облик) и крещение царя Трдата.

    Тропарь, глас 4:

    И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

    Кондак, глас 2:

    Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

    (www.patriarchia.ru; www.pravenc.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.pravenc.ru; www.prokavkaz.com; www.patriarchia.ru).

    Деви ("богиня"), в индуистской мифологии жена бога Шивы. В ее образе персонифицирована творческая энергия супруга(шакти). В соответствии с двумя основными аспектами Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она также выступает то в кротком облике, как Парвати (горная), Сати (добродетельная), Ума (светлая), Джаганмата (мать мира), Аннапурна (богатая питанием), то в грозном, как Кали (черная), Чанди (гневная), Дурга (труднодоступная), Бхайрави (ужасная) и т. д.

    Дурга

    Дурга ("труднодоступная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю. Богиню обычно изображали десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами разных богов: с трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, палицей Индры, петлей Варуны. Жила она в горах, в обществе восьми помощниц-богинь, доедающих остатки ее кровавой трапезы. Кулы Дурги, распространившийся в средние века по всей Индии, вобрал в себя культы нескольких местных богинь: Коттравей и Эламмы на дравидском юге, бенгальской богини оспы Шиталлы и т. п.

    Кали

    Кали ("черная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой - отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов. Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогд Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает "шаги Кали".

    Лакшми

    Лакшми, Шри ("добрый знак", "счастье", "красота"), в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты. Во время праздника света Дивали и ныне зажигают тысячи фонарей и устраивают фейерверки в честь богини. Люди играют и веселятся, а богиня, верят многие, ходит из дома в дом в поисках места для отдыха, даруя богатство тем жилищам, которые ярко освещены. Все хотели обладать Лакшми, но она немедленно покидала тех, кто усаживал ее себе на голову, а именно так и поступили демоны, когда им удалось захватить ее. Согласно одному преданию, однажды богиня оказалась настолько близко от Индры, что из него пошел обильный дождь и хлеба пышно заколосились. Лакшми упоминается в знаменитом мифе о пахтанье богами океана, который постепенно превратился в молоко, и из него появились не только амрита, но и "четырнадцать чудес", в том числе сама богиня, сидящая на цветке лотоса. Небесные музыканты и мудрецы воспевали Лакшми, реки молили ее искупаться в их водах, молочные моря предлагали венец из цветов бессмертия, а священные слоны, держащие мир на своих спинах, поливали ее водой из священной для всех индийцев реки Ганг.

    Парвати

    Парвати ("дочь гор"), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Гашеши, которого создала из своего пота. Согласно одному из мифов, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток супруга и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Впоследствии он стал богом воины Скандой. Согласно другому преданию, Парвати, впервые увидев Сканду, почувствовала такой прилив материнской любви и нежности, что из ее грудей полилось молоко. Известен миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури. богиню с золотой кожей. Однажды Парвати, желая подшутить над супругом, подкралась сзади к Шиве и закрыла его глаза руками. Тьма охватила мир и тогда Шива создал себе третий глаз во лбу.

    Ума

    Ума ("светлая"), в индуистской мифологии благая ипоставь Деви, жены Шивы, бога-созидателя и бога-разрушителя. Супруги обитали на вершине священной горы Кайласы, где проживали все главные боги индуистского пантеона. Согласно одному из мифов, Ума прокляла бога богатства Куберу, лишив его глаза за то, что он подсматривал за ней, когда она осталась наедине с Шивой. Кубера, который и до этого отличался уродливой внешностью - у него было три ноги, восемь зубов, окривев, со временем приобрел черты бога плодородия, отличавшегося огромным животом. Ума, благая ипостась Деви, была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах, но также в реках и на горах.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: