Основные противоречия теории морали кратко. Традиционная и либеральная мораль

Седмица 35-я по Пятидесятнице. Глас первый.

Святителя Григория, епископа Нисского (395).

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкеру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.
В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.
В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.
На русском языке издано:
Творения святого Григория Нисского.
Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе.- Об устроении человека.- О жизни Моисея Законодателя.- О молитве.
Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов.- На псалом шестой.- Точное истолкование Екклесиаста Соломона. - О блаженствах.
Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав.- К Авлавию, о том, что не три Бога. - К Симплиикию о вере. - Против учения о судьбе. - К еллинам на основании общих понятий. - О чревовещательнице. - О душе и воскресении. - О младенцах, преждевременно похищенных смертью. - На свое рукоположение. - Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. - Ответное послание к святителю Григорию Нисскому.- Опровержение Евномия (Книги 1-4).
Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. - Слово о Святом Духе против македониан. - Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). - Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. - К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. - О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. - К Олимпию монаху. - О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. - О девстве. - О нищелюбии и благотворительности. - Против отлагающих Крещение. - На слова Писания: "А блудяй во свое тело согрешает" (1 Кор. 6, 18). - Против ростовщиков. - Против тяготящихся церковными наказаниями. - Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. - Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. - Письма.


Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601).
Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Прп. Маркиана пресвитера (V).
Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429).
Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882).
Сщмч. Зиновия пресвитера (1920).
Сщмч. Петра пресвитера (1930).
Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).
Прмц. Арсении игумении (1939).
Прп. Макария Писемского (XIV).
Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385).
Прп. Аммония, монаха .
Прп. Антипы из Калапоести (1882) (Рум.).
Страрца Ефраима и шести монахов Обнорских (1538).

Какой сегодня праздник? Этот вопрос является насущным едва ли не каждый день, потому что многие россияне хотят знать, кого или что нужно чествовать конкретно сегодня. Как таковых российских праздников сегодня нет, но это не повод расстраиваться.

В частности, сегодня, 23.01.2017, отмечается международный праздник под названием День ручного письма (День почерка). Вместе с этим нужно уточнить, что сегодня имеется и церковный праздник, а именно: День памяти святителя Григория, епископа Нисского. Кроме того, расскажем еще и о народном календаре, в котором также имеется важная дата, связанная с Григорием-летоуказателем.

В понедельник, 23 января, во всем мире отмечается День ручного письма, который также называют Днем почерка. Праздник был учрежден, чтобы напомнить всем нам об уникальности ручного письма, необходимости практиковаться в нем и неповторимости почерка каждого человека.

Современные люди пишут все меньше. Скоро письмо или открытка в почтовом ящике, написанные от руки, станут настоящим раритетом. Поэтому хотя бы в День ручного письма забудьте на время о клавиатуре, возьмите шариковую ручку и попробуйте написать несколько строчек.

Любителям особо острых ощущений рекомендуется воспользоваться перьевой ручкой, пишущей чернилами: именно этот инструмент даст возможность выводить красивые завитушки и с помощью нажима регулировать толщину линий. Может, у вас каллиграфический почерк, а вы об этом и не знали?

Какой церковный праздник сегодня, 23.01.2017: День памяти святителя Григория, епископа Нисского

Известно, что святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого. Григорий был рожден и воспитан в самый разгар арианских споров. Получил прекрасное образование и некоторое время был наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.

В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь посещает Константинополь и присутствует на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенным защитником Православных догматов и ревностным учителем своей паствы, а также милостивым и сострадающим отцом своих пасомых, их заступником перед судьями. Святитель Григорий отличался великодушием, терпением и миролюбием.

23 января (по старому стилю 10 января) отмечается по народному календарю Григорий-летоуказатель. Этот народный праздник получил свое название в честь святителя Григория Нисского, брата святителя Василия Великого.

Святитель Григорий был епископом Нисским и в 381 году участвовал во II Вселенском Соборе как одна из ключевых фигур. Его признавали талантливым проповедником и богословом, он создал много значительных теологических трудов.

Григория прозвали на Руси Летоуказателем за том, что в его день можно было по погоде предсказывать, каким же выдастся лето. Так, если на стога в этот день опускался иней, то ожидали, что лето будет сырым. Если же в этот день дул ветер с юга, то ожидали также летом и многочисленных гроз.

На Григория по инею примечают, какое лето будет: засушливое или дождливое. Иней на стогах - к мокрому лету.
- Деревья в инее - небо будет синее.
- Выходят в этот день смотреть на сенные стога и хлебные скирды и если заметят, что на них есть иней, то предрекают, что лето наступит серое и мокрое.
- День долгим инеем рясен - летний срок будет ненастен, молодая рожь начнет цвести под самый дождь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: