100 летие поместного собора русской православной церкви. Поместные Соборы в ХХ веке

29 ноября 2017 г. в галерее Преображенской церкви Храма Христа Спасителя открылась выставка «Столетие Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. и восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви».

Поместный Собор в настоящее время известен именно последним событием, хотя, на самом деле, вопросов, обсуждавшихся на нем, было намного больше.

Выставка отразила самые разные направления деятельности этого важнейшего события в истории Русской Церкви.

Собор открылся в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1917 года. Делегатами Собора стали 564 человека: 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Сейчас трудно представить, но в начале ХХ в. сама идея созыва Собора имела противников, которые, к счастью, оказались в меньшинстве. В основном же архипастыри Российской Церкви задолго до его созыва приводили аргументы в защиту канонического строя, рассуждали о том, каким должен быть его состав. Стенды выставки содержат цитаты святых — как древних, так и новых, защищающих идею Собора.

Значительную часть экспозиции выставки занимают материалы, посвященные вопросу восстановления патриаршества. Изначально в повестку Собора этот вопрос не входил, со стороны противников этого предложения звучали возражения. Вопреки распространенному мнению, и среди сторонников, и среди противников патриаршества было немало достойных людей, некоторые из которых причислены ныне к лику святых. Участники Собора в ходе дискуссии приводили серьезные аргументы, как за, так и против. Так, например, высказывалось опасение, что избрание патриарха приведет к деспотизму, нарушит соборность. Однако аргументы сторонников восстановления патриаршества оказались сильнее, а начавшаяся смута заставила соборян согласиться с тем, что Церкви нужен единый глава.

В экспозиции выставки представлены и другие дискуссионные темы Собора. Среди них следует назвать вопрос о приходском управлении: в те месяцы вопрос о выборности духовенства был весьма популярен. Обсуждались вопросы о церковном суде, о церковном пении, о богослужении, о правовом положении Церкви в государстве, об участии женщин в жизни Церкви, о монастырской жизни и о миссионерстве. Бурное обсуждение вызвал вопрос о епархиальном управлении, а также о старообрядном (единоверческом) епископате. Стенды выставки отразили такие острые вопросы, как новый календарный стиль, перевод и исправление церковнославянских текстов.

На стендах не только представлены темы, обсуждавшиеся на Соборе, но и доводы, приводившиеся сторонами, а также статистические данные. Посетителям выставки будет интересно узнать, как распределялось число голосов по тем или иным вопросам.

Октябрьский переворот не воспрепятствовал работе Собора. Однако новая власть, развернувшая гонения на Церковь, не щадила соборян. Множество стендов посвящено делегатам Собора, засвидетельствовавшим свою верность Христу и Церкви даже до смерти.

Первым из пострадавших соборян стал митрополит Владимир (Богоявленский), 7 февраля убитый в Киеве группой революционно настроенных людей. Во время работы Собора погибли и некоторые другие его участники — священномученик Андроник (Никольский), преподобномученик Матфей (Померанцев), мученик Алексий Зверев. В мае 1918 г. был арестован и впоследствии расстрелян известный миссионер и борец с сектами мученик Николай Варжанский.

Некоторым участникам Собора было суждено принять мученический венец позже. В 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей был осужден и расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Один из защитников патриаршества архиепископ Иларион (Троицкий) умер от тифа в заключении в 1929 г. Немало делегатов Собора пострадало в годы атеистических гонений 1930-х гг. В большинстве своем члены Собора погибли в годы Большого террора 1937-1938 гг. Среди них священномученики Кирилл (Смирнов), Серафим (Чичагов), Никодим (Кротков), Николай (Добронравов), Серафим (Остроумов).

В послевоенные годы был в очередной раз арестован и приговорен к лагерному сроку протоиерей Петр Чельцов — известный подвижник и праведник. Лишь в 1955 г. вышел на свободу священноисповедник Афанасий (Сахаров) — автор службы всем святым, в земле Российской просиявшим.

Часть стендов выставки посвящена делегатам Собора, ушедшим в эмиграцию и хранившим в изгнании идею Святой Руси. Среди них один из претендентов на патриаршество митрополит Антоний (Храповицкий), возглавивший Русскую Зарубежную Церковь, митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший главой Русского Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, митрополит Платон (Рождественский), возглавивший Североамериканскую митрополию, и др.

Посетителям выставки будут интересны и представленные на ней экспонаты. Среди них — куколь и панагия Святейшего Патриарха Тихона, личные вещи и фотографии членов Собора, а также их богослужебные облачения.

Выставка рассчитана прежде всего на широкий круг общественности, но она будет интересна и познавательна и для церковных историков, и для специалистов по каноническому праву.

Поместный собор Православной Церкви 1917-1918 гг. - первый Поместный собор Русской церкви, созванный с конца XVII века.

На Руси Поместные Соборы православной церкви не проводились более двухсот лет. Последние Соборы проходили в Москве в 17 веке. Патриаршество было упразднено императором Петром Великим. После кончины патриарха Адриана в 1721 г. был учрежден высший орган церковного управления – Святейший Синод и надзорный орган государства за церковными делами – обер-прокуратура. Структура, навязанная Петром, была чужда Церкви. По сути дела, вместо канонического соборного управления церковью было создано министерство по делам религии, которое контролировалось обер-прокурором и царем.

Начало ХХ века с его революционными настроениями и резкими изменениями во всех сферах жизни общества поставило перед Церковью множество острых и болезненных вопросов. И разрешить их старыми методами было просто невозможно. Необходимость созыва Собора, который мог бы в духе традиции реформировать церковную жизнь и дать ей правильные ориентиры, обсуждался еще в 1906 году. Но император не дал разрешения на его проведение, да и потом еще неоднократно признавал его созыв несвоевременным.

За двести лет бюрократического – то есть административного управления в Русской Православной Церкви накопилось множество проблем и вопросов, которые невозможно было решить государственным чиновникам, поэтому так необходим был созыв Поместного Собора Русской Церкви. От решения этих вопросов зависела жизнь Церкви. И ответить на них предстояло участникам Собора 1917-1918 года.

Поместный Собор как таковой

Согласно Уставу Русской церкви, Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви. Поместный Собор состоит из архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов), представителей клира (священников), монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

В системе высшего церковного управления Поместный Собор, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, является органом высшей церковной власти в области вероучения и канонического устроения.

Собор полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

Поместный Собор 1917-1918 годов

Он открылся в Москве 28 августа 1917 года, в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. И первые его заседания проходили в стенах Успенского Собора Московского Кремля.

Главным вопросом Собора стал вопрос о восстановлении законной и канонически верной верховной власти в Церкви - патриаршества. 10 ноября 1917 года Собор проголосовал за восстановление патриаршества. После нескольких туров голосования были избраны три кандидата на первосвятительский престол: архиепископ Харьковский Антоний , архиепископ Новгородский Арсений имитрополит Московский Тихон . Об этих кандидатах в патриархи соборяне говорили: «Самый умный из них - архиепископ Антоний, самый строгий из них - архиепископ Арсений, а самый добрый из них - митрополит Тихон». Было решено, что выбор патриарха нужно полностью доверить воле Божьей, поэтому окончательное избрание главы Церкви определял жребий.

Вот как описывает торжество избрания патриарха один из членов Собора: «В назначенный день огромный храм Христа Спасителя был переполнен народом. Вход был свободный. В конце литургии митрополит Киевский Владимир вынес из алтаря и поставил на небольшой столик перед иконой Владимирской Божьей Матери ковчег с именами кандидатов в патриархи. Затем из алтаря вывели под руки слепого старца - схииеромонаха Алексия, насельника Зосимовой пустыни. В черных схимнических одеждах он подошел к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны. В храме стояла полная тишина. И в то же время чувствовалось, как нарастало общее напряжение. Молился старец долго. После он медленно поднялся с колен, подошел к ковчегу, вынул записочку с именем и передал митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. И вот протодиакон своим могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. Кого назовет?.. “…Патриарху Московскому и всея Руси…” И сделав паузу для вдоха - “Тихону!” И хор грянул многолетие! Это были минуты, глубоко потрясшие всех, имевших счастье присутствовать. Они и теперь, через много лет, живо встают в памяти ».

В самое жестокое время был избран самый «добрый» патриарх. На его долю выпали самые тяжелые испытания из тех, что переживала Русская Церковь. Вера в то, что жребий действительно отражал волю Божию, и помогла патриарху пройти все лишения, на которые обрекла его новая власть.

Собор работал более года. На заключительном заседании 20 сентября 1918 года Собор постановил созвать очередной Поместный Собор весной 1921 года. Однако этому не суждено было сбыться. Начались гонения, которые показали твердость в вере православных христиан и их стремления пострадать за Христа.

Поместные Соборы в ХХ веке

В истории Русской Церкви XX века было всего пять Поместных Соборов: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. И один Поместный Собор в XXI веке – 2009 году.

Большинства, из которых главными деяниями было избрание предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ.

Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина).

Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.

Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).

Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.

Поместный Собор 1990 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который совершал свое первосвятительское служение в Русской Православной Церкви до блаженной кончины 5 декабря 2008 года.

В XXI веке прошел один Поместный Собор в 2009 году. Он был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия (Ридигера), Собор избрал на Патриарший престол митрополита Кирилла (Гундяева).

Статья подготовлена пресс-службой Слуцкой епархии

10 октября 2017 года в Москве прошла научная конференция «Восстановление Патриаршества. К 100-летию начала работы Всероссийского Поместного Собора Российской Православной Церкви». В конференции приняли участие председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, который выступил с основным докладом.

Нынешний 2017 г. ознаменован столетним трагическим юбилеем революционных событий 1917 г. Слом государственной системы Российской империи, смута, начало гонений. На фоне этих событий Русская Православная Церковь провела эпохальный Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. Положения этого Собора во многом положены в основу современной церковной жизни России и всего русского мира. События XX в. стали проверкой жизнеспособности соборных решений. К этому собору Русская Церковь шла около 200 лет. Его подготовка длилась более десятилетия.

5 июля 1917 года Святейший Синод постановил начать проведение Собора в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Было выпущено положение о созыве Собора: каждый приход избирал делегатов на благочиннические собрания, те посылали представителей на епархиальный съезд, а епархиальные съезды избирали членов Собора.

В работе Всероссийского Поместного собора принимал участие ряд делегатов от епархий казачьих регионов Юга России. Кавказская и Ставропольская епархия, включавшая в себя Кубань, была представлена восемью делегатами. Делегацию возглавлял архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский). Два клирика от Ставропольской епархии несли свое пастырское служение на Кубани. Екатеринодарский священник Григорий Ломако, кандидат богословия, законоучитель Второй мужской Екатеринодарской гимназии и священник Преображенского храма ст. Брюховецкой Николай Карташев. Мирян представлял преподаватель Ставропольской Духовной Семинарии, кандидат богословия Яков Димитриевич Сперанский, назначенный членом Собора. На Соборе он нес послушание секретаря IV отдела «Об учебных заведениях», а также входил в III отдел «О церковной дисциплине». Также от мирян были направлены и два выборных делегата: казак станицы Курганской Кубанского казачьего войска Марк Никифорович Шарко и лесничий Абинского лесничества Кубанского казачьего войска Андрей Иванович Аббати. Еще два делегата были избраны от Кавказской действующей армии: псаломщик 15-го Кубанского пластунского батальона Никита Васильевич Безкровный, происходивший из казаков ст. Кулагинской Уральского казачьего войска, и прапорщик Василий Филиппович Калиманов, заведующий Хамкетинским двухклассным училищем Кубанской области, в 1918 г. – приказной казак 12-го батальона 41-го донского казачьего пешего полка. Еще два жителя казачьего Причерноморья были делегированы от Сухумской епархии: настоятель Николаевского собора г. Новороссийска протоиерей Владимир Львов и директор тюремного Комитета в г. Сочи, известный в Причерноморье литератор и общественный деятель Павел Амплиевич Россиев.

Владикавказская епархия, окормлявшая казачий Терек, направила делегацию из шести человек, возглавлявшуюся епископом Владикавказским и Моздокским Макарием (Павловым). От духовенства епархии были избраны законоучитель реального училища г Владикавказа протоиерей Иоанн Завитаев и законоучитель и настоятель церкви кадетского корпуса г. Владикавказа протоиерей Александр Малиновский. Мирян представляли полковник Кубанского казачьего войска граф Павел Михайлович Граббе, ранее возглавлявший 3-й Черноморский полк, а затем 3-й Таманский полк Кубанского казачьего войска. В 1917 г. он был отправлен в отставку, проживал в г. Кисловодске. Также от мирян были делегированы преподаватель епархиального женского училища г. Владикавказа Павел Андреевич Жадин и бывший инспектор народных училищ Владикавказа Павел Иванович Сорокин. Также был направлен в качестве заместителя члена Собора епископа Макария (Невского) смотритель Владикавказского духовного училища протоиерей Александр Нефедьев.

Казачий Дон представил семь делегатов во главе с архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), на Соборе возглавившим Отдел личного состава. От духовенства были избраны законоучитель Урюпинской мужской гимназии священник Василий Кожин и законоучитель Новочеркасской Платовской гимназии священник Василий Чернявский. От мирян были представлены: профессор Донского Политехнического Института, инженер путей сообщения, донской казак Николай Матвеевич Абрамов, в 1918 г. ставший председателем Совета финансов Всевеликого войска Донского; преподаватель Урюпинского реального училища Феодор Гаврилович Кашменский и миссионер из Ростова-на-Дону Лев Захарович Кунцевич. Также по избранию и участию в Предсоборном Совете на Поместный Собор был делегирован профессор Донского университета Павел Владимирович Верховский.

Помимо епархий казачьего Юга, принимали участие в работе Собора и казаки из других регионов России. От Екатеринославской епархии был направлен житель Ростова-на-Дону, донской казак присяжный поверенный Александр Иосифович Ивановский, в феврале 1918 г. делегированный на Новый Войсковой круг Области Войска Донского. От мирян Уральского викариатства Самарской епархии был представлен казак ст. Кулагинской Уральского казачьего войска Сергей Петрович Гогушкин. Заместитель члена Поместного Собора епископа Забайкальского и Нерчинского, викарный епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), родившийся в семье казака ст. Краснояровской Забайкальского казачьего войска. От Тобольской епархии был представлен сибирский казак Акмолинской области Федор Герасимович Зибарев. Орловская епархия делегировала помощника смотрителя Севского духовного училища казака Романа Емельяновича Сапина, а Уфимская – выпускника Уральского казачьего войскового реального училища протоиерея Виктора Пояркова, в будущем – архиепископа Уфимского и Давлекановского.

Некоторые из русских архиереев в период работы Всероссийского Поместного Собора и непосредственно после него проявляли заметный интерес к проблемам казаков. Среди них особенно важно выделить епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского), благословившего в августе 1919 г. съезд казачьих войск России в Омске. Немалый интерес представляют и обращения епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова) к Оренбургским казакам в период революции и Гражданской войны, а также «Воззвание к казачеству» епископа Камчатского Нестора (Анисимова).

15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное открытие Всероссийского Поместного Собора. На Собор было избрано и назначено по должности 564 члена. Рабочие заседания Собора открылись 17 августа. 18 августа председателем Собора был избран митрополит Тихон (Белавин), будущий патриарх. Работа Собора была подразделена на 22 отдела и 3 комиссии . Проекты постановлений сначала обсуждались на пленарном заседании. В случае одобрения большинством, проекты переходили на рассмотрение архиереев, которые могли принять постановление большинством голосов. Собор совмещал в себе демократическое и иерархическое начала.

В первую сессию Поместного Собора, проходившую с 17 августа по 9 декабря 1917 г., были рассмотрены вопросы высшего церковного управления, неотложные вопросы церковной жизни, вопросы взаимоотношения Церкви с народом и государством .

Центральной темой Поместного Собора стали вопросы высшего церковного управления и восстановления патриаршества. Сторонников восстановления патриаршества было намного больше, и их аргументация была гораздо сильнее. В итоге, на пленарном заседании 28 октября 2017 г. было принято определение, в котором говорилось о восстановлении патриаршества. Определение было утверждено епископским совещанием 4 ноября. Святейший Патриарх должен быть первым среди равных ему епископов и подотчетен Поместному собору, который становится высшим органом церковной власти .

В связи с начавшейся Октябрьской революцией, 30 октября было принято решение о немедленном избрании патриарха. 31 октября были избраны три кандидата в патриархи – наиболее авторитетные архиереи: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). 5 ноября в храме Христа Спасителя на Патриарший престол был избран по жребию митрополит Тихон. Церемония интронизации патриарха прошла 21 ноября 1917 г. в Успенском Соборе Московского Кремля.

Также большой интерес представляет обращение Собора от 11 ноября, призывавшее прекратить начавшуюся Гражданскую войну. Обращение выражало готовность Церкви молиться за всех, кто участвует в братоубийственной войне, независимо от стороны и политической принадлежности . Это обращение в очередной раз доказывало готовность Церкви органично реагировать на происходящие в стране процессы, главное – сохранение мира и единства народа России.

Добрым устремлениям Собора, направленным на построение и укрепление взаимопонимания Церкви и государства, не удалось осуществиться. После прихода к власти партии большевиков во главе с В.И. Лениным, новое руководство государства, еще не успев укрепить свои политические позиции, взялось за борьбу против Церкви. Уже 31 октября 1917 г. в Царском Селе погиб первый священномученик – протоиерей Иоанн Кочуров .

В условиях открывшихся гонений 20 января 1918 г. открыла свою работу вторая сессия Собора. Открытие сессии совпало с принятием Советом народных комиссаров «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», предполагавшего конфискацию всего церковного имущества и запрет на преподавание религиозных дисциплин. Уже 25 января Поместный Собор прямо назвал данный декрет «злостным покушением на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения» . В этот же день принял мученическую кончину за веру Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). В связи с фактическим узаконением гонений, Собор поручил Святейшему Патриарху Тихону избрать трех преемников, которые могли бы временно занять должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, на случай смерти Первосвятителя.

На второй сессии был принят новый Приходской устав, считающийся лучшим в истории ХХ века. Он очень четко определял права и обязанности всех участников приходской жизни. 18 апреля было принято определение о мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь. Этим определением предписывалось собирать и распространять среди верующих сведения обо всех случаях гонений, а также мирными средствами защищать жизнь пастырей и верующих, а также церковное имущество . 19 апреля принято определение о мероприятиях по прекращению нестроений церковной жизни, вводившее наказания за нарушения канонов в вопросах сотрудничества священнослужителей и мирян с богоборческой властью.

2 июля 1918 г. началась третья сессия Поместного Собора. На ней рассматривались богослужебные и церковно-политические вопросы. 15 августа было принято определение, признававшее недействительным лишение сана священнослужителя по политическим мотивам. Были приняты определения о привлечении женщин к участию в приходской жизни, о возможности в случае гонений организации «катакомбных» храмов на частных квартирах, о монастырях и монашествующих, о Высшем церковном управлении .

5 сентября 1918 г. было принято постановление Совета народных комиссаров «О красном терроре». Волна репрессий прокатилась с новой силой. Уже 20 сентября 1918 г. органами советской власти были конфискованы помещения, в которых проходили заседания Собора. В тот же день Святейший Патриарх Тихон официально объявил о прекращении работы Поместного Собора.

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. решил множество накопившихся за 200 лет синодального периода проблем. Церковь вернулась к нормальному управлению. Божиим Промыслом Святейшим Патриархом стал святой подвижник святитель Тихон (Белавин), сумевший ценой нечеловеческих усилий сохранить в церковную жизнь в лихие революционные годы. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «если мы в XXI веке, 100 лет спустя, прославляем этот Собор; если, вспоминая о нем, мы говорим о нашей современной жизни и благодарим Собор за замечательные мысли, идеи, деяния, значит, он был не напрасно. Имена тех, кто гнал Собор, за исключением самых страшных злодеев, забыты, а имена участников Собора мы помним. Сегодня мы обращаемся к ним как к святым заступникам Церкви нашей, и верим, что их молитвенная поддержка во многом помогает нам идти тем путем, о котором мечтали отцы Собора» .

Представительное участие казаков-делегатов во Всероссийском Поместном Соборе говорит об активной деятельности казачества в жизни приходов и епархий. Этот пример может служить хорошим образцом для современных казаков, активно воцерковляющихся в настоящее время.

Делегаты Поместного Собора получили право участия и в региональных соборах, в т.ч. в Юго-восточном русском церковном Соборе, проходившем в мае 1919 г. в г. Ставрополе. На этом Соборе было принято решение призвать северокавказскую паству, в т.ч. и казаков, к активности в деле восстановления попранных норм христианской морали в условиях Гражданской войны. Совершались молебны, усилилась социальная работа, помощь беженцам, проводились крестные ходы. В дальнейшем многие казаки оказались на чужбине. Многие из священников казачьих станиц пострадали за Христа. Канонизация святых новомучеников и исповедников Церкви Русской включила их в лик святых. Процесс включения в собор святых новомучеников и исповедников продолжается. Со временем станут известны имена многих мирян-казаков, потрудившихся во благо Церкви Христовой и принявших исповеднический и мученический подвиг. Их пример и труды являются прекрасным образцом для подражания современному казачеству.

Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 37

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг. // Патриархия. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4997468.html

В конференции приняли участие председатель Синодального комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, ответственный секретарь Комитета иерей Тимофей Чайкин, а также руководители тематических направлений Комитета И.А. Котина, Н.А. Селиванова, М.В. Павленко.

Для участия в мероприятии прибыли атаман ВКО «Центральное казачье войско» атаман И.К. Миронов и представители казачества, войсковой священник ВКО «Центральное казачье войско» иерей Марк Кравченко, руководитель Отдела по взаимодействию с казачеством Московской областной епархии протоиерей Марк Ермолаев, руководители и сотрудники отделов по работе с казачеством епархий, расположенных на территории Центрального федерального округа, сотрудники Синодальных учреждений, начальник отдела-секретариата Комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений ДСПО МИД России А.А. Максаков, профессор МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) Н.Е. Шафажинская, научные сотрудники Института российской истории РАН, Московского педагогического государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, иных научных и образовательных учреждений, а также представители СМИ. Всего участие в форуме приняли 49 человек.

Ведущий конференции - директор РГАСПИ, кандидат исторических наук, лауреат Государственной премии РФ А.К. Сорокин.

Ключевой целью сотрудничества Синодального комитета и РГАСПИ в этом году является переосмысление научных и концептуальных подходов в изучении религиозных аспектов исторического прошлого, особенно актуальных в контексте 100-летия революционных событий 1917 года в России.

Участники встречи обсудили историю изучения Всероссийского Поместного Собора (1917-1918 гг.) и его значение для судьбы нашего Отечества. Впервые за последние десятилетия были рассмотрены свидетельства казачества и казачьего духовенства - участников Всероссийского Поместного Собора.

Открытие Всероссийского Собора состоялось в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Почетными участниками Собора стали члены Временного правительства А. Керенский, Н. Авксентьев и А. Карташев. 28 октября 1917 года Поместный Собор принял «Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви». Это решение означало восстановление в Русской Православной Церкви института Патриаршества и декларацию принципа соборности. На 4 ноября 1917 года было назначено избрание Патриарха. Местом был определен Храм Христа Спасителя. Успенский собор в эти дни был недоступен, поскольку Кремль был занят большевистскими отрядами, подавившими восстание юнкеров. 5 ноября 1917 года Патриархом был избран Тихон, митрополит Московский и Коломенский. 21 ноября 1917 года (по ст. ст.), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация Патриарха Тихона.

Приветствуя участников собрания в РГАСПИ, директор этого учреждения А.К. Сорокин отметил, что данная конференция это важный шаг к возвращению в научный и общественный оборот важной для понимания объективной истории государства Российского темы, связанной с восстановлением Патриаршества в Русской Православной Церкви и избранием Патриарха.

С основным докладом «Всероссийский Поместный Собор (1917-1918) и участие в нем делегатов-казаков» выступил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством подчеркнул, что Поместный Собор оказал огромное влияние на изменение всех сторон жизни Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Тихона, а в его лице Церковь и народ обрели Первосвятителя накануне гонений и репрессий, что позволило Церкви выстоять и сохранить свою миссию духовного спасения и духовного окормления народа. На Соборе были основные направления и пути реформирования внутрицерковного устройства. Полный текст доклада будет опубликован на интернет-сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Профессор кафедры истории России Кубанского государственного университета В.П.Громов рассказал о кубанцах - участниках Всероссийского Поместного Собора. «В работе Поместного церковного Собора участвовали и шесть делегатов от Кубанской области. Списки участников Собора позволяют нам установить персональный состав делегатов от Кубани. Среди них были представители кубанского казачества: священник Григорий Ломако, законоучитель Екатеринодарской 2-ой мужской гимназии, псаломщик 15-го пластунского батальона Никита Васильевич Бескровный, избранный казаками Кавказской армии, казак ст. Курчанской Марк Никифорович Жарко, лесничий Абинского войскового лесничества, казак ст. Крымской Андрей Иванович Аббати. Кроме того, на Собор были избраны священник, настоятель церкви Преображения Господня ст. Брюховецкой о. Иоанн Карташов и прапорщик Василий Филиппович Климанов. Выборы делегатов на Поместный Собор проходили не только в станицах и городах Кубанской области, но и в действующей армии на турецком фронте. Там воевала основная часть кубанских казаков», - сообщил докладчик.

Секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священник Димитрий Сафонов поблагодарил РГАСПИ за возможность на протяжении многих лет свободно и плодотворно работать с документальными источниками. Священник акцентировал внимание участников конференции на исторической и духовной роли Святейшего Патриарха Тихона и Русского Поместного Собора 1917-1918 гг. Миссией Его Святейшества стало поддержание авторитета Русской Церкви как духовного центра в условиях нарастающего большевистского террора.

Кандидат исторических наук А.И. Мраморнов, выступая с докладом «Октябрьское вооруженное восстание в Москве и Священный Собор Православной Российской Церкви», обратил внимание на то, что на заседаниях Собора много говорилось о благоустройстве православных приходов. При этом, к большому сожалению, в трудный час, когда сразу после победы революции в Петрограде, в белокаменной развязалась бойня большевиков и юнкеров вокруг Московского Кремля, Собор не привлек такой решающий мобилизационный ресурс, как прихожане московских храмов. Прихожан насчитывалось сотни тысяч, тех, кто мог бы в роковой момент встать на защиту первооснов русской жизни в начинающейся полномасштабной гражданской войне. Несмотря на призыв митрополита Антония (Храповицкого) совершить акт гражданского примирения и похоронить жертв Октябрьского восстания вместе, «красные» похороны прошли отдельно. Все это еще раз относит нас, потомков, к теме личной ответственности за судьбы страны, к ясному пониманию гражданского долга в условиях прямой угрозы Отечеству.

Научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета К.В. Ковырзин познакомил участников и гостей конференции с докладом «Декрет об отделении Церкви от государства в оценке Священного Собора Православной Российской Церкви». Члены Собора сто лет назад выразили однозначную позицию неприятия этого принципа новой власти.

Аспирант Института российской истории РАН Н.В. Щеглов рассказал о Всероссийском съезде духовенства и мирян и программе работы Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Прозвучали выступления других ученых.

В завершении конференции митрополит Кирилл поблагодарил директора РГАСПИ Андрея Константиновича Сорокина, всех организаторов конференции и докладчиков за большой научный вклад в дело восстановления исторической правды, понимание роли Русской Православной Церкви во времена «большевистского адского угара», возвращение доброго имени всем великомученикам той страшной поры.

«Главный урок, который должны вынести наши граждане, особенные молодые поколения, чтобы Россия впредь избежала катаклизма, подобного октябрьской революции, принесшей многочисленные жертвы среди духовенства, казачества, других слоев населения, уничтожение православных святынь, закрытие храмов, а также вражду и отрицание истинных ценностей жизни», - заявил митрополит Кирилл.

«Несмотря на объявление Церкви врагом коммунизма, усиленную атеистическую пропаганду, Русская Православная Церковь трудилась, помогала своей пастве, а также Красной армии во времена Великой Отечественной войны. Спустя 100 лет можно сказать, что сегодня Церковь обладает большим авторитетом в российском обществе и является важным заметным фактором его духовно-нравственного возрождения и гражданской зрелости», - заключил глава Синодального комитета.

По итогам научной конференции будет подготовлен и выпущен сборник докладов.

По окончании конференции в выставочном зале РГАСПИ прошла церемония открытия выставки «К 100-летию восстановления Патриаршества в России». Выставку подготовил РГАСПИ при участии Государственного архива Российской Федерации, Редакционно-издательского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, Государственного Центрального музея современной истории России, Российского исторического общества при поддержке фонда «История Отечества». Экспозиция охватывает период с начала работы Священного Собора до конца 1918 года. В ней представлены документы почти по всем тематическим разделам, раскрывающими работу Собора. Акцент сделан на документах об открытии Священного Собора, о решениях Собора по устроению и управлению Православной Российской Церкви, о реакции Собора на изменение политической власти и ответную политику новой Советской власти. На отдельном планшете представлена информация об участии казачества в Всероссийском Поместном Соборе.

Выставка открыта для посетителей с 10 октября по 10 ноября 2017 года в выставочном зале Российского государственного архива социально-политической истории на первом этаже по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15. Вход свободный.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с посланием по случаю 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг.

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В текущем году исполняется 100 лет с начала работы Поместного Собора 1917-1918 гг., ставшего важнейшей вехой в истории Русского Православия.

Несмотря на прошедший век, отделяющий нас от событий той эпохи, значение Поместного Собора 1917-1918 годов не до конца осмыслено и оценено церковным народом. Глубоко убежден в том, что его наследие нуждается в серьезном и вдумчивом исследовании, а многие из идей, высказанных тогда, были бы полезны и востребованы сегодня. В настоящее время предпринимаются немалые усилия по распространению знаний о деятельности Собора: в частности, осуществляется первое фундаментальное научное издание соборных документов, весьма важное для сохранения памяти об этом поистине великом событии рубежа веков.

Собор имел продолжительный период подготовки, в который проводился сбор сведений, запрашивались мнения по самым насущным вопросам церковной жизни у архипастырей, богословов, канонистов и историков. В печати ― как церковной, так и светской — велось обсуждение наиболее животрепещущих и вызывающих разномыслие тем. Было опубликовано множество статей, задававших тон и определявших вектор последующих дискуссий.

За несколько лет до Собора был создан специальный орган, именовавшийся Предсоборным присутствием, цель деятельности которого состояла в том, чтобы свести воедино необходимые данные, требующиеся для достойной организации обсуждения актуальных тем. Духовным наследником этого соборного по своей природе органа является действующее ныне Русской Православной Церкви, в работе которого принимают активное участие не только архипастыри, но и клирики, а также миряне. Документы, подготовленные совместными усилиями членов Присутствия с привлечением к обсуждению широкой общественности, предлагаются для дальнейшего рассмотрения Священным Синодом или Архиерейским Собором, знаменуя тем самым очевидное торжество духа соборности в жизни современного Русского Православия.

Далеко не все решения, принятые век назад, были воплощены в жизнь. И на то были различные причины. Наиболее очевидными препятствиями стала разразившаяся вскоре после революционных событий Гражданская война и последовавшие затем беспрецедентные гонения на Церковь и верующих.

Мы совершаем свое служение в совершенно иных исторических условиях. Большинство наших сограждан по милости Божией не имеет за своими плечами опыта гонений за исповедание веры. Сегодня мы можем молитвенно осмыслить итоги соборных деяний, ответить на вопрос о том, почему вопреки множеству препятствий некоторые соборные постановления были осуществлены и нашли свое место в жизни Церкви, а другие напротив — оказались нежизнеспособны и не были усвоены церковным сознанием.

Многие участники Собора засвидетельствовали свою верность Евангелию мученической кончиной или исповедническим подвигом, являя нам, их потомкам, пример стойкости и мужества в испытаниях. Нам надлежит поступать по слову Писания, призывающего, взирая на кончину жизни , почитать тех, кто трудился на ниве Господней прежде нас, подражать их неизменному упованию на Христа (Евр. 13:7), дабы не поколебаться в обетовании Божием неверием, но пребыть твердыми в вере, воздав славу Богу (Рим. 4:20). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: