Особенности сознания общественно исторический характер. Общественно-историческая сущность сознания

Возникновение и развитие психики подчиняется биологическим и социально-историческим законам. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называется сознанием.

Сознание – это продукт исторического развития человека как общественного существа. Процесс развития сознания определяется развитием человеческого общества и историческими условиями, которые существуют в данный момент.

I. Исторический характер сознания является первой чертой , отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение окружающего мира на уровне сознания представляет собой процесс познания. Совершенствование процесса познания происходит в 3-х взаимосвязанных направлениях.

1. Отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер отражения зависит от социально-экономических условий. Следовательно, познание изменяется в общественно-историческом плане.

2. Процесс отражения окружающего мира постоянно изменяется на протяжении жизни каждого человека, то есть познание изменяется в онтогенетическом плане.

3. Различным оказывается отражение на разных этапах познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к более полным, от чувственного познания к логическому, абстрактному.

Изменение отражения протекает в индивидуально-гносеоло­гическом плане.

II. Единство исторического, онтогенетического и индивидуально-гносеологического в познании человеком окружающего мира является второй чертой , отличающей сознание человека от психики животных. Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в памяти позволяет людям сознавать не только своё настоящее, но и помнить свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следствен ­ные связи .

При помощи этих связей можно предвидеть в своём воображении будущее, что позволяет сознательно намечать цели деятельности. Сознательная деятельность человека имеет целенаправленный характер.

Психика животных обеспечивает приспособление к имеющимся условиям, сознание человека позволяет активно воздействовать на окружающий мир.

III. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания является третьей чертой, отличающей его от психики животных.

IV. Четвертая отличительная черта сознания человека – наличие самосознания.

Самосознание – часть сознания, направленная на познание человеком самого себя, когда он осознает себя как личность находящуюся в определенных отношениях с другими людьми, в определенном процессе деятельности.

При помощи мышления и речи отражение окружающего мира в сознании человека совершается в обобщенной и опосредованной форме, в виде образов и понятий, представляющих собой обобщенное выражение связей и отношений.

V. Обобщенное и опосредованное отражение действительности в сознании человека является пятой чертой , отличающей сознание от психики животных.

Сознание и деятельность в психологии рассматриваются в единстве. Единство проявляется в нескольких направлениях:

1. Сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности, в процессе труда. Деятельность выступает как условие возникновения, то есть как фактор формирования и объект приложения сознания человека.

2. Единство сознания и деятельности – это форма активности сознания.

3. Сознание обеспечивает целенаправленный и осознанный характер деятельности.

4. Сознание выступает в качестве регулятора всего поведения и всех действий человека.

5. Единство сознания и деятельности проявляется в их принадлежности данной конкретной личности.

Психика у человека проявляется в 3-х видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы.

Психические свойства личности – темперамент, характер, способности, склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку на протяжении всей жизни.

Психические состояния – менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней или недель. К ним относятся состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от доли секунды до десятков минут.

Все три вида психических явлений взаимосвязаны.

Свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Например, состояние может обуславливать то или иное протекание психических процессов. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущение (психический процесс), а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятия сопровождаются представлениями и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Человек в отличие от животных – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно, по мере отражения внешнего мира и познания самого себя.

Познание себя путем познания других

Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Одинаково играет игрушкой и пальцем ноги. Постепенно он выделяет и отделяет себя, свое тело от окружающих предметов.

Из детского самочувствия (И.М. Сеченов) родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к собственному сознанию критически, то есть отделять всё своё внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сравнивать с внешним, то есть изучать акт собственного сознания. Познание сложных психических явлений, особенно свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Важную роль в формировании самосознания играет самопознание. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая .
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности .

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания . Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • 2. сознание присуще всем живым организмам;
  • 3. сознание - свойство исключительно человеческое.
1) Согласно космической (божественной) точке зрения , сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.


2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения : сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

3) Согласно «человеческой» точке зрения , сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Важнейшими свойствами сознания являются

  • активность и
  • способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

  • 1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
  • 2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • 3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • 4) служит основой преобразовательной деятельности человека.
Структура сознания включает в себя следующие компоненты:
  • 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе ;
  • 2) логико-понятийные способности и знания , получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
  • 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
  • 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция) .
Согласно материалистической философии и психологии, с ознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики . Здесь сознание связано с понятием "отражение". Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса . Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня :
  1. В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
  2. В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
  3. Высшая форма отражения - социальная (сознание).
Итак, отражение - это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.


Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза .

  • Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
  • Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
  • Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
  • Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки» , сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации , мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.


Согласно трудовой теории , изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу , что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения : они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека .

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека.
В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный .

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека
Сознание - высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).
Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания.
невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений.
Можно сказать, что сознание - это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо.
Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты:
1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.)
2. используются предметы труда
3. простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг
4. потребность передать информацию
5. возникает язык
 переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание – высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания. Сознание человека невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что сознание – это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо. Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты: 1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.) 2.используются предметы труда 3.простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг 4. потребность передать информацию 5.возникает язык переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи. Þ Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.

Высшим уровнем отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание-это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическая деятельность – есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Общественный труд формирует человеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности – изготовление орудий труда. Сознание продуцирует продукты второй природы, которыми живет человек и которые удовлетворяют его потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.

Феномен общественного сознания невозможно понять верно, не уяснив в достаточной степени значение ключевого слова этой философской категории - собственно сознания и особенно его свойства быть продуктом, функцией, способом или формой существования высокоорганизованной материи - головного мозга человека.

Идея о том, что мозг есть орган мысли, возникла в глубокой древности и ныне является общепринятой в науке. Вся попавшаяся в поле моего зрения марксистская литература едва ли не слово в слово приводит положения, уходящие своими корнями в высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Вот как об этом говорится в книге "Диалектический и исторический материализм".

"Развитие науки и практики убедительно показало, что именно головной мозг является органом психической деятельности человеческого индивида. Он представляет собой сложно организованную систему, реализующую и постоянно совершенствующую функции отражения. Головной мозг насчитывает примерно 12 миллиардов нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении головной мозг демонстрирует поистине грандиозное, практически неисчислимое множество функциональных связей.

Сознание не существует вне деятельности головного мозга, отрыв сознания от мозга неизбежно ведет к идеализму и дуализму." (1)

В других источниках приводится еще большая цифра - до 15 миллиардов нервных клеток, входящих в структуру мозга. Дело, конечно, не в абсолютно точном определении этого количества, тем более, что вполне вероятно, что оно не постоянно в процессе жизни человека и может отличаться у разных людей. Дело в том, что это количество, и, главным образом, количество и характер связей между нервными клетками, возникающих в головном мозге человека в процессе его функционирования, позволяет говорить об его уникальности, об отсутствии его природных аналогов на нашей планете, о единственности головного мозга человека, как субъекта сознания.



В связи с этим необходимо говорить о двух аспектах этой уникальности. С одной стороны, это уникальность мозга "человека вообще", человека абстрактного, как субъекта сознания, его единственность среди всех известных объектов и систем материального мира.

С другой стороны, это уникальность, неповторимость, единственность головного мозга и его сознания каждого конкретного человека, каждого из миллионов и миллиардов представителей рода "homo sapiens". Весь ход развития естествознания, наши новейшие представления о функционировании мозга позволяют сделать вывод о том, что мозг каждого конкретного человека реализует лишь одну систему связей нервных клеток, лишь одну структуру из громадного, трудно представимого числа потенциально возможных связей и структур. И каждая такая конкретная реализация многообразных потенциальных возможностей есть единичное проявление всеобщего человеческого разума, человеческого гения.

Сознание является продуктом мозга, продуктом высокоорганизованной материи, функцией мозга; мозг же является органом сознания, органом мышления. Называя сознание продуктом материи, мы не хотим сказать, что сознание, порождаемое материей и зависимое от нее, существует как нечто внешнее ей, наряду с ней

Итак, сознание есть продукт деятельности мозга. Но оно возникает и формируется в мозгу только благодаря материальной связи мозга с внешним миром. Мозг связан с внешним миром через периферические органы чувств: глаз, ухо, слизистые оболочки носа, сосочки языка, нервные окончания кожи и т.д. Ощущения возникают в мозгу только тогда, когда до мозга доходит нервное возбуждение, вызванное раздражающим действием на органы чувств тех или иных материальных факторов.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений

Основа трудовой теории антропогенеза была заложена в диалектико-материалистической философии и базировалась на материалистической теории эволюции (исторического развития) органического мира Земли.

Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четырем основным положениям:

1. Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Как говорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание - это первое условие человеческой жизни

2. Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остается им до сих пор, пока вообще существуют люди - и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологической формы отражения к социальной (сознание) есть одновременно переход от высших животных (человекообразных обезьян) к человеку, от природы к обществу.

3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков - к языку.

4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее коллективного (общественного) характера стали возможны благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки.

Социальная сущность сознания

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов, телесной организации, хотя зависит - пол, возраст, национальность, физическое самочувствие, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметных действий.

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. В ХХ веке возникает теория отражения. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения.

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в которые общество не только осознает себя и свое общее бытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, которая начинает свое преломление в поступательном развитии общества и его бытия. Индивидуальное сознание - продукт деятельности отдельного индивида в предметном мире.

Фомы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Классификация:

1) по предмету отражения: политическое сознание отражения отношения между классами, нациями, государствами к проблеме власти.

2) по формам отражения: наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям своего развития, сопоставляя науку и искусство.

4) по выполнению ими социальных функций.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: