Почему происходят огни святого эльма. Огни святого эльма - фото и природа необычного явления

Это явление знакомо в основном морякам. Во время шторма на мачтах кораблей появляются светящиеся шары, которые могут спускаться на палубу или висеть на снастях.

Среди моряков огоньки считаются хорошим знаком. Говорят, что это сигнал о скором окончании шторма, который подает святой Эльм - покровитель мореходов. Святой скончался во время бури, но перед смертью он обещал своим товарищам помочь справиться со стихией и, указывая путь огнями, провел корабль сквозь волны в тихую гавань.

Огни святого Эльма не раз были описаны путешественниками. О появлении загадочного свечения вспоминал сам Христофор Колумб . Огоньки появились на мачте его кораблей незадолго до того, как великий мореплаватель наконец-то увидел землю. Еще одним свидетелем появления огней святого Эльма был Чарльз Дарвин. Он наблюдал таинственный свет во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Так что же это за свечение? На самом деле ничего загадочного в появлении «голубого пламени» нет. Это всего лишь электрический разряд в атмосфере, который возникает во время грозы. Вокруг объектов с острыми верхушками, расположенных на большой высоте, потенциал электрического поля особенно велик, что и рождает свечение.

Огни святого Эльма могут появляться не только на мачтах кораблей, они часто возникают на вершинах гор, на линиях электропередач, макушках высоких деревьев, шпилях церквей. Свечение может образоваться и на обшивке самолета, когда лайнер попадает в облако вулканического пепла. Такой случай был зафиксирован в 1982 году. Инцидент произошел с британским лайнером, пролетавшим над островом Ява и попавшим в столб вулканического пепла. Ни экипаж, ни пассажиры ни о чем не подозревали, пока на борту не начались серьезные проблемы. Сначала пилоты заметили огни на лобовом стекле. Затем свечение появилось на крыльях самолета, при этом приборы не показывали наличия грозового фронта. Вскоре огни окружили двигатели самолета. Пассажиры могли наблюдать яркие всполохи, вырывавшиеся прямо из турбин.

Спустя несколько часов у самолета поочередно отказали все четыре двигателя. Командир корабля обратился к пассажирам с заявлением, которое впоследствии назвали самым большим преуменьшением в истории. «Дамы и господа! - сказал командир корабля. - На борту возникла небольшая проблема. Отказали все четыре двигателя. Мы делаем все возможное, чтобы их запустить.»

Завести двигатели так и не удалось - экипаж лишь на время запустил две вышедшие из строя турбины. Лайнер планировал, стараясь дотянуть до аэропорта Джакарты, где можно было совершить аварийную посадку. Незадолго до того, как самолет приблизился к порту, на ветровом стекле вновь появились огни святого Эльма. Пилоты сочли это добрым предзнаменованием. Самолет благополучно сел, несмотря на то, что лобовое стекло почти полностью потеряло прозрачность, руление оказалось невозможным, а большинство приборов отказало.

Брокенские видения

Горный массив Гарц в Германии с давних пор привлекает любителей острых ощущений. В окрестностях горы Брокен время от времени в небе появляются призрачные великаны - огромные подвижные тени, окруженные светящимися кольцами.

Говорили, что Брокен - место, где ведьмы собираются на свои шабаши. Ходили слухи, что в окрестностях горы живут колдуны огромного роста, способные растворяться в пространстве.

Тайна брокенских призраков была раскрыта лишь в XVIII веке. Разгадал ее физик Хауэ . Ему удалось встретиться с брокенским призраком. В момент появления светящегося привидения Хауэ не растерялся и снял шляпу, чтобы поздороваться с пришельцем. Призрак сделал такое же движение. Хауэ взмахнул рукой - призрак повторил и это. Тут-то ученый и догадался, что фигура в светящемся кольце - не что иное, как его собственная тень!

Объяснение оказалось довольно простым. Вокруг горы Брокен часто выпадают туманы, а облака частенько опускаются ниже вершины. В результате, когда солнце светит из-за спины человека, его тень проецируется в тумане или попадает на облака. И тут возникает оптический обман. Когда тень лежит на земле, наблюдатель вполне может оценить ее размер. А когда тень лежит на прозрачной поверхности, она становится объемной. При этом оценить точное расстояние до нее невозможно. В этом случае тень кажется несоизмеримо большой. Кроме того, тень, отображенная на земле, полностью повторяет движения «хозяина», и, когда тот неподвижен, тень тоже остается статичной. Другое дело тень, отброшенная в тумане или облаках. На такой поверхности тень может колебаться из-за движения воздуха, и создается ощущение, что силуэт движется сам по себе. Что касается световых колец, окружающих «призрак», то это всего лишь солнечный ореол, свет которого отражается от капель воды в облаках или в тумане. Таким образом создается эффект, подобный радуге.

Свеча покойника

Так называют блуждающие огоньки, появляющиеся в районе кладбищ и болот. Обычно свет возникает на уровне человеческой груди, и кажется, будто кто-то движется в темноте, освещая свой путь свечой. Встреча с такими огнями никогда не сулила добра - считалось, что призраки умерших огоньками заманивают живых в лесные чащи или болота.

За привидения часто принимают фосфористый водород, который образуется при гниении, - не случайно призраки обитают в основном в окрестностях кладбищ и болот, где под землей идет активное разложение органических останков. Светящийся газ поднимается до двух метров над землей и хорошо виден в темноте. При малейшем порыве ветра он начинает движение, таким образом, человеку может показаться, что призрак заманивает его в трясину.

Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей . По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда .

Название явление получило от имени святого Эльма (Эразма) - покровителя моряков в католицизме . Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности - и на спасение.

Может возникать на обшивке самолёта, попавшего в облако вулканического пепла.

В настоящее время разработаны методы, позволяющие получать подобный разряд искусственным путём. Некоторые из них доступны в домашних условиях - например, снять с себя синтетическую майку (или свитер) и направить на неё иголку. С определённого расстояния на кончике иголки возникает разряд, хорошо видимый в темноте, при этом слышно потрескивающее шипение. Возможно также вызвать разряд на кончике иголки, приблизив её к экрану цветного телевизора с кинескопом , или же рядом с аппаратом, подобным трансформатору Теслы , на расстоянии, большем, чем необходимо для дугового разряда.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Подробнее об электрическом заряде

    Урок 310. Виды газового разряда

    Электрическое поле. Опыт 2

    Обзор крупным планом коронного разряда и электродуги от самодельного высоковольтного преобразователя

    Физика молнии

    Субтитры

    Здравствуйте. В этом выпуске канала TranslatorsCafe.com мы поговорим об электрическом заряде. Мы рассмотрим примеры статического электричества и историю его изучения. Мы поговорим о том, как образуется молния. Мы также обсудим использование статического электричества в технике и медицине и завершим наш рассказ описанием принципов измерения электрического заряда и напряжения и приборов, которые для этого используются. Как ни удивительно, но мы сталкиваемся со статическим электричеством ежедневно - когда гладим любимую кошку, расчесываем волосы или натягиваем свитер из синтетики. Так мы сами поневоле становимся генераторами статического электричества. Мы буквально купаемся в нём, ведь мы живем в сильном электростатическом поле Земли. Это поле возникает из-за того, что её окружает ионосфера, верхний слой атмосферы, слой, который является проводящим. Ионосфера образовалась под действием космического излучения, главным образом Солнца, и имеет свой заряд. Занимаясь обыденными делами вроде разогрева пищи, мы совершенно не задумываемся о том, что пользуемся статическим электричеством, повернув кран подачи газа на горелке с автоподжигом или поднеся к ней электрозажигалку. Электрический заряд - это скалярная величина, определяющая способность тела быть источником электромагнитных полей и принимать участие в электромагнитном взаимодействии. Единица измерения заряда в системе СИ - кулон (Кл). 1 кулон представляет собой электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А за время 1 с. 1 кулон эквивалентен приблизительно 6,242×10^18 e (e - заряд протона). Заряд электрона составляет 1,6021892(46) 10^–19 Кл. Такой заряд называется элементарным электрическим зарядом, то есть, минимальным зарядом, которым обладают заряженные элементарные частицы. Мы с детства инстинктивно боимся грома, хотя сам по себе он абсолютно безопасен - это просто акустическое следствие грозного удара молнии, которая вызвана атмосферным статическим электричеством. Моряки времён парусного флота впадали в священный трепет, наблюдая огоньки святого Эльма на своих мачтах, которые тоже являются проявлением атмосферного статического электричества. Люди наделяли верховных богов древних религий неотъемлемым атрибутом в виде молний, будь то греческий Зевс, римский Юпитер, скандинавский Тор или Перун русичей. С тех пор, как люди впервые начали интересоваться электричеством, прошли века, и мы даже порой не подозреваем, что учёные, сделав из изучения статического электричества глубокомысленные выводы, спасают нас от ужасов пожаров и взрывов. Мы укротили электростатику, нацелив в небо пики громоотводов и снабдив бензовозы заземляющими устройствами, позволяющими электростатическим зарядам безопасно уходить в землю. И, тем не менее, статическое электричество продолжает хулиганить, создавая помехи приёму радиосигналов - ведь на Земле одновременно бушует до 2000 гроз, которые ежесекундно генерируют до 50 разрядов молний. Исследованием статического электричества люди занимались с незапамятных времён. Даже термину «электрон» мы обязаны древним грекам, хотя они подразумевали под этим несколько иное - так они называли янтарь, который прекрасно электризовался при трении. К сожалению, наука о статическом электричестве не обошлась без жертв - российский учёный немецкого происхождения Георг Вильгельм Рихман во время проведения эксперимента был убит разрядом молнии, которая является наиболее грозным проявлением атмосферного статического электричества. В первом приближении, механизм образования зарядов грозового облака во многом сходен с механизмом электризации расчёски - в нём точно так же происходит электризация трением. Льдинки, образуясь из мелких капелек воды, охлаждённой из-за переноса восходящими потоками воздуха в верхнюю, более холодную, часть облака, сталкиваются между собой. Более крупные льдинки заряжаются при этом отрицательно, а меньшие - положительно. Из-за разницы в весе происходит перераспределение льдинок в облаке: крупные, более тяжёлые, опускаются в нижнюю часть облака, а более лёгкие льдинки меньшего размера собираются в верхней части грозового облака. Хотя всё облако в целом остаётся нейтральным, нижняя часть облака получает отрицательный заряд, а верхняя - положительный. Подобно наэлектризованной расческе, притягивающей воздушный шарик из-за индуцирования на его ближней к расческе стороне противоположного заряда, грозовое облако индуцирует на поверхности Земли положительный заряд. По мере развития грозового облака, заряды увеличиваются, при этом растёт напряжённость поля между ними, и, когда напряжённость поля превысит критическое значение для данных погодных условий, происходит электрический пробой воздуха - разряд молнии. Человечество обязано Бенджамину Франклину за изобретение громоотвода (точнее было бы назвать его молниеотводом), навсегда избавившего население Земли от пожаров, вызываемых попаданием молний в здания. Кстати, Франклин не стал патентовать своё изобретение, сделав его доступным для всего человечества. Не всегда молнии несли только разрушения - уральские рудознатцы определяли расположение железных и медных руд именно по частоте ударов молний в определённые точки местности. В числе учёных, посвятивших своё время исследованию явлений электростатики, необходимо упомянуть англичанина Майкла Фарадея, впоследствии одного из основателей электродинамики, и голландца Питера ван Мушенбрука, изобретателя прототипа электрического конденсатора - знаменитой лейденской банки. Наблюдая за гонками DTM, IndyCar или Formula 1, мы даже не подозреваем, что механики зазывают пилотов для смены резины на дождевую, опираясь на данные метеорологических РЛС. А эти данные, в свою очередь, основаны именно на электрических характеристиках подступающих грозовых облаков. Электростатическое электричество - наш друг и враг одновременно: его недолюбливают радиоинженеры, натягивая заземляющие браслеты при ремонте сгоревших плат в результате удара поблизости молнии. При этом, как правило, из строя выходят входные каскады оборудования. При неисправном заземляющем оборудовании оно может стать причиной тяжёлых техногенных катастроф с трагическими последствиями - пожаров и взрывов целых заводов. Тем не менее, статическое электричество приходит на помощь людям с острой сердечной недостаточностью, вызванной хаотическими судорожными сокращениями сердца больного. Его нормальная работа восстанавливается пропусканием небольшого электростатического разряда при помощи прибора, называемого дефибриллятором. Такие приборы можно увидеть в местах, где бывает много людей. Сцена возвращения пациента с того света с помощью дефибриллятора является своего рода классикой для кино определённого жанра. При этом следует отметить, что в кино традиционно показывают монитор с отсутствующим сигналом сердцебиения и зловещей прямой линией, хотя на самом деле применение дефибриллятора, как правило, не помогает, если сердце пациента полностью остановилось. Нелишне будет вспомнить о необходимости металлизации самолетов для защиты от статического электричества, то есть, соединения всех металлических частей самолета, включая двигатель, в одну электрически целостную конструкцию. На законцовках всего оперения самолета устанавливают статические разрядники для стекания статического электричества, накапливающегося во время полета вследствие трения воздуха о корпус самолета. Эти меры необходимы для защиты от помех, возникающих при разряде статического электричества, и обеспечения надежной работы бортового электронного оборудования. И самое главное, учёные пришли к выводу, что статическому электричеству, точнее его разрядам в виде молний, мы, вероятно, обязаны появлению жизни на Земле. В ходе экспериментов в середине прошлого века, с пропусканием электрических разрядов через смесь газов, близкую по составу газов к первичному составу атмосферы Земли, была получена одна из аминокислот, которая является «кирпичиком» нашей жизни. Для укрощения электростатики очень важно знать разность потенциалов или электрическое напряжение, для измерения которого придуманы приборы, называемые вольтметрами. Ввел понятие электрического напряжения итальянский учёный 19-го века Алессандро Вольта, по имени которого и названа эта единица. В своё время для измерения электростатического напряжения использовались гальванометры, названные по имени соотечественника Вольта Луиджи Гальвани. К сожалению, эти приборы электродинамического типа, вносили искажения в измерения. К систематическому изучению природы электростатики учёные приступили со времён работ французского учёного 18-го века Шарля Огюстена де Кулона. В частности, он ввёл понятие электрического заряда и открыл закон взаимодействия зарядов. По его имени названа единица измерения количества электричества - кулон. Правда, ради исторической справедливости, надо заметить, что годами ранее этим занимался английский учёный лорд Генри Кавендиш; к сожалению, он писал в стол и его работы были опубликованы наследниками лишь спустя 100 лет. Работы предшественников, посвященные законам электрических взаимодействий, дали возможность физикам Джорджу Грину, Карлу Фридриху Гауссу и Симеону Дени Пуассону создать изящную в математическом отношении теорию, которой мы пользуемся до сих пор. Главным принципом в электростатике является постулат об электроне - элементарной частице, входящей в состав любого атома и легко отделяющегося от него под воздействием внешних сил. Помимо этого, действуют постулаты об отталкивании одноимённых зарядов и притягивании разноимённых. Первым измерительным прибором явился простейший электроскоп, изобретённый Кулоном - два листочка электропроводной фольги, помещённые в стеклянную ёмкость. С тех пор измерительные приборы значительно эволюционировали - и теперь они могут измерять разницу в единицы нанокулон. С помощью особо точных физических приборов, российский учёный Абрам Иоффе и американский физик Роберт Эндрюс Милликен независимо друг от друга и почти в одно и то же время сумели измерить электрический заряд электрона. Ныне, с развитием цифровых технологий, появились сверхчувствительные и высокоточные приборы с уникальными характеристиками, которые из-за высокого входного сопротивления почти не вносят искажений в измерения. Помимо измерения напряжения, такие приборы позволяют измерять и другие важные характеристики электрический цепей, таких, как омическое сопротивление и протекающий ток в широком диапазоне измерений. Самые продвинутые приборы, называемые из-за их многофункциональности мультиметрами, или, на профессиональном жаргоне, тестерами, позволяют измерять также и частоту переменного тока, емкость конденсаторов и осуществлять проверку транзисторов и даже измерять температуру. Как правило, современные приборы имеют встроенную защиту, не позволяющую вывести прибор из строя при неправильном применении. Они компактны, просты в обращении и безопасны в работе - каждый из них проходит через ряд испытаний на точность, проверяется в тяжёлых режимах работы и заслужено получает сертификат безопасности. Спасибо за внимание! Если вам понравилась это видео, пожалуйста, не забудьте подписаться на наш канал!

Издревле жители побережий и моряки могли наблюдать таинственные огни, которые появлялись во время непогоды. Чаще такие огни появлялись в конце бури или шторма и предрекали окончание опасной погоды. Возникали эти огни непосредственно на мачтах кораблей, поэтому и видели их именно моряки. Так же их могли заметить на пришвартованных кораблях, а ещё на крестах церквей, расположенных неподалёку от побережья. Моряки считали это явление спасительным знаком и всегда были ему рады. Таким образом, благодаря таинственным силам, которые оберегают моряков во время шторма, сильной грозы или бури, и появилась эта легенда.

Мачта корабля напоминает по форме крест и так же как шпиль или крест церкви, возвышается над уровнем моря. Поэтому свечение огней хорошо видно издалека, толковалось оно не как иначе, как расположение божественного начала к святому. В честь этого святого и строилась церковь или же корабль. Ведь в те времена было принято называть корабли именами тех или иных святых.

Покровитель мореплавателей

В Средиземноморье данное явление приобрело название «Огни святого Эльма». Названы они так в честь Эльма (Эрасмуса), который был замучен во времена гонений на христиан ещё в 303 году. Мореплаватели считали его своим покровителем.

Огни, названные в честь святого Эльма легко перепутать с шаровой молнией. Возможно, это связано с тем, что они так же имеют электрическое происхождение. По крайней мере, так считалось учёными в XVIII веке. Позднее в XIX веке появилась гипотеза о том, что это не что иное, как «осевшие вязкие испарения моря». Конечно, обе эти версии имеют право на существование, но ни одна из них до сих пор не была доказана. В XX веке появилась новая гипотеза, сопутствующая теории о тлеющих, коронных и дуговых разрядах. Не так давно завершила своё существование версия о том, что эти самые огни являются видимой частью таких разрядов.

Намного позже учёными экспериментальным путём было выявлено, что любой предмет, помещённый в облако капель, способен светиться. Но вся загвоздка в том, что огни святого Эльма появлялись так же и в средней Азии, где не было ни одной капли. Как такое могло быть? Получается, учёные снова ошиблись и эти огни так и остались загадкой для человечества.

Те, кто видел эти таинственные огни, говорят, что на ветру они не подвижны, в отличие от пламени свечи или костра. Кроме того, от них нельзя обжечься или воспламениться. И от воды они так же не гаснут. Но при этом их нельзя увидеть отдельно от какого-либо предмета, окрашены они в бело-голубой цвет и от них нет ни звука, ни запаха. Но при этом размер пламени таких огней явно виден и равен он приблизительно от десяти до пятнадцати сантиметров.

Таинственные огни, горящие на мачтах кораблей, по мнению тех, кто их видел, являются вестниками потустороннего мира, они так же непонятны и загадочны. Поэтому их и причисляют к именам, о которых говорится в легендах, или которые обросли легендами и историями не только мифологического происхождения.

Подобным явлениям часто даются имена мучеников, а это обширная тема для исследования. Стоит лишь упомянуть, что большинство из них умирало от необычных казней, смысл которых кроется очень глубоко. Так, например, до сих пор не известно, для чего убивали посредством бычьей кости, когда можно было прибегнуть к более простому способу. Или такой способ казни — распятие на воротах вниз головой. Говорили, что это добровольный вид казни, то есть приговорённый к смерти сам выбирал такой способ. Конечно, здесь можно найти множество подтекстов и объяснений, но неизвестно правдивы ли они или это всего лишь домыслы людей. Про самого же святого Эльма известно немного и по одной из версий его убили зверской пыткой. Эта версия говорит о том, что ему с помощью лебёдки вытянули все внутренности, пока тот не умер от мук и страданий. Эзотерики могут здесь увидеть свою связь с внутренним и внешним миром, но не известно, насколько они правы в своих высказываниях.

Один из известных миру древнеримских философов Сенека подразделял огни на два вида — земные и небесные. По его утверждению, загадочные огни на мачтах кораблей не что иное, как звёзды, которые нисходят во время грозы или шторма. Ранее, ещё до появления христианства, эти огни были связаны с именем Тиндарея, чья семья оставила неизгладимый отпечаток в истории всего мира.

Древнегреческие огни Диоскуров

Если в Средиземноморье покровителем моряков был святой Эльм, то в древней Греции это были близнецы Диоскуры. Согласно древнегреческой мифологии Зевс дал бессмертие этим братьям-близнецам, но превратил их в две ярчайшие звезды на небосводе и поместил в созвездие близнецов. И согласно легенде, появление «Звёзд Диоскуров» на мачтах кораблей говорит о том, что братья встретились со своей сестрой Еленой. Легенда говорит, что эти огни устраивает сама Елена в честь этой встречи. Древняя мифология говорит о том, что бессмертным был только один брат, а другой получил часть его бессмертия, погибнув в бою, но взамен за продолжение жизни они теперь должны попеременно жить то на небе, то в Аиде (подземное царство мёртвых).

В место свечения «Звёзд Диоскуров» иногда ударяла молния, отсюда и сложилась эта легенда о встрече Елены с братьями. Людьми были сделаны свои выводы, которые говорят о встрече прошлого с будущим, что показано таким природным явлением и энергетическим обменом. Причём прошлое здесь показано как холодное свечение на мачте, а будущее как шаровая молния соответственно.

Если обратиться к физике, то можно выяснить, что огни Диоскуров — это вполне объяснимое явление, ведь световая материя обладает своими свойствами, которые могут быть схожи со свойствами частиц и волн, которые появляются при передаче энергии на расстоянии. Светозвуковой поток постепенно меняется, а вместе с ним и структура поля, именно поэтому в этот период не могут работать радиопередатчики. Всё это так же объясняет и то, почему эти огни издают тихий потрескивающий звук больше похожий на шипение.

Таким образом, согласно легендам и мифам, таинственные огни Диоскуров являются маяками не только живущим на земле (предрекая скорое окончание бури или шторма), но и умершим, которые в этот момент могут покинуть мир мёртвых и перейти в мир живых. Но это, скорее всего мистические предположения, которые на деле не более чем миф.

Огни святого Эльма

Огнями святого Эльма мореходы называют яркое свечение, вызываемое накоплением электрического заряда во время грозы, которое часто появляется на мачтах и реях кораблей. Это свечение можно увидеть и вокруг пробивающегося через тучу самолета, а иногда и просто в высокогорных районах, когда грозовая туча проходит над высоким пиком. Это поразительное природное явление с интригующе-романтическим названием относится к виду тихих электрических разрядов. В естественных условиях оно наблюдается исключительно в ночное время в виде светящихся кисточек, струй, шлейфов, покрывающих острия и шпили высоких строений, оснастку судов и вершины других возвышающихся предметов. Для неподготовленного человека это довольно пугающее зрелище - кажется, что окружающие предметы охвачены каким-то потусторонним пламенем, причем зачастую это сопровождается легким сухим потрескиванием, будто горит куча хвороста. «В течение целого часа в небе полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, нок-рей, концы подъемных стрел - все светилось. Казалось, на всех штагах через каждые четыре фута повесили зажженные лампы, а на концах мачт и нок-рей засветили яркие огни. Словно мириады цикад поселились в оснастке, или с треском горел валежник и сухая трава», - писал капитан парохода «Моравия» А. Симпсон.

Легенда связывает появление чудесного свечения со святым Эльмом (Эразмом, или Эрасмусом), покровителем моряков Средиземноморья, который, как рассказывают, умер в море во время сильного шторма. Перед смертью он обещал морякам, что непременно явится им в том или ином виде, чтобы сообщить, суждено ли им спастись. Вскоре после этого на мачте появилось странное свечение, которое они и восприняли как явление либо самого святого, либо посланного им знака во исполнение своего обещания.

В некоторых других источниках происхождение термина «огни святого Эльма» связывают с названием религиозного праздника в честь святого Эльма, когда над одной из церквей верующие увидели светящиеся верхушку и крест. Быстро разнесшаяся молва, раздутая религиозным экстазом прихожан, обеспечила популярность этого «знамения». Загадочному феномену, возможно, было бы дано другое название, если бы верующие знали, что подобные «чудеса» наблюдались в другом месте и в другое время. Так, в Древней Греции это явление называлось «огнями Кастора и Поллукса» - по имени мифических братьев-близнецов, которым Зевс дал бессмертие, превратив их в две самые яркие звезды в созвездии Близнецов.

Исторические документы того времени зафиксировали появление огней святого Эльма среди греческих воинов перед решающими морскими и сухопутными сражениями, победы в которых прославили впоследствии греческое оружие. Позднее диковинные огни стали называться Еленой в честь сестры светящихся братьев-близнецов. Плиний сообщает, что в его времена путешественники считали добрым знаком появление двойных огней, ибо тогда судно явно находилось под покровительством Близнецов; если же огонь был одиночный, то это воспринималось как дурной знак и предзнаменование кораблекрушения. Греки-христиане без излишних затруднений переименовали их в огни святой Елены в честь благочестивой императрицы, совершившей поездку на Святую землю в поисках истинного Креста. В Испании и Португалии их называли «Corpus Santo», подразумевая воплощение святого Эльма. Подобные диковинные огни нашли документальное отражение и в летописях на Руси. Например, в Начальной летописи, датируемой 1618 г., можно прочесть следующее: «В день И февраля месяца в Печерском монастыре явился столп огнен от земли до небеси, а молния осветиша всю землю, и в небеси прогреме в час первый нощи, се же столп первее ста на трапезнице камяной, яко не видете бысть креста, и постояв мало, соступи на церковь и ста над гробом феодосевьевым».

Вполне закономерно, что суеверные люди принимали описываемое природное явление за небесное «знамение», особенно если видели свечение высоко расположенных над землей церковных крестов. Служители культа использовали этот феномен для усиления религиозности среди верующих. А в Швейцарских Альпах жители использовали огни святого Эльма для своеобразного прогноза грозы. На возвышенном месте (например, на стене замка) водружалось копье с деревянным древком. Стражник замка время от времени подносил к этому копью алебарду, и если появлялись искры, он звонил в колокол, предупреждая крестьян, пастухов и рыбаков о приближающейся грозе.

Но особенно благоговейно к этому явлению относились моряки. Их охватывал радостный трепет, когда в обстановке низко летящих облаков на концах мачт вдруг возникало свечение - символ того, что Святой Эрасмус принял судно под свое покровительство. И поскольку чудесные огни обычно появляются тогда, когда самый пик шторма уже позади, счастливое «знамение» обычно сбывалось, и корабль выходил победителем в битве с волнами. Так, Христофор Колумб сумел подбодрить свою упавшую духом команду, указав на священные огни на верхушке мачты как на предсказание скорого окончания их изнурительного похода. В дни парусного мореходства считалось счастливой приметой, когда волшебные огни оставались наверху среди мачт, и предвещало беду, если огни спускались на палубу. Некоторые моряки верили, что это душа погибшего капитана или другого морского товарища, возвращающаяся на корабль, чтобы предупредить о кораблекрушении или другом бедствии. Считалось опасным подходить к свечению близко или пытаться прикоснуться к нему, а если оно появлялось в виде нимба вокруг чьей-то головы, то это означало скорую смерть и переход в мир ангелов.

В настоящее время природа этого красивого и захватывающего явления разгадана наукой. Свечение огней святого Эльма возникает в наэлектризованной атмосфере, когда величина напряженности электрического поля в атмосфере у острия достигает порядка 500 В/м и выше. Этот тлеющий разряд сходен с огнями неоновых реклам и возникает вследствие стекания электрического заряда с острых концов различного рода предметов. Как известно, все тела состоят из положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы притягиваются друг к другу, и если их разъединить, то они всячески стремятся соединиться вновь. Когда у основания облака скапливаются отрицательно или положительно заряженные частицы, то они способствуют возникновению противоположного заряда на поверхности земли. Между землей и облаками образуются потоки заряженных частиц, и когда они начинают двигаться с большой скоростью, то на небе появляются яркие вспышки молний. Если заряды не имеют возможности накопиться до возникновения желаемой разрядки, так как где-то произошла их «утечка», то молнии не могут образоваться. Именно по такому принципу работают громоотводы - верхушка громоотвода способствует «утечке» электронов и предотвращает вспышки молний. Таким образом, огни святого Эльма - естественное свечение, которое сопровождает атмосферные электрические «утечки» зарядов.

Огни святого Эльма иногда можно видеть зимой во время метелей или в сухую погоду с пыльными ветрами (например, во время песчаных бурь). В этом случае необходимое условие для появления свечения - наличие в сухом воздухе твердых диэлектрических частиц песка, пыли или снега, переносимых ветром. При взаимном трении частицы «аэрозоля» электризуются, что приводит к локальному увеличению напряженности электрического поля и вызывает появление электрических разрядов. Порой эти огни, венчая коров, пасущихся в долинах предгорий, превращают их в невиданных сверхъестественных чудовищ.

Имеются свидетельства, что таинственное свечение возникает также во время извержений вулканов, когда воздух насыщен вулканических пеплом и частицами выбрасываемой породы.

Но чаще всего феномен чудесных огней наблюдают в горах, причем явление достигает максимума, когда основание облака почти касается земли. Не исключено, что горевший и несгоравший куст, в виде которого Бог беседовал с Моисеем на Синайской горе, был ни чем иным, как огнями святого Эльма. Полагают, что свечение более яркое и красноватое, когда грозовое облако на своей нижней границе имеет отрицательный заряд. А если нижняя часть облака заряжена положительно, свечение слабее и имеет голубоватый оттенок, что встречается значительно реже.

Впрочем, для корабельных радистов огни святого Эльма создают особые трудности, сильно электризуя радиоантенну. Порой этот светящийся феномен можно увидеть и на самолетах, где огнями венчаются винты и различные заостренные части корпуса. Но появление этого феномена отнюдь не радует пилотов вследствие сильных статических помех.

Для устранения негативного действия на самолетах устанавливаются специальные разрядники в виде металлических метелочек, закрепленных на некотором расстоянии друг от друга. Эти разрядники не дают накопиться на корпусе заряду большой величины, а появляющийся заряд постепенно «сцеживается» в атмосферу.

Из книги Моя летопись: 1999-2007 автора Москвина Татьяна Владимировна

ОГНИ ОТЕЧЕСТВА Мы примерно в пяти минутах от активного поиска иностранных шпионов, агентов и вредителейВ прошлой статье, написанной еще до выборов, я ляпнула следующее: «Наши простодушные предки, составлявшие летописи, давно сопрягли бы в уме фигуру правителя с

Из книги Газета Завтра 809 (21 2009) автора Завтра Газета

Андрей Смирнов ОГНИ БАРТО Барто. Секс, насилие и хорошее настроение. ("Восход") 2009Скандальный проект из "города-героя" Люберцы уже третий год беспокоит музыкальную аудиторию. Тандем Мария Любичева - Алексей Отраднов, несмотря на мягкие руссоистские фамилии, выдаёт городу и

Из книги Газета День Литературы # 99 (2004 11) автора День Литературы Газета

Сергей Шаргунов ПЛОДЫ И ОГНИ 1 Пусть хрусты хранит толстокожий арбуз, желания женские - дыня. Когда я подкидывал царственный груз, горела ладонь, как гордыня. Холеная дыня, сегодня тебя, в живот загорелый вжимая, подумал, сырыми когтями скребя: "А вдруг ты

Из книги Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры автора Коллин Мэттью

Из книги Из боя в бой. Письма с фронта идеологической борьбы автора Жуков Юрий Александрович

Декабрь 1947. Огни Бродвея Обстоятельства сложились так, что мне довелось прожить подряд - в нынешнем и в прошлом году - по три месяца в Нью - Йорке в разгар театрального сезона. Я и мои друзья, освещавшие для советской печати сессии Генеральной Ассамблеи ООН, жили в

Из книги 100 знаменитых загадок природы автора Сядро Владимир Владимирович

ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ БЛУЖДАЮЩИЕ ОГНИ Отправляясь в увлекательное путешествие в мир загадок и чудес природы, нельзя обойти вниманием такую интересную проблему как блуждающие огни. Ученые многих стран, рассматривая природу этого явления, выдвигают множество удивительных

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Огни испытания «И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (Коринф. 14:8) Про одного святого говорили, что даже при упоминании о зле, он чувствовал боль. Не следует считать такого святого белоручкой, но скорее нужно изумляться его

Из книги Литературная Газета 6446 (№ 3 2014) автора Литературная Газета

Какие огни ярче Перед самым Новым годом интернет взорвала очередная новость: отправлен в отставку главный редактор выходящего в Новосибирске журнала "Сибирские огни" Владимир Берязев. Решение было принято с сугубой чиновничьей «грамотностью»: впереди длинные

Из книги Вторая мировая (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

Огни небольшого города Вступил в силу приговор Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа, вынесенный в отношении Ольги Зайцевой по факту растраты и мошенничества.В ходе расследования преступления установлено, что неработающая жительница Югорска

Из книги С Потомака на Миссисипи: несентиментальное путешествие по Америке автора Стуруа Мэлор Георгиевич

Из книги Психоз планеты Земля автора Островский Борис Иосифович

Часть I Огни в океане Самое удивительное в тайнах то, что они существуют. Гильберт Кит Честертон Хроника, леденящая душу Этот день не предвещал ничего дурного. И уж тем более – страшного, эхом отозвавшегося во всех концах света. Между тем даже скупая хроника того дня

Из книги Дизайн техносферы [Очерки эволюции] автора Курушин Владимир Дмитриевич

Огни в океане Восемнадцать лет прошло с тех пор, как в голове Христофора Колумба зародился дерзкий и величественный замысел – достичь восточных берегов Индии, обогнув земной шар. И вот 3 августа 1492 года флотилия, состоявшая из трёх кораблей, покинула портовый город Палос,

Из книги Железный бульвар автора Лурье Самуил Аронович

Из книги Бабай всея Руси автора Мурзагулов Ростислав

ОГНИ БОЛЬШОГО ДОМА Все думаю: стоит ли разрушать Большой Дом - зловещее творение Ноя Троцкого на Литейном, - этот собор, так сказать, Пляса на крови?Разрушить до основания, вернее - вырвать с корнем, с подземными этажами - размолоть в щебень, вывезти и торжественно

Из книги Загадки звездных островов. Книга 3 автора Родиков Валерий

Огни После этого визита я понял, что ходить к Бабаю за вводными не надо, а надо ходить, если есть необходимость рассказать о чем-то, что ему стоит знать, сказать, что ты предпринимаешь и спросить, все ли ты правильно делаешь. Одним словом – нужно было задавать вопросы

Из книги автора

Огни в сумеречном небе ПЕТРОЗАВОДСК, 2 °CЕНТЯБРЯ 1977 ГОДАПеред самым рассветом над горизонтом вспыхнула яркая звезда. Прорезан небосвод, она довольно медленно поднималась вверх, пульсируя искрящимся красноватым спетом. Затем плавно повернула влево, обозначив дугу, и

Древнеримский философ Сенека, подразделяя огонь на два вида — земной и небесный, утверждал, что во время грозы «звезды как бы нисходят с неба и садятся на мачты кораблей». Но главное отличие небесного огня от земного состоит в том, что он не жжет, не воспламеняет предметы и его нельзя погасить водой.

Когорты римских легионеров, устраивая ночной бивак, втыкали в землю свои копья, окружая лагерь своеобразным забором. Когда погода предвещала ночную грозу, часто на остриях копий зажигались синие кисточки «небесного огня». Это был хороший знак от небес: с античных времен такое свечение называлось огнями Диоскуров, которые считались небесными покровителями воинов и мореходов.

Спустя 2000 лет, в более просвещенные XVII- XVIII века это явление приспособили для предупреждения о грозе. Во многих европейских замках на возвышении устанавливалось копье. Поскольку огонь Диоскуров днем не виден, стражник регулярно подносил к острию копья алебарду: если между ними проскакивали искры, следовало тут же звонить в колокол, предупреждая о близкой грозе. Естественно, в это время явление уже не называлось языческим именем, а поскольку чаще всего такое свечение возникало на шпилях и крестах церквей, то появилось множество местных названий: огни святых Николая, Клавдии, Елены и, наконец, святого Эльма.

В зависимости от того, на чем возникает «небесный огонь», он может принимать разные формы: равномерного свечения, отдельных мерцающих огоньков, кисточек или факелов. Иногда он настолько напоминает земное пламя, что его пытались тушить. Бывали и другие курьезы.

В 1695 году в Средиземном море гроза застала парусное судно. Опасаясь бури, капитан приказал спустить паруса. И тут же на разных частях рангоута корабля появилось свыше 30 огней святого Эльма. На флюгере грот-мачты огонь достигал полуметра в высоту. Капитан, по-видимому, принявший до этого пинту рома, послал матроса на мачту снять огонь. Поднявшись наверх, тот крикнул, что огонь шипит, как рассерженный кот, и сниматься не хочет. Тогда капитан приказал снять его вместе с флюгером. Но как только матрос коснулся флюгера, огонь перескочил на конец мачты, откуда снять его было невозможно.

Чуть раньше, 11 июня 1686 года, «святой Эльм» снизошел на французский военный корабль. Находившийся на его борту аббат Шаузи оставил потомкам личные впечатления от встречи с ним. «Дул страшный ветер, — писал аббат, — лил дождь, сверкали молнии, все море было в огне. Вдруг я увидел на всех наших мачтах огни святого Эльма, которые спускались на палубу. Они были величиной с кулак, ярко светились, прыгали и вовсе не обжигали. Все ощутили запах серы. Блуждающие огни чувствовали себя на корабле как дома. Это продолжалось до рассвета».

30 декабря 1902 года пароход «Моравия» находился вблизи островов Зеленого мыса. Капитан Симпсон, заступив на вахту, собственноручно сделал запись в судовом журнале: «В течение целого часа в небе полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, ноки рей и грузовых стрел, — все светилось. Казалось, на всех штагах через каждые четыре фута повесили зажженные фонари. Свечение сопровождалось странным шумом: словно мириады цикад поселились в оснастке или с треском горел валежник и сухая трава».

Возникают огни святого Эльма и на воздушных судах. Штурман А. Г. Зайцев оставил о своем наблюдении следующую запись: «Это было летом 1952 года над Украиной. Мы со снижением проходили грозовую облачность. За бортом потемнело, как будто наступили сумерки. Вдруг мы увидели, как по передней кромке крыла заплясали светло-синие языки пламени высотой сантиметров двадцать. Их было так много, что крыло, казалось, горело по всему ребру. Минуты через три огни исчезли так же неожиданно, как и появились».

Наблюдают «небесный огонь» и специалисты, которым это положено по роду работы. В июне 1975 года сотрудники Астраханской гидрометеорологической обсерватории возвращались с работы на севере Каспия. «В полной темноте мы выбрались из зарослей тростника и пошли по мелководью к моторной лодке, оставленной в двух километрах от берега, — записал позже кандидат геолого-минералогических наук Н. Д. Герштанский. — Где-то на севере вспыхивали зарницы. Неожиданно волосы у всех нас засветились фосфоресцирующим светом. Язычки холодного пламени появились и возле пальцев поднятых рук. Когда мы подняли мерный шест, его вершина осветилась так ярко, что можно было прочесть бирку завода-изготовителя. Все это продолжалось минут десять. Интересно, что ниже метра над поверхностью воды свечение не возникало».

Но огни святого Эльма появляются не только перед грозой. Летом 1958 года сотрудники Института географии проводили метеоизмерения по программе Международного геофизического года на леднике в Заилийском Алатау на высоте 4000 метров. 23 июня началась метель, похолодало. В ночь на 26 июня метеорологи, выйдя из домика, увидели удивительную картину: на метеоприборах, антеннах, сосульках на крыше домика появились голубые языки холодного пламени. Появилось оно и на пальцах поднятых рук. На осадкомере высота пламени достигала 10 сантиметров. Одна из сотрудниц решила дотронуться карандашом до пламени на крючке градиентной штанги. В то же мгновение в штангу ударила молния. Людей ослепило и сбило с ног. Когда они поднялись, огонь исчез, но через четверть часа возник на прежних местах.

На юге Тверской области находится курган Родня. Вершина его поросла хвойным лесом, и туда местные жители стараются не заходить, поскольку курган пользуется недоброй славой. Летом 1991 года группа туристов, расположившаяся неподалеку на ночевку, наблюдала странное явление: в предгрозовую погоду над деревьями на вершине кургана стали один за другим зажигаться голубые огоньки. Когда на следующий день туристы поднялись на холм, то случайно обнаружили, что некоторые деревья снабжены «молниеотводами» в виде обвивающейся вокруг стволов медной проволоки. По-видимому, нашлись шутники, пожелавшие как-то использовать дурную славу холма.

Природа огней святого Эльма несомненно связана с электрическими процессами в атмосфере. В хорошую погоду напряженность электрического поля у земли составляет 100-120 В/м, то есть между пальцами поднятой руки и землей она будет достигать примерно 220 вольт. К сожалению, при весьма мизерном токе. Перед грозой эта напряженность поля возрастает до нескольких тысяч В/м, а этого уже достаточно для возникновения коронного разряда. Тот же эффект может наблюдаться в снежных и песчаных бурях и вулканических облаках.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: