Последние годы жизни и смерть. Священническое и епископское служение

2 года ago Enottt Комментарии к записи Гомилии Григория Назианзина отключены

Просмотры: 2 051

Гомилии Григория Богослова (Grec. 510) - иллюминированная рукопись, созданная в 879-882 годах, хранится в Парижской национальной библиотеке. Манускрипт состоит из 465 листов, из которых более сорока иллюстрированные. Всего в рукописи более 200 иллюстраций.

Предположительно, книга была создана для императора Василия Македонянина и находилась в его владении, в подтверждении этого являются изображения Василия и его семейства в рукописи, скорее всего изготовлена царскими миниатюристами. В миниатюрах рукописи необыкновенно развита техника изображений, удивительное искусство в распределении света-тени, блеск красок, роскошь костюмов и деталей.

Помещенные на отдельных листах, заключенные в широкие рамы, миниатюры этой рукописи также наполнены античными реминисценциями. В них много фигур-персонификаций. Но особенно поразительно, даже по сравнению с Парижской Псалтирью, обилие и разнообразие архитектурных и пейзажных мотивов, заимствованных из древних образцов. Однако персонажи здесь изображены более легкими, как бы бестелесными, и нет той твердой постановки фигур, которая характеризует миниатюры Парижской Псалтири. Построение каждой композиции в Сочинениях Григория Назианзина характеризуется ясностью.

Здания изображены с соблюдением правил прямой перспективы. Их объем явно подчеркнут. Они отличаются от невесомых фантастических сооружений более поздних византийских миниатюр именно своей конкретностью. С помощью цветовой моделировки, которая становится здесь основным средством воспроизведения, художник выявляет объем. Светлые краски положены широкими мазками. Спокойные лица персонажей полны чувства собственного достоинства и античного величия.

На трех первых листах рукописи помещены миниатюры, которые дают основание для ее датировки. Кодекс открывает изображение Василия 1 (867-886) с семьей. Его портрет повторен еще раз на обороте третьего листа. Здесь справа от него, в таком же, как он, роскошном одеянии представлен архангел Гавриил, возлагающий на голову императора золотую, украшенную жемчугом диадему с навершием в виде креста. Слева от императора — пророк Илия, который протягивает ему лабарум — войсковое знамя. Как сказано в надписи рядом с фигурой, этим действием Илия гарантирует постоянную победу императору, а Гавриил венчает его как защитника мира.

На втором листе рукописи императрица Евдокия изображена со скипетром и сферой — регалиями власти в руках. По сторонам от нее два сына — Лев и Александр. Так как на миниатюре отсутствует старший сын, соимператор Василия Константин, то, следовательно, кодекс был выполнен после его смерти, но в тот период, когда была еще жива Евдокия. Исполнение рукописи Сочинений Григория Назианзина приходится, следовательно, на короткий промежуток времени — между 879 и 883 годами.

Рукопись датировали следующим образом. На одной из страниц изображены: Пророк Илья, император Василий, архангел Гавриил. Отсюда сделали вывод, что рукопись была создана при императоре Василии и принадлежала ему. На другой странице изображены: супруга Василия - Евдокия Ингерина и его дети - Лев VI, Александр. Отсутствует старший сын Василия - Константин, который умер 3 сентября 879 года, но присутствует супруга Василия - Евдокия Ингерина, которая умерла в 882 году. Далее сделали вывод, что книга создана между 879 и 882 годами.

Рукопись принадлежала библиотеке кардинала Никколо Рудольфи (умер в 1550 году), недолгое время находилась у Пьеро Строцци (умер в 1558 году), после чего перешла в руки к Екатерине Медичи, чтобы войти в Королевскую библиотеку; с 1599 года манускрипт хранится в Национальной библиотеке Франции - документ «Grec 510».

Григорий Назианзин Старший
Γρηγόριος

Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза (миниатюра из «Гомилий Григория Богослова », XII век)
Смерть
День памяти

Григорий Назианзин Старший (? - ) - епископ Назианзский, отец Григория Богослова . Почитается в лике святителей , память совершается в Православной церкви - 1 (14) января , в Католической церкви - 1 января .

Жизнеописание

Относительно деятельности Григория на назианзской кафедре, которую он возглавлял всю свою жизнь, подробных сведений не сохранилось. В 361 году , желая иметь помощника в делах управления епархией , он против воли возвёл своего сына в сан пресвитера. В конце 363 года Григорий, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но его сыну пришлось защищать отца - он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви ».

  • Кесарий Назианзин (около 331 - после 368)
  • Горгония († ок. 372)

Все члены семьи Григория Назианзина Старшего почитаются как святые.

Напишите отзыв о статье "Григорий Назианзин Старший"

Примечания

Отрывок, характеризующий Григорий Назианзин Старший

De retour en France, au sein de la patrie, grande, forte, magnifique, tranquille, glorieuse, j"eusse proclame ses limites immuables; toute guerre future, purement defensive; tout agrandissement nouveau antinational. J"eusse associe mon fils a l"Empire; ma dictature eut fini, et son regne constitutionnel eut commence…
Paris eut ete la capitale du monde, et les Francais l"envie des nations!..
Mes loisirs ensuite et mes vieux jours eussent ete consacres, en compagnie de l"imperatrice et durant l"apprentissage royal de mon fils, a visiter lentement et en vrai couple campagnard, avec nos propres chevaux, tous les recoins de l"Empire, recevant les plaintes, redressant les torts, semant de toutes parts et partout les monuments et les bienfaits.
Русская война должна бы была быть самая популярная в новейшие времена: это была война здравого смысла и настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она была чисто миролюбивая и консервативная.
Это было для великой цели, для конца случайностей и для начала спокойствия. Новый горизонт, новые труды открывались бы, полные благосостояния и благоденствия всех. Система европейская была бы основана, вопрос заключался бы уже только в ее учреждении.
Удовлетворенный в этих великих вопросах и везде спокойный, я бы тоже имел свой конгресс и свой священный союз. Это мысли, которые у меня украли. В этом собрании великих государей мы обсуживали бы наши интересы семейно и считались бы с народами, как писец с хозяином.
Европа действительно скоро составила бы таким образом один и тот же народ, и всякий, путешествуя где бы то ни было, находился бы всегда в общей родине.
Я бы выговорил, чтобы все реки были судоходны для всех, чтобы море было общее, чтобы постоянные, большие армии были уменьшены единственно до гвардии государей и т.д.
Возвратясь во Францию, на родину, великую, сильную, великолепную, спокойную, славную, я провозгласил бы границы ее неизменными; всякую будущую войну защитительной; всякое новое распространение – антинациональным; я присоединил бы своего сына к правлению империей; мое диктаторство кончилось бы, в началось бы его конституционное правление…
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций!..
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L"armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L"expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l"armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l"armee francaise; l"incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l"Oder, l"armee russe fut aussi atteinte par, l"intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».
[Из 400000 человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, виртембергцы, мекленбургцы, испанцы, итальянцы и неаполитанцы. Императорская армия, собственно сказать, была на треть составлена из голландцев, бельгийцев, жителей берегов Рейна, пьемонтцев, швейцарцев, женевцев, тосканцев, римлян, жителей 32 й военной дивизии, Бремена, Гамбурга и т.д.; в ней едва ли было 140000 человек, говорящих по французски. Русская экспедиция стоила собственно Франции менее 50000 человек; русская армия в отступлении из Вильны в Москву в различных сражениях потеряла в четыре раза более, чем французская армия; пожар Москвы стоил жизни 100000 русских, умерших от холода и нищеты в лесах; наконец во время своего перехода от Москвы к Одеру русская армия тоже пострадала от суровости времени года; по приходе в Вильну она состояла только из 50000 людей, а в Калише менее 18000.]

Григорий Назианзин (более известный как Григорий Богослов) - знаменитый христианский деятель, один из отцов церкви, соратник, друг Василия Великого. Родился примерно в 330 г. неподалеку от города Назианз Каппадокийский и был ребенком священника, впоследствии епископа Назианского, и женщины по имени Нонна, которая была причислена к лику святых.

Мальчик учился сначала дома, а затем его отправляли получать образование в Кесарию Каппадокийскую, Кесарию Палестинскую, Александрию. В 350 г. Григорий отправился изучать различные науки в Афины, где состоялось его знакомство с Василием Великим , и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии.

Завершив обучение, какое-то время Григорий был преподавателем в Афинах. В 358 г. состоялось его возвращение на родину. К этому времени его отец имел сан епископа и собственноручно покрестил 30-летнего сына. Тому по душе оказалась монашеская жизнь, и скоро его новым местом жительства стал монастырь, который Василий Великий основал в собственном имении в Понте.

В 361 г. отец настоял на том, чтобы Григорий возвратился домой, где его рукоположили в пресвитеры. Ему пришлось много помогать отцу на Назианской кафедре, который в то время вел активную борьбу против захвата христианских храмов войсками императора Юлиана Отступника.

В лице святителя Григория нашел верного соратника в деле противостояния арианству и Василий Великий. Создав епархию в городе Сасим, он пригласил Григория на пост хорепископа. Его просьбу поддержал и отец, и в итоге, уступая, скорее, настояниям, чем велению сердца , Григорий в 372 г. становится епископом Сасимским. Служение было недолгим: не совершив ни одной службы, новоиспеченный епископ покинул пост в пользу пребывания в пустыне и тем самым испортил их отношения с Василием Великим. Тем не менее ему снова пришлось возвратиться в Назианз, и он помогал престарелому отцу управлять епархией до самой его кончины. Визит Василия Великого на его похороны поспособствовал потеплению отношений между двумя друзьями юности. Его смерть 1 января 379 г. стала для Григория огромным ударом.

В том же 379 г. трон императора занял Феодосий, симпатизировавший аникейцам. Григорий, к тому времени снискавший славу ярого защитника веры и талантливого проповедника, был приглашен новым императором возглавить Константинопольскую архиепископию. Именно в тот период его стали называть Богословом, его блестящие проповеди, свидетельствующие о даре оратора, никого не оставляли равнодушными. Некоторое время святитель Григорий председательствовал на Церковном Соборе, однако вынужден был покинуть Константинополь, поскольку стал жертвой клеветы.

Вернувшись на родину, он снова стал главой епархии в Назианзе, уступив просьбам горожан, но давалось ему подобное служение тяжело – и морально, и физически. После того как в 383 г. по состоянию здоровья его наконец освободили от руководства Назианзской кафедрой, Григорий Богослов проводил большую часть времени в своем фамильном имении, где активно занимался сочинительством. В то же время святитель не был затворником: он часто посещал обители, уезжал на лечение. Наряду с богословскими трудами в этот период была написана его автобиография. Всего же его наследие, глубоко почитаемое христианами всего мира, включает 45 «Слов», 245 «Посланий», более полутысячи стихотворений.

25 января 389 г. Григорий Богослов умер в родном Назианзе. Великого церковного деятеля похоронили там же, однако его мощи перевозили в Константинополь и позднее – в Рим. Сегодня они хранятся в Стамбуле, в церкви св. Георгия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: