Работают ли евреи в субботу. Шаббат — Еврейская Суббота

Практически на каждой экскурсии по Иерусалиму меня спрашивают: "Таня, что такое шабат?" Предлагают порой свои варианты, весьма ошибочные. Иногда даже проводят аналогию с шабашем. Поэтому я решила написать на эту тему для тех, кто собирается приехать в Израиль.

Шабат - это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу "шабат шалом" то есть "мирной субботы" или "здравствуй суббота". Главное правило субботы (шабата) - человек не должен работать. Не правда ли, чудесное условие. Но все не так-то просто, поскольку, у евреев называется работой в шабат то, что у вас с ней может совершенно не ассоциироваться. Например, писать (хотя, читать можно, но религиозную литературу), или развешивать белье, или включать/выключать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. Но то, что можно, для еврея вполне достаточно, поскольку нужно посвятить этот день Богу и семье. Вы можете подумать, что невозможно посвятить день семье, если нельзя по-человечески приготовить еду и повезти детей в парк аттракционов? Но, оказывается, куда важнее для семьи: любовь, общение и внимание. А для этого в Шабат есть все условия.

Шабат евреи встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает благословение на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) либо виноградный сок, преломляется хала - специальный хлеб для Шабата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат - общаются, кушают, поют песни. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца. Для еврея, соблюдающего традиции, Шабат - Священный день, поэтому его не только встречают, но и провожают. Церемония называется "Авдала" от слова "отделить" - нужно отделить святой день от будней.

Шабат для еврея - одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай (читаем библию), которые необходимо выполнять. В Израиле традиция очень сильна и многие евреи соблюдают субботу.

У Шабата есть мощная философская, духовная подоплека. Существуют очень много трактовок значения Шабата. Но основа следующая:

В Библии сказано, что Господь создавал все сущее 6 дней, а на седьмой день он отдыхал от процесса созидания. "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат ) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал " (Быт. )

Так он завещал и евреям: "Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу" (Исх. )

И по сей день евреи стараются по мере возможностей и желания соблюдать Священную Субботу. А значит и турист, прибывающий в Израиль и например, желающий побывать на экскурсии в Иерусалиме с гидом по Иерусалиму или без, должен учесть несколько моментов.

1. Уже в пятницу, ближе к вечеру, начинают закрываться большинство заведений в городе: магазины, рестораны, многие музеи. Откроются они либо на исходе субботы (вечером), либо на следующий день (в воскресенье).

2. Общественный транспорт в Шаббат не работает, поэтому при планировании дня нужно это учесть. Если вы остановились не в Иерусалиме и хотите приехать на экскурсию по Иерусалиму в пятницу, то планируйте первую половину дня, чтобы успеть на последний автобус до начала Шабата или приезжайте на своем транспорте (как вариант, на экскурсионном трансфере). Если у вас запланирована экскурсия в Иерусалиме на субботу - рассчитывайте либо на такси, либо заказывайте экскурсию с трансфером (удобно, не дешево), либо возьмите в аренду машину накануне и приезжайте на ней.

3. Шабатний лифт. Очень забавно слушать недоумевающих туристов, которые не подозревая того, воспользовались таким лифтом. Дело в том, что дабы не нажимать кнопку лифта в Шабат (не нарушать заповедь - не работать и не зажигать огня), были созданы лифты, которые в шабат передвигаются самостоятельно, постоянно, останавливаясь на каждом этаже. Такие лифты есть во многих израильских гостиницах и туристы порой начинают паниковать попав в него. Так вот: не паникуйте - лифт вас доставит на нужный этаж, но времени у него возьмет больше, чем обычно. Кстати, как правило, есть в гостинице и обычный лифт, для туристов - не евреев.

4. Ну и, конечно же, если вам посчастливилось побывать на экскурсии в Иерус алиме в пятницу или субботу, то обязательно посетите Стену Плача (Западную Стену). Особые, незабываемые впечатления вы получите, если будете там на кануне Шабата, часиков в 4 - 6 пополудни, в пятницу.

К абалат Шабат (буквально «прием субботы») означает встречу Субботы в пятницу вечером. Это делает вечер пятницы особенным для евреев – в особенности для еврейских семей. Совместная семейная трапеза в пятницу — это обязанность каждого, не терпящая никаких оправданий. Даже для многих светских евреев, которые долгое время не соблюдали никаких Божьих постановлений – собираться дома в Шаббат является событием величайшей важности. Это стало неотъемлемой частью еврейской культуры. Данная статья является обзором традиций и причин важности Шаббата, а также того влияния, которое он оказывает на все еврейское сообщество.

Во-первых – почему Шаббат начинается в пятницу вечером? Сама идея Шаббата впервые появляется в истории сотворения, при описании движения времени суток: «и был вечер, и было утро: день шестой». И дальше все дни описаны таким же образом, начиная с вечера. Так что, с появлением первых трех звезд на небосводе начинается Шаббат.

Традиции Шаббата

Не все семьи следуют всем этим традициям, но зажигание двух свечей и вкушение хлеба и вина является наиболее распространенной частью семейной трапезы.

1) Хозяйка дома зажигает две свечи и произносит благословение на Шаббат – таким образом представляя два упоминания десяти заповедей в Торе, которые включают в себя два постановления о Шаббате – помнить его и соблюдать.

2) Отец возлагает руки на головы каждого из своих детей и благословляет их – самая трогательная часть традиционного еврейского Шаббата, которая помогает родителям выразить и подтвердить любовь к своим детям в это особенное семейное время.

3) Семья сидит вместе за столом и глава семьи произносит «кидуш» над чашей вина. Это благословение и освящение Шаббата: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» . Чаша «кидуш» является напоминанием о двух различных причинах хранить Шаббат, одна – чтоб следовать Божественной модели сотворения мира за семь дней, и другая — помнить, что они были избавлены от рабства. «Кидуш» отмечает сотворение, а также чудесный исход из Египта.

4) Две булки хлеба — «халы» — традиционно преломляются с благословением: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, произрастивший хлеб от земли» . Хлеб разламывается, обмакивается в соль и передается каждому члену семьи. Две булки подаются в память о двойной порции манны, которая давалась израильтянам каждую пятницу, чтоб они не собирали манну в Шаббат. Соль всегда на столе в память об отсутствии Храма, — и стол подобен алтарю в Храме, ведь на алтаре всегда была соль на жертвах.

5) Иногда поются песни или благословения, в зависимости от того, насколько традиционна семья — либо о самом Шаббате, либо по псалмам или 31 главе книги Притчей (о благочестивой жене), как похвала жене.

6) В конце трапезы часто произносится благодарение за пищу, вместе со специальным благословением для каждого вида пищи, в центре которых всегда два компонента – хлеб и вино.

Ничего не напоминает?

Как вы уже могли заметить, многие аспекты еврейского Шаббата полны мессианского значения! В частности, когда мы читаем в Послании Евреям, что Иешуа Сам является нашим покоем, и «вхождение в покой» — это путь переживания новой свободы спасения, которую мы имеем в Нем. Когда мы размышляем о том, что история Исхода повествует о выходе евреев из рабства, через избавление благодаря крови и пресному хлебу, в завет с Богом, и потом в обетованную землю, — как удивительно отмечать в традициях Шаббата параллели с грядущим спасением Мессии! Чаша «кидуш», символизирующая кровь избавления, и преломленный хлеб спасения и обеспечения, принимаемые нами до «вхождения в покой» Шаббата. Разве это не прекрасно?

«Более чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев»

Я люблю традиции, которые помогают почтить каждого члена семьи, а особенно тех, которые иногда не получают столько же уважения, как другие. Традиции Шаббата помогли еврейским семьям выстоять в самые тяжелые времена, во времена испытаний и преследований, на протяжении двух тысяч лет изгнания.

В то время как многие другие народы, будучи угнетаемы, жестоко мучимы и рассеяны, распались и были уничтожены этими страданиями, еврейский народ, каким-то образом, придерживаясь их Богом установленной культуры, сохранился. На самом деле, хорошо было сказано: «Больше чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев.”

Возлюбив Дарителя больше, чем дар

Но, к большому сожалению, со временем, восхваление Шаббата достигло богоподобного статуса. В средние века, когда христианское преследование еврейского народа было особенно жестоким, песня с названием «Леха Доди» (приди, мой возлюбленный) была написана о Шаббате будто в ожидании прихода «Царицы Субботы», и слова из Песни Песней Соломона произносились в отношении самого Шаббата. Песнь Песней рассматривается как аналогия любви Бога и Его народа, а не народа Божьего и Шаббата. Шаббат – это святой и драгоценный дар, но он не может заменить Самого Бога, и все почтение следует воздавать Творцу, а не Его дарам.

Конечно, всем людям свойственна тенденция любить (более видимые) дары вместо Того, кто дал их, но это идолопоклонство. Задумайтесь на минутку о своей жизни, и вспомните те моменты, когда вы поступаете так же. Каждый из нас участвует в этой битве по сохранению Бога в центре нашей любви и хвалы, но когда Бог не на первом месте, все идет не так. Мы упускаем самое лучшее.

Подписывайтесь:

Бог, по милости Своей, сохранил еврейский народ сильным, единым и культурно слитным на протяжении столетий не иначе как чудесным способом. Следование Его мудро данным законам и заповедям, таким, как соблюдение Шаббата, во многих отношениях сделало возможным их сохранение. Но давайте молиться, чтобы народ Израиля вновь был наполнен жаждой по Тому, Кто дал заповеди, и не удовлетворялся самими заповедями. Давайте молиться за пробуждение Его народа – за жизнь из мертвых! Молитесь вместе с нами в этот Шаббат за еврейский народ по всему миру, за откровение и спасение, и чтобы они по-настоящему «вошли в Его покой». Аминь.

Исход 20 и Второзаконие 5
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/261818/jewish/A-Brief-History-of-Shabbat.htm

– это самый важный день недели и одна из главнейших заповедей.

Заповедь праздновать и почитать Субботу берет свое начало еще от Сотворения Мира. Тогда Вс-шний шесть дней работал, создавая наш мир по кусочкам, а на седьмой день Он отдыхал. «И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в тот день Он прекратил Свою работу, которую творил Б-г, чтобы делать » ( , 2:3) Этот отрывок из Торы ясно дает нам понять, что Суббота – выходной день, освобожденный от всякой работы.

Но это не просто день отдыха от повседневной работы, когда мы можем развлечься, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Прекратив, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан за шесть дней, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой – не что иное, как акт веры.

Миллионы людей верят в Единого Творца, молятся ему в храмах, пишут и читают молитвы и литургии. Но евреи выражают свою веру в действии. Именно потому в Субботу прекращаются всякие работы, как бы они ни были важны.

Представьте себе такой огромный мегаполис, как Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день – на Субботу. Так и говорят, что американцы делают "шопинг" по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей.

И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности – единственное ритуальное предписание, упомянутое в Десяти Заповедях.

Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота - отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем... Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.

Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название – мелаха (множественное число - мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. Всего таких работ названо тридцать девять.

На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Вс-шнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу – вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.

Шаббат - основные вопросы

Приветствую вас на новой версии сайта Сохнута. В дальнейшем я, Миша Бешкин, буду вести рубрику История и Традиция. По мере возможностей будем знакомиться с Недельными главами Торы, еврейскими традициями и законами. Надеюсь те знания, которые мы вместе сможем получить, помогут лучше понять что значит вести еврейский образ жизни.

Сегодня мы начнем разбирать законы Шаббата. Шаббат - это особый день. Мудрецы говорят, что Шаббат сохранил еврейский народ. Даже не Тора и Талмуд, а именно Шаббат. Почему? Ответ можно найти если попробовать хотя бы некоторое время соблюдать законы Шаббата. Приведу всего лишь несколько примеров:

1. Еда в Шаббат . В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда - чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.

2. Развлечения в Шаббат. Шаббат - день особый и наполнен большим духовным смыслом, поэтому большая часть Субботы посвящается духовному самосовершенстованию и познанию. Развлечения, которые обычны для других людей, в этот день к сожалению (или к счастью) не доступны. Если посмотреть на програму концертов, телепередач, то складывается впечатление, что самое интересное обычно происходит именно в субботу или в пятницу вечером. Наверняка так и есть, и я лично переживал, что не смог попасть на концерты любимых групп. Но что действительно дает Шаббат, так это чуство не сравнимое с хорошей тусовкой - чуство принадлежности в большому народу, который в этот самый момент забывает о праздной суете и садится за праздничный стол.

3. Работа в Шаббат. Это один день в неделю, когда необходимо не просто прервать работу, но и прекратить думать о ней. У какого еще народа есть такой день? Сегодняшний ритм жизни требует от человека много сил и энергии. Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно много работать. Это все аксиомы сегодняшнего дня. Но иногда необходимо остановиться и переключиться на что-то другое. Есть множество способов как это сделать и счастливы те люди, которые умеют отключаться от работы. Евреи - люди трудолюбивые и Всевышний позаботился о нас, заставив не работать один день. Именно Он нас заставляет отказаться от работы в Шаббат, иначе некоторые из нас работали бы 24 часа в день и 7 дней в неделю.

Думаю, что привел достаточно примеров, чтобы показать как Шаббат выделяет нас из другиз народов. В дальнейшем мы разберем подробнее законы Шаббата, а пока для начала небольшой список ЧаВО (часто задаваемые вопросы):

1. Что такое Шаббат?

- Седьмой день недели

2. Когда начинается и заканчивается Шаббат?

- В разных городах и в разное время года по разному. Дело в том, что день по еврейскому календарю начинается с заходом солнца. Вот и получается, что Шаббат начинается в пятницу вечером. Но и это еще не все. Принято начинать Шаббат чуть раньше (вне Израиля - 18 минут), чтобы не ошибиться и не нарушить Шаббат и заканчивать Шаббат позже примерно на 30 минут. Подробный список для стран Балтии можно найти на нашем сайте, а для любой точки Земли по этому адресу http://www.evrey.com/luach/kzmanjs.htm

3. Что можно и что нельзя делать в Шаббат?

- Есть большой список разрешенных и запрещенных действий, который мы обсудим далее, но все действия укладываются в формулу в Субботу нужно отказаться от действий, в которых проявляется господство человека над природой , которую я прочитал в очень хорошей книге рава Моше Пантелята "Царица суббота" .

4. Должны ли неевреи соблюдать законы Шаббата?

- Нет, Всевышний заключил завет только с еврейским народом и только нам было сказано: /8/ ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. /9/ ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, /10/ А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, - БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. /11/ ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ; ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО. Исход 19:8-11

В будущем думаю, что можно будет пополнить этот список, чтобы в случае возникновения вопроса, можно было бы подсмотреть.

Теперь когда мы более-менее разобрались с основными аспектами связанными с Шаббатом, то можем приступить к рассмотрению законов Шаббата.
Законы, которые определяют что можно, а что нельзя делать в Шаббат разделяются на 39 типов работ. Но тут нужно сделать одну очень важную оговорку:
Работа в Шаббат - это несколько другой термин, нежели мы привыкли понимать. Правильнее было бы называть это действие - мелаха, т.е. некое действие, которое запрещеное в Шаббат. По-русски звучит несколько громоздко, поэтому и перевели как "работа", мы тоже будем использовать это слово для удобства.

Какие же это 39 видов работ запрещенных Торой для совершения в Шаббат?

1. Производство пищи:
1.1. пахать
1.2. сеять
1.3. жать
1.4. вязать снопы
1.5. молотить
1.6. веять
1.7. перебирать
1.8. просеивать
1.9. молоть
1.10. месить (тесто)
1.11 варить (или печь хлеб);

2. Изготовление одежды:
2.1. стричь
2.2. прочесывать
2.3. отбеливать и красить (шерсть)
2.4. прясть
2.5. расправлять нити
2.6. устанавливать продольные нити в ткацком станке
2.7. ткать
2.8. распускать ткань
2.9. завязывать и развязывать узлы
2.10. кроить
2.11. шить и рвать (распарывать);

3. Строительство жилища и разведение огня:
3.1. строить и разрушать в целях новой постройки
3.2. зажигать и тушить
3.3. производить завершающий удар
3.4. переносить ноши из частного владения в общее;

4. Писание букв, изготовление красителей и материалов для письма:
4.1. писать и стирать написанное
4.2. ловить (охотиться на животных)
4.3. убивать
4.4. снимать шкуру
4.5 дубить и скоблить ее.

Как видите, весь этот перечень работ представляет человека как творца и властителя над природой. Вот поэтому все эти действия и запрещены в Шаббат, потому что сам Владыка Вселенной отдыхал в этот день, и евреям приказал не совершать никакой работы в Шаббат.

Не стоит думать, что в Шаббат абсолютно все запрещено и это чрезвычайно скучный день. Развлечений вобщем-то предостаточно: прогулки, чтение книг, разговоры с близкими. Это далеко не полный список тех дел, которые можно переделать за столь короткое время. Я иногда очень жалею, что Шаббат закончился - так много еще не прочитано.

На этот раз все. Еще раз повторю, попробуйте пару раз провести Шаббат по законам, это по меньшей мере интересный опыт. Чтобы у вас все получилось интересно и по правилам, рекомендую найти знающего человека, который сам соблюдает и вам поможет разобраться с множеством законов Шаббата.

Жду коментариев и вопросов,
Миша Бешкин

20.01.2006 | Kurashov Nikolay | [email protected]
"4. Должны ли неевреи соблюдать законы Шаббата?"
ДА Должны... Нет, Всевышний заключил завет НЕ только с еврейским народом и НЕ только вам было сказано Исход 19:8-11
23.11.2010 | Иван Борягин | [email protected]
Миша, большое спасибо за это полезное начало - публиковать базовую информацию из иудаизма!

В статье упоминается слово "завет", которое в данный момент является предметом моих личных исследований. Индивидуальные заветы Б-га с патриархами понятны, но хотелось бы узнать больше о завете Б-га со всеми народами. Я встретил упоминание его в Писании, изучая все места со словом "завет". Можно рассказать по-подробнее о заветах вообще и о завете со всеми народами в частности?

Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха , которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику - передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой . И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой . Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

Варка и выпечка, замешивание теста;

Молотьба, помол, просеивание;

Стирка (вручную или машиной);

Вязание, вышивание;

Шитье, склеивание;

Строительство, починка;

Рисование, черчение, писание, стирание написанного;

Стрижка, бритье, маникюр;

Зажигание и тушение огня любыми способами;

Раскрой ткани;

Ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

Уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

Перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы - тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» - так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут , когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

Купля и продажа;

Езда на животных;

Плаванье на лодке;

Игра на музыкальных инструментах;

Включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой ) (Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

Манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ , то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

Свадебные церемонии;

Прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, -этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

Перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

Приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) - самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное - особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: