Тождество, различие, противоположность, противоречие. Единство и борьба противоположностей как выражение внутреннего механизма развития

Орфографический словарь

Большой толковый словарь

Управление в русском языке

Русское словесное ударение

Словарь имён собственных

Словарь синонимов

Синонимы: краткий справочник

Словарь антонимов

Словарь методических терминов

Словарь русских имён

При поиске слов можно использовать подстановочные символы звездочка (* ) и вопросительный знак (? ).

Звездочка (* ) используется для представления одной или нескольких неизвестных букв в слове, а также для представления отсутствия букв в слове в определенной позиции. Вопросительный знак (? ) используется для представления одной неизвестной буквы в слове.

Примеры правильных запросов: чес*ный, проф*ес*ор, ветрен*ый.

противополо жность , -и

ПРОТИВОПОЛО ЖНОСТЬ, -и; ж. 1. к Противополо жный (2 зн.). П. мнений. П. интересов. П. между умственным и физическим трудом. Реальность оказалась в полной противоположности с моими представлениями. 2. То, что несходно, и тот, кто несходен с другими по своим качествам, свойствам. Мир состоит из противоположностей. Противоположности часто сходятся. Жена была полной противоположностью своему мужу. 3. Филос. Одна из сторон диалектического противоречия. Единство и борьба противоположностей. В противополо жность кому-чему. в зн. предлога. В отличие от кого-, чего-л. В п. брату девочка очень усидчива. В п. общему мнению я считал его перспективным спортсменом.

искомое слово отсутствует

искомое слово отсутствует

искомое слово отсутствует

Синонимы: краткий справочник

искомое слово отсутствует

СХОДСТВО — РАЗЛИЧИЕ
Сходный — различный
схожий — различный
Сходство характеров — различие характеров. Ο Мы не можем здесь противиться желанию, — не провести параллель между Шекспиром и Сервантесом, — а только указать на некоторые точки различия и сходства между ними. Тургенев. Гамлет и Дон Кихот. — Явления уясняются по сходству или различию. Федин. Костер. Но, возразят нам, все-таки с крепостными [у заключенных] не так уж и много сходства. Различий больше. Но... Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. Любят всегда через что-нибудь: через слово или через безмолвие, через гремучую страсть или через сдержанную и тонкую лирику,... через сходство с собою или через различия, и так далее, и так далее. Залыгин. После бури.
СХОДСТВО — РАЗНИЦА
Сходство в характерах — разница в характерах. Ο Между ними находится ____ чрезвычайно большое сходство и чрезвычайно большое различие... Сходство состоит в положении, а разница в том, что один — провинциал, а другой — столичный житель; —Белинский. Дитя поэзии. Стихотворения М. Меркли. А разница-то велика! О сходстве нет и речи, хоть те Же руки, те бока, и локоны, и плечи. Винокуров. Ты.
СХОДСТВО — ОТЛИЧИЕ
И единственный способ придать [критике] определенность состоит в том, чтобы заменить поиски сходства поисками отличия. Ю. Карабчиевский. Точка боли.
СХОДСТВО — НЕСХОДСТВО
Сходный — несходный
схожий — несхожий
Я пользовался неточными рифмами... потому, что мне казалось сильнее, красивее иметь в рифме и сходство звуков, и несходство звуков. Я рифмовал, например, «на кручи я — колючия». Брюсов. О рифме. Он снова заметил сходство и несходство двух историй, деда и отца. Каверин. Летящий почерк. — Почему рушатся семьи. В том числе твоя и моя? Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Б. Пастернак. Доктор Живаго. А люди, по-видимому, поровну отмечали и разительное Ле—вино несходство с отцом, и разительное сходство. А. Битов. Пушкинский дом.
СХОДСТВО — ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
С нервным и хрупким Мишей Ивановым нас сблизила, как видно, противоположность темперамента при общем сходстве интересов: мы оба были поклонниками искусства. Я. Заболоцкий. Ранние годы.
СХОЖЕСТЬ (разг.) — НЕСХОЖЕСТЬ (разг.)
Зачем скрывать свою схожесть с другими? Но и своих несхожестей тоже скрывать не следует, хотя порой они могут показаться смешными. Шефнер. Имя для птицы.

Противолежащими называются противоречащее одно другому, противоположное (tanantia) одно другому, соотнесенное, лишен­ность и обладание, а также последнее «откуда» и последнее «куда» - такие, как разного рода возникновение и уничтожение; равным образом противолежащими называются те свойства, которые не могут вместе находиться в том, что приемлет их,- и сами эти свойства, и то, откуда они. Действительно, серое и белое не находятся вместе в одном и том же, а потому те [цвета] откуда они *, противолежат друг другу.

Противоположными называются те из различающихся по роду свойств, которые не могут вместе находиться в одном и том же; наиболее различающиеся между собой вещи, принад­лежащие к одному и тому же роду; наиболее различающиеся между собой свойства, наличие которых возможно в одном и том же носителе; наиболее различающееся одно от другого среди относящегося к одной и той же способности; то, различия чего наибольшие или вообще, или по роду, или по виду. Все остальное называется противоположным или потому, что имеет указанные противоположности, или потому, что способно принимать их, или потому, что способно делать или испытывать таковые, или оно на самом деле их делает или испытывает, утрачивает или приобретает, имеет или не имеет.

В одном смысле мы иногда как о тождественном говорим о едином по числу, затем - когда нечто едино и по определе­нию, и по числу, например: ты сам с собой одно и по форме, и по материи; и далее - когда обозначение первичной сущности одно, например, равные прямые линии тождественны, и равные и рав­ноугольные четырехугольники - тоже, хотя их несколько, но у них равенство означает единство.

А сходными называются вещи, когда, не будучи во всех отноше­ниях тождественными и. имея различие в своей составной сущ­ности, они одни и те же по форме, как больший четырехугольник сходен с малым, и неравные прямые сходны друг с другом,

*то есть черный и белый цвет.Ред.

ибо они именно сходны друг с другом, но не во всех отношениях одни и те же. Далее, вещи называются сходными, когда, имея одну и ту же форму и будучи в состоянии быть больше и меньше, они не больше и не меньше. А другие вещи, когда у них однои то же по виду свойство (например, белый цвет) бывает [у одной] в значительной степени и [у другой] слабее, называются сходны­ми, потому что форма у них одна. Наконец, вещи называются сход­ными, когда у них больше тождественных свойств, нежели различ­ных, или вообще, или очевидных; например, олово сходно с сереб­ром, а золото - согнем,поскольку оно желтое и красноватое.

А отсюда ясно, что о разном, или инаковом, и о несходном говорится в различных значениях. И «другое» в одном значении противолежит «тождественному», а потому каждая вещь по отношению к каждой другой есть либо то же самое, либо другое; в ином смысле говорят о «другом», когда у них ни материя не одна, ни определение не одно и то же, поэтому ты и твой сосед - разное. А третье значение «другого» - то, в каком оно употребляется в математике*. Таким образом, каждая вещь обоз­начается по отношению к каждой другой как «разное» или «тождественное» в той мере, в какой о ней говорится как о едином и сущем, и вот почему: «другое» не есть противоречащая проти­воположность «тождественному», поэтому оно (в отличие от «не­тождественного») не сказывается о не-сущем, а сказывается о всем сущем: ведь всякое сущее и единое есть от природы либо «одно», либо не «одно».

Вот каким образом противополагаются «разное», или «инаковое», и «тождественное», а различие - это не то, что инаковость. Ведь «инаковое» и то, в отношении чего оно инаковое, не долж­ны быть инаковыми в чем-то определенном (ибо всякое сущее есть или инаковое, или тождественное). Различное же различает­ся от чего-то в чем-то определенном, так что необходимо должно быть нечто тождественное, в чем различаемые вещи различаются между собой**. А это нечто тождественное - род или вид. Ибо все различающееся между собой различается либо по роду, либо по виду; по роду различаются вещи, у которых нет общей материи и которые не могут возникать друг из друга (таково, например, то, что принадлежит к разным категориям); по виду - те, что принадлежат к одному и тому же роду (а называется родом то, благодаря чему различающиеся между собой вещи называ­ются тождественными по сущности).

Противоположные же друг другу вещи различаются между собой, и противоположность есть некоторого рода различие. Что мы здесь исходим из правильного предположения, это ясно из наведения. Ведь все противоположные друг другу вещи очевид­ным образом различаются между собой; они не только разные вещи, но одни разные по роду, а другие попарно находятся в одной и той же категории, так что принадлежат к одному и тому же роду, т. е. тождественны друг другу по роду...

Так как различающиеся между собой вещи могут различаться в большей и в меньшей степени, то имеется и некоторое наибольшее различие, и его я называю противоположностью. Что она есть наибольшее различие - это ясно из наведения. Вещи, различаю­щиеся между собой по роду, не переходят друг в друга, а в большей мере отдалены друг от друга и несопоставимы; а у тех, что раз­личаются по виду, возникновение происходит из противополож­ностей как крайностей; но расстояние между крайностями - самое большое, а потому и расстояние между противоположностями такое же.

*- например, неравные прямые или четырехугольники с неравными сторо­нами и углами. Ред.

** – то есть они должны быть сопоставимы по роду или виду. Ред.

Но право же, наибольшее в каждом роде есть нечто закон­ченное, ибо наибольшее есть то, что не может быть превзойдено, а законченное - то, за пределами чего нельзя найти что-то [относящееся к вещи]; ведь законченное различие достигло конца (так же как и остальное называется законченным потому, что достигло конца), а за пределами конца нет уже ничего, ибо конец - это крайний предел во всякой вещи и объемлет ее, а потому нет ничего за пределами конца, и законченное не нуждается в чем-либо еще.

Таким образом, из только что сказанного ясно, что противо­положность есть законченное различие; а так как о противополож­ном говорится в различных значениях, то ему каждый раз будет сопутствовать законченность в том же смысле, в каком ему прису­ще быть противоположным. И если это так, то ясно, что каждая противоположность не может иметь больше одной противополож­ности: ведь ничего не может быть еще более крайним, чем крайнее, как и не может быть у одного расстояния больше чем две конеч­ные точки; да и вообще если противоположность есть различие, а различие бывает между двумя вещами, то и законченное различие должно быть между двумя.

Равным образом необходимо правильны и другие определения противоположного, а именно: законченное различие есть наиболь­шее различие, ибо за пределами такого различия ничего нельзя (найти у вещей, различающихся по роду или по виду (ведь было показано, что между чем-то и вещами, находящимися вне [его] рода, нет «различия», а между вещами, принадлежащими к одному роду, законченное различие - наибольшее); вещи, больше всего различающиеся внутри одного и того же рода, противоположны (ибо законченное различие - наибольшее между ними); противо­положны также вещи, больше всего различающиеся между собой в том, что может быть их носителем (ведь у противополож­ностей материя одна и та же); наконец, из тех вещей, которые подпадают под одну и ту же способность, больше всего различа­ющиеся между собой противоположны (ведь и наука об одном роде вещей - одна), и законченное различие между ними - наибольшее.

А первичная противоположность - это обладание и лишен­ность, но не всякая лишенность (ведь о лишенности говорится в различных смыслах), а законченная. Все же остальные противоположности будут называться так сообразно с этими первичными противоположностями; одни потому, что имеют их, другие пото­му, что порождают или способны порождать их, третьи потому, что приобретают или утрачивают эти или другие противоположности. Если же виды противолежания - это противоречие, лишенность, противоположность и отношение, а первое из них - противоречие и у противоречия нет ничего промежуточного, тогда как у проти­воположностей оно возможно, то ясно, что противоречие и проти­воположность не одно и то же. Что же касается лишенности, то она есть некоторого рода противоречие: ведь обозначают как лишенное то, что чего-то лишено либо вообще, либо з некотором отношении, или то, что вообще не в состоянии обладать чем-то, или то, что, будучи по природе способным иметь его, его не имеет (мы говорим здесь о лишенности уже в различных значениях... это разобрано у нас в другом месте); так что лишенность - это некоторого рода противоречие, иначе говоря, неспособность, точно определенная или взятая вместе с ее носителем. Поэтому у противоречия нет ничего промежуточного, но у лишенности в каких-то случаях оно бывает: все или есть равное, или не есть равное, но не все есть или равное, или неравное, разве только то, что может быть носителем равенства. Так вот, если разного рода возникновение для материи происходит из противоположного и исходным служит либо форма и обладание формой, либо некоторая лишенность формы, или образа, то ясно, что всякое противоположение есть некоторого рода лишенность, но вряд ли всякая лишенность есть противоположение (и это потому, что вещь, лишенная чего-то, может быть лишена его не одинаковым образом): ведь противо­положно [только] то, от чего изменения исходят как от крайнего. А это очевидно также из наведения. В самом деле, каждое противоположение содержит лишенность одной из противополож­ностей, но не во всех случаях одинаково: неравенство есть лишенность равенства, несходство - лишенность сходства, а по­рок - лишенность добродетели. И различие здесь бывает такое, как об этом было сказано раньше: в одном случае имеется лишенность, когда нечто вообще лишено чего-то, в другом - когда оно лишено его или в определенное время, или в определенной части (например, в таком-то возрасте, или в главной части), или повсюду. Поэтому в одних случаях бывает нечто промежу­точное (и человек, например, может быть не хорошим и не плохим), а в других - нет (необходимо же числу быть либо нечетным, либо четным). Кроме того, одни противоположности имеют определенный носитель, а другие нет. Таким образом, очевидно, что всегда одна из противоположностей подразумевает лишен­ность [другой]; но достаточно, если это верно для первичных противоположностей и их родов, например для единого и много­го: ведь все другие противоположности сводятся к ним.

Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 159, 258-262

Тождество - это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства и отношения, которые характеризуют А, характеризуют и Б, и наоборот.

Тождество, как таковое, как некое вообще абстрактное понятие, становится сразу же конкретным в приложении к какому-либо конкретному объекту, поскольку тождество объекта самому себе означает его равенство вот этим своим конкретным существенным свойствам, благодаря которым объект, собственно говоря, и есть именно то, что он есть.

Следовательно, конкретное тождество конкретного объекта самому себе - есть его самотождественность, которая ничем не формируется специально и является просто естественной данностью бытия. Таким образом, тождество объекта с самим собой всегда присуще конкретному объекту и всегда конкретно само.

Но при этом конкретное тождество всегда относительно, поскольку действительность постоянно меняется, и ни один объект не бывает абсолютно тождественным самому себе - ведь ни один объект никогда не бывает абсолютно тем, что он есть, постоянно изменяясь.

Исходя из этого, можно сказать, что тождество может быть абстрактным и абсолютным только относительно чего-то абстрактного или абсолютного, то есть - относительно абстрактных понятий разума и абсолютных выводов мышления. Что же касается конкретной, материальной, предметной действительности, то здесь тождество бывает только конкретным и относительным.

1. Рассмотрим, что означает конкретный характер тождества.

Прежде всего, следует признать, что конкретный характер тождества объекта самому себе, то есть, его самотождественность, отражает устойчивое пребывание данного объекта в бытии тем, что он есть. Таким образом, конкретность тождества объекта самому себе свидетельствует о его устойчивом бытии - это есть основное, что проистекает из конкретного характера тождества как такового.

Кроме того, конкретное тождество объекта самому себе, его самотождественность, одновременно является и его отличием от других объектов. Ведь объекты между собой отличаются именно тем, что у них у каждого своя собственная, непохожая ни на какую другую, самотождественность. И если данный объект конкретно самотождественен только самому себе, то он потому и отличается конкретно от любого другого объекта, что любой другой объект также самотождественен только самому себе.

Следовательно, само понятие тождества неотделимо от понятия различия, поскольку в самом смысле самотождественности объекта заключен главный фактор его различия с другим объектом.

Таким образом:

любое тождество всегда содержит в себе различие.

С другой стороны, различие объекта с другими объектами всегда содержит в себе тождество, поскольку различение объектов есть не что иное, как различение их самотождественностей . Следовательно, различие - это несходство самотождественности двух или более объектов, проявляющееся внешне в наличии у них тех или иных признаков, отсутствующих у одного, и присутствующих у другого.

Таким образом:

как каждое тождество всегда содержит в себе различие, так и всякое различие содержит в себе всегда тождество.

Исходя из этого, можно сказать, что

тождество и различие, как характеристики бытия вещей, существуют в единстве.

Итак, конкретный характер тождества объекта самому себе предопределяет то, что :

- любой самостоятельный объект представляет собой единство тождества с самим собой и различия с другими;

- любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии.

2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе.

Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наоборот, изменчивость существования объекта в бытии. Ведь, если конкретность тождества указывает на то, что объект в данный момент устойчиво есть то, что он есть, то относительность тождества указывает на то, что объект изменчив, и может, благодаря этому, стать не тем, что он есть .

Следовательно, поскольку любой объект самотождественен и конкретно и относительно одновременно, то самотождественность любого объекта содержит в себе не только признаки различия с иным себе, но и признаки различия с самим собой.

Таким образом:

любой объект является неким единством своей устойчивости и своей изменчивости.

Исходя из этого , можно определить, что в любом объекте сокрыты встречно противонаправленные тенденции , которые противостоят друг другу, но находятся в нераздельном единстве. Такие тенденции, черты, признаки объекта, которые коренным образом противостоят друг другу, но не могут существовать друг без друга, называются противоположностями.

Противоположности отличаются от различий тем, что противоположности не только обладают разными признаками, но и взаимоисключают, отрицают друг друга. Если различия фиксируют некое сложившееся состояние неких внешних признаков предмета или явления, то противоположности отражают некий внутренний, никогда не завершающийся процесс борьбы противостоящих тенденций, свойств или признаков.

Противоположности не могут, как различия, сосуществовать друг с другом вне конфронтационного взаимодействия, они всё время сталкиваются, борются, выдавливают друг друга. Это взаимодействие противоположностей называется противоречием.

Таким образом, противоречие - это процесс постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

Основная особенность противоречий состоит в том, что они постоянно и неудержимо стремятся к своему разрешению , втягивая в это стремление всё, в чём они проявляются.

Таким образом, противоречия - это внутренний источник движения, изменения, развития объекта, поскольку

возникающие противоречия для своего разрешения порождают необходимые внутренние предпосылки объекта к соответствующему необходимому изменению .

Когда объект меняется, он превращается в нечто иное себе, снимая обострившиеся противоречия, и, таким образом, совершает некое необходимое развитие.

Однако после момента снятия противоречий, после их разрешения, сразу же возникают новые противоречия, поскольку у изменившегося объекта сразу же возникает новая самотождественность, в которой уже заложено различие себе, и, следовательно, остается постоянной и неизменной ситуация взаимодействия внутренних противоположностей, которые порождают новые противоречия, которые требуют нового разрешения, и развитие объекта под действием этого стимула продолжается.

Таким образом, развитие объекта - это есть не что иное, как единство и борьба противоположностей в форме разрешения тех или иных постоянно складывающихся противоречий.

Различают следующие виды противоречий :

1. Антагонистические и не антагонистические противоречия, характерные только для общества.

Антагонистические - это противоречия, которые существуют между классами, группами и слоями общества, интересы которых взаимоисключающие, непримиримые. Антагонистические противоречия могут разрешаться только в форме силового столкновения участников взаимодействия.

Не антагонистические противоречия - это противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают. В результате этого неантагонистические противоречия приводят к сотрудничающему взаимодействию.

2. Внутренние и внешние .

Внутренние противоречия - это противоречия внутри одного и того же объекта.

Внешние противоречия - это противоречия между разными объектами.

3. Основные и не основные .

Основные противоречия - это решающие противоречия между ведущими, с точки зрения развития, сторонами объекта.

Не основные противоречия - это противоречия между сторонами объекта, которые играют в развитии не главную, а вспомогательную роль.

Основные противоречия определяют непосредственно характер и содержание развития, а не основные противоречия оказывают в основном влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).

Таким образом, сущность закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что:

Любой объект обладает внутри себя противоположностями, которые находятся в постоянном внутреннем процессе противоборствующего взаимодействия, порождающего противоречия, а противоречия способами своего разрешения определяют закономерный и необходимый путь развития объекта .

Основные термины

АБСОЛЮТНОЕ - то, что способно быть самим собой вне зависимости от любых своих отношений с чем-либо другим.

АБСТРАКТНОЕ - идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

ИЗМЕНЕНИЕ - превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

КОНКРЕТНОЕ - нечто действительное в определенное время и в определенном месте.

ОБЪЕКТ - то, что познается.

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ - то, чьё существование в том или ином качестве зависит от тех или иных своих отношений с чем-либо другим.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ - тенденции, черты, признаки предмета, явления, которые коренным образом взаимно противостоят друг другу, но не могут друг без друга существовать.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

ПРОТИВОРЕЧИЯ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ - противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями общества, интересы которых взаимоисключающие, непримиримые.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНЕШНИЕ - противоречия между разными предметами, явлениями.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНУТРЕННИЕ - противоречия между противоположными сторонами одного и того же предмета, явления.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ ОСНОВНЫЕ - противоречия между сторонами предмета, явления, которые играют в развитии не главную, а вспомогательную роль.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ - противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ - противоречия внутри предмета, явления, решающие для развития.

РАЗВИТИЕ - целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.

РАЗЛИЧИЕ - несходство самотождественности двух или более предметов, явлений, понятий.

РАЗРЕШЕНИЕ - момент снятия противоречий или устранения их противоборства.

САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ - идентичность объекта самому себе.

СВОЙСТВО - внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.

ТЕНДЕНЦИЯ - направленность в развитии.

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

2. Закон тождества. Закон непротиворечия Закон тождества (a = a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость. При этом редко можно говорить об

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

34. Категории и сущность закона единства и борьбы противоположностей Каждая вещь, каждое явление представляет собой внутренне противоречивое образование - единство взаимно предполагающих и взаимно отрицающих сторон. Качество и количество, причина и следствие,

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Логика автора Шадрин Д А

34. Закон тождества. Закон непротиворечия Закон тождества (a є a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость.Закон тождества означает, что в процессе

Из книги Сaмое самo автора Лосев Алексей Федорович

4. Диалектика тождества и различия в сфере смысла 1. Именно, хотя предыдущее изложение достаточно освещает вопрос о природе смысла, но оно не может не оставлять некоторого беспокойства по следующему обстоятельству.Смысл вещи есть нечто в ней простейшее и неделимое. Смысл

Из книги Том 26, ч.3 автора Энгельс Фридрих

[а) Смешение прибавочной стоимости и прибыли. Схоластика по вопросу о выравнивании нормы прибыли. Сведение единства противоположностей к их непосредственному тождеству] Различие между прибавочной стоимостью и прибылью у учеников Рикардо также не отмечается, как и у

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Закон тождества Закон звучит так: «В процессе суждения следует рассуждать об одном и том же предмете». Или, проще говоря, «Понятия на переправе не меняют».Как можно нарушить этот закон? Например, вот так. Во времена СССР не было очередей: у меня во дворе был гастроном, и я

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

§ 2. Закон тождества Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.Записывается закон так:а есть а или а = а (для суждений)А

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

[Лекция 5], часы 9, 10 Понятие. Закон тождества Понятие и суждение1) Я пытался [прошлый раз] вскрыть систематически основные свойства всякого смысла как такового.Смысл всякий и всегда: сверхвременен; сверхпространственен; сверхпсихичен; идеален; объективен; тождественен;

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

6.1. Закон тождества Нормативное требование этого закона обеспечивает определенность мышления. Закон гласит: Во всяком рассуждении необходимо, чтобы любое понятие и суждение оставались теми же самыми по своему содержанию или смыслу, т.е. тождественными самим себе. Хотя в

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

3. Анализ законов материалистической диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей С первых лет после победы Октябрьской революции резко обнаружилась принципиальная противоположность ленинского понимания диалектики строительства социализма и коммунизма

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

2. ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ЗАКОНА РАЗВИТИЯ КАК БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Одним из излюбленных приёмов современных метафизиков в борьбе против диалектического метода Маркса является утверждение о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

7. ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПУТЁМ БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ Распространение положений диалектического метода на изучение общественной жизни, применение этих положений к практической

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Закон тождества Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления – его определенность – выражает закон тождества:Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

1. Закон тождества Объективный характер и сущность закона тождества. С действием этого закона связано такое коренное свойство правильного мышления, как его определенность.Что же послужило объективным основанием для возникновения и действия этого закона в мышлении? Как

Из книги автора

4.1. Что такое закон тождества? Как мы помним, логика – это наука о формах и законах правильного мышления. В предыдущих главах книги говорилось о формах мышления: понятии, суждении и умозаключении. После знакомства с ними перейдем к рассмотрению законов логики и их

Логика и философия

Автор законов Гегель абсолютный идеализм законы применения для описания механизма развития абсолютного духа. Главная задача описать сам механизм развития. Закон единства и борьбы противоположностей главное причина и источник развития Закон отрицания отрицания описывает в развитии траектория по которой развитие осуществляется Закон это связь между явлениями и процессами действительности которые являются объективной всеобщей внутренней существенной необходимой а в силу этого устойчивой и повторяющейся. Единство и...

3акон единства и борьбы противоположностей. Соотношение категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие». Типы противоречий и формы их разрешения.

Категория – наиболее общее фундаментальное понятие той или иной отрасли знаний. У каждой науки есть свои категории. Философские категории- это предельно общие универсальные понятия, отражающих взаимосвязь всех предметов действительности. Философские категории строятся парами, они противостоят друг ругу, но не могут существовать друг без друга. Например, единичное и общее. В категориях систематизируются знания.

Группы:

  1. категории предметные 2)категории отношения

ЗАКОНЫ

  1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Главная задача описать сам механизм развития.
  2. Закон единства и борьбы противоположностей (главное – причина и источник развития)
  3. Закон отрицания отрицания (описывает ……………… в развитии, траектория по которой развитие осуществляется)

Закон – это связь между явлениями и процессами действительности, которые являются объективной, всеобщей, внутренней, существенной, необходимой, а в силу этого устойчивой и повторяющейся.

Система законов описывает последовательность в развитии того или иного природного явления в природе, поэтому такую систему называют теорией, а последовательность – закономерностью.

Виды законов:

  1. по формам движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное
  2. по основным сферам деятельности: природы, общества, мышления
  3. по степеням всеобщности: законы частные (которые действуют в пределах некоторого класса явлений принадлежащих данной форме движения материи); законы общие (обязательны для всех явлений принадлежащие данной форме движения материи); законы универсальные (действующие во всех сферах бытия).
  4. По механизму своей реализации: динамические (описывают поведение относительно изолированного объекта, все параметры движения которого известны); статические (которые описывают связи в таких процессах, в которых участвует большое количество сравнительно однородных объектов и в которых необходимость проявляется в виде «Закона больших чисел»: данный закон осуществляется не в каждом отдельном случае, а действительно только для большого количества случаев)

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Закон: все состоит из противоположных началах (?), которые будучи единичными по своей природе находятся в борьбе и противоречиях друг к другу. Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник движения и развития всего сущего.

Противоположность –

  1. единство взаимоисключающих друг друга сторон вещи
  2. каждая из противодействующих сторон.

Противоречие – взаимное исключение, отрицание предполагаемых др. др. сторон вещи. Противоречие – борьба противоположностей – главный источник развития. Развитие – борьба противоположностей.

Тождество – отношение вещи к самой себе относительно тождества выражает равенство, одинаковость, совпадение сторон, свойств и тенденций развития вещи. Тождество означает, что предмет равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот данный предмет. Но всегда есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, т.е. нарушить его тождественность: вследствие взаимодействия данной вещи с другими в ней постоянно возникают изменения, отличающие вещь от его прежнего состояния, поэтому абсолютного тождества, совпад. свойств и сторон вещи, на разных этапах её развития (во времени) нет и быть н может. Следовательно, тождество всегда содержит в себе различие.

Различие – отношение вещи к самой себе и к другим вещам., в которых выражается не сходство, не совпадение, неодинаковость свойств, сторон и тенденций развития. Различие изначально выступает как несуществ., но со временем начинает затрагивать сущность вещи и обретает форму противоположности. В начале прежполагая дуг другу, противоположности современем начинают конфликтовать и вступают в борьбу, т.е. возникает противоречие. Фаза разрушения противоречия – когда вещь уничтожается и на её месте возникает …………новая вещь.

Необходимо отметить относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей: относительный характер единства означает, что оно имеет место пока существует вещь, абсолютный характер борьбы означает, что она протекает всегда при всех условиях и всяких качественных состояниях вещей.

Виды противоречий:

  1. Внутренние и внешние
  2. основные и неосновные
  3. главные и негланые
  4. онтогонестические и неонтогонестические (только в соц процессах)

Внутренние – те, которые выражают взаимодействие частей вещи (внутреличностный конфликт).

Внешние – между отдельными предметами или вещами. Внутренние противоречия играют ведущую роль в развитии, однако нельзя недооценивать и против. внешних, в роли которых выступают условия.

Основные – выражают сущность вещи и определяют закономерности её развития от момента её возникновения вплоть до уничтожения. Основное противоречие определяет стратегию развития предмета.

Неосновные – все остальные, которые не выражают сущности предмета. Основные всегда бывают внутренними, неосновные - как внутренними так и внешними.

Главные – определяет развитие системы только на определенном этапе или при определенных условиях. Главные определяют тактику развития. Главные – частная форма проявления противоречия основного.

Онтогонестические – противоречия, которые существуют между классами, соц. группами и слоями, интересы, которые противоположны и в корне не совместимы. Такое противоречие развивается до конфликта и разрешается в острой непримиримой борьбе. Ведущей к гибели одной из противоборствующих сторон (война).

Неотогонестические - возникает между социальными слоями., интересы которых в корне совпадают. Такое противоречие может развиваться до конфликта, но разрешается соглашением сторон (соревнование).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34084. Разграничение государственной собственности на землю 27.5 KB
Разграничение государственной собственности на землю. 214 ГК РФ государственная собственность имущество принадлежащее на праве собственности Российской Федерации федеральная собственность и имущество принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации собственностьсубъектов Российской Федерации. Таким образом субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация республики края области города федерального значения автономная область автономные округа.Поскольку объектами любых прав...
34085. Понятие и общая характеристика приватизации земель в Российской Федерации 25 KB
Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем объектов недвижимости на основании положений Земельного кодекса РФ ФЗ от 21 декабря 2001 г. 3 ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе продажи посредством публичного предложения или без объявления цены путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Цена выкупа...
34086. Пожизненное наследуемое владение земельным участком 24.5 KB
Право пожизненного наследуемого владения. предоставление земельных участков на праве пожизненного земельного владения не допускается. Основаниями возникновения права пожизненного наследуемого владения являются: принятие наследства в состав которого входит пожизненное наследуемое владение на земельный участок. договор куплипродажи или иная сделка об отчуждении здания строения сооружения расположенные на земельном участке принадлежавшем бывшему собственнику зданий строений сооружений на праве пожизненного наследуемого владения;...
34087. Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком 27.5 KB
Юридические лица могут быть разделены на 3 группы по отношению к этому праву: юридические лица которым и после введения в действие Земельного Кодекса предоставляются земельный участки на данном праве и которые могут использовать земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования органы государственной власти органы местного самоуправления государственные и муниципальные учреждения казенные предприятия центры исторического наследия президентов России прекративших исполнение своих полномочий; юридические лица...
34088. Основания возникновения и изменения прав на земельные участки 59 KB
По договору кули продажи одна сторона продавец обязуется пережать другой стороне покупателю земельный участок за плату. договор дарения: По договору дарения одна сторона даритель безвозмездно передает или обязуется передать земельный участок другой стороне одаряемому в собственность. договор ренты: По договору ренты одна сторона получатель ренты передаёт другой стороне плательщику ренты земельный участок в собственность а плательщик ренты обязуется периодически выплачивать ренту. Рента обременяет земельный участок поэтому...
34089. Основания прекращения прав на земельные участки 38.5 KB
Основания добровольного прекращения: ликвидация юридического лица; смерть гражданина и отсутствие соответствующих наследников; отчуждение земельного участка другим лицам в порядке установленном гражданским законодательством; добровольный отказ от прав на земельный участок. Процедура различна для собственников и лиц не являющихся собственниками Собственник земельного участка может отказаться от своего права путем подачи заявления в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним....
34090. Сделки с земельными участками: понятие и виды сделок 53.5 KB
Особенности оборота земельных участков находят отражение в содержании соответствующих сделок с землей. Так гражданскоправовой институт наследования имущества применяется и в земельном праве однако в целях предотвращения дробления наследуемого земельного участка между многими наследниками земельным законодательством могут быть установлены особые правила наследования земельных участков. Земельное законодательство предусматривает особенности совершения например сделок куплипродажи земельных участков обусловленные необходимостью обеспечения...
34091. Договор купли-продажи земельных участков 38 KB
По договору куплипродажи земельного участка продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок а покупатель обязуется принять земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму.Стороны договора не вправе изменять целевое назначение земельного участка являющегося предметом договора. Также не подлежат самовольному изменению такие условия использования земельного участка как охранные зоны и обременения участка. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об...
34092. Залог земельных участков 37.5 KB
Нормативной базой ипотеки является 3 главы 23 ГК РФ и ФЗ N 102ФЗ Об ипотеке залогенедвижимости от 16 июля 1998 г. далее Закон об ипотеке. 1 Закона об ипотеке по договору о залоге недвижимого имущества договору об ипотеке одна сторона залогодержатель являющийся кредитором по обязательству обеспеченному ипотекой имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны залогодателя преимущественно перед другими...

В Новой философской энциклопедии диалектика определяется как «логическая форма и способ разрешения противоречий в теоретиче­ски мыслимом». (Новая философская энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 652). Данное определение отводит понятию противоречий централь­ное место. И это не случайно. Парный характер категорий диалектики, философских категорий вообще раскрывает процесс изменения и раз- пития в его всеобщей форме как взаимоисключение и единство про­тивоположностей. От античного понимания диалектики как диалога, столкновения противоположных суждений в искусстве спора (субъек­тивная диалектика) наука, а затем и философия перешли к понима­нию объективной диалектики, обнаружили противоречия в самой сути

вещей - в обществе и природе, а не только в мышлении и познании. Противоречия и противоположность - наиболее общие категории, о&ьемлющие весь понятийный аппарат диалектического мышления.

Противоположности. Еще в конце IV - начале V века Гераклит Эфесский отмечал наличие в природе противоположных начал: «Враж­дующее соединяется, из расходящихся - прекрасная гармония, и все происходит через борьбу» (Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 42). Он утверждал, что все течет, подобно течению реки. Всеобщая смена явлений представляется Гераклитом как переход в собственную противоположность: «холодное теплеет, теплое холодеет, влажное вы­сыхает, сухое увлажняется» (Там же. С. 49). Наличие и взаимопрев­ращение противоположностей в природе утверждали в разное время Н. Кузанский и Дж. Бруно, Г. Лейбниц и Б. Спиноза и др. Гегель рас­сматривал движение как разрешение противоречий: «... точно так же планеты, хотя они и притягиваются Солнцем, несмотря на это отно­шение к своему центру, кажутся обладающими самостоятельностью и по отношению к этому своему центру, и между собой, таковое про­тиворечие и выражается в движении планет вокруг центра». (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 17). Противопо­ложности - суть стороны предмета, взаимоисключающие и взаимно предполагающие друг друга. Противоположности - соотносительные понятия. Взятые в разных отношениях, они не составляют единства и могут не противоречить друг другу. Противоречия - суть отношения взаимоисключения и взаимопрев­ращения противоположных сторон вещи или явления. Диалектиче­ское противоречие - опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей. Противоположности - основа противоречий, а посредствующие звенья - механизм их разрешения. В качестве ил­люстрации роли посредствующих звеньев и понятий противополож­ностей могут служить следующие факты: в полярностях наследствен­ности и изменчивости посредствующим звеном является генетический код, обеспечивающий не только сохранение предшествующего состо­яния организма, но и сохранение новых приобретенных признаков. В общественной жизни посредствующим звеном между крайними противоположностями сверхбогатых и сверхбедных слоев общества является так называемый средний класс. Еще Аристотель отмечал, что средний класс должен составлять большую часть населения страны, в противном случае состояние общества всегда будет нестабильным. Ведь именно мелкие собственники вкладывают часть прибыли в раз­витие своего дела, изучают и чутко реагируют на конъюнктуру рынка, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами. Естественного развития мелкого собственника в среднего в нашей стране не произо­шло, доля среднего класса в стране чрезвычайно мала. Неэффективная государственная монополия сменилась под патронажем государствен­ных структур (!) не менее гигантскими частными монополиями, боль­ше занятыми отмыванием скрытых от государства налогов. Это посто­янно порождает нестабильность общества, обостряет противоречия. Другим примером является отношение личности и общества. Как из­вестно, личность и общество - противоположности, посредствующее звено - социальные группы, в которые личность включена.


Эти и другие примеры показывают, что в познании важно учитывать как наличие внутренних противоположностей, так и посредствующие звенья. В начале 1930-х годов английский физик Поль Дирак предска­зал существование позитронов, т. е. частиц, аналогичных электронам, но обладающих положительным зарядом. Ученому трудно было пове­рить в реальное существование античастиц, хотя ошибок в своей тео­рии он не находил. Таким образом, способ связи противоположностей и разрешения противоречий определяется характером опосредования. Сами посредствующие звенья представляют собой сочетание свойств крайних членов противоречия.

Тождество и различие. Развитие предмета и разрешение противоре­чий проходит ряд стадий. Первоначальная стадия - состояние относи­тельного тождества предмета с самим собой. В природе не существует абсолютного тождества. Так, например, каждый организм имеет от­личительные признаки даже на уровне строения молекулы белка, не говоря уже о генетическом коде. Никогда не бывает тождественным самому себе любой предмет. «Как это может быть?» - спросите вы. Конечно, подходя к зеркалу, вы не увидите никакой разницы в сво­ем облике. А вот встретившись со свои другом пять лет спустя, навер­ное, и вы, и он подумаете: «Как он изменился!» Различие - отношение несовпадения свойств одного и того же предмета при преобладании свойств, сохранившихся от прежнего состояния. Различие может быть существенным либо несущественным. Существенное различие - пред­посылка перехода предмета в противоречие с самим собой. Это стадия противоположности, разрешение которой приводит к кардинальному изменению предмета. Таким образом, развитие имеет своим источни­ком нарастание и разрешение противоречий.

Следует различать источник развития и движущую силу развития. Источник развития - явление внутреннего порядка, внутренние проти­воречия предмета. Движущей силой может быть и внешнее противоре­чие. К примеру, вы простудились. Движущей силой изменения вашего состояния явилась в данном случае внешняя среда. Главная сторона и структуре диалектического противоречия - отрицательная, посколь­ку она направлена на снятие, отрицание данного противоречия. Поло­жительная сторона направлена на сохранение данного противоречия, статус-кво.

Виды противоречий. Все многообразие противоречий классифи­цируется по разным основаниям. Различают внутренние и внешние противоречия, случайные и необходимые, основные и неосновные, главные и неглавные. Основные противоречия возникают между крайними сторонами структуры, неосновные противоречия - между посредствующими звеньями. Основные противоречия качественны,

существенны и необходимы. Без основных противоречий нет пред­мета, его качественной определенности и целостности. Неосновные противоречия носят случайный характер, их наличие или отсутствие не изменяет качественной определенности предмета. Главные проти­воречия - противоречия момента: они могут быть как внутренними, так и внешними, как основными, так и неосновными. Например, в ав­томобильной аварии, когда жизнь человека висит на волоске, отсту­пают на второй план все внутренние противоречия (психологические конфликты, стрессы и физиологические патологии).

Внутренняя противоречивость бытия - объективная реальность, фундаментальное и всеобщее свойство природы и общества. Что же касается жизни каждого человека, то он повседневно сталкивается с противоречиями, принимает решения, делает оценки, раскаивается и зачастую сожалеет об ошибках, осуществляет трудный выбор. Пока­затель зрелого мышления - умение видеть внутреннюю противоречи­вость любого события, ситуации, предположения и взвешенно оцени­вать плюсы и минусы принимаемых решений.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: