Установленный законом статус христиан. Заявления правозащитных организаций

Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران ‎ - Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н ), сокращенно - Ира́н (перс. ایران ‎ [ʔiˈɾɒn]), до 1935 также Пе́рсия - государство в Передней Азии. Столица - город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе - с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере - с Туркменистаном, на востоке - с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга - Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории - Элам - возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.

Крупнейшие города

  • Тегеран
  • Мешхед
  • Кередж
  • Тебриз
  • Шираз
  • Исфахан
  • Ахваз

Православие в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения - шииты, 8 % - сунниты. В числе оставшихся - религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане , иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران ‎ от перс. مسیحی ‎ «христианский », «христианин ») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.

Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм - это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.

История

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

Современное состояние

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств - армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания - они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).

Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران ‎) - является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

  • Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
  • Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
  • Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

РПЦ в Иране

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС, - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

Притеснения протестантов в Иране

В отличие от традиционных христианских конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан.

Святые

  • свмчч. Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
  • мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними
  • прп. Маруф, епископ Месопотамский
  • свмчч. Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мчч. Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
  • свмч. Садок Персидский

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века , если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия . К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне . Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

    В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет , другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев .

    Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники .

    Настоящее время

    После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане .

    Католицизм

    Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда - около 10.000 человек, армянского обряда - около 8.000 человек и халдейского обряда - около 3.400 человек ). В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур. В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.

    Древневосточные церкви

    Сегодня в Иране действует отдельная епархия принадлежащая Ассирийской церкви Востока , 4 диоцеза Халдейской католической церкви , 3 епархии Армянской апостольской церкви

    Притеснения христиан в Иране

    Иранские христиане считают, что уже сейчас в их стране вместо демократии установилась «исламская диктатура». По некоторым оценкам, Иран разворачивает широкомасштабную волну репрессий против христиан. Христианство официально называется «иностранной религией, угрожающей национальной безопасности страны». Правительство запрещает христианам совершать богослужение на языке фарси - основным языке Ирана. Переход из ислама в христианство, согласно действующему в стране законодательству, влечет за собой смерть. Волна арестов христиан коснулась не только членов запрещенных «домашних» групп, но и официально зарегистрированных религиозных организаций. Иранские власти обвиняют христиан в поддержке политической оппозиции и «агрессивном миссионерстве». Иранские спецслужбы предполагают, что действующие в Иране христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав. Законодатели предпринимают шаги, чтобы узаконить смертную казнь для тех, кто покинул ислам и тех, кто пытался обратить людей в христианство.

    В отличие от традиционных конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан. Христианские общины в Иране систематически подвергаются дискриминации практически во всех сферах жизни . Согласно конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и в все в одинаковой степени защищаются законом. Тем не менее, власти Ирана зачастую подвергают христиан ограничениям в таких социальных сферах, как образование, трудоустройство и правовая защита. Трудоустройство, как в частном, так и в государственном секторах, является одной из областей, в которой существует большое количество ограничений для христиан. Иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Христиане испытывают трудности при начинании бизнеса, а также с получением займов и кредитов. В конституции Ирана прописано, что определенные государственные должности могут занимать только мусульмане, включая посты духовного лидера, президента, судей, а также министров .

    Что касается дискриминации в сфере образования, то следует упомянуть, что конституция ИРИ гарантирует возможность получать бесплатное среднее образование всем гражданам. Однако христиане сталкиваются с многочисленными проблемами, пытаясь дать своим детям образование. Христианских студентов либо выгоняют, либо лишают доступа в образовательные учреждения, либо отказывают в выдаче дипломов, несмотря на завершенность обучения. Исключение христианских студентов из университетов рассматривается властями Ирана в качестве наказания за религиозную и политическую деятельность, идущую вразрез с политикой режима. Таким образом руководство страны ограничивает возможность религиозных меньшинств продвигаться по социальной лестнице. Об этом говорится в последнем докладе правозащитной организации International Campaign For Human Rights In Iran .

    Христиане и другие религиозные меньшинства, проживающие в Иране, подвергаются дискриминации также и в брачных отношениях. Иранский уголовный кодекс предусматривает более тяжелые наказания для христиан за совершаемые преступления.

    По данным информационного сайта христиан Ирана, члены Корпуса Стражей исламской революции в деревне Дерешк города Салмаст , находившейся на ирано-турецкой границе, обнаружили большое количество Евангелий на персидском языке, которые были полностью сожжены на месте. До этого, в сентябре 2010 года, службы безопасности Ирана сожгли в том же месте Евангелия, найденные в западных районах страны.

    Заявления правозащитных организаций

    Заявления официальных лиц Ирана

    • 4 января 2011 года мэр Тегерана Мортеза Тамадон объявил, что «последний удар по христианам неизбежен» и назвал евангельские церкви «лживыми, аномальными и коррумпированными сектами».

    Примечания

    1. Тайная религиозная война в Иране
    2. http://prischestvie.ru/Xrist_vne_Imperii.html ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА]
    3. ХРИСТИАНСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
    4. В ИРАНЕ РАСТЕТ ЧИСЛО ХРИСТИАН
    5. Report:The Cost of Faith: Persecution of Christian Protestants and Converts in Iran (PDF) .
    6. Detail
    7. Georgian of Iran Ethnic People Profile
    8. Annuario Pontificio , 2011 год
    9. Иранские христиане боятся "исламской диктатуры" как следствия победы Ахмадинеджада - правозащитники (рус.) // Interfax . - 19 июня 2009 года .
    10. Анатолий Шарий. (рус.) . - 19 июня 2009 года .

    Поиски несториан были бы неполны без путешествия по Ирану. Там не только проживает небольшая несторианская община - на западе страны были сохранены многие из их древних храмов. Эти церкви, часть которых существуете V столетия, никогда никем по-настоящему не описывались. По этой причине мы вместе с моей женой Терезой встретились с хор-епископом церкви Востока Домарой Беньямином и священником Юсуфом Рашиди в кафедральном соборе Св. Георгия в Тегеране . Территория собора отгорожена от шумных улиц высокими стенами. Нашей «верительной грамотой» была фотография, на которой мы с Терезой стоим рядом с гатоликосом матриархом Мар-Динхой IV, с которым мы встречались 2 июня 2001 г. в его изгнаннической резиденции в Чикаго. Мар-Динха и сам был в 1962–1968 гг. епископом, а в 1968–1976 гг. архиепископом Тегерана. Его преемник Беньямин рассказал мне, что их община насчитывает около 30 000 членов; перед Исламской революцией их было в два раза больше. Хотя ислам является государственной религией, конституция признает христиан в качестве меньшинства и закрепляет за ними представительство в парламенте, поскольку они исповедуют одну из «религий Книги», к которым также причисляют иудаизм, ислам и - только в Иране - зороастризм. Ассирийцы и халдеи делят между собой одно место, иудеи и зороастрийцы имеют по одному, а христиане армянской церкви - два места в парламенте. Хотя они и не подвергаются официальной дискриминации, исламизация общества в стране происходила столь быстро и радикально, что многие молодые христиане покидают Иран. Поскольку эмигрируют в основном мужчины, среди оставшихся преобладают молодые женщины, которые либо не выходят замуж, сохраняя свою веру, либо, выходя замуж за мусульман, вынуждены сами принимать ислам.

    Иран, - добавил Юсуф, - это не рай, но и не преисподняя. Пытаться обратить мусульман в свою веру строжайше запрещено, зато мы не испытываем проблем с реставрацией наших храмов или при необходимости постройкой новых - что, например, запрещено христианам в Египте.

    А как обстоит дело с катехизисом и учебниками? - спросила Тереза.

    Все дети обязаны посещать уроки закона Божьего в соответствии с верой их семей, - ответил хор-епископ. - Четыре ассирийские общины - то есть наша ортодоксальная Ассирийская церковь Востока, Ассирийская евангелическая церковь, Ассирийская миссия Пятидесятницы и Халдейская католическая церковь - по-прежнему имеют каждая свой катехизис. В настоящее время мы работаем над общим для всех текстом.

    Позднее я узнал, что этот новый катехизис, в котором прославляется ислам, навязывается государством.

    Несколькими днями позже у нас сложилась более ясная картина положения вещей. Был вечер, и мы пробирались по узким переулкам одного из самых бедных районов Тегерана. Наконец нам удалось отыскать довольно обшарпанный на вид дом, который был предметом наших поисков, и мы позвонили в дверь жилища Давида Леони. С ним мы могли объясниться без переводчика, поэтому отпустили нашего гида-иранца домой. Давид с 1969 г. преподавал в Тегеране катехизис взрослым членам общины. В своей бедно освещенной гостиной, пол которой был завален книгами, а ставни, по-видимому, годами не открывались, он рассказал:

    Когда исламское правительство высылало всех священников-иностранцев, я оказался счастливчиком, поскольку как раз за три дня до того получил иранское гражданство. Один из моих соседей - мусульман, знавший о моей работе, был избран в новый состав парламента и ходатайствовал за меня. Это ему я обязан своей работой во время кровавых беспорядков 1978–1979 гг., когда возглавлял службу скорой помощи в больнице.

    В чем заключается ваша деятельность, учитывая нынешние строгие законы? - спросили мы.

    Пространство для маневра очень сузилось, так что приходится расширять его - насколько это возможно без нарушения законов, - смеясь, ответил Давид.

    Он объяснил, что попечение о христианах не создает проблем; сложности начинаются, когда молодые мусульмане хотят обратиться в христианство (и многие из них так и делают, несмотря на связанный с этим очевидный риск, хотя и не всегда по истинно духовным мотивам). Христианство привлекательно для многих - возможно, потому, что иранский шиизм тяготеет к определенному мистицизму, во многом сходному с мистицизмом католической или ортодоксальной христианской церквей. Кроме того, христианство является частью предаваемого анафеме западного мира - и поэтому притягательным запретным плодом. К тому же есть еще приспособленцы, которые полагают, что на Западе им с большей готовностью предоставят убежище при наличии свидетельства о крещении. Учитывая все перечисленное, новообращенным назначается тайный испытательный срок в три года до момента крещения. Обращение в христианство подразумевает великую личную жертву. Поменявший веру может лишиться гражданских прав, таких как право наследования или право на вступление в брак, - так же, как и возможности сделать карьеру на государственной службе. Что еще хуже, новообращенные подвергаются необоснованным арестам или оскорблениям, попадают в подозрительные дорожные происшествия или попросту «исчезают». Более того, часто они страдают из-за того, что их отвергают сами христианские общины - из страха, что они могут оказаться шпионами.

    Мы покидали Давида с чувством уважения и восхищения его стойкостью перед лицом стольких трудностей и препятствий.

    На следующий день мы посетили одного из 21 официально признанного иранского гения, профессора-ассирийца по имени Самуэль Пирах. Начал он с того, что стал показывать нам свой персональный ассирийский музей, полный копий античных произведений искусства начиная с 3-го тысячелетия до н. э. Собственно, квартира Пираха была неотличима от музея, и вместе они производили невообразимо сюрреалистическое впечатление. Дом состоял из 20 комнат, занимавших три этажа и явно годами не видевших солнечного света. Каждая комната была посвящена какой-то отдельной теме и буквально под завязку набита экспонатами, имеющими отношение к чему угодно - начиная от Иисуса и христианских крестов до ислама и крестьянского быта ассирийцев. Еще там были ассирийская часовня, кинозал, заставленный стульями, и выставка совершенно китчевых сувениров, расставленных в соответствии с происхождением.

    Другие помещения просто сбивали с толку - и более прочих кухня, зубоврачебный кабинет и больничная палата. В маленькой кухоньке стоял стол с постоянной экспозицией пластмассовой утвари и муляжей кушаний: тарелка горохового супа, глазунья из двух яиц, колбаса, репа, пудинг, бокал вина - все кричаще ярких расцветок (из-за этой экспозиции профессор Пирах был вынужден питаться вне дома). Профессионально оснащенный зубоврачебный кабинет заставил меня вспомнить о дантисте, к которому меня водили в детстве. Оборудование морально устарело, но поддерживалось в безупречном состоянии, нигде не было ни пятнышка. Больничная палата также содержалась в полной боевой готовности: настоящая госпитальная койка, хирургические инструменты и металлические емкости. Не увидев во всем доме больше ни одной кровати, мы с Терезой заподозрили, что профессор спал здесь. Ближе к концу нашего визита профессор Пирах продемонстрировал нам книгу об официальных гениях Ирана, в числе которых был назван и он сам, вместе с письмом от университета Ирана, датированным 1990 г., номинировавшим его в качестве кандидата на Нобелевскую премию в области литературы. Профессор является автором 565 книг, которые были выставлены в застекленных витринах в отдельной комнате. Я бледнел от зависти к его способности писать по книге в месяц и пытался утешить себя мыслью, что под цветными обложками, возможно, кое-где скрываются пустые страницы.

    Эксцентричность Пираха меня поразила. Все человеческие существа время от времени мечтают и погружаются в воображаемые миры: дети - во время ролевых игр со своими куклами, так называемые сумасшедшие - в приступе неадекватности, а «нормальные» взрослые - в мысленных фантазиях. Но одних фантазий Пираху было недостаточно; он избежал безумия, превратив свой дом в гигантский кукольный домик. Он напомнил мне короля Людвига II Баварского, который воплощал свои романтические представления о жизни Средневековья в сумасбродном строительстве целого ряда замков, под конец заплатив за это принудительным водворением в психиатрическую лечебницу.

    Наш визит к ассирийцу - члену парламента Юнатану Бет Колии тоже принял неожиданный оборот. Во время беседы он рассказал о своей работе:

    Христиане обязаны своими местами в парламенте премьер-министру, социалисту Мосаддыку. Его свергли с помощью ЦРУ в 1953 г. после национализации нефтяной промышленности, которую тогда контролировали США и Великобритания. Начать хотя бы с того, что раньше интересы ассирийцев представлял армянский делегат; первый член парламента - ассириец занял свое место в 1960 г. Когда в 1979 г. к власти пришли муллы, мы опасались за наше представительство в парламенте, но новая конституция закрепила места за религиозными меньшинствами.

    Над чем вы сейчас работаете в парламенте? - спросили мы Бет Колию.

    Мы, христиане, подвергаемся значительной дискриминации в отношении «выкупа за кровь», - ответил он. - В случае такого преступления, как убийство, в исламском законодательстве есть три вида возможных последствий: наложение предусмотренного в этом случае наказания, выплата «выкупа за кровь» или помилование. Однако в настоящее время жизнь христианина стоит в 13 раз меньше, чем жизнь мусульманина, а женщины-христианки - в 26 раз. Я работаю над проектом закона, который изменит такое прискорбное положение дел. Чтобы ликвидировать этот разрыв, министр юстиции, который хорошо к нам относится, основал фонд компенсации за христиан, павших жертвами убийств. Моя инициатива также поддержана имамом Хаменеи.

    Когда наша встреча подошла к концу, Бет Колия пригласил нас на ужин «по-простому» следующим вечером.

    Весь день мы провели, фотографируя виды Тегерана, и добрались до дома Бет Колии все в пыли и испарине. Оттуда он повез нас в штаб-квартиру Ассирийского общества. Стол оказался накрыт на дюжину гостей, а наш вид был далек от респектабельного. Бет Колия поспешил предостеречь нас, объяснив, что этот стол - для шоферов приехавших гостей. Затем он повел нас в большой зал, где столы были накрыты уже на сотню человек. Оказалось, Бет Колия пригласил нас на одно из регулярных собраний ассирийцев Тегерана. Все мужчины были в костюмах, а женщины в длинных, до пят, темных одеждах и головных платках. Мы как есть, в своем запыленном и замызганном виде, были представлены присутствующим как почетные гости, после чего настала очередь еще двух сюрпризов. Хотя употребление алкоголя в Иране строго запрещено, были поданы вино и крепкие спиртные напитки.

    Этот закон распространяется только на мусульман, - объяснил мой сосед по столу. - Христианам позволено изготовлять алкогольные напитки для себя и употреблять их дома.

    Поприветствовав каждого из гостей особо, Бет Колия провозгласил:

    Мы среди своих; здесь нет мусульман!

    После этого все женщины сняли свои длинные верхние одеяния и платки - и бесформенные «черные вороны» превратились в элегантно одетых и со вкусом украшенных дам. Много дней до этого я видел в иранских женщинах только мрачные фигуры, задрапированные в чадор, а об их возрасте можно было догадываться только по походке. И вот теперь передо мной были хорошо сложенные, с горделиво поднятыми головами, одетые в открытые вечерние платья женщины. Вот это открытие!

    Епископ Беньямин и Бет Колия уверили нас, что в окрестностях Урмии, в западной иранской провинции Южный Азербайджан, сохранилось много древних храмов. И на следующий день мы вместе с нашим переводчиком Гафаари двинулись в путь. Епископ Беньямин также говорил, что ходят слухи, будто старейшая в Иране Библия хранится в библиотеке столицы провинции, городе Табриз. Тут я навострил уши и попросил Гафаари узнать об этом побольше. Несколько дней он, как гончая, шел по следу, и вот что ему удалось наконец выяснить: Библия, о которой шла речь, хранится в сейфе в недавно построенной государственной библиотеке Табриза. Вооруженные несколькими специальными разрешениями, мы были приняты директором библиотеки и вписали свои имена в книгу посетителей вслед за подписями президента страны Хатами и мэра Табриза. Двое мужчин внесли Библию в конференц-зал. Я едва поверил своим глазам, увидев 450-страничный манускрипт на пергаменте, написанный черными чернилами особым несторианским письмом, известным как «эстрангела». Это священное писание датируется где-то между IX и XIII веками, его никогда не публиковали - настоящее открытие! К сожалению, колофон (выходные данные. - Примеч. пер.) отсутствовал, поэтому происхождение манускрипта осталось неизвестным. Все, что мог нам сказать директор библиотеки, - это что Библия была конфискована у контрабандиста на границе с Турцией.

    На расположенном рядом базаре меня заинтересовал предсказатель будущего, практиковавший оригинальный и определенно «неисламский» метод «попугайского оракула». Он достает своего попугая из клетки и ставит его перед маленькой корзинкой, наполненной пророчествами. Специально обученная птица выхватывает клочок бумаги - и клиент узнает свое будущее.

    По дороге в Урмию мы остановились в Делемоне , ныне Салмасе, и посетили церковного распорядителя, который показал нам церкви и большое христианское кладбище. Как и на других кладбищах, рядом со многими могилами были установлены каменные фигуры баранов. Этот обычай, который также встречается в Казахстане и Монголии, восходит к временам монгольского правления в Иране (1256–1335). Мы доехали до ближайшей часовни - Мар-Якоб, - где церковный служка поведал нам, как 16 марта 1918 г. его дед сопровождал ассирийского патриарха Мар-Шимуна XIX (Беньямина) в Мар-Якоб на встречу с курдским главой Ага Симко, который пригласил его якобы на переговоры. При расставании Симко поцеловал патриарха в знак мира - и вдруг раздались выстрелы. Патриарх и несколько его сопровождающих пали под градом пуль. Дед нашего церковного служки уцелел, успев укрыться в часовне и запереться на засов.

    Мы покинули Мар-Якоб и поехали дальше вдоль западных подножий гор, в склонах которых ветер и вода выточили бесчисленные глубокие каверны. Еще светило солнце, но приближалась сильная гроза: покрытые снегом вершины сверкали на грозном фоне черно-серых туч. Всех нас охватило гнетущее чувство, и мне подумалось о бедствиях ассирийцев во время Первой мировой войны, когда более 30 000 были убиты турецкими и курдскими ополченцами. К вечеру мы наконец добрались до Урмии, где нас ждал теплый прием со стороны городского священника Элиоша Азизьяна.

    Урмия - восхитительный город. Он претендует на гордое имя родины Зороастра (Заратустры) и места, где находится старейшая в мире церковь. Легенды говорят, что когда три библейских мудреца, которые, как многие полагают, были высшими иерархами зороастризма, вернулись со Среднего Востока, они основали на этом месте храм огня. Тридцатью пятью годами позднее апостол Фома превратил его в церковь Девы Марии. Хотя я и не уверен относительно соответствия этой легенды историческим фактам, преклонный возраст церкви, опустившейся значительно ниже теперешнего уровня почвы, не вызывает сомнений.

    Вход ведет сначала в склеп, в котором находятся гробницы выдающихся церковных деятелей, а затем в главный неф. Боковой проход приводит в маленький баптистерий, а от него - в апсиду, входить в которую могут только духовные лица. Похожий на катакомбы, храм обещает вечный покой мертвым и временный - живым.

    В следующие несколько дней отец Азизьян водил нас по десяткам несторианских церквей в маленьких окрестных деревушках, расположенных как на открытой местности, так и в ближних горах. На территории, окружающей город, существует более сотни церквей и часовен, однако большинство из них закрыто из-за боязни вандализма, и открываются они только раз в году, в дни своих святых-покровителей. В двух церквях двери были взломаны и распахнуты, и сигаретные окурки, пустые бутылки из-под лимонада и человеческие экскременты устилали полы, а стены были изуродованы антихристианскими надписями и рисунками. Христианские кладбища также стали мишенью вандалов. Несколько раз я видел недавно вывороченные надгробные памятники с выцарапанными на них исламскими лозунгами и вскрытые могилы. Виновников никогда не наказывают. Один старик христианин из деревни Гёктепе лаконично заметил:

    Кто не уважает мертвых - живых тоже не уважает.

    Нам довелось убедиться, насколько обоснованно это суждение. Мы отправились в бывший армянский монастырь Св. Стефана. Дорога к нему идет по юго-западному берегу реки Араке, по которой пролегает граница между Ираном и эксклавом Нахичевань, принадлежащим Азербайджану. На противоположном берегу реки, где уже азербайджанская территория, мы увидели теснящиеся друг к другу каменные стелы высотой до 2,5 м, около половины которых еще стояли. Это было христианское армянское кладбище города Джулфа. Чтобы сфотографировать его, несмотря на запрет останавливаться на этом неспокойном пограничном участке, мы скрылись в маленькой часовне на склоне горы и использовали телеобъектив. Практически сразу из-за реки раздались яростные свистки и крики азербайджанских пограничников. В бинокль можно было разглядеть, что некоторые памятники богато украшены крестами, цветочным орнаментом и армянскими надписями. Самым старым было не меньше тысячи лет, а некоторые служили напоминанием об армянских беженцах, убитых здесь в 1915–1916 гг.

    Между Арменией и Азербайджаном, провозгласившими независимость от России в 1990 г., держится хрупкое перемирие - с 1994 г., когда Армения вновь отвоевала район Нагорного Карабаха, 80 процентов жителей которого составляют армяне. С того времени в мусульманском Азербайджане в рамках «культурного очищения» регулярно совершаются преступления против армянского культурного наследия. К 1998 г. 8000 из первоначально имевшихся 10 000 надгробий были уничтожены. Затем бульдозеры сровняли с землей еще 800, осколки были увезены по железной дороге, которая идет между рекой и некрополем. Мы видели оставшиеся 1200 могил. В ноябре 2002 г. последовала новая волна разрушений, а в декабре 2005 г. 200 азербайджанских солдат разбили оставшиеся надгробия и сбросили их в реку .

    Холодным утром под голубовато-стального цвета небом мы с Терезой отправились в ассирийскую деревню Бос-Вач, в пяти километрах на юго-запад от Урмии. Мы были одни, так как отец Азизьян не мог поехать с нами из-за смерти родственника. Однако по приезде мы случайно встретили его и хор-епископа Беньямина, который приехал из Тегерана, чтобы отслужить заупокойную службу по родственнику отца Азизьяна, погибшему в дорожной аварии. Они были рады нас видеть, и отец Азизьян настоял, чтобы мы отобедали вместе с ними в доме его родителей. И вновь нас поразило традиционное иранское гостеприимство. Не тратя лишних слов, нас пригласили за длинный стол на кухне, за которым уже собралась понесшая утрату семья. С помощью трех своих дочерей и четверых сыновей хозяйка дома, мать Азизьяна, подала на стол вяленую телятину, отличный йогурт из молока буйволицы и свежеиспеченные пресные лепешки.

    После обеда мы поднялись по крутому холму к расположенной рядом двойной церкви Св. Сергия и Вакха. Она предположительно построена в начале IV столетия на том месте, где два римских офицера, в честь которых назван храм, приняли мученическую смерть за отказ принести жертву Юпитеру. Вакх умер под пытками, а Сергия растерзали, проволочив по земле за лошадью (подругой версии, его обули в сапоги с насыпанными внутрь гвоздями, так отвели в другой город и там отрубили голову. - Примеч. пер.). Точное место их захоронения держится в секрете из-за боязни осквернения могил, но и христиане, и мусульмане убеждены, что их мощи обладают большой исцеляющей силой. На северной стороне храма, в котором два нефа, узкий проход ведет в подземную камору, где, как говорят, чудесным образом исцеляются душевнобольные. Больных запирают в ней и приваливают к двери тяжелые камни. Там они проводят по крайней мере одну ночь. Говорят, что от 10 до 20 больных, как христиан, так и мусульман, излечиваются таким образом каждый год. Этот странный обычай также был описан американским миссионером Джастином Перкинсом, который жил в Урмии с 1834-г. по 1841 г.:

    Этот храм (Св. Сергия) весьма почитаем как несторианами, так и магометанами. О нем идет слава, будто он обладает редкостной силой исцелять безумных. И сегодня, войдя внутрь, мы обнаружили там нескольких мусульман обоего пола, которые этим утром поместили в темный склеп буйнопомешанного родственника. Эти магометане привели своего больного в храм презираемых ими христиан и наняли несторианского диакона читать над ним молитвы !

    Этот обычай демонстрирует, как живое распространенное верование может примирить почитателей разных и даже антагонистических религий.

    Похороны родственника отца Азизьяна состоялись на близлежащем кладбище. Пестрые цветочные гирлянды в форме креста были возложены на земляную насыпь. Родственники, облаченный в траур, полукругом стояли вокруг свежей могилы, устремив взгляды в долину, где вдалеке голубая полоска озера Урмия сливалась с горизонтом. Отец Азизьян и хор-епископ Беньямин пели псалмы и читали молитвы на древнем сирском языке. Несторианская поминальная литургия полна символизма. Траурная служба проводится не в день похорон, которые устраиваются насколько возможно скоро после смерти человека, а на третий день. Как Христос воскрес на третий день, так и усопший участвует в таинстве воскресения посредством евхаристии, назначаемой спустя три дня после момента смерти. Соответственно, в этот раз церемония должна была состояться через два дня в церкви Св. Марии в Урмии.

    По завершении молитв об усопшем был совершен древний ритуал, уходящий корнями в дохристианские времена. Скорбящие проследовали к храму, где у дверей в ожидании жертвоприношения была привязана овца. Пресвитерианский миссионер Азаэль Грант, который жил среди несториан Урмии и Курдистана с 1835-го по 1844 г., писал:


    Несториане иногда приносят жертвы по случаю кончины почитаемых людей. Животное обычно закалывается (мирянином из родственников почившего) пред вратами храма, и часто немного крови наносят на притолоку двери .


    Здесь я насчитал более сотни крестов, нарисованных кровью на притолоке, в доказательство того, что этот обычай по-прежнему регулярно исполняется. Отец Азизьян позже объяснил:

    Это жертвоприношение связано с представлением о Христе как о жертвенном агнце, которого вы по-латыни называете «agnus Dei». Так обратился к Христу Иоанн Креститель: «И се агнец Божий, принявший грехи мира» .

    Метки кровью на притолоке ставятся как защитный оберег против гнева Божьего . Как я неоднократно замечал в восточном Туркестане (современном Синьцзяне), мусульмане также соблюдают этот обычай. При посещении захоронения мусульманского святого закалывают овцу и проливают кровь перед входом в склеп. В отправлении распространенных обычаев все три, часто взаимно враждебные, «религии Книги» гораздо ближе друг другу, чем можно предположить, слушая пламенные речи поборников их чистоты.

    Нам не однажды довелось так или иначе сталкиваться со смертью не только в Бос-Ваче, но и во многих местах, где нас приглашали в гости, по всей стране. В доме каждой семьи на видном месте в гостиной были фотографии молодых мужчин. Все они погибли в войне с Ираком, стоившей Ирану неописуемых страданий, в том числе и более чем миллиона жизней. Многочисленных калек мы встречали по всему Ирану. Война началась в сентябре 1980 г., когда президент Ирака Саддам Хусейн воспользовался внутренними беспорядками в Иране и ослаблением иранских вооруженных сил для захвата богатой нефтью провинции Хузистан на юго-западе страны. Начав кампанию, Саддам полагался на поддержку США и Европы и получал финансовую помощь от их союзника, Саудовской Аравии. Их общей целью было падение Исламской республики имама Хомейни. В попытках остановить продвижение иракских войск Иран задействовал плохо обученное народное ополчение, которому ценой огромных жертв удалось вытеснить иракцев из Ирана к 1982 г. Попытка Хомейни взять реванш с помощью не принесших успеха атак пехоты была встречена применением химического оружия, унесшего жизни тысяч. Патовая ситуация в военном противостоянии разрешилась, когда 3 июля 1988 г. американская авиация сбила иранский пассажирский самолет с 240 гражданскими лицами на борту. Опасаясь американского вторжения, Иран согласился на прекращение огня в следующем месяце.

    В западноиранском городе Керманшах, где нас пригласили на обед, хозяйка дома Нур Бахтиар рассказала о своей жизни во время войны. В течение первых двух лет войны все жили в постоянном страхе иракской оккупации. Иракцы бомбили Керманшах по ночам, не реже раза в неделю, сначала применяя бомбы, а с 1982 г. - ракеты. Муж Нур и четыре ее сына ушли добровольцами в Революционную гвардию. Глава семьи вернулся с войны весь израненный, адва сына погибли; от одного остались только части тела, а от другого - ничего, кроме головной повязки с сурой из Корана. Их фотографии стояли на каминной полке. Еще один из ее сыновей пропал без вести, и семья полагала, что, возможно, он еще жив и находится в плену.

    Хотя война закончилась более 13 лет назад, обмен пленными продолжался и в 2001 году. Многие матери семейств овдовели, а их дочерям было сложно выйти замуж.

    Моей младшей дочери повезло найти мужа, - говорила Нур, - хотя он и намного старше ее. А вот старшей дочери уже тридцать, и она все еще не замужем.

    Девушка, о которой шла речь, еще молодая и привлекательная, печально кивнула:

    Так и есть, неженатых мужчин от тридцати до сорока почти не осталось. Может быть, раньше я была слишком разборчива. Так что теперь мне придется соглашаться на то, чтобы стать второй или третьей женой.

    Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века , если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама - области к югу от Каспия . К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне . Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

    В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет , другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев .

    Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники .

    Настоящее время

    После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т. д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане .

    Католицизм

    Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда - около 10.000 человек, армянского обряда - около 8.000 человек и халдейского обряда - около 3.400 человек ). В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур. В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.

    Древневосточные церкви

    Сегодня в Иране действует отдельная епархия принадлежащая Ассирийской церкви Востока , 4 диоцеза Халдейской католической церкви , 3 епархии Армянской апостольской церкви

    Притеснения христиан в Иране

    Иранские христиане считают, что уже сейчас в их стране вместо демократии установилась «исламская диктатура». Правительство запрещает христианам совершать богослужение на персидском - основным языке Ирана. Волна арестов христиан коснулась не только членов запрещенных «домашних» групп, но и официально зарегистрированных религиозных организаций. Иранские власти обвиняют христиан в поддержке политической оппозиции и «агрессивном миссионерстве». Иранские спецслужбы предполагают, что действующие в Иране христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав. Законодатели предпринимают шаги, чтобы узаконить смертную казнь для тех, кто покинул ислам и тех, кто пытался обратить людей в христианство.

    В отличие от традиционных конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан. Согласно конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и в все в одинаковой степени защищаются законом. Тем не менее, власти Ирана зачастую подвергают христиан ограничениям в таких социальных сферах, как образование, трудоустройство и правовая защита. Трудоустройство, как в частном, так и в государственном секторах, является одной из областей, в которой существует большое количество ограничений для христиан. Иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Христиане испытывают трудности при начинании бизнеса, а также с получением займов и кредитов. В конституции Ирана прописано, что определенные государственные должности могут занимать только мусульмане, включая посты духовного лидера, президента, судей, а также министров .

    Что касается дискриминации в сфере образования, то следует упомянуть, что конституция ИРИ гарантирует возможность получать бесплатное среднее образование всем гражданам. Однако христиане сталкиваются с многочисленными проблемами, пытаясь дать своим детям образование. Христианских студентов либо выгоняют, либо лишают доступа в образовательные учреждения, либо отказывают в выдаче дипломов, несмотря на завершенность обучения. Исключение христианских студентов из университетов рассматривается властями Ирана в качестве наказания за религиозную и политическую деятельность, идущую вразрез с политикой режима. Таким образом руководство страны ограничивает возможность религиозных меньшинств продвигаться по социальной лестнице. Об этом говорится в последнем докладе правозащитной организации International Campaign For Human Rights In Iran .

    Христиане и другие религиозные меньшинства, проживающие в Иране, подвергаются дискриминации также и в брачных отношениях. Иранский уголовный кодекс предусматривает более тяжелые наказания для христиан за совершаемые преступления.

    По данным информационного сайта христиан Ирана, члены Корпуса Стражей исламской революции в деревне Дерешк города Салмаст , находившейся на ирано-турецкой границе, обнаружили большое количество Евангелий на персидском языке, которые были полностью сожжены на месте. До этого, в сентябре 2010 года, службы безопасности Ирана сожгли в том же месте Евангелия, найденные в западных районах страны.

    Заявления правозащитных организаций

    Заявления официальных лиц Ирана

    • 4 января 2011 года мэр Тегерана Мортеза Тамадон объявил, что «последний удар по христианам неизбежен» и назвал евангельские церкви «лживыми, аномальными и коррумпированными сектами».

    Примечания

    1. Тайная религиозная война в Иране
    2. http://prischestvie.ru/Xrist_vne_Imperii.html ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА]
    3. ХРИСТИАНСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
    4. В ИРАНЕ РАСТЕТ ЧИСЛО ХРИСТИАН
    5. Report:The Cost of Faith: Persecution of Christian Protestants and Converts in Iran (PDF) .
    6. Detail Архивировано 19 декабря 2012 года.
    7. Georgian of Iran Ethnic People Profile
    8. Annuario Pontificio , 2011 год
    9. Иранские христиане боятся "исламской диктатуры" как следствия победы Ахмадинеджада - правозащитники (рус.) // Interfax . - 19 июня 2009 года .
    10. Анна Ковалёва.

    Теперь хотелось бы остановиться на религиях, исповедуемых в нашем государстве. Данные на этой карте не претендуют на академическую точность.
    Это лишь примерная демонстрация географического распределения религиозных меньшинств на территории Ирана.

    Многие считают Иран "исключительно мусульманской" страной, как будто бы 100% нашего населения – убеждённые приверженцы Ислама. Разумеется, подобное нереально. В Иране проживает примерно 300 000 - 500 000 христиан (по разным источникам), 20 000 - 25 000 иудеев, около 20 000 - 25 000 зороастрийцев, – всё это, не считая приверженцев различных сект и малочисленных в Иране религиозных течений, а также просто людей, никакую религию не практикующих.

    Хочу отметить, что в европейских странах, (а также на территории Израиля,) существуют специальные программы так называемой "эмиграции за взятку". Иранцам, принадлежащим к тому или иному религиозному меньшинству, предлагают переезд в другую страну, – при этом решение визовых/паспортных вопросов, транспортировка и солидная сумма "на первое время" гарантируется. Разумеется, в Израиль зовут, в основном, иудеев. Европейцы чаще обращаются с подобными предложениями к зороастрийцам и христианам.

    Теперь позвольте подробнее рассказать о жизни иранских религиозных меньшинств:

    Иудаизм

    Иудаизм – одна из древнейших религий, практиковавшаяся в Иране ещё с библейских времён. После захвата Вавилона Киром Великим, первым царем Ахеменидов, он позволил евреям вернуться из изгнания и вновь отстроить разрушенный вавилонянами Храм Соломона (537 г. до н. э.) . С приходом персов иудеи получили право свободно исповедовать свою веру, (это право для последователей всех религий обозначено на Цилиндре Кира Великого – первой в мире декларации прав человека). По этой причине Кира Великого прославляют все еврейские источники. В Ветхом Завете его имя упоминается 23 раза, (не считая косвенных ссылок).

    Сегодня Иран обладает крупнейшей еврейской диаспорой на Ближнем Востоке, (за исключением Оккупированной Палестины). Большинство источников указывает на то, что число иудеев в Иране составляет 20 000 - 25 000 человек. Иранские евреи считают Иран своим домом. Недаром во время Ирано-иракской войны (1980 – 1988) многие иранские евреи храбро сражались против Ирака.

    Иудейская община официальна признана правительством ИРИ в качестве религиозного меньшинства, чей представитель обязательно должен присутствовать в Парламенте страны. Сегодня подобным представителем является Сиамак Моресадег, после выборов 2008 г. сменивший Мориса Мотамеда. Нынешним духовным лидером иудейского сообщества в Иране является рабби Иосиф Хамадани Коэн. А председателем еврейского комитета Тегерана и лидером Общины иудеев Ирана – Харун Яшаяи.

    На сегодняшний день в Иране открыто 25 действующих синагог, 11 из которых находятся в Тегеране. При многих из них работают еврейские школы. В Тегеране также открыто два кошерных ресторана, есть еврейский дом престарелых и иудейское кладбище. В столице имеется еврейская библиотека ("Центральная библиотека еврейской ассоциации") с крупным книжным фондом, где евреи-учёные ведут исследования иудаизма и всего, с ним связанного.

    Мавзолей Есфири (Эстер) и Мордехая

    В городе Хамедан находится один из важнейших еврейских памятников – Мавзолей Царицы Есфири и ее родственника, Мордехая . Иудеи верят, что Есфирь была женой иранского царя Ксеркса I во времена Ахеменидов и некогда предотвратила массовую резню евреев в Иране. Связанная с ней легенда стала основой празднования Пурима в еврейской традиции. Хотя, согласно каноническим источникам, поступок Есфири привёл к смерти множества иранцев, Мавзолей Царицы сохраняют со всем подобающим почтением, поскольку у иудеев Есфирь и Мордехай считаются святыми и героями.

    Иранские евреи выпускают собственную газету ("Офоге-Бина"). А Еврейский Госпиталь Доктора Сапира – крупнейшая благотворительная больница из всех подобных учреждений для религиозных меньшинств в Иране

    На протяжение столетий иранские евреи славились приверженностью к определенным ремёслам: изготовлению золотых ювелирных украшений, продаже антиквариата, текстиля и дорогих ковров. Сегодня большая часть еврейской общины проживает в Тегеране, Исфахане и Ширазе. Большинство иранских евреев в повседневной жизни используют не только иврит, но и общий для всех иранцев фарси, – и при этом могут также владеть местным языком или диалектом той области Ирана, в которой проживают.

    На двух фото выше иранские экс-президенты Мохаммад Хатами и Махмуд Ахмадинежад встречаются с рабби Иосифом Хамадани Коэном



    Мулла омывает розовой водой и кладёт цветы на могилу на армянском христианском кладбище

    В целом, в Иране имеется 600 действующих христианских храмов, не считая множества древних церквей, превращённых в музеи. Одной из наиболее интересных, (где всё же раз в год проходит служба,) является монастырь Святого Фаддея, или Кара-Келисе («Черная церковь») .


    Как и другим признанным религиозным меньшинствам, иранское правительство гарантирует христианам ряд прав. Что интересно, они имеют право на производство и продажу не-халяльных продуктов и напитков, включая вино, (но только для нужд общины). Кроме того, у христиан имеются свои представители в Парламенте Ирана, свои школы и клубы, свои газеты, (на соответствующих языках).
    Традиционно христиан в Иране принято считать чрезвычайно честными и работящими людьми. К примеру, немалое количество кафе и мясных лавок по всему Ирану принадлежат именно армянам-христианам. Они также известны как искусные ремесленники.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: