26.01.2017, 12:50
Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним из моих знакомых. Узнав что я православный христианин, он заметил: «Я в религию не верю, я в Бога верю в душе. Мне посредники между мной и Богом не нужны». Мы расстались, каждый спешил по своим делам, но его фраза не выходила у меня из головы. Почему произошло так, что люди перестали отожествлять Бога с Церковью, и ставят между ними знак противоположности? Потом узнал что его мнение не единичное. Так думают, и исповедуют очень многие из людей, поэтому с Божьей помощью попробуем разобраться.
Понятие о религии
Для начала выясним, что же кроется за понятием веры и религии. Религия в переводе с латинского означает связывать , или соединять . Она призвана соединять человека с Божеством. И средством связи служит обращение к Божеству, иными словами — молитва. Без молитвы это уже не будет религия, а очередная философская система с безликим «Абсолютом», «Космосом» «Всемирным разумом» и т. д. Применительно к христианству отметим, что Христос и приходил в мир, чтобы восстановить связь, или союз Бога и человека. И что характерно, Он не оставлял после себя никакого письменного учения. Задача Христа на земле была не очередное учение, а основание. Своей Церкви. Евангелие было написано учениками Христа спустя десятилетия после Его смерти. А апостол Павел вообще никогда не ходил с Ним вместе по земле. Люди заявляющие, что верят в душе, а религию и церковь не признают, немного лукавят. Что они подразумевают под верой и религией? Под верой понимают признание факта что «Что-то есть», а иногда и личностного Бога, а под религией нашу православную церковь.
Роль обрядов в церковной жизни
«Зачем все эти обряды, свечки, поклоны, это все лишнее. Богу все это не нужно» — говорят они. Здесь можно согласиться. Действительно Богу свечки не нужны. Ему вообще ничего не нужно. Он ВСЕСОВЕРШЕНЫЙ ДУХ. И ни в чем не нуждается. Правильно, не поклоны, свечки, составляют суть религии. Это только обряд, оболочка. Но заметим, что не бывает содержания без формы. Внешние упражнение в посте, бдении, поклонах в христианстве носит название аскетики что в переводе означает тренируюсь. Мы, грешные люди, состоим не только из духа, но и плоти. И эта плоть всегда старается руководить всем нашим существом, в том числе и духом. Вот чтобы этого не произошло, мы держим тело в узде. Христос не основал новую религию. Он основал Церковь. Почему же люди не хотят верить в церковь, а верят в душе. Ответ прост. Корень всему эгоизм и греховное себялюбие. Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения. Оно там, а мы здесь.
Церковь богочеловеческий организм с Христом во главе
Иное дело верить в церковь. Которой Глава Христос, и где Бог это Личность наделенная разумом, где Он Творец и Правитель всего. И Бог требует от меня исполнения определенных нравственных законов. Но и это не главное в христианстве. Чтобы жить с Богом мне необходимо с Ним соединиться, в таинстве , и постоянно пребывать в его Церкви. Без церкви и Евхаристии спасение невозможно. Потому что Церковь это не Патриарх, не священник, не ворчливые старухи. Церковь, по меткому выражению Хомякова — «дух Божий живущих в разумных творениях». Поэтому в Символе Веры и говориться о вере в «единую, святую соборную, и апостольскую церковь».
Себялюбие — корень всех страстей
Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное. От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой» , и «непонятный язык богослужений» , и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан. Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя. В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях. Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу. Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?
В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя : «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
Написать комментарий
Сегодня прекрасный день. За окном тихо дул легкий ветерок. Во дворе, листья на деревьях весело танцевали на ветру, чтобы выразить свое счастье…
Однако, глядя на танцующие листья, я все еще был недоволен. В течение некоторого времени я часто чувствовал себя пустым и несчастным по неизвестным мне причинам. Дома, когда мои муж и сын говорили, что — то не по душе, я теряла самообладание по отношению к ним; когда мой муж не работал целыми днями, я даже стала ненавидеть и презирать его. Но я вспомнила о стихе в Библии: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Ефесянам 4:26-27). Поэтому я старалась быть терпимой к ним. Однако, как бы я ни старалась, я заметила, что не всегда могу победить этот грех, живя постоянно в состоянии: «днем грешу, а вечером каюсь». Иногда мне даже было стыдно приходить в молитве к Господу.
Что еще хуже, в последнее время, каждый раз, когда я ходила в церковь, как только пастор начал проповедовать, меня начинало клонить ко сну. Хотя я пыталась изо всех сил не заснуть, я все равно чувствовала себя очень сонной. Не сработало и молитва к Господу. И в последнее время мне начали даже надоедать и церковные собрания. Я знала, что это неправильно, но я просто не могла контролировать эту мысль.
Я всегда думала: «Почему я попала в такое состояние? В начале, когда я верила в Господа, братья и сестры в нашей церкви были ревностными; Я также была полна веры, и чувствовала себя сильным человеком в духе. Несколько раз, когда меня ругал и преследовал мой муж, я чувствовала себя очень слабой в духе, а затем старшая сестра, которая привела меня к вере в Господа, пришла мне на помощь. Мы сидели под большим деревом во дворе, когда она рассказала о том, как Господь Иисус был избит, унижен и пригвожден к кресту, я была глубоко тронута любовью Господа к человечеству и чувствовала, что Его любовь слишком глубока, чтобы иметь возможность описать ее словами. За разговором моя печаль и горечь исчезли, сама того не замечая. И непоколебимая сила взбудоражила меня, дав мне веру идти по каменистой дороге за Господом. Когда у моей семьи были трудности, я молилась Господу, и Он посылал других, чтобы они помогали мне; когда я ослушивалась или отклонялась от Господа, Он дисциплинировал меня через моего мужа или кого-то еще. Несколько раз, когда я хотела заниматься бизнесом, чтобы зарабатывать деньги и не хотела посещать церковные собрания, мой муж ссорился и критиковал меня, и мне не нравилось это. В конечном итоге, я не могла не пойти на собрания… В то время я твердо чувствовала, что Господь подобен строгому отцу и любящей матери, и что Бог находится на небесах, в моем доме, и даже больше в моем сердце.
При всем том, я несознательно начала ощущать растущее чувство темноты в моем сердце. В худшем случае я не могла видеть ничего ясно, как в темной, бесконечной пустыне, где я чувствовала себя бесцельной и потерянной. Чаще всего я погружалась в невыразимую боль и беспокойство. Независимо от того, как я молилась, Господь, казалось, был далеко от меня, и я не могла чувствовать Его присутствие рядом с собой. Затем я подумала о стихе в Псалме в 63-ей главе и начала немного припевать: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной…». И мои слезы неосознанно потекли. И я снова и снова вызывала в сердце своем: «Господи, ты меня действительно бросил? Где ты? Где …»
Проснувшись сегодня утром, я осознала, что должна подняться, и прочитать Библию. Но я не хотела вставать. Я лежала на кровати, глядя в потолок и пытаясь выяснить причину моего теперешнего состояния: а в нашей церкви сейчас у многих точно также. Мы ужинаем вместе после каждой встречи; церковь проводит различные мероприятия на фестивалях; иногда мы участвуем на разных мероприятиях, также вместе путешествуем; церковь даже приглашает проповедников из других церквей, чтобы нам проповедовать. Но мы по-прежнему остаемся алчущими и не добиваемся большого прогресса в нашей духовной жизни. Верующие по-прежнему гонятся за тенденциями мира; завистливые споры и борьба за место и славу и прибыль происходят слишком часто. Каждый человек находиться в состоянии греха: в течение дня грешат, а вечером исповедуется, и не в силах вырваться из всего этого. В чем причина на самом деле, в такой ситуации? Я спросила нескольких братьев и сестер об этом вопросе, но они не могли четко объяснить мне это ясно, а некоторые вообще даже не знали как ответить. Я не знаю, как мне идти своим будущим путем. Пока я думала над всем этим, я чувствовала, что я похожа на ребенка, которого бросила его мать. Слезы текли по моим щекам. Я призывала Бога в своем сердце, чтобы Он мне помог.
После завтрака сестра Ву в нашей церкви пришла, чтобы пригласить меня на собрание в другую церковь. Я подумала про себя: «Какой я бы не была слабой, я должна посещать собрания. Поэтому я пошла с ней в эту церковь. Когда мы вошли в комнату, их беседа уже началась. Проповедник говорил: «Давайте рассмотрим: почему храм в иудаизме опустел? Есть две причины. С одной стороны, первосвященники, книжники и фарисеи иудаизма выступали против Бога и были врагами для Бога. Внешне они служили Иегове Богу; на самом деле они пошли против Божьих законов и заповедей. Например, они убивали пророков и поджигали дома вдовы, они соблюдали только религиозные традиции. Поскольку они совершали эти противозаконные действия под знаменем служения Богу, они были ненавидимы и отвергнуты Богом, и Святой Дух уже давно перестал работать в храме. Таким образом, храм впал в запустение и превратился в логово воров, где продавались крупный рогатый скот, овцы и голуби. С другой стороны, это потому, что работа Бога продвинулась вперед по отношению к Богу Иеговы — воплощенный Господь Иисус совершил искупительную работу вне храма. Однако религиозный мир строго держался закона, не стремился и не шел по тропе Божьей новой работы, поэтому они потеряли работу Святого Духа. Более того, когда работа Господа Иисуса обрушилась на них, ни один из религиозных лидеров не принял или не подчинился Божьей работе. А вместо этого они решительно осудили Господа Иисуса и сопротивлялись Его работе. Они стали теми, кто сопротивлялся Богу. Это исполнило пророчество из Библии: «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, с; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Амос 4:7-8) «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, —не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Амос 8:11). Из этих стихов мы видим, что «проливал дождь на один город» означает, что Святой Дух действует в церкви, где, воплотившийся Бог, исполняет Свою работу. А также «а другой, не окропленный дождем, засыхал» означает, что, если церковь не подчиняется Божьим заповедям и даже если будет отрицать, и сопротивляться и осуждать проявление и действие воплощенного Бога, в этой церкви не будет работы Святого Духа. Без работы Святого Духа верующие будут испытывать жажду и голод в духе и ничего не смогут сделать …» Я была поражена, когда услышала эти слова: «Я не слепой человек, разве я не тот человек, который не видит света и в полной темноте, и с жаждой в сердце? Чем больше я слушала его проповедь, тем больше я чувствовала, что у меня не было работы Святого Духа, и я даже не чувствовала, что в нашей церкви есть эта работа Святого Духа. Внешне церковь кажется процветающей, братья и сестры посещают собрания и служат Господу. Но на самом деле они просто совершают формальности или следуют процессу. Они цитируют слова Господа по-своему. Те, кто жаждут плотских наслаждений, и остаются теми же, и те, кто жаждут денег, остаются прежними. Работает ли Господь в других церквях, а не в нашей церкви? Является ли наша церковная жизнь такой же, как и грязный храм в конце Периода Закона? Я не осмелилась больше думать.
Проповедник продолжил: «Бог позволяет жажде обрушиться на храма, и Его намерение состоит в том, чтобы заставить тех, кто действительно верит в Него, и, стремиться к истине, искать Его пути работы и Его проявления. Подобно тому, как семья Иакова столкнулась с голодом, они все пошли к Иосифу, чтобы получить еду. Когда мы найдем истинный путь, мы сможем насладиться источником живой воды жизни, восстановить нашу первоначальную веру и любовь …» Услышав его слова, я была уверена, что наша церковь уже потеряла работу Святого Духа. И я вдруг почувствовала, что сегодня проповедь совсем другая. Раньше я никогда не слышала такой проповеди, и я получила от нее много полезной пищи. Я думала, что проповедь служителя была очень хорошей. Поэтому я сказал сестре Ву после встречи, что снова поеду туда на следующее собрание.
Я чувствую сочувствие к этой сестре. Сейчас церковные условия действительно ухудшаются изо дня в день, и все больше и больше из них опустошаются. Многие верующие погружаются в духовную тьму и не могут ощутить присутствие Господа Иисуса. Беседа, на которой присутствовала сестра в новой церкви, показывает нам: в этот период мы должны активно искать пути Божьей работы и находить работу Святого Духа, чтобы мы могли утолить жажду живой водой жизни и восстановить нашу веру и любовь. Тогда как же нам искать Божье явление и работу Бога? Где Бог явиться? Рекомендовано для вас: каким образом Господь Иисус совершит свое возвращение? Посмотрим, как сестра нашла ответ.
Я хочу вам рассказать, как готовят себя в потусторонний мир монахи. Они, если чувствуют, что исход души скоро, начинают готовить себя к самому главному событию всей жизни. Соборуются, а перед этим Таинством исповедуются за всю жизнь (как бы заново всю жизнь переживают), часто причащаются, со всеми примиряются. Если есть у них какие-нибудь вещи, раздают их с просьбой о молитвенной памяти…
Те, кто живут в миру, если они находятся при смерти в больницах, ожидают помощи от ближних. Надо поговорить с ними о Боге, о том, что ни одна нечистая душа не войдет в Царство Божие, что все Небо радуется о едином кающемся грешнике. Надо помочь этому человеку вспомнить грехи, начиная от юности, так чтобы на душе ничего не оставалось. Если человек еще способен к покаянию, пригласите священника, который его поисповедует и пособорует. В таинстве соборования прощаются человеку те грехи, о которых он забыл. Когда больной человек покаялся во всех грехах и пособоровался, он может уже достойно принять в себя Тело и Кровь Христовы. Самое главное для уходящего в тот мир – со всеми примириться. Как ценно иметь много знакомых верующих людей. Когда душа перейдет в тот мир, за нее многие будут молиться. Чрезвычайно важна молитва в первые дни по смерти. В эти дни душа особенно нуждается в молитвенной помощи – церковной и домашней (очень важно ее поминовение на Божественной Литургии и на панихиде). Поминают умершего во время чтения Псалтыря, а также при раздаче милостыни за него. Очень много грехов снимается при раздаче милостыни. В 40-й день над душой совершается частный суд, т.е. предварительный. Душа получает место в обителях рая или ада. Эта душа тоже нуждается в наших молитвах, даже если она вошла в райские обители. Если Церковь молится за эту душу, то ей с каждым разом в раю будет все лучше и лучше. А если душа попала в мучения, то и там ей с каждой молитвой будет легче. И Церковь вымаливает этих людей; их участь может быть смягчена или даже перерешена. Потому-то и нуждаются в молитвах души ушедших. Человек, перешедший из нашего мира в тот мир, сам за себя уже не может молиться. Он ждет молитв родственников, молитв Церкви. Несчастны те люди, которые не знают этой великой тайны – молитвы Церкви. Они не ходят в Церковь, не знают Бога, умирают – и никто никогда их не помянет в молитве церковной: все потому, что они сами нецерковные.
Святитель Иннокентий Иркутский, согласно апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" – "Где-то полгода назад". – "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права". Церковь отпевает только своих православных членов. Есть апостольское правило: "Если человек не был три воскресенья подряд без уважительной причины на службе, то он отлучается от Церкви и находится вне церковной ограды". Уже демоны имеют над ним власть. Поэтому-то люди, не посещающие церковные службы, так страдают и мучаются. Злые духи, как волки, как львы рыкают, ища кого бы поймать. И находящийся вне церковной ограды человек становится их легкой добычей. Как же они терзают и мучают эти души! И эта душа, не зная любви Господа, не знает, где искать защиты. Человек обращается к бабкам, экстрасенсам, к колдунам, чародеям – ищет помощи. Когда они ей "помогают", еще больше демонов входит в душу, и она, бедная, связанная по рукам и ногам, никак не может вырваться из рук диавола. И такие люди живут только земной жизнью, стараются взять от этой жизни все – поесть, поспать, удовлетворить свои страсти и похоти. А умрут, думают они, так за могилой ничего нет – рассыплются в прах земли, и все кончено… И таким людям надо объяснять, рассказывать о Боге, надо помогать спасаться.
2. Всем ли предоставляется возможность покаяться перед смертью?
Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.
Но человеку дана свободная воля – покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.
Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина ему 51 год, звать Анатолий – его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:
– Анатолий, ты когда исповедовался?
– Никогда.
– А желаешь поисповедоваться, причаститься?
– А мне не в чем каяться!
– Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь – сплошной грех.
– Я в этом каяться не хочу!
А женщины, рядом стоявшие, говорят:
– Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться – тебе сразу станет на душе хорошо.
– Не хочу каяться.
Я с ним беседовал, потратил 20 минут; говорю:
– Сейчас – представь себе – к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь – душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться -а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.
– Что заслужил-то и получу! – говорит.
Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся – что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:
– Вы меня не уговаривайте.
Я оделся:
– Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться – дадите знать, мы приедем.
А одна из них подходит:
– Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится.
Я подошел, сел около него:
– Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?
Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:
– Да он умирает.
– Как? Он же чувствовал себя хорошо!
– Он умирает, – смотрю: он вздохнул три раза – и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне – это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти.
3. Лишены ли спасения народы, живущие вне Православия?
Если человек родился в стране, где нет Православия, но проводит святую, чистую жизнь, – как он будет судиться? По закону совести. У Бога обителей много… Один суд человеческий, другой – Божий.
4. Могут ли попасть в рай люди нецерковные, но жившие по совести?
Совесть – это голос Божий в нашей душе. Человек, который никогда в жизни не был в церкви, Богу не молился, не может жить по совести. Совесть у каждого человека есть, но она бывает сожженная, парализованная, усыпленная. Когда совесть спит, кажется, что мы живем хорошо. Но живем ли мы по совести? Да мы в это время являемся страшными преступниками против законов Божиих, мы находимся на службе не у Бога, а у диавола, потому-то диавол и нашептывает: "Все у тебя в порядке, ты живешь по совести".
5. Как происходит очищение грешника в аду?
По учению Святой Церкви, когда Церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, человек постепенно переходит из одного слоя в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.
6. Что Вы посоветуете матери, потерявшей ребенка (младенец не был крещен)?
Следует себя осудить, что не думала должно о духовной жизни младенца, не крестила его. Но убиваться не надо, надо взять себя в руки и больше плакать о своих грехах. А то, что младенец умер некрещеным (по нашему нерадению), он в том не виноват, и зла он никакого никому не сделал, а у Бога обителей много, есть там место и некрещенным младенцам. В ад такие души не идут. Почему? Да потому, что, как сказала одна монахиня: "Туда добровольцев хватает, а я туда не хочу, я стараюсь исполнять все заповеди, стараюсь любить Господа и ближних, что мне там делать?"
7. Как молиться за тех, кто Бога не хулил, но и в церковь не ходил?
Если человек был добрым, жил по совести, но в церковь не ходил – не был воспитан в религиозном духе, за него молиться можно. А если он хулил Бога, не признавал Его, в Церкви его поминать нельзя, только дома в домашних молитвах. И отпевать такого человека нельзя. Отпевание – это маленькая канонизация во святые; "со святыми упокой", – просят Господа об усопшем во время отпевания. Как же причислять человека к лику святых, если он хулил святых и Бога; допусти такого человека в Царство Божие, он там всех разгонит! Когда мы молимся за усопших, надо помнить, что молитва – это не только слова, это и состояние души, и если мы молимся за такого человека, то состояние его души влияет на состояние нашей, мы как бы принимаем в себя его душу. И если душа усопшего грязная, очень плохо и тяжело бывает нам после молитвы за него.
8. Что ожидает тех людей, которые хулят Бога, когда-то ломали храмы, снимали с храмов кресты, колокола, сжигали иконы, святые книги?
Были такие времени, когда все это делалось массово. Некоторые боялись Бога, но находились "храбрецы" – делали все это. Но часто они падали с храма или с колокольни и разбивались насмерть. Такие люди вообще-то часто до своей смерти не доживают.
В Кавказских горах был такой случай. Один монах из Киево-Печерской Лавры, иеродиакон Исаакий, 92-х лет, потерпел от бандитов.
В горах жили монахи, была церковь. Он сам был слепой. Братья в большой праздник ушли в г. Сухуми на богослужение. Он остался один. Три абхазца-мусульманина пришли и говорят:
– Давай все ценное, что у тебя есть. – Стали просить у него золото, деньги. Он говорит:
– Я пустынник. У меня ничего этого нет. Ищите, что найдете ваше.
– Мы тебя убьем. Нам монаха убить – что муху!
Взяли полотенце, завязали на шее, подвели к обрыву и сбросили в пропасть. Он насмерть разбился.
Сейчас в Почаевской Лавре живет один старенький архимандрит. Его келья тогда была построена чуть ниже кельи о. Исаакия. Он все слышал, что говорили и все видел, что делали разбойники, но помочь не мог – горы мешали. Потом спустился в пропасть Исаакий уже был мертв.
Так вот интересна судьба этих убийц. Они все в течение года погибли: один ехал на машине и разбился – упал в пропасть, другого трактор раздавил, третьего убили.
Если Господь не наказывает в этой жизни тех людей, которые идут против Него, против рабов Божиих, то ждет их суровое наказание в день Страшного Суда. Каждый должен знать, что получит по заслугам. Господь всех любит. Господь всех ждет. Ждет Он, когда человек покается. Но когда нет уже в человеке чувства покаяния, когда душа его окончательно огрубела, то бывает внезапная кончина. Демоны эту душу забирают и тащат прямиком в ад. Порой такие люди кончают свою жизнь самоубийством.
9. Как можно молиться за самоубийц?
Одна из главных причин самоубийства – неверие. Нет ни одного человека, которому бы не посылались скорби, испытания, болезни. И это промыслительно. Ведь как бывает в природе: если постоянно светит солнце, все сгорит, значит, нужны тучи, нужен ветер и буря, нужен дождь. То же самое и в жизни человека: когда все прекрасно, человек перестает ценить добро. А мрачные дни, скорби напоминают человеку, что вся земная жизнь – это только подготовка к вечности.
Самоубийство – страшный грех, большая беда и для погибшего, и для родных, что остались жить. Жизнь – это дар Божий. Человек не по своей воле пришел в этот мир и не по своей воле должен уйти из него. Каждый христианин чает получить кончину "непостыдную и мирную", он знает, что за земной жизнью последует другая – вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания…
Часто бывает так: умер муж, жена скорбит, скорбит сильно, почти каждый день ходит на могилку; думы круглосуточно, с ними ложится спать, с ними встает, а порой и сна нет, и доводит себя до такого состояния, когда демоны уже над человеком имеют власть. Мы знаем об этом из опыта, через исповедь. Наступает ночь, и мнимый муж возвращается. Каждую ночь приходит, и жена уверена, что муж вернулся и спит с ним. Утром он собирается, уходит, а ночью опять возвращается. Но это не покойный муж, а демоны, что приняли его вид. И частенько мы видим: если человек не опомнится, не обратится в церковь – кончает жизнь самоубийством. Таких людей святая Церковь, согласно апостольским правилам, на общем кладбище хоронить не благословляет, их хоронят вне кладбища, крестов на могиле не ставят, а ставят кол; их не отпевают, за них не молятся и на просфору не подают. Да и как отпевать самоубийцу, просить: "Упокой, Господи, душу раба Твоего – на Тя бо упование возложи" (т.е. так как он на Тебя, Господи, надеялся), если покойный сознательно отказался от Господа, предал Его. Отказ от Господа – это и есть предательство. И первым предателем и самоубийцей, как мы знаем из Евангелия, был Иуда.
Расскажу и такой случай, я прочитал о нем в "Церковных Ведомостях". В г. Бузулуки, что близ Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей был страшный удар. Они – люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказались. Поехали во святой град Иерусалим. И там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как это положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "Нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только, когда выносят покойника". Стенки колокола часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил на колокольне пол и его меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле.
Есть одна оговорка в апостольских правилах: если человек психически больной, находящийся на клиническом учете, покончил с собой, будучи невменяемым, то за такого человека молиться можно, можно его и отпевать; если же психически больной покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя.
охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но все на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить. Также заседатель ваш... он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, - это тоже нехорошо. Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен. Есть против этого средства, если уже это действительно, как он говорит, у него природный запах: можно посоветовать ему есть лук, или чеснок, или что-нибудь другое. В этом случае может помочь разными медикаментами Христиан Иванович. Христиан Иванович издает тот же звук. Аммос Федорович. Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою. Городничий. Да я только так заметил вам. Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят. Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. Городничий. Ну, щенками, или чем другим - все взятки. Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль... Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются. Аммос Федорович. Да ведь сам собою дошел, собственным умом. Городничий. Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. Впрочем, я так только упомянул о уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда; это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует. А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо... Не вспомню его фамилию, никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак (делает гримасу), и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду. Конечно, если ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, - это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти. Лука Лукич. Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой яОдин священник, устав слушать отговорки по поводу непосещения храма, привел такое сравнение: хождение в храм очищает душу, как умывание по утрам – тело: 1. У меня нет времени на умывание. 2. Умывальник так далеко, что не хочется идти. 3. Начну умываться, когда стану старым и грязным. 4. Никто из моих друзей не умывается. 5. Потому, что меня заставляли умываться в детстве. 6. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело. 7. Я умываюсь только по большим праздникам – на Рождество и Пасху. 8. Те, кто умываются – лицемеры: думают, что они чище других. 9. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла. Верить в душе» – все равно, что носить фото любимого и не встречаться. Такой роман обречен. Кто говорит, что «Бог у меня в душе», тот держит Бога, словно игрушку: когда захотел, тогда включил, а пришло время расслабиться или поработать – выключил. Тому не надо стремиться к Богу, ведь Он у него «в душе». Для такого нет никаких божественных законов: он сам себе закон, потому что у него есть личный бог, глубоко запрятанный «в душе». «Жить по совести». Но ведь у каждого она своя: в зависимости от того, насколько кто грешен. У бандитов одна совесть, а у добропорядочных другая, а у святых – вообще иная. Так по какой совести жить? Некоторые думают, что всё знают о православной вере. А знаем ли мы, для чего православные постятся, и сколько постов в году? Зачем нам молиться каждый день и читать Библию? Что такое Литургия и зачем на нее нужно ходить каждую не- делю? И, наконец, какая заповедь самая главная? Между прочим, не делая всего вышеизложенного, мы не можем считаться верующими. Или нам кажется, что верующему это ненужно? А может это «ненужное» причиняет нам дискомфорт? Большинство людей плывут по течению жизни: всё им простится и без христианского образа жизни, и не будет ада…. по крайней мере, для них – имеющих смягчающие обстоятельства жизни. Для таких людей существует Бог, Который предупреждает: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Евангелие от Матфея глава 7:13), и далее: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» (там же, глава 11: 12). Многие живут так, словно пишут черновик жизни, который когда-нибудь позже – о, много позже, потому что кажется, что времени столько впереди, – будет превращен во что-то окончательное. И никогда этого не бывает, потому что старость, слабость сил и ума, внезапная смерть застигают нас врасплох и уже не дают времени. Заботы этого мира не дают времени и сил обратиться к Богу. И нам нужно, как в свое время первохристианским мученикам, чем-то жертвовать ради Бога для нашего же спасения.