Бесы внушают мысли. О чем бывают мысли от бесов, и какие эмоциональные состояния при них переживает человек - О мысленных разговорах (внутренних диалогах), как виде построения страстных помыслов

О чем бывают мысли от бесов, и какие эмоциональные состояния при них переживает человек

В разделе 1.2. «К мысленным разговорам располагают бесы и этого не знают большинство людей» и в отдельной теме «О прелести» мы уже много говорили о бесовских действиях. Но скажем об этом еще раз для того, чтобы показать, о чем бывают мысли от них и какие эмоциональные состояния при них переживает человек.

Духовная беда многих людей заключается в том, что они не знают о том, что бесы постоянно внушают помыслы, и люди приписывают всё себе.

Макарий Египетский (Духовные беседы, б. 15, 47): «…видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла, привзошедшего вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти; потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие, побуждаемые чуждою некою силою, напротив того, думают, что это естественно, и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это».

Николай Сербский (Символы и сигналы, гл. 12): «Человек обычно считает, что все его мысли - это его собственность, его произведение, исходящее от него самого. Между тем, это неверно, ибо тем самым человек провозглашает свой дух некой абсолютной частью, которая не подвергается воздействию духовных сил, ни добрых, ни злых. По сути, на дух человеческий оказывают влияние множество духовных сил, точно так же, как на тело действует множество различных физических сил».

Итак, вот что говорят святые отцы о мыслях и переживаниях от бесов.

Никон Воробьев (Письма, п. 45): «Где дьявол, там расстройство, мрак душевный, омрачение разума, отчаяние, готовность на всякое зло».

Исихий Иерусалимский (Добротолюбие, т.2, К Феодулу…, гл.46, 47): «…лукавый, будучи умом бестелесным, не иначе может прельщать души, как чрез мечтание и помыслы».

«Пастырь» Гермы (запов.6,2): «Послушай и о действиях ангела злого. Прежде всего, он злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.40): «К бесовским же должно отнести премножество мыслей пустых, праздных и кажущихся добрыми, но могущих привести не к добру, - особенно когда они рождаются во время добрых занятий, - во время молитвы и чтения душеполезного и подобного, и отвлекают от них».

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст.109): «…когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда - худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу».

Поэтому следует помнить, что если мысли несут, например: беспокойство, сомнения, возмущения, гнев, страх за свое благополучие, довольство собой, мечтательность, рассеяние при молитве, то это - бесовские внушения. А если мысли несут спокойствие, терпение, покаяние, сострадательность и т. п., то это - мысли от Бога.

Как часто бесы стараются рассорить людей, ввести в бесовское смущение, заставить делать гадости друг другу. Причём мы люди даже не понимаем этого. Еще Гёте говорил, что "...обыватель не видит дьявола даже тогда, когда тот держит его за глотку". Спасибо тем, кто рассказал мне о своих мыслях искренне, дав возможность понять некоторые столь очевидные, но сложные вещи и рассказать о них вам.

Если мужчина и женщина любят друг друга, живут вместе и стараются сделать счастливыми всех членов своей семьи, бесы незамедлительно начинают гадить им, вводя в смущение и взаимное недоверие. Причём происходит это явно, но понять можно только зная, что многие мысли к нам приходят от тёмных сил. А иногда не только мысли, но и эмоции, которые мы можем отметать, если готовы бороться с врагом, бороться с дьяволом и его приспешниками, не давая одурачить себя.

Один святой подвижник говорит о том, что нужно жить, настроив себя на Евангельские истины, то есть, нужно жить по Евангелию. Это утверждение становится понятным при прочтении Евангелия, так как даёт нам правильный путь в жизни, объясняет как вести себя в той или иной ситуации.

Однажды я с мужем пошла для получения новых прав, десятилетний срок действия которых истёк. Права должна была заменить я, ну а Роман пошёл вместе со мной за компанию. Мы заняли очередь и стали ждать того, кто займёт за нами. Ждать пришлось недолго, и вот женщина, примерно сорока - сорока пяти лет, подошла вместе с её мужем и спросила, кто последний. Её муж посмотрел на меня и очень сильно смутился. Раньше в юности я бы подумала, что понравилась ему, но теперь, реально оценивая ситуацию, ясно понимала, что дело вовсе не в симпатии, далеко не в симпатии, а в мыслях, которые наверняка накинули ему бесы. Его жена не была ни в чём хуже меня, а для родного мужа должна была быть намного лучше, но противная какая-то мысль пробежала в его голове, и мужчина смутился. Судя по его смущению, это было уже не в первый раз, плюс, и его жена тут же словно поняла его мысли. Он стал вести себя, как провинившийся влюблённый. Она стиснула зубы и старалась быть терпимой к его объятиям и шёпоту на ушко, что явно делала через силу. Это было ужасно! Мужчина любил свою жену, хотел сделать счастливой, а мерзкие бесы насылали ему мысли, которые его смущали и заставляли думать женщину, что он «западает» на каждую юбку. Это мнение о муже наверняка заставляло её грустить, а может, и совершить какие-нибудь неблаговидные поступки, оправдание которым опять таки подкинут бесы.

Как важно понимать, что мысли часто всеиваются нам врагом рода человеческого, и вместо смущения просто отбросить подобные мысли и произнести слова молитвы: «Предложение твоё вражье на главу твою, Божья Матерь помоги мне!»

Почему я с уверенностью утверждаю, что мысли бывают накинуты от бесов?
Ответить на этот вопрос несложно. Я не только читала об этом в православных книгах, но и испытывала сама, причём настолько очевидно, что перепутать навеваемые мысли со своими было невозможно.

Попробую рассказать об этом.

Однажды вместе с мужем мы были в гостях у товарища мужа. Мы много разговаривали на темы, которые были интересны всем присутствующим, пили вино, и в конце расставались, почувствовав дружеское расположение друг к другу. Перед походом в гости я с мужем ссорилась, и вот по дороге уже из гостей домой на меня вдруг посыпались мысли, которые не только удивили, но и заставили съёжиться.
Мужчина был интересен мне как собеседник, но ни в коем случае ни как представитель противоположного пола. В мыслях же он стал для меня потенциальным любовником ни с того, ни с сего.

Например, мысль: «К нему можно ездить на выходные. Дети справятся и без меня один день. В пятницу приезжать, в субботу вечером уезжать».

От первой мысли меня передёрнуло. Она была не только нелепой, но и неприятной. Товарищ мужа был для меня совершенно посторонним человеком, не вызывающим никаких подобных эмоций, не говоря уже о нежелании вести распутный образ жизни.
Потом следующая мысль о том, что с этим, посторонним человеком ходить гулять по лесу, взявшись за руки. Далее более криминальные предположения. Причём, эти мысли были мне неприятны и неожиданны настолько, что внешнее их происхождение не оставляло сомнений.

Святые Отцы говорят о том, что бесы не умеют читать наши мысли, но следят за внешними проявлениями всех движений души. Смотрят на наше поведение, улыбки, взгляды. Если человек лицемерит, они могут накинуть мысли и эмоции, превращающие лицемерие в подобие правды и путающие лицемера. В общем, то, о чём я слышала и читала, но плохо себе представляла, в тот вечер испытала явно.

Так как в то время мы много говорили с мужем о происках бесов, столкнувшись с уходом за бесноватой, то я вслух стала высказывать те прилоги, которые приходили мне в голову. Муж сначала обиделся, но потом горячо заметил:
-А что я тебе говорил! А ты утверждала, что не может быть не своих мыслей!

Я действительно это утверждала. Когда он поделился своими «криминальными» мыслями, которые приходили ему в голову, я обиженно говорила, что подобные вещи он думает сам, а теперь вот тебе и раз...

Дело в том, что плохие мысли могут быть посланы бесами или приходить в голову из-за нашей собственной греховности. Но когда эти мысли заставляют поёжиться и ничего общего не имеют с вашим внутренним устройством, то разумеется они пришли из вне и не являются продуктом вашего мозга. Иногда накинутые мысли вовсе не кажутся нелепыми, так как подпадают под ваше настроение или поведение, но если эти мысли приходят от тёмных сил, они всё равно будут иметь некую эмоциональную подоплёку, не вызывающую спокойствия или умиротворения, а заставляющую вас ощутить нечто неприятно острое.

Очень важно уметь справляться с этими мыслями и не идти на поводу, когда после прилога начинается рассматривание мысли и появляется её одобрение и даже услаждение грешными помыслами. Ведь за помыслами может прийти рассуждение о воплощении мыслей в действие, а бесам только этого и нужно. Они безмерно ненавидят человека за то, что в отличии от них человек может спастись. Борьба за душу идёт постоянно, и очень многие проигрывают бесам в этой борьбе.

Один раз на проповеди в церкви священник говорил о том, что мы здесь находимся на войне. Эта война беспощадна и непрерывна, и не замечают её лишь те, кто уже идёт по пути гибели, ведь дьявол делает всё, чтобы человек не задумывался и шёл к погибели с полной уверенностью своего благополучия.

Но как только человек начинает делать добрые дела и устраивать свою жизнь, чтобы спасаться, у него начинаются проблемы и иногда очень серьёзные. Но что важнее? Борьба с проблемами и спасение, или благополучие и гибель? Народ давно увидел эту закономерность и придумал пословицу: «Не делай добра, не будет зла». Но добро делать нужно, а со злом бороться. Каждый христианин должен стать воином Христовым, а иначе не спастись. И бороться прежде всего со злом в себе, помня, что мелких грехов не бывает.

С мелких грехов начинается привыкание ко греху, которое всё больше и больше путает человека в понимании отличия добра от зла. А при утрате понимания этого отличия человек начинает привыкать к самооправданию, которое помогает оправдывать бесовские козни, ещё больше маскируя грех, представляя его безобидным деянием, а грех тем временем может разрастись и натворить много бед.

С большим удивлением смотрела передачу о преступности в советские времена, где рассказывалось о молодых людях, планирующих вооружённое нападение на инкассаторов, привозящих зарплату работникам большой трикотажной фабрики. В мешках было около пятисот тысяч советских рублей, которые хотели заполучить два придурка, убив несколько людей.

Придурков поймали, не дав сделать ни одного выстрела. Следователи удивлялись, зачем молодым людям столько денег. Где и на что они собирались их тратить, ведь тогда не были в доступе любые покупки. Ну, дом купить, машину, ну, две машины, два дома. На это не потратить и пятидесяти тысяч. Зачем именно пятьсот? Почему именно вооружённое ограбление фабрики?

Преступники не могли дать вразумительный ответ, и ясно почему. Бесы, нашёптывающие им грандиозные планы, придумывали причины, по которым такая огромная сумма в те времена могла пригодиться. Наверняка навевались эмоции гордыни, ощущения себя выше остальных, мыслей об исключительности и вседозволенности. Когда начинаешь слушать бесовские подстрекательства, начинаешь идти за ними, можно очень далеко зайти... Так и в этом случае. Один из грабителей был студентом и характеризовался весьма не глупым человеком, а вот подумать о применении денег, полученных через убийство, не смог...

Этих двух молодых людей расстреляли.

Тяжёлый конец для людей, только начавших жизнь. Такой итог замышляемых деяний ими видно не рассматривался, хотя он должен был быть очевидным при определённых обстоятельствах.

Вот так бесы и губят людей. К кому-то подступают с мелкими грехами, кого-то сразу толкают на серьёзные преступления. И мы должны бороться с бесовскими происками, ведь на кону очень ценная ставка - наша душа!

Мысли и образы, внушаемые бесами

Искушая большинство монахов, дьявол предпочитает не действовать открыто. Чаще всего он нападает, используя помыслы, которые возбуждают в человеке склонность ко греху. Евагрий классифицировал различные «лукавые помыслы» в соответствии с восемью основными пороками и восемью демонами, «ответственными» за них: чревоугодие, сладострастие, стяжательство, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыня. Они являются началом известных нам семи «смертных грехов» (уныние обычно опускают как искушение пустынников или объединяют с печалью).

По учению Евагрия, демоны не могут напрямую действовать на ум. Они рождают помыслы, действуя на память и воображение. Они напоминают отшельнику о родителях, друзьях, имуществе и богатстве, которого он лишился, или внушают ему образы, возбуждающие страсть. Для этого они обычно используют галлюцинации или ложные ощущения. Часто они предстают перед монахом в виде женщины, красивой и желанной, или даже принимают вид священника, якобы принесшего причастие, либо вообще переодеваются в епископа. Один инок как?то раз принял такого «владыку», который хотел стать монахом, и поселил его в пещере по соседству со своей кельей. Но это не всегда фантомы. Дьявол может воспользоваться визитом настоящего епископа или женщины, чтобы искушать отшельника. Образ, к которому бес, как кажется, питал особую симпатию, - это образ эфиопа или эфиопки, смуглый цвет которых намекал на черноту греха. Один монах, собираясь укладываться спать, обнаруживает на своей циновке эфиопку. Авва Пахон видит молоденькую эфиопку, которая расположилась у него на коленях. Еще одна эфиопка искушала совсем юного монаха, пришедшего в Скит вместе со своим отцом. Эфиопка - это, как правило, персонификация сладострастия. Авва Аполлон поймал демона гордыни, принявшего вид маленького эфиопа, который залез авве на шею. Дьявол в виде негритенка являлся и Антонию Великому, и святой сказал ему: «Воистину достоин ты презрения, ибо черен умом и слаб, как ребенок». Однажды, во время пения псалмов, авва Макарий увидел множество маленьких эфиопов, бегающих вокруг молящихся братьев, тыкающих им пальцами в глаза или в рот и совершающих миллион всяких чудачеств, с тем чтобы отвлечь их внимание от молитвы и рассеять их мысли. В «Собеседованиях» Иоанна Кассиана мы также можем обнаружить несколько случаев, когда бесы принимают вид «мерзких эфиопов».

Но дьявол не всегда представал в отвратительном виде. Он также мог принимать привлекательный и прелестный образ, и не только женский, но и ангельский. Это были персонажи, как казалось, излучавшие свет и приходившие для того, например, чтобы разбудить монаха на службу или даже дать ему «благой» совет, чтобы в конце концов склонить его убить топором своего родного отца. Бесы приходили побеседовать с иноком Валентом, и тот принимал их за ангелов. Однажды перед ним предстал сам дьявол в виде Христа посреди «ангельского» сонма, и возгордившийся инок ему поверил. Но духовно опытного монаха нельзя было обмануть. Демону, который предстал перед одним старцем в образе архангела Гавриила, он ответил: «Вероятно, тебя послали к кому?то другому, ибо я не достоин такой чести». А когда другому старцу явился дьявол, принявший облик Христа, он просто закрыл глаза и сказал: «Не желаю видеть Христа на этом свете». А еще один отец–пустынник, разгадав подобный дьявольский трюк, заявил так: «Я верую во Христа моего, Который сказал: “Если кто?то скажет вам: здесь Христос, или там Христос - не верьте”». Авва Ор удостоился посещения некоего царя на огненной колеснице в сопровождении ангелов, который сказал ему: «Ты стяжал все добродетели, поклонись мне ныне, и я вознесу тебя на небо, как Илию». Отшельник ответил просто: «Царь мой - Христос, Которому поклоняюсь я непрестанно, ты же мне не царь». Демон, как и в других подобных случаях, тотчас же исчез.

Но была и более тонкая уловка - когда демон принимал вид другого отшельника или блаженного старца, который пришел дать монаху полезный совет. Однажды к Антонию пришел некий инок с хлебами и сказал ему: «Ешь и приостанови свои великие труды, ты - человек и можешь обессилеть». Этого демона святой выгнал с помощью молитвы. В других случаях бесы советовали подвижникам вообще не есть, по ночам они, не переставая, будили их на молитву, с тем чтобы, лишенные еды и сна, их жертвы решили, что монашеская жизнь невыносима, или, впав от всего этого в уныние, стали бы думать, что больны и не в состоянии поститься. Бесы имеют большой запас всяких хитростей и каждый раз применяют новые стратегии, с тем чтобы вовлечь отшельников в грех. Они, по необходимости, могут читать и Священное Писание, правда только Ветхий Завет. Они с радостью делают предсказания. Они даже могут говорить правду и вполне разумные вещи, но исключительно для того, чтобы искушаемый затем легче поверил их лжи.

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

Должны ли мы общаться с бесами? Мы могли бы потратить немало времени, комментируя многие очевидные противоречия между ведущими авторами, приверженцами исцеления, но достаточно будет привести один такой пример, касающийся метода изгнания беса. Некоторые авторы

Из книги Христос - наш Первосвященник автора Уайт Елена

Образы небесного Как было сказано выше, Моисей строил земное святилище соответственно образцу, показанному ему на горе. Святилище являлось «образом настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы» Эти два священных отделения являлись «образами небесного».

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

7. Как бороться с бесами? Вопрос:Как бороться с бесами?Отвечает священник Константин Пархоменко:Никакие магические приемы нам здесь не помогут. Только через личную духовную жизнь, молитву, через исповедь и Причастие мы получим силы противостоять сатане. Противостоять,

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

3. Ежедневная победа Христа над бесами Ангелы, изгнанные с неба вместе с Люцифером (сатаной), обычно называются в Новом Завете бесами, демонами или нечистыми духами. Когда Христос исцелял человека, одержимого бесами, последние нередко признавали Его Сыном Божьим (см. Мк.

Из книги Статьи раввина на темы иудаизма автора Штейнзальц Адин

Иерусалимские образы Я познакомился с Исраэлем Бергер-Барзилаем в последние годы его жизни, когда он уже вернулся на израильскую землю. Это был человек небольшого роста, еще не очень старый, хотя его голова и борода были совершенно седыми, и на голове он носил большую

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Молитвы Святого Иоанна Златоуста об одержимых бесами и всякою немощью. 1. «Боже вечный, избавивший род человеческий от плена диавола, освободи раба Твоего (имя) от всякого действия нечистых духов, повели злым и нечистым духам, отступить от души н тела раба Твоего (имя), не

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

(А) Образы Какие образы появляются при мысли о Павле? Большинство известных картин и скульптурных изображений Павла - творческие разработки ярких эпизодов из Деяний Апостолов: Павел падает с лошади, когда ему является Христос; спорит с философами в Афинах; терпит

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Образы в 2 Кор 4:16–5:10 О человеческой смертности и эсхатологическом существовании Павел рассуждает довольно сложным языком. Он проводит контраст между внешним человеком (anthr?pos) и внутренним человеком. Это контраст не тела и души, а человеческого существования в этом мире,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

8. Иисус исцеляет одержимого бесами (5:1–20)

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

8. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

7. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их - мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. 8. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Ecли раньше пророк говорил о "руках",

Из книги Сочинения автора Кипрский Неофит

Исцеление одержимого бесами Переправившись на другой берег моря, они оказались в земле герасинской. 2 Как только Иисус ступил из лодки на берег, навстречу Ему из могильных пещер вышел одержимый нечистым духом человек - 3 он жил в этих пещерах. Никто не мог удержать его, и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги автора

Из книги автора

Слово о некоем монахе в Палестине, который в 6693 году , индикта 3–го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал 1. По слуху, как это говорится, я слышал на основании слов из отеческих книг о некоторых, которые были обольщены и введены в прелесть

Из книги автора

Поучение 1-е. Праздник Рождества Христова. (Второй день праздника) (История бегства Иисуса Христа в Египет и внушаемые ею нравственные уроки) I. В евангельском чтении настоящего дня, св. Церковь, продолжая историю первых дней жизни нашего Спасителя, предлагает нам, братия,

Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным,

потому они очень мало разборчивы при принятии мысли.

Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе,

от принятых ложных мыслей рождается все злое.

Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля,

от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем,

зависит направление и, по большей части, участь

всей огромной машины.

Свт. Игнатий Брянчанинов,

епископ Кавказский и Черноморский

В тяжелые периоды жизни почти все люди страдают от нашествия навязчивых мыслей. Эти страшные, противные, липкие мысли цепляются с особенной силой за человека, который переживает смерть близкого. Так что же они из себя представляют?

Навязчивые мысли – это та форма, в которой к нам приходят ложные идеи, пытающиеся взять над нами власть. Наше сознание постоянно подвергается их активным атакам, но в критические моменты жизни этот натиск может усиливаться, что снижает качество жизни, мешает трезво оценивать ситуацию, строить планы и верить в возможность их осуществления. Из-за этих мыслей нам трудно сосредоточиться и найти резервы для преодоления проблем, они выматывают, и часто приводят к отчаянию, вследствие чего искажается реальность, которую мы начинаем принимать за действительность.

Какие навязчивые мысли обычно появляются у горюющих?

Они очень разнообразны. Я приведу некоторые примеры, хотя они не составят и сотой части всех возможных навязчивых мыслей:

· Все хорошее в жизни кончилось. Остается только доживать и терпеть;

· Не хочу жить, а хочу к ней (к нему);

· У меня никого больше не будет;

· Я никому не нужна (не нужен);

· Я не смогу без него (без нее) жить;

· Все, что случилось – моя вина;

· Никакой радости в дальнейшем не будет. Настоящая жизнь кончилась, и теперь будет только выживание;

· Лучше не жить вообще, чем жить так. Не вижу смысла и надежды в такой жизни;

· Теперь у меня нет смысла в жизни;

· Никогда не станет легче. Эти боль и страдание — на всю жизнь;

· Я никому не нужен (не нужна). Я всем обуза.

И тому подобные мысли. Они пронизывают наше сознание, не отпускают человека ни на секунду. Часто эти мысли заставляют нас страдать в гораздо большей степени, чем даже сами события, вызвавшие кризис.

Временами эти мысли занимают всю область сознания, лишая нас сна, еды, радости, стабильности. Семена безысходности, отчаяния, тоски всходят и дают свой гадкий урожай именно на черной почве скорби, которую мы удобрили этими навязчивыми мыслями.

Навязчивости накатывают мощнейшей волной, которой очень трудно противостоять, если не знать определенных правил. Если посмотреть объективно, то мы увидим, как эти мысли просто, нагло и агрессивно берут в рабство наше сознание. Навязчивые мысли как вампиры выпивают остатки необходимой нам энергии, забирают ощущение жизни. Они контролируют наше поведение, желания, свободное время, общение с другими людьми, не дают нам выйти из состояния горя.

Навязчивые мысли – хитрый и коварный враг, который не выступает открыто, а маскируется под наши собственные мысли и исподволь навязывает нам свои желания и чувства. Они действуют как банальные вирусы, которые внедрились в клетку-жертву.

Особо хочу отметить мысли о суициде, а также мысли, вызывающие чувство вины. Они почти всегда носят опасный навязчивый характер и являются в подавляющем большинстве случаев мыслями – вирусами..

Существует ряд психических заболеваний (депрессия органического генеза, шизофрения и пр.) при которых в комплексе симптомов присутствуют навязчивые мысли. При таких заболеваниях известна только одна возможность помощи – фармакотерапия. В этом случае необходимо обратиться к врачу-психиатру для назначения лечения. Хочу отметить, что здесь идет речь только о единственной возможности коррекции и лечения, но не о причине возникновения этого тяжелого состояния.

К счастью, подавляющее большинство людей, страдающих от навязчивостей при переживании горя, не имеют совершенно никаких психопатологических нарушений. С помощью определенного алгоритма они могут избавиться от ненужных им мыслей.

Какова природа таких мыслей?

С точки зрения науки, навязчивые мысли (обсессии ) – это беспрестанное повторение нежелательных, представлений и влечений, сомнений, желаний, воспоминаний, страхов, действий, идей и т.п., от которых нельзя избавиться усилием воли. В этих мыслях реальная проблема гиперболизируется, укрупняется, искажается. Как правило, возникает сразу несколько навязчивых мыслей, и они выстраиваются в замкнутый круг, который мы никак не можем разорвать. И бегаем по этому кругу, как белки в колесе.

Чем больше мы стараемся от них избавиться, тем больше их становится. И тогда появляется ощущение, что они носят насильственный характер. Кроме того, очень часто (но не всегда), навязчивые состояния сопровождаются депрессивными эмоциями, тягостными раздумьями, а также чувством тревоги и страха.

Что говорит о навязчивых мыслях светская психология?

Многие психологи, часто умозрительно и бездоказательно, пытались объяснить причину возникновения навязчивых мыслей. Разные психологические школы до сих пор остро полемизируют между собой по этому вопросу, но большинство все же связывает навязчивые мысли со страхами. Правда эти предположения не проясняют того, как с ними справляться.

Так что, можно сказать, что классическая психология не имеет точного и понятного ответа на этот вопрос, и не предлагает эффективных методов для избавления от навязчивостей.

А как же тогда с ними бороться?

В течение долгого времени специалисты предпринимали множество безуспешных попыток найти хоть какой-нибудь метод борьбы с навязчивостями. Однако их старания частично увенчались некоторым результатом только в прошлом веке, когда был изобретен метод фармакотерапии, который в отдельных случаях помогает справляться со страхом. Недостаток этого метода заключается в том, что действует он недолго и применять его можно в отношении далеко не всех пациентов. И при этом, повторюсь, в большинстве случаев фармакотерапия снимает симптомы лишь на время, и не устраняет саму причину навязчивостей.

Есть еще один старый способ, который создает иллюзию решения проблемы, но на самом деле только серьезно ее усугубляет. Я говорю об употреблении алкоголя, наркотиках, безумных развлечениях, экстремальных занятиях и.т.п. Да, с их помощью можно отключиться от навязчивых мыслей на очень короткое время, но потом они все равно «включатся», причем с умноженной силой. К сожалению, этот способ весьма популярен, несмотря на очевидный вред, причиняемый организму в случае его применения.

И что же делать? Неужели положение безнадежно и мы обречены стать рабами этих мыслей?

Светская психология не дает рецептов эффективной борьбы с навязчивыми мыслями, потому что не видит природы этих мыслей. Проще говоря, довольно сложно бороться с врагом, если мы его не видим, и не понимаем, кто это. Школы классической психологии, самонадеянно перечеркнув огромный опыт духовной борьбы, накопленный предыдущими поколениями, стали заново выстраивать определенные понятия. Эти понятия у всех школ разные, но объединяет их то, что причину всех бед они ищут или в безликом и непонятном бессознательном самого человека, или в каких-то физико-химических взаимодействиях дендритов, аксонов и нейронов, или во фрустрированных потребностях к самореализации и.т.п. При этом у этих школ отсутствуют понятные объяснения того, что же представляют собой навязчивые мысли, каковы законы их появления и механизм воздействия.

Между тем, эффективный способ борьбы с навязчивыми мыслями у психически здорового человека существует! Ответы на вопросы и успешные решения проблемы известны не одну тысячу лет.

Расскажите об этом, пожалуйста, поподробнее.

Сила навязчивых мыслей в том, что они могут влиять на наше сознание, а наша слабость в том, что мы не имеем почти никакого влияния на навязчивые мысли. То есть, за этими мыслями стоит отличная от нашей, самостоятельная воля. Само название — «навязчивые мысли», уже предполагает, что они навязываются кем-то извне.

Подтверждением этого внешнего навязывания может служить парадоксальность содержания этих мыслей. То есть, мы понимаем, что содержание этих мыслей не вполне обоснованно, не логично, не продиктовано достаточным количеством реальных внешних обстоятельств. Навязчивые мысли могут быть абсурдны, и лишены здравого смысла, но, несмотря на это, мы не можем противостоять им.

При возникновении таких мыслей мы часто задаем себе вопросы: «Как это я до такого додумался?», «Откуда взялась эта мысль?», «Как эта мысль влезла мне в голову?», «Почему эта дикая мысль не кажется мне ужасной?». И, хотя ответов на эти вопросы мы не можем найти, но почему-то все равно продолжаем считать эти мысли своими. А навязчивые мысли продолжают оказывать на нас огромное влияние.

Человек, преследуемый навязчивыми мыслями, понимает их нелепость, чуждость рассудку, поэтому в большинстве случаев оценивает эти мысли критически. Но, вместе с этим, он не способен избавиться от них усилием воли. И это еще одно доказательство того, что мы имеем дело с самостоятельным разумом.

Кому же принадлежат эти разум и воля, направленные против нас?

Святые отцы православной церкви говорят о том, что в подобных ситуациях человек имеет дело с нападением бесов. Сразу хочу пояснить, что никто из них не воспринимал бесов так примитивно, как люди, которые никогда не задумывались об их природе. Это не те смешные волосатые, с рогами и копытами! Они вообще не имеют видимой внешности, что позволяет им действовать незаметно. Их можно называть по-разному: энергии, духи злобы, сущности. Говорить об их внешности бессмысленно, но мы знаем их основное оружие – ложь.

Так вот, по мнению святых отцов, именно злые духи являются причиной навязчивых мыслей, которые мы принимаем за свои. От привычек отказываться трудно. А мы так привыкли считать своими и только своими все мысли, все наши внутренние диалоги и даже внутренние битвы. Но, чтобы выиграть эти битвы, нужно встать на свою сторону, против врага. А для этого необходимо понять, что навязчивые мысли – не наши мысли, они навязываются нам извне враждебной силой. Бесы в данном случае действуют как банальные вирусы, при этом они стараются оставаться незамеченными и нераспознанными. Причем, действуют эти сущности вне зависимости от того, верите вы в них или нет.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

А как определить, какая именно мысль является навязчивой и откуда она взялась?

Критерий определения подлинного источника наших мыслей очень прост. Если мысль лишает нас покоя — она от бесов. «Если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны – от злого духа», – говорил праведный Иоанн Кронштадтский.

А разве не так действуют навязчивые мысли, мучающие нас при переживании утраты?

Правда, мы не всегда способны верно оценить свое состояние. Известный современный психолог В.К. Невярович в книге «Терапия Души» пишет об этом: «Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. Можно также полагать, с большей или меньшей долей очевидности, что некоторые мысли, всегда, кстати, почти ощущаемые как чужеродные и даже принужденные, насильственные, действительно имеют чужеродную для человека природу, являясь демоническими. По святоотеческому учению, человек часто не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с уже очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обнаруживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, ибо на темном темное плохо различается».

К чему приводят чужеродные мысли?

Мысли «от лукавого» поддерживают наше отчаяние, неверие, пессимизм, зависимости, страсти. Мысли, которые мы ошибочно принимаем за свои, толкают людей к самоубийствам, обидам, непрощению, ложному чувству вины, необоснованным страхам, нежеланию признавать свои ошибки перед Богом. Маскируясь под наши мысли, они навязчиво подталкивают нас к совершению нехороших поступков. Навязчивости мешают нам встать на путь духовного развития, призывают не тратить время на исправление самого себя, внушают нам кошмарное чувство вины и пр. Именно такие мысли являются «духовными вирусами».

Духовная природа таких мыслей-вирусов очень просто подтверждается тем, что нам бывает невероятно тяжело сделать богоугодное дело, помолиться, или, например, просто зайти в храм. Мы чувствуем внутреннее сопротивление, прикладываем невероятные усилия для того, чтобы противостоять вроде бы собственным мыслям, которые находят огромное количество отговорок, чтобы не делать этого. Хотя, казалось бы, что сложного в том, чтобы встать рано утром и пойти в храм? Но нет, мы встанем вовремя, чтобы пойти, например, на кладбище, однако мы не сделаем этого ради того, чтобы пойти в церковь. Мы можем проплакать весь вечер, но значительно труднее заставить себя молиться в течение этого же периода времени. Это только некоторые примеры. Наше состояние замечательно описал апостол Павел: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (Рим 7, 19, 20, 22, 23).

В течение всей жизни мы выбираем между добром и злом. И, проанализировав сделанный выбор, каждый из нас может увидеть действие этих «вирусов».

Именно так рассматривали опытные в духовном отношении люди природу навязчивых мыслей. И их советы по преодолению этих мыслей на протяжении многих веков работали и работают безотказно!

А гордость, зависть, алкоголизм, объедение, осуждение и все остальные страсти – они ведь тоже рождаются от навязчивостей. Не эти же самые мысли стоят за ними?

Да, именно они. И это тоже было известно с давних времен очень многим подвижникам благочестия. Они объяснили нам, как бороться с такими мыслями. Наша подверженность страстям и грехам — частный случай влияния сущностей, которые маскируются под наши мысли. Именно они насилуют душу, толкают ее туда, куда им выгодно, при этом очень часто разлагая нашу личность.

Но я бы не хотел говорить сегодня о связи таких мыслей и страстей. Это тема очень долгого и серьезного разговора, который заслуживает отдельной беседы.

Каков механизм внедрения и воздействия навязчивых мыслей?

Эти мысли внедряются прямо в эмоциональную сферу. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как они захлестывают наши эмоции? Мысль возникла, и эмоции бьют через край, хотя при этом ничего нельзя объяснить логически. Более того, логика как раз часто говорит обратное, но контроль логики над нами уже утерян, а эмоции бушуют и управляют нами.

Дело в том, что наша эмоциональная сфера наиболее уязвима для таких вторжений. По большому счету, мы не можем ее контролировать. Все знают, как наворачиваются на глаза слезы в самый не подходящий момент, и это происходит помимо нашей воли. Наши эмоциональные реакции часто мешают в делах, и потом мы редко можем объяснить сами себе причины, по которым они возникли. Сколько раз мы не могли справиться со своими эмоциями, хотя очень хотели этого? Сколько бед уже принесла нам наша собственная эмоциональность? Не правда ли, приходится признать, что мы не властны над эмоциями.

Известно, что эмоции можно сдерживать только логикой и рассудком, которые предохраняют нас от попадания во власть эмоций. Это подтверждается тем, что человеку, у которого преобладает логическое мышление, легче противостоять захватывающим его эмоциям. И наоборот, эмоции человека в неадекватном состоянии – например, когда он пьян, находится под воздействием наркотиков, сильно болен, устал, расстроен – выражены гораздо сильнее. Именно в таких состояниях делаются большие глупости, о которых потом приходится жалеть.

Что поддерживает навязчивые мысли?

Отказ от Божией помощи, безделье, лень, жалость к себе, апатия, отчаяние, депрессия – самые питательные субстраты для выращивания и умножения навязчивых мыслей.

Можно ли не допустить появления подобных мыслей?

Многие святые могли, но мы, грешные, не можем. Это происходит из-за того, что наше духовное состояние не позволяет нам различать этих сущностей. Люди, в большинстве своем, не умеют, и часто даже не пытаются сделать это, потому что считают любую приходящую в голову мысль своей собственной. И, конечно, если человек не может разделить мысли, направленные против него, от своих собственных мыслей, то он уязвим. Такого человека можно уподобить малому ребенку, который открывает дверь всем подряд, не подозревая при этом, что существуют и «плохие дяди». Взрослые же люди, как правило, понимают, что впускать в дом всех без разбора — опасно.

Но, разве мы сами не открываем дверь своей души всем мыслям подряд? Разве не так входят в нас сущности, которые замаскировались под наши мысли и чувства? Излишне говорить о том, что, не стараясь хотя бы немного распознавать ненужные мысли и защищаться от них, мы обрекаем себя на страдание от насилия, которое творят над нашей душой навязчивости. После их атаки в душе остается только бедлам и кошмар. Но, самое интересное, что, даже после этого мы не понимаем, каким образом произошла катастрофа. И ждем следующую…

А как от них защищаться?

Надо понимать, что защита невозможна, если ты не знаешь своих врагов. Люди, которые не живут серьезной (а не поверхностной, исключительно внешней обрядовой) духовной жизнью, своих врагов не знают. А если и догадываются об их существовании, то не имеют средств для самозащиты.

Если же враг известен, то, прежде всего, следует научиться отличать его от друзей, даже если он пытается маскироваться. Если ты увидел врага, то надо попытаться его не пустить, не открывать ему дверь. А уж если впустил, то постарайся избавиться от него с помощью определенных средств. Мы же, вместо того, чтобы понять, какую мысль, желание, чувство мы в себя впускаем, приглашаем к себе всех, без разбора: «Заходи кто хочешь — у нас всегда дверь нараспашку!».

Но это еще не все. Мы знаем, как люди должны защищаться, например, от навязчивых алкашей: для более слабого человека лучше всего не вовлекаться в разговор с ним, а просто не обращать внимания на пристающего, пройти мимо него. С навязчивыми мыслями то же самое. Но, вместо этого, мы не только впускаем их в себя, но и начинаем вести с ними внутреннюю беседу. Мы не понимаем, что они сильнее нас (до тех пор, пока мы не прибегнем к алгоритму, о котором поговорим подробнее ниже). И эта «беседа» традиционно заканчивается нашим поражением.

Посмотрите, как точно сказал о нас старец Паисий Святогорец: «Помысел, подобно вору, приходит к тебе – и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел».

Существуют ли психотерапевтические техники для избавления от таких мыслей?

Таких техник мало. Доступным средством борьбы с навязчивыми мыслями, страхами и тревогами, которые появляются в периоды кризисов, является мышечная релаксация. Снятие мышечного напряжения, полное расслабление тела уменьшает тревожность и способствует избавлению от страхов, и, соответственно, в большинстве случаев снижается интенсивность навязчивых мыслей. Я часто рекомендую этот метод своим пациентам.

Сделать упражнение по релаксации довольно просто: ложитесь или садитесь, максимально расслабьте тело, мысленно перенеситесь в какое-нибудь красивое место, на природу. Начните с расслабления мышц лица, далее расслабляйте мышцы шеи, плеч, туловища, и завершите этот процесс пальцами рук и ног. Представьте, что каждая мышца вашего тела полностью расслаблена. Ощутите это. Если вы не смогли расслабить какой-либо участок тела или группу мышц, тогда попробуйте максимально напрячь их, а потом расслабить. Сделайте так несколько раз, и нужная группа мышц обязательно расслабится. В состоянии полного расслабления следует находиться от 15 до 30 минут.

Не беспокойтесь насчет того, насколько успешно вы расслабились. Не мучайтесь и не напрягайтесь – позвольте релаксации возникнуть в своем темпе. Если почувствуете, что во время упражнения вас посещают посторонние мысли – постарайтесь вытеснить их из сознания, переключая внимание на визуализацию природы.

Если вы будете правильно расслабляться по несколько раз в день, это обязательно поможет вам избавиться от навязчивостей. Однако хочу подчеркнуть, что с помощью этой техники можно только снижать влияние и интенсивность навязчивых мыслей, но не бороться с причиной, которые их вызывают.

Что следует делать для того, чтобы полностью избавиться от навязчивостей?

Для того чтобы в будущем строить свою жизнь уже без этих поганых вирусов, в первую очередь, надо признать наличие навязчивых мыслей и необходимость избавления от них !

Во-вторых, надо взять ответственность на себя . Хочу отметить, что если мы принимаем эти навязчивые мысли, а затем под их влиянием совершаем определенные поступки, то именно мы несем ответственность за эти поступки и их последствия. Полностью переложить ответственность на навязчивые мысли нельзя, потому что именно мы их приняли и действовали в соответствии с ними. Не мысли действовали, а мы сами.

Поясню примером: если помощник пытается манипулировать своим руководителем, в результате чего тот принимает ошибочное решение, то ответственность за это решение понесет именно руководитель, а не его помощник.

В-третьих, не следует считать навязчивые мысли своими ! Обратите внимание на противоречие между вашими интересами, вашей логикой и теми мыслями, которые пытаются завладеть вами! Оцените их парадоксальность, неуместность, логическую несостоятельность. Оцените последствия и невыгодность тех действий, к которым может привести следование этим мыслям. Поразмышляйте над этим. Подумайте, не видите ли вы в этих мыслях прямое несоответствие тому, что подсказывает вам сознание. Наверняка вы найдете множество несоответствий.

Признайте, что эти мысли не ваши, что они результат внешней атаки иных сущностей на вас. До тех пор пока вы будете считать навязчивые мысли своими, вы не сможете ничего им противопоставить и принять меры к их нейтрализации. Нейтрализовать самого себя невозможно!

Не вступайте в спор с навязчивыми мыслями. Если они появились, попробуйте переключить свое внимание, не ведите с ними внутренних диалогов!

У навязчивых мыслей есть одна особенность: чем больше им сопротивляешься, тем с большей силой они нападают. В психологии описан феномен «белой обезьяны», который доказывает трудность борьбы с внешним влиянием внутри сознания. Суть феномена такова: когда один человек говорит другому: «Не думай о белой обезьяне», то тот начинает думать именно о белой обезьяне. Активная борьба с навязчивыми мыслями тоже приводит к такому результату. Чем больше говоришь себе о том, что справишься, тем меньше справляешься.

Поймите, что с этим состоянием нельзя справиться только усилием воли. Вы не можете противостоять этой атаке на равных. Если продолжить аналогию с ситуацией про алкоголиков, приведенную ранее, то самым лучшим способом избавиться от навязчивого пьяницы будет не активное сопротивление его атаке, а игнорирование его слов и действий. В нашем случае надо просто переключить внимание с навязчивых мыслей на что-то другое (более приятное), не вступая с самими навязчивостями в конфликт. Как только мы переключаем внимание и начинаем игнорировать навязчивости, они на некоторое время теряют свою силу. Чем чаще мы их игнорируем, тем меньше они нам досаждают.

Вот что говорят об этом святые отцы: «Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей» (преподобный Антоний Оптинский). «Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более, если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою» (святитель Феофан Затворник).

Конечно, внимание лучше переключать на то, что помогает эффективной борьбе с этими навязчивыми сущностями. Можно переключать внимание на помощь людям, творческую или общественную деятельность, работу по хозяйству. Наши предки считали, что для изгнания навязчивых мыслей очень хорошо занимать себя полезной физической работой. Но лучше в этом случае помогает молитва. Когда человек переключает свое внимание на молитву, то эти сущности стремительно теряют силу. Совокупность физического труда и молитвы дают самые лучшие результаты. Не случайно исстари в монастырях молитва и труд шли рядом.

Всегда следует помнить о том, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы навязчивые мысли вызывали эмоциональный отклик. Не подкрепляйте навязчивые мысли фантазиями и воображением.

Еще мы часто подкрепляем навязчивые мысли собственными воображением и яркими фантазиями. В. К. Невярович пишет: «Навязчивые мысли возникают часто в ответ на поставленный вопрос: «А вдруг?» Далее они автоматизируются, укореняются в сознании и при неоднократных повторениях создают существенные затруднения в жизни. Чем больше борется человек, желая избавиться от этих навязчивых мыслей, тем более они овладевают им. Важной причиной развития и самого существования невротического страха является развитое чувственное воображение. Ведь человек, к примеру, не просто боится упасть с высоты, но и воображает в ужасе, что умрет, всячески «распаляет» вымышленную ситуацию, представляя, скажем, свои похороны, себя лежащим в гробу и пр.». О чем это говорит? О том, что мы укрепляем силы навязчивых мыслей своим воображением.

Причем, чем лучше мы представляем то, чего боимся, чем яснее мы видим результат, достигаемый посредством навязчивых влечений, а также последствия действий, выполненных в результате воздействия навязчивостей, чем ярче мы оживляем навязчивые воспоминания, тем больше мы подкрепляем в себе эти мысли. Нельзя позволять навязчивым мыслям оказывать влияние на нас и наше поведение через наши же эмоции, фантазии и воображение.

Не занимайтесь самовнушением, повторяя про себя эти мысли. Всем хорошо известна сила самовнушения, которое иногда помогает в очень тяжелых ситуациях. Самовнушением можно снимать боли, лечить психосоматические расстройства, значительно улучшать психологическое состояние. Благодаря простоте использования и выраженной эффективности, этот метод используют в психотерапии с давних времен.

К сожалению, у горюющих часто наблюдается самовнушение негативных утверждений. Человек, попавший в трагическую ситуацию, постоянно — про себя и вслух — неосознанно проговаривает утверждения, которые не только не помогают выйти из кризиса, но и ухудшают состояние.

Например, человек постоянно жалуется знакомым или внушает сам себе:

– Жизнь закончилась со смертью дорогого человека;

– У меня никого больше не будет;

– Я не хочу жить;

– Жизнь больше не принесет радости;

– Жить теперь незачем;

И другие подобные мысли.

Таким образом включается механизм самовнушения, который действительно приводит человека к определенным ощущениям беспомощности, тоски, отчаяния, а впоследствии и к заболеваниям, расстройствам психической сферы.

Получается, что, чем чаще человек повторяет эти негативные установки, тем более негативно они влияют на мысли, чувства, ощущения, эмоции, представления этого человека. Не надо их все время повторять. Этим вы не только не помогаете, но и загоняете себя вглубь кризисного болота.

Если вы ловите себя на том, что часто повторяете эти заклинания, то сделайте следующее:

Измените установку на прямо противоположную, и повторяйте ее в течение дня.

Например, если Вы постоянно думаете и говорите, что нет радости после смерти близкого, то 100 раз четко проговорите, что жизнь принесет радость и с каждым днем ваше состояние будет улучшаться. Такие внушения лучше делать себе по несколько раз в день. Через некоторое время вы почувствуете эффект от этого упражнения. При составлении позитивных утверждений избегайте приставки «не». Следует говорить не «я в будущем не буду одинокой», а «в будущем я обязательно буду с любимым человеком». Помните о том, что это очень важное правило составления утверждений. Не составляйте утверждений на то, что является заведомо недостижимым или неэтичным.

Существуют ли другие методы борьбы с навязчивыми мыслями? Какие из них, по вашему мнению, самые сильные?

Как я уже сказал, самое сильное оружие против навязчивых мыслей – молитва .

Всемирно известный врач, лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине за работу по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов, доктор Алексис Каррель говорил: «Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Она является такой же реальной силой, как земное притяжение. Как врач, я наблюдал пациентов, которым не помогало никакое терапевтическое лечение. Им удавалось вылечиться от болезней и меланхолии только благодаря успокаивающему действию молитвы… Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело. Невозможно, чтобы хотя бы один момент молитвы не принес положительного результата любому мужчине или женщине».

Духовное объяснение помощи молитвы в данной ситуации очень простое. Бог сильнее сатаны, и наше молитвенное обращение к Нему за помощью изгоняет злых духов, которые «поют» нам свои лживые однообразные песенки. Убедиться в этом может каждый, и очень быстро. Для этого вовсе не нужно быть монахом.

В минуту жизни трудную

Тесниться ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души, как бремя скатится,

Сомненье далеко

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

(Михаил Лермонтов).

Как и всяким хорошим делом, молитвой нужно заниматься с рассуждением и усилием.

Надо рассмотреть врага — понять, что он нам внушает, и направить оружие молитвы против него. То есть, слово молитвы должно быть противоположно внушаемым нам навязчивым мыслям. «Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей», – говорит святитель Феофан.

Например, если суть навязчивых мыслей – нежелание принять обстоятельства, отчаяние, то сутью молитвы должно быть смирение: «Да будет воля Божия!»

Если суть навязчивых мыслей – уныние , отчаяние (а это неизбежное следствие гордыни и ропота), здесь поможет благодарная молитва – «Слава Богу за все!».

Если нас мучает злость на виновника трагедии, то просто помолитесь о нем: «Господи, благослови его!». Почему именно эта молитва поможет? Потому что от молитвы об этом человеке вы получите пользу, а злые духи никому не желают добра. Поэтому, видя, что от их работы получается благо, они перестанут мучить вас образами этого человека. Одна женщина, которая воспользовалась этим советом, говорила, что молитва очень помогла, и она буквально чувствовала рядом с собой бессилие и досаду злых духов, которые одолевали ее раньше.

Естественно, нас могут одновременно одолевать разные помыслы (нет ничего быстрее мысли), поэтому соединяться могут и слова разных молитв: «Господи, помилуй этого человека! Слава Тебе за всё!».

Молиться нужно непрерывно, до победы, пока нашествие помыслов не прекратится, и на душе не воцарятся покой и радость. Подробнее о том, как молиться, читайте на нашем сайте.

Помогают ли Таинства в преодолении навязчивых мыслей?

Конечно, Таинства Церкви являются огромной помощью, даром Бога для избавления от этих сущностей. В первую очередь, это конечно, исповедь . Именно на исповеди, сокрушенно каясь в грехах, мы как будто отстирываем от себя всю налипшую грязь, включая и навязчивые мысли.

Возьмем тот же самый ропот на ситуацию (а это не что иное, как ропот против Бога или обида на Него), уныние, обиду на человека – все это грехи, которые отравляют нам душу.

Исповедуясь, мы делаем два очень полезных для нашей души дела. Во-первых, мы принимаем на себя ответственность за свое нынешнее состояние и говорим себе и Богу, что постараемся изменить ситуацию. Во-вторых, мы называем зло — злом, а злые духи больше всего не любят обличения – они предпочитают действовать исподтишка. В ответ на наши дела, Бог в момент чтения священником разрешительной молитвы делает Свое дело – Он прощает нам наши грехи и изгоняет злых духов, которые нас осаждают.

Еще одним мощнейшим средством в борьбе за нашу душу является причастие . Причащаясь Тела и Крови Христова, мы получаем благодатную силу бороться со злом в себе. «Эта Кровь отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов и призывает к нам Ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а Ангелы туда стекаются. Пролитая на Кресте, эта Кровь омыла всю вселенную. Эта Кровь - спасение душ наших. Ею душа омывается», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании – более готовыми, к действиям благодати – более восприимчивыми», — говорит святитель Григорий Богослов.

Я не могу предполагать механизм этого избавления, но я точно знаю, что десятки знакомых мне людей, в том числе и мои пациенты, избавились от навязчивых мыслей именно после Таинств.

А вообще благодать после Таинств ощутили на себе сотни миллионов человек. Именно они, их опыт, подсказывают нам, что нам не стоит игнорировать помощь Бога и Его Церкви с этими сущностями. Хочу заметить, что некоторые люди после Таинств избавились от навязчивостей — не навсегда, но на некоторое время. Это естественно, так как это борьба долгая и трудная.

И последний вопрос… Навязчивые мысли часто рождают страхи: страх за будущее, страх за душу близкого человека, страх общения, страх не понимания и прочие. Эти липкие страхи преследуют человека, и создается впечатление, что именно навязчивые мысли сеют их семена. Что надо делать в этом случае?

Нам, подверженным страхам, адресованы слова святителя Феофана Затворника, которые мне бы хотелось привести в конце нашей беседы: «Пишете: грустно мне, нигде не покоя. Что-то давит меня, на сердце тяжело и темно… — С нами крестная сила! Это враг… встречает вас такою тугою и томлением. Не вы одна, все испытывают такие нападки, но не все – одни и те же. Вас томит тугою; иного обдает страхами; у иного в мыслях взгромождает такие препятствия, будто горы… Бывает, наводит потоки мыслей, растревоживает сердце, возмущает его внутри. И это вдруг, как порывом бури. Такие уж уловки у врагов наших… Только соглашаться ни с чем (с мыслями, навеваемыми бесами – прим. М.Х.) не надобно, а перетерпеть – и все пройдет… И все припадайте к Господу. И Матерь Божию призывайте».

Феномен навязчивости определяют как появление в сознании мысли, представления или каких-либо явлений, не связанных в данный момент с содержанием сознания и воспринимаемых больными как эмоционально неприятные. Навязчивые мысли «господствуя» в сознании, порождают эмоциональную напряженность, способствуют дезадаптации человека в окружающей его среде. Навязчивыми, то есть существующими помимо воли и желания человека, могут быть как определенные мысли, воспоминания, представления, сомнения, так и действия.

Навязчивые страхи именуются фобиями, навязчивые мысли — обсессиями, а навязчивые действия — компульсиями.

Фобический синдром (по гречески phobos — страх) явление очень распространенное. Различают множество фобических состояний. К примеру, нозофобия (боязнь болезни); агорафобия (боязнь открытых пространств); клаустрофобия (боязнь закрытых пространств); эрейтрофобия (боязнь покраснения); мизофобия (боязнь загрязнения) и др. Все это примеры патологических, то есть не связанных с реальной угрозой, страхов.

Бывают страхи от малодушия, трусости. Трусость можно, к сожалению, и привить. Если, скажем, ребенку каждые пять минут говорить примерно следующее: «не трогай», «не залезай», «не подходи» и т. п.

Психологи выделяют так называемые родительские страхи, которые «перекочевывают» от родителей к детям. Это, например, боязнь высоты, мышей, собак, тараканов и многое другое. Перечень этот можно продолжать и продолжать. Так вот эти устойчивые страхи впоследствии нередко можно обнаружить и у детей.

Различают страх ситуативный, который возникает в момент угрозы, опасности, и личностный, возникновение которого связывают с особенностями характера. Приведу пример мизофобии, то есть навязчивого страха заражения, загрязнения. Насколько это тяжкое страдание наглядно видно из этих строк.

«Здравствуйте доктор!

У меня мания чистоты и настолько сильная, что не могу это уже никак контролировать. На улицах стараюсь избегать какого-либо контакта с людьми и грязных мест, кажется, что везде нагажено и я получаю все это "на себя". Естественно, что придя домой, начинается процесс долгого и длительного "намывания" всего — всю одежду в стирку (даже если загрязнения были минимальными). Всё, чего коснулся грязной одежей протираю водкой, а сам отправляюсь в душ часа на 3-4. Причем время "намывания" постоянно увеличивается. То есть, когда мою руки, кажется, что чего-то коснулся снова — и начинается процесс мытья сначала. Поледнее время у меня появилась реальная нервная тряска по выходе из ванной (чем-то напоминает болезнь Паркинсона) и грубая внутренняя истерика (печальный рекорд — 30 часов в ванной на ногах 22—23.09.06). Весь мой мир ограничился постелью и компьютером. Все остальное я уже потерял: институт, друзей, да и работу скоро потеряю. С работы прихожу в 22:30, душ — до 3: 00, на работу — в 9 утра. Это ВСЯ моя жизнь сейчас».

Очень часто навязчивости являются следствием демонического воздействия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Преосвященный Варнава (Беляев) пишет: «Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только "от мыслей", а на самом деле еще и от бесов… Так, когда пытаются победить мысль мыслью, то видят, что противные мысли — не просто мысли, но мысли "навязчивые", то есть с которыми сладу нет и перед которыми человек бессилен, которые не связаны никакой логикой и для него чужды, посторонни и ненавистны… Но если человек не признает Церкви, благодати, святых Таинств и драгоценности добродетелей, то есть ли ему чем защищаться? Конечно, нет. И тогда, раз сердце пусто от добродетели смирения и с нею от всех прочих, приходят демоны и делают с умом и телом человека, что хотят (Мф. 12, 43-45 )».

Эти слова владыки Варнавы в точности подтверждаются клинически. Неврозы навязчивых состояний лечатся значительно труднее всех остальных невротических форм. Зачастую они совершенно не поддаются никакой терапии, изнуряя своих обладателей тяжелейшими страданиями. В случае упорных навязчивостей человек стойко лишается трудоспособности и попросту инвалидизируется. Опыт показывает, что подлинное исцеление может наступить только по благодати Божией.

Я именую невроз навязчивых состояний наиболее демонически уязвимой формой невротических расстройств. Иначе как можно, к примеру, расценить непреодолимое желание мыть руки до нескольких десятков раз перед едой или пересчитывать пуговицы на пальто у встречающихся прохожих и т. п.? При этом больные ужасно страдают, мучаются от своих состояний, тяготятся ими, но ничего с собой поделать не могут. Кстати, сам медицинский термин «обсессия», обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость. Епископ Варнава (Беляев) еще пишет по этому поводу: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов. Внезапно появившиеся помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается и идет борьба, которой не предвидится конца.

Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи. И вот в тот момент, когда человеку кажется, что действительно, может быть, борьба эта бесконечна, и когда он уже перестает верить, что есть же такое состояние, когда люди живут спокойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно… Это значит — пришла благодать, и бесы отступили. В душу человека проливаются свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср. Мк. 4, 37-40 )».

Развитие навязчивости можно сравнить с развитием греховной страсти. Этапы примерно те же. Прилог сравним с появлением в сознании навязчивого помысла. И далее очень существенный момент. Или человек его отсекает или начинает с ним сочетаться (рассматривать его). Далее идет этап сосложения. Когда возникший помысл представляется достойным более глубокого рассмотрения и собеседования с ним. Следующий этап — пленение . Это когда не человек руководит развившейся в сознании мыслью, а мысль руководит им. И, наконец, собственно навязчивая мысль . Уже достаточно оформленная и закрепившаяся в сознании. Самое плохое, что человек начинает этой мысли верить, а она — от лукавого. А бедный страдалец пытается рационально победить эту «умственную жвачку». И помногу раз прокручивает в сознании этот «навязчивый» сюжет. И как будто решение близко, еще чуть-чуть… Однако мысль вновь и вновь пленяет сознание. Человек не может понять, что решения навязчивости не существует. Эта не трудноразрешимая проблема, а козни бесовские, которым нельзя верить и с которыми нельзя собеседовать.

Как реагировать на появление навязчивых мыслей? Во-первых с навязчивыми мыслями не нужно «собеседовать». Они оттого и называются навязчивыми, потому что не поддаются никакому логическому осмыслению. Вернее, осмыслить-то возможно, но потом эти же мысли опять всплывают в сознании и это повторяется вновь и вновь. Природа таких состояний демоническая. Посему следует не сослагаться с подобного рода мыслями и молиться Богу о помощи. Таким образом только по благодати Божией и при собственном усердии навязчивости (читай — демоны) уходят.

За годы работы сложилось правило борьбы с навязчивыми состояниями. Необходимо следующее:

  • Не верить содержанию навязчивости
  • Не сослагаться с навязчивыми помыслами
  • Призывать Благодать Божию (молитва, Таинства Церкви)

Кратко поясню эти положения. Предположим, что человек поверил навязчивому помыслу, происхождение которого почти всегда от лукавого. И что дальше? А дальше, как правило, внутренний конфликт. К примеру, человек принял хульные помыслы или какую-то скверну от врага и расценил эти мысли как свои. И вот уныние… человек деморализован и пребывает как бы в параличе. «Какое же я ничтожество, — говорит он себе - мне нет места в Церкви, я недостоин причащаться». А враг потешается. Мысли ходят по кругу и выхода человек не видит. Поэтому верить таким помыслам нельзя.

Нельзя с ними и сослагаться. Некоторые пытаются доказать что-то бесу и выстраивают в своем сознании разные аргументы и как будто им кажется, что они справились со своей задачей. Но как только в мысленном споре поставлена последняя точка, все повторяется заново, будто бы никаких аргументов человек и не выдвигал. Победить врага таким образом не удастся.

И, конечно, без Бога и Его помощи и благодати не справиться.

Существуют и навязчивые мысли у психически больных людей. Например при шизофрении. В этом случае навязчивости, в большей степени, следствие болезни. И их нужно лечить медикаментозно. Хотя, конечно, нужно и лечиться и молиться. Если сам больной не в состоянии молиться, то молитвенный труд должны взять на себя его близкие.

В свое время я столкнулся с любопытным клиническим случаем. Мне пришлось консультировать семью, в которой мать и сын страдали навязчивыми страхами за свое здоровье и попеременно индуцировали друг друга.

В ходе беседы выяснилось, что мать моего пациента продолжительное время лечилась ранее у психиатров по поводу навязчивых страхов, сам же он рос очень впечатлительным, эмоциональным мальчиком. В 18-летнем возрасте у него впервые возник навязчивый страх появления злокачественной опухоли. Больной постоянно стремился осматривать свое тело, изучать медицинскую литературу по вопросам онкологии, был подавлен, угнетен. При этом юноша уточнил, что страх возник внезапно, после того, как мама рассказала ему о своем бывшем недуге.

На этом фоне у матери вновь возникли страхи за свое здоровье. Она решила, что у нее рак крови, так как чувствовала себя вялой, апатичной. После консультации у онколога оба были признаны здоровыми и вскоре выздоровели от мнимой болезни, но потом еще дважды заболевали фобиями. Один раз это было связано с инфарктом бабушки — и они решили, что страдают сердечными недугами. А в другой раз боялись умереть в автокатастрофе. Причем, вначале страх возникал у кого-нибудь одного, а потом появлялся и у другого.

Подобные случаи, когда после появления навязчивых страхов у одного из членов семьи заболевали и другие домочадцы, известны. Так, психиатр С. Н. Давиденков описал больного, страдавшего тиком и боязнью покраснеть или вспотеть. Сестра его матери страдала навязчивостью по поводу излишней потливости, одна из ее дочерей — боязнью покраснеть, а сестра самого больного — боязнью разрыва сердца. Вот такое бывает.

Семья, которую мне пришлось консультировать, была неверующей. А когда в душе нет веры, нет страха Божия, в ней могут «расцветать» другие — болезненные, нелепые, навязчивые страхи. Душа по природе своей христианка, и, может быть, существуя в бездуховной среде, она по-своему скорбит и «трясется» по любому поводу.

Мне вспоминается пациент, который испытывал выраженный страх смерти после перенесенного инфаркта миокарда. Усилия врачей увенчались успехом. С Божией помощью наш больной поправился, сердце окрепло, но его не отпускал этот мучительный страх. Особенно он усиливался в общественном транспорте, в любом замкнутом пространстве. Мой пациент был верующим человеком, и поэтому мне легко было откровенно беседовать с ним. Я, припоминаю, спросил его, может ли с ним что-либо случиться без соизволения или попущения Божия. На что он с уверенностью ответил: «Нет». «А в таком случае», — продолжал я, — «неужели Вы полагаете, что Ваша смерть может стать нелепой случайностью?» И на этот вопрос мой пациент произнес утвердительное «нет». «Ну так и снимите с себя эту ношу и перестаньте бояться!» — примерно так я ему посоветовал.

В конечном итоге наши размышления свелись к тому, что он «позволяет себе умереть», если так будет Богу угодно. Через какое-то время вот что он мне поведал. Когда страх возник вновь, он внутренне сказал себе: «Моя жизнь в руках Божиих. Господи! Буди воля Твоя!» И страх исчез, растворился, как сахар в стакане горячего чая, и больше не появлялся.

Невротические страхи тем и характерны, что не обусловлены никакой реальной угрозой или угроза эта надумана и маловероятна. Православный врач В. К. Невярович справедливо утверждает: «Навязчивые мысли часто начинаются с вопроса: "А вдруг?" Далее они автоматизируются, укореняются в сознании и, неоднократно повторяясь, создают существенные затруднения в жизни. Чем больше борется человек, желая от них избавиться, тем более они овладевают им.

Кроме того, в подобных состояниях имеет место слабость психической защиты (цензуры) из-за природных особенностей человека или в результате греховного разрушения его души. Хорошо известен, скажем, факт повышенной внушаемости у алкоголиков. Существенно ослабляют душевную крепость блудные грехи. Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями».

Нередко мне приходится встречаться с разного рода страхами, происхождение которых я связываю с религиозным невежеством, непониманием сути святого Православия. К примеру, в состоянии страха и растерянности приходят на прием люди и говорят примерно следующее: «Я сильно согрешал тем, что передавал на службе свечи левой рукой» или «Я потерял крестильный крестик! Теперь все пропало!» или «Я нашел на земле крестик и поднял его. Наверное я взвалил на себя чей-то жизненный крест!» Горько вздыхаешь, выслушивая такие «жалобы».

Другое распространенное явление — различные суеверия (типа «черной кошки» или «пустых ведер» и т. п.) и произрастающие на этой почве страхи. Собственно говоря, подобные суеверия — это не что иное, как грех, в котором следует покаяться на исповеди.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: