9 час по пасхальному чину. Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? Пение и чтение тропаря: «христос воскресе»

Центральной сюжетной линией произведения является лейтмотив преодоления человеческого отчаяния перед неизбежным наступлением смерти.

Действующие лица произведения представлены в двух образах повествователя, героя от лица которого ведется рассказ, и Слепцова, мужчины, находящегося в крайней степени одиночества, означающего отчужденность от жизни и некую сублимацию смерти. Слепцов недавно похоронил единственного любимого сына и в настоящий момент находится в состоянии гибельного отчаяния, не желая утешаться и надеяться на будущую счастливую жизнь. Он делает бессмысленные попытки победить идею гибели, отыскать аргументы, доказывающие важность жизни по сравнению со смертью.

Используя лексические приемы, писатель задействует различные литературные детали, подчеркивающие грустный фон произведения (ничего не видишь от слез, нежилой угол, стучишь зубами) и помогающие ощутить чувства сострадания и сопереживания герою.

Отличительными признаками рассказа является применение различных символических методов, ассоциирующихся с различными проявлениями настроения героя. Это, например, бабочка, символизирующая недолговечную красоту в жизненном полете, и описание утреннего зимнего пейзажа, выражающего душевное спокойствие живой природы и рождение нового и прекрасного.

В описании пространственного и временного писателем символизируется противопоставление бесприютному настоящему и счастливому прошлому, наполненное тончайшими ароматами, цветовыми гаммами, различными звуками (нежилой флигель, в котором остановился Слепцов, петербургский дом, где умирает его сын).

Главным символом произведения является образ рождественского праздника, который, с одной стороны, приносит герою радость, а, с другой стороны, напоминает образ обреченного и страдающего Христа. Думая о смерти своего ребенка Слепцов приходит к осознанию человеческой жизни и роли смерти в ней, желая всей душой воссоединиться с сыном, но все же делая свой выбор в пользу продолжения жизненного существования.

Считая свою жизнь бесплодной и бессмысленной, в какой-то момент герой понимает, глядя на вылупившуюся из кокона бабочку, что жизнь чудесна и прекрасна.

Анализ 2

«Рождество» В. Набоковым было написано в 1924 году.

Набоков очень точно передал внутренние переживания героя. Тема «Рождества» очень остра потому как смерть близкого человека очень тяжело переживается его родственниками.

Владимир Набоков родился в аристократической семье политика, общественного деятеля и юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Когда произошла октябрьская революция, Набокову было всего восемнадцать лет. В 1919 году семья Набокова покинула Россию насовсем. Но, любовь к своей родине осталась у него на всю жизнь.

Произведение начинается с того что у некого Слепцова в Петербурге в доме умирает его маленький сын. Мальчик увлекался бабочками и любил их коллекционировать.

Отец везёт бездыханное тело мальчика в гробу в деревню, в фамильный склеп. Сам поселился рядом в маленьком домике который легче отапливать.

Утром он прогуливается вдоль снежной аллеи, размышляя о случившемся, доходит до мостика и тут ему становится тяжело.

Ему тяжко вспоминать и переживать всё, что случилось, ведь недавно по этим ступеням бегал его сын.

Слепцову вспомнилась предсмертная агония сына, когда он говорил в бреду о бабочках. Он несколько раз ездит на могилу к сыну, но не чувствует духовного единения.

Потом он приказал отпереть поместье и идёт в комнату сына, там отцовское сердце не выдержало, он плачет.

Слепцов находит дневник сына узнаёт поближе своего сына (тот был влюблён в соседнюю девочку но не посмел познакомится).

Слепцову хочется умереть. Он решает, что завтра умрёт непременно.

В этот самый момент из кокона вылупляется «индийская бабочка» (именно о ней говорил сын перед смертью).

Метафора этого произведения похоже на рассказ «Легкое дыхание» Ивана Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. мы пока знакомимся с отцом Слепцова, наблюдаем, его душевные терзания, далее читатель узнаёт о причине (лишь во второй главе), в третьей главе становится известно о переживаниях и смерти сына, а в четвертой главе снова мы наблюдаем безутешного отца. Основной акцент в произведении сделан на жизни мальчика, а отец и бабочка это уже второстепенные вещи.

Таким образом Набоков как бы показ преемственность смерти и жизни. Не смотря на свою собственную смерть мальчик своими трудами дал жизнь бабочке.

Несколько интересных сочинений

    В моем понимании «хороший человек» - это человек, который смог воспитать в себе высокие моральные качества,

  • Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя Ревизор сочинение

    Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония

  • Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс

    Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне

  • Сочинение Моё любимое место в городе парк

    Я люблю свой город. В нём прекрасно всё: от восхитительного центра, до самых отдалённых краёв. Если бы у меня спросили, в каком городе я хотел бы жить, то несомненно я остался бы там, где нахожусь.

Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».Систему персонажей можно представить в следующем виде:Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -ИванОсновополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней.Фабула данного произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова возвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в тексте.Обычная фабула => жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.

План урока литературы

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

Вводно – мотивационный этап.

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа - естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм (Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы , которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: