Сергий радонежский личные качества характер. От варфоломея до игумена земли русской

Преподобный Сергий Радонежский (Зайцев Борис)

У каждого народа есть свои герои, в которых ярко выразились черты национального характера. Они стали своего рода символом и опорой нации. Образ Сергия Радонежского очень близок и понятен русскому человеку, несмотря на более чем пять сотен лет, отделяющих нас от него.

Основатель одной из крупнейших обителей, насадитель общежитных монастырей, провозвестник старчества, учитель, миротворец — он столь многое сделал для своего Отечества. А что известно нам о Сергии Радонежском, кроме того, что он благословил князя Димитрия на битву с Мамаем? Но это благословление — итог, зенит его жизненного пути. А в начале было детство, потом долгое, нелегкое отшельничество в диких лесах, голод, холод, искушения…

Эта небольшая повесть рассказывает о судьбе преподобного Сергия, который еще при жизни стал «равный ангелом». При ее написании Борис Зайцев основывался на житии святого, написанном Епифанием Премудрым. Однако он попытался «оживить» его схематичные, канонические черты. Его целью было восстановить «настоящий», жизненный облик преподобного. В результате получилась своего рода художественная биография, написанная прекрасным языком.

Особенно Б. Зайцев старался показать характер преподобного Сергия, его «прозрачный северный дух с запахом смолистой стружки». Каким-то душевным здоровьем, ненадломленностью веет от Сергия. Необычайной скромностью, спокойствием, тишиной. Резкие жесты, взлеты и падения — все это не для него. Постепенно возрос он в своих лесах Радонежских от простого инока до великого русского святого, с которым советовались патриарх, князья, бояре. Впрочем, и самые простые люди всегда получали от него совет и утешение.

Сергий Радонежский может служить прекрасным образцом православного человека. Вся его жизнь посвящена Богу и служению ближнему. Все его поступки подчинены логике Евангелия, выполнению заповедей Божьих (а выполнение заповедей — залог существования этого мира). Иногда он действует вопреки мирскому разуму, но сама жизнь подтверждает правильность его действий.

У каждого народа есть свои герои. Им присущи все те черты характера, которые этот народ считает идеальными. В потемневшем от времени лике Сергия Радонежского проступают спокойствие, мудрость, любовь, скромность, кротость, но и великая сила, применяемая, впрочем (как и всеми русскими богатырями), только в крайних обстоятельствах. Живя в тяжелом, жестоком, кровавом веке он показал всем, что можно любить ближнего, не убивать, не унижаться, а единственное условие для этого — Бог и вера.

Один из самых почитаемых и, главное, самых любимых русских святых. Святой покровитель Руси и русского народа во все времена. Величайший подвижник. Объединитель земли русской. Преобразователь монашества на Руси. Великий труженик, работавший с младых лет до конца своих дней.

Преподобный воплотил в себе лучшие черты национального характера русского человека, с его стремлением к созерцанию, к духовному совершенствованию, к возрастанию в вере, к внутреннему духовному росту, которое сочеталось у него с большим смирением, кротостью и трудами во славу Господа.

Первый его биограф Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой родился в селе Варницы, под Ростовом Великим, в семье боярина Кирилла и его жены Марии, людей благородных и благоверных. Был их третьим младшим сыном. При рождении получил имя Варфоломей. В мнениях ученых о дне его появления на свет существуют разночтения: от 11 июня 1313 г. до 25 августа 1325 г. Русская православная церковь считает днем его рождения 3 мая 1314 г.

Еще до его рождения с ним совершались чудеса. Однажды, когда ребенок был еще в материнской утробе, его мать была в церкви во время Божественной литургии. Она вместе с другими молящимися молча стояла в притворе, как вдруг младенец в ее утробе начал громко кричать. И так было трижды. Будущие родители обратились к иерею: что это означает? «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы», – сказал он.

В возрасте семи лет Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали на обучение. Братья быстро обучились грамоте, он же отставал в учении. Печалились учителя и родители, печалился он сам и горячо молился. Однажды в поле, где он пас скот, ему встретился старец, который сказал: «О грамоте, чадо, не скорби, с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». Так и произошло. Он изучил Священное Писание и навсегда проникся духом церкви и иноческого жития.

В то время Русь, раздробленная и измученная, страдала от набегов Золотой Орды. Семья некогда богатого боярина была разорена от постоянных нашествий татар и тяжких им даней. В 1328 г. Кирилл с семьей решили переселиться из Варницы в город Радонеж, куда пошли пешком (а это 60–70 км), неся свой нехитрый скарб. Перед смертью отец и мать одновременно приняли схиму в Хотьковском монастыре, где сегодня покоятся их мощи.

После смерти родителей юноша Варфоломей твердо решил посвятить свою жизнь строжайшему монашеству и пустынножитию. Он попросил Стефана помочь ему найти место пустынное. Они обошли многие леса, и полюбилось им место на холме Маковец в самой чаще глухого Радонежского бора, на берегу реки Кончуры. Помолившись, они стали рубить лес и на своих плечах таскать бревна на выбранное место. Вскоре хижина была готова. Примерно в 1335 г. они срубили небольшую деревянную церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. На месте ее теперь стоит храм.

Однако, не выдержав суровых тягот аскетического существования, нужды и лишений, Стефан уехал в Москву, поселившись в Богоявленском монастыре. Варфоломей же призвал к себе игумена Митрофана и принял от него монашеский постриг под именем Сергия. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и той пустыни.

Молодой монах терпением и молитвами преодолевал все трудности своей уединенной и суровой жизни. Порой его смущали демонские козни и ужасы. В лесу к нему стаями приходили волки, выли и с ревом проходили мимо. Иногда окружали его, обнюхивали, но не трогали. Приходили и медведи. Один из них повадился ходить каждый день, но не из злобы, а чтобы взять что-нибудь на пропитание. Сергий стал оставлять ему на пне еду. Медведь брал ее и уходил. Если же не находил привычного куска, то долго стоял, озираясь и упорствуя. Сергий, отличавшийся необыкновенной добротой и к людям, и к зверям, порой сам оставался голодным, а медведя кормил.

В свободное от молитв и повседневных забот дел Сергий вырезал для детишек из окрестных деревень деревянные игрушки, медведиков. По преданию, из них потом пошел знаменитый русский промысел – богородская игрушка.

Все посылавшиеся ему испытания он терпел с радостью и благодарением, никогда не протестовал, не унывал в трудностях. Монахи, прослышав про его пустынную жизнь, стали приходить к нему и предлагать помощь. Но он не только не принимал ее, но и запрещал оставаться, пока не убедился в их усердии, в том, что они смогут вынести голод, жажду, неудобства и бедность. Так вокруг Сергия собралось двенадцать монахов, каждый построил себе келью и жил, подражая Преподобному.

Постепенно в место уединенных молитв и тяжелого физического труда начали стекаться иноки со всей страны, образовав обитель, которая к 1345 г. превратилась в Троице-Сергиев монастырь, а впоследствии в Троице-Сергиеву лавру.

Помимо этого монастыря преподобный Сергий основал еще несколько: Благовещенский на Киржаче, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Его ученики Савва, Ферапонт, Кирилл и другие тоже основали более сорока монастырей: Савво-Сторожевский близ Звенигорода, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и др. А потом и ученики его учеников основали свои обители.

Святой Сергий изменил строй монашеской жизни. Он впервые установил правила общежительства, создал монастырский Устав, который запрещал монахам принимать подаяние, обязывал их жить исключительно за счет собственного труда. Монахи не должны терпеливо сидеть и ждать милости от Бога или просить у мирян на пропитание. Они должны работать денно и нощно. Сам он первым показывал пример: вставал раньше всех на работу, на службе никогда к стене не прислонялся, никто его никогда не видел ни одной минуты без дела. Он или молился, или строил, или целил, или принимал страждущих.

Слава его росла и крепла. В обитель потянулись не только монахи, но и люди вполне светские – от простых крестьян до бояр и князей.

Митрополит Алексий, глубоко уважавший радонежского игумена, перед своей смертью уговаривал его стать своим преемником. Однако у Сергия был свой особый путь, он отказался.

Великий князь Дмитрий Донской накануне битвы с ордынским ханом Мамаем с глубочайшем почтением просил у него благословения. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию. Бог и Святая Троица помогут тебе!» – напутствовал его преподобный Сергий и снарядил с ним двух иноков-богатырей: Пересвета и Ослябю.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Однажды ему явилась Божья Матерь с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители.

25 сентября 1392 г. преподобный Сергий скончался. Через тридцать лет после его кончины были обретены его святые мощи. В 1452 г. он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября, а также 5 июля, в день обретения мощей.

Сергий завещал своим инокам «иметь страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Этот завет обращен ко всем русским людям. Православный народ верит, что Сергий сокровенно ходит по народу и возносит молитву о России.

18 июля православные христиане празднуют день обретения мощей Сергия Радонежского. Преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. Каким должен быть человек, чтобы огромная страна восприняла его как человека, слово которого имеет значение для всех и каждого? Как достичь того, чтобы и современники, и потомки называли тебя своим отцом?

Художник М.В. Нестеров

Будущий великий святой родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В "Житии Преподобного Сергия" повествуется о том, что еще до рождения мальчика люди слышали его троекратный крик во время ключевых моментов литургии: перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святых". Родители восприняли это чудо как указание на то, что их будущий ребенок будет служить Пресвятой Троице.

И действительно, с юных лет Варфоломей желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако родители долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они незадолго до своей кончины удалились в монастырь, Варфоломей со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество с именем Сергий.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но постепенно выдающийся подвижник стал известен другим монахам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре вокруг него образовалось братство из 12 иноков. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий стал священником и игуменом основанного им монастыря. Это произошло в 1354 году.

В идеале игумен монастыря должен быть не начальником, а отцом для монахов. Он должен помнить слова Христа: "Кто хочет быть первым, тот пусть будет всем слугой". Но в реальной жизни достичь этого идеала получается далеко не у всех. Преподобный Сергий Радонежский сумел стать игуменом и отцом не только для основанного им монастыря, но и для всей Руси. Как это у него получилось?

Преподобный Сергий был исключительно смиренным человеком. Он не считал себя кем-то великим и заслуживающим особого отношения. А в каждом из окружающих видел образ Божий — человека, к которому нужно относиться с уважением и любовью. В его жизнеописании есть такой случай. Однажды в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Он попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, залатанной одежде, который работал в огороде за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: "Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное, последнего в монастыре человека…" Игумен, услышав сетования гостя, оставил свои труды, поприветствовал его и усадил с собой за стол. "Не скорби, брат, — утешал крестьянина преподобный Сергий, — Бог так милостив к этому месту, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь". Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам Преподобного, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. "Не скорби, чадо! — ответил ему игумен. — Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются".

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против строгого устава, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через несколько лет, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в основанную им обитель. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест — символ митрополитского сана. Преподобный отказался от столь великой чести: "Прости, Владыко, я в юности своей не носил золота, а тем более, под старость желаю быть в нищете". Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители — схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) — и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией молился Богу о даровании победы русскому воинству.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он завещал братии, прежде всего, строго хранить чистоту православной веры, хранить единомыслие, душевную чистоту, иметь нелицемерную любовь друг к другу, не следовать злым желаниям, а быть добрыми и смиренными людьми. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Урок литературы в 7 классе в разделе «Духовная литература»
Тема: Идеальный образ святого в «Житии преподобного Сергия Радонежского»
Цели урока:

  1. Повторить жанровые особенности житийной литературы

  2. Определить особенности образа святого в жанре жития

  3. Совершенствовать умения анализировать текст с точки зрения образа героя

  4. Развивать умение строить устное высказывание, работать в группе

  5. Воспитывать милосердие, доброту, любовь к ближнему, уважение к историческому прошлому России.

Словарная работа

Святой – 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. 2. В христианстве: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

Идеал – совершенное воплощение чего-либо.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).
Этапы урока


  • Вступление.

  • Работа в группах. Анализ эпизодов текста «Жития».

  • Выступление групп. Составление кластера «Идеальные черты Сергия Радонежского в «Житии».

  • Сообщение на тему «Образ святого Сергия в живописи».

Эпиграф к уроку Святой Сергий глубочайше русский,

глубочайше православный.

Б. Зайцев

1) Вступление.

В жизни каждого человека, народа, государства есть вечные понятия: святой, святыня, священный. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?

Обращение к теме урока. Поиск ключевых слов «святой», «идеальный», «образ». Толкование их лексических значений. Целеполагание.

Русь знает немало праведников: мучеников, святителей, преподобных, затворников, пустынников). Почему же по сей день ярче других горит звезда преподобного Сергия Радонежского?

Презентация. Рассказ о святом.

2) Повторение.

Вопросы:

Что такое житие? Кто был героем этих произведений? Каков жизненный путь идеального святого?

Заполнение таблицы

3) Аналитическая работа с текстом «Жития». Работа в группах.

Задача: проанализировать эпизоды, ответить на вопросы, выявить черты характера героя, подготовить выступление. Работа предполагает обращение к толковому словарю. Результат работы – составление схемы-кластера «Черты характера святого Сергия Радонежского».
Группа № 1.

Задания и вопросы


  1. Расскажите, какой путь выбирает отрок Варфоломей после кончины родителей? Как он объясняет свой выбор?

  2. Прочитайте отрывок «Родители его переселились…». Подумайте, какие черты характера проявляет герой в своем отношении к наследству, материальным благам?

  3. Что, на ваш взгляд, помогало монаху Сергию в преодолении трудностей и физических, и моральных? Как вы понимаете значение слова «великодушие». Обратитесь к словарной статье.

Группа №2

Задания и вопросы:


  1. Прочитайте отрывок «Братья же, страдая от голода, начали роптать…». Определите его тему, озаглавьте.

  2. Какой жизненный урок преподал монахам Сергий в трудный час?

  3. Какие черты характера героя проявились в его поступке? Сформулируйте идею данного отрывка.
Группа №3

Задания и вопросы:


  1. Что, на ваш взгляд, можно назвать чудом? Обратитесь к словарной статье. Каким образом соотносится это понятие с жизнью святого Сергия?

  2. Подготовьте выразительное чтение отрывка: «Творил же преподобный наш Сергий и иные различные чудеса…». Какие чудеса совершал герой?

  3. Выявите черты характера Сергия Радонежского.

Группа № 4

Задания и вопросы:


  1. Как по-новому раскрывается образ святого в отрывке «Некий же поселянин…». Подготовьте выразительное чтение отрывка.

  2. Какой урок преподал Сергий этому человеку? Какие черты преподобный проявил особенно ярко в этом поступке?

  3. Что, по-вашему, такое смирение? Дайте толкование слова, сверяясь со словарем. Можно ли говорить о смирении Сергия?

Группа №5

Задания и вопросы:


  1. Прочитайте отрывок «Жития»: «В тот год попущением Божием за грехи наши…». Какая страница истории нашей Родины нашла в нем свое отражение? Расскажите об этом.

  2. Какую роль сыграл преподобный Сергий Радонежский в этом историческом событии? Как об этом повествует автор произведения? Что значит выражение « молитвою вооружил»? Каким чувством пронизан рассказ о подвиге героя?

  3. Какие черты характеры Сергия вы можете выделить?

4) Выступление групп. Составление кластера.

Черты характера святого :


  • Великодушие

  • Мудрость

  • Бескорыстие

  • Трудолюбие

  • Милосердие

  • Смирение

  • Сострадание

  • Патриотизм

  • Духовность

  • Нравственная чистота

Святой Сергий предстает как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь – образец праведного пути. Герой жития идеален, житие, как икона, показывает образец святости, не лицо человека, а лик. И лик преподобного Сергия Радонежского чист и прекрасен. «Сергий как раз пример, люимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного». (Борис Зайцев).
Обращение к эпиграфу урока. Определение его значения.

Русский – относящийся к русскому народу, его языку, национальному характеру, культуре.

Православный – последователь православия.

Сергий Радонежский воплощает лучшие, идеальные черты характера русского человека.
5) Сообщение учащихся на тему «Образ преподобного Сергия в живописи».

Святой Сергий занимал особое место в жизни и творчестве русского художника М.В.Нестерова. Святого Сергия особо почитали в семье Нестеровых. Сам художник верил, что святой спас его от смерти в младенчестве. Самая значительная картина Нестерова с образом преподобного – «Видение отроку Варфоломею» - была написана в 1890 году. М.Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. «Жить буду не я, говорил художник. – Жить будет отрок Варфоломей».

Во время работы над будущей картиной М.Нестеров живет в окрестностях Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью святого, впервые картина была выставлена на передвижной выставке и, по словам очевидцев, «действовала ошеломляюще». Это был настоящий триумф художника.

Н.К.Рерих также обращался в своем творчестве к образу святого Сергия, которому отводил роль спасителя, заступника Росси во всех трагических поворотах истории. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть и картина с образом Сергия Радонежского. Опираясь на традиции древнерусской иконы, Рерих пишет картину «Святой Сергий». По словам Елены Рерих, жены художника, святой Сергий явился ему незадолго перед смертью.
Вывод

Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь представляет образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его всечеловечен» , - писал о нем Борис Зайцев.

Домашнее задание : сочинение на тему «Притягательная сила личности святого Сергия».

Безмятежно. Отец его, находившийся на службе у ростовского князя, разорился. Видимо, это обстоятельство сыграло немалую роль в том, что в юношеском возрасте будущий святой разочаровался в земной жизни, стал искать утешения в религии. Он уходит от людей, от общества и четыре года ведет жизнь отшельника в лесной избушке, в тех местах, где впоследствии выросла Троице-Сергиева лавра. Далее Сергий попадает под покровительство митрополита Алексия, который его представляет великому князю. Сергий выполняет отдельные поручения князя и, как повествуют церковные историки, перед битвой на Куликовом поле отправляет двух иноков, Пересвета и Ослябу, «зело умеющих ратному подвигу и полки уставляти, еще же и силу имущих и удальство велие и смельство» , в войско Дмитрия Донского.

Современные церковники, ссылаясь на этот рассказ жития Сергия Радонежского, подчеркивают патриотизм Сергия, который тот проявил в трудные для России годы татаро-монгольского нашествия, его «молитвенное» участие в победе над врагами. Автор же выпущенной в 20-х годах нынешнего столетия книги о Сергии Радонежском М. Горев отмечал, что «ничто так сильно не смущало в личности Сергия некоторых из монахов, как именно отправление им монахов на бой. Так, современные Пахомию (редактору жития, составленного Епифанием) власти Троицкого монастыря относились неодобрительно к поступку Сергия, пославшего своих монахов сражаться.

Какими же подвигами прославил себя преподобный Сергий? Во время сражений с иноземными захватчиками он не брал в руки оружия. Его не видели на полях сражений. Когда же в 1382 г. татарский хан Тохтамыш, пошел на Москву, преподобный Сергий попросту сбежал от опасности («от Тохтамышева нахождения беже в Тверь») .

Самым крупным его «подвигом» церковники считают основание им Троицкого монастыря.

Объективно положительным моментом в деятельности Сергия Радонежского явилась поддержка им московского князя в его борьбе за первенство Москвы, за объединение русских земель в единое государство. Стремление к созданию единого общерусского государства было, несомненно, исторически прогрессивным. И деятельность Сергия Радонежского в поддержку престола московских князей носила прогрессивный характер. Православная же церковь считает его главной заслугой то, что он был крупнейшим организатором монастырского строительства на Руси. Это в конце концов основное для православных церковников.

Сергий Радонежский был крупным церковно-политическим деятелем своего времени, который сделал немало для укрепления власти великих московских князей. И эта политическая деятельность преподобного Сергия не осталась без внимания. Но прежде всего были отмечены его «подвиги» на религиозном поприще. Основанный им монастырь стал важнейшим церковным центром на Руси, опорой великокняжеской власти, а затем царского самодержавия. Вот почему царизм и русская православная церковь с трогательным единодушием в течение многих веков пропагандировали культ Сергия Радонежского. Вот почему церковь и по сей день поднимает имя Сергия Радонежского над именами других русских святых, отводя ему особое место в житиях святых.

Канонизация Сергия Радонежского состоялась 30 лет спустя после его кончины. Однако, как указывают церковные историки, местное почитание Сергия верующими началось еще до официальной канонизации, вскоре после его смерти. Любопытно, что и житие его начало составляться до канонизации. Эти, а также некоторые другие факты приводят некоторых исследователей к мысли, что «канонизация Сергия великокняжеским двором и митрополитом была решена еще при его жизни»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: