Ахав библия. Ахав в библии

Сегодня легче понять тайну Израиля, нежели сто лет назад, потому что для ее понимания надо представить себе мир, в котором живут только язычники. Надо вообразить мир, в котором Евангелие еще не проповедано, а вокруг кишьмя кишат маги, колдуны, шаманы, духи и боги. Сегодня это сделать проще. Снова обыватели пугают друг друга порчами и сглазами, снова бродячие шаманы предлагают свои услуги по «привороту» и «отвороту». Снова вокруг ярмарочное изобилие имен и масок различных духов и божеств, оккультных словечек, обозначающих всевозможные «планы», «эоны» и «энергии». Люди забыли, что можно просто встать перед Богом и без всяких сложных ритуалов, заклинаний и велеречивых именований сказать: «Господи!».

И сколь редко на книжных развалах, заставляющих городские перекрестки и подземные переходы, сегодня можно встретить книгу о православии, столь же редко три тысячи лет назад можно было на земле услышать слово о Едином Боге.

Израиль появился на арене мировой истории поздно и на очень ограниченном участке земли. Уже не одно тысячелетие культурной истории человечества было за спиной. Уже были построены египетские пирамиды. Уже были сложены шумерские сказания. Уже финикийские корабля бороздили Средиземное море… На Крите уже был построен лабиринт…

Уже много раз в самых разных странах и племенах были рассказаны странные мифы о том, что Бог был свергнут или убит. А на Его место воссели нынешние небесные «владыки» – ваалы. Так верили родственники евреев – жители Ханаана. Они были убеждены, что высший Бог был свергнут своим правнуком по имении Ваал. Этот миф из ближневосточных, скорее всего, хеттских, преданий перешел к грекам (с переменой имен он теперь рассказывался о Зевсе и Кроносе). В Шумере верили, что нынешний их владыка – Мардук – пришел к власти, убив первичную богиню по имени Тиамат…

Люди кланялись духам, о которых и сами знали, что те не являются Богом, т. е. Изначальным творческим Бытием. Религия была неотрывна от магии и колдовства. И не только слабость человеческого духа была причиной забвения о Боге в религиях народов Земли. Те духи, к которым они разноименно взывали, были достаточно реальны. Они могли оказывать некоторую помощь – но при условии, что человеческое почитание будет замыкаться на них и не искать Бога. (Диакон Андрей Кураев. «Как делают антисемитом»)

Когда евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога – Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам – первый царь Израильский.

Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: “Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской” (3Цар.12:28).

Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма.

Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: “Так говорит Господь Бог Израилев: …и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста” (3Цар.14:7;10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали “ходить путями” его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав.

Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами.

Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта, финикийского, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спасает от истребления 100 пророков (3 Цар. 18:3), но многие погибают. Об этом свидетельствует пророк Илия.

Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля – Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3 Цар. 16:30–33).

Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога. И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь добр, милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

С использоваием материалов:

Вениамин (Пушкарь), еп. Священная Библейская история Ветхого Завета pstbi.pagez.ru/item.php?id=874&cid=7

Ахав - царь древнего Израиля Давид Генис В древнюю историю своего народа можно "убежать" от реалий сегодняшнего дня. Но, можно и нужно, вспоминая "давно забытое", пытаться осмыслить современные события. Старая истина: всё, что было, повторяется вновь и вновь. Ничего нового, всё старое, "древнее". Но есть и те, кто не хочет вспоминать историю. Много тех, кто хочет ее "замыть", перелицевать, желаемое выдать за истинное, чужое присвоить себе, криком перекричать тех, кто не желает забывать свою историю, а то и просто обманом и террором утвердить свое "это - моё". "И почил Шеломо, и погребен был в городе Давида..." ... Умер царь Соломон. Сорок лет правил мудрый царь. Только вот не хватило ему мудрости предвидеть, что будет после его смерти. Уже к концу дней его народ заметно роптать стал. Налоги и дворцовые расходы росли, назревали межродовые распри. А тут еще многочисленные иноплеменные жены насаждали языческие обряды, что еще больше озлобляло народ. "Соломон запечатлелся в народной памяти c одной стороны - мудрым и справедливым, строителем Храма, а с другой - жестоким угнетателем, самодуром и поклонником чужих богов" (Александр Мень, "История религии") ...Умер царь Соломон. И сразу же "треснуло" его внешне блестящее царство. Оно распалось на две части: Северное царство (Исраэйль) со столицей в Шхеме и Южное царство (Иудея) со столицей в Иерусалиме. Интересная деталь: Александр Мень называет Северное царство Эфраимским царством (возможно, потому, что новая столица царства г. Самария находилась на земле колена Эфраима, хотя и не имела с ним какие-либо племенные связи). "И восстал Исраэйль против дома Давидова..." Рассказ мой сегодня о Северном царстве, Исраэйле. Откололись северяне от южан, воевать стали друг против друга. Не принесло это покоя ни народу, ни стране. И в те времена, как и в современном Кнессете, было много желавших власти, но менее всего думавших именно о народе и стране. Пошли смуты, распри, цари сменяли друг друга, "взлетали" и уходили в небытие. И только седьмой царь, Омри, оказался с характером. Положил он конец беспорядкам. Стал первым царем третьей израильской династии. Произошло это в 887 г. до н.э. Шомрон (Самария) - новая столица Не захотел Омри оставаться в городе, где до него жили прежние цари (до того первой столицей был Шхем, a второй - Тирца). Город хранил тяжелую память об их ужасной судьбе. Не хотел Омри, чтобы и его возможная династия тут прервалась, как две предыдущие. И начал он искать место для новой столицы. Место такое нашел где-то посередине между Иорданом и Средиземным морем, точнее, между нынешними Шхемом и Дженином. Получилось - в центре царства. Здесь, в плодородной долине, окруженной полукольцом гор, внимание его привлек достаточно высокий и обширный холм. С его вершины хорошо обозревались местность и важные торговые пути, проходившие через Ханаан. Но царя заинтересовало не только это. С трех сторон холм имел крутые, скалистые обрывы. И протекал здесь достаточноводный ручей. Значит, не просто холм. Не просто в перспективе город. Можно здесь построить неприступную столицу-крепость. В те времена это было очень важно. "Выбор места для закладки крепости свидетельствует о недюжинном стратегическом таланте царя" (Келлер В., 1998). В Танахе (Ветхий Завет) так записано: "И купил он у Шемера гору за два таланта серебра, и застроил эту гору, и назвал город, который он построил, Шомроном, по имени Шемера, владельца горы" ("Пророки", Мелахим, I, 16:24). Одни ученые считают Шемера ханаанеем, другие - просто владельцем той земли. В любом случае, важно - не отнял царь землю, хотя речь шла о будущей столице и важной крепости, а купил ее. И евреи, заселившие землю современного Израиля, вспомним, тоже выкупали ее, правда, не у истинных владельцев, коими считают себя арабы, а у захвативших ее силой у них же, у евреев... В христианской Библии название города дано в греческом переводе и звучит более знакомо для нас - Самария. По названию этого города и всю территорию Северного Царства (Исраэйля) впоследствии стали называть Самарией, название этой территории сохранилось до настоящего времени. Напомню, ведь именно Самарию палестинские арабы считают своей "исконной" землей и требуют создания здесь государства для "палестинского народа" (хотя такое государство под названием Иордания на половине территории Палестины и именно для арабов палестинцев уже было создано после Первой Мировой войны!). Ахав, сын Омри, царь Северного царства Перескочим через время и поведу я рассказ о главном герое моего очерка, царе Ахаве. С иврита "Ахав" - "брат отца". Возможно, по смыслу имелось в виду, что сын продолжит дело отца, станет ему не только сыном, но и как бы братом, т.е. сподвижником и продолжателем. Судьба отпустила ему 22 года на царствование, срок очень немалый по тем временам. Таков или нет истинный перевод его имени на русский язык, не знаю. Но то, что Ахав действительно продолжил дело своего отца по укреплению царства, подтверждено не только в библейской книге "Пророки" ("Мелахим", в Ветхом Завете - Книга Царств), но историческими и археологическими данными. Шомрон Омрии и Ахава - не библейская легенда Вернер Келлер в книге "Библия как история" (1998) пишет о том, что многие данные о царе Ахаве, описанные в Танахе, похожи или считались вымыслом. Уж очень многие "доказывали" и продолжают "доказывать", что доисторический Танах евреев это просто сборник легенд и небылиц. В "Пророках" можно прочитать, например, такую фразу: "Прочие дела Ахава, и всё, что он сделал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в книге летописей царей исраэйльских" (22:39). Как-кой еще "дом из слоновой кости"? Явно, выдумка, приукрасили, мол, царя Ахава. Оказалось, и древняя крепость, и "дом из слоновой кости", описанные в Библии, реальность. Раскопки холма начались благодаря пожертвованиям богатого американского еврея Якова Шифа. Были найдены многочисленные черепки с надписями, остатки кувшинов, в которых жители приносили пошлину царю Шомрона. Благодаря этим надписям, сделанным раннееврейским письмом, учёные узнали названия многих окрестных городков и деревень. Некоторые из них упоминаются в Танахе, часть в измененном виде дошла до нас в названиях современных арабских деревень. Всё это было обнаружено при раскопках в 1908-1910 гг (ученые из Гарвардского университета) и в 1931-1935 гг группой англо-американских археологов. Да, фундамент этого города-крепости был расположен на целинной почве, т.е. построен заново. То, что это была крепость, говорят громадные блоки мощных укреплений. Толщина крепостных стен достигала по разным данным 15-30 футов. Были обнаружены фундаменты и стены зданий особняков семьи царя и придворных, кладовые, зернохранилища, бассейны. При раскопках обнаружили много обломков слоновой кости. На месте древней Самарии земля "буквально была усыпана ими". На крупных фрагментах сохранились части "изысканных рельефов работы финикийских мастеров". Так было удостоверено, что дворец и есть тот самый "дом из слоновой кости царя Ахава". Все эти фрагменты были остатками отделки дворцовых комнат и мебели. Пластинки из слоновой кости, найденные при раскопках Шомрона, выставлены в музее Рокфеллера в Иерусалиме. И крепость, и город Сохранились также развалины нижнего города, построенного в то же самое время на более пологом южном склоне. Судя по находкам, эту часть Самарии населяли люди победнее. Слоновой костью здесь дома не украшали. Но мощной крепостной стеной этот город тоже обнесли. Фрагменты городской стены были обнаружены при раскопках. Еще важные находки: были обнаружены надписи древнееврейским шрифтом. Десятки рукописей с еврейскими письменами были обнаружены под развалинами предполагаемых зданий царской канцелярии. Думаю, арабы, именующие себя "коренными палестинцами, жившими здесь, в Палестине, еще с докаменного века", не будут утверждать, что это именно они писали на древнееврейском? Хотя пределов их лжи нет. Откопали здесь большой, хорошо оштукатуренный водоем. Возможно, это и был тот библейский "самарийский пруд", или купальня, в котором отмывали от крови колесницу Ахава после его гибели в битве? Между прочим, ассирийцы высоко оценили город-крепость Самарию, заложенную Омри и отстроенную его сыном Ахавом. В течение многих десятилетий после гибели династии Омри они на своих клинописных табличках называли этот город "Домом Амврия (Омри)". Надо сказать, что город был населен не только израильтянами, но и ханаанеями, близкородственным семитоязычным народом, исповедовавшим язычество. Майкл Грант, американский историк, в своей книге (1998) написал: "С этнической точки зрения, Самария являла собой попытку обеспечить сплоченность царства, ибо была замыслена как гарантия того, что в союзе между монархией и подданными важную и достойную роль, наряду с израильтянами, играют и ханаанеи". Есть и такое мнение: желая объединить десять северных колен израилевых, Омри выбрал город, который не был прежде связан какой-либо традицией с одним из колен. Город был захвачен в 636 г. арабами. В последний раз он был разрушен Салах Ад Дином, после победы над крестоносцами в 1187 г. Шомрон окончательно пришел в упадок. Евреи были убиты или изгнаны. Лишь небольшая арабская деревня на краю холма осталась в напоминание о былом. Тут же расположены могилы пророков Элишы (Елисея) и Овадии (кстати, оба пророка - евреи). Это место крестоносцы превратили в церковь, а затем арабы - в мечеть.
Ахав - строитель В Библии написано, что Ахав отстроил много городов. М. Грант по этому поводу так написал в своей книге "История древнего Израиля": "Он отстроил и вновь заселил Иерихон. В Хацоре были возведены внушительная крепость, военные склады и "великолепная искусно сконструированная система водоснабжения". При раскопках, в частности, был обнаружен хорошо оборудованный глубокий колодец с несколькими десятками ступеней и чистым ручьем на его дне. В городе Мегиддо он построил защищенный подземный водовод и новые кладовые, а также "массивные фортификационные сооружения". Кстати, раскопки конюшен в Мегиддо, по мнению специалистов, говорят о том, что Исраэйль участвовал в торговле между Египтом и Малой Азией. Укрепил он и город Шхем. Все эти сведения обоснованы археологическими раскопками. Иезавель - царская жена Соседями Северного царства были жители средиземноморского побережья мореходы и умельцы финикийцы. С ними еще цари Давид и Соломон дружили. Дабы еще больше дружбу укрепить, женил Омри своего сына Ахава на дочери тирского (г. Тир в Финикии) царя финикиянке Иезавели. Вот с этого-то и начались страсти. Да, дабы стать израильской царицей, решилась она на принятие иудаизма. Но для женщины процедура эта достаточно простая, на что не согласишься в такой радужной ситуации. По сути же своей она осталась язычницей и от своих финикийских богов и идолов отказываться не собиралась, выросла ведь в их мире. И исподволь стала добиваться от Ахава благорасположения именно к ее верованиям. Мол, без милых ее сердцу финикийских обычаев трудно ей, не может от них сразу избавиться и отвыкнуть. "Иезавель была амбициозной и манипулирующей женой царя Ахава - слабого лидера, который позволил ей диктовать политику в его царстве" (Рик Джойнер)
И незаметно, "тихой сапой", заполонили столицу и страну финикийские жрецы и жрицы, да финикийские купцы и ремесленники... В столице воздвигли большой храм с идолом Ваала, тирского бога солнца. Здесь же и языческий алтарь, и жертвенники в честь богини плодородия Ашторет (Астарты)... За столицей и другие города последовали. Как ныне в Европе везде тихо-тихо минаретов понатыкали, так в те времена языческих алтарей и жертвенников везде понаставили, вытесняя и оттесняя еврейского единого Бога. У нахалов ведь тактика не меняется... Через Исраэйль проходили торговые пути, и торговля стала толчком к имущественному неравенству. Это начало влиять на положение маленьких сельских общин. Появились скупщики и продавцы земли. В понятии израильтян "земля отцов", земля, на которой трудились предки, была как бы священной. Продажа отцовской земли рассматривалась как грех. Но новые времена не щадили обычаев. Земледельцы стали попадать в кабалу, закладывать и продавать землю. Появилось долговое рабство. А в богатых семьях и в домах знати стали тяготеть к роскоши; там предпочитали все "финикийское". И шло это рука об руку с язычеством. Конечно же, идолопоклонство начало вызывать недовольство и ропот в народе. Еврейские пророки народ будоражить стали. Тут уж Иезавель маску голубицы сбросила, приказала выловить и убить пророков и праведников, выступавших против ее засилья. "И было, когда Иезавель уничтожала пророков Господних..." (I, 18:4). Правда, всех уничтожить не смогла, многие скрылись в горных пещерах. И Ахав, к великой скорби народной, поддерживал свою жену, и даже принимал участие в ее делах и жертвоприношениях. "И делал Ахав, сын Омрии, злое в очах Господа (более) всех, кто был до него" (I, 16:30). Но будем справедливы. Всё же Ахав считал Ягве Богом Израиля. При его дворе были всегда "пророки Ягве". В имена детей Ахава включалось имя Ягве. Мы бы сейчас сказали, проявлял "политкорректность" ради мифической дружбы с пришельцами, ради капризов своей своенравной жены, фактически уступив им и землю, и страну, и веру, и будущее своего народа... Вот скажите, не повторяется ли все это в сегодняшнем мире, к несчастью, в гораздо больших масштабах... Печать царицы Иезавели Специалист по Ветхому Завету из голландского университета (Universiteit Utrecht) Марио Корпел (Marjo Korpel) изучал печать, датированную IX столетием до н.э. Он подтвердил ее принадлежность библейской царице Иезавели на основании символов, изображенных на печати (публикация в Journal for Semitics). Печать нашел в 1964 году израильский археолог Нахман Авигад (Nahman Avigad). На ней он обнаружил вырезанную древнееврейскую надпись - буквы "yzbl" . Сразу же возникло предположение, что печать принадлежала убитой в 845 г. до н.э. царице Иезавели, жене израильского царя Ахава. Однако это утверждение не было однозначным из-за неуверенности в прочтении имени. Новое исследование было основано на тщательном изучении символов, изображенных на печати. Часть из них указывала на принадлежность печати именно женщине, другие символы означали, что владелец печати был царского рода. Кроме того, печать по своей величине значительно превосходила печати, которыми владели обычные граждане. Сравнивая эту находку с другими подобными печатями, Корпел пришел к выводу, что ее верхний разрушенный край должен был содержать еще две дополнительные буквы, которые однозначно указывали на Иезавель как владелицу данной печати и позволяли прочесть ее имя (в зеркальном отображении). Печать находится в коллекции древних символов власти Музея Израиля в Иерусалиме, который, таким образом, ручается за подлинность этого артефакта. Иезавель обвиняли в незаконном использовании печати своего мужа с целью подделки царских посланий, однако теперь выясняется, что царица, по всей видимости, обладала собственной печатью, которая позволяла ей вести свои дела независимо от Ахава. После гибели ее мужа, царя Ахава, во время мятежа она была выброшена из своего дворца, растоптана конями и скормлена собакам (Мелахим II, 9:33-37). (//www.grani.ru/Society/Science/m.129316.html, 29.10.2007 ). Ничто в мире даром не проходит... Только наиболее известный и "святой" пророк тех времен Элиягу (Илия) осмеливался приблизиться к царю и говорить ему правду в лицо. Но не меняло это ситуацию. Царь выслушивал гневные и неприятные пророчества, но поступал по своему, уступая жене и "политкорректности". А пророк Элиягу вновь прятался от преследования в дальних горах или в Заиорданье (территория к востоку от Иордана входила и входит в регион, который ныне называют "Палестина", и в те времена являлась частью Исраэйля). Жена Ахава люто ненавидела пророка, видя в нем главного врага своим языческим верованиям и проводимой ею политике в стране. "Библейская Иезавель была наибольшим врагом одного из наиболее могущественных пророков Ветхого Завета - Илии" (Рик Джойнер). При одной из встреч с царем предрек Элиягу, что за все прегрешения и язычество нашлет Господь на страну тяжелую засуху на три года: "в сии годы не будет ни росы, ни дождя". О том, что засуха настигла страну во времена царствования Ахава, есть сведения у финикийского историка Менандра Эфесского. "Менандр упоминает о чудовищной засухе, поразившей Палестину и Сирию во время правления финикийского царя Иттобаала (отец жены Ахава) и продолжавшейся целый год" (В. Келлер, 1998). Далее в Библии рассказывается, как по предложению Элиягу было устроено соревнование на горе Кармель "четырехсот пятидесяти пророков Баала и четырехсот пророков Ашэйры, питающихся от стола Иезавели" против Элиягу. Понятно, те лже-пророки проиграли, а на призывы Элиягу Господь откликнулся дождем: "...небо потемнело от туч и от ветра, и полил большой дождь" (I, 18:45). Есть в библейском рассказе история о том, как Господь помог Элиягу (Илии) оживить сына женщины, у которой он прятался от преследований. И как у той же женщины были "лишь горсть муки в кувшине и немного масла во фляге". Но молитвами Элиягу и с помощью божьей "кормилась она, и он, и дом ее (много) дней. Мука в кувшине не иссякала, и масло во фляге не убывало, по слову Господа, которое Он изрек через Элиягу". Идея божьего предрасположения к пророкам позже, в Новом Завете христиан, проявится историями о том, как Иисус Христос исцелял больных и умиравших, как "тремя хлебами" кормил великие толпы... Кстати, современные гипнотизеры тоже владеют подобными методами... Поход Арам а против Самарии К северо-востоку от Исраэйля находилась страна арамеев, Арам, со столицей в Дамаске. Уточню - название никакого отношения ни к современной Сирии, ни к арабам вообще, не имеет. Процитирую американского ученого А. Азимова: "Дамаск (Dammesek на древнееврейском) существовал еще во времена Авраама. Название произошло, очевидно, от арамейского выражения "di masqua" (обладающий запасами воды). Город находился в зеленой, обильно орошаемой области". Арамеи относились к группе западно-семитских племен, говоривших по-арамейски, очень близкого к ивриту. Но почти родственные племенные связи не стали основой мирных отношений. А там, где нет мира, чаще всего бывают войны. Однажды арамейский царь уже нанес поражение израильскому царству, отхватив ряд городов. Вот и во времена Ахава арамеи вновь решили испытать его "на прочность". Царь Бен-Адад II ("сын Хаддада", арамейского бога) осадил Самарию, требуя от Ахава стать его данником. "И Бен-Адад, царь Арамейский, послал послов к Ахаву, заявив: "Серебро твое и золото твое - мои, и жены твои и добрые сыновья твои - мои". Нет, не сдался Ахав. Весьма рассердился царь арамеев на такую гордыню и велел передать: "Клянусь, праха Шомеронского (земли Самарийской) не хватит по горсти для всех людей, идущих за мной" (I, 20:10). Ахав ответил: "Пусть не хвалится опоясывающийся (своим оружием) как распоясывающийся (после битвы)". Вообще-то положение осажденных израильтян было тяжелым, сил для прямой битвы явно было меньше. Но Ахав нашел выход. Собрал он сравнительно небольшой отряд воинов-храбрецов и неожиданно в разгар дневной жары напал на лагерь арамеев. Те, в ожидании, что Ахав вот-вот сдастся, пировали, заранее празднуя свою победу. Но смелая вылазка осажденных вызвала панику. С позором бежали арамеи. Сам Бен-Адад еле спасся. Через год Бен-Адад вновь привел свои войска на землю Северного царства. В этом ему "помогли" советники. Сказали они царю: "их Бог - бог гор, поэтому они одолели нас. Но (давайте) сразимся с ними на равнине, наверняка одолеем мы их!". Реванш и в долине не удался. Непрошенные гости в битве на голанских высотах, у Афека, вновь потерпели поражение. Царь Бен-Адад сдался в плен и просил пощады, обещая вернуть ранее захваченные города. Ахав победил, но "посадил с собой его на колесницу", назвал братом и отпустил с миром. Факт, на первый взгляд, странный. А с востока надвигалась Ассирия Нет, далеко смотрел царь Ахав. С востока нависала мощная и агрессивная Ассирия. Ассирийцы говорили на северо-восточном семитском языке и происходили от древних аккадцев. Царь Ашурнасирпол II (881-859 гг до н.э.) известен своим походом в страну финикийцев и арамеев, где он захватил богатую добычу. Можно было вполне ожидать новых неприятностей от агрессивного соседа. Нужны были союзники в противостоянии с грозным врагом. И, действительно, вскоре ассирийский царь Салманасар III двинулся на запад. "В лодках из овечьей кожи я пересек Евфрат во время разлива реки", так записано в дошедшем до наших времен клинописном сообщении царя Ассирии. Вот тут-то и оправдалось предвидение Ахава. Предложил он союз Бен-Ададу и еще некоторым соседним царям. Объединенное войско встретило ассирийцев. "2000 колесниц и 10 000 лощадей" выставил Ахав. Чем закончилась эта "битва народов"? Согласно ассирийским записям, в 854 г. до н.э. у города Каркар, расположенного далеко от Дамаска, встретились армия Салманасара против армии Ахава и Бен-Адада. Ассирия в своих клинописных записях объявила о своей победе. Но почему тогда, без добычи, без захвата городов, без дани повернула она назад? И в "Пророках" тоже ничего не говорится об этой битве, значит, и израильтяне похвастаться победой не смогли. Историки считают, что битва та закончилась без успеха для обеих сторон. Трудно согласиться с такой оценкой. Ведь эта битва подарила Араму и Исраэйлю еще почти столетие независимости. Это нужно записать в прямую заслугу Ахава. Но что для нас интересно, на том монолите, где высечены хвалебные слова царя ассирийского, упоминаются и царь Дамаска, и "Ахав израильтянин". Гибель Ахава Прошло три года мирной жизни между Самарией и Дамаском. Обещать легко, выполнять обещанное не всегда хочется. Обещал ведь однажды Бен-Адад, попав в плен, вернуть Исраэйлю захваченные когда-то города. Да отказался выполнить их. Между тем, отношения между Иудеей и Исраэйлем в эти времена заметно улучшились. Отдал Ахав дочь свою замуж за сына царя Иудеи. И обратился Ахав к родственнику, царю Иудеи Иосафату, за помощью, предложив союз против Арама. В ответ на обращение иудейский царь ответил: "Как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони" (I, 22:4-5). Как говорится, "были сборы недолги". Союзные армии вышли в поход и сразились с арамеями у города Рамота Гиладского (Рамота-Гилада), к востоку от Иордана. Битва была тяжелой, много воинов полегло с обеих сторон. В один из моментов стрела арамейского воина попала в Ахава. Упал на дно своей колесницы, заливая ее кровью, смертельно раненный царь. И прошел клич "Пусть каждый возвратится в свою страну и в свой город". Говоря проще, проиграли израильтяне эту битву. Так драматично закончилось царствование Ахава, сына Омри, царя-строителя и царя-воина, поднявшего силу Исраэйля и отразившего первое нападение мощной Ассирии, великий грешник по описаниям в Танахе ("Пророки") и человек, оставивший свое имя в истории. Правил сей человек в 874 - 852 гг до н.э. (КЕЭ). Моавитский камень "И восстал Моав против Исраэйля по смерти Ахава" (Танах, Мелахим II, 1:1). Хочу привести вкратце эту историю, произошедшую уже после гибели Ахава, ибо в ней есть сведения, реально подтверждающие библейские писания. Царство Моав в восточном Заиорданье (к востоку от Мертвого моря) было данником Исраэйля. Воспользовавшись моментом, моавитяне решили освободиться от этой зависимости. Чтобы подавить восстание, войска трех стран (Исраэйль, Иудея и Эдом) двинулись к земле моавитян. В "Пророках" довольно много места уделено этому походу (II, 1:1- 3:27). "Когда моавитяне услышали, что пришли цари воевать с ними, то собрались они все, начиная от тех, кто стал носить пояс, и старше, и стали на границе". По тексту явно говорится о победе союзников. Но конец текста звучит совсем не мажорно: "И был гнев большой на исраэйльтян, и они отступили от него (от Моава) и возвратились в страну" (3:47). Значит, всё же не было победы? А теперь обратимся к моавитскому источнику, известного как "Моавитский камень" (Стела Меша, или Меса), который хранится в Лувре (Париж). Кратко изложу интересный рассказ об этом в книге В. Келлера ("Библия как история"). В 1868 г. Ф. Клейн, миссионер из Эльзаса, путешествовал по библейским местам. В Заиорданье он случайно наткнулся на необычный большой базальтовый камень, полузасыпанный песком. На нем он увидел явственные древнееврейские буквы, составившие 34 строки. "Не прошло и нескольких минут, как миссионера окружила толпа вооруженных арабов. Ожесточенно жестикулируя, они принялись кричать наперебой, что этот камень принадлежит им, и заломили за него громадную цену". Клейн вернулся в Германию с целью сбора необходимой суммы. Французский ученый Клермон-Ганно, узнав о находке, отправился в те места. Он скопировал надпись и отправил ее для дешифровки в Париж. Когда французы вновь приехали в Заиорданье, камня на месте не оказалось. "Арабов обуяла жадность, и они взорвали камень, чтобы разбить его на куски и продать по частям. Им казалось, что европейцы, одержимые жаждой коллекционировать древности, будут охотнее покупать мелкие куски камня". Конечно, пришлось скупать все осколки и реконструированный камень установили в Лувре. Надпись гласит: "Я - Меса, сын Шамаша, царь Моава.. Мой отец был царем Моава в продолжение тридцати лет, а я стал царем после моего отца; и я построил это святилище Шамаша в Керихохе (столица Моава, библейский Кир-Харешет)..., ибо он спас меня от моих угнетателей и даровал мне превосходство над всеми моими врагами. Омри был царем Израиля и угнетал Моав многие дни... И сын его пришел ему на смену и также сказал: "Я подавлю Моав"; в мои дни сказал он это, но я превозмог его и дом его; и Израиль погиб на веки вечные... Израильские пленные выкопали рвы в Керихохе...". Международные эксперты подвергли камень и надпись на нем тщательным проверкам, которые "однозначно подтвердили, что дибанский камень - подлинный исторический документ, и текст на нем относится к 840 г. до н.э., именно ко времени моавитского царя Месы, о котором говорится в Библии". Этот текст оказался также "древнейшим документом, написанным на моавитском диалекте, близком к древнееврейскому языку Библии. И это стало настоящей сенсацией!.". Слова "Израиль погиб на веки вечные" специалисты толкуют как сообщение о гибели династии Омри. Черный обелиск из Телль-Нимруда И опять рассказ о случайной находке. Англичанин Генри Лэйярд в 1845 г. на раскопках древнего кургана Телль-Нимруд на Тигре обнаружил большой черный камень-обелиск. Все четыре грани его покрывали "рельефы, изображения и клинописные надписи, идущие в пять рядов". Позже, когда смогли прочитать клинопись, выяснилось, что этот камень был памятником победам ассирийского царя Салманасара III (858-824 до н.э.), современника и противника израильских царей Ахава и Ииуя, упоминаемых и в Танахе. На обелиске была и надпись: "Дань Иауа из Бит-Хум-ри: я получил от него серебро, золото, золотые вазы, золотые кубки, золотые чаши, золотые кувшины, скипе-тры для царя и бальзамовое дерево". "Бит-Хумри" ("Дом Омри") - так ассирийцы называли Исраэйль. Упоминаются на нём и другие события и имена, о которых идет речь в Танахе. Упомянутые мною каменные "документы", как и многие другие археологические памятники интересны и своей уникальностью, и тем, что подтверждают многое из того, о чем можно прочитать в Танахе (Библии), в том числе о времени и событиях в годы правления царя Исраэйля Ахава, сына Омри, в далеком девятом веке до новой эры. Вот такая, как будто бы уж очень древняя история о царе Исраэйля Ахаве. События древние, давние. Но их отзвуки, как волны в эфире, долгие и бесконечные. Многое повторяется в том или ином виде и сегодня. Многое сегодняшнее в свете истории, если ее не стараются забыть, высвечивается совсем в другом виде. Самария (Шомрон), Шхем, Заиорданье, и многие другие земли и города, исконные израильские территории, земли отцов, на которых евреи жили и живут более трех тысяч лет, вдруг объявляются "исконными" землями захватчиков, именующих себя "палестинским народом"... Давид Генис

) – сын Амврия и его преемник, восьмой царь израильский. Он царствовал 22 года (925–903 до Р. X.), и резиденцией его царства была Самария. Он был женат на Иезавели, дочери царя сидонского, женщине развратной и нечестивой. Она была грубой идолопоклонницей, и Ахав, следовавший во всем ее примеру, сделался также поклонником Ваала и даже насадил дубраву и построил алтарь для гнусного идолослужения. Уже о первых годах царствования Ахава священный историк замечает: И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Божиими более всех, бывших прежде него (). Пророк Илия предостерегал Ахава о приближающейся засухе и имевшем последовать вследствие оной голоде, каковые бедствия всегда особенно тяжело отзывались в Самарии. Так и случилось, согласно с пророческим предсказаниям. На третий год голода Ахав призвал Авдия, начальствовавшего над дворцом, человека богобоязненного, и приказал ему идти одной дорогой, тогда как сам пошел другой для того, чтобы поискать, не найдут ли они достаточно травы на окраинах водных источников и потоков для прокормления коней и лошаков, с тем чтобы спасти их от неизбежной гибели. На пути Авдий встретился с пр. Илией, получившим в то время от Господа повеление явиться к Ахаву; и вот, по требованию Илии, Ахав вышел к нему навстречу. Увидав Илию, Ахав встретил его грубым вопросом: ты ли это, смущающий Израиля? () Пророк отвечал ему на это обличением в идолопоклонстве: не я смущаю Израиля , сказал он, но ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете во след Ваалов (ст. 18). Затем он предложил ему доказать, что боги, которым он служит, не суть истинные боги. С сей целью он велел Ахаву собрать 450 пророков Вааловых, которые ему служили, в одно собрание на гору Кармил; и здесь-то безумие их идолопоклонства было обличено чудесным и поразительным образом (см. пр. Илия); после чего все пророки Вааловы по приказанию Илии были схвачены и закланы им при потоке Киссон. Прежде чем Ахав возвратился в Самарию, пошел большой дождь. Спустя 6 лет после сего Венадад, царь сирийский, с большим войском осадил Самарию, но Ахав внезапно напал на него и истребил большую часть его войска, а остальную обратил в бегство, сам же Венадад едва успел спастись на коне. Царь сирийский, предполагая, что его поражение произошло вследствие выгодных условий местоположения, на котором стояло войско Ахава, ласкал себя надеждой, что если он сразится с ним на равнине, то неминуемо победит царя израильского, потому по прошествии года он снова осадил Самарию. Ахав узнал об этом от пророка вскоре после первой победы и приготовился к битве. Он снова одержал победу, и сирияне потеряли в один день сто тысяч человек воинов, кроме 27000 убитых стеной в Афеке, куда они бежали. Венадад находился в числе пленных; но, заключивши мирный договор с победителем Ахавом, возвратился домой. Ахав вслед за ним получил вразумление чрез пророка, что он согрешил, отпустив на волю царя сирийского, тем более что тот был предан в его руки чудесным действием Божия Промысла, и что поступок его таков, что он должен собственной жизнью заплатить за жизнь Венадада и собственным народом за его народ. Так говорит Господь, сказал ему пророк, за то что выпустил из рук своих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа (). Это обличение произвело на Ахава на некоторое время сильное впечатление. Впрочем, из дальнейшей истории Ахава видно, что, несмотря на грозный приговор Божий, нечестивый царь израильский нисколько не исправился, но все более и более погрязал в беззакониях. Навуфей, один из его близких соседей, имел виноградник, расположенный почти около самого дворца Ахава, и так как Ахав очень желал приобрести оный в свою собственность, то и просил Навуфея уступить ему означенное место, обещая дать ему или лучший виноградник в другом месте, или заплатить за оный деньгами. Это царское предложение, по-видимому, было очень вежливо и благоприлично, но Навуфей не желал расстаться с виноградником ни под каким условием: это было наследие, полученное им от своих отцов, и поэтому, и по другим причинам, ценя его особенно дорого, не согласился на предложение Ахава. Встревоженный и огорченный отказом Навуфея, царь в смущенном духе лег на постель свою, и отворотил лице свое, и не ел хлеба (). Иезавель, нечестивая жена его, узнав от него о причине его огорчения, уверила его, что он может быть спокоен и что желание его осуществится. Два наущенные ею лжесвидетеля объявили Навуфея виновным в хуле на Бога и царя, и следствием лжесвидетельства было то, что он был побит камнями за городом, а вслед за тем Ахав вступил во владение виноградником Навуфея. Но суд Божий не замедлил разразиться над нечестивым царем. Господь послал Илию обличить его в этом только что совершенном им гнусном преступлении и предсказал ему страшный суд Божий не только над ним самим, но и конечное, несомненное истребление всего его дома. На том месте, говорил ему Илия от лица Божия, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь (). Как ни нечестив был Ахав, но, по-видимому, он не совсем еще потерял в то время сознание своей греховности, и, когда грозный суд Божий был так близок к нему, он, по слову священного историка, умилился пред Господом, ходил и плакал, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально (IIIПар.XXI, 27). Но так как раскаяние его было только временное, то Господь и наказание его отложил лишь на время. Он сказал Илии: Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его (ст. 29). Обстоятельства смерти Ахава весьма интересны и поучительны. Он предложил Иосафату, царю иудейскому, предпринять войну против Рамофа Галаадского, находившегося во владении царя сирийского. Иосафат изъявил готовность вступить в союз с Ахавом, но говорил, что сначала нужно узнать волю Божию относительно задуманного ими предприятия. Вследствие сего Ахав созвал своих 400 лжепророков, и все они говорили в утвердительном смысле относительно исхода войны, но Иосафат, как кажется, заподозрил истину лжепророческих знаний и потому спросил: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить через него Господа? (.) Ахав указал ему на пророка Михея, выразив в то же время свое нерасположение к нему, так как его пророчества предвещали одни только бедствия. Несмотря на то, царь послал за пророком Михеем одного евнуха, приказав передать ему речи пророков, причем изъявил желание, чтобы и он пророчествовал в смысле благоприятном, согласно со словом каждого из лжепророков. Изреки и ты доброе, говорил он. Жив Господь, отвечал Михей, я изреку то, что скажет мне Господь (ст. 13, 14). Когда пророк Михей явился пред лицо двух царей, сидевших на своих седалищах на площади у ворот Самарии и все лжепророки стояли и пророчествовали пред ним, ему был предложен такой же вопрос, какой был предложен и прочим пророкам: Михей! идти ли нам войною на Рамов Галаадский или нет? (.) Пророк советовал идти, но, очевидно, в таком тоне и настроении, по которым ясно можно было заключить, что он говорил не в духе пророческом. Ахав торжественно заклинал его не говорить ему ничего, кроме истины, во имя Господа. Тогда Михей открыл ему все, сказав, что он не только будет разбит при Рамофе Галаадском, но и то, что Господь попустил в уста пророков, пророчествовавших в защиту войны, духа лживого, дабы скорее привести его к конечной гибели, которая ожидала его. Ахав отослал истинного пророка Божия в Самарию и приказал заключить его в тюрьму до своего возвращения с поля битвы. Таким образом, ослепленные безумием, цари израильский и иудейский, вопреки воле Всевышнего, выступили на поле битвы против царя сирийского к Рамофу Галаадскому. С целью обезопасить себя от неприятельского нападения Ахав выступил на поле битвы переодетым, но один человек случайно натянул лук и ранил царя израильского сквозь швы лат, и кровь из ран лилась в колесницу, так что он вечером в тот же день умер. Войско его было разбито и рассеяно согласно с предсказанием Михея. Его тело было привезено для погребения в Самарию, и обмыли колесницу на пруде Самарийском, говорит свящ. историк в заключение, и псы лизали кровь его, а омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек (). Особенно нечестивые цари последующих времен нередко сравнивались с Ахавом за свое идолопоклонство, разврат и корыстолюбие (, ).

    29. Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года.

    (Третья книга Царств 16:29)

Женился на Иезавель

  • 31. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. (Третья книга Царств 16:31)

Идолопоклонство

    30. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.

    31. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.

    32. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.

    33. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева.

    (Третья книга Царств 16:30-33)

  • 3Цар. 18:18-19; 3Цар 21:25-26.

Другие злые дела

  • 4Цар. 3:2; 2Лет. 21:6; 2Лет. 22:3-4; Михей 6:16;

Обличаем Илией. Собирает пророков Ваала для испытания

    3Цар. 18:17-46

Обманом забирает виноградник Навуфея

  • 3Цар 21;

Победил Венадада

  • 3Цар 20;

Смерть

  • 3Цар. 22; 2Лет. 18.

Преемником после него был его сын Охозия

  • 3Цар. 22:40

Пророчества против Ахава

    42. И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа.

    (Третья книга Царств 20:42)

    19. и скажи ему: «так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».
    20. И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа.
    21. Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле.
    22. И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввел Израиля в грех.
    23. Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
    24. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные…
    (Третья книга Царств 21:19-24)

    19. И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;
    20. и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
    21. и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
    22. Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
    23. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.
    24. И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?
    25. И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться,
    26. и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя,
    27. и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире.
    28. И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!
    (Третья книга Царств 22:19-28)

    8. и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле…
    (Четвёртая книга Царств 9:8)

    25. И сказал Ииуй Бидекару, сановнику своему: возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество:
    26. истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отмщу тебе на сем поле. Итак возьми, брось его на поле, по слову Господню.
    (Четвёртая книга Царств 9:25,26)

Истребление дома Ахава (сыновей и слуг)

  • 4Цар. 10:1-8;

Лжепророк Ахав

  • 21. так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые пророчествуют вам именем Моим ложь: вот, Я предам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами. 22. И принято будет от них всеми переселенцами Иудейскими, которые в Вавилоне, проклинать так: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву», которых царь Вавилонский изжарил на огне (Иеремия 29:21,22)

3.13. Нечестивый Ахав и финикийская Иезавель

В библейских исторических книгах финикиянка Иезавель, жена царя Ахава (871 – 852 гг. до н.э.), – один из главных отрицательных персонажей. Ее изображают и отчаянной интриганкой, и жестоким тираном, и хладнокровной стервой.

Так, когда израильтянин Навуфей, у которого виноградник был рядом с дворцом Ахава, отказался продать царю свой сад, именно Иезавель велела до смерти забить строптивца камнями, а потом сказала мужу: «Встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо На-вуфея нет в живых, он умер» (3 Цар. 21, 15)

Когда пророк Илия поднял восстание против поборников чужеземной веры и велел: «Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся» (3 Цар. 18, 40), и когда все сторонники финикийцев были перебиты, Иезавель поклялась сделать с душой Илии то, «что сделано с душою каждого из них» (3 Цар. 19, 2). Cпасаясь от гнева царицы, пророк бежал в соседнюю Иудею и укрылся в пустыне. По-видимому, он был убит, но его сторонники распустили слух о том, что «понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2, 11).

Именно в годы правления Иезавели и Ахава в Израиле был введен культ Ваала и Астарты. Сотни «пророков Вааловых» (жрецов-язычников) «прельщали» израильтян. Лишь семь тысяч муж ей остались, как сказано в Библии, верны прежней вере. «Всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 18).

Стела Баалйатона, найденная в 1901 году к югу от Тира. Судя по головному убору, на стеле изображен финикийский священник

Самыми страшными проклятиями осыпали Иезавель библейские пророки. Так, пророк Елисей, призывая отомстить «за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели» (4 Цар. 9, 7), обещал, что «Иезавель же съедят на поле Изреельском, и никто не похоронит ее» (4 Цар. 9, 10).

Ее и впрямь ждала ужасная смерть. Была она выброшена из окна дворца евнухами и разбилась. «И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (4 Цар. 9, 33). Когда же приготовились погребать ее, «не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук» (4 Цар. 9, 35). Так сбылось слово пророка.

Две с половиной тысячи лет прошло, а этот рассказ все еще пышет неугасимой ненавистью. Кто же была эта любительница «нарумянить лице свое и украсить голову свою» (4 Цар. 9, 30)?

Иезавель росла во дворце, где прежде жил тот самый царь Хирам, с чьей помощью и чьим искусством был воздвигнут храм в Иерусалиме. Ее отец, Итобаал, был жрецом Астарты, но затем сам стал царем в Тире. Как и другие правители Тирской державы, он поддерживал дружеские отношения с израильтянами, чье государство давно уже распалось на два царства – Израильское на севере и Иудейское со столицей в Иерусалиме. Его распад лишил Тир важного политического союзника и торгового партнера. Доступ к Красному морю был потерян.

Израильский царь Амврий (Омри) (875 – 871 гг. до н.э.) стремился в неспокойное для Ближнего Востока время укрепить свою страну и заручиться дружбой с финикийцами, а для этого женил своего сына Ахава на дочери тирского царя, соединив династическим браком два государства. Подобный союз с Тиром был обусловлен внешними трудностями. Отпав от Иудеи и став самостоятельным государством, Израильское царство вплоть до правления Ахава постоянно сталкивалось с Иудеей.

Амврий правил из Самарии, новой столицы страны. Она господствовала над двумя важнейшими путями, один из которых вел на север, в Финикию, а другой на восток – от прибрежной средиземноморской долины к Иордану. Особое значение имели связи с Финикией, которые К. Кенион справедливо рассматривала как «последний всплеск финикийской цивилизации в Палестине».

«Самария, – пишет К.Кенион, – была обустроена как новый город, над которым доминировал царский квартал, изукрашенный мастерством финикийских ремесленников. Археология дает лишь дразняще отрывочные представления о нем, поскольку последующие постройки уничтожили его почти полностью, но мы можем мысленно реконструировать картину двора Ахава и Иезавели, роскошь которого возбуждала такой гнев пророков».

Красавица Иезавель, выросшая в одном из самых «открытых» городов мира, казалась «белой вороной» в провинциальной Самарии. Ведь к Иезавель как нельзя лучше подходят следующие слова советского историка И.П. Вейнберга: «Древневосточному… горожанину были свойственны известный динамизм, проявлявшийся в значительной восприимчивости к новому, к «чужому»… заметный гедонизм… явная интеллектуальность, о которой свидетельствует настороженно-критическое отношение ко многим традиционным ценностям».

Ахав, храбрый солдат и хороший военачальник, был настолько захвачен умом и обаянием жены, что полностью подпал под ее влияние. Он решил просветить свой народ и привить ему новую религиозную культуру. «И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии» (3 Цар. 16, 32).

Сам Ахав, впрочем, продолжал веровать в Яхве, но делал все, чтобы расположить к себе влиятельную общину финикийцев, проживавшую в Самарии. Местом поклонения финикийским богам стал храм Мелькарта в Самарии («капище Ваалово»). Порядки, введенные «нечестивым Ахавом», обрадовали финикийцев, а вот израильтяне возмутились. Их общее мнение выразил пророк Илия: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом» (3 Цар. 19, 14).

Однако Ахав думал совсем о другом. Все его мысли занимала Ассирия. Грозный царь Ашшурнасирпал II (883 – 859 гг. до н.э.) шел войной на соседние страны. Угрожал он и Израилю. Готовясь к возможной войне, Ахав укреплял союз с Финикией. В ожидании войны он примирился в 868 году до нашей эры с Иудейским царством и выдал свою сестру Аталию (Гофолию) за наследного принца Иорама.

В то же время царь Ахав много занимался строительством. Он велел укреплять города, сооружать амбары, конюшни и водопроводы. Не забывал царь и об украшении столицы. Так, он расширил дворец своего отца, Амврия, и возвел знаменитый «Дом из слоновой кости» (3 Цар. 22, 39), где поселился вместе с женой – Иезавель. Дворец Ахава мало в чем уступал роскошным дворцам ассирийских царей. Работы искусных резчиков по слоновой кости – изящные плитки – украшали помещения дворца и мебель. Очевидно, именно благодаря своей необычной внутренней отделке этот дворец получил такое название.

В 853 году до нашей эры сын Ашшурнасирпала и его преемник, Салманасар III (859 – 824 гг. до н.э.), попытались подчинить себе всю Сирию и Палестину. Тогда израильский и иудейский цари объединились с арамейским правителем Венададом II и победили ассирийцев в долине Оронта. Перед той битвой Ахав выставил десять тысяч воинов и две тысячи боевых колесниц – чуть ли не половину всех войск союзников.

Однако Ахав был, пожалуй, самым противоречивым израильским царем. При нем Израиль стал одним из сильнейших государств Ближнего Востока, но даже победа над ассирийцами не принесла Ахаву всенародной любви. Виной тому была внутренняя политика, проводимая им. Он «делал… неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него» (3 Цар. 16, 30).

Народ отнесся к его начинаниям совсем не восторженно. Страна оказалась во власти богатых финикийских купцов. Израильские крестьяне нищали и вынуждены были продавать свою землю, переселяясь в города. Все чаще они проявляли недовольство, а иноземная царица стала объектом их ненависти. Среди знати также нашлось немало консервативно настроенных людей. Все они мечтали о возврате к прошлому, к традиционным ценностям израильского народа. Особенно же возмущена была новыми порядками влиятельная каста жрецов. В стране, где процветало лишь капище Ваала, эти священники были никому не нужны.

В принципе финикийская религия была не внове для израильтян. Еще их отцы и деды могли, будь на то желание, веровать в Баала. Так, во времена царя Соломона израильтяне, помимо Яхве, вправе были поклоняться самым разным богам: «Астарте, божеству Си-донскому, и Милхому, мерзости Аммонитской… Хамосу, мерзости Моавитской… и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар. 11,5 – 7).

Разумеется, и тогда пророки Израиля не одобряли многобожие. Однако пока цари твердо правили страной, их противники могли лишь тайно возмущаться происходящим. Все изменилось со смер – тью Ахава, всегда и во всем защищавшего Иезавель.

Через несколько лет после кончины царя его противник, пророк Елисей, помазал на царствование военачальника Ииуя (845 – 818 гг. до н.э.), промолвив: «Погибнет весь дом Ахава» (4 Цар. 9, 8). Так и случилось. Сторонники пророка выбросили царицу Иезавель в окно. Так окончила свои дни самая знаменитая финикиянка.

Ииуй же со сторонниками пошел «в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово… И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской» (4 Цар. 10,25 – 38). И финикийская вера никогда уже не возвращалась на эту землю. Все отношения с финикийскими городами были прекращены. Ассирийскому же царю Ииуй стал выплачивать каждый год дань, получив за это некоторую самостоятельность.

«В первой половине IХ века до нашей эры, – комментирует те бурные события Ю.Б.Циркин, – в еврейском обществе началось движение за признание Йахве не только верховным богом евреев, но и вообще единственным истинным богом… Окончательно еврейский монотеизм утвердился позже. И со времени его утверждения говорить об общности религиозных представлений евреев и финикийцев уже не приходится».

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

7.2. СМУТА, ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ = ИЕЗАВЕЛЬ, ИЗРАИЛЬСКАЯ ЦАРИЦА СМУТА: ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ + ИВАН ОВЧИНА 1533–1538 по . Условное старинное изображение Елены Глинской мы приводим на рис. 7.8. После правления Елены Глинской, следует СЕМИБОЯРЩИНА, то есть опекунский совет 1538–1547 годов по .

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

5.20. СМУТА, ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ = ИЕЗАВЕЛЬ, ИЗРАИЛЬСКАЯ ЦАРИЦА 20a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СМУТА: ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ + ИВАН ОВЧИНА 1533–1538 (5 лет) по . Условное старинное изображение Елены Глинской мы приводим ниже, в конце этого раздела. После правления Елены Глинской, следует

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Филистимляне-пеласги (белые русы). «Народы моря». Финикийцы-венеды-венеци и «финикийская проблема» во II–I тыс. до н. э Если верить ветхозаветным текстам Торы-Пятикнижия-Библии и сочинениям древних и античных историков, то на Ближнем Востоке и в Средиземноморье (не говоря

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 17: Финикийская и греческая колонизация. Характерной чертой истории многих государств древнего мира была колонизация, т.е. основание новых поселении в чужих землях. Само это поселение называлось колонией (от латинского слова коло- «живу, населяю, обрабатываю»;

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Смута, Елена Глинская = Иезавель, израильская царица Смута: Елена Глинская + Иван Овчина 1533–1538 по . Затем следует Семибоярщина, то есть опекунский совет 1538–1547 годов по . Поясним: после смерти Василия III Ивановича началась внутридинастическая борьба, после чего –

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

65. Омри и Ахав Омри, пятый израильский царь после Иеровеама, построил себе новую столицу, Самарию (Шомрон), недалеко от прежнего столичного города Сихема (927 г.). С тех пор Самария в течение двух столетий была главным городом Израильского царства, которое поэтому иногда

Из книги Вековые конфликты автора Черняк Ефим Борисович

Нечестивый альянс Испания Карла V неизбежно должна была превратиться в основного противника турецкой империи. Она являлась одним из источников мощи германского императора, с войсками которого турки столкнулись при своем продвижении на Балканах, и главной силой среди

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

20. Смута Елена Глинская отразилась в Библии как Иезавель, Израильская Царица 20а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СМУТА: ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ + ИВАН ОВЧИНА 1533–1538, правление 5 лет, по . Условное старинное изображение Елены Глинской мы приводим ниже, в конце раздела. После правления

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.7. Ахав и Валент а. АХАВ (Дядя), рис. 3.46. При нем - великий пророк ИЛЬЯ. b. ВАЛЕНТ. При нем - известный пророк и святой ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ.1а. ИЗРАИЛЬ. Царю Ахаву в Библии уделено много места (3 Царств 17–22). Один из самых известных израильских царей. В частности, один из самых

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Финикийская колонизация К концу XII в. до н. э. власть Египта в Азии слабеет и исчезает, и в следующие десятилетия финикийцы (прежде всего Тирское царство «сидонян») самостоятельно осуществляют так называемую великую финикийскую колонизацию Западного Средиземноморья (в

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

20. Смута Елена Глинская отразилась в библии как Иезавель, израильская царица а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СМУТА: ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ + ИВАН ОВЧИНА 1533–1538, правление 5 лет, по . Условное старинное изображение Елены Глинской мы приводим ниже, в конце раздела. После правления

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

Приложение 4 Финикийская письменность в мусульманском мире Расшифровка надписи на трофейном знамени османов, хранящемся в музее г. Вены В данном разделе цитируются фрагменты работы Т.Г. ЧЕРНИЕНКО.Как рассказано в книге «Библейская Русь», гл. 4:11, одним из экспонатов

автора Бадак Александр Николаевич

Средиземное море и финикийская колонизация В первой половине 1 тысячелетия до н. э. финикийские государства устанавливают и повсеместно укрепляют свое фактическое могущество и господство на Средиземном море.Средиземное море - обширное внутреннее море, которое

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н. э Финикийская культура - культура, созданная. финикийцами в IV–I тысячелетии до н. э. на территории Финикии и ее колоний.Финикийская культура испытала значительное влияние египтян, ассиро-вавилонской, хиттской,

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

75. О ИЗВЕЩЕНИИ ВЕЛИКОМУ Князю Димитрию, яко нечестивый Мамай идет войною на Русь. ВЕЛИКИЙ БЛАГОВЕРНЫЙ Князь Димитрий Ивановичь Московский услышавши, яко идет на него безбожный Царь Татарский Мамай с многими силами, неуклонно яряся на Веру Христову и народ Христианский,



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: