Евгений дюринг - биография, фотографии. Исторические условия создания книги Энгельса «Анти-Дюринг»

немецкий философ и экономист (Берлин, 1833 - Новавес, сегодня Бабельсберг, близ Потсдама, 1921). Ученик Фейербаха, хотел объединить позитивизм с материализмом. Энгельс нападает на его тезисы в «Анти-Дюринге» (1877-1878).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЮРИНГ (During) Евгений (1833-1921)

немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: "Курс философии" (1875), "Критическая история национальной экономии и социализма" (1875), "Логика и теория науки" (1878), "Еврейский вопрос" (1881), "Философия действительности" (1895) и др. Полагая философию априорным учением о конечных истинах, стремился создать концепцию "философии действительности", сопряженной с новым способом мышления. Придавал понятию "сила" статус специфического жизненного принципа, обусловливающего переход от покоя к движению. Ощущения и мысль Д. понимал как состояния возбуждения, активности материи. Д. утверждал конечность Вселенной в пространстве и во времени, а также делимость материи лишь до определенного предела. Первоисточником общественной несправедливости, существующей в контексте соответствующих форм социальной организации, считал насилие. Комментируя социалистически ориентированную гипотезу Маркса о том, что частная собственность являет собой "первое отрицание" индивидуальной частной собственности, основанной на личном труде, а капиталистическое производство с необходимостью порождает отрицание самого себя или "отрицание отрицания", Д. писал: "Туманная гибридная форма идей Маркса не удивит тех, кто знает, какие причуды можно скомбинировать на такой научной основе как диалектика Гегеля. Необходимо напомнить, что первое гегелевское отрицание - понятие первородного греха, второе - возвышенное единство, которое ведет к третьему - искуплению. Можно ли обосновывать логику фактов на этой игре в аналогии, взятой напрокат из религии... Господин Маркс остается в туманном мире своей собственности, одновременно индивидуальной и социальной, оставляя адептам решить эту глубокую диалектическую загадку". Полемика Д. и Энгельса, отраженная в книге последнего "Анти-Дюринг" (1878), сыграла значимую роль в падении распространенности упрощенных материалистических версий трактовки природы и общества. В целом не весьма удачная попытка Д. выстроить корректную и внутренне непротиворечивую философскую теорию, исходя из материалистических предпосылок, продемонстрировала как историческую бесперспективность этого пути, так и достаточно высокий уровень потенциальной полемической защищенности марксизма. Защищенность доктрины Маркса (наглядно проиллюстрированная "Анти-Дюрингом") была обусловлена неакадемизмом, маргинальностью этого учения, а также воинствующим провозглашением им собственной роли как "интеллектуального освободительного движения", а не "школы". Стало очевидным, что имманентное преодоление мар-ксовой парадигмы - удел науки 20 в.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЮРИНГ (Duhring), Евгений (1833-1921) - немецкий философ, экономист, правовед, колеблющийся между метафизическим материализмом и позитивизмом в духе О. Конта. Некоторое время (1863-1877) был приват-доцентом Берлинского университета. Его выступление в защиту приоритета Р. Майера в открытии закона превращения энергии против Гельмгольца, оспаривавшего этот приоритет, выступления в защиту прав женщин, а также атеизм явились причиной увольнения его из университета.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 , с 108.

Марксистский взгляд:

ДЮРИНГ Евгений (1833-1921) - немецкий профессор механики, философ и экономист. В философии - эклектик, сочетавший позитивизм , непоследовательный механистический и даже вульгарный материализм и откровенный идеализм; в области политической экономии и социологии - выразитель мелкобуржуазной идеологии. Выступил против учения Маркса и Энгельса в период, когда социал-демократическая партия Германии, возникшая на базе объединения двух существовавших ранее самостоятельных партий - лассальянцев и эйзенахцев, укрепляла свои ряды и когда вопросы теории приобрели особенно важное значение. Учитывая опасность, которую представляли собой произв. Д. для не окрепшего еще немецкого рабочего движения, Энгельс выступил против Д. и подверг его взгляды уничтожающей критике в специально написанной книге «Анти-Дюринг». Основные сочинения: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991 , с. 132.

Евгений Дюринг (Evgeniy Dyurinh) (12.01.1833 года [Берлин]- 21.09.1921 года [Новавес, близ Потсдама]) Германия.

Немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета (1863-77). Дюринг предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления.

Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Дюринг, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движению Дюринг объясняет при помощи понятия некоей «механической силы», якобы присущей материи. Таким образом, Дюринг стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистической трактовки движения как атрибута материи; время у Дюринг оторвано от пространства и от материи.

Социологическая концепция Дюринг основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюринг, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона, путём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Г. Ч. Кэри. Он выступал против политической экономии марксизма, материалистической диалектики и научного социализма. Идеи Дюринг получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Дюринг критическому анализу, показавшему их эклектический характер и научную несостоятельность.

Использованы материалы Большой Советской Энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 8. Дебитор – Евкалипт. – М., Советская энциклопедия. – 1972 .

Дюринг (Dühring) Евгений (12.1.1833, Берлин, - 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Дюринг предпринял попытку построить систему «философии действительности», которая утверждала бы новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о высших, или последних, истинах. Мир, по Дюрингу, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движению Дюринг объясняет при помощи понятий некоей «механической силы», якобы присущей материи. Таким образом, Дюринг стремился избежать идеи перводвигателя и одновременно отойти от материалистической трактовки движения как атрибута материи. Время у Дюринга оторвано от пространства и материи.

Социологическая концепция Дюринга основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Насилие рассматривается Дюрингом безотносительно к экономической структуре общества, существованию классов, социального неравенства. Социалистическое преобразование общества, по Дюрингу, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона, путём кооперирования мелких производителей. Он выступал против политэкономии марксизма, материалистической диалектики и научного социализма. Идеи Дюринга получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Дюринга критическому анализу, показавшему их эклектический характер и научную несостоятельность (см. «Анти-Дюринг»).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 .

Сочинения: Natürliche Dialektik, В., 1865; Cursus der Philosophie..., pz., 1875; Logik und Wissenschaftstheorie, Lpz., 19052; в рус. пер.- Ценность жизни, СПБ, 1894.

Литература: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; AI brecht G., E. Dühring, Jena, 1927.

Анти-Маркс

Дюринг (During) Евгений (1833–1921), немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878), «Еврейский вопрос » (1881), «Философия действительности» (1895) и др. Полагая философию априорным учением о конечных истинах, стремился создать концепцию «философии действительности», сопряженной с новым способом мышления. Придавал понятию «сила» статус специфического жизненного принципа, обусловливающего переход от покоя к движению. Ощущения и мысль Дюринг понимал как состояния возбуждения, активности материи. Дюринг утверждал конечность Вселенной в пространстве и во времени, а также делимость материи лишь до определенного предела. Первоисточником общественной несправедливости, существующей в контексте соответствующих форм социальной организации, считал насилие. Комментируя социалистически ориентированную гипотезу Маркса о том, что частная собственность являет собой «первое отрицание» индивидуальной частной собственности, основанной на личном труде, а капиталистическое производство с необходимостью порождает отрицание самого себя или «отрицание отрицания», Дюринг писал:

«Туманная гибридная форма идей Маркса не удивит тех, кто знает, какие причуды можно скомбинировать на такой научной основе, как диалектика Гегеля. Необходимо напомнить, что первое гегелевское отрицание – понятие первородного греха, второе – возвышенное единство, которое ведет к третьему – искуплению. Можно ли обосновывать логику фактов на этой игре в аналогии, взятой напрокат из религии... Господин Маркс остается в туманном мире своей собственности, одновременно индивидуальной и социальной, оставляя адептам решить эту глубокую диалектическую загадку».

Полемика Дюринга и Энгельса, отраженная в книге последнего «Анти-Дюринг» (1878), сыграла значимую роль в падении распространенности упрощенных материалистических версий трактовки природы и общества. В целом не весьма удачная попытка Д. выстроить корректную и внутренне непротиворечивую философскую теорию, исходя из материалистических предпосылок, продемонстрировала как историческую бесперспективность этого пути, так и достаточно высокий уровень потенциальной полемической защищенности марксизма. Защищенность доктрины Маркса (наглядно проиллюстрированная «Анти-Дюрингом») была обусловлена неакадемизмом, маргинальностью этого учения, а также воинствующим провозглашением им собственной роли как «интеллектуального освободительного движения», а не «школы». Стало очевидным, что имманентное преодоление марксовой парадигмы – удел науки 20 века.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 .

Далее читайте:

Энгельс Фридрих. Анти-Дюринг (Статья И.Т. Фролова о произведении Энгельса).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Новавес, близ Потсдама) - немецкий философ, профессор механики, занимался вопросами политэкономии и права. Идеи Дюринга получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Фридриха Энгельса подвергнуть воззрения Дюринга критическому анализу, показавшему их эклектический характер и научную несостоятельность с точки зрения марксизма (см. «Анти-Дюринг »).

Биография

Философия

Дюринг предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства . Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Дюрингу, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движению Дюринг объясняет при помощи понятия некоей «механической силы», якобы присущей материи. Таким образом, Дюринг стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистической трактовки движения как атрибута материи; время у Дюринга оторвано от пространства и от материи.

Дюринг стал одним из основателей «теории насилия » в отношении происхождения государства .

Социологическая концепция

Социологическая концепция Дюринга основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюрингу, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона , путём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Генри Чарльза Кэри . Он выступал против политической экономии марксизма , материалистической диалектики и научного социализма .

Критика

В самых священных местах науки можно было услышать хриплый, возмущенный лай патологически нездоровых собак, лживость и ярость «благородных» фарисеев. Я еще раз напоминаю моим читателям, имеющим уши, о том берлинском апостоле мести Евгении Дюринге, который в сегодняшней Германии использует неприличнейшую и отвратительнейшую шумиху о морали. Дюринг - первейший горлопан из тех, кто сегодня есть среди равных ему антисемитов

Сочинения

  • Der Wert des Lebens, 1865 Digisat - «Ценность жизни» в переводе Ю. М. Антоновского //«Русское Богатство» № 4-12. 1892
  • Natürliche Dialektik, В., 1865; Cürsus der Philosophie…, Lpz., 1875
  • Logik und Wissenschaftstheorie, 2 Aufl., Lpz., 1905
  • Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik, 2 Aufl., Lpz., 1877
  • Еврейский вопрос, как вопрос о расовом характере и о его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру. Перевод 5-го издания, Москва, 1906.

Запрет на распространение в РФ

На основании решения Мещанского районного суда г. Москвы от 03.12.2008 книга «Еврейский вопрос как вопрос о расовом характере и его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру» внесена в

Дюринг Eugene Dyurinh Карьера: Философ
Рождение: Германия, 12.1.1833
Немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета (186377). Дюринг предпринял попытку построить собственную систему философии действительности, которая, по его словам, утверждает новый способ мышления.

Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Дюринг, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движению Дюринг объясняет при помощи понятия некоей механической силы, якобы присущей материи. Т. о., Дюринг стремился избежать идеи первотолчка и в то же время уклониться от материалистической трактовки движения как атрибута материи; время у Дюринг оторвано от пространства и от материи.

Социологическая концепция Дюринг основана на идеалистическом воззрении, соответственно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюринг, должно исключать революционный переворот и топать в духе мелкобуржуазного социализма Прудона, путём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Г. Ч. Кэри. Он выступал супротив политической экономии марксизма, материалистической диалектики и научного социализма. Идеи Дюринг получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Дюринг критическому анализу, показавшему их эклектический нрав и научную несостоятельность.

Большая Советская Энциклопедия.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Спекторский Eugene Spektorskiy

Ученик профессора А.Л.Блока (отца поэта А.А.Блока). После окончания университета был оставлен при кафедре госудаственного права для подготовки к..

Евгений Трубецкой Eugene Trubetskoy

Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 защитил докторскую диссертацию. Профессор Киевского (18971905) и Московского..

Немецкий механик и философ, в 1862 году ослеп.

«Жизнь Дюринга сложилась трагически: в 30 лет он ослеп, а в 44 года был, в дисциплинарном порядке, исключён из числа приват-доцентов Берлинского университета, по-видимому, за бестактную полемику с академическими кругами. Обуреваемый жаждой мщения, Дюринг призывает к искоренению врагов человечества, к которым относятся, по его мнению, профессора, социал-демократы и евреи».

Окунев Ю., Письма близким из XX века, СПб, «Искусство России», 2002 г., с. 598.

В 1865 году Евгений Дюринг выпустил надиктованную им книгу: Ценность жизни / Der Wert des Lebens im Sinne einer heroischen Lebensauffassung.

«Дюринг не любил книг; он никогда не был кабинетным учёным, а тем более буквоедом. На слово и на книгу Дюринг смотрел только как на средство и придавал им сравнительно самостоятельное значение лишь тогда, когда видел там прочное основание для дальнейшего творчества человеческого духа. Этому соответствует и понимание Дюрингом науки. Как мыслитель и исследователь и вместе с тем представитель точной науки более, чем в одной области, он прежде всего враг всякой мёртвой учёности, всякой мёртвой науки. Бессистемное собирание и накопление научного материала представляется ему нецелесообразным.
Он хотел бы возбудить в людях нечто иное, чем труд собирания простого материала. Огромная сила стремления к жизни, мощь мысли и чувства, словом, порыв к преобразованиям и творчеству, к улучшению социальных условий - вот что требует вызвать к жизни Дюринг. Он не придерживался мнения, что книги везде должны быть главным источником, для истинного мыслителя они имеют значение лишь второстепенное.
Первое место принадлежит непосредственному опыту, фактам. И, действительно, в этом отношении слепой Дюринг видел больше, чем многие зрячие. Его знание людей вытекает из общения, а не из книг.
Знание человеческого характера всюду помогает ему, все равно, идёт ли речь об оценке политики и партии, или ученых и их книг. Не только дипломаты, говорит Дюринг, нуждаются в знании людей, но и в сфере научной и нравственной только тогда можно лучше и быстрее ориентироваться, если хорошо известны окружающие люди и отношения.
Когда Дюринг написал своё первое сочинение, ему было тридцать лет, но ещё раньше он много работал. Основное содержание всего, что позднее изложено в сочинениях, он давно уже носил в своём сердце и голове. Многое обдумывал раньше, чем приступить к написанию, не говоря уже об обнародовании. Этим, например, объяснятся, что «Естественная диалектика» была написана вся от начала до конца в утренние часы, в течение шести недель. «Die Verkleinerer Carey"s» появилась за три недели, а увенчанная премией Бенеке книга по истории механики была продиктована, причём ни в рукописи, ни в корректуре не было ни одного исправления. Это поразительно быстрое творчество объясняется только тем, что прежде чем быть написанными, произведения Дюринга были тщательно обдуманы.
Нравственно-реформаторская деятельность Дюринга отражена в книге «Ценность жизни». Эта книга принадлежит к первым по времени сочинениям Дюринга, в ней отчаянию, пресыщенности и пессимизму, а также и той разновидности ложного оптимизма, которая видит все в подкрашенном освещении, противопоставляется точное понимание жизни и серьезное отношение к бытию. Духовной нищете, внедрившейся в нашу жизнь, Дюринг в образе беспристрастной оценки жизни противопоставляет бодрость духа и удовлетворение нормальным существованием. Это понимание он осуществил сначала в своей собственной жизни, испытал на себе его значение, а затем уже обнародовал идеи, которые могут, по его мнению, служить средством к спасению от жизневраждебных влияний».

Эмиль Дкель, Предисловие к книге: Евгений Дюринг, Ценность жизни, Минск, «Харвест»; М., «Аст», 2000 г., с. 5-6.

«Полемика с «незначительным противником» позволила Энгельсу систематически изложить марксистские взгляды, основанные на последовательном проведении линии материализма и диалектики при решении проблем бытия и познания природы, общества и человека. В книге три отдела: философия, политическая экономия, социализм. Им предпослано введение, посвящённое истории возникновения научного социализма. Прежде всего Энгельс отмечает ущербность метода, используемого Дюрингом, – метода мысленного конструирования действительности из априорно принятых принципов. Выведение действительности из понятия Энгельс называет идеологией, противостоящей науке, для которой принципиален результат, а не исходный пункт исследования».

Келле В.Ж., «Анти-Дюринг», Новая философская энциклопедия в 4-х томах, Том 1, А-Д, М., «Мысль», 2000 г., с.115.

«В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине XIX ввека в деятельности представителей первого позитивизма. В это же время Евгением Дюрингом был впервые предложен термин «философия науки».

Гришунин С.И., Философия науки: основные концепции и проблемы, М., «Урсс», 2009 г., с. 5.

Евгений Дюринг – ученик Людвига Фейербаха и критик идей Карла Маркса .

В СССР Евгений Дюринг был известен, как объект критики и насмешек Фридриха Энгельса , опубликовавшего в 1878 году книгу: Анти-Дюринг. Студенты в СССР, по обычаю того времени, не читали работ самого Евгения Дюринга, а только критику его идей. Подобные явления закономерно повлияли на возникновение советских штампов в стиле: «Я Пастернака не читал, но осуждаю…»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: