Божья радуга. Семейная радуга

Отрывок из книги: Гегузин Я. Е. Капля. - Долгопрудный: ИД «Интеллект», 2014.

Схема, поясняющая геометрию радуги в небе.

Первое и второе кольца радуги появляются вследствие однократного (а) и двукратного (б) отражения солнечных лучей от границы капля-воздух.

Схема опыта, в котором радугу можно воспроизвести в лаборатории.

Радугу творят водяные капли: в небе - дождинки, на поливаемом асфальте - капельки, брызги от водяной струи. Радугу могут сотворить и капли-росинки, которыми осенним утром покрыта низко скошенная трава.

Вначале поговорим о «геометрии» радуги, т. е. о форме и расположении разноцветных дуг, а затем - о «физике» радуги, о том, какие физические законы определяют её форму и цвета.

«Геометрия радуги» в небе описана давным-давно. Обычно в небе видны две разноцветные концентрические дуги: одна - яркая, а другая - побледнее. Каждая дуга является частью окружности, центр которой лежит на прямой, проведённой через солнце и глаз наблюдателя. Эта прямая - своеобразная ось, и вокруг неё изогнута радуга. Глаз наблюдателя оказывается в вершине конусов, в основании которых - разно-цветные дуги. Образующие этих конусов с осью соответственно составляют углы 42 и 51°. Солнце светит из-за спины наблюдателей, чем ниже оно опускается к горизонту, тем выше поднимается вершина радуги. В тот момент, когда солнце касается горизонта, можно увидеть полукруглую радугу: большей она никогда не бывает. Если же солнце поднимется над горизонтом более чем на 42°, вершина яркой радуги уйдёт за горизонт.

Всё происходит так, будто негнущиеся прямые, как коромысло, закреплены в точке О, где находится глаз наблюдателя, а на концах коромысла - солнце и вершина радуги. Это означает, что у каждого наблюдателя «своя» радуга, изогнутая вокруг «своей» оси, той самой, которая проходит через его глаз. Радуга всё же не настолько «своя», чтобы стоящие рядом не могли обсуждать её красоту. Они видят практически одно и то же, так как солнце удалено от наблюдателей на расстояние, неизмеримо большее, чем расстояние между ними. И ещё: дойти до радуги, как и до горизонта, невозможно. И приблизиться к ней тоже невозможно, потому что это означало бы изменение всей геометрии радуги, в частности угла при вершине конуса. А его соблюдение - первейшее требование и физики, и геометрии радуги.

К геометрическим сведениям следует отнести данные о порядке чередования цветов в радугах. Как известно, в радуге представлены «все цвета радуги» - от красного до фиолетового. Порядок цветов в дугах обратный, и друг к другу они обращены красными полосами. Вот и вся геометрия радуги, во всяком случае той, которая сотворена каплями в небе.

Теперь о физике радуги. Её история восходит к 1637 г., когда французский философ и естествоиспытатель Рене Декарт впервые понял роль капли в возникновении радуги. Своё открытие он подтвердил расчётом, потребовавшим затраты огромного труда: он проследил путь в сферической капле 10 тыс. параллельных солнечных лучей. Первый из них касается поверхности капли, а десятитысячный проходит через её центр, т. е. расстояние между крайними лучами равно радиусу капли.

Идея Декарта была проста и естественна. Он считал, что солнечные лучи, двукратно преломляясь в капле и один раз отражаясь от её поверхности, могут попасть в глаз наблюдателя. Проследив такой путь 10 тыс. лучей, он убедился, что все лучи, номера которых приблизительно находятся между 8500 и 8600, будут из капли выходить практически в одном и том же направлении, под углом 42° к оси радуги. Следовательно, среди прочих это направление выделено своей яркостью, и стократно усиленный луч воспримется наблюдателем. Конечно, преломляют и отражают лучи все капли, витающие в небе, но глазом будут восприняты световые сигналы лишь от тех, которые расположены на дуге, удовлетворяющей требованиям геометрии радуги, прямо следующей из её физики.

Всё рассказанное о 10 тыс. лучей касается главной радуги, той, к которой относится цифра 42°. Если же мы рассмотрим более сложный путь лучей в капле - два преломления при двух, а не одном отражении, - получим объяснение второй дуги, к которой относится цифра 51°.

В разумности идеи Декарта можно убедиться, сотворив радугу в лаборатории с помощью одной искусственной огромной «капли». Её можно создать, заполнив сферическую стеклянную колбу водой. Колбу надо поставить перед экраном и через отверстие в нём направить на колбу параллельный сноп света. На экране образуется полное цветное кольцо, удовлетворяющее всем требованиям «геометрии радуги».

Появление цветов - естественное следствие зависимости показателя преломления от длины волны света. В капле происходит то же, что в стеклянной призме, которая разлагает белый свет на «все цвета радуги». «Физика» радуги остаётся неизменной при различных «геометриях» - для радуги на мокром асфальте и на скошенной траве, покрытой росой.

Ещё следует упомянуть об эффектах, связанных с малостью размера капель. Те капли, которые в основном творят радугу, имеют диаметр 0,08-0,2 мм. При таких размерах надо учитывать, что свет имеет волновую природу. Связанные с этим изменения элементарной теории Декарта, который рассматривает луч, а не волну, оказываются не очень существенными.

Если бы создающие радугу капли сохранялись в небе, не изменяясь, радугу можно было бы наблюдать в течение не более 2 ч 48 мин: именно за это время солнце по небосводу проходит дуговой путь в 42°. Но каплям в небе не свойственно долголетие - они испаряются, соединяются и, увеличивая свой размер, опадают. Всё это отражается на радуге - на яркости её цвета, ширине соответствующих световых полос, продолжительности её жизни. Когда капель становится мало, радуга блекнет и исчезает.

Информация о книгах Издательского дома «Интеллект» - на сайте www.id-intellect.ru

Радуга - красивейшее природное явление. И хотя видел ее практически каждый, мало кто может внятно объяснить причину ее появления. Не каждый сможет даже с уверенностью сказать, куда при наблюдении радуги светит солнце - в лицо или в спину. В этой статье мы расскажем, как образуется радуга и как радужное рассеяние проявляется в разных областях физики.

  1. Свет, упавший на каплю воды, может отразиться от ее поверхности (рис. 1, линия 1), преломиться на границе, пройти внутрь капли, снова преломиться и выйти наружу (2) или же претерпеть внутреннее отражение и только после этого покинуть каплю (3).

    Именно эта третья ветвь функции отклонения луча обладает важным свойством: угол рассеяния достигает экстремума при некотором не равном нулю значении прицельного расстояния b r (рис. 2).

    Именно такое поведение приводит к возникновению радужного рассеяния: световые лучи будут сгущаться по мере приближения угла рассеяния к углу радуги θ r , а область θ > θ r будет соответствовать геометрической тени (рис. 3, 4).

    Для водяной капли в воздухе этот угол составляет приблизительно 42°. Таким образом, капля, подсвеченная солнцем, будет ярко «светить» назад по образующей конуса с соответствующим углом раствора. Свет, исходящий от таких капель, создаст для находящегося в подходящем месте наблюдателя яркую дугу.

  2. Цветная радуга обусловлена небольшим различием в показателе преломления воды для различных длин световых волн. Соответственно, точное значение угла радуги θ r также будет немного отличаться.
  3. Иногда на небе можно увидеть две радуги (рис. 5). Радугу второго порядка порождает четвертая ветвь функции отклонения светового луча (линия 4 на рис. 1). Яркость радуги второго порядка будет меньше, а чередование цветов - обратным по отношению к основной радуге.

  4. Учет волновых свойств света несколько усложняет картину. Поскольку на один и тот же угол θ > θ r будут рассеиваться два луча с различными прицельными расстояниями, между ними возникнет интерференция, приводящая к появлению осцилляций интенсивности (синяя кривая на рис. 4). Кроме того, за счет дифракционных эффектов рассеяние будет происходить и в область геометрической тени θ > θ r .
  5. Попытки понять природу радуги предпринимались с древнейших времен. Создателем геометрической теории радуги следует, видимо, считать Рене Декарта, который первым продемонстрировал факт сгущения лучей при θ , стремящемся к θ r (1637 год). Количественную теорию радуги на основе волновой оптики построил в 1838 году английский астроном Дж. Эйри. И хотя в области дополнительных радужных максимумов предсказания теории Эйри существенно отличаются от результатов разработанной в XX веке точной теории радуги, функция Эйри нашла применение в математической физике и, в частности, в квантовой механике.
  6. Рассеяние частиц формально ничем не отличается от рассеяния световых лучей, поэтому радужное рассеяние возможно не только в оптике, но и в механике. Необходимое условие возникновения радуги остается прежним: наличие экстремума в функции отклонения θ (b ). Пример радужного рассеяния электронов на цепочке атомов показан на рис. 6.

  7. Волновые свойства, присущие частицам в квантовой механике, усиливают сходство с оптикой. Первыми на возможность радужного рассеяния в атомных и ядерных столкновениях обратили внимание К. Форд и Дж. Уилер в статьях . В частности, ядерная радуга наблюдается при рассеянии легких ядер с энергиями 25–30 МэВ/нуклон средними и тяжелыми ядрами .

Изложение теории радуги зачастую отсутствует даже в весьма солидных учебниках оптики. В свое время автору этих строк пришлось разбираться в предмете по популярным статьям и монографии . Зато с завидной регулярностью в периодике появляются обзоры по радуге, в том числе ядерной (см., например, ).

Литература:
1. Ford K.W., Wheeler J.A. Semiclassical description of scattering // Ann. of Phys. 7 (1959) 259–286 (reprinted in Ann. of Phys. 281 (2000) 608–635).
2. Ford K.W., Wheeler J.A. Application of semiclassical scattering analysis // Ann. of Phys. 7 (1959) 287–322.
3. Ахиезер А.И., Шульга Н.Ф. Электродинамика высоких энергий в веществе. - М., Наука, 1993. - С. 155.
4. Ogloblin A.A. et al. Nuclear Rainbow in Scattering and Reactions and Nucleus-Nucleus Interaction at Small Distances // ЯФ 66 (2003) 1523–1533.
5. Khoa D.T. et al. Nuclear rainbow scattering and nucleus-nucleus potential // J. Phys. G: Nucl. Part. Phys. 34 (2007) R111.
6. Adam J.A. The mathematical physics of rainbows and glories // Phys. Rep. 356 (2002) 229–365.
7. Нуссенцвейг Х. Теория радуги // УФН 125 (1978) 527–547.
8. Пономарев Л.И. Числа радуги // Химия и жизнь, 1981, № 10, с. 44–50.
9. Трифонов Е.Д. Еще раз о радуге // Соросовский образовательный журнал, 2000, № 7, с. 53–58.
10. Ньютон Р. Теория рассеяния волн и частиц. - М., Мир, 1985. - 279 с.

Письмо читателя:

Это случилось в день Петра и Павла. Утром я отправился Коренную пустынь, святое место Курского края. На подъезде к пустыне остановился в храме Иоакима и Анны, зашел к его настоятелю Отцу Петру.К слову сказать, с отцом Петром почтовиков связывает многолетняя теплая дружба, сотни работников предприятия с его помощью за это время приобщились к вере. Вместе мы спустились в старинному источнику, который находится недалеко от храма, попили святой воды, помолились. Мы уже поднимались назад, к тому месту, откуда пришли, как вдруг я случайно обернулся. Дождя все это время не было, а на небе сияла большая радуга. Чудо ли это, но она брала начало из того самого источника, к которому мы подходили. Это было настолько невероятно и красиво, что рука сама потянулась за телефоном, чтобы сделать фотографию. Спустя несколько дней я рассказал эту историю священнику Ильинского храма гогода Курска, на что он ответил, что такие чудеса не единичны. Он также был свидетелем появления радуги на небе в солнечный день, и случилось это во время восстановления часовни Николая Чудотворца.

Директор Курского филиала ФГУП «Почта России» –

Виктор Игоревич Вырожемский.

Северное сияние, падающие звезды, сказочные снегопады, солнце посреди дождя, сверкание молнии… – мир, созданный Богом, полон настоящей красоты и чудесных явлений. Как будто Бог разговаривает с нами именно через природу. С ранних веков существования человеческого рода люди видели в тех или иных природных явлениях действие чуда. Подобные преставления сохранились и у христиан. Мы просим Бога дать нам ответ на какой-либо сложный и важный для нашей жизни вопрос, ищем его помощи и хотим увидеть какой-то “знак” в качестве Его ответа. В библейской истории есть подобные примеры. Один из самых известных – это явление радуги Ною. Символом чего она была? И можем ли мы сейчас воспринимать подобные случаи как знаки от Бога?

Когда завершился , Ной, его семья и животные, которых они взяли с собой, вышли из корабля, на котором спаслись от воды (Ноев ковчег). Вода перестала покрывать землю, реки потекли по своим руслам, озера, моря и океаны вернулись в границы определенных им Богом берегов. Никого, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге, не осталось. Все люди погибли, так как дела их были злы и никто, кроме семейства Ноя, не искал отношений с Богом. Начался новый этап истории человечества, и перед глазами людей, от которых произошли потом все остальные люди, была пустая земля. Наверное, можно было одновременно благодарить Бога за сохранение жизни и одновременно невозможно было не ужасаться последствиям всемирного потопа. В этот судьбоносный момент Бог благословил семью Ноя, сказал, чтобы люди плодились и размножались, и обещал, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».

Когда мы переживаем какое-то ужасное событие, например, пожар, может остаться страх огня. Нам трудно возвращаться в те места, где случалось неприятное, плохое и страшное. Мы стремимся интуитивно отгородиться от того, что может напоминать о случившемся, потому что трудно справиться со страхом того, что это повторится вновь.

Всемирный потом начался с дождя: небо заволокло тучами, и дождь стал идти без остановки. Но дождь нужен, чтобы травы и деревья продолжали расти, чтобы озера и реки не пересыхали, чтобы на земле была жизнь. Можно только представить себе, какой ужас мог зарождаться в душах людей при виде первых капель дождя: ведь именно так начался всемирный потоп. И чтобы дождь больше не воспринимался как начало катастрофы и смерти, Господь подкрепил свое обещание видимым символом - радугой: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Нельзя сказать, что радуги не было раньше - существование этого атмосферного явления было закономерно, ведь радуга - результат преломления и отражения светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Но с этого дня она приобрела особое значение. Радуга (преломление солнечных лучей) возможна только тогда, когда тучи не закрывают небо целиком, а оставляют просвет для лучей солнца. И этот просвет - видимый знак того, что во время тучи не заволокут небо настолько сильно, чтобы начался всемирный потоп, что дождь больше не имеет такого угрожающего значения.

Также в Библии есть еще одно упоминание радуги. В «Откровении», которое написал апостол Иоанн Богослов (бывший свидетелем Преображения Господня, а после крестной смерти Христа заботившийся в Его Пречистой Матери), есть такое описание божественного величия и славы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. (4:2-3). И еще вот такое описание Ангела: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные…» (10:1).

Радуга настолько прекрасна и удивительна, что волей-неволей хочется связать с ней какое-то чудо. Поэтому радуга - персонаж многих легенд и сказок. Мы не будем сейчас их пересказывать, потому что связи с заветом, который Бог положил между Собой и людьми, в них нет.

Бывает, в пасмурный день вдруг появляется радуга словно в ответ на наши молитвы. Или вдруг, когда у тебя плохое настроение, из-за облаков появляется солнце или яркий солнечный луч. Так и хочется видеть в этом особый знак или утешение от Бога, но, как советуют священнослужители, увлекаться такими толкованиями лучше не надо:

  • Думаю, ко всем таким вещам надо относиться как к замечательным совпадениям. Когда они случаются – радоваться, когда не случаются – не огорчаться. Но не делать Бога каким-то автоматом, который всегда одинаково поступает. Солнце же не только для меня выходит, оно выходит для всех, но разве это означает, что всех в этом районе или на этой улице посетила благодать и их молитвы услышаны, – говорит иерей Стефан Домусчи .

А радуга - еще один повод порадоваться красоте этого мира, милости и любви Бога к людям и Его отеческой заботе о каждом из нас.

Фото В.И. Вырожемского

Семейная радуга

Искусство

Семейная радуга

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК

В столице прошёл VII кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». Вот уже семь лет он собирает работы, посвящённые узам брака, семейным ценностям и воспитанию детей.

Более чем скромная информация о фестивале в нашей прессе, разумеется, не должна кого-либо по нынешним временам удивлять. Удивляет другое: как в «кризисных» условиях пышным цветом процветающей шоу-культуры люди вообще умудряются создавать что-то пусть зачастую и наивное, но сердечное!

Замечательно и то, что за фестивальным мельтешением не ушёл в тень, не потерялся главный посыл организаторов смотра: отразить – хотя бы и в малом формате – нынешнее состояние российской семьи, с её бедами и радостями. «Мысль семейная» не пропала не в последнюю очередь и благодаря тому, что во многих кинолентах властно присутствовало духовное начало, осенённое и окормлённое Русской православной церковью. Это вовсе не означало, что на экране и в зале непременно присутствовал батюшка с кадилом. Всё-таки кинофестиваль – мероприятие светское. Хотя, с другой стороны, я не первый раз присутствую на этом фестивале и на сей раз заметил очевидные перемены в его «кадровом составе»: представителей духовенства как в составе жюри, так и в числе соискателей призовых мест стало поболее. Плохо это или хорошо – не мне судить. Но вот о чём я могу судить со всей очевидностью, так это о том, что по своему качеству «православные» фильмы в целом ощутимо уступают «светским».

Причин тому несколько. Главная – отсутствие профессионализма. Большинство фильмов религиозного содержания грешат слабым сценарием, откровенной примитивностью режиссуры. Да простят меня отцы церкви, но дело здесь не столько в них, сколько в тех, кому они «заказывают музыку». Есть, конечно же, среди кинематографистов мастера, работающие в православной тематике честно, по велению души. Но таких, как, к примеру, Вячеслав Орехов, по пальцам можно пересчитать. Он провёл в рамках фестиваля мастер-класс, участники которого (по большей части – авторы конкурсных работ) с интересом внимали его глубокому, простому, без какого бы то ни было «ложно-патриотического» надрыва разговору о технологии документального кино.

Актёр и режиссёр Валентин Букин – ещё один из тех немногих специалистов, к чьим речам окружающие прислушивались с особым вниманием. Так, анализируя один православный фильм (не стану его называть из уважения к заказчикам), чётко отметил главный недостаток, свойственный многим работам подобного плана, – «духоподъёмные» закадровые сентенции ведущего слишком контрастируют с вялой безжизненной режиссурой. И тут же пример обратного рода: фильм Валентины Алисовой «Мы – донские казаки», где через отношения отца и сына, которому преподаются навыки джигитовки (и школа жизни), перед нами во всей полноте, но при этом абсолютно не пафосно раскрывается мысль о неразрывной связи поколений.

Вот кто должен быть в первую очередь заседать в жюри, а не случайная публика, малосведущая в законах документального жанра, да и в кинематографе вообще. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что Гран-при фестиваля получил действительно отличный фильм режиссёра Елены Иванченко «Покажи мне радугу», повествующий о семье Виктора и Натальи Семенковых и их 12 приёмных детях.

Семейные дела, особенно в части взаимоотношений с детьми, – материя тонкая. Мы то и дело всуе повторяем слова «нравственность», «духовность» и забываем известную мысль Станиславского о том, что частота произнесённых слов приводит к нивелировке самого понятия. Да, когда авторы фильмов демонстрируют нам семейный уклад провинциального города или деревни, уходящий корнями в родовые традиции, это не может не привлекать и не «радовать глаз». Но всё-таки в таких фильмах есть недомолвие, точнее сказать, неполнота целостного восприятия проблемы. Изобразить умилительную картину современного «святого семейства» не в пример легче, чем раскрыть нелёгкую судьбу брошенной жены и ребёнка, оставшегося без отца и средств к существованию в городе, пронизанном равнодушием и цинизмом.

Сама природа кинодокументалистики позволяет ответить на многие сложные вопросы семейного бытия. И то, что ленты и люди, их поднимающие, имеют возможность объединиться, само по себе замечательно. Другое дело, что хотелось бы пожелать организаторам фестиваля большей ответственности в отборе фильмов на первоначальных этапах конкурса. Лучше меньше, да лучше – это «Семье России» стоило бы избрать себе на будущее в качестве своеобразного девиза.

Сергей ЛУКОНИН

Прокомментировать>>>

Комментарии:

Из книги Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии [Принцесса] автора Сэссон Джин

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ Если и есть слово, которым можно охарактеризовать женщин поколения моей матери, то это слово ожидающие. Всю жизнь они проводили в ожидании чего-то. Они не имели возможности получить образование, им не дано было право работать, так что ничего не оставалось,

Из книги Статьи автора Дельвиг Антон Антонович

3. "РАДУГА". ЛИТЕРАТУРНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ НА 1830 ГОД. Изд. П. Араповым и Д. Новиковым. М., в тип. С. Селивановского.Что такое альманахи в Германии, в их отечестве? Игрушки взрослых детей, подарки на новый год, книжки, которых главное достоинство состоит в картинках и в

Из книги Литературная Газета 6257 (№ 53 2010) автора Литературная Газета

Семейная ценность ТелевЕдение Семейная ценность На канале «Россия» успешно идёт новая программа с не модным по нашим временам, но крайне приятным и значимым для старожилов названием – «Большая семья» (режиссёр Андрей Верещагин, ведущие Дмитрий Харатьян и Дмитрий

Из книги От звёзд - к терновому венку автора Филиппов Леонид Иосифович

Из книги Газета День Литературы # 60 (2001 9) автора День Литературы Газета

Роман Шебалин МЫШИНАЯ РАДУГА (кое-что о физиологии Москвы) Людей нет. Нет их. То есть - не так, не эдак, не в том чтобы - это где-то там, а здесь есть они; в принципе нет, вообще, конкретно - их нет в Москве. Нас - нет. Ах, как же! - Вы возопите и, не разбирая дороги,

Из книги Литературная Газета 6283 (№ 28 2010) автора Литературная Газета

Радуга для молодых Литература Радуга для молодых ЛИТРЕЗЕРВ В Москве состоялась презентация первой ежегодной итало-российской литературной премии для молодых прозаиков и переводчиков «Радуга». Спонсорами премии выступили итальянский Банк Интеза, российский

Из книги Литературная Газета 6302 (№ 47 2010) автора Литературная Газета

Радуга в гости Литература Радуга в гости ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ В уходящем году Литературный институт им. А.М. Горького и ассоциация «Познаём Евразию» (Верона, Италия) учредили новую литературную премию для молодых прозаиков и переводчиков России и Италии «Радуга», призванную

Из книги Великая смута автора Плахотный Николай

СЕМЕЙНАЯ ТАЙНА

Из книги Урок автора Богат Евгений

Из книги Том 11. Неопубликованное. Публицистика автора Стругацкий Аркадий Натанович

СМЫСЛ ЖИЗНИ НА ОСТАВШИЕСЯ ЧАСЫ. «Далекая Радуга» Леонид Андреевич Горбовский. Живое человеческое воплощение Полудня. Самый добрый, самый нравственный герой Стругацких. И он же - совершенно живой, настоящий. А ведь это вовсе не само собой разумеется! Он - тот самый

Из книги Литературная Газета 6423 (№ 29 2013) автора Литературная Газета

Радуга в рифму и без Словесность: Ежегодный альманах Союза литераторов России. Книга седьмая. - М.: "Библиотека газеты «МОЛ", 2013. – 202 с. – 400 экз. Альманах «Словесность» – одно из тех изданий, которые расширяют наше представление о современном литературном процессе.

Из книги Деньги или любовь. Жертвы половой войны автора Танцоров Игорь Львович

Семейная драма Но и с любимым мужем, которого женщине удалось с трудом найти и женить на себе, ей становится, прямо скажем, трудно. Очень. Куда труднее, чем раньше. Этот странный результат никак не могли предвидеть мудрые борцы за женские права. Конечно, независимость

Из книги Закат Гейропы и России автора Разумков Максим

Глава 4 Ой, ты радуга, радуга-птица Удивительным образом все повторяется. В предыдущей главе мы начинали разговор о современном феминизме с факта, что, добившись собственных целей, его яркие представительницы на этом не останавливаются. И при этом легко находят полную

Из книги Семейная реликвия автора Богат Евгений

Из книги Сражение года: оборона Саур-Могилы автора Норин Евгений

Радуга над полем, знамя на ветру Саур-Могила обречена на то, чтобы остаться символом бескомпромиссной борьбы в Донбассе. Уже однажды обильно политый кровью, курган над Миусом видел в 2014 году не менее ожесточенное сражение, чем десятилетия назад. Победа на Саур-Могиле тем

Из книги Копилка народной мудрости. Традиции, обряды, приметы, пословицы, поговорки автора Демус Валерий Анатольевич

Радуга Пословицы и поговоркиВоду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.Радуга ушат воды выпила.Радуга-дуга, не пей нашу воду.Радуга-дуга, перебей дождя.Радуга пьет воду, чтобы избавить землю от потопа.ПриметыВ радуге больше красного цвета – к

Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами. Во многих культурах она являлась знаком бесконечного милосердия Бога и его любви к людям.

С радугой ассоциируется небесная змея, поскольку она тоже может быть мостом между двумя мирами. В традиционной символике радуга представлялась громадным змеем, который выпивает моря, реки, озера; его дугообразный хвост сияет чудесными красками. Полукруглая форма радуги наводила людей на мысль о кольце, которое охватывает землю. Кроме того, в европейских народных верованиях радуга часто связана с вестью о будущем богатстве или нахождении сокровища там, где радуга касается земли.

В Китае радуга — небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и ян.

В Древней Индии радуга — это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме «радужное тело» — это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.

В исламе радуга состоит из четырех цветов — красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.

В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.

Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.

У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.

В скандинавской мифологии «Биврёст» («трясущаяся дорога», «дрожащий путь») — радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится.

В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.

В христианстве радуга символизировала прощение, пакт между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов — как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.

В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает живительным дождем. В некоторых местностях верят, что радуга — это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Это коромысло хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.

Радуга — впечатляющее небесное явление, ее появление вместе с первыми весенними дождями является знамением возрождения природы, прихода лета, благодатного союза земли и неба, а роскошные цвета, которыми сияет радуга, в представлении предков были драгоценным убором, в который облекается небесное божество.

Младшая Эдда
Отрывок

Тогда спросил Ганглери: «Какой путь ведет с земли на небо?». Отвечал со смехом Высокий: «Неразумен твой вопрос! Разве тебе неизвестно, что боги построили мост от земли до неба, и зовется мост Биврест? Ты его, верно, видел. Может статься, что ты зовешь его радугой. Он трех цветов и очень прочен и сделан — нельзя искуснее и хитрее. Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврест, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля».

Тогда Ганглери сказал: «Что можно поведать о Гибели Богов? Мне не довелось прежде слышать об этом». Высокий отвечает: «Много важного можно о том поведать. И вот первое: наступает лютая зима, что зовется Фимбульветр. Снег валит со всех сторон, жестоки морозы, и свирепы ветры, и совсем нет солнца. Три таких зимы идут сряду, без лета. А еще раньше приходят три зимы другие, с великими войнами по всему свету. Братья из корысти убивают друг друга, и нет пощады ни отцу, ни сыну в побоищах и кровосмешении. Так говорится об этом в «Прорицании вельвы»:

Братья начнут
Биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира.

И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем не меньшее зло. Звезды скроются с неба. И вслед за тем свершится вот что: задрожит вся земля и горы так, что деревья повалятся на землю, горы рухнут, и все цепи и оковы будут разорваны и разбиты. И вот Фенрир Волк на свободе, и вот море хлынуло на сушу, ибо Мировой Змей поворотился в великанском гневе и лезет на берег. И вот поплыл корабль, что зовется Нагльфар. Он сделан из ногтей мертвецов. Потому-то не зря предостерегают, что всякий, кто умрет с неостриженными ногтями, прибавит материала для Нагльфара, а боги и люди желали бы, чтобы не был он скоро построен. Но плывет Нагльфар, подхвачен морем. Правит им великан по имени Хрюм. А Фенрир Волк наступает с разверстою пастью: верхняя челюсть до неба, нижняя-до земли. Было бы место, он и шире бы разинул пасть. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. Мировой Змей изрыгает столько яду, что напитаны ядом и воздух, и воды. Ужасен Змей, и не отстанет он от Волка. В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца. Когда они скачут по Бивресту, рушится этот мост, как уже говорилось. Сыны Муспелля достигают поля, что зовется Вигрид. Туда же прибывают и Фенрир Волк с Мировым Змеем. Локи тоже там, и Хрюм, а с ним все инеистые великаны. За Локи же следуют спутники Хель. Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско. Поле Вигрид простирается на сто переходов в каждую сторону.

Когда свершились все эти события, встает Хеймдалль и трубит громогласно в рог Гьяллархорн, будит всех богов, и они собираются на тинг. Вслед за тем Один скачет к источнику Мимира и испрашивает совета у Мимира для себя и своего воинства...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: