Что такое реституция в гражданском праве? Судебная практика по делам о реституции. «Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве»

Черта оседлости — это граница территории, за пределами которой в Российской империи запрещалось проживать иудеям. В стране данные правила официально действовали с 1791 по 1917 год, хотя фактически закон перестал применяться в 1915-м. Исключения составляли только некоторые категории евреев, в которые в разное время могли входить лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, рекруты, отслужившие в армии, караимы, ремесленники, которые были приписаны к конкретным ремесленным цехам, а также бухарские и горские евреи. Общая площадь территории составляла более 1 миллиона 200 тысяч квадратных километров.

Определение понятия

Черта оседлости — это понятие, которое еще называли чертой постоянной еврейской оседлости. Данный закон был сформирован во времена царствования императрицы Екатерины II. Она подписала соответствующий указ, который строго определял, где имеют право селиться и работать евреи.

Черта оседлости — это, по сути, территория, которая охватывала заранее оговоренные населенные пункты, относящиеся к городскому типу. Под ними понимались и местечки, так как в сельской местности проживать иудеям также запрещалось. В результате в нее вошли значительные территории современных Беларуси, Литвы, а также Царства Польского, Латгалии, Бессарабии, некоторые области современной Украины, которые в то время соответствовали южным губерниям Российской империи.

В результате считается, что черта оседлости — это одна из самых позорных страниц в отечественной истории до Октябрьской революции, когда фактически ущемлялись в правах граждане определенной национальности и вероисповедания.

История появления

Фактическое начало черте оседлости евреев в Российской империи положил указ Екатерины II. Он был подписан в декабре 1791 года. Это стала формальная реакция правительства на обращение еврейского купца из Витебска Цалки Файбишовича.

Согласно этому указу, иудеям разрешалось постоянно жить на территориях Белоруссии и Новороссии, в то время совсем недавно присоединенной к России. При этом им запрещалось записываться в купечество, например, в Москве. В частности, этого требовали купцы, которые опасались того, что конкуренция значительно вырастет.

Специалист по истории еврейства Генрих Слиозберг подчеркивал, что указ императрицы стал свидетельством того, что для евреев решено было не делать никакого исключения. Дело в том, что ограничения в праве свободного выбора места своего жительства и в праве на свободное передвижение существовали для всех. В некоторой степени это касалось даже дворян.

Фактически черта еврейской оседлости возникла после Второго раздела территории Речи Посполитой. В результате ее территории на востоке отошли к Российской империи вместе со всеми местными еврейскими жителями.

Когда в 1795 году произошел третий раздел Польши, в составе черты оседлости евреев вошли Гродненская и Виленская губернии, в которых проживало большое количество евреев.

Юридическое оформление

Хоть все началось с указа Екатерины II, формально данная ситуация была оформлена только в 1804 году, когда было принято "Положение об устройстве евреев". В нем подробно перечислялись все территории и губернии, в которых им дозволялось жить и торговать. До 1835 года к таким губерниям причислялись Кавказская и Астраханская.

В частности, данный документ четко определял, что значит черта оседлости. В нем строго предписывалось всем евреям записываться в одно из сословий. Они могли становиться фабрикантами, землевладельцами, купцами, ремесленниками или мещанами.

Примечательно, что данное "Положение" было основано на "Мнении" сенатора Гавриила Державина, который сформулировал причины продовольственного дефицита на территории Белоруссии, а также на существовавших польских законопроектах еще XVIII века.

Сам термин впервые был употреблен в новой редакции "Положения о евреях", которая увидела свет в 1835 году.

Причины

Считается, что было несколько факторов, которые привели к появлению черты оседлости евреев в царской России. Один из них заключается в нежелании конкурировать с ними русских купцов, так как они подозревали, что потерпят неминуемое поражение. Евреи всегда славились своим умением успешно торговать.

В результате основными причинам черты оседлости стали экономические аспекты и вероисповедание. Екатерина II считала их опасными противниками для действующей церкви, к тому же людьми, которые представляют непроизводительную нацию, она мечтала обратить их к полезному труду для общества и всего государства.

Более того, некоторые историки уверены, что Екатерина боялась, будто с евреями по стране распространятся масонские идеи и настроения Французской революции.

География

В результате в черту оседлости в царской России входили конкретные местечки, существовавшие в ряде губерний. Это Виленская, Бессарабская, Волынская, Витебская, Гродненская, Киевская, Екатеринославская, Минская, Ковенская, Подольская, Могилевская, Полтавская, Херсонская, Таврическая и Черниговская губернии.

К тому же в черту оседлости в Российской империи попадали все десять губерний Царства Польского. В разное время исключался Киев (тогда евреям разрешали селиться только в нескольких частях города), а также Ялта, Николаев и Севастополь.

Также евреи составляли более одного процента от местного населения в Рижском, Новгородском, Смоленском, Брянском, Харьковском, Валкском, Торопецком, Рославльском, Харьковском уездах, Курляндской губернии, во многих районах Сибири и в Ростовском округе Области Войска Донского.

Практика применения

Конечно, за годы существования такого закона о черте оседлости в России практика его применения менялась. Например, к концу XIX столетия в России было около пяти миллионов евреев, они были пятой по численности нацией в стране. При этом только около 200 тысяч из них могли проживать в городах, которые не попадали в черту оседлости.

Осложнен был даже временный выезд, к тому же им запрещалось проживать в сельской местности. В результате данных ограничений, а также при небольшом выборе специальностей, которыми они могли заниматься, в этих местах отмечалась сильная нищета и скученность. Еще в 1880-х годах большинство евреев жили гораздо хуже, чем даже самые бедные русские рабочие и крестьяне. При этом основная масса была фактически обречена на медленную смерть от голода.

До воцарения на престоле императора Александра II никто из них не мог постоянно жить за пределами черты оседлости в России. Евреи из-за этого сильно страдали.

Политика послаблений

Первые послабления были приняты в 1859 году. Правительство решило, что данный запрет не будет распространяться на купцов первой гильдии. Чтобы получить разрешения жить за пределами данной черты, следовало стать купцом первой гильдии в ее границах, как минимум, за два года до издания указа. Либо прожить пять лет в этом статусе после подписания документа.

Данное послабление при этом не распространялось на города, расположенные в 50 верстах от границ Бессарабской и западной губерний, а также на города в казачьих областях, в Финляндии и некоторых других населенных пунктах. Для проживания за пределами черты оседлости евреи-купцы первой гильдии имели право взять с собой одного приказчика, а также четырех домашних слуг.

При этом вступить в первую гильдию было непросто. Необходимо было выполнить два условия. Во-первых, получить промысловое свидетельство конкретного разряда - его стоимость вначале XX столетия составляла от 500 до 1500 тысяч рублей в год. Во-вторых, стать обладателем гильдейского свидетельства за 75 рублей в год. При этом фактическое получение согласие самой гильдии на вступление или занятие определенное коммерческой или промышленной деятельностью не требовалось.

Фактически вступление евреев в позволяло им снять с себя ограничения в проживании, заплатив достаточно высокий налог и выждав в течение пяти лет. Для большинства представителей этого народа это было нереально, так что послабления сказались на незначительной части еврейства.

Образованные люди

В дальнейшем постепенно вводить отмену черты оседлости начали для образованных евреев. В 1861 году запрет перестал распространяться на лица с высшим образованием, у которых были дипломы докторов хирургии и медицины, а также на всех с дипломами магистров, докторов или кандидатов по другим факультетам университетов.

С 1865 года в течение трех лет принимаются законы, которые окончательно снимают запрет с врачей, которые никакой ученой степени не имеют вовсе.

В 1872 году данный запрет официально был снят с евреев, которые сумели окончить Петербургский технологический институт.

К 1879 году право на свободу перемещения и выбор места жительства получили евреи, которые стали выпускниками высших учебных заведений, в том числе медицинских, а также дантистов, аптекарей, повивальных бабок, фельдшеров.

Вскоре данный запрет перестал распространяться на цеховых ремесленников, а также отставных нижних чинов, которые поступили на военную службу по рекрутскому набору. Ремесленникам выдавалось временное разрешение на проживание в конкретных населенных пунктах. В большинстве случаев они находились под пристальным надзором местной полиции.

Получение образования или приписка к ремесленному цеху для евреев были связаны с определенными трудностями. С 1880-х годов в университетах действовала процентная норма, которая разрешала принимать не более трех процентов евреев в столицах, не более 5 % в других городах и не более 10 % в самой черте. А ремесленные цеха практически везде были распущены. В черте оседлости они оставались только в Одессе.

Отечественный государственный деятель того времени граф Иван Толстой отмечал, что власти при сохранении данного закона всегда имели в виду, что евреи остаются опасным, преступным и практически неисправимым народом.

Во второй половине XIX столетия данное понятие фактически превратилось в синоним антисемитизма, утвержденного на государственном уровне. Он основывался на религиозной нетерпимости, в основном не распространяясь на крещеных евреев.

Последствия

Данная государственная политика, по сути, включала в себя ограничения при приеме в гимназии и университеты, запрет на занятие сельским хозяйством, отношение к евреям как к людям, ограниченным в правах, одобренные властями погромы.

Все это приводило к росту миграции представителей этой нации в США, последующей колонизации им Палестины и Аргентины. С другой стороны, провоцировало какую-то их часть к радикализации, участию в революционных партиях и организациях.

Политика запрета критиковалась многими деятелями культуры того времени. Например, писателем и публицистом Владимиром Короленко, который в повести "Братья Мендель" писал, что данная черта воспринималась окружающими уже как данность. Некоторые даже сравнивали ее с чертой оседлости зверей, то есть их ареалом, областью распространения, за пределы которой они, как правило, не выходили.

В результате с 1881 по 1914 год только в Америку из России уехали около полутора миллионов евреев.

Погромы

Фактически санкционированные властью еврейские погромы (по крайней мере, правоохранительные органы не вмешивались, когда представители радикальных политических организаций их устраивали), стали ярким последствием существовавшей черты оседлости вначале XX века.

Все началось в Кишиневе еще в апреле 1903 года. Со временем они стали предметом не только внешней, но и внутренней политики Российской империи. На переговорах с иностранными державами о просьбах выдать стране очередные заемные средства именно погромы становились одной из основных причин, по которой с данными кредитами возникали регулярные проблемы.

Уже в 1904 году американский президент Рузвельт выдвигал жесткие требования внести изменения в еврейский вопрос, а также строго соблюдать соглашение о навигации и торговле, заключенное между странами в 1832 году. Но в сознании Николая II, как отмечает большинство историков, жила сюрреалистическая схема. Он считал, что раз договор предполагает подчинение американцев на территории России отечественному законодательству, то к американским евреям режим черты оседлости становится применим. После продолжительных споров и пререканий Америка денонсировала соглашение 1832 года в 1911-м.

Именно погромы спровоцировали многих представителей еврейской молодежи массово примыкать к революционным организациям и движениям, которых в то время в стране было чрезвычайно много. Власть привыкла воспринимать евреев как трусливых и покорных граждан, поэтому оказалась не готова к такой самоотверженности и борьбе, подобному самопожертвованию, презрению к собственной смерти.

Призывы к ее отмене раздавались постоянно. Причем уравнять евреев в правах требовали не только представители самого еврейства, но и выдающиеся гуманисты того времени, высокопоставленные отечественные чиновники. Началось это еще вначале XIX столетия, когда о необходимости отмены черты оседлости говорил Сперанский. За ним с подобными инициативами выступали Витте, Строганов, Милюков, Столыпин, Лев Николаевич Толстой. На стыке XIX и XX веков пункт об отмене черты оседлости вошел в программы большинства политических партий, за исключением черносотенцев.

Отмена

Фактически черта оседлости прекратила свое существование в августе 1915 года. Именно тогда в Министерстве внутренних дел было принято решение разрешить проживание евреев в городах вне пресловутой черты в связи с чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Под запретом по-прежнему оставались столицы, а также местности, находившиеся в ведении министерств военного или императорского двора. К ним относились дворцовые пригороды Санкт-Петербурга, а также прифронтовая зона.

Отмена черты оседлости никак не повлияла на смягчение государственной политики в отношении этой нации. Более того, значительная часть евреев оказалась в прифронтовой зоне, правительством они стали рассматриваться как неблагонадежные элементы, считалось, что в других местностях они будут представлять меньшую опасность.

Окончательно связана отмена черты оседлости с русской революцией. Это было сделано Временным правительством после событий февраля 1917 года. При этом, по оценкам историков, с начала Первой мировой войны, из западных прифронтовых губерний были высланы от 250 до 350 тысяч евреев. Их переселили в Екатеринославскую, Полтавскую и Таврическую губернии. До 80 тысяч представителей этой нации были высланы из Царства Польского, большинство из них сразу бежали в Варшаву.

Вместе с самой чертой оседлости Временной правительство отменило запрет евреев на офицерскую службу в армии. Это также было вызвано условиями военного положения, в котором находилась страна.

Словосочетание «черта оседлости» знакомо многим. Мы связываем это понятие с притеснениями в Российской империи, с ограничениями мест проживания и с другими законодательно установленными ограничениями в правах. Временной отрезок, отделяющий нас от этого периода, позволяет рассмотреть явление в исторической перспективе, не только глазами жителя местечка. Мы открываем целый пласт особого уклада жизни в небольших городках-местечках, известных в еврейской среде под названием «штетл». Сегодня мы можем осмыслить события в их взаимосвязанности с политическими процессами, с выживаемостью народа в диаспоре, с его исторической памятью о родине предков, с преданностью их заветам и, наоборот, отказом от них.

Предыстория

В 1569 году образовалось объединённое государство Польши и Литвы, получившее название Речи Посполитой. Оно управлялось королём, который избирался шляхетским (дворянским) сеймом, заседать в котором имело право дворянское сословие. Для управления большими дворянскими поместьями требовались грамотные финансисты, умельцы-мастеровые, ремесленники, торговцы. Поэтому на должности управляющих охотно брали славившихся грамотностью и ремёслами евреев. В молодое многообещающее государство хлынули потоки , страдавших от преследований в Западной Европе.

Еврейской общине была дана широкая автономия в обустройстве общинной жизни. Евреи выбирали раввинов и активистов, собирали налоги для своих нужд и отчисления в государственную казну. Таким образом, общины разрастались, каждая формально подчинялась какому-то землевладельцу, земли которого они брали в аренду, и фактически становились управляющими с большими полномочиями. Можно было арендовать некоторые отрасли сельского хозяйства, гостиницы и много более мелких заведений. Арендаторам такая предприимчивость евреев была выгодна – никаких забот, а денежки исправно поступали. В таких условиях формировались еврейские «штетлы».

Предоставленной евреям властью и привилегиями были недовольны остававшиеся «не у дел» городское сословие, духовенство и казачество. Нараставшее недовольство привело к восстанию Богдана Хмельницкого и большому погрому, унесшему более 13 тысяч еврейских жизней.

«И восстал новый царь…»

Тора, глава Шмот

В середине 17 века, раздираемая внутренними политическими и экономическими проблемами, Речь Посполитая стала ослабевать и к середине 18 века стала неуправляемой. Этой слабостью не замедлили воспользоваться соседние государства: Россия, Пруссия и Австрия. Как голодные хищники они набросились на обессиленную жертву, и кусок за куском стали разрывать её на части. Раздел бывшего могущественного государства произошёл в 3 приёма в 1772, 1791 и 1793 годах. В результате России отошла огромная территория с многочисленным еврейским населением.

Указ, изданный Екатериной второй в 1791 году, был обращён к сведению всего проживавшего населения на включённой в состав России территории и ограничивал поселение за чертой, отделявшей новые территории от существовавшей до раздела Польши. Впоследствии, в 1804г. этот запрет был установлен только для евреев «Положением об устройстве евреев», в котором были перечислены 15 губерний Российской империи, где евреям разрешалось жить.

«Евреи смеются, чтобы не плакать»

Шолом-Алейхем

Своеобразный юмор, острота ума свойственны еврею из местечка, потому что представляют смесь талмудической мудрости носителей духовного гена предков с драматизмом изоляции. Еврейский анекдот лучше всяких научных исследований повествует обо всех событиях жизни и быта «штетла», о , о взаимоотношениях с раввинами, о взаимоотношениях с властями, о предпринимаемых способах обойти ограничения, о тоске по обетованной земле и ещё о многом.

Юмор этот специфичен, по меткому выражению одного собирателя еврейских анекдотов: «Еврейский анекдот с еврейским акцентом – это то, что не еврей не поймет, а еврей уже слышал». Еврей уже слышал, потому что быт, его общение с другими евреями являются этим анекдотом. Когда один еврей встречает другого и спрашивает: «Как дела?» ему отвечают: «крутимся» (на идиш – мен дрейт зих).

В этом ответе вся особенность еврейской выживаемости. Для еврея это выражение, не имеющее точного перевода, значит некую адаптацию к условиям преследования, ограничения и ущемления в правах, и естественное желание выбраться из бедности. Для не еврея – это символизирует изворотливость, хитрость, жадность.

В любом случае, еврей остаётся непонятым. Сначала его «загоняют в угол», не дают возможности работать на земле, ограничивают сферу деятельности, оставляя ему, фактически, торговлю и некоторые ремёсла, а затем упрекают в торгашестве и в нежелании трудиться физически.

«ЗЕМЛЯ, ТЕКУЩАЯ МЛЕКОМ И МЕДОМ», — ГОВОРИТСЯ У НАС В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ. БЕДА ТОЛЬКО, ЧТО ПАЛЕСТИНА — В ПАЛЕСТИНЕ, А Я, КАК ВИДИТЕ, ВСЕ ЕЩЕ ЗДЕСЬ…»

Шолом-Алейхем «Тевье-молочник»

Внутри еврейского местечка, говорящего на языке «идиш», была создана особая замкнутая «идишская» культура. Андрей Кончаловский, честный и тонко чувствующий, кинорежиссёр и сценарист, в своей книге « Возвышающий обман» так описал это явление: «В этих местечках и гетто родились Шолом-Алейхем, Шагал, Михоэлс. И в Италии, и в Америке, и во Франции есть прекрасные писатели-евреи, но нет еврейской культуры».

Он, как и многие, понял, что эта культура родилась, «благодаря остракизму, которому подвергались российские евреи, их вынужденной изоляции».

«Во всём есть хорошее и дурное» — резюмирует А. Кончаловский, и это — аксиома, потому что определяет основной принцип эволюции, который в книге «Зоар» выражен фразой: «преимущество света познаётся из тьмы».

«КОГДА МЫ РАЗРУШИЛИСЬ, ТО И МИР РАЗРУШИЛСЯ С НАМИ ИЗ-ЗА БЕСПРИЧИННОЙ НЕНАВИСТИ, А КОГДА ВЕРНЕМСЯ К СТРОИТЕЛЬСТВУ, И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ПОСТРОЕН С НАМИ БЛАГОДАРЯ БЕСПРИЧИННОЙ ЛЮБВИ»

От мудрецов мы узнаём, что должны приступить к исправлению мира (со времени Ари – с 16 века, мы уже находимся в эпохе исправления), но начать мы должны с себя, потому что только мы, обладающие знанием о «возвращении», можем передать его всем.

В наше время «последнего поколения» мы обязаны понять причину страданий. После очередного удара, мы, как бы, отряхиваемся и продолжаем искать место, где мы сможем лучше устроиться. Мы не ищем корень бед, а ждём, что человечество поймёт, какие мы хорошие, талантливые и перестанет нас преследовать. Мы видим результат такой наивной пассивности, когда не отдельная страна с несколькими сателлитами, а весь мир преисполнен Израиля и евреев.

«Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве»

У евреев есть , обязанность. Ради неё мы должны объединиться на «земле обетованной» и выстроить систему государственных и общественных отношений на основе высших законов, чтобы показать пример единства всему миру. Этого ждут народы мира, которые неосознанно предполагают наличие «секретного оружия» у народа Израиля.

Любая сделка согласно закону может быть признана недействительной. Последствиями признания этого факта (недействительности) является возврат сторонам договора всего того, что они успели исполнить в соответствии с условиями подписанного контракта.

Недействительные сделки делятся на 2 вида:

  • ничтожная;
  • оспоримая.

Реституция в гражданском праве и означает имущественное последствие недействительности сделки.

То есть смысл реституции заключается не в аннулировании сделки как таковой, а в возврате имущества, которое было передано.

Законодатель закрепил нормативную конструкцию реституции в пункте 2 статьи 167 ГК РФ, в которой предусмотрено 2 ее вида:

  1. Возврат индивидуально-определенных предметов, которые были переданы по недействительной сделке. Например, квартиры. Такая разновидность называется реституцией владения.
  2. Возврат предметов, которые определены родовыми признаками. К этой же группе относятся деньги, ценные бумаги, денежная компенсация. Это компенсационная реституция.

Важно! Реституция всего лишь определяет судьбу имущества после того, как сделка будет признана недействительной; но она не решает вопроса о способе его возврата. Поэтому, исходя из положений ГК РФ, вернуть имущество можно только путем подачи виндикационного иска или иска о взыскании суммы неосновательного обогащения для истребования имущества, которое определено родовыми признаками.

Что такое двусторонняя реституция?

При двусторонней реституции в гражданском праве каждая из сторон договора, который был признан недействительным, обязана вернуть второй стороне все полученное по сделке. Если возврат вещи невозможен в натуре, то выплачивается соответствующая денежная компенсация. То есть стороны возвращаются в то состояние, в котором находились до заключения договора.

Примером такой реституции является договор мены. Если по каким-либо обстоятельствам он был признан судом недействительным, то обе стороны получат назад свое имущество.

Толкование норм ГК РФ позволяет заметить, что двусторонняя реституция имеет место быть во всех случаях признания сделки недействительной. Исключение - установленные в законе иные последствия.

Скачать форму договора

В частности, двусторонняя реституция характерна для следующих оснований признания сделки недействительной:

  • несоблюдение формы договора;
  • отсутствие должным образом проведенной государственной регистрации;
  • совершение сделки гражданами, которые не имели дееспособности (права на совершение сделки), например несовершеннолетние и т. д.

Что такое односторонняя реституция

В случаях, предусмотренных законодательством, только одна сторона сделки может получить исполненное по договору. Эта сторона именуется добросовестной. То есть в данном случае имеет место быть односторонняя реституция.

Например, совершение сделок под влиянием угрозы, обмана или насилия предполагает, что если договор будет признан недействительным, виновник возвращает второй стороне имущество, полученное по сделке (или выплачивает компенсацию).

ГК РФ предусмотрел несколько случаев, когда двусторонняя реституция не может применяться в силу отсутствия реальной возможности вернуть имущество у одной из сторон.

К таким обстоятельствам относятся:

Скачать форму договора
  1. Признание недействительным договора дарения.
  2. Вследствие добросовестности приобретателя.
  3. К моменту признания договора недействительным одна из сторон ликвидировалась.
  4. Одна сторона не может вернуть имущество в натуре или выплатить компенсацию (статья 416 ГК РФ).

Недопустимость реституции по ГК РФ

Рассмотрим 6 случаев, когда реституция не может быть применена на практике.


Судебная практика по делам о реституции

Верховный суд РФ утвердил правило, согласно которому гражданин вправе обратиться в суд для признания сделки ничтожной без заявления требований о реституции. Однако суды очень часто трактуют такой поворот событий как отсутствие интереса у истца и отказывают в удовлетворении заявления. Однако данное решение можно обжаловать. Как следует из судебной практики, кассация/апелляция отменяют такие акты суда.

Рассмотрим несколько примеров судебной практики по реституции:

  1. Прокурор обратился в суд с защитой интересов прав Б. о признании недействительной заключенного ею с З. договора купли-продажи. Суд вынес решение о признании сделки недействительной и возврате квартиры продавцу. Как следует из обстоятельств дела, Б. договор купли-продажи не подписывала; вместо нее это сделал брат, который на недвижимость не имел никаких прав. Кроме того, цена за квартиру была занижена в разы по сравнению с рыночной стоимостью. Суд пришел к выводу, что З. не является добросовестным покупателем, так как он не проявил должной осмотрительности и не проверил действительность подписи брата. Кроме того, покупателя не смутила такая низкая цена. Именно поэтому квартира была возвращена Б.
  2. И. передала на реализацию К. принадлежащий ей товар. Между сторонами возникли отношения по договору комиссии: К. принимала продукцию, реализовывала ее и получала процент от продажи. Все вещи хранились в арендованной квартире. К. уехала из города и никого не предупредила об этом. После того, как прошли все сроки уплаты арендной платы, арендодатель вскрыл квартиру и выкинул все имущество, которое находилось там, в том числе принадлежавшее И. После того, как ей стало известно об этом факте, И. обратилась в суд с иском к арендодателю о возмещении нанесенного ей ущерба. Суд удовлетворил заявление об истребовании имущества.

Казалось бы, при чем здесь реституция? В начале статьи мы освещали вопрос о том, что реституция определяет всего лишь имущественные последствия недействительной сделки, в данном случае - договора аренды. А вот получить эти вещи можно только путем их истребования из незаконного владения.

Важно! Обращение в суд для признания сделки ничтожной и возврата всего имущества возможно только в границах срока исковой давности, который составляет 3 года с момента, когда началось исполнение договора. Если сделка оспоримая, то срок давности 1 год. Однако если срок давности пропущен, суд может его восстановить по заявлению истца при наличии уважительных причин пропуска.

Черта оседлости устанавливается как способ согласовать этот политический шаг с традиционным отношением русского правительства к поселению евреев в России. Указ 1791 г., изданный по ходатайству московского купечества, воспрещает евреям переходить из Белоруссии во внутренние губернии.

Вскоре черта раздвигается на губернии, присоединенные по второму разделу Польши. В настоящее время черта оседлости обнимает девять западных губерний (Минская, Витебская, Могилевская, Виленская, Ковенская, Гродненская, Киевская, Волынская и Подольская), а равно губернии Черниговскую, Полтавскую, Екатеринославскую, Херсонскую, Таврическую и Бессарабскую. Кроме того, евреи жили и теперь живут массами в Курляндии и в Привислянском крае, но эти места не включены законом в "черту", представляя собой как бы особый мир. До 1862 г. евреи, жившие в Царстве Польском, не могли даже переходить на жительство в черту, и, наоборот, евреи из черты были не вправе переселяться в Царство Польское. С шестидесятых годов это ограничение исчезло. Что же касается Курляндии, то там могут жить лишь те евреи, которые поселились в этом крае до 1835 г.

Установлением черты оседлости стеснения евреев в свободе передвижения не исчерпываются. И в черте оседлости евреям не дозволяется свободно избирать место постоянного жительства.

Попытки выселения

Поводом к стеснениям, поставленным передвижению евреев в черте, был голод, охвативший Белоруссию в конце XVIII и в начале XIX вв. Как на виновников народного бедствия указывали на евреев, которые, занимаясь шинкарством и арендой земли, доводили крестьянское население до нищеты. Ревизия была возложена на сенатора - поэта Державина. Он обследовал положение и представил проект об удалении евреев из сел и деревень Белоруссии в пустыню - в безлюдные местности Новороссии (ныне Херсонской губ.), где бы евреи, вместо шинкарства, занялись земледелием. Правда, в частном письме к генерал-прокурору Обольянинову тот же Державин писал: "Трудно без прегрешения и по справедливости кого-либо обвинять, крестьяне пропивают хлеб жидам и оттого терпят недостаток в оном. Владельцы не могут воспретить пьянства для того, что они от продажи вина весь доход имеют. А и жидов в полной мере обвинять также не можно, что они для пропитания своего извлекают последний от крестьян корм". По указанию ген.губ. графа Гудовича, шинкари, бравшие курение вина на откуп, получали из прибыли от его продажи самое большее 1/10 а по большей части 1/15. Они обязаны были к тому же платить двойные подати сравнительно с христианами. Истощая крестьянина, еврей не насыщался, но с ним крестьянину приходилось сталкиваться на каждом шагу - и в нем одном видели причину бедствий.

Осуществление проекта Державина, ставшего законом 1804 г., натолкнулось на практике на неодолимые трудности. Выселению подлежало 60 тысяч еврейских семейств, а между тем устроить на местах в Новороссии, хотя бы с небольшой правительственной поддержкой, можно было, по свидетельству местного ген.-губ. Воронцова, в год всего семейств двести. Выселение волей-неволей пришлось приостановить, отсрочить и затем, указом 1808 г., оставить евреев на прежних местах "до дальнейшего впредь повеления".

Впоследствии выселения производились частично из отдельных местностей. В настоящее время "временные правила" 1882 г. воспрещают евреям в черте оседлости вновь селиться вне городов и местечек, а равно и переходить из одних мест, назначенных для их постоянного жительства, в другие места. Таким образом, независимо от общего кольца, каким является черта оседлости, целый ряд мелких колец стесняет передвижение евреев уже в самой черте. В последнее десятилетие список мест, доступных для поселения евреев в черте, несколько расширен, но все же строго ограничен определенными местечками, в законе указанными.

К выселению евреев из сел и деревень временами присоединялось выселение из городов - из Киева, Николаева, Севастополя, Ялты и др.

Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативную окраску, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная граница.

Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что за этой границей находилась не узкая полоска земли, а площадь в 1 224 008 кв. км, то есть, по сути, целая страна, превосходившая по территории Молдову, или Белоруссию, или Украину. Для сравнения: территория Израиля - 22 072 кв. км.

Евреи и Екатерина II

Большинство евреев оказалось в Российской империи после разделов Польши (1772-1794 гг.). В результате первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Россию перебрались около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфику уклада их жизни. За евреями были сохранены права на публичное отправление веры и владение собственностью.

Ограничивать в правах евреев начала Екатерина II, но до радикализма конца XIX века и погромов было ещё далеко. В 1795 году черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина); Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь); Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

Защита от внешних влияний

Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане или изгои?»

Евреи, проживавшие за чертой оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном. Они восприняли нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками.

Черта оседлости была не только формой дискриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.

Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им дозволялось заниматься многими видами деятельности, в том числе винокурением и пивоварением, разрешалось работать ремесленниками и мастеровыми. После появления черты оседлости не все евреи ограничивались в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших высшие учебные заведения, приказчиков евреев-купцов первой гильдии.

Немного статистики

В 1897 году в мире насчитывалось 7,5 миллиона евреев, 5, 25 миллиона из них проживали на территории Российской империи: в частности, 3,837 миллиона - в Европейской России, 105 тыс. - на Кавказе, в Сибири и Центральной Азии.

Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских - 35,5%, евреев - 30%, украинцев - 27%.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: