Протоиерей александр елисеев извержен из сана. Запрет в служении в русской православной церкви

Запрет в служении – один из видов прещения (покарания) для священнослужителей православной церкви, суть которого заключается во временном отстранении клириков от проведения таинств и служб.

Каким должен быть священник?

Критерии запрещения в служении зафиксированы в церковном законодательстве, окончательное решение, отстранять священника или нет, принимает епархиальный глава – епископ. Любое прещение связано с тем, что тот или иной служитель церкви не соответствует её требованиям и условиям. Основные требования к священнослужителю сформулировал апостол Павел.

В первую очередь, священнослужитель – это человек безупречной жизни. Тут имеется в виду человек авторитетный, добрый, понимающий, образцовый христианин, на которого пастве и нужно равняться.

Священник может быть только единожды женат, должен быть рассудительным, серьёзным, гостеприимным, способным учить. В любой ситуации он должен владеть собой, быть рачительным хозяином, хорошим отцом своим детям (если он не может справиться с домочадцами, то как он сможет управлять приходом?). Священнослужители не должны быть пьяницами, драчунами, задирами, падкими на деньги.

Священником может стать только тот, о чьих поступках и личностных качествах идёт добрая слава: и в Церкви, и вне её. Каждый претендент перед получением сана должен выдержать определенные испытания, и если он их не проходит, высшие иерархи не допустят его до служения. Часто священник избирается из своей общины – паства сама видит в нём лидера, наставника и старшего товарища.

Требования к компетентности пастыря достаточно высоки – помимо глубокой личной веры в Христа, он должен иметь соответствующее образование и широкие знания в истории Церкви и её традиций.

Блестящее знание вероучительных вопросов и законов Церкви, умение отличать истинные христианские позиции от ложных – вот то, чем должен обладать отец. Настоящий священник воспринимает свою паству как своих братьев в вере, он милосерден и сострадателен. А тот, кто губит души людей, обманывает их, должен быть запрещён в служении.

Причины запрещения в служении

Если священник нарушает требования Православной Церкви, не выполняет свои «должностные инструкции» в полной мере, епископ отстраняет его от служения. Чаще всего о неприемлемом поведении пастырей священноначалие оповещают прихожане.

Касается это и личной жизни священника – если имела место супружеская измена или поменялось его семейное положение. Священнику запрещено жениться повторно, разводиться и вступать в брак, если он был холост, принимая сан. Также запрещение в служении применяется как досудебная мера на время следствия. Например, если священник участвовал и/или находится под подозрением в совершении преступления: брал взятки, хулиганил, угрожал, избивал или даже убивал людей.

Если пастырь потерял веру или проповедует ложное учение (ересь), он не должен оставаться священником. Если священнослужитель хамит, угрожает прихожанам, любодействует – всё это весомый повод отстранения от служения. Низкий человек не может быть священником – он развращает свою паству и бросает тень на всю Церковь.

Часто запрещение в служении производится по дисциплинарным причинам, суть которых заключается в непослушании владыке епархии. Такие меры носят временный характер и не наносят авторитету батюшки сильный урон.

Запрещение в служении в католицизме

В отличие от православной, католическая церковь имеет свою специфику процедуры запрещения. Связано это с вероучительной доктриной, в которой утверждается, что священство полагается навечно. Священника в католицизме запрещают в служении навсегда, что можно сравнить с процедурой, которую в православии называют извержением из сана – это лишение священнослужителя степени священства (сана).

Вероучение римско-католической церкви утверждает, что таинство рукоположения, также как и крещение, имеет неизгладимый характер для посвященного в сан и лишить его статуса клирика нельзя, он уже является орудием Христа.

Недостойное поведение, аморальные поступки не лишают католического священника «Благодати Святого Духа», данного ему при посвящении. Ни епархиальное руководство, ни даже глава католической церкви не могут сделать такого священника мирянином. Запретить проводить священнодейства клирику священноначалие может, однако все таинства, которые он совершает, являются действительными.

Согласно современным правилам Русской Православной Церкви, запрещение в служении — мера временного наказания священнослужителей , состоящая в запрещении им совершать священнодействия.

В соответствии с "Положением о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат", принятым Священным Синодом РПЦ 22 марта 2011 года, каноническое предание Православной Церкви рассматривает запрещение в священнослужении, наряду с другими видами прещений (запрещений), налагаемых на клириков и мирян, как способ исправления согрешившего. В связи с этим святые церковные каноны, описывая возможные причины запрещения клириков в служении, указывают на сроки такого наказания.

При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение.

По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если правящий архиерей полагает, что клирик пребывает нераскаянным, то срок прещения может быть продлен отдельным указом, либо, в случае упорного нераскаяния, может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана.

В случае если, по мнению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято с него досрочно.

Громкие случаи запретов священников в служении в России

19 ноября 2013 года священник Глеб Грозовский, в отношении которого в России возбуждено уголовное дело, до окончания расследования.

9 октября 2013 года сроком на два месяца митрополит Саратовский и Вольский Лонгин местного священника Андрея Евстигнеева "за поведение, несовместимое с саном священнослужителя, и грубость в обращении с прихожанами". По данным Российского еврейского конгресса (РЕК), Евстигнеев назвал выбранное для ребенка крестильное имя Манефа "жидовским".

В январе 2013 года священник Димитрий Свердлов в священнослужении на пять лет. Решение было принято в связи с отношением Свердлова к своим священническим обязанностям. После своего назначения в сентябре 2012 года клириком собора Всех святых в земле Российской просиявших города Домодедово Свердлов не был ни на одном богослужении.

Что клирик "использует авторитет церкви в качестве прикрытия для своих финансовых афер". Кроме того, как сообщили в епархиальной пресс-службе, Феодосий "пытается вступать в контакты с кандидатами в депутаты, тем самым дискредитирует и самих депутатов, и РПЦ, потому что церковь политикой не занимается".

8 февраля 2010 года, по сообщению официального сайта Русской православной церкви, священник Иоанн Охлобыстин временно — такую резолюцию принял патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ответ на ноябрьское обращение самого клирика. Осенью 2009 года отец Иоанн сообщил в своем блоге, что подал прошение патриарху с просьбой отстранить его от служения, пока он в поисках своего предназначения. "При всем уважении нашего общества, включая представителей Церкви, к тому вкладу, который вносят актеры в культурную жизнь народа, следует придерживаться церковных канонов, в соответствии с которыми священство и лицедейство несовместимы", — сказано в резолюции патриарха Кирилла.

27 июня 2008 года Архиерейский собор Русской православной церкви епископа Анадырского и Чукотского Диомида, а также запретил служение представителям духовенства Чукотской епархии, подписывавшим письма с резкой критикой священноначалия и призывами к расколу. Три священнослужителя были запрещены в служении до покаяния и один лишен сана. Деятельность епископа Диомида нарушала 34-е апостольское правило, шестое правило второго Вселенского собора, 13-е, 14-е 15-е правила Двукратного собора, девятое правило Антиохийского собора.

1 февраля 2008 года в священнослужении "за недостойное поведение" протоиерей Иоанн Борисов. Он был освобожден от должности помощника благочинного церквей Одинцовского округа, настоятеля Никольской церкви села Сидоровское Одинцовского района, Михайло-Архангельской церкви города

Краснознаменска Московской области. В начале декабря 2007 года прихожанка Никольского храма села Сидоровское 21-летняя Вера Гречина обратилась в милицию и одновременно к патриарху Московскому и всея Руси с заявлением о том, что ее избил настоятель.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

25 апреля 2016 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; столичное духовенство.

За богослужением молились настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по делам по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова).

Богослужебные песнопения исполнил хор Богородице-Рождественского монастыря, регент — монахиня Сергия (Инютина).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи 2016 года были удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

  • игумен Алексий (Вылажанин), настоятель храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • игумен Владимир (Милованов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения митры

  • протоиерей Михаил Пшеничный, клирик Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга;

возведения в сан протоиерея

  • иерей Георгий Агеев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Сабурове г. Москвы;
  • иерей Александр Амелин, настоятель храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в с. Язвище Волоколамского района Московской области;
  • иерей Андрей Бондаренко, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы;
  • иерей Александр Елисеев, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы;
  • иерей Виктор Заподобников, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы;
  • иерей Михаил Исаев, клирик храма вмч. Димитрия Солунского в с. Дмитровское Красногорского района Московской области;
  • иерей Игорь Киреев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях г. Москвы;
  • иерей Александр Ковтун, настоятель храма вмц. Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане г. Москвы;
  • иерей Александр Кочубеев, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москвы;
  • иерей Илия Кочуров, настоятель храма свт. Спиридона Тримифунтского в Фили-Давыдкове г. Москвы;
  • иерей Владимир Купарев, клирик храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы;
  • иерей Алексий Миндров, клирик храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы;
  • иерей Анатолий Нагорный, клирик храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы;
  • иерей Марк Соукуп, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы;
  • иерей Анатолий Стрельников, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы;
  • иерей Александр Фильчаков, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине г. Москвы;
  • иерей Владимир Шевко, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • иерей Алексий Шумак, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине г. Москвы;
  • иерей Александр Севостьянов, клирик Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга;
  • иерей Сергий Петряшов, клирик Успенского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в г. Санкт-Петербург;
  • иерей Сергий Рождественский, клирик храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы;
  • иерей Виктор Соловей, настоятель Патриаршего подворья при храме Покрова Божией Матери на Николо-Архангельском кладбище;

возведения в сан протодиакона

  • диакон Валерий Рублев, клирик храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы;
  • диакон Алексий Степанов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине г. Москвы;
  • диакон Николай Султан, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • диакон Сергий Терехин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе г. Москвы.

Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Комаров, клирик храмов Богородице-Рождественского женского монастыря.

По окончании Литургии игумения Викторина (Перминова) приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству митру.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом .

В дар всем насельницам обители Святейший Владыка передал Евангелия для келейного чтения.

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с награжденными клириками. «Хотел бы каждого из вас поздравить с получением наград и еще раз сказать, что служение, которое вы совершаете, имеет огромное значение не только для вас лично, для ваших родных и близких, не только для вашего прихода, но и для жизни всего нашего народа. Потому что сегодня ни много ни мало решается самый важный вопрос: куда пойдет Россия, куда пойдет наш народ, что будет происходить в умах и сердцах. И ответственность за это мы с вами несем пред Богом, перед своей совестью. Поэтому я всех вас призываю, не щадя живота своего, жертвенно нести такое служение, которое будет содействовать преображению всего нашего народа», — призвал Святейший Патриарх.

От лица награжденных к Предстоятелю Русской Церкви со словами благодарности обратился протоиерей Андрей Бондаренко, сотрудник Патриаршего протокола, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В столице стартовала историко-культурная экспедиция «Русская лодья». «Святитель Петръ» взял курс на Соловки.

Словно из седых веков приплыл к причалу «Лужников» этот трехмачтовый северный коч. На таких «лодьях» задолго до Петра I бороздили суровые студеные воды русские поморы. Но судно «Святитель Петръ митрополит Московский» – молодое, его построили всего пять лет назад. Обычно его можно встретить в Братееве, а в минувшие выходные он отправился в длительный двухлетний поход.

– В Соловецком монастыре мы нашли старые чертежи корабля «Зосима», – рассказал «ВМ» капитан-командор «Святителя Петра» Игорь Драгушин, – и в точности по ним за два года в Петрозаводске построили это судно. Конечно, добавлена некоторая современная «начинка» – к примеру, тут установлен 80-сильный мотор.

В основных же параметрах энтузиасты старинных способов мореплавания придерживаются исторической справедливости.

Как и старые поморские «лодьи», «Святитель Петръ» ходит не под косыми, а под прямыми прямоугольными парусами. А стол в кают-компании подвешен к потолку на канатах. Сейчас корабль отправился в масштабную историко-культурную экспедицию «Русская лодья», которая продлится целых два года. Ее первый этап – паломничество по воде на Соловецкие острова с ковчежцем частиц святых мощей праведного адмирала Федора Ушакова и преподобного Федора Санаксарского. Кульминацией же станет установка памятника крейсеру «Варяг» и проведение подводно-поисковых работ на месте окончательного упокоения этого героического крейсера в шотландском Ленделфуте.

Помимо этих событий, экипаж примет участие в разнообразных регатах, парусных фестивалях и праздниках. Всего в разных этапах экспедиции окажутся задействованы 120 человек, одновременно же на борту «лодьи» будут находиться 17 моряков. На ключевых должностях – штурмана, боцмана, лоцмана, помощника капитана, врача, моториста – в путь отправились опытные профессиональные яхтсмены и мореходы. Другая половина команды – юные курсанты мореходных школ, клубов и столичного Морского кадетского корпуса.

Присутствует в составе экипажа и судовой священник. Иерей Александр Елисеев из гольяновского храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких идет в море далеко не первый раз. Есть у него на судне и вторая, не менее важная специальность – кок.

– В школе я бредил морем и вместе с другом даже хотел поступать в одесскую мореходку, – рассказал нам батюшка. – Правда, родители не пустили, велели заканчивать десятилетку. Уже приняв сан, как-то я был послан духовно окормлять экипаж одного корабля в Средиземное море. Очень скоро выяснилось, что все на судне при деле, а обед приготовить некому. Так, совершенно естественным образом я оказался на камбузе…

С тех пор отец Александр – постоянный член команды «Святителя Петра», а в последнее время приобщает к походам на исторической «лодье» и двух своих сыновей. Правда, участвовать целиком во всей экспедиции священник позволить себе не может, ведь он тратит на эти приключения свои очередные отпуска. В пятницу прямо на палубе «лодьи», находящейся на траверзе храма Христа Спасителя, клирик отслужил молебен о путешествующих, и «Святитель Петръ» взял курс на Соловки.

Информация со страницы о.Александра:

20.12.2016 23:40

«Сегодня Епархиальный совет меня отправил за штат с правом служения по всей Епархии, причину не назвали. Указ получил, так и написано с правом служения, и в Указе не указано за что отправили, просто так, ни за что. 26 лет служу и продолжаю служить Церкви, куча благодарственных писем, наград. Так что батюшки приглашайте служить в гости, приеду с удовольствием. Требы тоже все могу совершать. Слава Богу за всё. Буду работать над книгами, готовлю книгу сборник стихов, выйдет в январе, книгу для детей. Но конечно нужны на издание добрые люди. Будучи церковнослужителем работал и на светской работе, и даже будучи в сане, тоже, это нормально, сейчас многие знакомые, особенно приходские священники так и живут. К сожалению, народ видит попов на джипах, и от этого мнение создаётся неправильное. Попы на джипах и сидели на этом сборище.

20 декабря по н.с. Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 21, ст. 12 — 19.

12. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13. будет же это вам для свидетельства.
14. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15. ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17. и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18. но и волос с головы вашей не пропадет, -
19. терпением вашим спасайте души ваши.
(Лк. 21, 12–19)

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие».
(Второе послание к Тимофею 3:1)
«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».
(Второе послание к Тимофею 3:12,13)

Собратья предали, а люди простые так поддерживают, что только в сердце радость.

Спаси всех Бог за добрые слова, и за молитвы, и за Ваши добрые сердца.

Братья и сестры! Необходима помощь в ремонте машины, у многодетной семьи единственная машина, сбербанк 4276 6800 1455 0824 Большая просьба помочь! Спаси Бог не равнодушных. Подрабатывать в такси хотел, а тут такая проблема. Машина 2006г. попала на кап.ремонт двигателя».

Кричит, шумит синедрион:
«Виновен, смуту сеет Он.
Бесовской силой Он целит.
И лжу, неправду говорит.
Распять Его, убить, предать,
И 30 сребренников дать.»
Иуда клевету твердит,
Ложь вместо правды говорит.
«Гнать нищего, изгнать, сломить», —
Богатых сонм тут говорит.
Все тянут руки, вверх, быстрей,
Ведь он и вправду льстец, злодей.
Его от сонмища, немедля, отлучить.
И не нашлось Иосифа и Никодима,
Чтоб правду защитить.
Всем кушать хочется, и место потеплей.
Поэтому предать спокойно можно,
Хоть ближних, хоть друзей.
Своя рубашка ближе к телу,
Совесть, спи спокойным сном.
Всем надо жить, кормить семью,
Поэтому пусть пострадает он.
Но не забудьте, вы, богатые слепцы.
Боль вы посеяли, и горе поженете вы.
Зло всходами несчастий вам взойдёт
И будет падать так из рода в род.
«Мне отмщение, Аз воздам» — глаголет Бог…
Текут минуты жизни и часы.
И вот уж на Суде пред Богом мы.
Минута, час, день, месяц, вот и срок.
Не так уж долог жизни временной порог.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: